Научная статья на тему 'Проблемы кодификации земельного законодательства'

Проблемы кодификации земельного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1284
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СТРУКТУРА ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ / НОВАЯ РЕДАКЦИЯ / LAND CODE / CONCEPT OF DEVELOPMENT OF LEGISLATION / THE STRUCTURE OF THE LAND CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / NEW EDITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковальчук Наталья Ивановна

Введение. За 17 лет со дня принятия Земельного кодекса РФ произошли существенные изменения как в его содержании, так и структуре. Количество статей кодекса увеличилось почти в два раза, главным образом за счёт правового регулирования перераспределения государственных и муниципальных земель. О кодификации земельного законодательства и тенденциях развития отрасли писали С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская, Е. А. Жариков, В. В. Чубаров и др. Сейчас появилась необходимость отдельного исследования самого кодифицированного акта. Цель. Целью работы является анализ некоторых существенных изменений Земельного кодекса РФ в последние годы, определение основ и перспектив его развития в соответствии с потребностями правоприменения. Методология. При исследовании законодательства и литературных источников использован сравнительно-правовой метод. Результаты. Сейчас земельное законодательство переориентировано на правовое регулирование предоставления, обмена, изъятия земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, количество которых составляет 92,2 процента земельного фонда страны. В отсутствие научной концепции развития земельного законодательства изменение Земельного кодекса РФ бессистемно, что приводит к его дестабилизации. Необходимо разработать концепцию развития земельного законодательства, которая бы согласовывалась с концепциями гражданского законодательства и других смежных отраслей на основе концепции развития российского законодательства. Воплощённые в Земельном кодексе РФ некоторые положения Концепции гражданского законодательства выходят за пределы предмета земельного права, но вынужденно восполняют пробелы в правовом регулировании земельно-имущественных отношений. Заключение. Требуется новая редакция содержания Земельного кодекса РФ, сокращение в нём некоторых организационно-процедурных норм, упорядочение нумерации глав и статей кодифицированного акта. Для разработки концепции земельного законодательства с целью гармоничного взаимодействия с концепциями смежных отраслей следует сделать сравнительную таблицу перспектив регулирования в пересекающихся областях отраслей законодательства. Определение земельного участка должно быть универсальным для всех отраслей законодательства, а значит, всесторонним, включающим понимание его не только как объекта недвижимости, но и как природного объекта, природного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the Codification of the Land Legislation

Introduction. Over the 17 years since the adoption of the Land Code of the Russian Federation, significant changes have occurred in its content and structure. The number of articles of the code has almost doubled, mainly due to the legal regulation of the redistribution of state and municipal lands. S. Bogolyubov, E.A. Galinovskaya, E.A. Zharikov, V.V. Chubarov and others wrote about the codification of land legislation and trends in the development of the industry. Now there is a need for a separate study of the codified act itself. Purpose. The aim of the work is to analyze some significant changes in the Land Code of the Russian Federation in recent years, to determine the basis and prospects for its development in accordance with the requirements of law enforcement. Methodology. A comparative legal method was used in the study of legislation and literary sources. Results. Now land legislation has been reoriented to the legal regulation of the provision, exchange, withdrawal of state or municipally owned land plots, the number of which is 92.2 percent of the country's land fund. In the absence of a scientific strategy for the development of land legislation, a change in the Land Code of the Russian Federation is haphazard, which leads to its destabilization. It is necessary to develop a strategy for the development of land legislation that would be consistent with the strategies of civil law and other related industries based on the strategy of development of Russian legislation. Some provisions of the Civil Law Concept, embodied in the Land Code of the Russian Federation, are outside the scope of the subject of land law, but are forced to fill in the gaps in the legal regulation of land and property relations. Conclusion. A new edition of the structure of the Land Code of the Russian Federation is required, a reduction of some organizational and procedural norms in it, streamlining of the numbering of chapters and articles of the codified act. To develop the concept of land legislation in order to harmoniously interact with the concepts of related industries, a comparative table of regulatory perspectives should be made in the overlapping areas of the legislative branches. The definition of a land plot should be universal for all branches of legislation, and therefore comprehensive, including its understanding not only as a property, but also as a natural object, a natural resource.

Текст научной работы на тему «Проблемы кодификации земельного законодательства»

ТРУДОВОЕ ПРАВО, ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 1. С. 141-149.

УДК 349.422

Б01 10.25513/1990-5173.2019.16(1).141-149

ПРОБЛЕМЫ КОДИФИКАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Н. И. Ковальчук

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Введение. За 17 лет со дня принятия Земельного кодекса РФ произошли существенные изменения как в его содержании, так и структуре. Количество статей кодекса увеличилось почти в два раза, главным образом за счёт правового регулирования перераспределения государственных и муниципальных земель. О кодификации земельного законодательства и тенденциях развития отрасли писали С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская, Е. А. Жариков, В. В. Чубаров и др. Сейчас появилась необходимость отдельного исследования самого кодифицированного акта. Цель. Целью работы является анализ некоторых существенных изменений Земельного кодекса РФ в последние годы, определение основ и перспектив его развития в соответствии с потребностями правоприменения. Методология. При исследовании законодательства и литературных источников использован сравнительно-правовой метод. Результаты. Сейчас земельное законодательство переориентировано на правовое регулирование предоставления, обмена, изъятия земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, количество которых составляет 92,2 процента земельного фонда страны. В отсутствие научной концепции развития земельного законодательства изменение Земельного кодекса РФ бессистемно, что приводит к его дестабилизации. Необходимо разработать концепцию развития земельного законодательства, которая бы согласовывалась с концепциями гражданского законодательства и других смежных отраслей на основе концепции развития российского законодательства. Воплощённые в Земельном кодексе РФ некоторые положения Концепции гражданского законодательства выходят за пределы предмета земельного права, но вынужденно восполняют пробелы в правовом регулировании земельно-имущественных отношений. Заключение. Требуется новая редакция содержания Земельного кодекса РФ, сокращение в нём некоторых организационно-процедурных норм, упорядочение нумерации глав и статей кодифицированного акта. Для разработки концепции земельного законодательства с целью гармоничного взаимодействия с концепциями смежных отраслей следует сделать сравнительную таблицу перспектив регулирования в пересекающихся областях отраслей законодательства. Определение земельного участка должно быть универсальным для всех отраслей законодательства, а значит, всесторонним, включающим понимание его не только как объекта недвижимости, но и как природного объекта, природного ресурса.

Ключевые слова: земельный кодекс; концепция развития законодательства; структура Земельного кодекса РФ; новая редакция.

1. Введение

Систематизация законодательства в форме кодификации предполагает упорядочение нормативно-правовых актов путём их кардинальной переработки и создания нового акта - кодекса. Кодифицированный акт рассчитан на существование неопределённо длительное время, что требует периодически приводить его в соответствие с развивающимися общественными отношениями. К примеру, принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации оказала такое влияние на

земельное законодательство, что Указ Президент РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 признал третью часть норм Земельного кодекса РСФСР недействующими, поскольку они не соответствовали основному закону. Необходимость упорядочения правового регулирования земельных отношений потребовала разработки нового кодифицированного акта, который был принят 25 октября 2001 г.

Авторы не раз писали о кодификации земельного законодательства (В. В. Чубаров), о концепции развития земельного законода-

тельства (С. А. Боголюбов, Е. А. Галиновская, Е. А. Жариков), о теоретических вопросах и тенденциях совершенствования земельного законодательства (О. А. Романова, Ю. А. Уме -ренко). Целью данной работы является исследование некоторых последних существенных изменений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), определение основ для его развития и перспектив совершенствования ЗК РФ.

2. Методология

При изучении изменений ЗК РФ и определении путей его совершенствования использован сравнительно-правовой метод исследования законодательства и литературных источников.

3. Научная и правовая основа для изменения ЗК РФ

Рассматриваемый в данной статье кодекс был принят в условиях существования противоречивых взглядов на регулирование права собственности, иных вещных прав на землю, на гражданско-правовой оборот земель. По мнению А. К. Голиченкова, классической кодификации не произошло, а ЗК РФ стал продуктом компромисса политических сил и потребностей реальной экономики [1, с. XI]. Вероятно, названное обстоятельство, в числе других, вызывает желание постоянно совершенствовать этот кодифицированный акт. Общепризнано, что для планомерного изменения ЗК РФ нужна концепция, т. е. система научных взглядов на развитие земельного законодательства, которой сейчас нет.

Вопрос «О концепции развития земельного законодательства» был предметом парламентских слушаний в Государственной Думе 6 марта 2017 г., а через год, 19 апреля 2018 г., - в Совете Федерации (далее - Парламентские слушания)1. Констатируя, что, по существу, идёт масштабная земельная реформа, хотя и несистемно, противоречиво, парламентарии рекомендовали Правительству РФ разработать комплексную стратегию развития земельного законодательства. В качестве её фундамента было предложено взять Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 гг., закреплённые Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297 (далее - Основы государственной политики использования земельного фонда

РФ), которые содержат несколько основных направлений развития земельного законодательства.

Российское государство, по мнению О. А. Романовой, пошло не по пути разработки полноценной концепции развития земельного законодательства, а по пути принятия программного документа в виде выше названных Основы государственной политики использования земельного фонда РФ [2]. Государственная политика по управлению земельным фондом, согласно этому акту, направлена на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития земельных отношений. Однако содержание этого документа не позволяет рассматривать его как концепцию развития отрасли законодательства.

Е. А. Галиновская обращает внимание на то, что ЗК РФ не только имеет существенный правовой механизм воздействия на возникновение и прекращение прав на землю, использование земли и управление, но и выполняет роль связующего звена во взаимодействии с иными отраслями законодательства при регулировании земельных отношений [3]. Такими наиболее близкими отраслями законодательства являются гражданское, градостроительное, экологическое, природо-ресурсные отрасли.

Для внесения изменений в ЗК РФ иногда фактически используется Концепция развития гражданского законодательства РФ, одобренная решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, содержащая немало перспектив для развития отношений, где объектом является земельный участок . На Парламентских слушаниях обоснованно пришли к выводу, что земельная концепция должна быть согласована с концепцией развития гражданского законодательства3. Следует добавить, что её необходимо согласовывать и с концепциями других смежных отраслей законодательства (градостроительным, экологическим и др.). Однако согласованное развитие не означает использование концепции другой отрасли для развития ЗК РФ.

Экологическое законодательство, как и земельное, имеет Основы государственной политики в области экологического развития

Российской Федерации до 2030 г., утверждённые Указом Президента 30 апреля 2013 г. Концепция реновации градостроительного законодательства Российской Федерации, разработанная в 2012 г. НОП (Национальным объединением проектировщиков), не имеет нормативного закрепления. Как видим, все отраслевые концепции имеют разное юридическое закрепление. Надо ли согласовывать эти документы с будущей концепцией земельного законодательства? Представляется, что необходимо иметь стройную концепцию развития всего российского законодательства, которая и будет основой для разработки согласованных отраслевых концепций с одинаковым юридическим статусом (например, они могут быть утверждены указом Президента РФ).

Однако, в отсутствие собственной земельной концепции, развитие земельного законодательства попало в прямую зависимость от изменений в других отраслях законодательства. По мнению О. А. Романовой, это обусловливает, по существу, обслуживающую роль земельного законодательства по отношению к гражданскому и градостроительному праву [2]. Вряд ли можно считать, что земельное законодательство «обслуживает» эти отрасли, но то, что оно вынуждено периодически приводить нормы ЗК РФ в соответствие с изменениями в этих отраслях, дестабилизирует его. Именно это, по мнению Ю. А. Умеренко, приводит к непоследовательному и несогласованному регулированию земельных отношений [4].

Если бы концепции взаимосвязанных отраслей законодательства, регулирующих отношения по поводу земли, имели таблицу пересекающихся сфер регулирования в соответствии с общими началами развития российского законодательства, то не вставал бы вопрос о «вынужденных» изменениях земельного законодательства. Но для этого по меньшей мере нужны концепции развития всех смежных отраслей законодательства, принципы их взаимодействия и разграничение сфер регулирования отношений по поводу земли.

Разграничение сфер правового регулирования между гражданским и земельным законодательством имеет столь важное значение, что это закреплено в качестве прин-

ципа земельного права. Сущность этого разграничения лежит в плоскости соотношения этих отраслей законодательства как общего (гражданское законодательство) и специального (земельное законодательство) (см., например: [5]).

Представители частного права, обоснованно относящие правоотношения по реализации права собственности и иных вещных и обязательственных прав на землю к предмету гражданского права, настаивают на том, чтобы нормы гражданского права, содержащиеся в ЗК РФ, были изъяты из него законодательным путём и перенесены в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) [6; 7]. Но до тех пор, пока гражданское законодательство не будет в полной мере регулировать особенности вещных и обязательственных отношений, где объектом является земельный участок, пробелы вынуждено восполнять земельное законодательство.

При этом В. В. Чубаров считает, что необходимость соблюдать значительное число публично-правовых требований по использованию земельного участка является одной из важнейших характеристик его гражданско-правового режима. Главным таким требованием является использование земельного участка в соответствии с целевым назначением [6]. Не менее важно учитывать особенности земельного участка и как природного объекта.

Одной из наиболее сложных задач, по мнению Е. А. Галиновской, остаётся обеспечение баланса между необходимыми преобразованиями и сохранением правопорядка, стабильности в обществе [8]. Парламентарии рекомендуют при модернизации ЗК РФ проявлять консерватизм и вносить в него изменения только отдельными, специальными федеральными законами4. Изменение ЗК РФ столь динамично, что к применению его не успевают адаптироваться даже специалисты, а это не соответствует статусу кодифицированного акта. Однако, с другой стороны, если не вносить изменения в ЗК РФ в связи с изменениями ГК РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), законов природоресурсных отраслей, то ситуация усугубится коллизией норм, что для правоприменения ещё хуже.

3.1. Основное понятие ЗК РФ «земельный участок» должно быть универсальным

Правовой режим земельного участка является комплексным, обеспечиваемым и земельным, и гражданским правом. Поэтому и определение понятия земельного участка, являющееся основным для обеих отраслей, также должно быть универсальным и всесторонним, включающим понимание его как объекта недвижимости, природного объекта, природного ресурса, пространственного базиса и др.

В соответствии с Основами государственной политики использования земельного фонда РФ надо исходить из понимания земельных участков как особых объектов природного мира, используемых в качестве основы жизни и деятельности человека, средства производства в сельском хозяйстве и иной деятельности, и одновременно как о недвижимом имуществе с особым правовым режимом. Концепция гражданского законодательства (п. 3.6.1) требует сформулировать в ГК РФ понятие земельного участка как объекта права собственности, определив его как участок поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, прошедший государственный кадастровый учёт.

В определённой степени это понятие воплощено в новой редакции п. 3 ст. 6 ЗК РФ, где земельный участок, представляющий часть поверхности земли, определён как объект права собственности и иных прав на индивидуально определённую вещь, объект недвижимости. Однако это определение не является универсальным и всесторонним, обеспечивающим как частные, так и публичные интересы в гражданском и земельном законодательстве.

От определения понятия земельного участка зависит развитие гражданских и земельных отношений, установление других понятий, например понятия единого объекта недвижимости. Согласно п. 3.6.3 Концепции развития гражданского законодательства РФ в ГК РФ должна быть реализована модель единого объекта недвижимости, который возникает при совпадении в одном лице собственника земельного участка и собственника, находящегося на нём недвижимого имущества. При этом отчуждение земельного

участка без находящегося на нём объекта недвижимости не допускается.

Это воспроизведено ст. 1 ЗК РФ в качестве принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Реализация этого принципа нацелена на одновременное отчуждение земельного участка и недвижимости, находящейся на нём.

Несоблюдение указанного принципа в современном гражданском обороте, по мнению В. В. Витрянского, порождает проблемы системного характера и сложности при регулировании права собственности и иных вещных прав на земельные участки и строения, сооружения, которые на них находятся [9]. Но, чтобы действовал режим единого объекта недвижимости, должно быть достаточно развёрнутое его правовое установление в ГК РФ и Федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно Основам государственной политики использования земельного фонда РФ усовершенствован порядок образования земельных участков в главе 1.1 ЗК РФ. При этом в ст. 11.2-11.8 ЗК РФ в определённой степени урегулированы также отношения собственности, возникающие при разделе, объединении или перераспределении земельных участков. Но согласно Концепции развития гражданского законодательства РФ (п. 3.6.4) эти отношения являются предметом гражданско-правового регулирования и должны быть установлены в ГК РФ. Получается, что воплощение в ЗК РФ Концепции развития гражданского законодательства РФ выходит за пределы предмета правового регулирования земельного права. В отсутствие необходимых норм в ГК РФ, земельное законодательство вынужденно занимается опережающим правотворчеством. Когда в ГК РФ появятся нормы соответствующего содержания, дублирующие будут изъяты из ЗК РФ.

3.2. Реализация в ЗК РФ Основ государственной политики использования земельного фонда РФ

Содержание ЗК РФ переориентируется на правовое регулирование перераспределе-

ния государственных и муниципальных земель, которые составляют 92,2 процента всех земель. В то же время рынок частных земель обеспечивается нормами гражданского законодательства, хотя и с учётом тех ограничений, особенностей, которые установлены земельным законодательством. При этом в собственности граждан и юридических лиц находится всего 7,8 процента5.

Такое огромное количество земель, находящихся в собственности публичных образований (даже за исключением федеральных земель лесного фонда), вызывает необходимость объёмного правового регулирования распределения их на принципах справедливости, оперативности. Поэтому центром правового регулирования в ЗК РФ стало предоставление, обмен, перераспределение, изъятие земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В ЗК РФ уже реализованы многие основные направления государственной политики использования земельного фонда. В гл. 5.1 ЗК РФ, регулирующей по-новому предоставление земельных участков, находящихся в го -сударственной или муниципальной собственности, установлен порядок предоставления земельных участков на торгах и без торгов, за плату и бесплатно, в собственность и на других вещных или обязательственных правах. Воплощены требования Основ государственной политики использования земельного фонда РФ, касающиеся совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд (гл. 7.1 ЗК РФ); усовершенствован порядок изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием.

По мнению некоторых авторов, иногда даже излишне детально прописан порядок предоставления земельных участков, например процедура аукциона, что могло бы найти отражение в подзаконном акте [4]. Действительно, в стремлении сделать предоставление земельных участков менее зависимым от субъективизма должностных лиц органов власти законодатель подробно прописал процедуры. Некоторые нормы без ущерба могли бы стать бланкетными с переносом их содержания в подзаконные акты. Примером могут служить растянувшиеся на несколько страниц три статьи, регулирующие заключе-

ние соглашения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Свобода от детальных организационно-процедурных норм позволила бы ЗК РФ стать более стройным, регулирующим наиболее важные разные виды земельных отношений, что и присуще кодифицированному акту.

Иногда требования Основ государственной политики использования земельного фонда РФ и Концепции развития гражданского законодательства РФ пересекаются. Так, оба документа имеют требование обеспечить условия для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, которое обращено прежде всего к гражданскому законодательству, поскольку ЗК РФ устанавливает лишь особенности сделок с землей. Между тем известны примеры, когда ЗК РФ имеет иное, по сравнению с гражданским законодательством, регулирование отдельных вопросов, связанных с совершением сделок с земельными участками, например договор аренды при заключении на новый срок [10], а особенности аренды земельных участков, установленные ст. 22, 39.8 ЗК РФ, весьма существенны.

Согласно Концепции развития гражданского законодательства РФ содержание каждого сервитута должно быть хотя бы укруп-нённо раскрыто в ГК РФ. Основы государственной политики использования земельного фонда РФ требуют уточнения порядка установления прав ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение.

Эти требования в определённой степени воплощены в ЗК РФ. С 1 сентября 2018 г. ст. 23 ЗК РФ, регулирующая сервитут, публичный сервитут на земельных участках, действует в новой редакции. Появились в ЗК РФ и две специальные главы, посвящённые сервитуту. Глава 5.3 ЗК РФ регулирует установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, что можно рассматривать как особый вид частного сервитута. Новая гл. 5.7 ЗК РФ устанавливает публичный сервитут в отдельных целях раз-

мещения государственных или муниципальных объектов (например, для электросетевого хозяйства, тепловых сетей, складирования стройматериалов, размещения автомобильных дорог и др.).

Зависимость ЗК РФ от норм, вносимых в ГК РФ в соответствии с Концепцией развития гражданского законодательства РФ, заставляет ждать этих изменений для дальнейшей работы над кодифицированным земельным актом. Предполагается установление в ГК РФ нового перечня вещных прав, присущих земельному участку: права постоянного владения и пользования земельным участком (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права личного пользования (узуфрукт). С урегулированием этих вещных прав на земельные участки появится необходимость правового регулирования в ЗК РФ порядка предоставления земельных участков на этих вещных правах. При этом следует согласиться с мнением авторов, считающих, что правоприменителю будет трудно привыкнуть к этим новым терминам (см.: [11]).

3.3. О структуре ЗК РФ

Внесённые за последние четыре года изменения в содержание ЗК РФ породили его новую структуру. Только один номер ст. 39 имеет пятьдесят подномеров (39.1-39.50), которые образуют семь глав (5.1-5.7), что составляет почти третью часть ЗК РФ. Здесь регулируются наиболее важные общественные отношения по предоставлению, перераспределению, обмену земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Такая структура, к сожалению, характерна и для других глав кодифицированного акта. Так, гл. 1.1 ЗК РФ содержит ст. 11 с десятью подномерами (ст. 11.1 - ст. 11.10), регулирующими образование земельных участков. Новая гл. 7.1 ЗК РФ, регулирующая порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обеспечивается ст. 56 с двенадцатью подно-мерами. Сейчас сразу и не скажешь, сколько статей в ЗК РФ - такое большое количество подномеров появилось в кодифицированном акте.

Изменений, внесённых в ЗК РФ, так много и они столь существенны как по со-

держанию, так и по структуре, что некоторые авторы называют его фактически новым кодифицированным актом [4]. При этом структура его стала столь неудобной для правоприменителя, что, возможно, следует принять новую редакцию ЗК РФ с упорядоченной нумерацией.

4. Заключение

Со времени принятия ЗК РФ прошло 17 лет, поэтому в соответствии с развивающимися общественными отношениями в него внесено большое количество существенных изменений, как в содержание, так и в структуру. Воплощая основные направления государственной политики использования земельного фонда, ЗК РФ центр правового регулирования перенёс на предоставление земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Сейчас динамичное изменение ЗК РФ под влиянием других отраслей законодательства приводит к его дестабилизации, что не соответствует статусу кодифицированного акта. Однако действие ЗК РФ без учёта изменений ГК РФ, ГрК РФ, законов природоре-сурсных отраслей, приведёт к коллизии норм, что затруднит правоприменение.

При отсутствии в ГК РФ регулирования особенностей вещных и обязательственных отношений, где объектом является земельный участок, пробелы вынужденно восполняет ЗК РФ, руководствуясь Концепцией развития гражданского законодательства РФ.

Собственной концепции, т. е. системы научных взглядов на развитие земельного законодательства, сейчас нет, но она необходима для планомерного изменения ЗК РФ. Нельзя рассматривать как концепцию развития отрасли законодательства Основы государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012-2020 гг., кото -рые содержат лишь несколько основных направлений развития земельного законодательства.

Концепции смежных отраслей законодательства - земельного, гражданского, градостроительного, экологического, природоре-сурсного должны быть согласованы между собой. Для этого на основе Концепции развития российского законодательства для взаимодействия смежных отраслей законодательства нужно разработать сравнительную таб-

лицу перспектив регулирования в их пересекающихся областях.

Определение понятия земельного участка, являющееся основным для смежных отраслей законодательства, должно быть универсальным и всесторонним, включающим понимание его не только как объекта недвижимости, но как природного объекта, природного ресурса, пространственного базиса и др.

Всё это требует новой редакции содержания ЗК РФ, устранения в нём некоторых излишних организационно-процедурных норм и установления последовательной нумерации статей и глав.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 О концепции развития земельного законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс] : материалы парламент. слушаний / Ком. Гос. Думы по природным ресурсам, собственности и зем. отношениям. - М., 2017. - Доступ на портале Парламентской библиотеки.

2 Концепция развития гражданского законодательства РФ : (одобрен. Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. -2009. - № 11.

3 О концепции развития земельного законодательства ... .

4 Там же.

5 Там же.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комментарий к Земельному кодексу РФ / под ред. проф. А. К. Голиченкова. - М. : БЕК, 2002. - 448 с.

2. Романова О. А. Развитие земельного законодательства: вопросы теории и практики // Lex Pussica. -2016. - № 6 - С. 132-145.

3. Галиновская Е. А. Современное состояние и развитие земельного законодательства в России // Аналитический вестник Совета Федерации. - 2016. - № 24. - С. 19-32.

4. Умеренко Ю. А. Тенденции развития и некоторые проблемы земельного законодательства Российской Федерации на современном этапе // Имущественные отношения в Российской Федерации. -2016. - № 7. - С. 90-105.

5. Жариков Ю. Г. Нормы гражданского права в сфере земельных отношений // Журнал российского права. - 2011. - № 11. - С. 33-39.

6. Чубаров В. В. Кодификация земельного законодательства (взгляд с позиции частного права) // Кодификация российского частного права / под ред. Д. А. Медведева. - М. : Статут, 2008. - С. 175-176.

7. Суханов Е. А. Вещное право: научно-познавательный очерк. - М. : Статут, 2017. - 560 с.

8. Галиновская Е. А. Земельное правоотношение как социально-правовое явление : монография. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 272 с.

9. Витрянский В. В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Статут, 2018. - 528 с.

10. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2017. - 784 с.

11. Боголюбов С. А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. - 2010. - № 1 (157). - С. 38-47.

Информация об авторе

Ковальчук Наталья Ивановна - кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и социального права Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: [email protected]

SPIN-код: 4032-8406, AuthorlD: 818856

Информация о статье

Дата поступления - 27 ноября 2018 г. Дата принятия в печать - 10 января 2019 г.

Для цитирования

Ковальчук Н. И. Проблемы кодификации земельного законодательства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. Т. 16, № 1. С. 141-149. DOI: 10.25513/1990-5173. 2019.16(1).141-149.

PROBLEMS OF THE CODIFICATION OF THE LAND LEGISLATION

N.I. Kovalchuk

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Introduction. Over the 17 years since the adoption of the Land Code of the Russian Federation, significant changes have occurred in its content and structure. The number of articles of the code has almost doubled, mainly due to the legal regulation of the redistribution of state and municipal lands. S. Bogolyubov, E.A. Galinovskaya, E.A. Zharikov, V.V. Chubarov and others wrote about the codification of land legislation and trends in the development of the industry. Now there is a need for a separate study of the codified act itself. Purpose. The aim of the work is to analyze some significant changes in the Land Code of the Russian Federation in recent years, to determine the basis and prospects for its development in accordance with the requirements of law enforcement. Methodology. A comparative legal method was used in the study of legislation and literary sources. Results. Now land legislation has been reoriented to the legal regulation of the provision, exchange, withdrawal of state or municipally owned land plots, the number of which is 92.2 percent of the country's land fund. In the absence of a scientific strategy for the development of land legislation, a change in the Land Code of the Russian Federation is haphazard, which leads to its destabilization. It is necessary to develop a strategy for the development of land legislation that would be consistent with the strategies of civil law and other related industries based on the strategy of development of Russian legislation. Some provisions of the Civil Law Concept, embodied in the Land Code of the Russian Federation, are outside the scope of the subject of land law, but are forced to fill in the gaps in the legal regulation of land and property relations. Conclusion. A new edition of the structure of the Land Code of the Russian Federation is required, a reduction of some organizational and procedural norms in it, streamlining of the numbering of chapters and articles of the codified act. To develop the concept of land legislation in order to harmoniously interact with the concepts of related industries, a comparative table of regulatory perspectives should be made in the overlapping areas of the legislative branches. The definition of a land plot should be universal for all branches of legislation, and therefore comprehensive, including its understanding not only as a property, but also as a natural object, a natural resource.

Keywords: land code; concept of development of legislation; the structure of the Land Code of the Russian Federation; a new edition.

REFERENCES

1. Golichenkov A.K. (ed.). Commentary on the Land Code of the Russian Federation. Moscow, BEK Publ., 2002. 448 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Romanova O.A. Land Law Development: Problems of Theory and Practice. Lex Russica, 2016, no. 6, pp. 132-145. (In Russ.).

3. Galinovskaya E.A. The current status and development of land legislation in Russia. Analiticheskii bullenen' Soveta Federatsii = Analytical Bulletin of the Council of Federation, 2016, no. 24, pp. 19-32. (In Russ.).

4. Umerenko Yu.A. The Development Trends and Some Problems of Land Legislation of the Russian Federation at the Present Stage. Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii = Property relations in the Russian Federation, 2016, no. 7, pp. 90-105. (In Russ.).

5. Zharikov Yu.G. Civil law norms in relation to land contracting. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2011, no. 11, pp. 33-39. (In Russ.).

6. Chubarov V.V. Codification of land legislation (a view from the position of private law), in: Medvedev D.E. (ed.). Codification of Russian private law. Moscow, Statute Publ., 2008. pp. 175-176. (In Russ.).

7. Sukhanov E.A. Proprietary right, scientific and educational essay. Moscow, Statute Publ., 2017. 560 p. (In Russ.).

8. Galinovskaya E.A. Land legal relationship as a social and legal phenomenon, monograph. Moscow, INFRA-M Publ., 2015. 272 p. (In Russ.).

9. Vitryansky V.V. Reform of Russian civil law: intermediate results, 2nd ed., corr. and add. Moscow, Statute Publ., 2018. 528 p. (In Russ.).

10. Bogolyubov S.A. (ed.). Commentary on the Land Code of the Russian Federation (article by article), 2nd ed., corr. and add. Moscow, Prospect Publ., 2017. 784 p. (In Russ.).

11. Bogolyubov S.A. Land legislation and the concept of development of civil law. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2010, no. 1 (157), pp. 38-47. (In Russ.).

About the author

Kovalchuk Natalia - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Labor and Social Law

Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077,

Russia

E-mail: [email protected] SPIN-KO,q: 4032-8406, AuthorlD: 818856

Article info

Received - November 27, 2018 Accepted - January 10, 2019

For citation

Kovalchuk N.I. Problems of the Codification of the Land Legislation. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2019, vol. 16, no. 1, pp. 141-149. DOI: 10.25513/1990-5173.2019.16(1). 141-149. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.