Научная статья на тему 'Проблемы изучения хоровой музыки композиторов Адыгеи'

Проблемы изучения хоровой музыки композиторов Адыгеи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ИСКУССТВО / КОМПОЗИТОРЫ АДЫГЕИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ХОРОВАЯ МУЗЫКА / СТИЛЕВЫЕ ПОИСКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЛЕКСЕМЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гогина Елена Леонидовна

В статье рассматриваются проблемы изучения творчества композиторов Адыгеи на основе исследования хоровой музыки. Хоровая музыка определяется как наиболее показательная сфера композиторского творчества, изучение которой необходимо в широком социокультурном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения хоровой музыки композиторов Адыгеи»

УДК 784.5 (470.621)

ББК 85.313 (2 Рос.Ады)

Г 58

Е.Л. Гогина

Проблемы изучения хоровой музыки композиторов Адыгеи

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы изучения творчества композиторов Адыгеи на основе исследования хоровой музыки. Хоровая музыка определяется как наиболее показательная сфера композиторского творчества, изучение которой необходимо в широком социокультурном контексте.

Ключевые слова:

Хоровое искусство, композиторы Адыгеи, национальная музыкальная культура, хоровая музыка, стилевые поиски, национальные музыкальные лексемы.

Необходимость изучения творчества композиторов Адыгеи не вызывает сомнений, так как созданные за последние десятилетия сочинения охватывают большой диапазон академических жанров, демонстрируют освоение разнообразных музыкальных традиций, отражают рост композиторского мастерства. Произведения адыгейских авторов представляют национальную музыкальную культуру за пределами республики, прочно входят в репертуар исполнительских коллективов. Однако творческие достижения композиторов Адыгеи ещё не стали объектом серьёзного научного исследования. Между тем, изучение их творчества стало насущной потребностью в связи с возрастанием интереса к региональной истории, с увеличением удельного веса национальнорегионального компонента в учебных планах образовательных учреждений республики, с необходимостью сохранения и дальнейшего развития адыгской культуры.

Хоровая музыка в формирующейся академической традиции стала наиболее показательной сферой композиторского творчества, в ней был освоен огромный диапазон жанров (от хоровой песни - до кантаты, оратории, концерта), ярко выявились профессиональные навыки. Изучение хоровой музыки адыгейских авторов сопряжено с проблемами объективного и субъективного плана, решение которых позволяет выявить общие закономерности становления и развития национальной музыкальной культуры в Адыгее в прошлом столетии, увидеть их в контексте общих культурных процессов, происходящих на Северном Кавказе.

Одна группа проблем в изучении хоровой музыки связана с осмыслением объективных процессов становления национальных композиторских школ, оценкой существования такого явления как «соавторство». Н. Шахназарова определяет феномен «соавторства» следствием политики форсированного развития национальных культур «сверху» в советское время в целях унификации музыкального искусства [1: 32]. Многие адыгейские композиторы также пользовались услугами профессиональных музыкантов, которые на основе песенных национальных мелодий создавали хоровые партитуры или оркестровые полотна. Недостатком профессиональной грамотности можно объяснить некомпетентность отдельных авторов в обозначении жанровой принадлежности своего произведения. Например, кантату «Возвращение солдата» У. Тхабисимова было бы точнее отнести к вокальному циклу в связи с отсутствием хоровой партии, а кантату «О свет очей - Абхазия моя» - к хоровой оде. Необходимо отметить, что композиторская секция, образованная в 1969 году при Доме народного творчества, имела статус самодеятельной организации, и только в 1991 году на её основе был сформирован Союз композиторов Адыгеи. Кроме того, сотворчество в области хоровой музыки проявляло себя вполне официально через создание многочисленных аранжировок вокальных

сочинений, исполняющихся в концертной практике как произведения адыгейских авторов. Поэтому в нашем исследовании во главу угла поставлены те произведения, которые являются продуктом авторского, а не соавторского творчества и созданы профессиональными хормейстерами, владеющими техникой хорового письма (В.

Анзароков, Г. Чич, М. Хупов).

Проблемы объективного характера связаны также с изучением социокультурного контекста формирования в Адыгее хорового искусства, который во многом определил жанрово-стилевой облик хоровых сочинений. Их появление, как правило, было связано с деятельностью хоровых коллективов художественной самодеятельности, учебных образовательных заведений (музыкальные школы, музыкальное училище, музыкальный факультет педагогического института), профессиональных коллективов (Адыгейский государственный ансамбль песни и танца, Адыгейский хор, ансамбль «Исламей», Хоровая капелла и др.). Каждая сфера исполнительства, каждый хоровой коллектив имели свои возможности и свой репертуарный профиль, за каждым коллективом стояла композиторская личность, определявшая его эстетический облик. Кроме того, стилевые эталоны хоровых сочинений зависели от общего культурно-исторического фона, от идей создания общесоветского интернационального искусства, развития национальных и классических музыкальных традиций. Культурологический ракурс исследования позволяет рассмотреть широкий социокультурный контекст становления профессионального хорового искусства в Адыгее, в который «вписаны» сочинения всех авторов хоровой музыки.

Вторая группа проблем в изучении хорового искусства Адыгеи связана с анализом имманентных характеристик композиторского творчества и, прежде всего, с выявлением стилевых направлений, осваиваемых авторами. Проведённое исследование позволило выявить несколько стилевых тенденций, характерных для творчества композиторов Адыгеи. Первая направлена на освоение национальных лексем песенного и инструментального фольклора через хоровые обработки народных песен и хоровую интерпретацию танцевальных жанров (Г. Чич, А. Нехай, В. Анзароков). Диапазон их освоения простирается от «цитирования» жанра (А. Сохор), до его «переинтонирования» на основе взаимодействия различных фольклорных источников. Вторая тенденция проявляет себя в создании синтетического стиля, в котором национальные музыкальные лексемы сочетаются со стилевыми универсалиями отечественной и европейской вокально-хоровой музыки (Г. Чич, М. Хупов, В. Анзароков). В эту тенденцию вписываются стилевые симбиозы, основанные на соединении интонационного фонда советской массовой песни и национальных лексем (К. Туко). Третья тенденция стилевых поисков адыгейских композиторов связана с освоением традиций отечественной, шире -европейской хоровой академической музыки в их «чистом» виде. Она реализуется в создании хоровых стилизаций русской классики XIX -XX вв. в творчестве Г. Чича.

Решение обозначенных проблем имеет большое практическое значение. Во-первых, оно представляет творчество композиторов Адыгеи в логической связи с культурными процессами регионального и всероссийского масштаба, позволяет дать ему объективную историческую оценку. Во-вторых, оно стимулирует процесс композиторского творчества, представляя прецеденты решения национальной тематики и стиля. В-третьих, изучение хоровой музыки позволяет выявить те произведения, которые могут и должны занять достойное место в репертуаре хоровых коллективов не только в республике, но и за её пределами.

Примечания:

1. Мелик-Шахназарова Н.Г. Национальная традиция и композиторское творчество.

Эволюция взаимодействия (опыт музыкального искусства республик Закавказья и

Средней Азии): Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.