Научная статья на тему 'Проблемы криминализации и наказуемости криминального сектанства'

Проблемы криминализации и наказуемости криминального сектанства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТА / SECT / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL RESPONSIBILITY / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочеткова М.Н., Сорокина К.А.

В статье рассматриваются проблемы наступления уголовной ответственности за создание деструктивной секты, а также проблемы практического применения существующих норм уголовного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы криминализации и наказуемости криминального сектанства»

Кочеткова М.Н.1, Сорокина К.А.2 ©

1Ст. преподаватель куфедры «Уголовное право и прикладная информатика в юриспруденции»; студент Юридического института.

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»

ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ И НАКАЗУЕМОСТИ КРИМИНАЛЬНОГО

СЕКТАНСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы наступления уголовной ответственности за создание деструктивной секты, а также проблемы практического применения существующих норм уголовного права.

Ключевые слова: секта, уголовная ответственность, профилактика. Keywords: sect, criminal responsibility, prevention.

В настоящее время российский уголовно-правовой подход в данной сфере характеризуется вмешательством со стороны государства: карает деяния, посягающие на религиозную свободу и свободу вероисповеданий, при этом не стараясь поддерживать или подавить распространение какой-либо религии, за исключением объединений, имеющих преступный характер. Актуальность проблемы уголовного противодействия криминальному сектантству объясняется тем, что данное посягательство направлено на интересы не только общественной нравственности, но и общественной безопасности, права и свободы отдельных граждан, их здоровье и право собственности.

Закрепленное в статье 28 Конституции Российской Федерации право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними составляет содержание свободы совести и свободы вероисповедания. Статья 30 Основного Закона Российской Федерации предоставляет каждому право на объединение [4]. Тем самым государство, помимо собственно религиозной свободы, то есть свободы совести и свободы вероисповедания, гарантирует право каждого на создание, руководство и участие в деятельности религиозного объединения. Обеспечение данной гарантии мерами государственного принуждения возможно, но только в том случае, если такая деятельность осуществляется в соответствии с правовыми нормами. В противном случае, при нарушении законодательства, государство не только не обеспечивает реализацию указанных прав, но и препятствует с помощью имеющихся у него средств воздействия на участников отношений подобной реализации.

После отказа от государственной политики воинствующего атеизма в пользу свободы совести и свободы вероисповедания органы государственной власти Российской Федерации на время фактически самоустранились от контроля за деятельностью религиозных объединений.

Предоставление Законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г.[1] возможности упрощенной процедуры регистрации религиозных объединений, сопровождающееся фактическим отсутствием полномочий по контролю за их деятельностью у органов государственной власти, привело к превращению Российской Федерации в место паломничества религиозных групп и организаций различного толка [3]. А тот факт, что действующим законодательством не были восприняты положительные наработки как дореволюционной, так и советской науки уголовного права привел к декриминализации отдельных деяний и, как следствие, ухудшению криминологической ситуации в целом.

© Кочеткова М.Н., ^рокина К.А., 2016 г.

О.В. Старков и Л.Д. Башкатов предлагают свою классификацию религиозных преступлений и считают необходимым выделить в теории уголовного права такой видовой объект, как религиозная свобода, и ввести в раздел VII «Преступления против личности» УК РФ главу «Религиозные преступления». По их мнению: «1. Следует выделить такой вид религиозных преступлений, как групповые, т.е. составы, где содержится упоминание совершения религиозного преступления группой лиц, объединением, смешанной группой или против группы лиц по их отношению к религии: а) организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ); б) геноцид - действия, направленные на полное или частичное уничтожение религиозной группы (ст. 357 УК РФ); в) нарушение равноправия граждан - нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ). 2. Религиозное преступление, выделенное как таковое исключительно по мотиву «религиозной ненависти или вражды»: а) убийство (ст. 105 ч. 2 п. «л» УК РФ);б) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ч. 2 п. «е» УК РФ);в) умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 ч. 2 п. «е» УК РФ); г) истязание (ст. 117 ч. 2 п. «б» УК РФ). 3. Посягательства на религиозное равноправие граждан: а) нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ); б) возбуждение религиозной вражды - действия, направленные а) на возбуждение религиозной вражды, а равно б) пропаганда 1) исключительности, 2) превосходства либо 3) неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, если эти деяния совершены: А - публично или Б - с использованием средств массовой информации (ст. 282 УК РФ); в) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий - 1) незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или 2) незаконное воспрепятствование совершению религиозных обрядов (ст. 148 УК РФ)» [5].

Анализируя предложенные выше классификации религиозных преступлений, и результаты проведенных научных исследований целесообразно выделить три группы таких деяний:

1. преступления, нарушающие законодательство о религии;

2. преступления против личности, совершаемые по религиозным мотивам либо под видом исполнения религиозных обрядов;

3. иные преступления, совершаемые членами религиозных тоталитарных сект.

К первой группе следует отнести два состава преступлений, это: ст. 136 УК РФ («Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина») и ст. 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»).

Под религиозным преступлением следует понимать любое духовно-вредоносное, уголовно-противоправное, умышленное деяние, посягающее на религиозную свободу граждан или по мотиву религиозной ненависти или вражды, или в связи с исполнением религиозного ритуала.

Все причины и условия религиозных преступлений следует делить на социальные и индивидуальные, а те, в свою очередь, на внутренние и внешние.

Внутренние социальные причины религиозной преступности надо рассматривать как противоречия сфер общественного религиозного бытия и сознания; внутренние социальные условия — как проблемы, трудности, недостатки управления со стороны государства, общества, церкви духовной сферой общества; внешние социальные причины как религиозную преступность иностранцев, транснациональную и т.п.; внешние социальные условия в качестве внедрения со стороны зарубежных стран своих религиозных конфессий, пропаганды против православной церкви, ислама, иудаизма, буддизма, проповедуемых в России.

Устранение ответственности за совершение некоторых наказуемых деяний (например, за вовлечение несовершеннолетних в деятельность религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан) негативно сказывается не только на состоянии общества в

настоящее время, но и на развитии Российской Федерации как в ближайшей, так и отдаленной перспективе. Следовательно, необходимо принять соответствующие меры по криминализации деятельности нетрадиционных религиозных объединений.

На сегодняшний день сектантская деятельность характеризуется скрытностью, повседневностью, избирательным подходом к новообращенным, масштабностью, выработкой новых методов и форм вербовки, поскольку в российском общественном массовом сознании в некоторой мере выработаны механизмы неприятия такого сложного социального явления, как сектантство. Криминальными являются только часть сект, но прежде всего именно криминальные секты характеризуются энергичностью экспансии и высокой степенью общественной опасности. Поскольку указанное криминальное явление имеет устойчивые исторические традиции, есть и "традиционный слой" людей, которые поддерживают сектантов в силу социальных, политических и культурных причин. Перечень деяний криминального сектантства с течением времени менялся, как изменялся и государственный подход в области противодействия, но одно оставалось неизменным -сектантство рассматривалось как особо опасное преступное посягательство, затрагивающее не только сферу религии, но и отношения государственной власти и политики [3]. К настоящему времени многие деяния, связанные с криминальным сектантством, декриминализированы, но главное остается неизменным - совершенно оправданно, что отдельные секты признаются преступными. Уголовная ответственность за сектантство имеет исключительный характер, так как в первую очередь речь идет не о преследовании определенных идей, воззрений, взглядов как инакомыслия, а той деятельности, которая их сопровождает, влекущей преступные последствия в виде причинения вреда здоровью, хищения чужого имущества и т. д.

В целом криминализация сектантства- это исторически обусловленные процесс признания общественно опасной формой индивидуального и группового поведения, обусловленного культовой общностью участников, закрепление его в уголовном законе в качестве преступного и наказуемого. Целесообразность, вынужденность и обоснованность криминализации обусловлены объективными потребностями общества и государства.

Таким образом, криминализация деятельности сект необходима, поскольку речь идет не о преследовании за нетрадиционные религиозные убеждения, отвергаемые государством, а о преступлениях, совершаемых религиозными или общественными объединениями, направленными против личности и собственности, основанными на культовой основе, и является значимым средством правового механизма противодействия злоупотреблению правом в форме сектантства.

Кроме того, необходима корректировка и основ деятельности религиозных объединений. В Российской Федерации в последнее время также наметилась тенденция по разграничению государственной политики в отношении традиционных для нашей страны конфессий и возникших либо привнесенных на территорию России в последнее время, то есть получившие распространение во второй половине XX в

В пользу создания органа контроля и надзора за деятельностью религиозных объединений свидетельствует также и необходимость единства банка информации о каждом из объединений (включая информацию об их функционировании за пределами Российской Федерации). Это позволит избежать возможности перерегистрации религиозных объединений, запрещенных на территории России, под другим наименованием, с сохранением прежних основ вероучения, целей и принципов деятельности.

Литература

1. Воробьева И.Б. Термин «секта» и его использование в юриспруденции. // Вестник Саратовской Государственной академии права: научный журнал.- 2010.- №3(73)- с. 160-164.

2. Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования./ учебник- изд. 3-е переработанное и дополненное- Нижний Новгород- 2002- 502с.

3. www.bogkuzya.ru

4. www.ntv.ru

5. www.sektainfo.ru

6. www.sektoved.ru

7. www.spisok-sekt.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.