Научная статья на тему 'Проблемы историографического исследования деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг. ): концепт клиодескриптного абреже релевантных источников'

Проблемы историографического исследования деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг. ): концепт клиодескриптного абреже релевантных источников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРАСНАЯ/СОВЕТСКАЯ АРМИЯ / ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА / ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / RED / SOVIET ARMY / HISTORIOGRAPHY / POLITICAL EDUCATION / SOURCE BASE / HISTORIOGRAPHICAL SOURCES / HISTORICAL SOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобкова Елена Юрьевна

Цель: изложение результатов исследования корпуса релевантных источников деятельности властных структур по политическому воспитанию военнослужащих Красной/Советской Армии на всем историческом периоде ее существования. Методология проведения работы: исследование выполнено в проблемно-хронологическом ключе, с применением клиометрических методов изучения исторического и историографического нарративного материала. В работе присутствуют элементы клиодескриптики с целью отражения ризоморфных связей с использованием пространнственно-исторических стохастических моделей, построенных на основе корпуса клиопанельных данных. Результаты: основными результатами исследования является приращение научных знаний о комплексе источниковой базы анализируемой историографической проблемы. Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы в проведении комплексных историографических исследований по проблемам истории Красной/Советской Армии, а так же при проведении исследований в иных отраслях истории Советского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бобкова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historiographical research of the Soviet authorities’ activity on political education of the Red / Soviet Army personnel (1918-1991): Concept of cliodescriptive abrege of relevant sources

Purpose: presentation of relevant sources research of the Soviet authorities’ activity on political education of the Red / Soviet Army personnel throughout the historical period of its existence. Methodology of the work: the study is carried out in the problem-chronological way, using cliometric methods of the historical and historiographical narration research. There are elements to reflect cliodescriptive multidimensional ties with spatial historical stochastic models that are based on the cliopannel data. Results: The main result of this study is the increment of scientific knowledge about the source base of the analyzed historiographical problem. Field of application: the results of the study can be used in carrying out historiographical research on the history of the Red / Soviet Army, as well as other sectors of the history of Soviet society.

Текст научной работы на тему «Проблемы историографического исследования деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг. ): концепт клиодескриптного абреже релевантных источников»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-9-11 УДК 930.1

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА КРАСНОЙ / СОВЕТСКОЙ АРМИИ (1918-1991 ГГ.): КОНЦЕПТ КЛИОДЕСКРИПТНОГО АБРЕЖЕ РЕЛЕВАНТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бобкова Е.Ю.

Цель: изложение результатов исследования корпуса релевантных источников деятельности властных структур по политическому воспитанию военнослужащих Красной/Советской Армии на всем историческом периоде ее существования.

Методология проведения работы: исследование выполнено в проблемно-хронологическом ключе, с применением клиометрических методов изучения исторического и историографического нарративного материала. В работе присутствуют элементы клиодескриптики с целью отраженияризоморфных связей с использованием пространн-ственно-исторических стохастических моделей, построенных на основе корпуса клио-панельных данных.

Результаты: основными результатами исследования является приращение научных знаний о комплексе источниковой базы анализируемой историографической проблемы.

Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы в проведении комплексных историографических исследований по проблемам истории Красной/Советской Армии, а так же - при проведении исследований в иных отраслях истории Советского общества.

Ключевые слова: историография; политическое воспитание; Красная/Советская Армия; источниковая база; историографические источники; исторические источники.

HISTORIOGRAPHICAL RESEARCH OF THE SOVIET AUTHORITIES' ACTIVITY ON POLITICAL EDUCATION OF THE RED / SOVIET ARMY PERSONNEL (1918-1991): CONCEPT OF CLIODESCRIPTIVE ABREGE OF RELEVANT SOURCES

Bobkova E.Y.

purpose: presentation of relevant sources research of the Soviet authorities' activity on political education of the Red / Soviet Army personnel throughout the historical period of its existence.

Methodology of the work: the study is carried out in the problem-chronological way, using cliometric methods of the historical and historiographical narration research. There are elements to reflect cliodescriptive multidimensional ties with spatial historical stochastic models that are based on the cliopannel data.

Results: The main result of this study is the increment of scientific knowledge about the source base of the analyzed historiographical problem.

Field of application: the results of the study can be used in carrying out historiographical research on the history of the Red / Soviet Army, as well as other sectors of the history of Soviet society.

Keywords: historiography; political education; Red / Soviet Army; source base; historio-graphical sources; historical sources.

Модернизация отечественной исторической науки, сопровождающаяся с конца ХХ века сменой научных парадигм не изменила вектор актуализации проблем методики и методологии в историографических исследованиях - до настоящего времени они являются наиболее значимыми в общем контенте отечественных научных направлений.

Начальный модернизационный период историографической науки - период глубокого теоретико-методологического кризиса, разразившегося на стыке веков, характеризовался крайней размытостью концептуальной стороной историографических исследований, в исследованиях зачастую наблюдались тенденции интуитивизма и иррационализма.

В тоже время, в отдельных отечественных историографических научных направлениях продолжалось развитие классических рационалистических традиций, присущих русской исторической и историографической школе, что обеспечивало, в конечном итоге, противоречивое, сложное, но все же поступательное развитие историографического процесса [1, 2].

В интересах непосредственного исследования проблемы деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг.), представляется необходимым использовать как классические, так и инновационные методологические подходы, принципы и методы исследования, в целях объективного в многоаспектного раскрытия рассматриваемой темы.

Наиболее эффективным представляется их комплексное применение с учетом специфики исследуемой проблемы.

В синтезированном виде методологические подходы к историографическому исследованию деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг.) отражены на рисунке 1.

Методологические подходы

□ диалектический идиалектическо материалистический

□ системный помпа рэтивистский

О историко-ретроспективный

формационный Ц цивилизационный

□ общесоциологический

□ синергетический

£ историко-ситуационный

(~| классовый подход к оценке событий и явлений (локальноеприменение)

Рис. 1. Основные методологические подходы к исследованию деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг.)

На рисунке 2 представлены ключевые методологические принципы исследования.

Методологические принципы

объективность и историзм Б изучении

принцип всестороннего подхода к изучаемым

принцип различия между прошлым и настоящим

принцип исторического контекста

истории как процесса

принцип корректности а оценке фактов

Рис. 2. Основные методологические принципы к исследованию деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг.)

На рисунке 3 представлены основные методы исследования рассматриваемой автором историографический проблемы.

\

•исторический •логический •классификационный •факторный анализ и т.д.

~ ~ У

\

•синхронный и днахронный •системными сопоставительный •метод экстраполяции н т.д.

Рис. 3. Основные методы исследования деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг.)

Анализ современный исследований по проблемам теории и методологии исторического исследования [4, 5, 6, 7, 9] показывает, что до настоящего времени проблема периодизации в историографическом исследовании занимает одну из ключевых позиций, выражаясь в рассмотрении процесса формирования и развития исторического знания при помощи его разделения на определенные этапы или периоды.

Представляется, что в историографическом исследовании деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии на всем протяжении существования советского государства необходимо выделить два крупных периода: непосредственно советский (1918-1991 гг.) и постсоветский (с 1992 года до наших дней).

Анализ историографических источников по данным крупным историографическим периодам позволит полнее отразить уровень развития исторической науки, охарактеризовать ее роль на крутых переломах истории, когда соответственно менялись критерии и качество обобщения исторических знаний, динамично развивался уровень творческих изысканий в корреляционной зависимости от условий подъема или спада научно-теоретической, общественной и политической, деятельности.

Автор не считает необходимым абсолютизировать временные границы перехода между выделенными крупными этапами.

Актуальность обозначения крайних границ советского и постсоветского периодов детерминируется тем, что, во-первых, произошел распад СССР, а во-вторых, начался процесс формирования новой формы государственности, что не могло не оказать непосредственного влияния на развитие отечественной исторической науки.

В то же время, смена цивилизационной парадигмы (как процесс значительно более многоаспектный, нежели распад одной формы государственности и начало создания новой) не совпадает с датами, упомянутыми выше.

Он занимает время примерно со второй половины 80-х - до первой половины 90-х гг. прошлого столетия. Смена цивилизационной парадигмы повлияла самым непосредственным образом на историографию рассматриваемой проблемы [3, 8, 10, 11].

Необходимо отметить, что деление историографии на крупные периоды в целом не исключает подвижности хронологических рамок для более узких вопросов темы.

В связи с конкретно-исторической обстановкой все историографические периоды и условные историографические этапы отличались специфическими чертами и особенностями тематической направленности исследований, конъюнктурными деформациями, соответствующим массивом релевантных источников, доступным историкам и историографам в определенный исторический период.

Значимым для исследования является освещение феномена советской историографии. Полагаем, что настало время освобождения от крайностей в оценках и синтезирования верификационных суждений.

Этому способствует в полное мере тот факт, что нынешние тенденции междисциплинар-ности историографической науки с одной стороны и усилившийся интерес историографов как к процессу научного творчества, так и к самому историко-научному сообществу предполагает более глубокий и всесторонний анализ феномена советской историографии, освобожденный от идеологизированных, политизированных штампов, имевших место в отечественной истории исторической науки в период глубинного теоретико-методологического кризиса.

Одну из ключевых позиций в многоаспектном исследовании рассматриваемой проблемы занимает правильный выбор массива релевантных источников.

Анализ привлекаемых для достижения этой цели источников показывает, что в настоящее время исследователю вполне доступен массивный корпус источников, способствующих верному выбору методологии исследования и построению научно обоснованной концепции.

Их совокупность позволяет обеспечить полноту и обстоятельность освещения анализируемых вопросов.

Основные источники для проведения историографического исследования поставленной проблемы можно условно разделить на три крупные группы (рис. 4).

историографические источники

Рис. 4. Группировка основных источников историографического исследования деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг.)

Необходимо отметить, что группы исторических и историографических источников в количественном отношении намного больше третьей (дополнительных источников исторического и неисторического характера, являющейся вспомогательной для целей данного исследования.

Структура корпуса первой группы представлена на рисунке 5.

Историографические источники представлены широким спектром общих, специальных исследований, а также научно-справочных изданий, характеризующих проблему деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг.).

ИССЛЕДОВАНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО

ХАРАКТЕРА

общие фундаментальные труды по истории советского общества. Гражданской войны и Вегажой Отенестееннок воГшы, НСТйрЖ Вооруженных сил Советского государства, а также обобщающие работы по иг. отдельным аспектам

общие фундаментальные труды по истории исторической науки, источниковедению, а также обобщающие труды по их отдельным аспектам;

учебные издания, е которых в до предела обобщенном Биде освещаются основные вехи история советского общества, Гражданской войны и Великой Отечественной войны, истории Вооруженны!; сил Советского государства, а также отдельные аспекты проблемы политического поспитакия в армии

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

специальные монографические исследования

специальные диссертационные исследования

научные статьи

материалы научньп конференций и форумов

обзоры литературы и рецензии

научно-библиографич еские публикации

] шф ормащ юлные р есурсы сети Интернет

Рис. 5. Состав корпуса историографических источников, характеризующих проблему деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг.)

Общее количеств историографических источников составляет более 2000 комплексных научных трудов, монографий, диссертационных исследований, статей, препринтов, научно-публицистических работ, специализированных материалов, размещенных на различных интернет-ресурсах, других исследований общего и конкретно-исторического характера.

В содержательном отношении охарактеризованные историографические источники представляется возможных группировать следующим образом (рис. 6).

работа, характеризующие историю Советского государства и его Вооруженных сил в целом

исследования, подробно раскрывающие те или иные сюжеты рассматриваемой темы

опубликованные

работы, диссертации, материалы электронных ресурсов, где проблемы политического воспитания в армии и егоукрелления анализируются применительно к V военному времени *

историографические источники, в которых изучаемая тема,

исследуется применительно к мирному времени

Рис. 6. Содержательная группировка историографических источников по исследуемой проблеме

В следующей крупной группе - исторических источников - рассматриваются опубликованные и неопубликованные документы.

Необходимо отметить, что предметом историографического анализа в данной группе являются только источники, содержащие непосредственную и опосредованную информацию по исследуемой теме, которые вовлечены или могут быть вовлечены в научный оборот.

Неопубликованные документы почерпнуты из ЦАМО РФ, а так же из фондов федеральных центральных архивов.

В совокупности в историографическом исследовании использованы документы, извлеченные из 12 фондов различных архивных учреждений.

Основной массив документов имеет отношение к теме политического воспитания личного состава Красной/Советской армии применительно к военному времени, в первую очередь -к Гражданской войне и Великой Отечественной войне. Необходимо отметить, что до настоящего времени лишь некоторая их часть введена в научный оборот, несмотря на активизацию работ по оцифровке архивной информации. Следует подчеркнуть, что видовой состав и содержание документов, содержащихся в архивных фондах многообразен, все они, непосредственно или опосредовано относящиеся к исследуемой проблеме, позволили репродуцировать научную картину конкретно-исторической обстановки, в которой протекал процесс политического воспитания военнослужащих. Следовательно, в историографическом анализе рассматривае-

мой темы открывались (преимущественно в опосредованной форме) новые аспекты авторского видения объекта и предмета исследования. В подгруппе «Опубликованные документы и материалы» можно логически выделить шесть групп (рис. 7).

g

=

о

Е

&

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ъ

ч

01 re X

л Q_

X 0)

X 1-

го OJ

m

О

X

X

ю

>-

с

о

1

документы органов государственной власти н военного управления

документы коммунистической партии и комсомола

отдельные труды крупных деятелей Советского государства

источники личного происхождения

периодическая печать

лярная и публицистическая литература

Рис. 7. Состав опубликованных документов и материалов по проблеме деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг.)

В целом, источниковая база историографического исследования деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Красной / Советской армии (19181991 гг.) обширна и многообразна. Характеристика основных групп источников показывает, что уровень их репрезентации достаточно высок, таким образом, данная совокупность дает возможность в достаточной мере раскрыть историю изучения рассматриваемой проблемы.

Дополняя и уточняя друг друга, комплекс историографических источников служит хорошей научной базой для исследования по избранной проблеме.

Их комплексный анализ, переосмысление с позиций современной исторической науки позволяет правильно установить степень научной разработанности в отечественной историографии проблемы деятельности властных структур по политическому воспитанию личного состава Вооруженных сил Советского государства в 1918-1991 гг., выйти на верификационные суждения, сделать верные выводы и выработать практические рекомендации для сегодняшнего дня.

Характеристика источниковой базы показывает, что уровень репрезентации источников достаточно высок. Вся их совокупность дает возможность в достаточной мере раскрыть историю

изучения проблемы деятельности властных структур по политическому воспитанию личного

состава Красной / Советской армии (1918-1991 гг.)

Список литературы

1. Bobkova E.Yu. Reflection of Party and State Concept of Political Indoctrination of the Red Army Contingent in the Works of the Soviet State Military Leadership // Middle-East Journal of Scientific Research, № 19 (4), 2014. P. 497- 500. DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2014.19.4.21002.

2. Азарова А.В. Патриотическое воспитание военнослужащих в 1918-1991 гг.: анализ историографических источников // Вестник Екатерининского института. 2010. № 1. С. 40-42.

3. Бобкова Е.Ю. Основные методологические подходы к изучению проблем политического воспитания личного состава вооруженных сил Советского государства в отечественной историографии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4-2. С. 19-22.

4. Высокова В.В. История когнитивная / история интеллектуальная: различия и точки соприкосновения // Электронный научно-образовательный журнал История. 2013. № 2 (18). С. 14.

5. Гусева Н.С. Математизация исторической науки: становление клиометрии в исторической науке во второй половине XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 372. С. 87-90.

6. Ипполитов Г.М. Историографический факт и историографический источник как категории исторической науки: непростая диалектика // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 1-1. С. 184-195.

7. Ипполитов Г.М. О новых подходах к освещению советского периода российской истории (на примере Гражданской войны в России) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3-1. С. 222-228.

8. Ипполитов Г.М., Ефремов В.Я. Условия выполнения советских исторических исследований по проблемам Гражданской войны в России во второй половине 1930-х - первой половине 1950-х гг. // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 81-84.

9. Магидов В.М. Технотронное архивоведение и источниковедение на современном этапе: научные и педагогические приоритеты // Вестник архивиста. 2014. № 2. С. 18-33.

10. Соломаха Е.Н. Постановка теоретико-методологических вопросов историографического исследования в 50-90-е гг. ХХ в. // Клио. 2014. № 7 (91). С. 12-17.

11. Трубникова Н.В. Новые способы проблематизации истории Великой отечественной войны в исследованиях западных россиеведов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 10 (30). С. 26.

References

1. Bobkova E.Yu. Reflection of Party and State Concept of Political Indoctrination of the Red Army Contingent in the Works of the Soviet State Military Leadership // Middle-East Journal of Scientific Research, № 19 (4), 2014. P. 497- 500. DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2014.19.4.21002.

2. Azarova A.V. Patrioticheskoe vospitanie voennosluzhashhih v 1918-1991 gg.: analiz istoriogra-ficheskih istochnikov // Bulletin of the Catherine Institute. 2010. № 1. Рр. 40-42.

3. Bobkova E.Ju. Osnovnye metodologicheskie podhody k izuchenijuproblem politicheskogo vospi-tanija lichnogo sostava vooruzhennyh sil Sovetskogo gosudarstva v otechestvennoj istoriografii // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and Practice. 2011. № 4-2. P. 19-22.

4. Vysokova V.V. Istorija kognitivnaja / istorija intellektual'naja: razlichija i tochki soprikosno-venija // Electronic Journal of Research and Education «History». 2013. № 2 (18). P. 14.

5. Guseva N.S. Matematizacija istoricheskoj nauki: stanovlenie kliometrii v istoricheskoj nauke vo vtorojpolovine XXv. // Tomsk State University Journal of History. 2013. № 372. Pр. 87-90.

6. Ippolitov G.M. Istoriograficheskij fakt i istoriograficheskij istochnik kak kategorii istoricheskoj nauki: neprostaja dialektika // Scientific journal «News of Samara scientific center of Russian Academy of Sciences». 2013. Т. 15. № 1-1. Pр. 184-195.

7. Ippolitov G.M. O novyhpodhodah k osveshheniju sovetskogoperioda rossijskoj istorii (naprim-ere Grazhdanskoj vojny v Rossii) // Scientific journal «News of Samara scientific center of Russian Academy of Sciences». 2011. Т. 13. № 3-1. P. 222-228.

8. Ippolitov G.M., Efremov V.Ja. Uslovija vypolnenija sovetskih istoricheskih issledovanijpoprob-lemam Grazhdanskoj vojny v Rossii vo vtoroj polovine 1930-h - pervoj polovine 1950-h gg. // Samara scientific Herald. 2013. № 4. Pр. 81-84.

9. Magidov V.M. Tehnotronnoe arhivovedenie i istochnikovedenie na sovremennom jetape: nauch-nye i pedagogicheskie prioritety // Russian historic-archival journal «Herald of an archivist.com». 2014. № 2. Pр. 18-33.

10. Solomaha E.N. Postanovka teoretiko-metodologicheskih voprosov istoriograficheskogo issledo-vanija v 50-90-e gg. HH v. // Klio. 2014. № 7 (91). Pp. 12-17.

11. Trubnikova N.V. Novye sposoby problematizacii istorii Velikoj otechestvennoj vojny v issledo-vanijah zapadnyh rossievedov // Modern Research of Social Problems. 2013. № 10 (30). Pp. 26.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бобкова Елена Юрьевна, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук

Самарский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеха-

ул. Краснодонская, д. 13, г. Самара, Самарская область, 443009, Россия

e-mail:[email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1235-7610

DATA ABouT THE AUTHOR

Bobkova elena Yuryevna, assistant professor of the humanities and social sciences Department, Ph.D.

Samara Institute (branch) of the Plekhanov Russian Economic University Krasnodonskaya Str., 13, Samara, Samara Region, 443009, Russia e-mail:[email protected]

Рецензент:

Ипполитов Георгий Михайлович, ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук, профессор, Поволжский филиал Института российской истории Российской академии наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.