Научная статья на тему 'Проблемы качества и востребованности выпускников различных уровней высшего аэрокосмического образования'

Проблемы качества и востребованности выпускников различных уровней высшего аэрокосмического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / BACHELOR / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / МАГИСТР / MASTER / АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AEROSPACE EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ / HIGH GRADUATES COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефина О.В., Кукушкин С.Г., Самохвалова С.М.

Рассматривается проблема качества и компетентности выпускника программ специалитета, бакалавриата и магистратуры аэрокосмических направлений во взаимосвязи с их востребованностью на предприятиях аэрокосмической отрасли. Представлены результаты сравнительного анализа учебных планов разных уровней высшего аэрокосмического образования, синхронизируются требования ФГОС специалитета и бакалавриата в сравнении с требованиями профессионального стандарта и Национальной рамки квалификаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AEROSPACE UNIVERSITY GRADUATES OF DIFFERENT LEVELS: THE QUALITY OF THEIR KNOWLEDGE AND SKILLS AND THEIR BEING IN DEMAND FOR THE INDUSTRY

The paper highlights the quality problem of aerospace university graduates of different levels such as bachelors, masters, specialists and their being in demand at the aerospace enterprises. The research analyses curricula of disciplines, Federal state education standards, professional standards and National qualification descriptors.

Текст научной работы на тему «Проблемы качества и востребованности выпускников различных уровней высшего аэрокосмического образования»

Решетнеескцие чтения. 2015

УДК 006:658.386

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА И ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ВЫСШЕГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Арефина1, С. Г. Кукушкин1, С. М. Самохвалова2

1 АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52 2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: 1arefina@iss-reshetnev.ru

Рассматривается проблема качества и компетентности выпускника программ специалитета, бакалавриата и магистратуры аэрокосмических направлений во взаимосвязи с их востребованностью на предприятиях аэрокосмической отрасли. Представлены результаты сравнительного анализа учебных планов разных уровней высшего аэрокосмического образования, синхронизируются требования ФГОС специалитета и бакалавриата в сравнении с требованиями профессионального стандарта и Национальной рамки квалификаций.

Ключевые слова: бакалавр, специалист, магистр, аэрокосмическое образование, компетенции выпускников.

AEROSPACE UNIVERSITY GRADUATES OF DIFFERENT LEVELS: THE QUALITY OF THEIR KNOWLEDGE AND SKILLS AND THEIR BEING IN DEMAND FOR THE INDUSTRY

O. V. Arefina1, S. G. Kukushkin1, S. M. Samokhvalova2

JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information satellite systems" 52, Lenin Str., Zheleznogorsk Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: 1arefina@iss-reshetnev.ru

The paper highlights the quality problem of aerospace university graduates of different levels such as bachelors, masters, specialists and their being in demand at the aerospace enterprises. The research analyses curricula of disciplines, Federal state education standards, professional standards and National qualification descriptors.

Keywords: bachelor, specialist, master, aerospace education, high graduates competences.

На протяжении более чем пятидесяти лет масштаб и темпы развития аэрокосмической отрасли являются индикатором общемирового роста высокотехнологичного сектора экономики. Профессиональная принадлежность к созданию и эксплуатации космических систем была и останется маркером высочайшего уровня квалификации и интеллекта сотрудников таких предприятий, независимо от их принадлежности к той или иной кадровой категории. Престижность российского аэрокосмического образования и однозначное представление о востребованности выпускников аэрокосмических вузов долгое время выступали признаком единства интересов трех сторон - работодателей, вузов и самих обучающихся студентов как ключевых участников процесса развития кадрового потенциала отрасли.

Введение с середины 1990-х гг. уровневого вузовского образования («бакалавр-магистр») на фоне резкого уменьшения количества моноспециальностей с 2013 г. привело к изменению структурного ландшафта рынка труда. Уже сейчас, в 2015 г., 90 % всех выпускников вузов страны составляют выпускники бакалавриата. И хотя в целом статистика их восприятия работодателями сместилась в положительную

сторону (с 10 % работодателей РФ в 2010 г. [1] до 43 % в 2014 г. [2]), бакалавры практически не востребованы на рынке интеллектуального инженерного труда, несмотря на существующее трудовое законодательство, требующее их трудоустройство на линейные инженерные должности.

В АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» ведется большая работа по привлечению и закреплению выпускников вузов различного профиля. Ежегодно компания принимает на работу около 100 молодых специалистов, 95 % из них - специалисты с техническим образованием. В табл. 1 приведены данные о фактическом распределении выпускников программ бакалавриата на предприятии.

Приведенные данные полностью отражают проблему определения места и роли бакалавра в системе производственных отношений аэрокосмического предприятия, т. е. отнесения их к определённому квалификационному уровню в иерархии существующих должностей. Как видно из табл. 1, выпускники профильного бакалавриата востребованы как высококвалифицированные профессионалы среднего уровня -«техники». Нужно отметить, что высокие требования

к профессиональной деятельности на аэрокосмических предприятиях задают изначально высокую планку к отбору абитуриентов таких направлений подготовки, поэтому утверждение о необходимости повышения доступности высшего аэрокосмического образования за счет введения двухуровневой модели является спорным.

Таким образом, можно констатировать противоречие между интересами ключевых стейкхолдеров, ориентированных на достижение максимально высокого качества инженеров аэрокосмического профиля, и сложившейся ситуацией формального ограничения высокоспециализированной подготовки таких инженеров системой бакалавриата и магистратуры.

В настоящее время аэрокосмическое образование осуществляется по 5 направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры, а также 6 специальностям. В то же время произошло исключение ряда специальностей с заменой их направлениями подготовки по

целому ряду этапов жизненного цикла космических систем. Это произошло, например, со специальностью 151001 «Технология машиностроения» направления подготовки 151000 «Конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств». Уже в 2016 г. потребность предприятий в инженерах-технологах будет закрываться только выпускниками бакалавриата направления 15.19.00.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и магистратуры по данному направлению. Однако, как уже отмечено выше, выпускники программ бакалавриата по целому ряду профессиональных компетенций не соответствуют требованиям инженерных должностей аэрокосмического предприятия. Данное решение может быть обосновано в результате горизонтального анализа объемов учебной нагрузки по дисциплинам учебного плана специальности «Технология машиностроения» и бакалавриата направления 15.19.00.62. (табл. 2).

Таблица 1

Структура занятости выпускников программ бакалавриата в АО «ИСС»

Тип программ Профильный бакалавриат (31 чел.) Профессии, должности

Рабочие Техники Инженеры Делопроизводитель Юрисконсульт

3 25 2 1 -

Непрофильный бакалавриат (16 чел.) 9 6 - - 1

Дисциплины учебного плана Блок в учебном плане Специалитет, зачет. ед. Бакалавриат, зачет. ед. Отклонение

Теоретическая механика Общепрофес. 8 7 -1

Сопротивление материалов Общепрофес. 8 6 -2

Материаловедение, ТКМ Общепрофес. 16 4 -8

Детали машин Общепрофес. 8 5 -3

ТММ Общепрофес. 5 3 -2

Техпроцессы в машиностроении Общепрофес. 6 5 -1

Основы технологии машиностроения Общепрофес. 5 7 2

Электроника Общепрофес. 4 3 -1

Электротехника Общепрофес. 5 3 -2

Технология машиностроения Спец. дисциплина 8 8

Автоматизация произв. процессов Спец. дисциплина 6 3 -3

Технологическая оснастка Спец. дисциплина 4 3 -1

Металлорежущие станки Спец. дисциплина 8 8

САПР техпроцессов Спец. дисциплина 4 4

Проект и технология изготовления заготовок Спец. дисциплина 3 3

Проектирование машиностроительного производства Спец. дисциплина 4 4

Технология проекта на станках с ЧПУ Спец. дисциплина 3 3

Технология пр-ва изд. РКТ Спец. дисциплина 6 6

Таблица 2

Сопоставление объемов учебной нагрузки специальности 151000 «Конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств» и бакалавриата 15.19.00.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

Решетнееские чтения. 2015

Окончание табл. 2

Дисциплины учебного плана Блок в учебном плане Специалитет, зачет. ед. Бакалавриат, зачет. ед. Отклонение

Проектирование нестандартного оборудования аэрокосмического производства Спец. дисциплина 4 0 -4

Техпроцессы и оборудование пластического деформирования Спец. дисциплина 4 4

Итого 119 89 -30

Из анализа видно, что в бакалавриате очень ограниченно формируются компетенции по общепрофессиональным дисциплинам, создающие фундаментальную основу инженерной деятельности. В учебном плане бакалавров дисциплины аэрокосмической специализации технологов «Технология производства изделий ракетно-космической техники» и «Проектирование нестандартного оборудования аэрокосмического производства» находятся в одном блоке дисциплин по выбору и являются взаимоисключающими. Выполненный вертикальный анализ учебных планов бакалавриата и магистратуры направления показывает, что магистерское образование по направлению

15.19.00 не дополняет упущенные общепрофессиональные компетенции технологов. Магистратура предполагает точечное углубление специальных компетенций, однако специфика инженерного труда такова, что при отсутствии общепрофессиональной базы компетенций возникает риск принятия некорректного технического решения и серьезных производственных потерь. Очевидно, что в существующих условиях выполнение требования трудоустройства выпускника бакалавриата по направлению «Конст-рукторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» на инженерные должности создает для аэрокосмических предприятий риски снижения качества технологических процессов.

По ключевой для аэрокосмических предприятий должности «инженер-конструктор» на сегодняшний день предприятия имеют возможность выбора между выпускником специальности 24.05.01 «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» и бакалавром направления

24.03.01 «Ракетные комплексы и космонавтика». Сотрудниками службы управления персоналом АО «ИСС» было проведено сопоставление трудовых действий и умений специалиста (согласно профессиональному стандарту «Специалист по проектированию и конструированию космических аппаратов и систем»), профессиональных компетенций академического бакалавра (согласно ФГОС), требований к профессиональным умениям на 6 уровне квалификаций Национальной рамки квалификаций (НРК).

Профессиональный стандарт задает в общей сложности 19 проектно-конструкторских действий и умений специалиста, академический бакалавр согласно ФГОС способен реализовать 3 проектно-конструкторские компетенции. По НИР профессиональный стандарт требует от специалиста глубокой проработки инновационных решений, бакалавр способен выполнять техническую работу по НИР, обрабатывать результаты НИР. Таким образом, уровень

трудовых действий и умений специалиста, требования к профессиональным умениям на 6 уровне квалификаций НРК значительно превосходят профессиональные компетенций академического бакалавра.

Высочайшая сложность, уникальность и разнообразие объектов профессиональной деятельности инженера-конструктора аэрокосмического предприятия требуют глубокой профессиональной специализации при подготовке таких специалистов. Так, ФГОС ВО подготовки специалиста 24.05.01 «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» задает 28 различных специализаций, что позволяет учесть диверсифицированные потребности в изделиях гражданского и военного назначения изделий, особенности разработки развертываемых космических конструкции, пусковых устройств и т. д. Специализации охватывают весь спектр предприятий, входящих в Объединенную ракетно-космическую корпорацию. Подготовка бакалавров не имеет ни одной специализации. Программы магистратуры зачастую не привязаны к отраслевым специализациям. Отказавшись о специалистов, отрасль в будущем серьезно ограничивает возможность роста по всем своим секторам.

Актуальная в настоящее время задача перехода аэрокосмической отрасли на проектное управление предполагает, что каждый специалист, задействованный в проекте, должен обладать полным циклом профессиональных компетенций в рамках своих функциональных обязанностей по проекту. Выпускник программы бакалавриата, освоивший 20 профессиональных компетенций (согласно ФГОС бакалавра) из более 70 требуемых действий и умений профессионального стандарта, крайне ограничен в качественном выполнении проектной работы специалиста на аэрокосмическом предприятии.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о высоких рисках двухуровневой модели аэрокосмического образования как факторе дисбаланса целей и ожиданий работодателя, учащегося и вуза. Полученные в ходе исследования выводы свидетельствуют о необходимости сохранения и развития системы спе-циалитета как основы подготовки инженеров для предприятий российской аэрокосмической отрасли.

Библиографические ссылки

1. Концепция прикладного бакалавриата / Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. М. : ФГУ «ФИРО», 2010. 20 с.

2. Аксенова М., Муравьева А. Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни

[Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. 2015. № 1. URL: http://www.akvobr.ru/programmy_ prikladnogo_bakalavriata.html (дата обращения: 27.07.2015).

References

1. Kontseptsiya prikladnogo bakalavriata [Applied baccalaureate concept]. Moscow, FSI "FED" ; Primary, secondary, high and supplementary professional education center, 2010. 20 p.

2. Aksenova M., Muravieva A. [Applied baccalaureate programs: profits and underwater rocks]. Akkreditatsiya v obrazovanii. 2015. No 1 (In Russ.). Available at http://www.akvobr.ru/programmy_priklad-nogo_bakalavriata.html. (accessed: 27.07.2015).

© Арефина О. В., Кукушкин С. Г., Самохвалова С. М.

УДК 378.147

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

А. П. Багаева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: bap_0855@mail.ru

Рассмотрены возможности использования облачных технологий в образовании, а также возможные сложности при внедрении. Представлены основные примеры современных сервисов, построенных на основе технологии облачных вычислений для образования.

Ключевые слова: облачные технологии, облачные сервисы, компьютерные технологии.

CLOUD TECHNOLOGIES IN EDUCATION A. P. Bagaeva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: bap_0855@mail.ru

The article considers the possibility of using cloud-based technologies in education, as well as possible difficulties in their implementation. The research provides basic examples of modern services based on technology cloud computing for education.

Keywords: cloud, cloud services, computer technology.

Облачные технологии - это обработка данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям хостинга удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет.

По сравнению с традиционным подходом, облачные сервисы позволяют управлять более крупными инфраструктурами, обслуживать различные группы пользователей в пределах одного облака, а также означают полную зависимость от провайдера облачных услуг [1].

Рассмотрим возможности использования облачных технологий в организации обучения студентов, оценим, какие преимущества может дать использование облачных технологий и почему их использование видится эффективным с учетом организации проведения современного учебного процесса.

В настоящее время изучение практически любой дисциплины проводится с использованием современной компьютерной техники. Вычислительная техника позволяет не только проводить сложные расчеты, но и обращаться посредством глобальной сети. Развитие компьютерных технологий способствовало созданию большого числа прикладных программных продуктов, которые используются или потенциально могут использоваться в ходе учебного процесса. Не редко встречается ситуация, когда преподаватель располагает специальными учебными программами для читаемого им курса, но не может их установить, так как сделать это не позволяет тип установленного в учебном классе компьютерного оборудования.

Использование облачных технологий позволяет с большим или меньшим успехом решить названную проблему. Подавляющее большинство компьютерных классов учебных заведений используют локальную сеть, позволяющую обращаться к корпоративной сети

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.