Научная статья на тему 'Проблемы кадрового обеспечения социально-экономического развития Читинской области'

Проблемы кадрового обеспечения социально-экономического развития Читинской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадровая политика / трудовые ресурсы / кадровое обеспечение / читинская область / социально-экономическое развитие

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каргина Р. Н.

Роль образования в решении задач социально-экономического развития Российской Федерации заключается в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of education in solving problems of socio-economical development of the Russian Federation consists in forming human resources, able to reproduce and develop the country"s material and intellectual potential.

Текст научной работы на тему «Проблемы кадрового обеспечения социально-экономического развития Читинской области»

P. H. Каргина

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа представлена кафедрой социологии и философии права Читинского государственного университета.

Научный руководитель - кандидат социологических наук, доцент А. А. Гераськова

Роль образования в решении задач социально-экономического развития Российской Федерации заключается в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны.

The role of education in solving problems of socio-economical development of the Russian Federation consists in forming human resources, able to reproduce and develop the country's material and intellectual potential.

1 12

В Читинской области, как и в целом в Российской Федерации, сформировались тенденции устойчивого социально-экономического роста. За 2000-2005 гг. доля занятых в экономике возросла на 4%, а население (в результате естественной и миграционной убыли около 10 тыс. чел. в год) сократилось на 50,6 тыс. (с 1 178,8 до 1 128,2 тыс. чел.). Данная тенденция в перспективе связана с возникновением проблем формирования квалифицированных трудовых ресурсов (сокращение численности трудовых ресурсов ожидается уже с 2007 г.), что в дальнейшем может отразиться на экономическом развитии региона.

Сегодня большинство предприятий области ощущают нехватку квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям. Одной из причин этого является несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре.

Область располагает достаточной образовательной базой: 15 высших учебных заведений (включая филиалы), подготовкой специалистов, получающих среднее профессиональнее образование, занимаются 29 учебных заведений (включая 7 филиалов). Система начального профессионального образования области насчитывает 29 учебных заведений (в том числе 3 профессиональных лицея). Но существующая система подготовки профессиональных кадров не обеспечивает экономику области специалистами необходимых профессий, квалификации и в нужном объеме, профессиональная подготовка осуществляется на устаревающих технологиях, машинах и оборудовании.

В структуре подготовки кадров преобладают специалисты с высшим профессиональным образованием (2006 г. - 51,5% от общей численности учащихся учебных заведений профобразования1), тогда как доминирует спрос на рабочие специальности, причем доля потребности в рабочих профессиях растет из года в год. В 2006 г. она

составляла 62% от общей потребности, в 2008-2010 гг. составит уже 77%2.

Высокий уровень потребности в рабочих кадрах связан с явным снижением у молодежи мотивации к овладению производственными профессиями (низкий уровень заработной платы, неудовлетворительные условия труда, низкое качество рабочих мест). По данным социологического опроса, проведенного нами среди выпускников школ и учащихся учебных заведений профессионального образования Читинской области (в опросе приняло участие 366 выпускников общеобразовательных школ и 917 студентов), в процессе принятия ими решения о выборе профессионального и жизненного пути сегодня на первое место ставится желание иметь в будущем материальный достаток (так ответило наибольшее число студентов - 53% и школьников -82%). Для молодежи содержательные возможности, связанные с профессиональной деятельностью, становятся менее значимыми, т. е. выбор профессии и вида деятель -ности приобретает более инструменталь -ный характер.

За последние 25-30 лет резко повысился социальный и профессиональный порог для людей, претендующих на какую бы то ни было карьеру, и, как следствие, сегодня молодые люди стремятся получить высшее образование. По данным опроса, планируют повышать свою профессиональную подготовку по полученной специальности почти 70% выпускников ссузов и около половины выпускников учреждений начального профессионального образования. Налицо стремление молодых людей к получению высшего профессионального образования.

Таким образом, наличие высшего образования стало обязательным условием социализации и вертикальной мобильности. Но высшее образование из профессионального становится во многом общим. А общее высшее образование образует повы -шенные запросы людей, которые не соглашаются на целый ряд рабочих мест: они отказываются от тяжелого физического

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

труда, непривлекательных работ в сфере услуг, непосредственно связанных с обслуживанием.

В результате интеллектуальный потенциал значительной части населения Читинской области, получившей профессиональную подготовку, остается невостребованным в полной мере, низкий уровень трудовых доходов большой части работников побуждает их искать дополнительные источники средств к существованию, стимулирует их отток в другие регионы России.

Кроме того, большинство молодых людей не имеют представления о реальном спросе на профессиональные кадры со стороны рынка труда. Социальный спрос молодежи ориентирован на получение «престижных специальностей», которые являются продуктом ориентации на современный стиль жизни, рекламу; профессиональное самоопределение ставится в жесткую зависимость прежде всего от материального вознаграждения.

Так, по данным опроса студентов, лидируют по «престижности» экономические специальности (почти 30%), юриспруденция (около 25%) и менеджмент (11%). В то же время анализ полученных данных показывает, что специальности экономиста, юриста и врача одна часть молодежи относит к «престижным», а другая часть - к невостребованным. Это позволяет сделать вывод о том, что изменение интереса к тем или иным профессиям обусловлено реакцией на изменения социально-экономической обстановки. Также можно констатировать, что с течением времени многие, некогда новые и неизвестные специальности становятся привычными, что позволяет несколько иначе подходить к их оценке и выбору. После массового выхода на рынок труда специалистов, получивших «престижные» (модные) специальности, но не сумевших трудоустроиться по специальности, произошла переоценка части специальностей с точки зрения наличия возможностей получения работы.

При первичном выборе профессии молодым людям (имеются в виду выпускни-

ки школ) приходится соизмерять субъективную ценность будущей специальности и ее доступность. И, как следствие, значительная часть (58,34%) выпускников и студентов старших курсов планирует получение новой специальности. 60,38% студентов-старшекурсников заявили о намерении по окончании вуза получать второе высшее образование. Только треть (35,33%) будущих выпускников уверенно планируют работать по своей специальности, что говорит о невысоком показателе интеграции молодежи в профессиональную структуру общества, о недостаточном социально-профессиональном статусе личности и в конечном счете о рассогласовании рынка труда и рынка образовательных услуг.

Расширение коммерческого сектора профессионального образования ведет к возрастанию роли населения при формировании спроса на образовательные услуги (в 2006 г. 65% студентов государственных высших учебных заведений обучаются с полным возмещением затрат на обучение). В этой связи профессиональная ориентация населения играет все более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обуславливая тем самым обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.

Одним из способов преодоления несоответствия между профессиональным уровнем и требованиями рабочего места является повышение качества рабочей силы, что предполагает использование прогрессивных подходов к обучению и формирование системы непрерывного профессионального образования, включая профессиональную подготовку рабочих кадров, повышение их квалификации и переподготовку.

Анализ реального положения дел с переподготовкой рабочих свидетельствует об инертности работодателей в данном направлении. Кадровая политика большинства руководителей предприятий области ориентирована в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективу развития. Во многих организациях нет ни

программ развития персонала, ни продуманных систем мотивации, ни работоспособных схем поиска и оценки работников. Ограниченное количество или отсутствие заказов предприятий на подготовку кадров не стимулируют учреждения профессионального образования на корректировку учебных программ и планов.

Работодатели заинтересованы в привлечении дешевой иностранной рабочей силы, однако и среди иностранной рабочей силы также нет необходимого уровня квалификации рабочих. Так, среди китайских рабочих высококвалифицированные работники составляют всего 5%.

Привлечение иностранных работников обусловлено в том числе и тем, что система образования не готова обеспечить рынок труда требуемыми кадрами. По данным Управления государственной службы занятости населения Читинской области, на протяжении нескольких лет сложился устойчивый спрос работодателей на иностранную рабочую силу по строительным специальностям (каменщик, плотник, штукатур, бетонщик). По указанным специальностям только в 2006 г. было привлечено 6 756 иностранных граждан. Количество выпускников по профессии «каменщик» в 2005-2006 гг. составило 59 чел.

Востребованными являются также профессии «торговый агент» (для использования в сфере оптово-розничной торговли), для лесного хозяйства - рамщики, вальщики леса, овощеводы - для сельского хозяйства.

На 2007 г. работодателями была заявлена в службу занятости потребность в специалистах лесной и лесоперерабатывающей промышленности - 2 953 чел. Набор учащихся на специальности «технология лесозаготовок», «технология деревообработки», «лесное и лесопарковое хозяйство» в Читинском лесотехническом колледже

осуществляется в количестве 30 чел. по каждой специальности. Аналогичная ситуация складывается и по другим востребованным профессиям и специальностям (плотник, штукатур, овощевод и др.).

Таким образом, привлечение иностранной рабочей силы позволяет в некоторой степени стабилизировать ситуацию в отдельных видах экономической деятельности (строительство, лесное и сельское хозяйства, сфера услуг). Но увеличивающийся год от года приток иностранных трудовых мигрантов (как самой дешевой рабочей силы) становится реальным ограничителем экономического роста, консервируя техническую отсталость общественного производства, что явно противоречит провозглашенному курсу на инновационное развитие.

При тенденции к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте (с 2007 г.) достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы может быть обеспечено за счет внедрения передовых технологий, при целенаправленном отборе внешних трудовых мигрантов нужных профессий и уровня квалификации, количественной и качественной увязке масштабов подготовки и переподготовки кадров с потребностями регионального рынка труда. Также надо активнее привлекать самих работодателей к участию в прогнозировании потребности в рабочей силе (так как никто лучше не может оценить перспективы развития своих организаций и будущую потребность в тех или иных специалистах), что подразумевает более тесное их взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями, которое при этом не должно сводиться лишь к формированию требований к уровню подготовки, а включать и финансовую поддержку, помощь в укреплении учебно-материальной базы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Образование в Читинской области: Стат. сбор. Чита: Читастат, 2007. С. 51.

2 Данные мониторинга по профессионально-квалификационной структуре потребности в кадрах, проводимого Комитетом трудовых ресурсов и социального развития Читинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.