Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ'

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барзилова Инна Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы использования цифровых технологий в правотворческом процессе в Российской Федерации. Анализируются основные направления применения цифровых технологий в зависимости от субъектов правотворчества. Целью исследования является выявление особенностей использования цифровых технологий в зависимости от видов правотворческой деятельности. Это необходимо для определения основных направлений использования цифровых технологий в правотворческой работе, выработке рекомендаций по оптимизации их использования. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что цифровые технологии пока недостаточно используются в правотворческой сфере, их потенциал и возможности не раскрыты. Целесообразно использовать цифровые технологии в зависимости от видов и субъектов правотворчества. Цифровые коды, алгоритмы позволят учитывать особенности правотворческой работы в зависимости от стадий правотворческого процесса. Выделяются основные направления использования цифровых технологий в правотворчестве государственных органов Российской Федерации и должностных лиц; органов местного самоуправления; правотворчестве в порядке референдума; локальном правотворчестве. Автор приходит к выводу о создании методических рекомендаций, иных нормативных актов, регламентирующих порядок и процедуры использования цифровых технологий в правотворческом процессе. Необходимо внести изменения в систему законодательства, создав нормативные акты, регламентирующие правовую и техническую стороны правотворческого процесса. Цифровые технологии позволят совершенствовать процедуру проведения экспертиз проектов нормативных актов; определить объем нормативных актов, нуждающихся в систематизации; снизить нагрузку на субъектов легального и аутентичного толкования. Возможно создание электронных словарей юридических терминов, с помощью которых будет проверяться правильность использования терминологии в проектах нормативных актах и действующих нормативных актах. Цифровые технологии позволят сократить сроки принятия нормативных правовых актов, оптимизировать правотворческий процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USING DIGITAL TECHNOLOGIES IN LAW-MAKING

The article deals with the problems of using digital technologies in the law-making process in the Russian Federation. The main areas of application of digital technologies are analyzed depending on the subjects of lawmaking. The aim of the study is to identify the features of the use of digital technologies depending on the types of lawmaking activities. This is necessary to determine the main directions of the use of digital technologies in law-making work, to develop recommendations for optimizing their use. As a result of the study, the author comes to the conclusion that digital technologies are not yet sufficiently used in the law-making sphere, their potential and opportunities have not been revealed. It is advisable to use digital technologies depending on the types and subjects of lawmaking. Digital codes, algorithms will take into account the peculiarities of lawmaking work, depending on the stages of the lawmaking process. The main directions of the use of digital technologies in the lawmaking of state bodies of the Russian Federation and officials are highlighted; local government bodies; lawmaking by way of a referendum; local lawmaking. As a result of the study, the author comes to the conclusion that digital technologies are not yet sufficiently used in the law-making sphere, their potential and opportunities have not been revealed. It is advisable to use digital technologies depending on the types and subjects of lawmaking. Digital codes, algorithms will take into account the peculiarities of lawmaking work, depending on the stages of the lawmaking process. The main directions of the use of digital technologies in the lawmaking of state bodies of the Russian Federation and officials are highlighted; local government bodies; lawmaking by way of a referendum; local lawmaking. The author comes to the conclusion about the creation of guidelines, other regulations governing the procedure and procedures for the use of digital technologies in the law-making process. It is necessary to make changes to the legislative system by creating normative acts regulating the legal and technical aspects of the law-making process. Digital technologies will make it possible to improve the procedure for conducting expert examinations of draft normative acts; determine the volume of regulations that need to be systematized; reduce the burden on subjects of legal and authentic interpretation. It is possible to create electronic dictionaries of legal terms, with the help of which the correctness of the use of terminology in draft regulations and current regulations will be checked. Digital technologies will make it possible to shorten the time for the adoption of regulatory legal acts, to optimize the law-making process.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ»

Барзилова И.С.

12.00 . 01 Теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Theory and history of law and state; History of law and state teachings

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-125-130

Проблемы использования цифровых технологий в правотворчестве

И.С. Барзилова ©

Московский государственный юридический университет имени О .Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Российская Федерация

E-mail: advantage80@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы использования цифровых технологий в правотворческом процессе в Российской Федерации. Анализируются основные направления применения цифровых технологий в зависимости от субъектов правотворчества. Целью исследования является выявление особенностей использования цифровых технологий в зависимости от видов правотворческой деятельности. Это необходимо для определения основных направлений использования цифровых технологий в правотворческой работе, выработке рекомендаций по оптимизации их использования. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что цифровые технологии пока недостаточно используются в правотворческой сфере, их потенциал и возможности не раскрыты. Целесообразно использовать цифровые технологии в зависимости от видов и субъектов правотворчества. Цифровые коды, алгоритмы позволят учитывать особенности правотворческой работы в зависимости от стадий правотворческого процесса. Выделяются основные направления использования цифровых технологий в правотворчестве государственных органов Российской Федерации и должностных лиц; органов местного самоуправления; правотворчестве в порядке референдума; локальном правотворчестве. Автор приходит к выводу о создании методических рекомендаций, иных нормативных актов, регламентирующих порядок и процедуры использования цифровых технологий в правотворческом процессе. Необходимо внести изменения в систему законодательства, создав нормативные акты, регламентирующие правовую и техническую стороны правотворческого процесса. Цифровые технологии позволят совершенствовать процедуру проведения экспертиз проектов нормативных актов; определить объем нормативных актов, нуждающихся в систематизации; снизить нагрузку на субъектов легального и аутентичного толкования. Возможно создание электронных словарей юридических терминов, с помощью которых будет проверяться правильность использования терминологии в проектах нормативных актах и действующих нормативных актах. Цифровые технологии позволят сократить сроки принятия нормативных правовых актов, оптимизировать правотворческий процесс.

Ключевые слова: правовая система, правотворческая деятельность, цифровые технологии, правовая экспертиза, механизм правового регулирования, юридическая деятельность

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16114

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Барзилова И. С Проблемы использования цифровых технологий в правотворчестве // Социально-политические науки. 2021. Т 11. № 2 . С 125-130. РО!: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-125-130

ISSN 2223-0092 (print) Т. 11. № 2. 2021 Социально-политические науки 125

ISSN 2310-7065 (online)

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-125-130

Problems of using digital technologies in law-making

I.S. Barzilova ©

Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (MSAL), Moscow, Russian Federation

E-mail: advantage80@mail.ru

Abstract. The article deals with the problems of using digital technologies in the law-making process in the Russian Federation. The main areas of application of digital technologies are analyzed depending on the subjects of lawmaking. The aim of the study is to identify the features of the use of digital technologies depending on the types of lawmaking activities. This is necessary to determine the main directions of the use of digital technologies in law-making work, to develop recommendations for optimizing their use. As a result of the study, the author comes to the conclusion that digital technologies are not yet sufficiently used in the law-making sphere, their potential and opportunities have not been revealed. It is advisable to use digital technologies depending on the types and subjects of lawmaking. Digital codes, algorithms will take into account the peculiarities of lawmaking work, depending on the stages of the lawmaking process. The main directions of the use of digital technologies in the lawmaking of state bodies of the Russian Federation and officials are highlighted; local government bodies; lawmaking by way of a referendum; local lawmaking. As a result of the study, the author comes to the conclusion that digital technologies are not yet sufficiently used in the law-making sphere, their potential and opportunities have not been revealed. It is advisable to use digital technologies depending on the types and subjects of lawmaking. Digital codes, algorithms will take into account the peculiarities of lawmaking work, depending on the stages of the lawmaking process. The main directions of the use of digital technologies in the lawmaking of state bodies of the Russian Federation and officials are highlighted; local government bodies; lawmaking by way of a referendum; local lawmaking. The author comes to the conclusion about the creation of guidelines, other regulations governing the procedure and procedures for the use of digital technologies in the law-making process. It is necessary to make changes to the legislative system by creating normative acts regulating the legal and technical aspects of the law-making process. Digital technologies will make it possible to improve the procedure for conducting expert examinations of draft normative acts; determine the volume of regulations that need to be systematized; reduce the burden on subjects of legal and authentic interpretation. It is possible to create electronic dictionaries of legal terms, with the help of which the correctness of the use of terminology in draft regulations and current regulations will be checked. Digital technologies will make it possible to shorten the time for the adoption of regulatory legal acts, to optimize the law-making process.

Key words: legal system, lawmaking, digital technologies, legal expertise, legal regulation mechanism, legal activity Acknowledgments. The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-29-16114

ВВЕДЕНИЕ

Широкое распространение цифровых технологий, их активное внедрение в правовую сферу, в юридическую деятельность ставит перед правовой наукой и практикой вопросы, касающиеся осмысления использования цифровых средств в правотворческом процессе. Эти вопросы представляются весьма актуальными на современном этапе, т.к. цифровые технологии позволят значительно оптимизировать правотворческую деятельность; усовершенствовать «рутинную» работу, освободив творческий потенциал субъектов правотворчества; решить многие проблемы технического характера.

Правотворческая деятельность связана во многом с анализом, систематизацией нормативного материала, его проверкой с целью выявлений пробелов и коллизий, с мониторингом правотворческой деятельности в целом. Поэтому роль цифровых техноло-

гий в подобных процессах нельзя недооценить. Цифровые технологии позволят сразу расширить объем, охват нормативного материала, который нуждается в совершенствовании в ходе правотворчества; более оперативно определить основные направления правотворческой работы; определить «вектор развития» систематизации законодательства в Российской Федерации; сформировать более укрупненные нормативные акты, регулирующие отношения в отдельных отраслях права; уменьшить количество интерпретационных актов, снизить нагрузку на органы, осуществляющие аутентичное и легальное толкование.

Особенности использования цифровых технологий, думается, во многом зависят от вида правотворчества, субъектами которого могут выступать государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, общественные организации объединения, граждане и т.п. На процесс правотворчества оказывают

Барзилова И.С.

влияние многие факторы объективного и субъективного характеров, что необходимо учитывать при использовании цифровых технологий в правотворческой деятельности. Поэтому анализ проблем использования цифровых технологий в правотворческом процессе должен быть осуществлен, думается, в зависимости от видов правотворчества.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Значительная роль цифровым технологиям принадлежит в плане совершенствования законотворческого процесса. Это относится в том числе к оптимизации парламентских процедур, совершенствованию различных направлений и аспектов работы Федерального Собрания Российской Федерации.

В настоящее время значительно расширилась практика использования цифровых технологий Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Цифровые технологии стали широко применяться при проведении экспертиз, поступивших в нижнюю палату Парламента Российской Федерации законопроектов. Так, «ключевые слова» и отдельные положения поступивших законопроектов позволяют выявить «связанные» с ними нормативные акты (законы и подзаконные нормативные акты), определить наличие или отсутствие дублирующих норм, коллизий и пробелов; оперативно определить сферу правового регулирования внесенного законопроекта.

Практику использования цифровых технологий при проведении экспертиз законопроектов, думается, необходимо расширить. Так, цифровые технологии, представляющие собой определенные алгоритмы, последовательность цифр, кодов позволят проверить совершенство вносимых законопроектов; соответствие содержания текста нормативного правового акта поставленным в нем целям и задачам. Немаловажную роль могут сыграть цифровые технологии и в плане выявления правильности определения предмета и методов правового регулирования, подобранных юридических средств, методов и приемов. «Цифра» позволит проверить логику законопроекта; последовательность закрепления в нем норм права; наличие или отсутствие противоречий между главами, разделами и пунктами законопроекта; отсутствие или наличие «путаницы» между общей и особенной частями проекта нормативного акта и т.п. Кроме того, «цифра» будет способствовать более оперативному и детальному определению перечня нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта, причем цифровые алгоритмы, коды позволят избежать в этом плане ошибок.

Цифровые технологии могут внести свой вклад и в плане внедрения в законотворческий процесс так называемых доктринальных экспертиз, в ходе которых проверяются идеи и принципы, содержащиеся в законопроектах существующим в юридической науке концепциям в различных сферах правовых знаний. Таким образом будет обеспечена связь науки и практи-

ки, о которой постоянно говорят ученые-юристы, юристы-практики и политики. «Цифра» может сыграть свою роль в юридическом прогнозировании, разработке различного рода правовых концепций, концепций нормативных правовых актов, моделировании процессов, которые могут возникнуть в будущем. При прогнозировании с использованием цифровых технологий в сферу анализа включается больший объем данных (нормативных актов, социологических опросов, статистических данных, математических моделей и формул и т.д.), что повышает вероятность и точность прогнозов, влияющих на характер, содержание и общее направления правотворческой деятельности. Цифровые технологии позволят осуществлять прогнозирование не на основе одной теории или модели, а нескольких, что позволит выделить несколько возможных направлений развития правовой системы в Российской Федерации.

Цифровые средства позволят в той или иной степени решить проблемы и с используемой в законопроектах юридической терминологией. Хорошо известна негативная практика использования в законопроектах новых, не апробированных юридической наукой терминов; обозначение одного и того же явления разными понятиями; необоснованное заимствование иностранной терминологии, которая в ряде случаев неверно передает смысл правового явления. Возможно даже создание своего рода электронных словарей юридических терминов, которые будут использоваться при проведении экспертиз законопроектов. С их помощью будет проверяться правильность используемых терминов, их соответствие положениям современной российской юридической науки.

Возможно даже создание методических рекомендаций по использованию цифровых технологий при проведении юридико-технических экспертиз законопроектов. Цифровые средства позволят выявить типичные ошибки, содержащиеся в законопроектах, на которые необходимо обратить пристальное внимание при внесении проекта нормативного акта в нижнюю палату Парламента Российской Федерации.

В законотворческом процессе цифровые технологии, с помощью которых будет оперативно определяться объем нормативного материала, регулирующего определенную сферу общественных отношений, позволит оптимизировать процесс, касающийся создания укрупненных нормативных актов (кодексов и основ законодательства); выявить объем нормативного материала, включающего законы и подзаконные акты, нуждающегося в систематизации; определить виды систематизации и т.п. Цифровые технологии, думается, позволят решить проблему «лоскутности» принимаемых законов и вносимых законопроектов. Возможно с помощью «цифры» создание так называемых рамочных законов, например в виде основ законодательства; конкретизация рамочных, типовых норм уже будет происходить на уровне подзаконных нормативных правовых актов, когда каждое ведомство, исходя из своей компетенции, будет детализировать подобные юридические правила. Это во многом позволит избежать возникновение коллизий, конкуренции среди норм права, формирование целого массива конкурирующих норм. «Цифра» позволит разрешить разногласия, возникающие между общими и специальными нормами, ликвидировать коллизии полномочий и т.п.

Т. 11. № 2. 2021

Социально-политические науки

127

Цифровые технологии позволят более широко освещать правотворческую деятельность государственных органов Российской Федерации и должностных лиц; делать более доступной информацию о подобной деятельности; расширить возможности населения по внесению предложений, касающейся правотворческой работы. Население через систему Интернет может знакомиться с правотворческой работой государственных органов и должностных лиц, вносить свои предложения через систему электронных приемных, участвовать в проведении общественных экспертиз публикуемых проектов нормативных правовых актов. Правотворческая деятельность, таким образом, приобретает более публичный характер; в большей степени реализуются ее принципы гласности, демократизма и т.п.

«Цифра», думается, позволит решить в той или иной степени давно стоящую проблему о системе нормативных правовых актах. Закон по этому вопросу до сих пор не принят, что создает трудности в выстраивании иерархических связей в системе нормативных правовых актов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Особую значимость цифровые технологии приобретают и в правотворческой деятельности органов местного самоуправления, касающегося решения вопросов местного значения исходя из интересов населения и местных традиций1. Однако использования цифровых технологий здесь может составлять известную трудность, т.к. далеко не все городские и сельские поселения в достаточной степени оснащены техническими средствами и оборудованием, подключены к системе Интернет, что в ряде случаев делает использование «цифры» весьма проблематичным.

Вместе с тем, разработка рекомендаций позволит решить подобную проблему и наметить пути оптимизации «цифровизации» правотворческой работы органов местного самоуправления. В данном направлении необходимо, думается, повысить компьютерную и «цифровую» грамотность населения, руководящего состава органов местного самоуправления, чтобы реализовать поставленные задачи в плане внедрения «цифры» в правотворчество. Особенно это касается сельских поселений и небольших городов в Российской Федерации.

Представляется необходимым создание именно для органов местного самоуправления словарей, содержащих доступные определения технических терминов и понятий; юридических терминов правовых конструкций, используемых для регулирования цифровых технологий. Важно учитывать специфику деятельности органов местного самоуправления, занимающихся решением вопросов местного значения, особенности которых предопределены, например, географическим расположением городского или сельского поселения,

1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; Там же. 2021. № 1 (ч. 1). Ст. 57.

его климатическими особенностями, демографической ситуацией; влиянием экономических, политических, социальных факторов и т.п.

В правотворческой деятельности органов местного самоуправления, думается, особое значение приобретает работа, связанная с мониторингом различных вопросов, которые в дальнейшем находят закрепление в принимаемых нормативных правовых актах. С помощью «цифры» важно создать базу данных, на основе которой могут вноситься изменения, дополнения в действующие нормативных акты, а также приниматься новые законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Немаловажную роль могут сыграть цифровые технологии и в плане систематизации актов, принимаемых органами местного самоуправления. Здесь целесообразно использовать «цифру» и для анализа практики принятия и реализации подобных актов, основных ошибках в праве, коллизиях и пробелах. Подобная деятельность позволит более глубоко анализировать деятельность органов местного самоуправления как в отдельном регионе, так и в Российской Федерации в целом.

«Цифровизация» может сыграть определенную роль во взаимодействии органов местного самоуправления с местными жителями, вносящими определенные предложения по совершенствованию правотворческой деятельности данных субъектов; выступающими с правотворческими инициативами; при оценке качества принимаемых нормативных правовых актов, практике их реализации. Депутаты и главы муниципальных образований на своих персональных страницах в сети Интернет могут участвовать в обсуждении с гражданами проблем правотворчества органов местного самоуправления. «Цифра» позволит определить наиболее актуальные вопросы, нуждающиеся в правовом регулировании; сферу регулирования отношений на уровне муниципалитета. Кроме того, цифровые технологии позволят сделать правотворческих процесс на муниципальном уровне более прозрачным, способствовать практическому воплощению принципов гласности и демократизма.

«Цифра» поможет совершенствовать и порядок правотворческих инициатив граждан. Возможно проведение определенной экспертизы проекта муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы граждан. Определенная программа позволит проверить соответствие, например, используемой терминологии основным подходам, существующим в действующем законодательстве; наличие или отсутствие ошибок, пробелов, коллизий, конкурирующих норм. Цифровые технологии помогут и в плане изложения своей позиции гражданами -участниками инициативной группы при рассмотрении проекта нормативного правового акта; возможно и участие через систему Интернет лиц, не имеющих физической возможности личного присутствия при данном процессе. Таким образом, цифровые технологии позволят более широко привлекать к правотворческой деятельности лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), в том числе по вопросам правового регулирования жизнедеятельности данной категории граждан, создания для них равных условий, формирования дополнительных механизмов социальной защиты и т.п. Цифровые технологии позволят более широко привлекать к правотворческой деятельности женщин, имеющих несовершеннолетних детей; беременных

Барзилова И.С.

женщин; пенсионеров и другие категории граждан, имеющих определенные трудности полноценного участия в правотворческой деятельности органов местного самоуправления, решения вопросов местного значения в силу объективных причин. Таким образом, создание механизмов, облегчающих участие граждан в правотворческой работе органов местного самоуправления с применением «цифры» позволит в большей степени придать деятельности органов местного самоуправления социальную направленность, сформировать более рациональные инструменты взаимодействия с населением.

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ САНКЦИОНИРОВАННОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Особую значимость приобретают цифровые технологии и в плане осуществления санкционированного правотворчества, касающегося создания подзаконных нормативных актов некоторыми негосударственными организациями, объединениями, учреждениями. Правотворческий процесс связан с созданием актов, регулирующих деятельность конкретного юридического лица и имеющих локальный характер. Вместе с тем, значимость подобных локальных актов нельзя преуменьшать, т.к. юридическое лицо может представлять собой крупную корпорацию, деятельность которой охватывает значительную сферу в экономике Российской Федерации и, соответственно, затрагивать и интересы государства, и интересы общества, и интересы отдельных индивидов. Спектр и направления использования цифровых технологий в санкционированном правотворчестве весьма разнообразны. Глубина «проникновения» «цифры» в санкционированный правотворческий процесс тоже весьма различна. Во многом это предопределено технической оснащенностью юридического лица, его возможностями в использовании цифровых технологий, наличием необходимого оборудования, финансовых и материальных ресурсов и т.п.

Цифровые технологии могут использоваться в санкционированном правотворчестве в следующих направлениях:

• автоматизации правотворческого процесса;

• формирования системы электронного голосования членами общего собрания коллектива или акционерами;

• фиксации и систематизации предложений по совершенствованию локальных нормативных актов, принятию новых, внесению изменения и дополнения в действующие акты;

• проведения «цифровой» экспертизы принимаемых и действующих локальных корпоративных актов;

• проведения мониторинга практики конкретизации федеральных и региональных нормативных правовых актов в локальных актах;

• составления словарей, кратких инструкций, касающихся санкционированного правотворчества в зависимости от сферы и направлений деятельности юридического лица;

• прогнозирования правотворческой деятельности, выявления рисков в работе юридического лица;

• выявления типичных ошибок в правотворческой деятельности юридических лиц;

• анализ судебной практики, касающейся рассмотрения вопросов санкционированного правотворчества;

• специализация и унификация локальных нормативных правовых актов;

• планирования нормотворческой деятельности;

• сбор, анализ, изучение и систематизация материала, касающегося составления проекта локального нормативного правового акта;

• оптимизация согласования, обсуждения проекта локального нормативного правового акта;

• оптимизация процедуры принятия, подписания, регистрации локального нормативного правового акта;

• совершенствование процедуры ознакомления сотрудников, членов трудового коллектива с принятым локальным нормативным правовым актом;

• совершенствование процедуры контроля за реализацией вновь принятых и действующих локальных нормативных правовых актов;

• обобщение опыта принятие локальных актов другими юридическими лицами по аналогичным вопросам;

• совершенствование процедуры государственной регистрации учредительных документов юридических лиц и т.п.

Цифровые технологии позволяют придать санкционированному правотворчеству большую оперативность, гибкость; учитывать больший спектр факторов и обстоятельств, влияющих на качество и содержание принимаемых локальных подзаконных нормативных правовых актов; снизить формальность локального правотворчества. «Цифра» может помочь в более детальной конкретизации положений федерального и регионального законодательства применительно к деятельности конкретного юридического лица; сделать праворегули-рующий процесс более гибким, «точечным», сэкономив таким образом юридические, организационные, финансовые ресурсы юридического лица. «Цифра» может повысить компетентность, информированность субъектов локального правотворчества при решении вну-триорганизационных и управленческих задач.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ НАРОДА В ПОРЯДКЕ РЕФЕРЕНДУМА

Рассматривая вопросы, касающиеся использования цифровых технологий в правотворчестве, нельзя не остановиться на использовании «цифры» в народном правотворчестве. Цифровые технологии во многом способствуют реализации на практике принципов народного правотворчества (гласности, свободы волеизъявления, равноправия и т.д.) и могут использоваться на различных стадиях правотворчества данного вида. Методики использования цифровых технологий отличаются разнообразием и могут варьироваться в зависимости от решаемых в ходе референдума вопросов, объема электората (на уровне Российской Федерации или в рамках отдельных субъектов). В настоящее время в нашей стране при подготовке и проведении референдума используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Порядок использования данной системы регулируется Федеральным конституционным законом от 26.06.2004 № 5-ФКЗ (с последующими изменения и дополнениями) «О референдуме Российской Федерации»2.

2 Собрание законодательства РФ. 2004. №27. Ст. 2710.

Т. 11. № 2. 2021

Социально-политические науки

129

ВЫВОДЫ

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

• на современном этапе цифровые технологии активно используются в правотворческом процессе, позволяя совершенствовать его процедуры, принципы осуществления, права и обязанности субъектов правотворчества;

• виды цифровых технологий, методики их применения и средства зависят от вида и субъектов правотворчества; вопросов, решаемых в ходе нор-мотворческого процесса, видов принимаемых нормативных правовых актов;

• цифровые технологии позволяют вовлечь более широкие слои населения в правотворческий процесс, расширить практику использования нормотворче-ских инициатив населения, обсуждения проектов нормативных правовых актов и уже принятых и действующих актов;

• цифровые технологии в правотворчестве позволяют придать большую социальную направленность Российскому государству, когда социально незащищенные слои населения более активно включаются в правотворчество различных видов и уровней;

• цифровые технологии необходимо более широко применять при проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов, мониторинга действующего законодательства, анализа проблем правотворчества, рисков, возникающих в ходе данной деятельности;

• цифровые технологии необходимо более интенсивно использовать при систематизации нормативных

правовых актов; толкования права с использованием электронных словарей, включающих определения технических и юридических явлений и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема использования цифровых технологий в правотворческом процессе весьма актуальна для юридической науки. Думается, необходимо использование цифровых технологий, в одной стороны, с учетом тех традиций, которые сложились и характерны для отечественного правотворческого процесса, с другой - наиболее рационально использовать весь возможный позитивный потенциал «цифры». Цифровые технологии должны быть направлены на обеспечение законности правотворческого процесса; недопущения в нем злоупотреблений, защиту прав и интересов субъектов и участников правотворчества; создания гарантий реализации гражданами Российской Федерации своих конституционных прав; расширения практики внедрения гражданских инициатив, всенародного обсуждения законопроектов; создания дополнительных возможностей участия в правотворчестве социально незащищенных слоев населения, направленных на отстаивания ими свои конституционных прав и т.п. Поэтому ученые-теоретики и «отраслевики» должны обратить более пристальное внимание на применение цифровых технологий в правотворчестве с целью совершенствования данного процесса, процесса реализации и толкования права, механизма правового регулирования, российской правовой системы в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов В.М. Очерки техники правотворчества. М., 2021. 821 с.

2. Зорькин В.Д. Право против хаоса. 2-е изд., испр. и доп. М., 2018. 367 с.

3. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России: система и процедуры. М., 2014. 559 с.

4. Кутафин О.Е. Избранные труды. М., 2016. 367 с.

5. Радько Т.Н.,Киримова Е.А., Азми Д.М. Система права. История, современность, перспективы. М., 2019. 256 с.

6. Современные проблемы организации публичной власти: монография / рук. авт. колл. и отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2014. 596 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Тихомиров Ю.А. Право: прогнозы и риски. М., 2015. 240 с.

8. Чиркин В.Е. Конституционная терминология. М., 2013. 674 с.

REFERENCES

1. Baranov V.M. Essays on the technique of lawmaking. Moscow, 2021. 821 p.

2. Zorkin V.D. Right against chaos. 2nd ed., rev. and suppl. Moscow, 2018. 367 p.

3. Komarova V.V. The mechanism of direct democracy in modern Russia: System and procedures. Moscow, 2014. 559 p.

4. Kutafin O.E. Selected works. Moscow, 2016. 367 p.

5. Radko T.N., Kirimova E.A., Azmi D.M. System of law. History, modernity, prospects. Moscow, 2019. 256 p.

6. Modern problems of the organization of public authority: Monograph. S.A. Avakyan (hands. ed. call and gen. ed.). Moscow, 2014. 596 p.

7. Tikhomirov Yu.A. Law: Forecasts and risks. Moscow, 2015. 240 p.

8. Chirkin V.E. Constitutional terminology. Moscow, 2013. 674 p.

Статья проверена в системе «Антиплагиат». Оригинальность - 82,84% Статья поступила в редакцию 12.03.2021, принята к публикации 25.04.2021 The article was received on 12.03.2021, accepted for publication 25.04.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Барзилова Инна Сергеевна, доктор юридических наук, профессор; профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Москва, Российская Федерация. SPIN: 5304-5496; E-mail: advantage80@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Barzilova Inna Sergeevna, Dr. Sci. (Law), Professor; professor at the Department of Theory of State and Law of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (MSAL). Moscow, Russian Federation. SPIN: 5304-5496; E-mail: advantage80@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.