Суслова Л. Н. Проблемы классификации и типологии сект (по материалам Тобольской губернии второй половины XIX — начала XX вв.) / Л. Н. Суслова, В. И. Зворыгина, И. В. Яр-кова // Научный диалог. — 2017. — № 3. — С. 202—214. — DOI: 10.24224/2227-1295-20173-202-214.
Suslova, L. N., Zvorygina, V. I., Yarkova I. V. (2017). Problems of Sects Classification and Typology (on Materials of Tobolsk Governorate of the Second Half of XIX — Early XX Century). Nauchnyy dialog, 3: 202-214. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-202-214. (In Russ.).
I5E научная (S3 БИБЛИОТЕКА ^бИШШУ.ЙЦ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 2-1+279(091)+908(571.12)
DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-202-214
и I. Fi I С Н' S
PERKXMCALS iilKfC TORY-
Проблемы классификации и типологии сект (по материалам тобольской губернии второй половины XIX — начала XX вв.)
© Суслова Людмила Николаевна (2017), ORCID ГО 0000-0002-2426-2967, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и методик преподавания, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (Тобольск, Россия), [email protected]. © Зворыгина Валерия Игоревна (2017), студент, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (Тобольск, Россия), [email protected].
© Яркова Ирина Васильевна (2017), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и методик преподавания, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» (Тобольск, Россия), [email protected].
Статья посвящена проблемам типологии религиозного сектантства, получившего распространение на территории Тобольской губернии во второй половине XIX — начале XX веков. Материалом служит комплекс делопроизводственных и статистических источников, находящихся на хранении в Государственном архиве в г. Тобольске. Показано, что документы свидетельствуют о неуклонном росте в губернии в рассматриваемый хронологический период последователей сект скопцов, хлыстов, духоборов, штундистов, немоляков, субботников, баптистов, адвентистов, молокан, меннонитов. Авторы статьи указывают на отсутствие в источниках единой терминологии, на наличие у последователей сект многочисленных самоназваний,
отмечают трудность учета сектантов для органов местного церковного и административно-полицейского аппарата управления. Подчеркивается необходимость изучения этих аспектов на современном этапе. Приводятся определения сектантства. Выделены его отличительные особенности и характерные черты. Предпринят сопоставительно-критический анализ (применительно к избранным территориальным и хронологическим границам) существующих в науке классификаций сектантства, изложенных в трудах отечественных дореволюционных, советских и современных исследователей. Для дальнейшего исследования истории сектантства авторы взяли за основу идею деления сект на рационалистические и мистические. Обращение к исторической периодизации развития сектантства позволило обосновать религиозный характер сект, функционировавших на территории Тобольской губернии.
Ключевые слова: сектантство; мистические секты; рационалистические секты; Тобольская губерния; хлысты; скопцы; духоборцы; молокане; немоляки.
1. Введение
Статистические, делопроизводственные, судебно-следственные материалы свидетельствуют о наличии на территории Тобольской губернии во второй половине XIX — начале XX веков последователей не только православия, старообрядчества и других религиозных конфессий, но и сектантства.
Ведомости «о числе раскольников, их молитвенных зданиях, и о скопцах», составляемые ежегодно волостными и уездными правлениями, губернаторские отчеты в Министерство внутренних дел, донесения благочинных, миссионеров и священнослужителей, материалы первой всеобщей переписи 1897 года позволяют говорить не только о неуклонном росте числа сектантов в Тобольской губернии с 182 человек в 1855 году до 1473 человек к 1913 году, но и о сложности их классификации и типологии. На территории губернии проживали скопцы, хлысты, духоборы, штундисты, немоляки, субботники, баптисты, адвентисты, молокане, меннониты [ГБУТО ГА в г. Тобольске, ф. И-329, оп. 3, д. 54, л. 7—7 об.; ф. И-152, оп. 31, д. 1307, л. 2-39; оп. 32, д. 551; оп. 35, д. 846, л. 1—174; д. 412, л. 1—236; ф. И-417, оп. 1, д. 249, л. 1—40; Список населенных мест ..., 1871, с. CLXXXVП; Распределение старообрядцев и сектантов ..., 1901, с. 2—9; Отчет о деятельности ..., 1918, № 1—2, с. 10—21; Вибе, 2007, с. 67].
Отсутствие единой терминологии, многочисленные самоназвания создавали существенные трудности учета сектантов для органов местного церковного и административно-полицейского аппарата управления, которым вменялось в обязанность доставлять правительству сведения о сектантах.
Изучение истории сектантства на территории Тобольской губернии, динамики его численности и распространения, специфики его учений
и толков требует рассмотрения сущности понятия сектантства и выбора классификации для анализа этого религиозного явления.
2. Сектантство: понятие и признаки
Прежде всего необходимо разграничить понятия «старообрядчество» и «сектантство». Старообрядчеством, староверием, расколом (по официальной правительственной и церковной терминологии) принято называть социально-религиозное течение, возникшее в результате неприятия его последователями церковных реформ, проведенных патриархом Никоном в середине XVII века. Расхождение с официальной православной церковью не коснулось основных догматов, положений веры, а носило в основном обрядовый характер. В отличие от старообрядчества сектантство отвергало в большинстве своем не только обряды, но и догматику православия.
А. В. Тонконогов определяет сектантство как уникальный социальный феномен, существующий на протяжении длительного исторического периода. Он может появиться в разных социальных, политических и экономических условиях в трех главных своих формах — религиозной, псевдорелигиозной и светской [Тонконогов, 2004].
Отличительной чертой сектантских организаций любой исторически существовавшей формы является антисоциальная и антигосударственная направленность их учения, взглядов и деятельности. Их деструктивность, на наш взгляд, проявляется в том, что учение секты не помогает своему последователю понять и найти свое место в современном ему мире, обществе, социальной группе, а, напротив, приводит к ситуации конфронтации своих членов с социумом и государством, духовными ценностями и идеалами.
И. Ю. Гагарина в своем диссертационном исследовании «Русское мистическое сектантство XVIII — начала XXI в.: исторический и социально-психологический аспекты» справедливо определяет сектантство как проявление «нетрадиционной» религиозности, представлявшей религиозную альтернативу традиционным для России христианству и мусульманству. К основным причинам формирования подобного явления в России как в прошлом, так и в настоящем исследователь относит «протестное мышление широких масс населения», противостоящее государственной политике и идеологии. Протестный элемент, по мнению И. Ю. Гагариной, добавляли в сектантскую идеологию «модернизационные процессы», приводившие к ухудшению экономического и социального положения основной части населения России [Гагарина, 2011].
По мнению А. В. Тонконогова, секты характеризуются определенными признаками: двойственностью учения (наличие пропагандируемого и тай-
ного учения); строгой иерархичностью организации (руководство секты, рядовые адепты, неофиты); применением методов манипулирования личностью; причинением физического, морального и материального вреда [Тонконогов, 2004].
Д. Г. Кориков, рассматривая взаимоотношения государства, церкви и сектантства в России во второй половине XIX — начале XX веков, определяет секты как неофициальные религиозные движения нестарообрядческого направления [Кориков, 2011].
3. Классификации сект
Для того чтобы понять, на что меняли «истинную» веру «отступники» от православной церкви, что их заставляло порывать с православием, необходимо подробнее остановиться на классификации сект.
Вплоть до 1883 года официально признанной классификацией являлось деление всех раскольников на секты: менее вредные (старообряд-цы-поповцы), особенно вредные (старообрядцы-беспоповцы, молокане, духоборцы, иудействующие и др.) и «изуверные соединенные с свирепым изуверством или противонравственными гнусными действиями» (хлысты, скопцы, шалопуты). Однако данная классификация не делала различий между сектантами и беспоповцами, являвшимися старообрядцами, не приемлющими священства.
Официальной, признанной правительством классификацией сектантства можно считать деление, которое содержится в «ведомостях о числе раскольников разных сект», введенных в действие в 1826 году. Сектанты были разделены на три группы. В первую группу включены: молокане, духоборцы и иконоборцы; во вторую: субботники, или иудействующие; в третью: скопцы, хлысты, шалопуты «и другие». Такое расположение отражало, по мнению Н. Варадинова, «взгляд Министерства на большее или меньшее зло, заключающееся в каждой секте» [Варадинов, 1863, с. 75], по отношению к гражданской власти, без учета религиозных особенностей той или иной секты.
Попытка изменить взгляд правительства на степень вредности сект была осуществлена в 1864 году комитетом, возглавляемым В. Н. Паниным. По предложению комитета все религиозные секты необходимо было поделить на две категории — более и менее вредные. В качестве основы данной классификации выступало два признака: отношение сектантов к государству и обществу, что выражалось в признании или не признании ими государственной власти и общественных институтов, и отношение к Русской Православной Церкви, степень отрицания ими православной
догматики и обрядов, в частности, признание Иисуса Христа, таинств крещения, венчания и т. д. Несмотря на неоспоримые преимущества по сравнению с прежней классификацией предложения комитета не были введены в действие.
В результате издания закона 5 мая 1883 года термин особенно вредная секта исчез из «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», однако классификация правительства сохранилась лишь с тем изменением что «Министр внутренних дел не применит сообразовывать делаемые им относительно раскола распоряжения с мнением Св. Синода о большей или меньшей вредности той или другой секты в отдельности».
Наиболее часто встречающимся в дореволюционных исследованиях, можно сказать — классическим, является разделение всех сект на рационалистические и мистические. Как отмечал Т. И. Буткевич, оно не было законодательно подтверждено, однако «указывает сравнительно лучший критерий делимости» [Буткевич, 1910, с. 13]. Рационалистическое сектантство отличает рассудочное, основанное на разуме, толкование Библии наставниками религиозных общин. Мистическое сектантство «познавало Божественную истину» посредством так называемого «внутреннего откровения», представляющего собой активную форму проведения богослужений, в процессе которых песнопения и пляски вводили сектантов в состояние экстаза и мистического перевоплощения или общения с Богом.
К мистическим сектам относили хлыстов и скопцов, к рационалистическим — духоборов, молокан, штундистов, баптистов, адвентистов и другие подобные им религиозные движения. Д. Н. Кориков полагает, что эти обозначения позволяли отделить секты, в которых книжный, интеллектуальный элемент не играл большой роли, от тех движений, в которых он имел почти первостепенное значение [Кориков, 2011].
П. Н. Милюков понимал эти разновидности сектантства так: «Вырываясь из оков обряда и молитвенной формулы, эмоциональные натуры предавались свободному экстазу и думали посредством мистических упражнений открыть в себе путь к таинственному общению с божеством. С другой стороны, ум требовал более критического отношения к традиционному учению религии, то есть согласования этого учения с законами человеческой мысли и с приобретениями человеческого знания. Эти требования ума приводили спекулятивные натуры к рационализму, — к рассудочной оценке содержания откровенной религии и к постепенному отрицанию того, что передано преданием, а потом и самого откровения. Оба эти течения — и рационалистическое и мистическое — иногда идут независи-
мо, иногда вступают в борьбу друг с другом, иногда напротив, заключают союз, иногда переходят одно в другое» [Милюков, 1916, ч. 1, с. 96].
К минусам данной классификации можно отнести следующие недостатки: ни одну секту нельзя назвать в буквальном смысле рационалистической; со временем вследствие взаимовлияния учений и в ответ на правительственные преследования некоторые секты меняли свой характер; часть сект вообще невозможно вписать в рассматриваемое деление (иудействую-щие, немоляки, неплательщики и др.)
Вследствие недостатков, присущих данной классификации, были предприняты попытки подвергнуть ее критическому анализу. Сам же П. М. Милюков предложил классификацию, согласно которой все секты были поделены на «евангельских христиан», принимающих за основание своего вероучения Библию (Евангелие), и «духовных христиан», руководствующихся так называемым откровением [Милюков, 1916, с. 97—99.]. В сущности, появившись в качестве критического ответа на деление сект на мистические и рационалистические, классификация, предложенная Милюковым, совпадает с этим делением. Так, духовное христианство соотносится с мистическим, а евангельское христианство — с рационалистическим.
В. Д. Бонч-Бруевич считал, что «деление это (на мистические и рационалистические секты) не выдерживает ни малейшей критики <...>, в каждом <...> учении обязательно присутствует, под разными видами мистическое начало Божества <...> У всех сектантов остается не порванная связь между реальным миром вещей и таинственным «небесным», «вездесущим» <...>, от которого по их понятиям зависит все, которое управляет миром» [Бонч-Бруевич, 1911, с. 102—103]. Он предложил другую классификацию, взяв за основу отношение сект к повседневной жизни, делам, политике, государству, церкви и т. д. В результате автор выделил два крупных направления в сектантстве: секты, руководствующиеся разумом, логикой, общим правом, и секты, руководствующиеся «предопределением», или священным Писанием (баптисты, пашковцы, редстонисты, евангельские христиане). В зависимости от степени влияния на них иностранных течений В. Д. Бонч-Бруевич разделил первое направление сектантства на две группы сект: (1) секты старого происхождения, принадлежащие к сектам восточного цикла (хлысты, молокане, скопцы, малеванцы, духоборы); (2) новые секты западного цикла (новоштундисты, евангелики, иеговисты) [Далецкая, 2005].
В начале XX века Т. И. Буткевич предложил деление сектантства по сословному признаку на простонародное и интеллигентное движения [Буткевич, 1910, с. 11]. Мы согласны с В. Ю. Далецкой в том, что данную
классификацию считать верной не представляется возможным, поскольку сведения источников по истории сектантства Тобольской губернии свидетельствуют о принадлежности последователей многих сект как к сословиям крестьянства, мещанства, так и к интеллигенции [Далецкая, 2005].
Здесь необходимо внести уточнение. Так, современный исследователь проблем сектантства Среднего Поволжья в XIX — первой половине XX вв. А. Г. Берман, опираясь на широкий круг привлеченных источников, пришел к выводу, что «большинство представителей мистического сектантства были крестьянами. Однако принадлежность к крестьянству многих сектантов была формальной, фактически крестьянским трудом они не занимались. Значительная часть сектантов вела полумонашеский образ жизни в форме келейничества. Часть занималась предпринимательской деятельностью. Поэтому религиозную культуру мистических сект можно рассматривать как маргинальную по отношению к культуре крестьян» [Берман, 2006].
Одной из распространенных в советское время является классификация, предложенная А. И. Клибановым [Клибанов, 1965, с. 47]. В ее основу было положено понимание сектантства как общественного явления, одного из элементов классовой борьбы. Он подразделял сектантство на две группы: (1) сектантство демократического происхождения, возникшее на почве противоречий крепостного строя и представлявшее собой «выступление политического протеста под религиозной оболочкой; (2) буржуазное сектантство, выросшее в пореформенную эпоху на почве противоречий капитализма, растворявшее в религии социальный протест демократических элементов. К первой группе отнесены христововерие (хлыстовщина), духоборчество, молоканство; ко второй — баптизм, евангельское христианство, адвентизм.
Современные исследователи сектантства полагают, что, несмотря на наличие альтернативных вариантов классификации сект, наиболее распространенным и обоснованным в исторической науке является деление сектантства на рационалистическое и мистическое направления. Оно было поддержано и некоторыми советскими историками, в частности, исследователем истории церкви, раскола и сектантства Н. М. Никольским, и не отвергнуто до настоящего времени современными исследователями [Далецкая, 2005].
На сегодняшний день в большинстве исследований, посвященных проблемам сектантологии, применяется деление религиозных движений нестарообрядческого типа на мистическое и рационалистическое направления. Тем не менее еще в начале XX века Д. Г. Коновалов предложил
внести уточнение в общепринятую классификацию и назвать мистические секты мистико-экстатическими, сделав, таким образом, акцент на главной особенности мистических сект — стремление к достижению состояния аффекта, религиозного экстаза [Коновалов, 1908, с. 1].
Современный исследователь истории сектантства Д. Г. Кориков считает данный термин вполне обоснованным. Поскольку рационалистические секты имеют определенные сходные черты с западными направлениями протестантизма, он предложил использовать термин движения протестантского типа для обозначения рационалистических сект [Кориков, 2011].
Подробную классификацию сект, существовавших в прошлом и действующих в настоящем, предложил А. В. Тонконогов [Тонконогов, 2004]. В зависимости от того, какой принцип берется за основу деления, сектантские организации можно разделить на следующие типы:
— по территориальному масштабу распространения и числу последователей: локальные (местные) и универсальные;
— по месту возникновения: восточные и западные;
— по степени контроля над членами сект: псевдодемократические и тоталитарные;
— в зависимости от особенностей учения: религиозные (христианские, исламские и т. д.), псевдорелигиозные (теософские, спиритические и т. д.) и светские (научные, псевдонаучные, коммерческие и т. д.). В свою очередь, первые два типа сект по способу разработки и усвоения религиозной мысли автор разделил на рационалистические и мистические.
Таким образом, можно заключить, что созданная в конце XIX века классификация находит свое применение и в современных типологиях.
Использование хронологического принципа формирования учения позволяет выделить секты — первичные, вторичные и синкретические. Первичные секты основаны на радикальном отрицании официальной, общепринятой идеологии и предлагают свое «эксклюзивное», оригинальное учение. Вторичные секты используют уже существующие религиозные и светские взгляды, а синкретические объединяют отдельные положения разных учений, зачастую, противоречащие друг другу.
Автор также предлагает историческую периодизацию процесса эволюции сектантства в России, выделяя семь периодов:
1) до X века н. э. — существование языческих сект;
2) XI век — первая половина XVII века — появление христианских еретических учений и сект — стригольники, жидовствующие;
3) вторая половина XVII века — первая половина XVII века — формирование старообрядческих толков, распространение иностранных христи-
анских и псевдохристианских сект, псевдохристианских сект отечественного происхождения — хлысты, скопцы, субботники;
4) вторая половина XVIII века — первая половина XIX века — появление новых псевдохристианских сект отечественного происхождения — духоборы, молокане;
5) вторая половина XIX века — конец XIX века — распространение протестантских сект зарубежного происхождения;
6) начало XX века (1917 г.) — конец XX века (1985 г.) — развитие сектантства при поддержке государства в первые годы советской власти, преследование и репрессии в отношении представителей сект любых направлений — в последующие годы);
7) с 1985 года — начало XXI века — экспансия иностранных сект разных направлений, развитие отечественных неоязыческих, сатанинских сект [Тонконогов, 2004].
Справедливость предложенной периодизации подтверждается и сведениями источников по истории сектантства на территории Тобольской губернии во второй половине XIX — начале XX веков, а именно относительно широкой степенью распространения мистических сект хлыстовства, скопчества, субботников, молокан и духоборов, формирование которых пришлось на более ранний исторический период, и активным проникновением на территорию губернии рационалистических сект протестантского типа западного происхождения — штундо-баптизма, адвентизма, менонитства.
4. Выводы
Таким образом, сложность и неоднозначность трактовки сектантства как социально-идеологического движения в административно-политической практике и в исторической науке, постоянное изменение вероучения и отсутствие стабильности организационной структуры, появление многочисленных местных толков создают определенные трудности в классификации объединений сектантского толка.
Вместе с тем анализ существующих типологий сектантства и характер сохранившихся источников позволяет избрать в качестве основы изучения социального состава, особенностей вероучения, распространения и влияния правительственной политики деление сект на рационалистические и мистические.
В рамках принятой классификации считаем правомерным определять сектантство избранного хронологического периода религиозным по своему характеру, а также использовать для анализа такие признаки, как локальность или универсальность, первичность или вторичность и т. п.
Источники и принятые сокращения
1. ГБУТО ГА в г. Тобольске — Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске. Фонд И-152. 2. Общее тобольское губернское управление; Фонд И-329. Тобольское губернское правление; Фонд И-417. Тобольский статистический комитет.
2. Распределение старообрядцев и сектантов по толкам и сектам. — Санкт-Петербург, 1901. — 26 с.
3. Список населенных мест Российской империи : по сведениям 1868—1869 гг. Т. LX : Тобольская губерния. — Санкт-Петербург, 1871. —196 с.
4. ТЕВ — Тобольские епархиальные ведомости.
5. Отчет о деятельности Тобольского Свято-Иоанно-Дмитриевского православно-церковного братства за 1916—1917 гг. // Тобольские епархиальные ведомости. — 1918. — №1/2. — С. 10—21.
Литература
1. Берман А. Г. Мистическое сектантство в Среднем Поволжье в XIX — первой половине XX вв. [Электронный ресурс] : автореферат диссертации ... кандидата исторических наук / А. Г. Берман. — Чебоксары, 2006. — Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/misticheskoe-sektanstvo-v-srednem-povolzhe-v-xix-pervoi-polovine-xx-vv.
2. Бонч-Бруевич В. Д. «Новый Израиль» / В. Д. Бонч-Бруевич. — Санкт-Петербург, 1911. — 617 с.
3. Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков / Т. И. Буткевич. — Харьков, 1910. — 608 с.
4. Варадинов Н. История министерства внутренних дел / Н. Варадинов. — Санкт-Петербург, 1863. — Т. 8. — 656 с.
5. Вибе П. П. Немецкие колонии в Сибири : социально-экономический аспект [Электронный ресурс] / П. П. Вибе. — Омск, 2007. — Режим доступа : http://history. nsc.ru /capital / project/wiebe/.
6. Гагарина И. Ю. Русское мистическое сектантство XVIII — начала XXI в. : исторический и социально-психологический аспекты [Электронный ресурс] : автореферат диссертации ... кандидата исторических наук / И. Ю. Гагарина. — Москва, 2011. — Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/russkoe-misticheskoe-sektantstvo-xviii-nachala-xxi-v-istoricheskii-i-sotsialno-psikhologiche.
7. Далецкая В. Ю. Политика российского государства и церкви в отношении сектантов в XVIII—XIX веках [Электронный ресурс] : автореферат диссертации ... кандидата исторических наук / В. Ю. Далецкая. — Москва, 2005. — Режим доступа : http://diss.rsl.ru.
8. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в.—1917 г.) / А. И. Клибанов. — Москва : Наука, 1965. — 348 с.
9. Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве / Д. Г. Коновалов. — Сергиев Посад, 1908. — 258 с.
10. Кориков Д. Г. Государство, церковь и сектантство в России во второй половине XIX — начале XX вв. [Электронный ресурс] : автореферат диссертации ... кандидата исторических наук / Д. Г. Кориков. — Челябинск, 2011. — Режим доступа : http://wwwdissercat.com/conten1/gosudarstvo-tserkov-i-sektantstvo-v-rossii-vo-vtoroi-polovine-xix-nachale-xx-vv.
11. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры : в 2 ч. / П. Н. Милюков. — Петроград, 1916.
12. Тонконогов А. В. Сектантство как социальный феномен (исследование в среде осуждённых к лишению свободы) [Электронный ресурс] : автореферат диссертации ... кандидата философских наук / А. В. Тонконогов. — Москва, 2004. — Режим доступа : http://cheloveknauka.com/sektantstvo-kak-sotsialnyy-fenomen.
Problems of Sects Classification and Typology
(on Materials of Tobolsk Governorate
of the Second Half of XIX — Early XX Century)
© Suslova Lyudmila Nikolayevna (2017), ORCID ID 0000-0002-2426-2967, PhD in History, associate professor, Department of History, Philosophy and Methods of Teaching, Tobolsk Pedagogical Institute named after D. I. Mendeleyev (branch of) Tyumen State University (Tobolsk, Russia), [email protected].
© Zvorygina Valeriya Igorevna (2017), student, Tobolsk Pedagogical Institute named after D. I. Mendeleyev (branch of) Tyumen State University (Tobolsk, Russia), kira.tvardova@ mail.ru.
© Yarkova Irina Vasilyevna (2017), PhD in History, associate professor, Department of History, Philosophy and Methods of Teaching, Tobolsk Pedagogical Institute named after D. I. Men-deleyev (branch of) Tyumen State University (Tobolsk, Russia), [email protected].
The article is devoted to the typology of religious sectarianism, which spread in the territory of the Tobolsk governorate in the second half of XIX — early XX century. Material is the complex of management and statistical sources, that are stored by the State archive in Tobolsk. It is demonstrated that the documents show a steady growth the followers of the sects of Skoptsy, Khlysty, Doukhobory, Shtundists, nemolya-ki, subbotniki, Baptists, Adventists, Molokans, Mennonites in the governorate during the considered chronological period. The authors point to the lack of a common terminology in the sources, to many self-designations in the followers of sects, note the difficulty of accounting the sectarians for the local Church and the administrative-police apparatus of control. The need to study these aspects at the present stage is emphasized. The definitions of sectarianism are given. Its distinctive features and characteristics are presented. The comparative-critical analysis (in terms of chosen territorial and chronological boundaries) of classifications of sectarianism available in science, contained in the works of Russian pre-revolutionary, Soviet and modern researchers, is made. For further study of the history of sectarianism, the authors took as a basis the idea of dividing the sects in the rationalistic and the mystical. The appeal to the historical periodization of the de-
velopment of sectarianism allowed to justify the religious nature of the sects operating in the territory of the Tobolsk governorate.
Key words: sectarianism; mystical sects; rationalist sects; Tobolsk governorate; khlysty; skoptsy; doukhobortsy; molokane; nemolyaki.
Material resources
GBUTO GA v g. Tobolske — Gosudarstvennoye byudzhetnoye uchrezhdeniye Tyu-menskoy oblasti «Gosudarstvennyy arkhiv v g. Tobolske. Fond I-152. 2. Obshcheye tobolskoye gubemskoye upravleniye; Fond I-329. Tobolsko-ye gubemskoye pravleniye; Fond I-417. Tobolskiy statisticheskiy komitet. (In Russ.).
Otchet o deyatelnosti Tobolskogo Svyato-Ioanno-Dmitrievskogo pravoslavno-tser-kovnogo bratstva za 1916—1917 gg. 1918. Tobolskiye eparkhialnyye vedo-mosti, 1/2: 10—21. (In Russ.).
Raspredeleniye staroobryadtsev i sektantov po tolkam i sektam. 1901. Sankt-Peterburg. (In Russ.).
Spisok naselennykh mest Rossiyskoy imperii: po svedeniyam 1868—1869 gg, LX: To-bolskaya guberniya. 1871. Sankt-Peterburg. (In Russ.).
TEV — Tobolskiye eparkhialnyye vedomosti. (In Russ.).
References
Berman, A. G. 2006. Misticheskoye sektantstvo v Srednem Povolzhe v XIX — pervoy polovine XX vv.: avtoreferat dissertatsii ... kandidata istoricheskikh nauk. Cheboksary. Available at: http://www.dissercat.com/content/misticheskoe-sektanstvo-v-srednem-povolzhe-v-xix-pervoi-polovine-xx-vv. (In Russ.).
Bonch-Bruevich, V. D. 1911. «Novyy Izrail» Sankt-Peterburg. (In Russ.).
Butkevich, T. I. 1910. Obzor russkikh sekt i ikh tolkov. Kharkov. (In Russ.).
Daletskaya, V. Yu. 2005. Politika rossiyskogo gosudarstva i tserkvi v otnoshenii sektantov v XVIII—XIX vekakh: avtoreferat dissertatsii ... kandidata istoricheskikh nauk. Moskva. Available at: http://diss.rsl.ru. (In Russ.).
Gagarina, I. Yu. 2011. Russkoye misticheskoye sektantstvoXVIII — nachalaXXIv.: isto-richeskiy i sotsialno-psikhologicheskiy aspekty: avtoreferat dissertatsii ... kandidata istoricheskikh nauk. Moskva. Available at: http://www.dissercat. com/content/russkoe-misticheskoe-sektantstvo-xviii-nachala-xxi-v-istori-cheskii-i-sotsialno-psikhologiche. (In Russ.).
Klibanov, A. I. 1965. Istoriya religioznogo sektantstva v Rossii (60-e gody XIX v.— 1917g.). Moskva: Nauka. (In Russ.).
Konovalov, D. G. 1908. Religioznyy ekstaz v russkom misticheskom sektantstve. Sergiyev Posad. (In Russ.).
Korikov, D. G. 2011. Gosudarstvo, tserkov' i sektantstvo v Rossii vo vtoroy polovine XIX — nachale XX vv.: avtoreferat dissertatsii ... kandidata istoricheskikh nauk. Chelyabinsk. Available at: http://www.dissercat.com/content/gosu-
darstvo-tserkov-i-sektantstvo-v-rossii-vo-vtoroi-polovine-xix-nachale-xx-vv. (In Russ.).
Milyukov, P. N. 1916. Ocherkipo istorii russkoy kultury: v 2 ch. Petrograd. (In Russ.).
Tonkonogov, A. V. 2004. Sektantstvo kak sotsialnyy fenomen (issledovaniye v srede osuzhdennykh k lisheniyu svobody): avtoreferat dissertatsii ... kandidata fi-losofskikh nauk. Moskva. Available at: http://cheloveknauka.com/sektantst-vo-kak-sotsialnyy-fenomen. (In Russ.).
Varadinov, N. 1863. Istoriya ministerstva vnutrennikh del, 8. Sankt-Peterburg. (In Russ.).
Vibe, P. P. 2007. Nemetskiye kolonii v Sibiri: sotsialno-ekonomicheskiy aspekt. Omsk. Available at: http://history.nsc.ru /capital / project/wiebe. (In Russ.).