Научная статья на тему 'Проблемы изучения молодежной культуры'

Проблемы изучения молодежной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
288
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Т. А. Золотова

В статье выявляются основные составляющие картины мира субкультурных сообществ пользователей сети Интернет, поклонников творчества Дж.К. Роулинг, Дж.Р.Р. Толкина, ряда музыкальных направлений и групп Республики Марий Эл. Исследуются связи молодежной культуры с традиционной и современной официальной культурой. Статья адресована преподавателям, студентам и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами развития современной молодежной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Т. А. Золотова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the main constituents of the youth’s world outlook are determined. The research is carried out on the text material widely spread among regular computer users, Harry Potter’s fans, Tolkien’s admirers and fans of rock music living in Mari El Republic. The types and mechanisms of interrelation between youth subcultural creativity, traditional culture and modern mass culture are investigated. The article is meant for professors, schoolteachers, postgraduates, students, and for all those who are interested in youth culture.

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения молодежной культуры»

УДК 329.7

Проблемы изучения молодежной культуры

Т.А. Золотова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

В статье выявляются основные составляющие картины мира субкультурных сообществ пользователей сети Интернет, поклонников творчества Дж.К. Роулинг, Дж.Р.Р. Толкина, ряда музыкальных направлений и групп Республики Марий Эл. Исследуются связи молодежной культуры с традиционной и современной официальной культурой.

Статья адресована преподавателям, студентам и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами развития современной молодежной культуры.

In the article the main constituents of the youth's world outlook are determined. The research is carried out on the text material widely spread among regular computer users, Harry Potter's fans, Tolkien's admirers and fans of rock music living in Mari El Republic. The types and mechanisms of interrelation between youth subcultural creativity, traditional culture and modern mass culture are investigated.

The article is meant for professors, schoolteachers, postgraduates, students, and for all those who are interested in youth culture.

В настоящее время в отечественной гуманитарной науке все более укрепляется положение о культурной дифференциации современного общества, о существовании большого количества разного рода субкультур - этнических, возрастных, профессиональных. На одно из первых мест выдвигаются молодежные субкультуры - хиппи, рокеры, панки и др. И если ранее подобные субкультуры рассматривались как «низовые» в противоположность «высокой» официальной культуре, то в современный период они воспринимаются как подсистемы культуры и более того - как особая молодежная культура, способная в значительной мере обогащать культуру официальную.

В представляемом в статье проекте (№ 05-0424401 а/Ь) продемонстрированы возможности филологического подхода к изучению молодежных сообществ. При этом рассматриваются по преимуществу субкультурные объединения с ярко выраженным творческим началом - частично пользователей сети Интернет, поклонников произведений Дж.Р.Р. Толкина, Дж. Роулинг, а также ряда музыкальных направлений и групп. Авторы обращали самое серьезное внимание на символику и атрибутику, внутреннюю структуру и типы межличностных связей, место в иерархической структуре социума, социальную структуру сообществ. Но основной акцент был сделан на вербальном компоненте (арго и фольклоре) субкультур Республики Марий Эл. Именно при помощи данного компонента в первую очередь и выявляются основные составляющие картины мира сообществ и ценностные ориентиры молодежи в целом.

В разработке проблем проекта и подготовленной на его основе монографии приняли участие молодые преподаватели вузов и журналисты республики, в течение ряда лет серьезно занимающиеся данными проблемами. Среди них, например, В.П. Рукомойни-кова и Н.И. Васильева - авторы собственных монографий по данной проблематике (соответственно «Виртуальный фольклор: за и против» (Йошкар-Ола, 2004) и «Сказка-бестселлер, Или почему «Гарри Пот-тер должен кончиться хорошо» (Йошкар-Ола, 2004) и ряда статей в местных региональных и центральных издательствах. Почти все участники проекта в прошлом - активные представители того или иного субкультурного объединения и даже его лидеры. Поэтому правомерно, на наш взгляд, отметить тот факт, что материал проекта осмысливается авторами «изнутри». Основные методы собирания материала - интервьюирование и включенное наблюдение.

Значительное место в проекте было отведено вопросам, связанным с выявлением особенностей так называемой виртуальной коммуникации. Это связано с тем, что участники рассматриваемых молодежных сообществ большое количество своих произведений размещают на специальных сайтах в сети Интернет. Авторам удалось обозначить принципы конструирования сетевых сообществ, осуществить классификацию способов виртуального общения. В виде моделей (как исходная принята схема коммуникативного акта технического и естественного типов К.В. Чистова) показана специфика коммуникативной ситуации, сложившейся в рамках объединения поттеристов и толкинистов (схема 1-3).

Схема 1. Коммуникативная ситуация фанфикшн по мотивам книг о Гарри Потере.

ку с авторами. Обозначим читателей «ЧКА» как «темных» - Т1, Т2, Т3, поскольку они приняли предложенную концепцию. Каждый из них также может стать субъектом информации в рамках выбранной эс -тетики. Единая концепция их творчества создает семантическое поле, обладающее собственными общими мотивами и образами (обозначено пунктиром).

Вторая схема показывает особенности коммуникативного акта в связи с расширением количества источников творчества. R3, кроме творчества по моти -вам Толкина, знакомится с рядом других текстов, которые также находят отражение в его творчестве.

Эту схему можно прокомментировать следующим образом. «Гарри Поттера» Дж.К. Роулинг прочитали R1, Я2, R3, R4. R4 не стал участником субкультуры (прочитал - забыл). R1 и R3 написали произведения фанфикшн, таким образом став субъектами информации (81 и 83). Я2 не написал собственный фанфик, но ознакомился с произведениями и поделился с авторами своими впечатлениями. При этом он мог стать субъектом информации (82)? если, к примеру, подсказал какой-либо сюжетный ход, положив начало для фанфика уже по мотивам ГП1 или ГП3. R1 воспользовался рекомендациями Я2, скорректировал текст и, таким образом, ответил Я2. R3 предпочел ничего не менять, и здесь связь с реципиентом распалась. Вероятно также, что R3 знаком с произведением R1 и наоборот. Между ними возможны такие же отношения, как между R1 - Я2 и R3 - Я2 (чтобы не перегружать схему, эти связи не обозначены).

Схемы 2-3. Коммуникативная ситуация фанатских произведений по мотивам произведений Толкина.

Я2 создал одно из самых известных в толкинист-ско-ролевой субкультуре произведений «Черная книга Арды» (далее «ЧКА»), именно оно в некотором роде и положило основу эстетике «темных» (в этом ряду можно рассматривать и такие произведения, как «Кольцо тьмы» Ника Перумова, «Последний кольце-носец» Кирилла Еськова и др.). R1, создавая произведения по мотивам «Властелина колец» и познакомившись с интерпретацией «ЧКА», не проявил интереса к данной концепции либо вступил в полеми-

Чрезвычайно важен и поставленный в проекте вопрос о возможностях рассмотрения отдельных областей вербального творчества молодежных субкультур как явлений постфольклора (своеобразия прояв-ления и функционирования в сети таких признаков классического фольклора, как устность, традиционность, вариативность, синкретизм и др.). На материале самодеятельного творчества пользователей сети Интеренет, поттеристов, толкинистов и фанатов музыкальных направлений/групп показаны новые формы выражения категории устности («рецензии» и «отзывы» поттеристов), вариативности (окказиональная вариативность текстов толкинистов, «кавер-версии» музыкантов), синкретизма («аудиофики», «клипфики» поттеристов) и др.

Так, «новая устность» чатов достигается не только посредством специфических графических средств, но и благодаря, например, феномену так называемой «обратной связи». Например, среди поттеристов существует развитая система критики, оценки и редакторской правки произведений, создаваемых по мотивам книг Дж. Роулинг. Сайты, размещающие подобные тексты, имеют «штат» рецензентов и специальных читателей, «бет» (от сочетания beta reader). При этом обратный контакт по сравнению с таковым в печатной культуре осуществляется практически мгновенно. Любопытно, что попытки рецензирования, оценки, редакторской правки в сообществе всячески приветствуются и поощряются.

Интересны свидетельства о фактах создания новых вариантов произведений в сообществе толкини-стов. В процессе ролевых игр, например, хорошо известное произведение (см. «Сагу о певце и песне») сознательно исполняется разными людьми в разной стилевой манере. В свою очередь в среде рок-музыкантов родилось такое понятие, как «кавер-версия» или вариант произведения, частично или полностью изменяющий его форму (от манеры исполнения до слов).

Синкретизм текстов молодежных сообществ находит выражение, в частности, в следующем явлении: в среде поттеристов авторы произведений предлагают представить, дофантазировать мелодию или картинку к своему тексту («аудиофики или «клипфики»); создать произведение по цепочке (round robin), параметрам, заданным автором (challenge fic) и т.д. С близким явлением мы встретились и в сообществе толкинистов.

С традиционной культурой соотносятся и такие особенности «виртуального фольклора», как характер соотношения в процессе создания произведений индивидуально-авторского и коллективного начал, феномен «сотворчества», условия бытования и распространения произведений, а также приемы создания новых текстов - варьирование и трансформация.

В понятийном поле фольклористики рассматривались языковые аспекты виртуальной коммуникации (графические знаки и символы).

Огромная работа проведена авторами проекта в области систематизации, постановки и решения ряда проблем, связанных с вопросами систематизации, а также происхождения, природы и сущности самих вербальных феноменов. Так, А.В. Абукаева удачно представила все многообразие текстов в субкультуре толкинистов в виде схемы. Выделены две большие ее области: 1) посттолкинистское творчество (использующее мотивы и образы как собственно толкинов-ской эпопеи и других произведений в жанре фэнтези, так и исторической литературы, мифологических и фольклорных систем); 2) ролевое творчество (связанное с движением ролевых игр различной тематики). Каждая из них включает в свой состав прозаические и стихотворные жанры. При этом, как те, так и другие могут приобретать элементы драматической формы (инсценировки, диалоги, массовые сцены или их комбинации). Установка на игру объясняет появление внутри каждой разновидности произведений серьезных и игровых.

По существу впервые в отечественной фольклористике В.П. Рукомойниковой осмысляется система пародийных жанров компьютерной сети: «энциклопедия компьютерных существ», «силиконовая библия», «виртуальные сказки», «притчи о компьютерных жителях», байки, анекдоты, малые жанры «виртуального» фольклора (так называемый «компьютерный пер-лодром»), виртуальная поэзия. Н.И. Васильевой подробно описана такая жанровая область фанатского

творчества как фанфикшн: предложено определение, выявлены источники (явление лубочной сказки, творчество Левшина, Попова, Чулкова и др.), жанровые разновидности (различные типы фанфиков). Установлен характер связи с оригинальным текстом, в том числе и свойственный именно культуре 21 века (влияние фанатского творчества на авторский текст -в случае шестой книги о Гарри Поттере).

В результате анализа материала авторы проекта пришли к следующим выводам:

1. Без сомнения, каждая из представленных субкультур имеет свое «лицо» и традиции. Так, сообщество пользователей сети Интернет возникает благодаря совершенствованию информационных технологий. Генератором субкультур поттеристов и толкинистов является культовая книга. При этом поттеристы были и остаются приверженцами одного культового произ -ведения (серии романов Дж.К. Роулинг о Гарри Пот-тере), тогда как сфера увлечений толкинистов постоянно расширяется (от эпопеи Дж.Р.Р. Толкина к миру фэнтези во всем разнообразии его воплощений). Ориентация по преимуществу на одно какое-либо музыкальное направление/стиль/группу порождает многочисленные музыкальные сообщества.

Неодинаков и творческий потенциал субкультурных объединений. Представители современного сетевого сообщества, в отличие от своих предшественников, в основном потребители различного рода информации. В субкультурах поттеристов и особенно толкинистов субкультурно значимая деятельность становится основным критерием принадлежности молодого человека к данному типу объединений. А стремление к созданию не просто художественного произведения, а нового его качества («внезапное озарение») - доминанта творческой жизни музыкальных сообществ.

2. В то же время можно говорить и о некоторых общих тенденциях в формировании целостного образа или картины мира участников субкультур. Так, в зависимости от генератора субкультуры и присущими именно данной культуре средствами очерчивается так называемая «зона независимости» (феномен осознания участниками движения своей исключительности, отстраненности от внешнего мира). Большинство молодежных сообществ Республики Марий Эл, например, прибегают к никнеймам (сетевое сообщество, поттери-сты, толкинисты), особому языку (наряду с общим для всех молодежных субкультур сленгом, можно говорить о сетевом языке программистов, пародийных искусственных языках толкинистов), особым жанрам фольклора («закрытые тексты» толкинистов). Толкинисты и участники музыкальных сообществ большое значение придают атрибутике предметного мира и одежды, поттеристы создают свой «кодекс» «Синдром хронического гарриголизма и 100 его признаков», а музыканты, кроме того, используют и особый тип музыкального сопровождения и поведения.

3. Общей чертой молодежных сообществ вообще, и республики в частности, является попытка создания собственного или «альтернативного» мира. В известном смысле данное явление связано с реализацией установок большинства субкультур на социальную и культурную «антинорму». Неприятие общественных установок и эстетических норм современного мира побуждает молодых людей, с одной стороны, к разным формам эпатажного самоутверждения, с другой - к поискам возможностей романтической компенсации действительности. Новая «реальность» поттеристов и толкинистов возникает на основе интерпретации и переосмысления сказочно-мифологического универсума произведений Роулинг и Толкина. Представители сетевого сообщества осваивают виртуальную реальность. «Иномирие» рок-музыкантов - ритуализированное пространство концерта. При этом степень погружения в условную реальность остается достаточно высокой. Об этом свидетельствуют переживания «опыта потока» пользователями сети Интернет и созданные в виртуальном фольклоре особого типа персонажи, для которых глобальная сеть является единственно реальным жизненным локусом; солисты музыкальных групп творят реальность в процессе исполнения культовых песен.

4. Стремление придать этой действительности черты правдоподобия и одновременно осознание тщетности такого рода попыток вызвали к жизни огромное количество субкультурных произведений / текстов. В соответствии с этими тенденциями, в каждой из субкультур представлены тексты «серьезные» и «смеховые». В «серьезных», как правило, концентрируются семантические «узлы» картины мира молодежного субкультурного движения в целом. Особенно значительна в этом плане субкультура толкинистов. Разнообразные жанры серьезной прозы и поэзии сосредоточивают свое внимание на внутреннем мире субкультурной личности. Детально разрабатываются в них мотивы одиночества и отчуждения, пути испытаний, грани перелома и, наконец, обретения собственного «Я». О движении духа к высотам познания, мировой гармонии повествуют исповедальные, исполняющиеся на грани эмоционального напряжения, композиции рок-музыкантов. В субкультуре пот-теристов к серьезным произведениям можно отнести фанфики, разрабатывающие универсальные мотивы испытания личности, столкновения с мифологическими и реальными противниками и др.

Смеховое осмысление мира представлено в свою очередь в жанрах байки, анекдота, пародии. Любопытно, что они фигурируют во всех рассмотренных субкультурах республики.

5. Если попытаться осмыслить вопрос, с какими художественными направлениями и традициями в современном культурном пространстве соотносятся

произведения участников молодежных сообществ, то окажется, что значительная их часть явно тяготеет к так называемой «наивной литературе» (фанфики пот-теристов и толкинистов, баллады и лирические миниатюры толкинистов). Другая, тоже весьма объемная, - к традиционному фольклору (байки, анекдоты, пародии).

6. Важными представляются и ответы на следующие два вопроса: что дает участие в том или ином сообществе молодым людям и что дают молодежные движения культуре в целом?

Без сомнения, субкультурная общность, во-первых, позволяет их участникам найти группу близких по духу людей, в рамках которой молодой человек получает необходимое ему одобрение и адекватную оценку своей личности, а, во-вторых, предоставляет им возможность самовыражения в одном из видов субкультурно значимой деятельности.

Думается, что в субкультурных сообществах проходят своеобразную проверку и возможные модели развития искусства ближайшего будущего или, по крайней мере, можно говорить о типологическом сходстве некоторых явлений профессионального искусства и субкультурного творчества. Речь идет о таком феномене молодежного творчества, как «фанфикшн». В данном жанре, например, предполагается одновременное развертывание двух параллельных сюжетов с различными концовками, противоположные трактовки одного и того же характера и др.

Необходимо отметить и такое любопытное явление, как факт влияния субкультурного творчества на автора культовой книги.

7. Субкультуры Марий Эл развиваются в том же направлении, что и субкультуры России в целом. В настоящем проекте рассматривались по преимуществу субкультуры элитарного характера: они объединяют людей, стремящихся к творчеству, а главное -способных к нему. Естественно, что «олдовые» ее представители - люди известные в республике, живые «легенды» не только для участников субкультур определенной направленности, но и широких слоев гуманитарной молодежи и интеллигенции.

Исследовательский проект выполнен при поддержке гранта РГНФ 2006 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994.

2. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. -М., 2004.

3. РукомойниковаВ.П. Виртуальный фольклор: за и против. -Йошкар-Ола, 2004.

4. Васильева Н.И. Сказка-бестселлер, или почему «Гарри Пот-тер» должен кончиться хорошо (К проблеме массовой литературы). -Йошкар-Ола, 2005.

5. Картина мира в молодежной культуре Республики Марий Эл: Монография / Мар. гос. ун-т; И.М. Абрамзон, А.В. Абукаева, Н.И. Васильева, Т.А Золотова, В.П. Рукомойникова. - Йошкар-Ола, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.