Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 354-76-92 e-mail: [email protected]
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом
ШАРИН Валерий Иванович
Проблемы избыточной дифференциации доходов населения в России
Ключевые слова: уровень и дифференциация доходов населения; факторы социально-экономического неравенства; меры регулирования избыточного неравенства в доходах различных слоев и групп населения.
Рассматриваются экономические и социальные факторы, влияющие на дифференциацию доходов населения. На основе анализа показателей уровня жизни в Российской Федерации предлагаются меры, сокращающие избыточную дифференциацию доходов.
Важными показателями благосостояния населения являются уровень и дифференциация его доходов. Уровень доходов - категория макроэкономическая, отражающая результат развития экономики страны и государственной социальной политики - объективные факторы доходов населения. Уровень доходов конкретного человека, помимо объективных факторов, связан с индивидуальными особенностями (образование, здоровье, профессионализм, волевые качества, отношение к власти, собственности и т. д.) и поэтому субъективен. Дифференциация доходов складывается под воздействием объективных и субъективных факторов, которые находятся в диалектической взаимосвязи.
Между людьми существуют различного рода неравенства. Индивидуальные неравенства дополняются неравенствами социального положения, которые обусловливают различия в уровне жизни.
Неравное положение членов общества считается целесообразным, так как является источником энергии для социально-экономического прогресса. Исторический опыт показывает, что унификация и уравниловка в уровне жизни не стимулируют, а тормозят развитие общества, однако за определенными пределами социально-экономическое неравенство начинает играть противоположную роль - паразитирующее богатство и маргинальная бедность подавляют стимулы развития общества. Поэтому выделяется нормальное (полезное) и избыточное (вредное) неравенство.
В основе социально-экономического неравенства лежат доходы населения. Доходы - это материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Структура основных источников доходов домашних хозяйств, как правило, представляет собой смешанные доходы работодателей и самостоятельных хозяев; оплату труда; доходы от собственности (производство, земля, недвижимость, фи-2 нансовый капитал); доходы от социальных трансфертов (пенсии, пособия, социальные ^ выплаты, алименты).
^ Неравенство в сфере доходов населения может быть нормальным, т. е. приемлемым
§ для конкретно-исторического состояния общества, стимулирующим его развитие. Это состояние в европейских социальных государствах характеризуется на протяжении © многих лет показателями коэффициента Джини (0,2-0,35) и коэффициентом фондов
(7-10). Такие показатели отражают соотношение доходов высших и низших слоев общества и признаются нормальными. Более высокие значения этих показателей отражают большую дифференциацию доходов населения. Избыточная дифференциация доходов населения - это состояние доходов, структура которых имеет соотношения, признаваемые обществом и учеными излишне поляризованными, а поэтому отрицательно влияющими на экономический рост и социальную солидарность общества. Дифференциация доходов населения характеризуется специальными показателями, что дает возможность оценить нормальный и избыточный ее уровень.
В качестве наиболее популярных показателей неравенства доходов применяются децильные коэффициенты. Они рассчитываются как соотношение границы между десятой и девятой децилями и границы между первой и второй децилями, т. е. представляют собой соотношение между минимальным доходом у высшей децили домохо-зяйств (населения) и максимальным доходом низшей децили.
Для оценки степени расслоения часто используется коэффициент фондов - показатель превышения средних уровней доходов 10 или 20% населения, имеющих самые высокие доходы, и 10 или 20% населения, имеющих самые низкие доходы.
В качестве показателя дифференциации населения используется также индекс концентрации доходов, или коэффициент Джини, отражающий характер распределения всей суммы доходов населения между отдельными его группами. На 20%-ную группу населения с наибольшими доходами в России в 2012 г. приходилось 47,6% общего объема денежных доходов населения страны, на 20% населения с наименьшими доходами - 5,2% общего объема денежных доходов населения [1]. По итогам 2012 г. в России коэффициент Джини составил 0,42, а коэффициент фондов - 16,4, что значительно выше аналогичных показателей европейских государств (соответственно 0,2-0,35 и 7-10).
Очевидно, что социально-экономические показатели уровня жизни демонстрируют в России излишне высокую дифференциацию. В ее основе - избыточное социально-экономическое расслоение российских регионов, избыточное неравенство оплаты труда, в том числе по отраслям и предприятиям, избыточное неравенство между доходами за счет оплаты труда и доходами рентного типа, а также чрезмерное неравенство доходов населения внутри регионов.
Показатели распределения общего объема денежных доходов по регионам России по 20%-ным группам населения с наибольшими и наименьшими среднедушевыми доходами демонстрируют высокие диспропорции. Так, в 2012 г. коэффициент фондов в Москве составил 27,3 раза, коэффициент Джини - 0,5, в Тюменской области - соответственно 19,7 раза и 0,44, в Краснодарском крае - 16,1 раза и 0,41, во Владимирской области - 11,1 раза и 0,36, Кировской области 10,9 раза и 0,36 [1].
Доля населения с доходами ниже установленного прожиточного минимума (уровень бедности) также сильно дифференцируется в зависимости от места проживания. Так, в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, в 2012 г. в Москве и Московской области, Белгородской, Липецкой, Сахалинской областях, республиках Дагестан, Татарстан и Санкт-Петербурге численность бедных составляла 6,6-10,0%. Это почти приемлемый показатель для социально ориентированных государств, однако количество бедных в республиках Мордовия, Бурятия, Марий Эл, Алтайском, Камчатском краях, Еврейской автономной области (18,3-20,7%) уже значительно отклоняется от нормы, а уровень бедности в республиках Калмыкия, Тыва, охватывающий треть населения, требует немедленного государственного вмешательства.
Денежные доходы населения по федеральным округам также существенно различаются. В 2012 г. доходы в расчете на душу населения в среднем за месяц в Центральном федеральном округе составили 27 091,0 р., в Уральском - 23 638,1 р., в Сибирском -16 567,9 р. при среднедушевых доходах по России - 20 754,9 р. [1].
По отраслям производства самая низкая оплата труда сложилась в социальной сфере, сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности, машиностроении. Значительно превышают средний уровень доходы работников, занятых в добывающих отраслях производства, металлургии, финансовом секторе.
Практически во всех регионах России наибольшие преимущества от продуктивности региональной экономики получают наиболее обеспеченные слои населения. Так, на 100 р. прироста валового регионального продукта в расчете на душу населения бедные получают прирост дохода на 5 р., богатые - на 200 р., т. е. разница между богатыми и бедными составляет 40 раз [2. С. 36].
Высокий уровень дифференциации регионов обусловливает поиск эффективных механизмов выравнивания их финансовых ресурсов с помощью межбюджетных трансфертов, призванных обеспечивать конституционные гарантии гражданам в сфере уровня жизни. На формирование социальной и инженерной инфраструктуры в регионах, уровень ее развития в которых ниже среднего по России, нацелены усилия Федерального фонда регионального развития. В настоящее время Фондом финансируются проекты в более чем 70 субъектах Российской Федерации.
Очевидно, что российскому правительству не удалось достичь сбалансированного регионального развития, обеспечивающего минимальные различия в уровне жизни населения (доходах, занятости, социальной инфраструктуре и др.). Основные показатели уровня жизни населения в России за ряд лет представлены в таблице.
Основные показатели уровня жизни населения в Российской Федерации [1]
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), р. 10 196,0 12 602,7 14 939,2 16 818,0 18 697,2 20 754,9
Минимальный размер оплаты труда (в месяц), р. 1 100,0 2 300,0; 2 900,0 3 100,0; 3 500,0 4 330,0 4 330,0 4 330,0
Минимальный размер пособия по безработице (в месяц), р. 720,0 720,0 781,0 850,0 850,0 850,0
Средний размер назначенных пенсий (в месяц), р. 2 841,6 3 682,3 4 199,0 6 177,4 7 476,0 8 202,9
Величина прожиточного минимума на душу населения, р. 3 437,0 4 005,0 4 693,0 5 144,0 5 688,0 6 369,0
Коэффициент фондов, раз 15,3 16,8 16,9 16,7 16,8 16,2
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 15,2 13,3 13,4 13,2 13,1 12,7
Показатели уровня жизни населения в Российской Федерации демонстрируют, что на протяжении последних лет остаются нерешенными такие проблемы, как низкий размер пенсий, минимальный размер которых не достигает прожиточного (физиологического) минимума на душу населения; медленный рост минимальной оплаты труда (она значительно меньше, чем прожиточный минимум, хотя согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума); устойчиво высокие коэффициенты фондов, что отражает глубокое социально-экономическое расслоение населения. Практически не снижается количество бедного населения.
Рост среднедушевых доходов населения при увеличении коэффициента фондов означает сохранение тенденции преимущественного роста доходов населения, занятого в экспортоориентированных отраслях экономики, по сравнению с доходами работников бюджетной сферы, сельского хозяйства.
Минимальные значения ряда государственных социальных гарантий (например, минимальный размер пособий по безработице, студенческих стипендий, установлен-
ных в конце 2008 - начале 2009 г.) ежегодно не индексируются, а значит, снижаются. С учетом роста прожиточного минимума, годового показателя инфляции (6-7%) реальное экономическое содержание гарантий за это время и социальное положение получателей ухудшилось.
Используя механизмы перераспределения создаваемого национального богатства, необходимо эффективно регулировать неравенство в доходах различных слоев и групп населения, не допуская избыточности показателей. Структура и динамика благосостояния должна учитываться в социальной политике государства.
Политика выравнивания финансовых возможностей регионов с помощью межбюджетных трансфертов должна реализовываться с учетом стимулирующего эффекта, повышающего мотивацию к наращиванию темпов социально-экономического развития, эффективного использования собственных ресурсов. Необходимо укреплять экономический потенциал «слабых» территорий, используя такие инструменты, как региональные целевые программы формирования точек экономического роста и инвестиционной привлекательности; государственные долевые капиталовложения (инвестиции) в развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, производственной инфраструктуры, инновационного и информационного секторов экономики. Рост производства обеспечит трудовую занятость, повышение доходов населения региона.
Основной доход наемных работников составляет заработная плата. Государству необходимо увеличивать и защищать реальные доходы граждан, особенно в бюджетной сфере, активно внедрять эффективные системы оплаты труда, экономически обоснованные методы формирования фондов оплаты труда, ориентированные в бюджетной сфере на конечный результат. Требуется существенное повышение удельного веса заработной платы в производимой продукции и услугах и денежных доходах населения. В странах с развитой рыночной экономикой стоимость труда в цене готовой продукции (ВВП) составляет 40-60%, в России не более 25%.
В реформировании нуждается система установления прожиточного минимума, обозначающего границу бедности. Он должен определяться не показателями потребительской корзины, а минимальным потребительским бюджетом или, по опыту социальных государств, в процентах к средним доходам индивида (40-50%). С этой величиной должны сопрягаться минимальные показатели оплаты труда, пенсий и пособий.
Несовершенна и система налогообложения доходов физических лиц. Вместо системы прогрессивного налога на доходы, ставка которого возрастает по мере увеличения доходов, в России введен одинаковый для всех (бедных и богатых) НДФЛ - 13%. «Нигде в мире такого нет. В странах, на которые ссылаются наши реформаторы, подоходный налог начисляется по прогрессивной шкале. В Соединенных Штатах его величина разнится от 15 до 33% в зависимости от доходов, в Германии - от 25,9 до 53%, в Великобритании - от 25 до 40%, во Франции - от 0 до 56%. Причем везде определен необлагаемый налогом минимум доходов, везде действуют налоговые льготы и существуют налоговые скидки» [3. С. 114].
«Плоская шкала» подоходного налога (13%) не способствовала выводу из тени скрытых доходов, но усилила избыточное неравенство. Мнения о невозможности в России администрировать налоги при прогрессивной шкале налогообложения не состоятельны. Во всем мире их собирают успешно. Более высокодоходные слои населения обязаны нести и большую налоговую нагрузку. Население с низкими доходами не должно участвовать в перераспределении общественного продукта (платить налоги). Это несправедливо. По примеру социальных государств России необходимо применять прогрессивную налоговую шкалу - от 0 до 40%.
За последние годы значительно улучшилось положение с бедностью населения РФ. Показатели уровня бедности колеблются в пределах 12-13% (около 18 млн чел.), однако ситуация не может быть признана удовлетворительной и требует эффективного
государственного регулирования. Комплексное воздействие на преодоление бедности как фактора чрезмерной дифференциации населения по уровню доходов должно осуществляться по следующим направлениям: экономический рост; эффективная занятость; повышение реальной заработной платы; общее улучшение макроэкономической ситуации. Это позволит работающим самообеспечиваться, содержать иждивенцев, а также снизит риски бедности, в первую очередь для категории трудоспособных граждан и их семей.
Перераспределение возросшего экономического эффекта даст возможность вывести работников бюджетной сферы из категории малообеспеченных, а также осуществлять социальные трансферты, доводя доходы получателей до уровня прожиточного минимума, что сократит бедность нетрудоспособного населения.
Важно повысить роль и ответственность государства в выполнении социальных гарантий: обеспечение минимальных социальных стандартов государственных гарантий (минимальные размеры оплаты труда, пособий и выплат), соответствующих прожиточному минимуму, дифференцирование их размеров по территориальному принципу.
Необходимо продолжить реформу социального страхования как рыночного механизма солидарной самозащиты населения, направленного на сохранение (поддержание) доходов в случае утраты трудоспособности, блокирования бедности.
Важным направлением преодоления избыточной дифференциации доходов населения является социальная интеграция бедного населения, обеспечение выравнивания доступа к ресурсам, образованию, социальной инфраструктуре и т. п., что определяет развитие человеческого капитала - важного фактора экономического роста. В противном случае сформируется порочный круг бедности: бедность воспроизводит бедность.
Как меры прямого воздействия на категорию населения, чьи доходы ниже прожиточного минимума, эффективны комплексные целевые программы преодоления бедности, включающие в себя социальную помощь в связи с трудной жизненной ситуацией и социальное обслуживание не способных к самообеспечению граждан, обучение (переобучение), повышение квалификации, создание и сохранение рабочих мест, стимулирование эффективной занятости для трудоспособного населения.
Источники
1. Статистические сборники Госкомстата России за 2007-2012 годы. Режим доступа: http://www.gks.ru.
2. Социальное неравенство и публичная политика / под ред. В. А. Медведева. М. : Культурная революция, 2007.
3. Глазьев С. Ю. Благосостояние и справедливость: как победить бедность в богатой стране. М. : Б.С.Г.-Пресс, 2003.