Общество: политика, экономика, право. 2021. № 9. С. 80-83. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 9. P. 80-83.
Научная статья
УДК 343.2/.7:004.738.5
https://doi.org/10.24158/pep.2021.9.13
Проблемы квалификации преступлений, связанных с использованием шифрования информации и обеспечением анонимности в сети Интернет
Валентина Николаевна Куфлева1, Анна Игоревна Литовченко2
12Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия [email protected], https://orcid.org/ 0000-0001-6432-9452 [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-0928-7688
Аннотация. Статья посвящена вопросам квалификации преступлений, совершаемых с использованием шифрования информации и предоставления анонимного доступа в сети Интернет. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с реализацией уголовной ответственности за деяния, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В работе сделан вывод о необходимости привлечения к ответственности администраторов, владельцев интернет-сайтов и (или) доменных имен, а также лиц, отвечающих за ведение и (или) наполнение сайтов преступным содержанием. Обосновывается необходимость правовой регламентации указанных действий в российском законодательстве. Внесено предложение о включении в УК РФ новой статьи, предусматривающей ответственность за создание и администрирование ресурсов, использующих шифрование информации и предоставление анонимного доступа в сеть Интернет в целях совершения преступлений.
Ключевые слова: Интернет, преступление, информационный ресурс, анонимность, пользователь, шифрование, администрирование, сайт, домен
Для цитирования: Куфлева В.Н., Литовченко А.И. Проблемы квалификации преступлений, связанных с использованием шифрования информации и обеспечением анонимности в сети Интернет // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 9. С. 80-83. https://doi.org/10.24158/pep.20219.13.
Original article
Problems of qualification of crimes related to the use of information encryption and ensuring anonymity on the Internet
Valentina N. Kufleva1, Anna I. Litovchenko2
12Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected], https://orcid.org/ 0000-0001-6432-9452 2 [email protected], https://orcid.org/ 0000-0003-0928-7688
Abstract. The article is devoted to the issues of qualification of crimes committed using information encryption and providing anonymous access on the Internet. The object of the study is public relations concerned to implementation of criminal liability for acts committed using information and telecommunications technologies. The paper concludes that it is necessary to bring to justice administrators, owners of Internet sites and (or) domain names, as well as persons responsible for maintaining and (or) filling sites with criminal content. The necessity of legal regulation of these actions in Russian legislation is justified. A proposal has been made to include a new article in Criminal Code of the Russian Federation providing for responsibility for creation and administration of resources that use information encryption and provide anonymous access to the Internet for the purpose of committing crimes.
Keywords: Internet, crime, information resource, anonymity, user, encryption, administration, website, domain
For citation: Kufleva V.N., Litovchenko A.I. Problems of qualification of crimes related to the use of information encryption and ensuring anonymity on the Internet // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 9. P. 80-83. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.20219.13.
В настоящее время право на анонимность является непременным фактором, позволяющим избежать идентификации в сети Интернет. Как отмечается в специальной литературе, крайнее злоупотребление и незаконная деятельность во Всемирной паутине - наиболее заметные недостатки анонимности в Сети [1].
В международном и национальном законодательстве юридическая оценка анонимности неидентична [2]. В актах международных организаций [3] право на анонимность рассматривается как возможность самостоятельно определять порядок раскрытия и сохранения данных о личности в интернет-пространстве, в то время как в РФ, а также в законодательстве иных государств возникает вопрос об установлении ограничений с целью обеспечения национальной безопасности в сети Интернет [4].
Развитие информационных технологий влияет на формирование новых форм взаимодействия между людьми, в связи с чем нелегальная деятельность становится конкурентной в современном интернет-пространстве. Это дает возможность использовать средства шифрования и анонимность в сети Интернет для сокрытия преступлений: террористического и экстремистского характера, незаконного оборота наркотиков или оружия и многих других, в том числе совершаемых организованными преступными формированиями.
Очевидно, что можно говорить о становлении нового криминального феномена, связанного с «диджитализацией» преступности, под которой следует понимать процесс перехода преступной деятельности в интернет-среду для открытия новых рынков сбыта, источников трафика клиентов, расширения других потенциальных направлений преступной деятельности при внедрении современных технологий, в том числе с использованием шифрования данных и анонимизации.
Противодействие указанной деятельности осуществляется органами власти, в том числе -с помощью совершенствования законодательства в указанной сфере. Внесенные в 2017 г. изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5] обязали владельцев VPN-сервисов и анонимайзеров не предоставлять пользователям возможность обхода блокировок сайтов, которые попали в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать контенты в виртуальном пространстве, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено [6].
Как указывает С.М. Сергеев, несмотря на усилия законодателя, обход блокировок Роском-надзора, в ведении которого находится указанный выше реестр, является крайне распространенным и строится на использовании:
1) технологии VPN (Virtual Private Network), использующей защищенные каналы, соединяющие устройства через сеть Интернет и обеспечивающие сетевые соединения поверх другой сети;
2) прокси-серверов, выступающих в роли посредников между устройством пользователя и сетью;
3) анонимных сетей, основанных на системе прокси-серверов, функционирующих посредством создания цепочки промежуточных соединений: децентрализованных (I2P) или гибридных (TOR - The Onion Router);
4) SSH-туннелей, в которых незакодированный трафик протокола шифруется на одном конце соединения SSH, а расшифровывается - на другом.
5) dedicated-серверов, арендуемых у владельца (хостинг-провайдера) для хранения, обработки и передачи информации арендатора на правах администратора, а также иных ресурсов [7, с. 138].
Лица, которые стремятся к сокрытию своих личных данных в целях совершения преступлений, прибегают к указанным видам программного обеспечения анонимизации в сети Интернет для доступа к информации, размещенной в «DarkNet» - неконтролируемой части интернета, недоступной обычным поисковым системам. Объем сети «DarkNet», по различным данным, составляет около 1-1,5 % от размера основного интернета [8, с. 271]. Фактически термин «DarkNet» используется для обозначения множества технологий, которые обладают следующими характеристиками:
1) децентрализованы для обмена файлами с использованием одноранговых технологий;
2) используют инфраструктуру интернета для своего трафика и соединений;
3) реализуют нестандартные протоколы, чтобы работать отдельно от общего интернета и, следовательно, быть недоступными для посторонних.
При использовании систем анонимизации и шифрования значительно облегчается осуществление преступной деятельности в сравнении с использованием общедоступных информационных ресурсов «offline», так как ни администраторы, ни владельцы сайтов и доменных имен, ни лица, отвечающее за ведение и наполнение цифровых платформ не сталкиваются с препятствиями при использовании многоступенчатого шифрования интернет-трафика. Особенности преступной деятельности, осуществляемой с использованием средств обеспечения анонимности в сети Интернет, предопределили значительные сложности в деятельности по раскрытию и расследованию данных преступлений.
Изучение материалов судебной практики [9] позволило сделать вывод о том, что противозаконные деяния, совершенные в сети «DarkNet», обычно квалифицируются по признакам преступлений, предусмотренных ст. 1741, 210 , 2221, 2222, 2281, 242 , 2421 УК РФ. При этом в ходе разрешения вопросов квалификации имеет место правовой вакуум в части регулирования информационных ресурсов, использующих шифрование и анонимный доступ в Сеть в целях совершения указанных выше преступлений.
Предложения о криминализации незаконного изготовления, модификации, администрирования и распространения информационных ресурсов, использующих системы шифрования и анонимного доступа в сети Интернет в преступных целях уже высказывались специалистами [10, с. 53]. Солидаризируясь с указанной позицией, хотим отметить, что основополагающими критериями выделения предлагаемого состава преступления будут являться его объективная сторона и субъект.
Объектом предложенного состава выступают общественные отношения в сфере использования средств шифрования данных и предоставления анонимного доступа в сеть Интернет.
Говоря об объективной стороне преступления, необходимо отметить, что она должна содержать ряд альтернативных действий, связанных с созданием, ведением и наполнением сайтов, а также других информационных ресурсов, использующих системы шифрования и (или) анонимного доступа в сети Интернет в преступных целях:
1) создание или изготовление, т.е. прототипирование, программирование и наполнение контентом отдельных документов и массивов связанных данных, имеющих уникальный адрес для размещения информации, связанной с терроризмом и экстремизмом, сбытом психотравми-рующих, порнографических материалов, информации о продаже наркотических или психотропных веществ и другими противозаконными действиями;
2) модификация - изменение и доработка сайтов путем обхода блокировок через различные технологии (например, VPN);
3) администрирование - определение порядка использования сайтов и доменных имен, предоставление либо содействие предоставлению специальных условий и технических возможностей для посетителей интернет-ресурса (решение вопросов, связанных с работой сайта, таких как размещение преступного контента и сетевая безопасность от постороннего контроля, в том числе правоохранительных органов);
4) распространение - диссеминация в области связи и средств размещения информации для посетителей ресурсов без прямой обратной связи (контроль за функционированием интернет-сайтов, реклама, разрешение споров с потребителями).
Предлагаемый состав преступления является формальным, в связи с чем будет считаться оконченным независимо от наступивших последствий.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины. Вместе с тем по совокупности с иными статьями УК РФ необходимо квалифицировать действия лица в том случае, если наряду с вышеуказанным оно также занимается распространением запрещенной уголовным законом информации, предметов, услуг.
Специальной целью указанного преступления выступает совершение преступлений, предусмотренных УК РФ, так как важен не сам факт использования систем шифрования и анонимности, а преступный характер этой деятельности. Так, по мнению С. Мэнсфилд-Девайна, система «Darknet» является лишь технологией, поэтому очень важно, как именно эту технологию используют интернет-пользователи [11, с. 5].
Для определения предлагаемого состава деяния особое значение имеет субъект преступления, в роли которого выступает создатель, владелец, администратор сайта и (или) доменного имени, а также лицо, отвечающее за ведение и наполнение сайта преступным содержанием (модератор).
Лицо, создавшее и модернизирующее сайт и (или) иной интернет-ресурс, содержащий запрещенную уголовным законом информацию, должен иметь на это техническую возможность (составлять макет структуры сайта в виде рубрик, разделов, названий, формировать техническое задание для дальнейшего размещения там преступных сведений и т. д.).
Под лицом, отвечающим за ведение и наполнение сайта преступным содержанием, понимается модератор - пользователь ресурса, имеющий возможность размещать информацию на сайте, поддерживать его работу. Для его привлечения к уголовной ответственности необходимо учитывать, что он не просто должен быть осведомлен о содержании ресурса, но и иметь реальную возможность вносить, корректировать и (или) не удалять запрещенную законом информацию.
Субъектом указанного преступления также могут выступать администраторы сайтов и (или) доменных имен - лица, в чьем распоряжении находится доменное имя (домен) и (или) информационный ресурс, а также владелец сайта, т.е. лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта, в том числе порядок размещения информации на нем. При этом следует учесть, что администратор доменного имени и владелец сайта могут совпадать в одном лице (когда администратор доменного имени размещает под доменным именем, которое ему принадлежит, свой сайт, контентом которого (информацией и материалами) он же и управляет) [12, с. 38-39].
Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод о том, что в процессе развития информационных технологий возникают проблемы, связанные с появлением новых форм преступной деятельности, в частности, в сфере использования сервисов и поисковых систем анонимизации и шифрования данных. В интернете создана целая сеть сайтов, предоставляющих незаконные услуги, и данная ситуация требует незамедлительной реакции государства по совершенствованию УК РФ путем введения новых уголовно-правовых запретов.
Список источников:
1. Asenbaum H. Anonymity and Democracy: Absence as Presence in the Public Sphere // American Political Science Review. 2018. Vol. 112, iss. 3. Р. 459-472. https://doi.org/10.1017/s0003055418000163 ; Rigby K. Anonymity on the Internet Must be Protected [Электронный ресурс] // MIT Computer Science & Artificial Intelligence Lab. URL: http://groups.csail.mit.edu/mac/clas-ses/6.805/student-papers/fall95-papers/rigby-anonymity.html (дата обращения: 10.09.2021).
2. Кузнецова С.С. Право на анонимность в сети Интернет: актуальные вопросы реализации и защиты // Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 5 (119). С. 33-41. https://doi.org/10.34076/2410-2709-2020-5-33-41.
3. Декларация о свободе обмена информацией в интернете: принята Комитетом Министров Совета Европы от 28 мая 2003 г. на 840-м заседании заместителей министров [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: http://base.gar-ant.ru/71036560/ (дата обращения: 17.08.2021 ) ; Доклад Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Д. Кея № A/HRC/29/32 2015 г. [Электронный ресурс] // eSub-scription to United Nations Documents. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/HRC/29/32 (дата обращения: 17.08.2021) ; Доклад Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век» № A/HRC/27/37 2014 г. [Электронный ресурс] // eSubscription to United Nations Documents. URL: https://undocs.org/ru/A/HRC/27/37 (дата обращения: 17.08.2021).
4. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publica-tion.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 (дата обращения: 17.08.2021).
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2021) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html (дата обращения: 10.08.2021).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"» [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/6725/ (дата обращения: 17.08.2021).
7. Сергеев С.М. Некоторые проблемы противодействия использованию в преступной деятельности средств обеспечения анонимизации пользователя в сети Интернет // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (73). С. 137-140.
8. Иксанов Р.А., Слепов Г.С. Защита прав граждан от посягательств в сети Даркнет // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 4. С. 271-273.
9. Приговор Пензенского районного суда от 28 сентября 2020 г. по делу № 1-86/2020 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/4PItzykNNxmu/ (дата обращения: 14.07.2021) ; Приговор Петрозаводского городского суда от 3 сентября 2020 г. по делу № 1-443/2020 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/RWzl0zpMdXW/ (дата обращения: 14.07.2021) ; Приговор Чертановского районного суда по делу № 1-290/20 [Электронный ресурс] // Официальный портал судовобщей юрисдикции города Москвы. URL: https://mos-gorsud.ru/rs/chertanovskij/cases/docs/content/35144c58-1110-4305-b64e-c9afebf2a398 (дата обращения: 14.07.2021) ; Приговор Якутского городского суда от 20 мая 2020 г. по делу № 1-732/2020 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/czT0WNdEyeQg/ (дата обращения: 14.07.2021).
10. Каримов В.Х. Актуальные вопросы борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием систем анонимизации пользователей в сети Интернет // Российский следователь. 2018. № 6. С. 51-54.
11. Mansfield-Devine S. Darknets // Computer Fraud & Security. 2009. № 12. P. 4-6.
12. Рожкова М., Глазкова М. Комментарий к Обзору практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.) (ч. II) // Приложение к журналу «Хозяйство и право». 2016. № 9. С. 38-39.
Информация об авторах В.Н. Куфлева - доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=759114.
А.И. Литовченко - студентка юридического факультета имени А.А. Хмырова, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия.
Information about the authors V.N. Kufleva - Associate Professor, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology of Kuban State University, Krasnodar, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=759114.
A.I. Litovchenko - Student of the Khmyrov Faculty of Law of Kuban State University, Krasnodar, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 18.08.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.09.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 16.09.2021.