Научная статья на тему 'Проблемы классификации народных эпосов в азербайджанской фольклористике (на основе "исследования по азербайджанской устной народной литературе")'

Проблемы классификации народных эпосов в азербайджанской фольклористике (на основе "исследования по азербайджанской устной народной литературе") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС / НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭПОСОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сеидова Г.А.

Сеідова Г.А. Проблеми класифікації народних епосів в азербайджанській фольклористиці (на основі «Дослідження з азербайджанської усній народній літературі») / Г.А. Сеідова // Вчені записки Таврійського національного університету ім. В. І. Вернадського. Серія «Філологія. Соціальні комунікації». 2011. Т. 24 (63), № 3. С. 87-92.Надруковані в журналі «Дослідження з азербайджанської усній народній літературі» статті про епосознавство складають основний фундамент азербайджанського епосознавства. Значна частина ви-даних про азербайджанських дастанах статей охоплюють загальнотеоретичні проблеми епосознавства.Ключові слова: епос, науковий журнал, дослідження, епосознавство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seyidova G.A. Problems of classification of national eposes in Azerbaijan folklore (on a basis «Researches the Azerbaijan oral national literature») / G.A.Seyidova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. Series: Philology. Social communications. 2011. Vol. 24 (63), No 3. P. 87-92.Articles printed in «Researches the Azerbaijan oral national literature» scientific magazine about eposes make the basic base Azerbaijan epos creativity. A significant part published about Azerbaijan eposes articles cover general-theoretical problems of eposes.Keywords: the epos, scientific magazine, researches, epos creativity

Текст научной работы на тему «Проблемы классификации народных эпосов в азербайджанской фольклористике (на основе "исследования по азербайджанской устной народной литературе")»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 24 (63). № 3. 2011 г. С. 87-92.

УДК.398.2

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДНЫХ ЭПОСОВ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ (НА ОСНОВЕ «ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ УСТНОЙ НАРОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»)

Сеидова Г.А.

Институт Фольклора Национальной Академии Наук Азербайджана, г. Баку, Азербайджан

E-mail: a2folklor@yahoo.com

Напечатанные в журнале «Исследования по азербайджанской устной народной литературе» статьи об эпосоведении составляют основной фундамент азербайджанского эпосоведения. Значимая часть изданных об азербайджанских дастанах статей охватывают общетеоретические проблемы эпосоведения.

Ключевые слова: эпос, научный журнал, исследования, эпосоведение

Постановка проблемы. Журнал «Иссле-дования по азербайджанской устной народной литературе» (далее «Исследования»- Г.С.) (1961-2010) сыграл большую роль в развитии Азербайджанской фольклористики. Напечатанные в журнале статьи об эпосоведении составляют основной фундамент Азербайджанского эпосоведения. Значимая часть изданных об азербайджанских дастанах статей охватывают общетеоретические проблемы эпосоведения. Среди этих статей важное место занимают вопросы классификации эпосов. С этой точки зрения, привлекает внимание, в первую очередь, статья М.Г.Тахмасиба «Об одном виде наших дастанов». Автор посчитал целесообразным выделить в статье и отдельно изучить один из видов азербайджанских дастанов, не упоминавшийся в советский период. Это дастаны религиозного характера [1, 3].

М.Г.Тахмасиб, рассказывая о дастанах с религиозным содержанием, или как он сам писал, «дастанах религиозной пропаганды», охарактеризовал их как отдельный вид следующим образом: «Такого типа, такого духа, такого намерения произведения встречаются среди эпосов и героического, и любовного мотива; однако изображение, воспевание ни любви, не геройства в них целью не является. Основной целью разработанных в этом ключе эпосов является религиозная пропаганда. Эти эпо-сы отличаются даже от произведений типа «Курбани». В «Курбани» в каком-то смысле, в каком-то виде, каким-либо творческим стилем, в любом случае, говорится о любви. Эта любовь, хоть и метафорична, является любовью, и составляет основу эпоса. В дастанах религиозной пропаганды же любви или нет вовсе, или же она является лишь фоном, средством» [1, 3].

Согласно исследователю, «дастаны религиозной пропаганды» могут быть на основе как героического, так и любовного мотивов. Он пишет: «Самым лучшим образцом дастана религиозной пропаганды, построенного на мотивах геройства, явля-

ется «Doxa Qoca oglu Dali Domrul boyu» («Песнь о Дели Домруле сыне Доха Год-жа») «Китаби-Деде Коркуда» [1, 4].

М.Г.Тахмасиб, говоря о «дастанах религиозной пропаганды», построенных на любовном мотиве, повествовал о дастане под названием «Салех и Мелекуззаман». Автор, подчеркнув отсутствие перспектив в издании этого эпоса, сначала пересказал его содержание. Охарактеризовавший затем эпос с поэтической точки зрения исследователь показывает, что оно является любовным эпосом, обладающим героическими мотивами, даже авантюрными приключениями. И здесь, как во всех любовных эпосах, есть и buta, есть и bada, и açiqliq vergisi, и поход за buta, и испытание, и счастливая встреча.

Салех, как и сазом, мастерски владеет и луком, мечом, поэтому мы называем это произведение «дастан на границе». Однако при всем этом основной целью этого эпоса является не воспевание любви, и не изображение геройства, основная идея произведения заключается в высказывании преимущества исламской религии над всеми остальными религиями, отображение верности истинного мусульманина своей религии даже перед лицом смерти, умения научить даже самого сильного врага келмеи-шехадат (одному из пяти правил мусульманина), призыва к распространению ислама, в их идеализации и пропаганде [1, 12].

Хотя в статье Х.Алиевой «Мамедгусейн Тахмасиб об эпосном творчестве» объектом изучения была деятельность, связанная с эпосным творчестве в целом, в работе центральное место занимает данная М.Г.Тахмасибом эпосам классификация. Х.Алиева пишет, что научная деятельность М.Г.Тахмасиба не ограничивалась только этой сферой, в многоранном, глубоком творчестве выдающегося исследователя изучение народных эпосов занимает особое место [2, 139]. В дальнейшем Х.Алиева, останавливаясь на знаменитом разделении ученого - эпосоведа, пишет: «М.Г.Тахмасиб так классифицировал азербайджанские эпосы:

I. Героические эпосы. У нас встречаются 3 вида эпоса, входящих в эту группу:

1. Древние богатырские сказки, волшебные сказки, созвучные с мифическими воззрениями героические эпосы

2. Героические эпосы, созвучные с историческими событиями.

3. Обычные героические эпосы.

II. Любовные эпосы. Встречаются следующие образцы эпосов, входящих в эту группу

1. Эпосы, находящиеся на границе любви и героизма.

2. Настоящие любовные эпосы:

а) любовные эпосы, связанные со сказками;

б) любовные эпосы, связанные с древним эпосом;

в) любовные эпосы, связанные с письменной литературой;

г) оригинальные любовные эпосы.

3. эпосы, посвященные иносказательной любви:

а) астральные эпосы;

б) аллегорические эпосы.

III. Семейно-нравственные эпосы» [2, 141-142]

88

В статье Х.Алиевой «Мамедгусейн Тахмасиб о классификации азербайджанских эпосов» были последовательно охарактеризованы исследования, проведенные на основе вышеуказанного разделения ученым- эпосоведом, затронуты характерные взгляды исследователя о каждом виде и относящихся к ним примерах.

Согласно Х.Алиевой, разделение на виды М.Г.Тахмасибом Азербайжанских народных дастанов путем классифицирования, их глубокий анализ на уровне фольклороведческих достижений проведением внутреннего разделения, открыло широкие возможности для последующих исследователей [3, 120].

Исследователь в своей статье «Мамедгусейн Тахмасиб о героических эпосах», пойдя тем же путем, на этот раз подверг анализу взгляды ученого- эпосоведа о характерных свойствах героических дастанов. Х, Алиева дала в статье знаменитое разделение М.Г.Тахмасиба о классификации эпосов, по ходу дела провела сравнительный анализ взглядов исследователя с другими взглядами [4, 60].

После М.Г.Тахмасиба одним из заметных исследований в области классификации эпосов является статья Ф.Баята «Тюркские эпосы в этнико-культурном контексте (особенности и вопросы классификации)». В произведении задачи были поставлены в 5 направлениях:

a) Тюркские эпосы с точки зрения жанровых особенностей [5, 3];

b) Тюркские эпосы в культурном контексте [5, 6];

c) С точки зрения классификационного опыта тюркских эпосов [5, 8];

ё) Классификация тюркских эпосов с точки зрения культурной парадигмы [5,17];

е) Стиль эпоса, язык эпосов [5, 20].

Ф.Баят так определил основные для всех тюркских эпосов жанровые особенности: «Несмотря на различия эпосных традиций в тюркском мире, есть неизменное правило от дастанов с архаичной структурой до ветви называемых нами классическими дастанов. И оно заключается в том, что владея длинной сюжетной структурой, дастаны обеспечивают жизнеспособность самой обширной сокровищницы словесной культуры. Этот длинный структурный сюжетный жанр во всех случаях есть представление героической жизненной биографии. Этот герой является ставшим символом нации персонажем, освобожденным от личных особенностей, стремлений и желаний, национальный характер которого типизирован» [5, 3].

Автор пишет, что написанные до сих пор классификации можно группировать в следующем порядке:

1. Классификации по историко-культурным особенностям. Сюда были включены эпосы, сгруппированные под названием доисламских и послеисламских дастанов.

2. Классификации, написанные исключительно на основании тематики

3. Классификации по географии формирования или областям распространения дастанов

4. Классификации эпосов на основании текста по их архаизму и новизне, историчности и мифологичности [5, 6-7].

Ф.Баят, оценивавший классификации, данные тюркским эпосам в общем, указывает, что наряду с первыми работами по сбору и изучению были проведены и классификационные действия. Однако до сего дня не написана классификация, ко-

89

торую бы приняли все исследователи, и самое главное, которая передала бы в полной мере функции и структуру тюркских дастанов, их жанровые особенности. В то время как турецкие научные деятели пытались написать общую для тюркских народов классификацию эпосов, фольклористы, живущие в бывшем Советском Союзе, старались классифицировать дастаны народов, к которым они принадлежали. Идеологические и политические причины этого необходимо искать в отсутствии тюркского сознания и видении народов с тюркскими корнями себя независимыми. Поэтому имеющие более высокую теоретическую подготовку советские фольклористы лишь замкнулись в узкой сфере и написали классификацию, отвечающую принципам народности.

Однако в силу не выдачи закрытым и тоталитарным советским режимом разрешения иностранным гражданам, особенно стран НАТО, на изучение словесной культуры живущих в Советском Союзе тюркских народов, фольклористы Турции старались написать общую классификацию эпосов в очень сложных и ограниченных условиях [5, 9].

Согласно автору, самая распространенная в Турции классификация представляет собой абстрактную классификацию доисламских и послеисламских эпосов [5, 9]. Несмотря на достаточное исследование дастанов, живущих в Советском Союзе тюрков, прошлые советские научные деятели написали классификацию с этническими особенностями (только эпосное творчество исследуемых тюркских народов) [5, 9].

Ф.Баят, обратившись в статье к опыту классификации тюркских эпосов, по ходу высказывая к ним отношение, представил классификационные модели, данные такими учеными как Фуад Керпюлю, Нихал Атсыз, З.Валиди Тоган, Шюкрю Эль-чин, Ф.Гадри Тимурташ, Нихат Банарлы, Неджати Себетчиоглу, О. Чобаноглу, Умай Гюнай, А.Озтурк, К.Етиш, С.Суразаков, А.Маргулан, А.Коныратбаев, М.Авезов, М.Г.Тахмасиб, В.Жирмунски и Г.Зарифов [5, 10-17].

Классифицирующий тюркские эпосы с точки зрения культурной парадигмы Ф. Баят показывает, что отложив все эти классификации в сторону, тюркские эпосы можно разделить на две группы - архаичные и классические [5, 17]. Архаичность не должна пониматься как недостаток, так как если древность есть историко-хронологическое понятие, то архаичность является термином структурно-типологическим. В этом случае тюркское эпосоведение состоит из охватывающий эпосы с архаичной восточной структурой, и охватывающей классические эпосы западных ветвей. Входящие в восточное творчество эпосов якутские, тувинские, алтайские, шорские, хакасские эпосы архаичного типа. Архаичность проявляется в сравнении с составляющими западную ветвь традициями огузских, кипчакских, карлугских эпосов. Эти две ветви тюркской культуры эпосов отличаются друг от друга общественно-политическими, историческими, социальными и религиозными особенностями [5, 17].

Выводы и перспектива. Анализ статей о классификации эпосов приводит к следующим выводам:

Во-первых, вопрос классификации эпосов очень важен не только в связи с азербайджанскими дастанами, но эпосами тюркских и мировых народов в целом. На

90

самом деле, без классификации эпосов невозможно объективное изучение эпической системы.

Во-вторых, хотя различные исследователи в разные времена в Азербайджанском эпосоведении и предлагали те или иные разделения в связи с классификацией эпосов, сред них основное место занимает разделение М.Г.Тахмасиба. Исследования показывают и то, что самая успешная черта классификации М.Г.Тахмасиба обуславливается 2 факторами:

1. В разделении особенно был учтен классификационный опыт советских уче-ных-эпосоведов в области классификации тюркских дастанов.

2. В разделении, можно сказать, целиком были охвачены история и современный фонд азербайджанских дастанов

Все сказанное обуславливает актуальность разделения М. Г. Тахмасиба. С другой стороны, и в других классификациях эпосов, предложенных в азербайджанской фольклористики, разделение М.Г.Тахмасиба было взято за основу. По этой причине можно сказать, что в азербайджанской фольклористики пока не было предложено новое разделение, полностью отличающееся от классификации М.Г.Тахмасиба.

В-третьих, классификация эпосов, предложенная Ф.Баятом, охватывает не локальные варианты (национальные эпосы отдельных тюркских народов), а эпосы всех тюркских народов. Предложенная автором архаичная и классическая классификационная модель тюркских эпосов отражает в себе структурную типологию эпосов. Хотя с типологической точки зрения разделение на архаичный и классический эпос является приемлемым и для азербайджанских дастанов, в нем не находят себе места классификационные детали национальных дастанов, имеющиеся в разделении М.Г.Тахмасиба.

Литература

1. Тахмасиб М. Г. Об одном виде наших эпосов / М. Г. Тахмасиб // Исследования по азербайджанской устной народной литературе. - Баку : Эльм, 1973. - Т IV. - С. 3-22 (на азерб.языке) .

2. Алиева Х. Об эпосном творчестве / Х. Алиева, Мамедгусейн Тахмасиб // Исследования по азербайджанской устной народной литературе. - Баку : Сада, 2005. - Т. XVIII. - С. 139-153 (на азерб. языке).

3. Алиева Х. О классификации азербайджанских эпосов / Х. Алиева, Мамедгусейн Тахмасиб // Исследования по азербайджанской устной народной литературе. - Баку : Нурлан, 2008. - Т. XXVII - С. 101-120 (на азерб. языке).

4. Алиева Х. Мамедгусейн Тахмасиб о героических эпосах / Х. Алиева, Мамедгусейн Тахмасиб // Исследования по азербайджанской устной народной литературе. - Баку : Нурлан, 2007. - XXVI. - С. 93-110 (на азерб.языке).

5. Баят Ф. Тюркские эпосы в этнико-культурном контексте (особенности и вопросы классификации) / Ф. Баят // Исследования по азербайджанской устной народной литературе. - Баку : Нурлан, 2007. - Т. XXVI. - С. 3-37 (на азерб.языке).

91

Севдова Г.А. Проблеми класифжаци народних епоав в азербайджанськ1й фольклористищ (на основi «Дослвдження з азербайджансько!' уснiй народнiй лггературЬ>) / Г.А. Севдова // Вчеш записки Тавршського нащонального унiверситету iM. В. I. Вернадського. Серiя «Фшолопя. Соцiальнi комунжаци». - 2011. - Т. 24 (63), № 3. - С. 87-92.

Надруковаш в журналi «Дослвдження з азербайджансько! уснгй народнш лггературЬ» статтi про епосознавство складають основний фундамент азербайджанського епосознавства. Значна частина ви-даних про азербайджанських дастанах статей охоплюють загальнотеоретичнi проблеми епосознавства.

Ключовi слова: епос, науковий журнал, дослщження, епосознавство

Seyidova G.A. Problems of classification of national eposes in Azerbaijan folklore (on a basis «Researches the Azerbaijan oral national literature») / G.A.Seyidova // Scientific Notes of Taurida V. I. Ver-nadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2011. - Vol. 24 (63), No 3. -P. 87-92.

Articles printed in «Researches the Azerbaijan oral national literature» scientific magazine about eposes make the basic base Azerbaijan epos creativity. A significant part published about Azerbaijan eposes articles cover general-theoretical problems of eposes.

Keywords: the epos, scientific magazine, researches, epos creativity

Поступила в редакцию 01.09.2011 г.

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.