Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАПЕВОВ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ АШУГСКОМ ИСКУССТВЕ'

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАПЕВОВ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ АШУГСКОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
ашугское искусство / напев / цикл / классификация / репертуар. / ashug art / melody / cycle / classification / repertoire.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Атакишиева Кямаля Алашраф Кызы

Представленная статья связана с одной из основных проблем ашугского искусства в Азербайджане, классификацией напевов и изучением особенностей циклических жанров. Широкое и всестороннее изучение искусства ашугов с древней историей получило широкое распространение в ХХ веке, изучено в трудах исследователей. В статье рассматриваются историко-теоретические предпосылки данного вопроса и приводятся научные результаты, полученные в современный период. Ссылаясь на исследования, посвященные решению различных задач, статья характеризует актуальность изучения циклических напевов как объекта специальных исследований. В статье рассмотрены напевы дивани, гезеллеме, пешров, шикеста и т.д., которые считаются циклическими напевами и выделены общие и специфические черты каждого цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CLASSIFICATION OF CYCLIC MELODIES IN AZERBAIJANI ASHUG ART

The presented article is connected with one of the main problems of ashug art in Azerbaijan, the classification of tunes and the study of the features of cyclic genres. A wide and comprehensive study of the art of ashugs with ancient history became widespread in the twentieth century, studied in the works of researchers. The article discusses the historical and theoretical background of this issue and presents scientific results obtained in the modern period. Referring to studies devoted to solving various problems, the article characterizes the relevance of studying cyclic tunes as an object of special research. The article considers the tunes of divani, gezelleme, peshrov, shikesta, etc., which are considered cyclic tunes, and highlights the general and specific features of each cycle.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАПЕВОВ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ АШУГСКОМ ИСКУССТВЕ»

«ШУУШШШУМ-ЛШГМаИ» #4(127), 2022 / PHILOLOGICAL SCIENCES

41

problem began to be widely studied in the example of the Prague School of Linguistics.

Beginning in the second half of the twentieth century, a new era of word order - actual membership - begins. He was approached from two aspects - communicative and cognitive. When talking about the system of ranking of language units, the inverted and the unknown are also brought to the fore, compound words, double words, word combinations, complex sentences, additions, specializations, non-inverted units.

Syntactically, the Azerbaijani language is radically different from the English language. For example, if most of the metaphorical sentences in English are arranged in the form of clause + news + secondary members, as mentioned above, in the Azerbaijani language

most metaphorical sentences are formed in the form of clause + secondary members + news.

References

1. G.Seymour. At close Quarters. Diamond Books, 1987, 767 p.

2. E.Hemingway. For whom the Bell Tolls, 1976.

3. §ixli i. "Dali Kür", Baki, Yazigi, 1982, 512 s.

4. G.Seymour. A Song in the Morning. Diamond Books, 1986,767 p.

5. Karimzada F. Xudafarin körpüsü. Baki, Qanun, 2012, 408 s.

6. J.Steinbeck. The Red Pony. Penguin Books, 1988.

7. E.Waugh. Prose, Memoirs, Essays. Moscow: Progress, 1980.

УДК 78/07

Атакишиева Кямаля Алашраф кызы Институт Фольклора Национальной Академии Наук Азербайджана, кандидат по искусствоведению ORCID: 0000-0003-3637-6790 DOI: 10.24412/2520-6990-2022-4127-41-44 ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАПЕВОВ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ

АШУГСКОМ ИСКУССТВЕ

Atakishiyeva Kamala Alashraf gizi

Institute of Folklore National Academy of Sciences of Azerbaijan

ORCID: 0000-0003-3637-6790

PROBLEMS OF CLASSIFICATION OF CYCLIC MELODIES IN AZERBAIJANI ASHUG ART

Аннотация.

Представленная статья связана с одной из основных проблем ашугского искусства в Азербайджане, классификацией напевов и изучением особенностей циклических жанров. Широкое и всестороннее изучение искусства ашугов с древней историей получило широкое распространение в ХХ веке, изучено в трудах исследователей. В статье рассматриваются историко-теоретические предпосылки данного вопроса и приводятся научные результаты, полученные в современный период. Ссылаясь на исследования, посвященные решению различных задач, статья характеризует актуальность изучения циклических напевов как объекта специальных исследований. В статье рассмотрены напевы дивани, гезеллеме, пешров, шикеста и т.д., которые считаются циклическими напевами и выделены общие и специфические черты каждого цикла.

Abstract.

The presented article is connected with one of the main problems of ashug art in Azerbaijan, the classification of tunes and the study of the features of cyclic genres. A wide and comprehensive study of the art of ashugs with ancient history became widespread in the twentieth century, studied in the works of researchers. The article discusses the historical and theoretical background of this issue and presents scientific results obtained in the modern period. Referring to studies devoted to solving various problems, the article characterizes the relevance of studying cyclic tunes as an object of special research. The article considers the tunes of divani, gezelleme, peshrov, shikesta, etc., which are considered cyclic tunes, and highlights the general and specific features of each cycle.

Ключевые слова: ашугское искусство, напев, цикл, классификация, репертуар.

Keywords: ashug art, melody, cycle, classification, repertoire.

Понятие цикличности в музыкальном искусстве объясняется несколькими способами. Цикл характеризуется структурными особенностями отдельных музыкальных жанров, с другой стороны, принципом развития внутри жанра. Цикл и цикличность проявляется в народном музыкальном творчестве и в классической музыке. Однако, как и все

жанры классической музыки, ряд жанров уходит своими корнями прежде всего в народное творчество. Основной принцип жанров с структурой цикла характеризуется организацией отношений между его частями и единицами: «Связь частей на основе их драматургической функции - ведущий принцип циклических форм» (Бобровский,

42

PHILOLOGICAL SCIENCES / «ШУШШШМ-ШУГМак» 2022

1978:181). Как и во всех жанрах классической музыки, жанры народной музыки лежат в основе структурных принципов циклических форм. Основной целью исследования является изучение циклических жанров в народной музыке.

Одним из основных направлений азербайджанской народной музыки является искусство ашуга. Существует богатый и красочный музыкальный репертуар этого искусства, уходящий корнями в глубь веков. Процесс исторического формирования этих напевов отшлифован тысячелетними эпо-сами и отшлифован мастерами-художниками и достиг высокой стадии развития. Впервые изучение ашугских напевов связано с научной деятельностью выдающегося азербайджанского композитора и музыковеда Узеира Гаджибейли. В своих научных статьях ученый уточнял особенности напева в ашугском искусстве и выявлял ее ритмическую принадлежность. Ашугская музыка, в свою очередь, привлекла внимание музыковедов Афрасиаба Бадалбейли, Бюльбюля Мамедова, Мамедсалеха Исмаилова и других, и в различных исследованиях были проведены ценные исследования.

Новый этап в изучении ашугского искусства начался с работ музыковедов Амины Эльдаровой, Тариела Мамедова, Камилы Дадашзаде, Азада Озана Керимли, Ирады Кочарли, И. Имамвердиева, Н. Рахимбейли и других.

Одно из основных направлений в изучении этого искусства связано с классификацией жанров, которая широко освещена в исследованиях этих ученых. Первая классификация музыкально-поэтических жанров в ашугском искусстве принадлежит Амине Эльдаровой. В его монографии «Азербайджанское ашугское искусство» особое место отводится изучению поэтических и музыкальных жанров, а также группировке ашугов по типичным признакам. Музыковед классифицировал музыкальные жанры в ашугском искусстве и пришел к выводу, что общее количество собранных ашугских напевов составляет около 80. (Мамедов, 2011:64). Позднее эта тема получила развитие в исследованиях других ученых и характеризовалась определенными новшествами.

Ашугское искусство сочетает в себе большое количество вокально-инструментальных и инструментальных жанров. В разных исследованиях, связанных с этими напевами, классифицировались разные жанры, исследователи делили ашугские напевы на функциональные ступени и корни (тональная основа), лада и формы, поэтические жанры, районы и места, конкретных ашугов или определенных героев и т.д. разделены на определенные группы по критериям.

В музыковедении ашугские напевы группируются с разных аспектов. Группировка осуществляется по названиям напевов, высоте ступени, корневому отличию, характеру и исполнительским особенностям. Ашугские напевы имеют очень специфические названия. Они раскрывают содержание и особенности, и в большинстве случаев определяют не только атмосферу, но и поэтическую форму и высоту напева. Встречаются также

напевы, в названиях которых присутствуют признаки как поэтической формы, так и музыкального жанра. На пример, «Баш мухаммес», «Орта Ди-вани» и т.д. Вообще поэтические формы играют особую роль в названиях напевов. За исключением жанра гошма, все основные формы ашугской поэзии имеют одинаковое название по рифму и идейно-эмоциональному содержанию этой формы. Такие сочетания образуются путем соединения поэтической формы с топонимом. На пример, «Аран гезеллемеси», «Карабах гафиеси», «Иреван герай-лысы» и т.д. Многие напевы связаны с именами героев эпоса. Примером тому могут служить многочисленные напевы Кероглу. Особое место в этом искусстве занимают также напевы, связанные с именами известных ашугов. На пример, «Диль-гами», «Мамедбагири», «Гусейни», «Азафлы ду-бейт» и т.д.

У исследователя ашугского искусства И. Ко-чарли также интересные взгляды на классификацию ашугского напева. Она делает некоторые уточнения, опираясь на мнение А. Эльдаровой: «1. Напевы свободной ритмики (ad libitum) («Теджнис», «Зарынджы», «Чобан баяты», «Га-рачы», «Дервиши» и т.д.); 2. Напевы с элементами свободной и стабильной ритмики («Азафлы ге-райлы», «Шах Хатаи дивани» и т.д.); 3. Ритмичные напевы (сюда включены ашугские песни и напевы как «Гилянар», «Дербенти», «Шахсевени» и т.д.); 4. Инструментальные жанры; 5.Ашугские танцевальные жанры» (Кёчерли, 2010:16).

Отдельный раздел посвящен понятию ашуг-ской песни в диссертации Х.Алиевой «Ладо-интонационные и мелодические особенности Ширван-ских ашугских напевов»: «Создание и пение песен - одна из уникальных, древних традиций ширван-ской ашугской среды. Песни на различные темы, созданные профессиональными мастерами-ашугами, вошли в репертуар ашугов и заняли постоянное место в репертуаре традиционных и современных песен. Даже песни профессиональных мастеров-ашугов постепенно входили в традиционный репертуар напевов. Исследования показывают, что иногда в репертуаре певцов (ханенде-исполнитель мугама) исполняются и ширванские ашугские песни» (Алиева, 2014:16).

Известно, что жанровая классификация постоянно приобретает новые качества в различных исследованиях, что свидетельствует об индивидуальном подходе и научном подходе каждого автора к проблеме. Данная тема актуальна в исследованиях ашугского искусства, так как принцип цикличности не изучался как отдельный объект исследования. Хотя вопрос цикличности в классификации ашуг-ских напевов не является предметом специального исследования, в научных исследованиях имеются ссылки на мнения по этому поводу. Циклы напевов группируются по-разному. Одни напевы относятся к ступенному соотношению, другие циклы относятся к региональной характеристике и разнообразию жанра, одна группа напевов - чисто по характеру и темпу, другая - по своему содержанию, а

«ШУУШШШУМ-ЛШГМаИ» #4(127), 2022 / PHILOLOGICAL SCIENCES

43

также региональные особенности и так далее, соединяются в одном цикле. Напевы «Мухеммес», «Сарытель» и «Дивани» объединены в цикл, в зависимости от верхней, средней и нижней ступени ашугского инструмента саза. По темпу и характеру напевы «Шярили» делят на умеренный и подвижный тип. Циклы «Гёзеллеме» сгруппированы по содержанию, а также по особенностям региона. Циклы «Шикесте», «Шешенги» и «Пешровы» чисто регионального типа. Эти жанры известны как характерные напевы Ширванской области.

Каждый цикл имеет свои особенности. Это связано с содержанием и образом напева, который объединяется внутри цикла, языком музыки, высотой ступени и тоники, особенностями поэтической основы. Известно, что ряд ашугских напевов назван по высоте ступени на шейке саза. Это тип напевов, которые соединяется в цикле по ступени и высотой тоники. Примером служит циклы как «Дивани», «Сарытель», «Мухаммес», «Дубейти»,

«Шяшянги». Объединяет эти циклы, на первый взгляд, высота тонической высоты, но внутри сама по себе эта композиция имеет несколько иные характеристики. На пример, напев «Дивани» имеет разновидности связанные с высотой ступени, а так же и как «Османлы дивани», «Бахри дивани», «Им-ран дивани» и т.д. Некоторые из этих названий связаны с распространением напева под разными именами. Таким образом, «Османлы дивани», «Бахри Дивани» и «Аяг Дивани» (испоняется на нижней ступени саза) один и тот же напев с разными названиями. Иногда он известен под несколькими именами просто из-за особенностей исполнения в разных регионах или разными ашугами. Такая ситуация наблюдается и в других циклах, связанных с высотой тоники. На пример напев «Мухаммес» имеет разновидности связанные с ступени верхней, средней и нижней высоты, а так же как «Ширван мухаммес», «Кёроглы мухаммес», «Зиль мухам-мес» (исполняется на высоком регистре саза), «Агыр мухаммес» (умеренный), «Дуваггапма» (исполняется в конце эпоса (дастана)). По-видимому, один из этих разновидностей носит региональный характер, а другой связан с эпосом.

Одним из интересных аспектов является то, что между этими циклами существуют связи. На пример, «Кероглу мухаммес» также известен как «Багдад дубейт». Подобные случаи можно наблюдать и в цикле с жанром «Дубейт». Наряду с нижним и средним типами этого напева, известны такие типы, как «Азафлы дубейт», «Зульфугар дубейт», «Багдад дубейт», «Древний Нахчывани». Среди них «Азафлы дубейт» и «Зульфугар дубейт» один и то же тип напева. «Азафлы дубейт» назван в честь известного Товузского ашуга Микаила Азафлы. Напев «Гядим Нахчывани» и «Орта дубейт» (средний) один и тот же напев.

Среди напевов, образующих ряд, связанных с темпом напева и характером исполнения, можно назвать и напевы «Шярили». Существуют так называемые умеренные и подвижные (обозначение темпа и характер исполнения) виды этого напева.

Концентрация региональных видов более характерна для циклов. Такие циклы более характерны для ширванской среды, занимающей особое место в творчестве азербайджанских ашугов и отличающейся богатством красочных жанров. Эти циклы охватывают напевы «Пешров», «Шяшанги», «Шикасте» и «Гезеллеме». Видов этих жанров, принадлежащих ширванской ашугской среде, больше, чем указанный выше ряд. Среди шикасте известны такие как «Бадамы шикасте», «Баяты шикаете», «Чыхданчыхмаз шикасте», «Кярам шика-сте», «Копек шивасте» (старый), «Гядим шикасте» (древний), «Сарыторпаг шикасте», «Ширван шика-сте», «Турабы шикасте», «Зарынджы шикасте», «Зил шикасте», «Марзия шикасте», «Кобыстан шикасте», «Харидж шикасте», «Велиджаны шикасте», «Али джади шикасте», «Нарынджы шикасте» и т.д. Сюды можно добавить и «Карабах шикасте» и «Кесме шикасте», которые исполняются народными певцами ханенде. Как видно, напевы «Шикасте» были названы по разным критериям. Есть типы, связанные с местом, именами людей, а также особенностями исполнения, основанием лада, высотой ступени. Такая же ситуация наблюдается и у напевов «Пешров. Один из региональных циклов сформировался в связи с типичными для Ширван-ской зоны пешровами. Пешров - ритмичный ашуг-ский напев лирического характера. Количество пешров в разных источниках указывается по-разному. Пешровы так же разнообразны, как ширван-ские шикасте. В этом цикле есть разновидности напевов «Пешров» как, «Хиджази пешров», «Эйваз пешров», «Кярам пешров», «Чобан яйлагы пешров», «Кёроглы пешров», «Ибрагим пешров», «Али джади пешров», «Шур пешров», «Билал пешров», «Яйма пешров», «Шамси-гямар пешров», «Марсия-зикр пешров», «Оба кёчду пешров» и т.д. Пешровы «Телли сазым», «Шамси гямар», «Эйваз» названы в честь поэтического текста, «Шур» и «Хи-джази» названы в честь ладовой основы. Пешровы «Чобан яйлагы» называют в связи с природой, «Иб-рахими», «Алиджазиб» называют человеческими именами, «Кярам пешров» связан с напевами «Кярами». По поводу пешрова «Эйваз» следует отметить, что текст этого пешрова взят из эпоса «Ке-роглу». Текст Пешрова адресован Эйвазу, которого усыновил Кероглу.

Одним из жанров, составляющих цикл напевов, принадлежащих ширванской ашугской среде, является «Шяшанги». По сравнению с предыдущими циклами эти напевы отличаются в основном высотой тоники и характером. Жанр «Шяшанги» имеет разновидности связанные с тонической ступени, а так же как «Гюллу шяшанги», «Ойнаг шяшанги», «Ордубады шяшанги».

«Дивани» в ашугском искусстве - это напев исполняемый в свадьбах. «В средние века под названием «диванной литературы» стали появляться литературные произведения и стихи. В основном это были произведения, написанные на эрузе, на относительно сложном, трудном для понимания языке, написанные и распространяемые и тем самым отличающиеся от народной литературы.

РН1ШШ01САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШУШШШМ-ШУГМак» #41127), 2022

44

Основными поэтическими формами диванной литературы были газель, касыда, мухаммас, кита и ру-баи» (Кёчарли, 2010:67).

«Дивани» - одна из важнейших составляющих ашугского эпоса. Большинство «Дивани» восторженные, торжественные, боевые, мужественные. Однако есть момент, связывающий «Дивани» с классической поэзией, с рифмой эруз.

Существует три вида «Дивани», исполняющих в нижнем, среднем и верхнем регистрах инструмента: «Баш дивани», «Орта Дивани» и «Аяг ди-вани». Кроме того, в репертуаре ашугов имеется ряд видов «Дивани»: «Меджлис диваниси» («Баш Дивани», «Хаг Дивани»), «Шах Хатаи Дивани», «Джанги Дивани», «Османлы Дивани», «Аяг Ди-вани», «Бахри Дивани», «Мейдан Дивани», «Орта Дивани», «Урмани Дивани», «Годжа (Тебриз) дивани, «Саде Дивани» (простой), «Чылдыр Дивани», Шенлик дивани» и т.д. Эти напевы, названия которых мы перечислили, вошли в книгу И. Кочарли. (Кёчерли: 2010:73).

«Гёзеллемелер», известные как ряды напевов, относятся к числу наиболее типичных напевов для ашугского творчества. Главное, что объединяет напевы «Гёзеллемелер», это то, что тема посвящена любви и восхвалению. Однако «Гёзеллемелер» названы как по региону, в которым они исполняются, так и по отдельным авторам. К примеру, можно назвать «Амрах гёзеллеме», «Панах гёзел-леме», «Вагиф гёзеллеме», «Билал гёзеллеме» названные по авторам, «Гёйче гёзеллеме», «Аран гёзеллеме», «Ширван гёзеллеме», «Чылдыр гёзеллеме» названные по региону.

Некоторые из этих напевов одинаковы. Например, напев, известный как «Вагиф гёзел-леме», тот же напев «Михайи». Или напевы гёзел-леме, принадлежащий ашугам того же района, проявляется как варианты напева гёзеллеме этого региона. С этой точки зрения, «Панах гёзеллеме», «Билал гёзеллеме» выполнялись мастерами-ашугами Ширванской области и были известны в народе под этими названиями. Однако некоторые исследования показывают, что эти напевы являются вариантом характерного для региона «Шир-ван гёзеллеме».

Некоторые циклы связаны с эпосами. В этом отношении ярким примером может служить напевы «Кярем» и «Короглу».

Таким образом, проанализировав часть ашуг-ских напевов, объединенную под циклом, можно сделать вывод, что циклы формировались на основе различных критериев. Эти критерии определяются происхождением напева, региона, определенными эпосами, содержанием, музыкальным или поэтическим жанром. Определение этих критериев и изучение форм проявления в напеве, включенных в цикла, дает толчок к выяснению различных вопросов искусства ашуга. Например, анализ циклических напевов приводит к появлению напевов с разными названиями, но по сути один является вариантом другого. Следует отметить, что обнаружение этих фактов в будущем может привести к формированию новой базы данных по классификации и численности и типу ашугского напева. В процессе исследования в центре внимания также находятся региональные циклы. Изучение и анализ таких циклов позволяет выявить региональные особенности отдельных жанров, выявить сходства и различия между ними. Выяснение всех этих вопросов требует нового взгляда на изучение ашугского напева и дает толчок к формированию новых аналитических методов исследований в этой области.

Литература

1. Алиева, Х.А. Ладо-интонационные и мелодические особенности ширванских ашугских напевов. Автореферат. Баку: Мутарджим, 2014. 29 с.

2. Бобровский, В.П. Функциональные основы музыкальной формы. Москва: Музыка, 1978. 332 с.

1. Гаджибеков, У.А. Избранные произведения. Баку: Язычи, 1985, 653 с.

2. Имамвердиев, И.Ч. Характеристика азербайджанского ашугского искусства (Западный регион). Баку: Ширваннешр, 2004. 137 с.

3. Кочарли, И.Т. Ашугское искусство: музыкально-поэтические жанры. Баку: МИУ, 2010. 218с.

4. Мамедов, Т.А. Азербайджанское ашугское творчество. Баку: Апостроф, 2011. 648 с.

5. Рагимбейли, Н.Р. Мелопоэтика азербайджанских эпосов. Баку: Восток-Запад, 2009. 535 с.

6. Рагимов, А.Р. Уникальные творческие черты, характерные для ашугской среды Ширвана. // Баку: Журнал "Мир музыки", 3/2012

7. Эльдарова, Ф.М. Азербайджанское ашугское искусство. Баку: Наука, 1996, 165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.