Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УРОКОВ ESP (английский для специальных целей)'

ПРОБЛЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УРОКОВ ESP (английский для специальных целей) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие критического мышления / проблемно-ориентированное обучение / преподавание английского языка для специальных целей. / development of critical thinking / problem-oriented learning / teaching English for specific purposes.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косимова Дилдора Хусановна

в данной статье актуализируется проблема развития критического мышления у обучающихся как условие для эффективного овладения иностранным языком для специальных целей в образовательном пространстве вуза. В работе мы систематизируем наш опыт по развитию компетенции критического мышления в рамках преподавания английского языка студентам, обращаясь к государственным стандартам высшего образования, в которых системное и критическое мышление определяется как универсальная компетенция. Выдвинутая авторами гипотеза находит свое подтверждение в ряде проведенных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CRITICAL THINKING IN TEACHING ESP LESSONS (English for Specific Purposes)

this article actualizes the problem of developing critical thinking in students as a condition for effective mastery of a foreign language for specific purposes in the educational space of a university. In this work, we systematize our experience in developing the competence of critical thinking in the framework of teaching English to students, referring to the state standards of higher education, in which systemic and critical thinking is defined as a universal competence. The hypothesis put forward by the authors is confirmed in a number of studies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УРОКОВ ESP (английский для специальных целей)»

ПРОБЛЕМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УРОКОВ ESP (английский для специальных целей) Косимова Д.Х.

Косимова Дилдора Хусановна - Преподаватель английского языка, кафедра гуманитарных дисциплин Университет менеджмента и современных технологий г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье актуализируется проблема развития критического мышления у обучающихся как условие для эффективного овладения иностранным языком для специальных целей в образовательном пространстве вуза. В работе мы систематизируем наш опыт по развитию компетенции критического мышления в рамках преподавания английского языка студентам, обращаясь к государственным стандартам высшего образования, в которых системное и критическое мышление определяется как универсальная компетенция. Выдвинутая авторами гипотеза находит свое подтверждение в ряде проведенных исследований.

Ключевые слова: развитие критического мышления, проблемно-ориентированное обучение, преподавание английского языка для специальных целей.

PROBLEMS OF CRITICAL THINKING IN TEACHING ESP LESSONS (English for

Specific Purposes) Kosimova D.Kh.

Kosimova Dildora Khusanovna - English teacher, DEPARTMENT OF HUMANITIES UNIVERSITY OF MANAGEMENT AND MODERN TECHNOLOGIES TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article actualizes the problem of developing critical thinking in students as a condition for effective mastery of a foreign language for specific purposes in the educational space of a university. In this work, we systematize our experience in developing the competence of critical thinking in the framework of teaching English to students, referring to the state standards of higher education, in which systemic and critical thinking is defined as a universal competence. The hypothesis put forward by the authors is confirmed in a number of studies.

Keywords: development of critical thinking, problem-oriented learning, teaching English for specific purposes.

УДК 370

Проблемы и эффективность обучения иностранному языку в школах и вузах Узбекистана занимают важное место в дискуссиях научного сообщества уже не одно десятилетие. Актуальным в последние годы становится не только поиск и апробация современных педагогических методов преподавания иностранного языка, различных его уровней и отраслевых вариаций, так и комбинация методик, использование новых компьютерных сред и инструментария.

Интересы наших методистов направлены на исследование методов и средств теоретической и компьютерной лингводидактики, а также когнитивной лингвистики. Как научно-педагогические работники вуза, мы в большей мере ориентируемся на актуальные прикладные сферы использования иностранных языков, на отраслевые вариации языка с целью разработки курсов языка для специальных целей (например, информационных технологий), понимая при этом, что освоение профессиональных лингвистических компетенций невозможно без повышения эффективности преподавания базового уровня иностранного языка.

Исследования привели нас также к необходимости анализа проблем освоения компетенций, как профессиональных и специальных, так и тех, которые выделяются в современной педагогике как универсальные компетенции XXI века. К компетенциям XXI века, как правило, относят такие компетенции, которые востребованы в современном глобальном мире технологий и информации, отражая способности к эффективной коммуникации, совместной деятельности, принятию решений и критическому мышлению [3. С. 125].

Развитием критического мышления (КМ) школьников и студентов активно занимаются в мире уже долгое время, например, в США преподавание критического мышления, как отдельной дисциплины, является общепризнанным требованием стандарта высшего образования [2. С. 77]. На данный момент разработано значительное количество специализированного тестового материала на определение уровня

критического мышления для проведения экзаменов, результаты которых являются одним из важнейших показателей успешности обучения студентов.

В данной статье мы рассматриваем наш опыт по развитию компетенции критического мышления в рамках преподавания иностранного языка студентам.

Исходя из логики корреляции универсальных и профессиональных компетенций, можно предположить, что развивая критическое мышление, мы способствуем более эффективному овладению студентами иностранным языком. Данная идея и явилась гипотезой нашего следующего исследования и дидактических экспериментов.

Для развития КМ нами была использована апробированные ранее предметный PBL-подход и технология с сохранением логического алгоритма этапов «вызов-осмысление-рефлексия» при изменении комбинации педагогических методов и приемов, учитывая специфику отраслевого английского языка. PBL-подход интересен также тем, что его методики предполагают активизацию смежных знаний и компетенций (в данном случае, это область информационных технологий), таким образом, по нашему мнению, активизируя когнитивную активность обучающихся и повышая их мотивацию в силу принципиально иного способа освоения предмета с преподавателем-коучем.

Безусловно, все эти приемы - «ментальная карта», «диаграмма концептов», «многоуровневая каскадная карта знаний» - относятся к онтологическим моделям визуализации информации (визуальные когнитивные карты), но они представляют разные корреляционные отношения частей знаний по отношению друг к другу [1. C. 48].

Также интересным направлением исследований мы считаем анализ, адаптацию и разработку метрик по оценке уровня критического мышления у обучающихся вузов, что в данный момент развития педагогической науки в нашей стране представляет серьезный пробел.

Список литературы /References

1. Соснина Е.П. О проекте комплекса поддержки массовых открытых онлайн-курсов профессионального обучения отраслевому и техническому переводу // Иностранные языки в современном мире: сб. материалов XI Межд. научно-практической конференции / под ред. Д.Р. Сабировой, А.В. Фахрутдиновой. Казань, Изд-во Казан. ун-та, 2018.

2. Старостина Н.Н. Степень развития критического мышления студентов в комплексе образовательных уровней «техникум - бакалавриат - магистратура» //Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.

3. Волков Е.Н. Научение научному (критическому) мышлению и визуальная объективизация знаний: содержание, практика, инструменты // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. №2 (42).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.