Научная статья на тему 'Проблемы кадрового обеспечения Северо-Кавказского туристического кластера'

Проблемы кадрового обеспечения Северо-Кавказского туристического кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURIST INDUSTRY / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романько Ирина Евгеньевна

Статья посвящена рассмотрению туристической индустрии и сферы культурно-досуговых услуг с позиции их кадрового обеспечения. Обоснована необходимость подготовки специалистов для данной сферы. Автор предлагает больше внимания со стороны государства уделять подготовке кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Staffing Problems of Cultural and Leisure Services in North Cameosus?

The article is devoted to the tourist industry and areas of cultural and leisure services from the perspective of staffing. Special attention is paid to necessity of personnel training in this field. The author assumes that the government should pay more attention to personnel training.

Текст научной работы на тему «Проблемы кадрового обеспечения Северо-Кавказского туристического кластера»

УДК 658.3

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

И.Е. Романько

Облик туристической индустрии в настоящее время существенно меняется в связи с появлением ряда трендов, к которым относят:

- рост рынка туристических услуг;

- появление новых центров мирового туризма;

- усиление консолидации туристического сектора;

- технологическую модернизацию сектора и изменение туристического продукта;

- реконфигурацию инфраструктуры, обслуживающей мировой туристический рынок.

По прогнозам Всемирной туристкой организации (ВТО) к 2030 г. количество международных туристических прибытий достигнет 1,9 млрд человек, а доход отрасли вырастет до 2 трлн долл. По сравненению с 2010 г. (940 млн чел.) увеличение прибытий составит более 200 %. При этом рост туристической индустрии в последующие десятилетия будет происходить преимущественно за счет стран АТР [1].

Уже сегодня на долю Азии (не считая Японии) приходится 13 % мирового ВВП, на Западную Европу - более 30 %. За следующие 20 лет доли этих регионов почти сравняются. Эти прогнозы означают, что для традиционных рынков туризма уже в ближайшем будущем изменятся условия конкуренции. Странам США, Европы и России потребуется подготовить адекватный ответ этой тенденции и сформировать предложения, которые смогут удержать интерес внутренних и внешних туристов к их территории [2].

По данным В.А. Квартальнова и А.А. Романова, доля туризма в развитых странах в валовом национальном продукте составляет от 5 до 15 % (в некоторых странах достигает 50 %), а и России этот показатель составляет лишь 0,01 % [3, с. 16].

Романько Ирина Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорск, 357500, г. Пятигорск, ул. 40 лет Октября, 56, e-mail: ira118@yan-dex.ru, т. 8(8793)338661.

Дефицит платежного баланса по статье "туризм" достиг в России в 1995 г. 5,5 млрд долл. В первом полугодии 1995 г. российские туристы вывезли 2,5 млрд долл., а поступило в страну от внешнего туризма не более 800 млн долл. [3, с. 12].

Очевидно, что в России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Слабое развитие туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, теряются тысячи потенциальных рабочих мест. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) комплексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию девяти новых рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже по сравнению с другими отраслями народного хозяйства [3, с. 12].

Туристическая отрасль отличается также стабильностью предоставления рабочих мест. Так, по данным В.Г. Гулиева, среди вновь созданных туристических предприятий процент банкротства составляет всего около 0,5 % [4].

Сейчас идет подготовка большого проекта развития туристических кластеров во многих республиках Северного Кавказа, уже делаются конкретные шаги. Туристический кластер - относительно быстро окупаемый объект туризма и туристической инфраструктуры, позволяющий привлечь ресурсы федерального уровня и бизнеса. Его развитие дает возможность региону приобретать известность в четко идентифицированном сегменте международного туризма.

Развитие туристско-рекреационной специализации в республиках Северного Кавказа инициирует социально-экономическое развитие регионов; позволит получить

Irina Romanko - Ph.D. in History, associate professor of the Department of the State And Municipal Management at the the Branch of North Caucasian Federal University in Pyatigorsk, 56, 40 Let Oktyabrya Street, Pyatigorsk, 357500, e-mail: ira118@yandex.ru, tel. +7(8793)338661.

реальные экономические выгоды; ликвидирует отсталость, проблемность и депрессивность экономики Северо-Кавказского федерального округа за счет развития объектов социально-бытовой инфраструктуры, общественного питания и культурно-исторического обмена.

К индустрии туризма на Северном Кавказе в настоящее время приковано пристальное внимание федеральной власти. На Петербургском международном экономическом форуме "Новые туристические направления: Северный Кавказ" Д. Медведев особо отметил, что индустрия туризма должна стать "сквозной темой" для Северного Кавказа, позволяющей создать дополнительные рабочие места и привлечь новые инвестиции. Все это делает эту отрасль привлекательной с точки зрения занятости населения [5].

В выступлении Генеральный директора ОАО "Курорты Северного Кавказа" А. Невского подчеркивалось, что вопрос занятости на Северном Кавказе с введением проекта в действие будет решен полностью. Более того, может возникнуть дефицит кадров: "Сейчас ситуация следующая: регион в трудовом плане избыточно богатый - порядка 400 тысяч человек могут быть вовлечены в трудовой процесс в ходе развития экономики региона, и не только туркластера. Но после 2018 года покрыть потребности проекта туристического кластера станет уже невозможно, и к 2024 году дефицит, по нашим оценкам, составит почти 200 тысяч человек. Возникнет реальная угроза дефицита кадров, и это касается не только туристического кластера, но и всех отраслей экономики Северо-Кавказского региона. Будет нехватка доступной рабочей силы не только в количественном, но и в качественном отношении: можно сказать, что на данный момент образование не полностью соответствует требованиям экономики" [5].

В прессе, в выступлениях Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе А. Хлопонина подчеркивается необходимость обеспечения кластера такими человеческими ресурсами, чтобы кластер работал в соответствии с общемировыми стандартами. В этом смысле делается ставка на образовавшийся в 2012 г. Северо-Кавказский федеральный университет.

От современного учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фун-

даментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребности в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса, показателей, характеризующих человека как личность и специалиста.

Базовые условия - это создание современных программ обучения с учетом международного опыта.

Говоря о подготовке специалистов в области гостеприимства, можно уверенно утверждать, что здесь необходим приоритет практики над теорией. Процесс обучения надо выстроить таким образом, чтобы акцентировать внимание на практике организации обслуживания в зарубежных отелях и туристических центрах, которые могут являться примером организации туристического бизнеса.

Необходимо помнить о том, что никакая высокая технология не будет функционировать без хорошо подготовленных специалистов.

Принципиально важно иметь четкое представление о том, какой менеджер туристического бизнеса придет в эту систему, сможет ли он отвечать тем требованиям, которые предъявляются к специалистам высокого уровня в области управления и организации туристического бизнеса, поскольку именно он является центральным звеном в системе туризма, его знания и умения, личностные и профессиональные возможности, к которым сегодня предъявляется все больше требований. В ситуации, когда туризм основан на рыночных формах функционирования, для этой сферы все больше требуются профессионалы, владеющие специфическими технологиями и программными продуктами, знающие основы продвижения туруслуг, коммуникативно-психологические особенности общения с клиентами и т. д.

Сейчас образовательный стандарт предлагает четыре специальности, по которым может обучаться будущий профессионал туристского бизнеса: туризм; социально-культурный сервис и туризм; менеджмент организации и экономика и управление на предприятии.

Особенное популярны сейчас менеджерские специализации "гостиничный и туристический бизнес", "менеджмент туризма", "финансовый менеджмент в туризме", "экскурсионный менеджмент", "менеджмент спортивного туризма", "менеджмент санаторно-курортного дела".

Вместе с тем необходимы многие обеспечивающие специальности по управлению персоналом, организации питания, дорожному строительству и многие другие. Необходимы также специалисты среднего звена и большое количество рабочих профессий разного профиля. К сожалению, подготовку кадров по рабочим специальностям, которые составляют 65 - 75 % численности персонала гостинично-туристского комплекса (ГТК), не осуществляет ни одно учебное заведение или осуществляют в рамках дополнительного образования. Это горничные, работники бельевого хозяйства, официанты, бармены и т.п.

По оценкам экспертов, только 35 % туристских объектов в России обеспечено профессиональными кадрами достаточно высокого уровня. Если учесть, что Северо-Кавказский туристический кластер рассчитан на создание более 300 тыс. рабочих мест, то становится понятным масштаб кадровой проблемы.

На кадровом рынке отсутствует понятие специалиста широкого профиля - работника турбизнеса "с большой буквы". Проблема низкой популярности и недостаточности престижа профессий сферы услуг должна решаться совместно органами государственной власти, курирующими вопросы развития туристской отрасли региона, бизнесом и образовательными учреждениями.

Исследование сегмента рынка труда по данному направлению показало низкую востребованность данных специалистов. Причина состоит в отсутствии позитивного имиджа туристической отрасли и туристического бизнеса: если профессия не престижна, ей, конечно, не пойдут обучаться в массовом порядке.

Существует устойчивое мнение, что малой востребованности туристических специальностей на Северном Кавказе мешает менталитет местных жителей, которые воспринимают сферу услуг как некое унизительное прислужничество.

Анкетирование в Дагестане показало, что профессии сферы обслуживания туристов интересны только 2 % дагестанской молодежи [6]. Рассчитывать на то, что в Дагестан извне хлынет поток горничных, официантов, портье и прочих линейных работников, также не приходится.

В то же время в октябре-ноябре 2011 г. Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос жителей районов строительства Северо-Кавказского туристического кластера. Результаты опроса следующие: 59 % респондентов заявили,

что хотели бы работать в курортном комплексе, и лишь 26 % опрошенных не желают этого делать. Более того, исследование показало, что, вопреки расхожему мнению, жители Кавказа не откажутся от работы в сервисных сферах. Поварами и официантами готовы работать 12 % опрошенных, горничными и слесарями -9, спортивными инструкторами хотят быть 11, гидами и аниматорами - 15, еще 6 % готовы заниматься любой работой в сфере гостеприимства, 20 % хотят работать в торговле [7].

Туризм в России стал развиваться так стремительно, что национальная система профессионального образования не успевает адаптироваться к новым реалиям и разработать нормы и стандарты, которые соответствовали бы требованиям, предъявляемым к работникам туристской сферы как у нас в стране, так и за рубежом.

Поэтому особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.

Для привлечения на наши курорты большого потока туристов обучение персонала должно быть построено в соответствии с международными стандартами компетенций и навыков с использованием возможности стажироваться за рубежом.

Кроме того, для туристического кластера большое внимание необходимо уделить процедуре отбора персонала, которая не только обеспечит формирование персонала необходимого качества, но и придаст в определенной степени элементы состязательности среди претендентов на рабочие места: "берут не всякого, а лучшего!", а значит, будет работать на имидж профессии.

Это наиболее ответственный этап в управлении персоналом. Он требует продуманного подхода, основанного на современных кадровых технологиях. Необходима высокая квалификация консультанта по кадрам, предполагающая знания в области права, экономики, социологии и психологии.

Немаловажна также и процедура оценки персонала при приеме, которая должна быть нацелена на определение как профессиональных, так и личностных качеств, так необходимых при работе с клиентами.

Работа в туриндустрии требует добросовестности, искренности, гостеприимства, а это не отразится ни в одном стандарте.

Уже сейчас необходимо продумать требования к корпоративной культуре, выражающейся через то, как люди относятся друг к другу и к своей работе. Корпоративная культура - это общий стиль компании, ощущение, которое она передает. Ее можно выразить одной фразой: "Вот как это делается у нас". Это позволяет сплотить коллектив вокруг общих ценностей, создать собственный стиль.

Люди, почувствовавшие причастность к общему делу, проявляют изобретательность, решая повседневные проблемы, и совершенствуют сервис. Необходимо, чтобы каждый сотрудник стремился стать профессионалом в своей сфере, чтобы обладал абсолютной уверенностью в высшем качестве своего труда.

Таким образом, цивилизованное развитие индустрии туризма требует системной подготовки кадров совершенно иного качества, реализации всех функций управления персоналом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инвестиции в человека: Мат-лы IX Междунар. форума. Россия, Ставропольский край, город-курорт Кисловодск (г. Кисловодск, 26-28 апреля, 2012 г.). Кисловодск: Б.И., 2012.

2. Китай и Индия: чья модель роста лучше? // The McKinsey Quarterly. 2006. № 13.

3. Квартальнов В.А., Романов А.А. Туризм: Учеб -ник. М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с.

4. Гулиев В.Г. Организация туристической деятельности: Учеб. пособ. М: Нолидж, 1996. 174 с. С. 3.

5. См.: Российский потенциал в действии. Инвестиции в человеческий капитал как фактор развития экономики и туризма: Панельная дискуссия // Петербургский международный экономический форум "Новые туристические направления: Северный Кавказ" (г. Санкт-Петербург, 21-23 июня, 2012 г.). СПб., 2012. С. 23.

6. Гацаев А. Кадры для Кавказа // Еженедельник "Настоящее время". 2012. 4 мая.

7. Хейнонен А.А. Вдруг мечты осуществятся? // Экспертиза власти. 2012. № 23. 19 дек.

18 февраля 2013 г.

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЦП «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ» КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Т.А. Тищенко

Характерной чертой современного экономического развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования общества -построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний [1]. Управление знаниями, наряду с тотальным управлением качеством (TQM), совершенствованием и ре-

Тищенко Татьяна Алексеевна - соискатель кафедры экономики социальной сферы Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; ст. преподаватель кафедры административного и финансового Московского государственного открытого университета им. В.С. Черномырдина, 107996, Россия, г Москва, ул. Павла Корчагина, 22, e-mail: t8816@yandex.ru, т. 8(495)6839920.

инжинирингом бизнес процессов, электронной коммерцией, современными методологиями менеджмента, становится одной из основных концепций управления, влияющих на современные тенденции развития государства и бизнеса. Именно управление знаниями в ближайшее время станет ключевой технологией, определяющей парадигму менеджмента в целом. Уникальные навыки и способности,

Tatiana Tishshenko - Сandidate for a degree academic of the Department of Economics Social Services at the Moscow State University, head teacher of the Department of Administrative and Financial Law at thet Moscow State Open University, 22 Pavla Korchagina Street, Moscow, 107996, e-mail: t8816@yandex.ru, tel. +7(495)6839920.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.