Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ШИРВАНСКОЙ АШУГСКОЙ СРЕДЫ'

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ШИРВАНСКОЙ АШУГСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
75
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
ашугское искусство / Ширванская ашугская среда / Ширванские ашуги / ашугская поэзия / саз / ashug art / Shirvan ashug environment / Shirvan ashugs / ashug poem / saz

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Айнура Садык Кызы Сафарова

Ашугское искусство занимает особое место в национальной культуре азербайджанского народа. История создания этого искусства уходит в глубокую древность. Ашугское искусство широко распро-странено в тюркском мире, известно и развито в каждом регионе своими особенностями. Ширванская ашугская среда занимает важное место в формировании и развитии этого искусства. Стиль исполне-ния Ширванских ашугов с древними традициями отличается от других ашугов некоторыми особенно-стями. Из-за манеры исполнения и пения на сазе, обычая танцевать во время исполнения, выступление представителей Ширванской ашугской среды не тождественно выступлению ашугов других сред. Представители этой среды исполняют ритмично, в ансамблевой форме, в единстве саз-балабан-нагара и гоша-нагара (то есть двойного барабана). В данном исследовании мы расскажем о характерных осо-бенностях Ширванской ашугской среды, а также о некоторых ашугах, которые жили и творили в Ширване, сыграли особую роль в формировании и развитии этой среды – ашуг Мирза Билал, ашуг Гур-банхан Садыгов, ашуг Байлар Гадиров, ашуг Панах Панахов. Особую роль в подготовке и формировании большинства ширванских ашугов сыграл ашуг Билал, великий мастер Ширванской среды. Мирза Билал был мастером своего времени. Современники признавали ашуга Билала прекрасным знатоком Ширван-ской ашугской среды, высоко ценили его, называли “главой Ширванской ашугской школы”. Создание и формирование этой среды стало возможным благодаря огромному таланту и труду ашуга Билала. Ширванские ашуги, прошедшие несколько столетий исторического развития, в XIX и начале XX ве-ка больше тяготели к ханенде , меняли свой репертуар и манеру исполнения. В частности, в результате общественно-политических событий, произошедших в Азербайджане в начале XX века, изменилось и содержание тем, к которым обращались ашуги. Ашуги, которые раньше связывали свое творчество с религией, прославляли Бога, пророка, начали писать стихи, приложения, посвященные советской идео-логии, прославляли новое устройство, колхоз, героев труда. Церемонии, в которых принимали активное участие ширванские ашуги, были в основном свадьбы, народные гуляния. Здесь ашуги рассказывают длинные эпопеи, передают при исполнении слово друг другу, их исполнение на основе мугамов “Забул”, “Сегах” и др. оставило глубокий след в памяти сегодняшнего старшего поколения. Наряду с народными празднествами, ширванские ашуги принимали активное участие в общественно-социальных мероприя-тиях страны в соответствии с требованиями времени и структуры. Aшугское искусство является не только национальным музыкальным искусством азербайджанских тюрков, но и составной частью куль-туры Азербайджана и тюркского мира в целом, прошедшей большой исторический путь развития. Ширванская ашугская среда, являясь частью этой огромной культуры, сохранила и передала будущим поколениям многие национальные ценности, традиции ашугского искусства, традиции эпоса и образы ашугской поэзии. Привлеченные нами к исследованию творчество Ширванских ашугов, их эпические и исполнительские традиции еще больше обогатили художественно-эстетическую среду Ширвана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF SHIRVAN ASHUG ENVIRONMENT

Ashug art has its own special place in the national culture of the Azerbaijani people. The history of the creation of this art begins from ancient times. Ashug art has been spread widely in the Turkic world, it has been known and developed with its unique features in every region. In the formation and development of this art Shirvan ashug environment has an important position. The style of performance of Shirvan ashugs, which has an ancient tradition, differs from other ashug environments due to some features. According to the style of playing and singing in the instrument “saz” and the habit of dancing during the performance the performance of the representatives of the ashug environment of Shirvan is not the same as the performance of ashugs of oth-er environments. Representatives of this environment perform in the form of ensemble, in the rhythmic style, combined with “saz-balaban-nagara” (saz (folk musical instrument like guitar) – balaban (kind of wind in-strument) – nagara (drum) and gosha nagara (double drum). In the research the information about the charac-teristic features of Shirvan ashug environment, as well as some of the ashugs who lived and created in Shirvan region, played a special role in the formation and development of this environment such as Ashug Mirza Bilal, Ashug Gurbankhan Sadigov, Ashug Beyler Gadirov, Ashug Panah Panahov. Ashug Bilal, the great artist of Shirvan environment, played a special role in the preparation and formation of the majority of Shirvan ashugs. Mirza Bilal was a master artist of his time. The contemporaries recognized Ashug Bilal as the perfect connois-seur of Shirvan ashug environment, highly appreciated him and called him “Wise master of the Shirvan ashug school”. The creation and formation of this environment was possible due to the great talent and work of Ashug Bilal. Shirvan ashugs, who passed several hundred years of historical development, displayed a keen interest in the profession of singing and made changes in their repertoire and singing styles in the 19th and beginning of the 20th centuries. In particular, as a result of the socio-political events appeared in Azerbaijan at the begin-ning of the 20th century there was a change in the content of topics addressed by ashugs. Ashugs who were close to the Islam religion and praised Allah and His Prophet, later they wrote poems and quatrains dedicated to Soviet ideology, praised the new structure, the collective farm and the heroes of labor. The ceremonies in which Shirvan ashugs took an active part were mainly weddings and folk celebrations. The long-extended epos telling by ashugs, their competition with one another, playing the instrument “saz” on mughams such as “Zabul”, “Segah”, etc. left deep signs in the memory of today’s older generation. Along with the folk celebra-tions Shirvan ashugs also took an active part in the country’s social events in accordance with the require-ments of the period and structure. Ashug art is not only a national music art of the Azerbaijani Turks, but also a part of Azerbaijan and in general the Turkic world passed a long historical development path. Along with being a part of this huge culture, Shirvan ashug environment has preserved many national values, traditions of ashug art, traditions of epos and genres of ashug poetry and passed it to future generations. The activity of Shirvan ashugs, their epos and performing traditions have enriched the Shirvan ashug environment from the artistic-aesthetic point of view.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ШИРВАНСКОЙ АШУГСКОЙ СРЕДЫ»

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #29ШШ, 2021 / PHILOLOGICAL SCIENCES

69

PHILOLOGICAL SCIENCES

УДК 78.07

Айнура Садык кызы Сафарова Кандидат филологических наук Институт Фольклора НАНА DOI: 10.24412/2520-6990-2021-29116-69-73 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ШИРВАНСКОЙ АШУГСКОЙ СРЕДЫ

PhD Aynura Safarova

ANAS Institute of Folklore

CHARACTERISTIC FEATURES OF SHIRVAN ASHUG ENVIRONMENT

Аннотация.

Ашугское искусство занимает особое место в национальной культуре азербайджанского народа. История создания этого искусства уходит в глубокую древность. Ашугское искусство широко распространено в тюркском мире, известно и развито в каждом регионе своими особенностями. Ширванская ашуг-ская среда занимает важное место в формировании и развитии этого искусства. Стиль исполнения Шир-ванских ашугов с древними традициями отличается от других ашугов некоторыми особенностями. Из-за манеры исполнения и пения на сазе, обычая танцевать во время исполнения, выступление представителей Ширванской ашугской среды не тождественно выступлению ашугов других сред. Представители этой среды исполняют ритмично, в ансамблевой форме, в единстве саз-балабан-нагара и гоша-нагара (то есть двойного барабана). В данном исследовании мы расскажем о характерных особенностях Ширванской ашугской среды, а также о некоторых ашугах, которые жили и творили в Ширване, сыграли особую роль в формировании и развитии этой среды - ашуг Мирза Билал, ашуг Гурбанхан Садыгов, ашуг Байлар Гадиров, ашуг Панах Панахов. Особую роль в подготовке и формировании большинства ширван-ских ашугов сыграл ашуг Билал, великий мастер Ширванской среды. Мирза Билал был мастером своего времени. Современники признавали ашуга Билала прекрасным знатоком Ширванской ашугской среды, высоко ценили его, называли "главой Ширванской ашугской школы ". Создание и формирование этой среды стало возможным благодаря огромному таланту и труду ашуга Билала.

Ширванские ашуги, прошедшие несколько столетий исторического развития, в XIX и начале XX века больше тяготели к ханенде1, меняли свой репертуар и манеру исполнения. В частности, в результате общественно-политических событий, произошедших в Азербайджане в начале XX века, изменилось и содержание тем, к которым обращались ашуги. Ашуги, которые раньше связывали свое творчество с религией, прославляли Бога, пророка, начали писать стихи, приложения, посвященные советской идеологии, прославляли новое устройство, колхоз, героев труда. Церемонии, в которых принимали активное участие ширванские ашуги, были в основном свадьбы, народные гуляния. Здесь ашуги рассказывают длинные эпопеи, передают при исполнении слово друг другу, их исполнение на основе мугамов "Забул ", "Сегах" и др. оставило глубокий след в памяти сегодняшнего старшего поколения. Наряду с народными празднествами, ширванские ашуги принимали активное участие в общественно-социальных мероприятиях страны в соответствии с требованиями времени и структуры. Aшугское искусство является не только национальным музыкальным искусством азербайджанских тюрков, но и составной частью культуры Азербайджана и тюркского мира в целом, прошедшей большой исторический путь развития. Ширванская ашуг-ская среда, являясь частью этой огромной культуры, сохранила и передала будущим поколениям многие национальные ценности, традиции ашугского искусства, традиции эпоса и образы ашугской поэзии. Привлеченные нами к исследованию творчество Ширванских ашугов, их эпические и исполнительские традиции еще больше обогатили художественно-эстетическую среду Ширвана.

Abstract.

Ashug art has its own special place in the national culture of the Azerbaijani people. The history of the creation of this art begins from ancient times. Ashug art has been spread widely in the Turkic world, it has been known and developed with its unique features in every region. In the formation and development of this art Shirvan ashug environment has an important position. The style ofperformance of Shirvan ashugs, which has an ancient tradition, differs from other ashug environments due to some features. According to the style ofplaying and singing in the instrument "saz" and the habit of dancing during the performance the performance of the representatives of the ashug environment of Shirvan is not the same as the performance of ashugs of other environments. Representatives of this environment perform in the form of ensemble, in the rhythmic style, combined with "saz-balaban-nagara" (saz (folk musical instrument like guitar) - balaban (kind of wind instrument) - nagara (drum) and gosha

1 То есть профессиональным певцам на народных празднествах и гуляниях.

70

PHILOLOGICAL SCIENCES / «ШЦШШШМ-ШУГМак» 2

nagara (double drum). In the research the information about the characteristic features of Shirvan ashug environment, as well as some of the ashugs who lived and created in Shirvan region, played a special role in the formation and development of this environment such as Ashug Mirza Bilal, Ashug Gurbankhan Sadigov, Ashug Beyler Gadirov, Ashug Panah Panahov. Ashug Bilal, the great artist of Shirvan environment, played a special role in the preparation and formation of the majority of Shirvan ashugs. Mirza Bilal was a master artist of his time. The contemporaries recognized Ashug Bilal as the perfect connoisseur of Shirvan ashug environment, highly appreciated him and called him "Wise master of the Shirvan ashug school". The creation and formation of this environment was possible due to the great talent and work of Ashug Bilal.

Shirvan ashugs, who passed several hundred years of historical development, displayed a keen interest in the profession of singing and made changes in their repertoire and singing styles in the 19th and beginning of the 20th centuries. In particular, as a result of the socio-political events appeared in Azerbaijan at the beginning of the 20th century there was a change in the content of topics addressed by ashugs. Ashugs who were close to the Islam religion and praised Allah and His Prophet, later they wrote poems and quatrains dedicated to Soviet ideology, praised the new structure, the collective farm and the heroes of labor. The ceremonies in which Shirvan ashugs took an active part were mainly weddings and folk celebrations. The long-extended epos telling by ashugs, their competition with one another, playing the instrument "saz" on mughams such as "Zabul", "Segah", etc. left deep signs in the memory of today's older generation. Along with the folk celebrations Shirvan ashugs also took an active part in the country's social events in accordance with the requirements of the period and structure. Ashug art is not only a national music art of the Azerbaijani Turks, but also a part of Azerbaijan and in general the Turkic world passed a long historical development path. Along with being a part of this huge culture, Shirvan ashug environment has preserved many national values, traditions of ashug art, traditions of epos and genres of ashug poetry and passed it to future generations. The activity of Shirvan ashugs, their epos and performing traditions have enriched the Shirvan ashug environment from the artistic-aesthetic point of view.

Ключевые слова: ашугское искусство, Ширванская ашугская среда, Ширванские ашуги, ашугская поэзия, саз

Keywords: ashug art, Shirvan ashug environment, Shirvan ashugs, ashug poem, saz

Введение. В национальной культуре азербайджанского народа большое место занимает ашугское искусство. История возникновения и развития этого искусства уходит корнями в глубокую древность. По мнению некоторых исследователей, ашугское творчество в Азербайджане начало развиваться примерно с XVI века. Некоторые исследователи отмечают, что уже в XIV-XV столетиях встречаются образцы, написанные в стиле народной поэзии, подчеркивая тем самым древность ашугского искусства. Идея о том, что ашугское искусство начало формироваться начиная с XV века, подтверждается результатами исследования проф. А. Аскера, посвященного "Огузнаме"(Аскер, 2018: 89). Автор повествует о народе VIII века - о туркменах Туркмении, предках тюрков Турции и Азербайджана - огузах, которые в XVI веке постепенно уступили место дастанов в своем творчестве любовным эпосам. Отмечая уменьшение количества исполнителей огузнаме (дастанов о возникновении огузов), автор описал процесс забывания огузнаме в результате активного исполнения дастанов нового типа (Аскер, 2013). Тем самым исследователь, отмечая, что большая часть населения Анатолии и Азербайджана до XV века вела оседлый образ жизни в городах и селах, приходит к мысли и о возможности возникновения и формирования с того же века ашугского творчества (Аскер, 2018: 90).

С момента своего возникновения искусство ашугов распространилось на огромной территории, в каждом регионе оно развивалось и имело свои особенности. Это искусство заняло важное место в формировании культуры и духовности нашего народа, пережило свой наивысший этап развития в XIX столетии. «Ашугское искусство, возникшее на

устных традициях народного творчества и прекрасно сочетающее в себе искусство и слово, музыку и поэзию, как литературно-культурный феномен, прошло достаточно сложный эволюционный путь: совершенствуясь как по форме, так и по содержанию, успешно выполнило функцию удовлетворения литературно-эстетической потребности народа, обладающего большой культурой в целом» (Саилов, 2013: 21). Сформировавшиеся в ашугском искусстве "религиозно-нравственные, философско-исторические воззрения, близость к отдельным направлениям религии отличали их друг от друга и, таким образом, создавали различные ашугские среды и школы" (Вауа^ 2012: 160). Так, среди ашуг-ских сред популярны Гейча-Кельбаджарская, Гян-джинская, Ширванская, Тебризская, Урмийская среды. Каждая из этих ашугских сред имеет свой путь развития, свой неповторимый стиль исполнения.

Ширванский регион занимает важное место в формировании и развитии ашугской поэзии. По своей географической территории ашугская среда Ширвана в основном охватывает Агсу, Шемаху, Исмаиллы, Кюрдамир, Уджар, Сальяны, Нефтчалу, Билясувар, Гейчай, Агдаш, Губу и др. районы. Несмотря на значительную географиию ашугской среды Ширвана, музыка и стиль исполнения одинаковы, ашуги этой среды, в зависимости от выбора репертуара и развития традиций ашугского искусства в целом, исходили из одного источника, были последователями одной и той же школы. Известно, что стиль исполнения Ширванских ашугов отличается от стиля исполнителей других ашугских школ некоторыми особенностями. Исполнение представителей Ширванской ашугской школы отличается

«ШУШШШМ-ЛВДТМаУ» #29ШШ, 2021 / РИ1ШШ01СЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8

71

от стиля ашугов других сред в соответствии с их исполнением на сазе, выбором репертуара, манерой пения, обычаями танцев во время исполнения. Они ритмично играют ансамблем, в единстве саз-балабан-нагара и гоша-нагара, одновременно играют на сазе, поют, и танцуют ногами. Исследователи характеризуют ашугское искусство как «распространение сказок, дастанов и других видов устной народной литературы путем исполнения на свадьбах, меджлисах2» (Араслы, 1960: 5), этими свойствами характеризуются и Ширванские ашуги. Распространение фольклорных текстов в исполнении ашугов приводит к тому, что эти тексты переходят из поколения в поколение и приобретают долговечность. Ашугское искусство играет значительную роль в распространении былин, сказаний и других фольклорных текстов.

Ширванская ашугская среда, отличающаяся своеобразным стилем исполнения в ашугском искусстве, «является одной из самых масштабных по территориальному охвату... Музыкальный репертуар Ширванской среды значительно отличается от традиционного ашугского репертуара тем, что в манере пения и игры он отражает стиль ханенде наиболее ярким образом» (Гасымлы, 1996: 202). По мнению исследователей, изучающих историю и традиции ашугской среды Ширвана, "эта среда богата как историчностью, так и современностью. В нем историчность и современность находятся в единстве" (Саилов, 2013: 181).

Известно, что Ширванский край имеет сильную поэтическую традицию с очень древних времен. Видимо, по этой причине история стихов написанных в стиле народной поэзии, и история ашугского искусства, тоже довольно древняя. Об этом Г. Саилов пишет: «поэтическая традиция ашугского стиля, начавшаяся в Ширване с Молла Гасыма, продолжалась и после него, и наследственные связи в искусстве не прерывались. Поэтическая традиция ашугского стиля в лице Ашуга Досту Ширвани, Ашуга Абдуллы, Ашуга Мурсала, Ашуга Реджаба, Ашуга Билала и других достигла вершины своего искусства к концу XIX века. Ашуг-ское искусство, прошедшее такой богатый и сложный путь развития, напиталось соком Ширванской поэзии и обогатило свой репертуар» (Саилов, 2013: 44).

Исследователи, изучающие генезис и развитие ашугского искусства, подчеркивают важность выяснения художественной характеристики ашугской среды. Понятие «современные ширванские ашуги» включает в себя реалии искусства великой эпохи... Современный период ашугского искусства как явление культуры целостно. То есть это совершенно иное явление, отличающееся от других сфер культуры, в том числе и от литературы. Ашуг стабилен с точки зрения основ искусства во все времена своего существования» (Саилов, 2013: 71).

Исследователь ашугского искусства М. Га-сымлы пишет, что ашугская среда Ширвана была связана с суфизмом, что подтверждается данными,

полученными от Ашуга Махмуда Алескероглу. Имя ашига происходит от рода Софи Хамид, Софи Хамид была известным суфийским шейхом и М. Гасымлы рассказывает о его чудесах. Автор предполагает, что суфийские дервиши, принадлежащие к направлению Софи Хамид, также использовали музыку саза при исполнении обрядов и обычаев секты. Направление Софи Хамид имеет символический характер. На этом этапе они осуществили символическую любовь (ашугство) - истинную любовь к богу (Гасымлы, 1996: 204).

Таким образом, ашуги, прошедшие период исторического развития, связанного с суфизмом, в XIX и начале XX века больше тяготели к народному стилю ханенде, меняли свой репертуар и манеру чтения. В частности, в результате общественно-политических событий, произошедших в Азербайджане в начале XX века, изменилось и содержание тем, к которым обращались ашуги. Ашуги, ранее связывавшие свое творчество с религией, прославляющие Бога, пророка, уже писали стихи, гошма, посвященные советской идеологии, отдавали предпочтение темам, прославляющим новое устройство, колхоз, героев труда.

В начале XX века на фоне изменения общественно-политического устройства в стране шир-ванские ашуги пережили сложный и противоречивый период. Так, репрессии 1937 года не обошли стороной и ширванских ашугов. Мирза Билал, один из самых известных представителей ширванских ашугов, был объявлен "врагом народа", стал жертвой репрессий в 1937 году. Мирза Билал был прекрасным знатоком ашугской среды Ширвана. Исследователи ашугского искусства высоко оценили его талант, назвав его «главой Ширванской ашуг-ской школы». Мирза Билал родился в 1870 году в селе Гашад Шамахинского уезда. С детства он научился писать и читать, позже пошел в недавно открывшуюся школу Сеида Азима, где получил прекрасное образование. С тех пор он пристрастился к Ширванским литературным меджлисам, научился играть на сазе и читать (Набиев, 2006: 120). Ашуг Билал внес большой вклад в создание и формирование ашугской среды Ширвана. Он оставил после себя новый традиционный путь, воспитал немало учеников. "Чтобы узнать историю творчества ашуга, необходимо хорошо изучить цепочку связи мастер-ученик" (Аскер, 2018: 90). Из ашугов, живших и творивших в Ширванской области и ставших последователями Ашуга Билала, следует особо отметить Ашуга Гурбанхана Садыгова, Ашуга Бейлара Гадирова, Ашуга Панаха Панахова. Они также сыграли особую роль в развитии Шир-ванской ашугской среды XX века. Все трое ашугов, являясь достойными представителями Ширванской ашугской среды, принимали активное участие в народных празднествах, свадьбах, общественных мероприятиях Ширванского региона. Исключительную роль в их становлении как художников сыграл выдающийся ашуг Мирза Билал. Известно,

2 То есть на народных собраниях

PHILOLOGICAL SCIENCES / «ШЦШШШМ-ШУГМак» #29ШШ, 2©21

Т2_

что церемонии, в которых принимали активное участие Ширванские ашуги, были в основном свадьбами, народными гуляниями. Рассказ ашугами здесь длинных дастанов, передача слова друг другу, исполнение мугамов "Забул", "Сегах" оставили глубокий след в памяти сегодняшнего старшего поколения. Представители Ширванской ашугской среды развили синтез ашугского искусства и ха-ненде. По мнению исследователей, есть явление пересечения ашугского и ханендского стилей: "Пи-шров" "(около двенадцати таких мотивов мелодий), «Шикесте» (девять мелодий) и "Шашанги» (три мотива), которые являются. Отмечается, что эти мотивы мелодий характерны исключительно для данного региона. Невозможность исполнения соло упомянутых мелодий на сазе, то есть без сопровождения саз-балабана и гоша-нагара свидетельствует о том, что эти мелодии возникли именно из синтеза ашугского стиля и стиля ханенде" (Гасымлы, 1996: 202).

Одним из исполнителей этого уникального искусства, возникшего из единения стиля ханенде с ашугскими мотивами, был Ашуг Гурбанхан. Ашуг Гурбанхан Садыгов родился в 1905 году в селе Сар-ханбейли в Сальяне, в детские годы потерял отца, остался сиротой. Как пишет сам ашуг в своей автобиографии, "когда пас овец, я прижимал посох к груди как саз, и читал про себя... Полтора года я был учеником Мирзы Билала" (Намазынов, 2004: 243). Из этой записи, написанного с уст ашуга, известно, что Ашуг Гурбанхан Садыгов был учеником Мирзы Билала, узнал секреты ашугского искусства от своего учителя. По словам С. Ганиева, "однажды в село Сарханбейли, где жил Гурбанхан приезжает гость - глава ширванского ашугского искусства Ашуг Билал. По просьбе жителей села Мирза Билал слушает юного Гурбанхана, ему понравился его голос, и он берет его к себе в ученики. С тех пор Гурбанхан, как ханенде в ансамбле Ашуга Билала, объезжает весь Азербайджан" (Га-ниев, 2007: 316). Впоследствии он приглашался на свадебные торжества Ширванского края, прославился в регионе, сыграл важную роль в развитии и пропаганде ашугского искусства. Ашуг Гурбан был мастером традиций и оставался верным правилам приличия меджлиса. Гурбанхан отмечал: "ашуг не должен появляться заранее на месте проведения свадьбы. Он должен прийти в меджлис в нужное время, и когда он приходит, то должно ощущаться, что его грудь полна слов" (Дадашев, 2013: 9). По свидетельству современников, хотя внешне Гур-банхан и выглядел очень высокомерным человеком, на самом деле он был не таким, а гордым художником, умевшим вести себя достойно (Дада-шев, 2013: 9). О нем М.Худубейли пишет: "Гурбанхан был в постоянном поиске. Он собирал наставления своего мастера в своей душе. Присущие ширванскому ашугскому искусству мотивы мелодий, спонтанное исполнение тех эпосов, которые до этого исполнял ашуг Билал, постепенно принесли молодому человеку славу его имени" (Худу-бейли, 1999: 270). В памяти современных ширван-цев Ашуг Гурбанхан живет как искусный

исполнитель эпоса «Кероглу». Говорят, что слушающая его аудитория с большим энтузиазмом слушала отрывки из эпоса "Кероглу" до рассвета и не уставала.

Гурбанхан Садыгов также был творческим ашугом. Он автор таких произведений, как "Пусть играет", "На краю", "Смеется", "Да буду я жертвой", "Помни меня", "Не обижайся" и других, которые формируют определенное представление о творчестве ашуга, говорят о богатстве его словесного мира:

Bir alagozlüya mail olmuçam,

Gazir turac kimi çol kanarinda. Osdikca baharin sarin mehlari, Horüklar oynayir bel kanarinda.

Mina gardanlidir, beli incadir, Qaymaq dodaqlidir, labi incadir. §üm§ad bilaklidir, ali incadir, Gazdirir çanani tel kanarinda (Namazov, 2004: 244).

Я влюблен в сероглазую гурию, Ходит как турадж по краю степи. Развевают прохладные весенние ветры Косы, играющие на краю талии.

У моей прекрасной талия тонкая, Губы сладкие как сливки, губы нежные. Браслет на запястье, ее рука тонкая, Носит украшение у кончика волос (наш вольный перевод).

Ашуг Гурбанхан в 1928 году участвовал на I съезде ашугов Азербайджана, в разные годы получал дипломы и почетные грамоты. Был участником II и III съездов ашугов Азербайджана, удостоен звания лауреата (Ганиев, 2007: 317). Среди детей и внуков ашуга Гурбанхана есть и последователи его искусства. Его сын Ахмедага Садыгов руководил фестивалями региона, а его внук Гасанага Садыгов с возглавляемым им ансамблем "Махиры" был известен в республике и считался преемником Гур-банхана.

Другим известным представителем Ширванской ашугской школы является Бейлер Гадиров. Он родился в 1914 году в селе Чуханлы Сальяна. Он получил свое первое образование в 1920-х годах, его интерес к поэзии и слову привел на собрания ашугов. Секреты ашугского искусства он узнал от Ашуга Аббаса Джаирли и Ашуга Мирзы Билала. С 1937 года он сам создал группу ашугов, прославился на народных гуляниях региона. "Ашуг Бей-лер Гадиров был мастером, глубоко знающим ашугское искусство, воспевающим его с большой любовью; еще более обогатившим то, что он узнал от мастеров-ашугов, мастерски исполняющим ашугские гимны" (Дадашев, 2013: 10). Его сын И. Гадиров отмечает, что ашуг Бейлер выступал в Сальяне, Баку, Шемахе, Губе, Хачмазе и др. районах, участвовал на народных гуляньях, свадьбах регионов. Ашуг Бейлер почти пятьдесят лет развивал и обогащал Ширванскую ашугскую школу, мастерски исполнял ашугские мотивы "Пейвенд ши-

«ШУШШШМ-ЛВДТМаУ» #29ШШ, 2021 / PHILOLOGICAL SCIENCES

кесте", "Карами", "Османлы", "Пешров", "Га-райлы" и др. Поскольку Бейлер Гадиров был мастером исполнения «шикесте», то эти мотивы так и называли «Бейлер шикесте». По словам сына, ашуг Бейлер на свадьбу брал с собой балабанчи Менафи, Рашиди, Алмамеди, Аляра Захидова. Долгие годы его ханенде был Ахмед Азизов. Ашуг Бейлер Гади-ров участвовал во II и III съездах ашугов Республики. "Мастер был учителем таких мастеров ашуга, как Рза Мамедов, Мирзали, Аслан, Вахаб Агабаба" (Намазов, 2004: 75).

В поэзии Б.Гадирова популярны такие гошма (стихи с парными рифмами) как, "Утро", «Играет", "Сальян", "Глаза", "Здесь" и др. В гошме "Сальян" ашуг Бейлер с большим почтением упоминает своего мастера:

Daglarinin ba§i giskinli duman,

Bir yanim Arazdi, bir yanim Mugan. Ey ustam Abbasin vatani §irvan! Gör na gözal ziynati var Salyanin! (Sayilov, 2007: 36)

Голова гор его в тумане, Одна сторона моя Араз, другая - Муган. О Ширван, Родина мастера Аббаса! Посмотри, какое прекрасное украшение у Сальяны! (наш вольный перевод)

Ашуг Бейлер всю жизнь прожил в Сальяне, где он скончался в 1991 году. Ихтияр Гадиров, продолживший путь своего отца, сегодня также отлично играет на сазе и гитаре. С сожалением отметим, что такой совершенный исполнитель на сазе был вынужден заменить инструмент саз гитарой в результате уменьшения интереса к сазу в современную эпоху.

Одним из талантливых представителей Шир-ванской ашугской школы XX века был Ашуг Панах. Ашуг Панах Панахов родился в 1926 году в Сальяне. Его интерес к слову связал его с этим искусством на всю жизнь. Современники, лично знавшие ашуга Панаха, называли его "мастером саза и слова, трепетно хранивший отношения предшественник-приемник" (Абилов, 1991: 5), ценили его как мастера, связанного с классической традицией. В воспоминаниях об ашуге пишут: "Ашуг Панах смотрел на собрание, которым он руководил, не как на обычное праздничное собрание, а как на школу нравственности. Несомненно, главная причина, по которой он с большим успехом поднялся от зрелости к совершенству, была связана с этим искусством" (Абилов, 1991: 4). По словам дочери ашуга А.Панахгызы, когда ашуг Панах входил в дом проведения торжества с сазом в руках, то участники меджлиса вставали в знак уважения к мастеру. Гармония была и в походке Панаха, и в его речи. Часами, не останавливаясь, поражал зрителей своей беглой, завораживающей речью. Спонтанно читал стихи. Многие его стихи и гошма и сегодня отличаются оригинальностью. Примерами таких стихов являются "Мать Кура", "Ты снова как павлин" и др., которые поются, исполняются современными ашугами. Ашуг Панах ходил на свадьбы, народные гулянья с певцом Гулу Аскеровым, Рубабой Мурадо-вой. Ашуг Панаха обычно сопровождали балабанчи

75

Рашид, Менаф, Алмамед с большой зурна, Тапдыг исполнял на гавале (бубен), Аваз - на гоша нагара. Ашуг Панах играл на свадьбах в основном "Кур-бани","Аббас и Гюльгез","Принц Бахрам в верблюжьей шкуре","Поездка Кероглу в Багдад" и др. сказания. Ашуг Панах долгое время руководил ансамблем ашугов "Кура" при Сальянском районном культурном центре, сделал все возможное для распространения и развития ашугского искусства на этой территории. Деятельность талантливого ашуга при жизни была оценена государством и ему было присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры".

Заключение. Как видно из нашего исследования, ашугское искусство является не только национальным музыкальным искусством азербайджанских тюрков, но и составной частью культуры Азербайджана и тюркского мира в целом, прошедшей большой исторический путь развития. Шир-ванская ашугская среда, являясь частью этой огромной культуры, сохранила и передала будущим поколениям многие национальные ценности, традиции ашугского искусства, традиции эпоса и образы ашугской поэзии. Привлеченные нами к исследованию творчество Ширванских ашугов, их эпические и исполнительские традиции еще больше обогатили художественно-эстетическую среду Ширвана.

Литература

1. Араслы Г. Творчество ашугов. Баку: 1960 (на азерб.языке)

2. Баят Ф. Уроки фольклора. Баку: Наука и образование, 2012 (на азерб.языке)

3. Дадашов Ф. Среди корифеев ашугского искусства - сальянское трио: Ашуг Панах, Ашуг Гур-банхан и Ашуг Бейлер. Газета "Айсберг и жизнь". Баку: 15 мая 2013(на азерб.языке)

4. Абилов И. Предисловие / даже если плек-тор отделен от струн... Ашуг Панах Панахов. Сохрани мои слова в памяти. Баку: Писатель, 1991(на азерб.языке)

5. Аскер А. Творчество Огузнаме. Баку: Наука и образование, 2013 (на азерб.языке)

6. Аскер А. Некоторые заметки об истории творчества ашуга. Озан (сборник науки и искусства) Баку: 2018, II издание (на азерб.языке)

7. Худубейли М. Мой словесный мир саза, книга I. Баку: Улу, 1999(на азерб.языке)

8. Гасымлы М. Ашугское искусство. Баку: Озан, 1996(на азерб.языке)

9. Ганиев С. Ширванские ашуги. Баку: 2007 (на азерб.языке)

10. Намазов Г. Ашуги, книга I. Баку: Сада, 2004(на азерб.языке)

11. Набиев А. Азербайджанская народная литература, часть II. Баку: Элм, 2006(на азерб.языке)

12. Саилов Г. Ширванские ашуги XX века. Баку: Сада, 2007(на азерб.языке)

13. Саилов Г. Ширванское ашугское искусство: традиции и современность. Баку: Нурлан, 2013 (на азерб.языке)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.