1.1. ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ДЕТОУБИЙСТВО
Антонян Елена Александровна, д-р юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Подразделение: кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье поставлена одна из актуальнейших современных криминологических проблем - предупреждение детоубийств, в частности, на этапе исполнения наказания.
Ключевые слова: убийства детей, предупреждение, преступное посягательство, рецидив, поведение.
PROBLEMS CORRECTION CONDEMNED FOR INFANTICIDE
Antonyan Elena Alexandrovna, Dr of Law, Associate Professor. Position: Professor. Place of employment: Moscow state Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). Department: Criminology and Penitentiary Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article posed one of the most pressing contemporary criminological problems - prevention of infanticide, in particular at the stage of execution of the sentence.
Keywords: killing of children, prevention, criminal trespass, relapse behavior.
Предупреждение убийств детей в России относится к числу самых актуальных проблем. Для того, чтобы успешно бороться с этим опасным видом преступного посягательства, недостаточно знать порождающие его общесоциальные причины (хотя это и совершенно необходимо и мы их рассмотрели в работе); очень нужна достоверная и развернутая информация о лицах, совершивших убийства и их поведении в период отбывания наказания. Только она позволит определить основные направления предупредительных усилий, особенно в части индивидуальной профилактики с учетом индивидуальных особенностей конкретных лиц и тех жизненных ситуаций, которые предшествуют подобным преступлениям.
Подробное рассмотрение данной проблемы имеет значение для практической деятельности по борьбе с убийствами детей, в частности, предупреждения рецидива, исправительного воздействия на личность преступника-детоубийцы, учитывая динамику данного вида преступлений и количество осужденных за него лиц.
Ввиду этого исследовательский интерес представляют социально-демографическая (социальное положение, возрастной, культурно-образовательный уровень и т.п.) и уголовно-правовая (причины и обстоятельства, побудившие совершить преступление, степень криминогенного искажения личностных характеристик и др.) характеристики личности осужденного за убийство; изучение поведения осужденного в период отбывания наказания; особенности исполнения наказания в отношении осужденного за убийство (организация труда, быта и обучения; воспитательная работа; возмещение ущерба; подготовка к освобождению от наказания).
Основой для целей исправления данной категории осужденных и индивидуальной работы с ними является глубокое и всестороннее изучение личности осуж-
денных за убийства детей. Необходимо выявить отрицательные стороны и черты личности преступника, требующие исправления, а также те позитивные качества, которые могут способствовать индивидуальной профилактике.
При анализе индивидуальных характеристик личности преступника-детоубийцы следует обратить внимание на психологические процессы, свойства и состояния. Детоубийцы, как правило, характеризуются импульсивностью, высокой тревожностью и высокой эмоциональной возбудимостью. Установка относительно ценности жизни другого человека, пусть еще очень маленького, у них не сформирована. Зачастую -это люди, имеющие разного рода сексуальные и психические отклонения, алкогольную либо наркотическую зависимость. В связи с этим у них затруднена правильная оценка ситуации. Повышенная восприимчивость к элементам межличностного взаимодействия приводит к тому, что индивид легко раздражается при любых социальных контактах, ощущаемых как угроза для него.
Определяя значение различных психологических свойств в личности детоубийцы, следует отметить, что ее нельзя рассматривать как простой набор психических функций и свойств, ввиду ее целостности: психологические стимулы криминогенного поведения вообще недоступны для непосредственного восприятия, а самоотчеты и самооценки подобных индивидов характеризуются определенной ограниченностью и недостоверностью; криминогенная личность осознанно или подсознательно маскируется и психологически защищается, препятствуя проникновению в свой внутренний мир; само по себе ни одно искомое свойство не может быть определяющим в силу нелинейной зависимости криминального поведения от множества взаимодействующих причин и условий субъективного и объективного характера; психология личности преступника пластична и изменчива, в связи, с чем черты, выявляемые у исследуемого, не обязательно были или будут присущи при совершении преступления1. При таких обстоятельствах, самому осужденному трудно бороться с такими качествами, а тем более тем лицам, которые хотят ему помочь. Очень важно при проведении воспитательной работы вовремя заметить у осужденного положительные склонности, сделать упор именно на них, с тем, чтобы перевес последних позволил осужденному вернуться в дальнейшем к нормальной жизни в обществе. Важное значение здесь имеет медицинский фактор, без учета которого говорить об исправлении данных лиц бесполезно. Они, порой, в первую очередь, нуждаются в квалифицированной медицинской помощи: психотерапевта, сексопатолога, психиатра, невропатолога.
Развитие любого человека, а осужденных за убийства детей в особенности, во многом обусловлено его общением с другими людьми. Поэтому, учитывая то обстоятельство, что совершение преступления зачастую предопределенно конкретной жизненной ситуацией и кругом общения виновного до осуждения, необходимо в процессе исполнения наказания, в пределах возможного, подобрать ему такой круг общения, который содействовал бы его становлению на путь исправления, а не вызывал бы в нем стремление совершить новое преступление в период отбывания наказа-
1 Кургузкина Е. Б. Методы изучения криминогенной личности // Уголовное право, № 4, 2002г.
4-2016
Пробелы в российском законодательстве
ния или после освобождения из исправительного учреждения.
Такие люди обладают достаточно устойчивыми представлениями, которые, с трудом поддаются корректировке, а тем более существенным изменениям. Другими словами, если они имеют о ком-то или о чем-то свое мнение, то их трудно переубедить. Все затруднения и неприятности, с которыми они встречаются в жизни, интерпретируются как результат чьих-то враждебных действий. В своих неудачах они склонны обвинять других, а не себя, что весьма облегчает снятие с себя какой-либо ответственности. Обвиняют в том числе детей. Осужденным за детоубийства свойственны эмоциональные нарушения, психологическая, а, иногда, и социальная отчужденность, а также трудности, связанные с усвоением моральных и правовых норм. Последнее может зависеть от наличия расстройств психической деятельности, препятствующих надлежащему нравственному воспитанию2. Все эти особенности необходимо учитывать при планировании и проведении воспитательной работы с осужденными за детоубийства.
Кроме того, необходимо отметить, что к категории осужденных за детоубийства назначаются самые длительные сроки, в том числе и пожизненные. В связи с этим длительные сроки (15, 20, 30 лет и пожизненно) лишения свободы значительно понижают социальную активность у осужденных, мотивацию к общественно полезной деятельности, значительная часть осужденных теряет социальные связи (в условиях пребывания строгой изоляции после десяти лет личность полностью дезадаптируется, что влечет за собой повышение порога агрессивности и т.д.). Перечисленные факторы значительно влияют на исправительный процесс и препятствуют дальнейшей ресо-циализации.
Отрицательное воздействие длительных сроков уголовного наказания на личность осужденного за детоубийство обусловлено отсутствием ближайшей перспективы освобождения, что создает дополнительные трудности при применении мер воспитательного воздействия.
В этой связи для повышения эффективности и результативности исправительного процесса необходимо так построить принципы воспитательной работы на различных стадиях отбывания наказания, чтобы особое внимание уделялось социальной и психологической коррекции личности.
Уровень образования существенно влияет на формирование интересов, потребностей и взглядов отбывающего наказание. Так, осужденные с более высоким образовательным уровнем проявляют больший интерес к продолжению учебы, неизмеримо выше их потребность в литературе. В тоже время им реже присущи отрицательные потребности. Например, доля лиц систематически употребляющих спиртные напитки, неуклонно снижается по мере образовательного уровня. Такие осужденные добросовестнее относятся к труду, к получению специальности и т.д.
Проведенное нами исследование показало, что среди детоубийц доля работающих не превышает 70-80% (это подтверждается данными других исследований), а те, которые работали, чаще были заняты тяжелым ручным, неквалифицированным трудом, которым
2 Антонян Ю.М. Психология убийства. М.: «Юрист», 1997 г. С.146.
обычно не дорожили и бросали при первой возможности.
Трудовое воспитание осужденных представляет собой процесс закрепления или формирования трудовых навыков и умений, психологической готовности к труду, нравственное отношение к нему, осознание потребности трудиться. Трудовая деятельность оказывает серьезное воспитательное воздействие на личность человека, способствует укреплению у него положительных качеств, его социально-полезных связей с обществом. Поэтому заниматься организацией трудового воспитания осужденных за детоубийства в исправительных учреждениях необходимо ежедневно, подготавливая их тем самым и к успешной социальной адаптации после освобождения.
Нравственное воспитание осужденных рассматривается через призму формирования личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание правильной позиции является делом исключительно важным и сложным, т.к. именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело к преступлению. Нравственное воспитание тесно связано со всеми направлениями исправительного воздействия, т.к. оно концентрирует в себе проявление их влияния на личность.
Сегодня задача исправительных учреждений состоит в том, чтобы не только юридически, но и практически предоставить реальную возможность и потенциал соответствующих образовательных программ, средств и методов воздействия искусством, культурой, социальными, правовыми и нравственными ценностями, поворота к духовному миру человека, раскрытию его способностей, реализации его социокультурных потребностей и интересов.
Целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных за детоубийства представляет единый по содержанию процесс, основанный на всестороннем изучении индивидуальных особенностей личности осужденного, способностей и склонностей, мотивов и причин совершения преступления, а также на научно-обоснованных методиках коррекции поведения. Конечная цель - реальные и позитивные изменения в личности осужденного. Исправительное воздействие на осужденного оказывают не только целенаправленная работа, проводимая на основе психолого-педагогических закономерностей в индивидуальных, групповых и массовых формах, но и особенности окружающей его среды (дифференциация условий в пределах одного учреждения в зависимости от личностных характеристик осужденных и их поведения, а также участие в самодеятельных организациях, основными задачами которых являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии, развитие полезной инициативы, оказание позитивного влияния на исправление осужденных, участие в организации труда, быта и досуга, оказание социальной помощи осужденным и их семьям и др.). В связи с изменениями политики и законодательства в сфере исполнения наказаний акцент с трудового аспекта сместился на уголовно-исполнительный. Вместе с тем труд, являясь обязанностью каждого осужденного, преследует педагогические цели и продолжает играть важную роль в исправлении осужденных.
Убийства детей совершаются, как правило, взрослыми преступниками, подростки совершают его сравнительно редко. Однако за последние 15 лет отмечается рост числа несовершеннолетних, наказанных за это преступление.
Ежегодно больше всего детоубийств совершают лица, в возрасте 20-40 лет, т.е. лица, чей возраст больше связан с высокой социальной активностью, с накоплением тяжких переживаний и аффективных состояний, с ростом тревоги за себя. В названном возрасте выясняется, в какой мере и как может управлять человек своим поведением, своими инстинктами, влечениями и страстями, насколько усвоил он социальные, в первую очередь, нравственные нормы, стали ли они регуляторами его поведения.
Анализ данных, характеризующих осужденных разного возраста, показал, что наиболее трудным в исправительном отношении контингентом является молодежь до 25 лет: хуже оценивается их отношение к труду, учебе, вообще к исправительному процессу в целом; у них «свои» ценностные ориентиры; отсутствуют жалость и сожаление по поводу содеянного. Эти осужденные имеют наибольшее число взысканий и наименьшее - поощрений. Особое внимание необходимо обратить на усиление воспитательной работы с осужденными молодого возраста. Необходима разработка специальных методик по их исправлению с учетом возрастных психологических особенностей и интересов. В масштабах исправительных колоний, где имеется значительное число молодых осужденных, целесообразна организация специальных циклов лекций, читательских конференций, спортивных соревнований и других мероприятий.
По сравнению с другими категориями осужденных детоубийцы имеют более низкий образовательный статус, что, впрочем, присуще всем насильственным преступникам. Среди детоубийц до 65% лиц, имеющих различные психические аномалии в рамках вменяемости, а подобные расстройства отнюдь не способствуют получению и повышению образования, приобщению к культуре.
Уровень образования существенно влияет на формирование интересов, потребностей и взглядов отбывающего наказание. Так, осужденные с более высоким образовательным уровнем проявляют больший интерес к продолжению учебы, неизмеримо выше их потребность в литературе. В тоже время им реже присущи отрицательные потребности. Такие осужденные добросовестнее относятся к труду, к получению специальности и т.д.
В этой связи выбор типа исправительного учреждения (с соответствующим режимом - общим, строгим, особым) имеет целью реализовать следующие основные функции: карательную, воспитательную и обеспечивающую. Хотелось бы отметить, что именно в отношении осужденных за детоубийства, как к лицам, совершившим наиболее опасные и тяжкие из преступлений, наказание применяется, прежде всего, именно как кара за содеянное.
Хотя, конечно, кара является сущностью, неотъемлемым свойством наказания, она не является единственной его целью (наряду с исправлением и предупреждением новых преступлений). Строгость наказания оправдана лишь в тех пределах, в каких воспринимается общественным сознанием как справедливость. Чрезмерная суровость карательной политики, наоборот, снижает общий предупредительный эффект уголовного закона и практики его применения.
Сегодня назрела необходимость в получении новых данных об осужденных за детоубийства сведений о динамике уголовно-правовой характеристики осужденных в современных условиях и результатах проводимой в отношении них исправительной работы.
Особое внимание следует уделить изучению личности осужденных за детоубийства и их отличительных особенностей. На основе этих данных и можно говорить о разработке предложений, направленных на повышение эффективности воспитательной работы в отношении осужденных за убийства. В частности, особое внимание следует обратить на индивидуальный подход при исправлении осужденного, учитывать особенности данной категории осужденных, являющихся наиболее трудновоспитуемым контингентом, а также с учетом особенностей их положения в иерархической структуре осужденных (чаще всего они становятся изгоями, подвергаются насилию). Ввиду большого процента лиц, имеющих психические отклонения среди осужденных за детоубийства, а также длительности сроков наказания, важное значение имеет участие в исправительном процессе психологов, психотерапевтов, а при необходимости и специалистов-психиатров.
Важное значение следует придать мерам, направленным на поддержание и укрепление социальных связей осужденных за детоубийства, отбывающих длительные сроки лишения свободы, контролю (в том числе, медицинскому) за психическим состояниям данной категории лиц.
Список литературы:
1. Бояров С.А. Квалификация убийства детей // Российская юстиция. № 12. М.: Юрид. лит., 2002. С.50.
2. Маляева Е.О. Преступления против жизни: вопросы теории, законодательного регулирования и судебной практики. Монография. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003. С.157.
3. Антонян Е.А. Убийство детей как криминологическая проблема. Противодействие преступлениям, совершаемым несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: материалы Международ. Науч.-практич. Конф. (Москва, 13 февраля 2015 г.) / под ред. А.И. Бастрыкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 18-21.