Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ХИЛОКСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)'

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ХИЛОКСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ РАБОТА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АТТЕСТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / PERSONNEL WORK / PERSONNEL SUPPORT / CERTIFICATION / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / YOUNG SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкачева Оксана Александровна, Дугарова Альбина Аюшеевна

Статья посвящена проблемам кадрового обеспечения образовательных организаций среднего образования Хилокского района. Описаны мероприятия по реализации кадровой политики в сфере образования. В статье определены возможные пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкачева Оксана Александровна, Дугарова Альбина Аюшеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PERSONNEL PROVISION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF SECONDARY EDUCATION (ON THE MATERIALS OF HILOK DISTRICT OF THE ZABAIKAL REGION)

Article is devoted to problems of personnel support of educational organizations of secondary education of Khilok district. Measures to implement personnel policy in the field of education are described. The article identifies possible ways to solve the identified problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ХИЛОКСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)»

Проблемы кадрового обеспечения в образовательных организациях среднего образования (на материалах Хилокского района Забайкальского края)

Problems of personnel provision in educational organizations of secondary education (on the

materials of Hilok district of the Zabaikal region)

Толкачева Оксана Александровна

Магистрант Бурятского Гос. университета имени Д. Банзарова. e-mail: oksana_tolkacheva@inbox. ru

Tolkachyova Oksana Alexandrovna

undergraduate Banzarov Buryat State University.

e-mail: oksana_tolkacheva@inbox. ru

Дугарова Альбина Аюшеевна

Кандидат политических наук, доцент, Бурятский гос. университет имени Д. Банзарова.

e-mail: albinabur@mail.ru

Dugarova Albina Ausheevna

Candidate of Science in Political Science, Associate Professor,

Banzarov Buryat State University. e-mail: albinabur@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблемам кадрового обеспечения образовательных организаций среднего образования Хилокского района. Описаны мероприятия по реализации кадровой политики в сфере образования. В статье определены возможные пути решения выявленных проблем.

Annotation.

Article is devoted to problems of personnel support of educational organizations of secondary education of Khilok district. Measures to implement personnel policy in the field of education are described. The article identifies possible ways to solve the identified problems.

Ключевые слова: кадровая работа, кадровое обеспечение, аттестация, образовательная организация, молодые специалисты.

Key words: personnel work, personnel support, certification, educational organizations, young specialists.

Проблема кадрового обеспечения педагогами является одной из актуальных в системе среднего образования Российской Федерации. Внешне, кажется, что данная проблема затрагивает только два субъекта -работодателя и работника, но на самом деле она намного глубже, и в качественном её решении заинтересованы, как прямые участники, в лице обучающихся, их родителей, так и косвенные участники, т.е. будущие работодатели, учебные заведения среднего профессионального, высшего образования и другие субъекты. В первую очередь, заинтересовано само государство, право на образование закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации.

В Российской Федерации по-прежнему сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических кадров, недостаточный приток молодых педагогов. Средний возраст российского учителя остается на уровне 4546 лет, однако намечается тенденция постепенного снижения доли молодых учителей и увеличения, соответственно, числа учителей, представляющих старшую возрастную группу. Так, по данным исследования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки число учителей в возрасте до 30 лет сократилось с 12% до 11%, а доля учителей старшей возрастной группы (50 и более лет) увеличилась с 40% до 42% [1]. Данные представлены в диаграмме на Рис.1.

50%

40%

30%

20%

10%

0%

До 30 лет (11%) 30 - 49 лет (47%) 50 лет и более (42%)

Рисунок 1. Процентное распределение учителей России по возрастным группам.

Состояние кадрового состава в сфере среднего образования в настоящее время показывает, что реализация национального проекта «Образование» может быть не реализовано при существующем качестве кадровой работы в системе образования. Необходима эффективная кадровая политика в сфере среднего образования. Как известно, кадровая политика - это система осознанных, сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие с долговременной стратегией организации. Цель кадровой политики заключается в обеспечении оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава педагогических кадров в соответствии с потребностями данной организации и требованиями действующего законодательства [2].

Существуют следующие мероприятия по работе с кадрами:

• планирование, поиск и подбор кадров;

— аттестация педагогических работников;

- обучение кадров [2].

Теперь рассмотрим, как осуществляются кадровые процессы, преимущественно в образовательных учреждениях.

На начальном этапе осуществляется планирование, поиск и подбор сотрудников. Набор сотрудников -важное направление, с него начинается процесс кадровой работы. Раньше была развита связь среди образовательных учреждений всех уровней с профильными педагогическими вузами и колледжами. В настоящее же время тесная связь ослабла по причине того, что после окончания педагогического колледжа или вуза студенты предпочитают работать в коммерческой сфере, а не в бюджетном образовательном учреждении [3].

С процессом отбора персонала для образовательных учреждений также складывается интересная ситуация. Процедура тщательного отбора на педагогические должности в образовательные учреждения важна и обязательна, но в образовательных учреждениях нет специалистов, которые осуществляли бы данную работу. В учреждениях образования чаще всего этими вопросами занимается руководитель - директор.

С целью упрощения процедуры отбора кадров, в 2013 году был утверждён «Профессиональный стандарт педагога» [4]. В данном документе предъявляются не только требования к кандидату на должность педагога, но и четко сформулированы знания и умения, необходимые для реализации трудовых функций учителя. Так, например, часть деятельности, которая раньше фиксировалась в положениях о стимулирующих выплатах и дополнительно денежно поощрялась, после принятия стандарта является обязательной трудовой функцией педагога и оплачивается из оклада. Так же преподаватель обязан владеть такими компетенциями как, например, работа с одарёнными и девиантными детьми, компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог

должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ - навыками.

После принятия профессионального стандарта руководители по-прежнему сталкиваются с трудностями при приёме педагога на работу. К таким трудностям можно отнести следующие: разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускникам педагогических направлений и требованиями, заявленными к квалификации педагогов; отсутствие у значительного числа педагогов необходимых знаний и квалификации для соответствия требованиям профессионального стандарта педагога.

Однако, как показывает практика, образовательные учреждения специальные процедуры отбора не проводят. Обусловлено это тем, что в последнее время количество вакантных мест значительно превышает, количество претендентов на них. В сложившейся ситуации у руководителей нет возможности выбора кадров, они вынуждены принимать на работу практически любого желающего, которые иногда даже не имеют специального профессионального педагогического образования.

Также в кадровой работе образовательного учреждения необходимо уделять внимание вопросам адаптации молодых специалистов. Эту проблему можно решить, если на государственном уровне разработать и внедрить в школах программу по наставничеству опытных учителей. Разработать критерии стимулирования наставников. Ведь как показывает практика, отсутствие стимула для опытных педагогов приводит к тому, что ценные традиции образования передаются неэффективно.

Следующим мероприятием по работе с кадрами является - аттестация педагогических работников. Аттестация - это процедура определяющая соответствие сотрудников своей должности. Аттестация в первую очередь направлена на получение заключения о соответствии специалиста занимаемой им должности, Современная процедура аттестации педагогических работников образовательных учреждений регламентируется Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» [5].

К основным недостаткам аттестации можно отнести следующие:

- усложнение процедуры аттестации: сложная подготовка при подготовке портфолио и его постоянная корректировка в период учебного года, значительное увеличение количества критериев оценки, в связи с этим у педагогов пожилого возраста возникают трудности при формировании портфолио в электронном виде;

- несоизмеримые требования, предъявляемые к первой и высшей категориям (за счет набора баллов за профессиональные достижения). Требования к квалификационным категориям педагогов представлены в табл. 1.

Таблица 1. Требования к квалификационным категориям.

Требования к первой квалификационной категории Требования к высшей квалификационной категории

владение педагогом современными образовательными технологиями и методиками и эффективное их применение на практике владение современными образовательными технологиями и методиками и их эффективное использование на практике;

личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов воспитания и обучения; личный вклад педагога в повышение качества образования и воспитания путём совершенствования методов воспитания и обучения и активное распространение личного опыта в сфере повышения качества воспитания и образования.

стабильность результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

стабильные результаты освоения воспитанниками и обучающимися учебных программ и положительная динамика их достижения - выше средних в данном субъекте РФ, а так же учет результатов учащихся во всероссийских, международных конкурсах,

соревнованиях, олимпиадах.

В связи с возникающими трудностями в подготовке портфолио и в достижении необходимого количества баллов для получения определенной категории, резко снижается численность педагогов с первой или высшей квалификационными категориями. Так, по данным МКУ «Комитет образования Хилокского района» за последние 3 учебных года резко сократилось количество педагогов имеющих первую и высшую категории. Данные представлены в табл.2.

Таблица 2. Процентное распределение учителей в зависимости от категорий

Учебный год Кол-во педагогических работников (всего) Количество педагогических работников имеющих 1 и высшую категорию Количество педагогических работников без категории

2017-2018 уч.г. 358 чел. 211 чел. (59%) 147 чел. (41%)

2019-2020 уч.г. 342 чел. 118 чел.(34,5%) 224 чел. (65,5%)

Следующий этап кадровой работы - это обучение педагогических работников. Главная цель программы «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» является разработка и освоение каждым педагогом программ повышения квалификации и профессиональной подготовки, ориентированных на соответствие требования профессионального стандарта педагога [6]. Минус реализации данной программы в том, что курсы повышения квалификации большинство педагогов проходят дистанционно.

Рассмотренные выше мероприятия кадровой работы внедряются в общеобразовательные учреждения на протяжении последних десяти лет. Рассмотрим, какие же результаты они принесли на примере школ Хилокского района Забайкальского края.

В Хилокском районе Забайкальского края работает - 20 школ, количество обучающихся - 3860 человек.

По статистическим данным МКУ «Комитет образования Хилокского района» на 1 мая 2020 года в районе работает - 342 педагогов, из них молодых специалистов 29 человек, что составляет - всего 8 % от общего числа педагогического состава. Средний возраст педагогов от 40 лет и старше. Данные представлены в диаграмме на Рис.2.

Рисунок 3. Процентное распределение учителей Хилокского района по возрастным группам.

С целью привлечения в образовательные учреждения района молодых специалистов в 2015 году заключено 7 договоров о контрактно-целевом обучении в Забайкальском государственном университете. Реализуются формы социальной поддержки в виде 20%-ой доплаты к должностному окладу молодых специалистов (в течение трех лет с момента трудоустройства выпускника в образовательное учреждение).

Несмотря на это, кадровая проблема по-прежнему остается серьезной в общеобразовательных организациях Хилокского района имеется 34 вакансии учителей по таким предметам как: иностранный язык - 8; математика - 5; начальные классы - 5; русский язык - 3; физика - 3; музыка - 2; технология - 2; информатика - 2; химия - 1; биология -1; ОБЖ - 1; физическая культура - 1. По статистическим данным представленным в табл. 3.

Таблица 3 - Количество нехватающих учителей в школах Хилокского района с учетом пришедших молодых специалистов в период с 2015-2016 уч.г по 2019-2020 уч.г.

Год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год

Кол-во нехватающих учителей 27 16 18 24 34

Сколько молодых специалистов пришло 9 9 9 7 7

Мы видим, что проблема нехватки педагогических кадров в образовательных учреждениях с каждым годом ухудшается. В период с 2015 по 2019 год в школы Хилокского района устроились — 41 молодой специалист, из них на 1.04.2020 года закрепились и работают в школах только 29 человек [7]. Одной из причин ухода молодых специалистов из школы является низкая заработная плата. На одну ставку учитель со стажем в Забайкальском крае получает в среднем около 25 тысяч рублей, в эту сумму входит надбавка за стаж и классное руководство. Средний уровень зарплат учителей в регионе - 32 тысячи рублей, т.е приходится брать в нагрузку более одной ставки, Президентские требования о повышении зарплат педагогам достигаются за счет интенсивности их труда [8].

Из-за отсутствия денежных средств у педагогов нет возможности очно пройти курсы повышения квалификации в Забайкальском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (курс лекций на бюджетной основе, проезд и проживание за свой счёт). За последние 3 года очно курсы в Забайкальском ИПКРО прошли всего - 8 педагогических работника, заочно — 29 человек [7].

С 16 января 2020 года в Забайкалье стартовала программа «Земский учитель» [8], которая рассчитана на 3 года и закроет только 20% вакансий. Согласно данной программе за 3 года в Забайкальский край на работу будут

привлечены 60 педагогов. Всего же в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края на январь 2020 года имеется 300 вакантных мест.

Исходя из полученных статистических данных, можно сделать вывод, что перед органами управления по-прежнему стоит важная задача - разработка эффективной кадровой политики в сфере среднего образования.

Считаем, что проблема кадровой политики в сфере среднего образования может иметь катастрофические последствия для системы образования в целом. Для решения этой проблемы необходимы комплекс мероприятий на государственном уровне с учетом ситуации в регионах. Образовательные учреждения не в силах самостоятельно решить эту проблему.

Список используемой литературы:

1. Официальный портал Федерального института оценки качества образования. - URL : https://fioco.ru/Talis-18-results-2 (дата обращения 26.03.2020).

2. Петровский А.А. Формирование и реализация кадровой политики в сфере среднего образования / А.А Петровский. - Саратов, 2018. - URL : https://cvberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-realizatsiva-kadrovoY-politike-v-sfere-srednego-obrazovaniYa/viewer (дата обращения 20.04.2020).

3. Кузьменко Н.И. Особенности кадровой политики в образовательных организациях / Н.И Кузьменко. -Воронеж, 2017. - URL : https://cYberleninka.ru/article/n/osobennosti-kadrovoY-politiki-vobrazovatelnYh-organizatsiYah (дата обращения 20.04.2020).

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. №544н: Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изменениями и дополнениями, - 2016. - URL : https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 28.04.2020).

5. Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209: О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, - 2010. - URL : https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-24032010-n-209/ (дата обращения 28.04.2020).

6. Портал Консультант Плюс (некоммерческая интернет — версия). -URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc&base=LAW&n=166654&fld=134&dst=1000000001,0&rnd =0.36400351811171405#05668352085057669 (дата обращения 02.05.2020).

7. Официальный сайт Муниципального казенного учреждения Комитета образования муниципального района «Хилокский район». - URL : http://2www.mkY-khilok.ru/index.php/dokumentY/otchetY (дата обращения 02.05.2020).

8. Официальный портал Забайкальского края. - URL : https://75.ru/news/138193 (дата обращения 02.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.