СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.4
Р.В. КАРАМЕЛЬСКИЙ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ
Ключевые слова: социальное самочувствие, исследование социального самочувствия, индикаторы социального самочувствия, параметры социального самочувствия.
В различных сферах общественной жизни существует объективная потребность исследования социального самочувствия для применения результатов на практике. Но социальное самочувствие является субъективной оценкой, плохо поддающейся фиксации, измерению и обобщению. С учетом того, что наряду с несомненными достижениями в разработке проблем социального самочувствия и поведения на сегодняшний день сохраняется немало сложных и нерешенных вопросов, в частности, существуют пробелы в методиках расчета индексов социального самочувствия, данная статья позволит узнать об общих научных подходах к исследованию социального самочувствия.
R.V. KARAMELSKIY PROBLEMS OF MEASUREMENT OF SOCIAL STATE OF HEALTH
Key words: social state of health, research of social state of health, indicators of social state of health, parametres of social state of health.
In various spheres of public life there is an objective requirement of research of social state of health for application of results in practice. But the social state of health is the value judgment which is badly giving in to fixing, measurement and generalisation. Considering that along with doubtless achievements in working out of problems of social state of health and behaviour, for today remains a lot of difficult and unresolved questions, in particular, there are blanks in design procedures of indexes of the social state of health, given article will allow to learn about the general scientific approaches to research of social state of health.
Одним из наиболее актуальных аспектов социологического анализа современных тенденций общественного развития является изучение социального самочувствия людей как обобщенной эмоционально-оценочной реакции последних на социальные изменения и на свое положение в трансформирующемся обществе.
Социальное самочувствие является мощным мотивационным фактором поведения человека, имеет воздействие на выбор его жизненной стратегии и тактику ее реализации. Социальное самочувствие выступает в качестве некой основы, исходного структурного элемента для формирования социального настроения личности, ее направленности. Кроме того, социальное самочувствие само является показателем успешности процесса адаптации и интеграции в общество и поэтому очевидна необходимость всестороннего, комплексного изучения данного феномена.
Различные аспекты осмысления социального самочувствия, трактуемые с различных точек зрения, берут свое начало с концепций ученых XIX - начала XX вв.
Вместе с тем необходимо отметить, что наряду с несомненными достижениями в разработке проблем социального самочувствия сохраняется немало сложных и нерешенных вопросов. Так, в недостаточной мере изучена собственно структура социального самочувствия, региональные особенности социального самочувствия студентов, особенно в период нестабильности, связанной с последствиями глобального финансового кризиса, существуют пробелы в методиках расчета индексов социального самочувствия и т.д.
Понятие «социальное самочувствие» - сложное и неоднозначное, и этим объясняется тот факт, что до настоящего времени не найдено однозначного толкования понятия «социальное самочувствие», как нет и его однозначной операционализации через систему индикаторов и показателей.
Исследование социального самочувствия, как справедливо подчеркивают социологи, «тем более, в связи с социально-групповыми вариациями, предполагает изучение большого числа различных параметров, имеющих сложные взаимосвязи. Следовательно, основное требование, предъявляемое к инструментарию, - обеспечить получение показателей, описывающих социальное самочувствие и позволяющих проанализировать влияющие на него факторы» [4. С. 6].
В длительной истории формирования методологической базы для определения понятия «социального самочувствия» преобладал психологический подход. Но уже в его рамках был выделен ряд существенных смысловых блоков социального самочувствия: ассоциация самочувствия с восприятием человеком окружающей действительности, общественных явлений и процессов, с его переживаниями и эмоциями; его понимание как одной из чувственно-рациональных форм отражения социальной реальности, оценочного показателя, характеризующего социальное сознание индивида; ощущение психологической и физиологической комфортности внутреннего состояния личности, отражение субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру, имеющего стабильную мотивационную значимость для субъекта деятельности.
Обращение социальных наук к феномену социального самочувствия приобретает особую значимость в силу чувственно-эмоционального характера этого феномена. Между тем, как отмечает А.В. Меренков, приобщение человека к культуре осуществляется «совокупностью одновременно действующих механизмов нормативного развития, саморазвития, самоорганизации человека и чувственно-эмоционального их обеспечения. Но именно механизм чувственноэмоционального обеспечения развития и саморазвития личности сегодня изучен наименее всего» [3. С. 243].
Социальное самочувствие соотносится не просто с чувствами, а с социальными чувствами. Они всеобъемлющи (люди, начиная какие-либо действия, сверяются предварительно с ними, оправдывая свои поступки и мысли, бессознательно ориентируются на них), фундаментальны и важны (даже если способность учитывать интересы других у человека недостаточно развита, он прилагает усилия, чтобы казаться не хуже других). Степень развития социального чувства проявляется в действиях человека, социальных общностей и может использоваться в качестве измерителя, позволяющего на основе определенных критериев степени его развития судить о человеке, общности, оценивая и сравнивая их с другими. Поэтому, как подчеркивает Е.Н. Бочканова, «выделить эти критерии (а значит, оценить социальное чувство человека, той или иной общности) -сложная, но необходимая исследовательская задача» [1. С. 11].
В связи с этим встает задача адаптации критериев измерения социального самочувствия к тому или иному объекту исследования. В научной литературе предлагаются различные варианты набора таких критериев.
Так, например, Л.Е. Петрова выделяет следующие из них:
- уровень притязаний - жизненная ориентация: ценностные ориентации трудовой деятельности; ценности учебной деятельности; ценности семьи; ценности общения и досуговой деятельности;
- характеристики активности субъекта - субъективная оценка характеристик успеха: трудоспособность, адаптивная деятельность;
- конкретные шаги по реализации жизненной программы «Идентификационная стратегия»: характеристика референтной группы; характеристика воз-
можностей в сравнении с представителями своей возрастной когорты; степень доверия социальным институтам; институт помощи;
- удовлетворенность реализацией жизненной стратегии: удовлетворенность работой; удовлетворенность семейной карьерой; удовлетворенность вещной средой;
- временные характеристики - отношения к изменениям: планирование важнейших событий; объективные детерминирующие факторы; среда выхода [5. С. 109].
Следует принять во внимание и позицию ученых, выделяющих более широкие и обобщенные характеристики, приближающие социальное самочувствие к перешедшим по наследству из советского прошлого «чертам образа жизни» и включающие лишь параметры хронологической (диахронной) оценки удовлетворения жизнью (ретроспективы сущего и перспективы). Согласно такой позиции для анализа социального самочувствия достаточно следующего набора параметров (М.Н. Руткевич): удовлетворенность своей жизнью в целом; оценка человеком своего сегодняшнего положения в новых условиях; представление личностью своего будущего [6. С.112]. Данная структуризация слабо применима к реалиям любой социальной группы и дает недостаточно оснований для операционализации.
Иные ученые, напротив, стремятся учесть все возможные варианты и флуктуации. Например, наиболее полный перечень индикаторов, отражающих содержание социального самочувствия, разработан Л.Е. Петровой [5. С. 50]:
- уровень притязаний: жизненная ориентация; ценностные ориентации трудовой деятельности; ценности учебной деятельности; ценности семьи; ценности общения и досуговой деятельности; субъективная оценка характеристик успеха;
- характеристика активности субъекта: трудоспособность; адаптивная деятельность; конкретные шаги по реализации жизненной программы;
- идентификационная стратегия: характеристики референтной группы; характеристика возможностей в сравнении с представителями своей возрастной когорты; степень доверия социальным институтам; институт помощи;
- удовлетворенность реализацией жизненной стратегии: удовлетворенность работой; удовлетворенность семейной карьерой; удовлетворенность вещной средой;
- временные характеристики: отношение к изменениям; планирование важнейших событий;
- объективные детерминирующие факторы: среда выхода; статус субъекта социального самочувствия. При применении такого членения параметров самочувствия, действительно, охватываются всевозможные ситуации, однако она чересчур загромождена подробностями и потому также трудно адаптируема к задачам конкретного социологического исследования.
Еще один, тоже весьма громоздкий, набор параметров для анализа социального самочувствия представлен Я.Н. Крупец:
1) уровень жизни - доход; материальное положение, обеспеченность (жилье, товары длительного пользования, первой необходимости); занятость и безработица (уровень заработной платы, сферы занятости, условия труда сообразно потенциалу и представлениям о будущем); гарантированность социальной защиты (пенсионное обеспечение, социальные услуги, льготы); свободное время, отдых; воспитание детей (отдых, здоровье, будущее образование, возможности самоопределения);
2) состояние здоровья - заболеваемость; возможность получения медицинских услуг, оздоровление; питание; экология; профилактика заболеваний; здоровый образ жизни;
3) эмоционально-психологическое состояние - радость, депрессии, оптимизм, причины всех эмоциональных состояний;
4) социальные самоощущения - идентификация, состояние комфортности, социальные ценности (какой направленности);
5) уровень беспокойства и надежды на помощь - проблемы, которые беспокоят, от кого зависит решение проблем, где находят поддержку, социальная ответственность;
6) уровень гражданской активности;
7) жизненные стратегии - выживание (подработки); развитие, самореализация (социальное образование, информированность, активность, карьера, планирование жизни); благополучие (дом, дача, свободное время); интеграция отношения к чужим (интерес к чужой культуре или отвержение, отношение к слабым); самооценка потенциала - профессионального, социального опыта, личностных качеств [2. С. 5].
Проблемами всех приведенных систематизаций параметров социального самочувствия являются отсутствие единых критериев выделения последних и слабая адаптивность к анализу конкретных социальных групп российского общества, прежде всего в силу сложностей с операционализацией таких параметров. Вместе с тем эти структуризации помогают определить основные сферы воплощения самочувствия, его соотношение с близкими понятиями.
Таким образом, теоретическое осмысление феномена социального самочувствия позволяет выделить сферы его проявления: материальное, экономическое положение; труд, занятость, профессия; социальная инфраструктура; культурно-досуговая сфера; межпоколенческие отношения; межнациональные отношения; семейные отношения; социально-психологический климат в коллективах предприятий, учреждений и организаций; экологическая ситуация; криминогенная ситуация.
Встречающееся в научной литературе смешение факторов, влияющих на социальное самочувствие, и его конституирующие компоненты усложняют социологическую интерпретацию социального самочувствия. В силу этого целесообразно развести названные компоненты и факторы, разделив последние в соответствии с порождающими их социетальными системами (или сферами общественной жизни) на природные (климатические, биологические, включая здоровье, темперамент, характер и т.п.), социоэкономические (от уровня жизни до степени занятости и распределения доходов), социополитические (как сугубо политико-институциональные, так и нормативные) и духовные (исторические, культурные, религиозные, этнические отношения), масштаб и вектор семейных связей, образовательные, возможности их социального возвышения в плане наличия каналов, ресурсов и в аспекте ориентации общества на формирование некоего набора ценностей, престижных символов, культурных паттернов и поведенческих образцов.
Что касается компонентов социального самочувствия, то к ним отнесем синхронную и диахронную оценку членами изучаемой группы своего экономического положения (прежде всего качества жизни как феномена включающего в себя и субъективную оценку людьми названного положения) и его перспектив, личные диспозиции (как притязания людей на определенный статус и си-тус, так и ориентацию на формирование у себя определенных волевых, нравственных и интеллектуальных качеств) и ценностную иерархию (ориентацию большинства членов группы на индивидуализм или коллективизм, на эгоизм или альтруизм, на патернализм или достижительные стратегии, мотивацию труда и учебы, социальный оптимизм и пессимизм, вектор и уровень интереса к культуре, политике и др.).
Литература
1. Бочканова Е.Н. Социальное самочувствие горожан как детерминанта содержания и направленности муниципальной политики: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2007. 25 с.
2. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования. 2003. № 4 С. 5-10.
3. Меренков А.В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2007. 360 с.
4. Пак О.В., Глендиннинг Э., Попков Ю.В. Социальное самочувствие молодежи (международное исследование): Новосибирск и Новосибирская область. Новосибирск: Нонпарель, 2004. 52 с.
5. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/S0cis/12-2000/006.PETR0VA.pdf.
6. Руткевич М.Н. Социальная структура. М.: Альфа-М, 2004. 271 с.
КАРАМЕЛЬСКИЙ РУСЛАН ВАЛЕРЬЕВИЧ - аспирант кафедры социологии, политологии и менеджмента, Казанский государственный технический университет, Россия, Казань (karafel@yandex.ru).
KARAMELSKIY ROUSLAN VALERYEVICH - post-graduate student, Sociology, Political Science and Management Chair, Kazan State Technical University, Russia, Kazan.
УДК 316.4
Р.В. КАРАМЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНЧЕСТВА
Ключевые слова: институциональный подход, функциональный подход, объективные и субъективные факторы, социальное самочувствие.
Анализ существующих теоретических и методологических подходов к изучению социального самочувствия дает возможность более детально выявить и рассмотреть объективные и субъективные факторы, определяющие социальное самочувствие студентов. Кроме того, в результате взаимодействия данных факторов выстраивается четкая картина социального самочувствия, которая играет важную роль в определении социального поведения студенчества.
R.V. KARAMELSKIY INSTITUTIONAL AND FUNCTIONAL APPROACHES TO THE ANALYSIS OF OBJECTIVE AND SUBJECTIVE FACTORS OF SOCIAL STATE OF HEALTH OF STUDENTS
Key words: institutional approach, functional approach, objective and subjective factors, social state of health.
The analysis of existing theoretical and methodological approaches to studying of social state of health gives the chance to reveal and consider in more details the objective and subjective factors defining social state of health of students. Besides, as a result of interaction of the given factors the accurate picture of social state of health which plays the important role in definition of social behaviour of students is built.
Институциональный подход представлен в первую очередь творчеством Дж. Дьюи, который занимался изучением образования как социального института, взаимодействием его с другими социальными институтами. По его мнению, институты зависят от конкретно-исторических условий общества, все они взаимосвязаны друг с другом, изменения в одних из них неизбежно влекут за собой изменения в других. Все социальные институты развиваются в соответствии с потребностями общества. Одной из первых работ этого направления считается «Школа и общество» Дж. Дьюи, в которой он применил институциональный подход к институту образования и проанализировал взаимосвязь института образования с другими социальными институтами [1. С. 201]. Образование, по мнению Дьюи, - основное средство социального прогресса. А ос-