Научная статья на тему 'Проблемы использования сети Интернет для международной электронной торговли'

Проблемы использования сети Интернет для международной электронной торговли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1183
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования сети Интернет для международной электронной торговли»

Проблемы использования сети Интернет для международной электронной торговли

ЮА. Савинов

Доктор экономических наук, профессор Всероссийской Академии внешней торговли

В последнее десятилетие отмечаются повышенные темпы широкого использования достижений научно-технического прогресса в экономике. Это объясняется окончанием холодной войны и направлением все большей доли усилий научных работников на решение проблем невоенного характера, высокими темпами миграции научных работников и, соответственно, расширением обмена творческими достижениями, углублением научной и производственной кооперации в современном мире.

Одно из направлений использования достижений науки и техники, первоначально разработанных для оборонных целей, - применение сети Интернет, этой всемирной сети компьютеров, соединенных каналами современной связи, для обмена разнообразной экономической информацией и для заключения коммерческих сделок, то есть для электронной торговли.1

Под электронной торговлей (коммерцией) понимается организация подготовки и заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с помощью электронных средств обмена информацией. В качестве участников процессов электронной коммерции выступают покупатели и продавцы про-

дукции - товаров, работ и услуг. Это частные лица, фирмы, государственные структуры, производители товаров, посреднические структуры. Электронные средства обмена информацией в процессах электронной торговли включают в себя различные базы данных, содержащие информацию о субъектах рынка, и предложения на продажу или покупку продукции, а также электронные торговые площадки, обеспечивающие достижение между продавцами и покупателями продукции соглашения об условиях контрактов и заключения на основе электронного документооборота собственно контрактов.

Обычно электронная коммерция разделяется на несколько крупных сегментов: межкорпоративный обмен - В2В (Визтезз-^-Ьизтезб), деятельность Интернет-магазинов для обычных покупателей - В2С (Визтезз-^-сопзитепб) и поставки товаров по государственным заказам - В2Э (Визтезз-^-Эоуепптеп^. Мы рассматриваем ниже только проблемы международной межкорпоративной торговли.

Преимущества электронной коммерции очевидны. Электронные средства обмена информацией обеспечивают высокую скорость поиска информации, передачи документов и достижения соглаше-

№ 3 (Март) 2 0 05 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧСКИЙ Б ЮПЛ Е Т Е Н Ь

3

ния между участниками процесса. Кроме того, они позволяют поддерживать высокую степень актуализации информации, осуществлять разнообразную обработку и анализ информации. В рамках электронных технологий снижаются риски, связанные с возможной недобросовестностью сторон.

При всех перечисленных преимуществах электронной коммерции нужно понимать, что расширение сферы ее применения ограничено рядом обстоятельств.

1. Масштабное распространение электронной торговли возможно при условии принятия законодательных актов, регулирующих отношения в данной области. В то же время законотворческая деятельность в сфере электронной коммерции тормозится отсутствием широкой практики ее применения. Принятые к настоящему моменту времени правовые акты не содержат нормы, определяющие права и обязанности участников электронной торговли, а также электронный документооборот.

2. Инфраструктура, необходимая для перехода к электронной коммерции, развита неравномерно как в территориальном, так и в технологическом аспекте.

3. Трудноразрешимая проблема абсолютной идентификации партнера и участника процессов торговли и подлинности электронных документов. Электронные средства могут установить подлинность партнеров и документов лишь с определенной степенью достоверности.

Помимо перечисленных обстоятельств нужно указать также на то, что существуют виды продукции (сложной или нестандартной), измерение и оценка качества которых затруднено. В ряде случаев условия контрактов могут быть нестандартными и их заключение не может быть осуществлено без проведения переговорного процесса.

Масштабы и объемы использования всемирной сети Интернет для коммерческих операций в последние годы быстро расширяются. В прессе обычно сообщаются сведения об оборотах электронной торговли на внутренних рынках и международных операциях ведущих Интернет-ма-

газинов. По оценкам, его объем во всех странах мира составляет около 3 трлн долл. Однако эти данные не выделяют сведения о том, какие объемы поставок производятся на внешние рынки. Оборот международной торговли, оформляемый через сеть Интернет, может быть определен только приблизительно, поскольку существующая таможенная статистика не уточняет - как была заключена сделка -при личной встрече или через сеть Интернет. Кроме того, все товары, коммерческие операции с которыми оформляются через сеть Интернет, можно разделить на две группы - товары (материальные и услуги) в цифровой форме, которые могут быть поставлены покупателю в электронном виде через сеть Интернет, минуя таможню (например, литературные и музыкальные произведения, программное обеспечение, видеопродукция и др.) и, соответственно, без уплаты таможенных платежей, и товары в материальной форме, поставляемые на экспорт с оформлением через таможню (как по экспорту, так и по импорту) с уплатой всех соответствующих налогов. Соответственно, отсутствие сведений о потоках товаров, проходящих в сфере международной торговли без таможенного оформления, не дает возможности четко определить долю электронной коммерции в объеме мирового экспорта и импорта.

Вместе с тем, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опросы ведущих европейских корпораций показали, что сеть Интернет используется при оформлении 60-70% закупок, организуемых в виде тендеров на веб-сайтах компаний, и 4050% продаж. Таким образом, можно утверждать, что оборот электронной коммерции составляет сейчас около половины всего объема мирового товарообмена.

Глобальная электронная коммерция уже привела к глубоким изменениям в методах ведения бизнеса. Связанные друг с другом электронными сетями организации и децентрализованные корпоративные процессы изменили отношения между производителями и потребителями товаров и услуг и стимулировали быструю

Внешнеэкономический б юпл е т е н ь № 3

(Март) 2 0 0 5

интеграцию глобальных рынков. Информационные и коммуникационные технологии и новые разработки, такие как взаимодействие между компаниями через Интернет и виртуальные торговые сети, преобразовали традиционную деловую практику, соединив посредством Интернета основные хозяйственные системы напрямую с такими ключевыми группами, как потребители, наемные работники, поставщики и дистрибуторы. В качестве примеров можно привести единый "онлайновый” рынок (то есть рынок, на котором сделки осуществляются через сеть Интернет в электронной форме) автомобильных запчастей, недавно созданный компаниями General Motors Corp., Ford Motor Company и Dymler-Chrysler, а также онлайновый закупочный альянс между компаниями «International Business Machines Corp., Ariba и фирмой-разработчиком программного обеспечения I-2 Technologies, Inc. Эти электронные торговые системы изменили весь облик мира бизнеса и торговых сделок. Движущей силой этого явления стал частный сектор.2

Поскольку сеть Интернет стала использоваться для обеспечения развития международной торговли относительно недавно, в этой сфере еще не решены многие проблемы, которые как обычно возникают при первых шагах использования в экономике технических достижений, разработанных для других целей, и которые требуют внимания специалистов.

Заключение и исполнение межкор-поративных сделок через всемирную сеть Интернет имеет определенные особенности, связанные с необходимостью решения технических и правовых проблем. Прежде всего, отметим, что у продавцов и у покупателей в целом во многих странах еще существует некоторое недоверие к использованию сети Интернет для заключения коммерческих договоров купли-продажи товара. Дело в том, что сама сеть Интернет была разработана в начале 90х гг. для использования в военных целях, а потом доработана для применения в сфере университетского образования. Через несколько лет она стала доступной для всех желающих, то есть превратилась из "закрытой” в "открытую” сеть. И лишь от-

носительно недавно сеть Интернет стала использоваться в коммерческих целях.

В первые годы использования сети выявилось, однако, что технология ее построения не давала возможности обеспечить полную конфиденциальность: для любого специалиста в этой области было легко проникнуть в сеть и прочитать передаваемые сообщения. Техника обеспечения сохранности передаваемых документов была невысока и существовала возможность не только читать чужие сообщения, но и корректировать их в своих интересах.

Объективно открытость и всеобщая доступность сети Интернет превратилась в ее недостаток. В закрытых телекоммуникационных сетях, например в сети банковских терминалов или в сети передачи электронных сообщений между определенными государственными организациями участники сети знают друг друга и имеют стабильные отношения, которые иногда имеют многолетнюю историю. Условия их отношений отрегулированы специалистами и отработанными правилами. Например, чтобы пользоваться банковским терминалом необходимо иметь счет в банке и подписать договор, в котором определены правила пользования сетью банковских терминалов (банкоматов).

В открытой телекоммуникационной сети отношения между сторонами обычно более эфемерны. Стороны, вступающие в деловые отношения через открытую сеть, как правило, не имеют предварительно заключенного формального соглашения. В открытой телекоммуникационной сети все ее пользователи, которые часто не знают друг друга, имеют возможность делать коммерческие предложения и заключать сделки, В этой связи при проработке контракта международной купли-продажи с использованием сети Интернет одним из первых возникает требование о необходимости решения вопроса об идентификации сторон, разделенных расстоянием, и не знающих друг друга. Из практики коммерческой деятельности на мировом рынке хорошо известно к чему приводят сделки, в которых одна из сторон предоставляет о себе скрытую или неверную информацию.

№ 3 (Март)

2 0 05

Внешнеэкономический б юпл е т е н ь

5

Вторая проблема, которую необходимо решить для каждой стороны сделки касается вопроса электронного свиде-тельствования подлинности. Под электронным свидетельствованием подлинности понимаются средства, с помощью которых сторона электронной сделки может выразить свое согласие с условиями контракта, подтвердить свою личность и/или выполнить связанные со сделкой функции.

В настоящее время в правовых системах разных государств существует и используется ряд методов электронного свидетельствования подлинности. К примеру, сторона может напечатать свое имя в конце сообщения по электронной почте, содержащего условия договора. Она может завершить сообщение ранее согласованным кодовым словом или электронным факсимиле своей письменной подписи, созданным ею лично с помощью электронного пера. Она может также «подписать» сообщение с использованием какой-либо технологии цифровой подписи или какой-либо биометрической технологии. Эти модели и методы свидетельствования подлинности быстро развиваются, и, безусловно, можно ожидать, что в скором будущем будут разработаны новые методы свидетельствования подлинности. Большинство стран придерживаются мнения, что правовые режимы, регулирующие электронное свидетельствование подлинности, не должны носить дискриминационного характера в отношении иностранных систем свидетельствования подлинности, т о есть можно ожидать взаимного признания таких режимов.

В октябре 1998 года министры стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития утвердили Декларацию о свидетельствовании подлинности для электронной коммерции, в которой подтверждаются указанные принципы. Кроме того, в рамках Глобального делового диалога по электронной коммерции, представляющего собой инициативу частных компаний, были опубликованы рекомендации для правительств, в которых поддерживается данный подход. В дополнение к этому администрация США совместно с некоторыми важными

торговыми партнерами, включая Францию, Японию, Южную Корею, Ирландию, Австралию, Чили, Египет и Великобританию, выступила с заявлением, подтверждающим указанные принципы.

С нашей точки зрения метод поиска компромиссов по таким важным проблемам представляет собой наилучший способ продвижения к устранению коммерческо-правовых барьеров для заключения и исполнения электронных сделок в сфере международной торговли. Можно ожидать, что, в конце концов, будет создана и внедрена единообразная правовая система коммерческих отношений, которая будет способствовать выполнению электронных сделок при экспорте и при импорте товаров и услуг.

В сегментах электронной торговли, о которых упоминалось выше, отмечаются различные подходы к идентификации сторон. Например, в торговле В2С для идентификации покупателя обычно бывает достаточно, чтобы он сообщил, по крайней мере, номер своей кредитной карточки. В торговле В2В дело обстоит сложнее. Конечно, и в межкорпоративной торговле такой метод может быть применен, поскольку большинство фирм имеют кредитные карточки для оплаты текущих расходов. Однако этот метод не вполне удовлетворителен: конфиденциальность сообщения о номере карточки часто не обеспечивается, в результате возникают широкие возможности для мошенничества. По мнению некоторых специалистов, проблема мошенничества вообще не поддается контролю. Вполне естественно, что подобный метод не сможет долго использоваться. Вместо него разрабатываются другие, более надежные методы. Некоторые государства уже приняли соответствующие законы в этом направлении.

В последние годы были разработаны другие методы идентификации, например, применение электронной цифровой подписи или использование биометрических методов идентификации сторон, основанные на цифровой форме отпечатков пальцев или сетчатки глаза. Эти методы применяются еще недостаточно широко, но и они не решают полностью про-

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧСКИЙ Б ЮПЛ Е Т Е Н Ь № 3

(Март) 2 0 0 5

блемы идентификации сторон. Однако использование этих методов, в свою очередь, вызывает другие, еще не полностью решенные, проблемы. Например, как только кто-то передает свою электронную подпись или отпечаток сетчатки глаза по сети Интернет, эта информация записывается и затем может быть использована злоумышленником без ведома отправителя для оформления других документов.

Проблемы с шифрованием информации об электронной цифровой подписи или о рисунке сетчатки глаза значительно более сложные, чем, например, с шифрованием кодов доступа, или паролями, которые возможно изменить в случае их раскрытия, а личная подпись, как правило, изменяется с трудом. Есть, впрочем, еще один способ, называемый РЭД, основанный на применении техники асимметрической криптографии, которая предполагает использование двух непохожих шифровальных ключей - одного для частного, а второй - для широкого использования. Пока трудно сказать, насколько эффективным будет их применение.3

Однако нельзя сказать, что эта техническая проблема является непреодолимой. Действующие на рынке фирмы активно решают возникающие проблемы. Например в конце 2003 г. компания Boгland (США) объявила о внедрении поддержки электронных подписей в систему определения и согласования требований при разработке условий контракта -Boгland СаНЬепРМ и Boгland StaгTeam. Возможности работы с электронными подписями, обеспечиваемые системами CaliЬeгРM и StaгTeam, устраняют необходимость вести записи на бумаге, таким образом позволяя организациям сохранять все данные о требованиях, изменениях и утверждениях по проектам в электронном виде. Это помогает упразднить практику ведения и хранения бумажных архивов.

У пользователей обновлённых версий продуктов CaliЬeгРM и StaгTeam имеются индивидуальные учётные имена и пароли, поэтому при входе каждого пользователя в систему фиксируется его имя и время входа. Так как подписи свя-

заны с конкретными электронными записями, снижается риск несанкционированного копирования или подделки документов. Кроме того, о незаконных попытках использования подписей автоматически сообщается администратору, который, в свою очередь, может изначально настроить CaliЬeгРM и StaгTeam таким образом, чтобы учётная запись пользователя блокировалась после определённого количества неудачных попыток входа в систему.4

Следующая проблема, связанная с использование сети Интернет для коммерческих целей, - определение реальных возможностей сторон по исполнению сделки. Как можно реально определить, что стороны имеют такие возможности, если они ни разу не встречались и не знают друг друга? В настоящее время фирма-продавец не имеет возможности определить имеет ли заказчик, например, представляющий малую или среднюю компанию, право заказывать товар для своей фирмы или он пытается получить конфиденциальную коммерческую информацию. Представители иностранных фирм отмечают, что наилучшим способом выхода из ситуации была бы помощь сертификационных органов, действующих на основе баз данных, содержащих асимметрически зашифрованные сведения, которые бы могли решать такие вопросы. Но пока таких органов еще нет.

Еще одна серьезная проблема, присущая оформлению сделок международной купли-продажи товара через сеть Интернет, - обмен документами, подтверждающими согласие сторон на заключение сделки, что необходимо для проставления печати на контракте. Как можно надежно получить уверенность, что сторона-партнер дала полное согласие на все условия контракта, если для выражения этого ей нужно только сделать клик на определенной "иконке”, появляющейся на экране компьютера? Эту технику называют СПск-Wгap или WeЬ-Wгap. При этом, следует отметить, что правомерность использования этой техники выражения согласия на компьютере, неоднократно была подтверждена решениями судов (в странах, использующих англо-американскую преце-

дентную систему права) и правовыми документами. Например, в ст. 1386 Гражданского кодекса штата Квебек (Канада) говорится, что обмен документами, подтверждающими согласие сторон, осуществляется демонстрацией (устной или выраженной молчаливо) воли стороны, акцептующей оферту на заключение контракта, которую ей сделала другая сторона. Совершенно очевидно, что факт заключения контракта, исполненный простым кликом, представляет вид контракта "присоединения” и к нему должны применяться соответствующие правовые нормы (в частности, в отношении условий, которые признаются "нечитаемыми”, "непонятными”, "абсурдными”, и "не имеющими отношения к сделке”, см. статьи 1436 и 1437 Гражданского кодекса штата Квебек).

Имеется ряд и чисто правовых проблем для использование сети Интернет с целью заключения коммерческих сделок. Первая и важнейшая трудность - определение права, применимого для международных (межгосударственных) сделок купли-продажи, осуществляемых через сеть Интернет ("кибернетических сделок”). Технические специалисты, разрабатывающие методы пересылки сообщений через сеть Интернет, не задумываются над этой проблемой. Они не спрашивают, откуда появился партнер - из Австралии, Франции или с соседней улицы. Для них такая позиция частично объясняется тем, что виртуальное пространство в сети Интернет представляется единообразным. Но на деле сеть Интернет не является единообразной: ее функционирование определяется разными правовыми системами.

Поэтому для достижений надежной уверенности в исполнении сделки необходимо решение проблемы - какое право будет применяться к каждой конкретной сделке. Речь идет о вопросе первейшей важности. Только определение применимого права позволит определить насколько существенные условия контракта, его форма, система доказательств выполнения обязательств и определение ответственности сторон изложены в контракте достаточно ясно и полно с точки зрения применимого права с тем, чтобы контракт

имел выполнимый характер. Такую идентификацию применимого права часто выполнить довольно затруднительно. Во многих государствах законодательство отстает от появляющихся конкретных проблем использования новых разработок науки и техники и может выразить часто только общий подход к решению задачи, что явно недостаточно для разрешения конкретных коммерческих споров.

Впрочем, нарушение контрактных условий часто связано с недостаточной проработанностью вопроса со стороны коммерческих специалистов в оформлении контрактов через сеть Интернет. Например, возникают трудности в отношении формы контракта. Не всегда покупатель может удостовериться в соблюдении необходимой формы контракта. Для фирмы-покупателя может встретиться ситуация, когда правовая система другого государства навязывает некоторые типы контрактов, не совпадающие с теми формами, которые рекомендует национальное законодательство. И, если менеджер по закупкам предварительно не проработал вопрос с юристами и заключает сделки самостоятельно, то довольно часто подписываемые таким образом контракты не имеют юридической силы.

С точки зрения имеющегося в ряде стран законодательства по защите потребителей в некоторых государствах требуется, чтобы контракт имел письменную форму и удовлетворял определенным условиям. В этой связи появляются вопросы относительно действительности многих контрактов, заключаемых через сеть Интернет.

Помимо двух отмеченных проблем по форме контракта, существуют и другие, связанные с определением существенных условий контракта, доказательства исполнения обязательств по контракту, отсутствию нарушений по коммерческой деятельности (например, использованию недобросовестной рекламы и так далее).

Коммерческая деятельности в сети Интернет требует ответа и на другие вопросы, связанные, например, с защитой права на частную жизнь и защитой интел-

8

Внешнеэкономический б юпл е т е н ь № 3

(Март) 2 0 0 5

лектуальной собственности. По мере того, как сделки приобретают все более глобальный характер, контроль государственных учреждений над экономическими или другими видами деятельности в киберпространстве постепенно ослабевает. Юрисдикция и четкие правила в отношении установления места происхождения товара - вот два ключевых фактора, которые оказывают воздействие на международную электронную коммерцию, требуя гармонизации национальных и международных нормативно-правовых баз в целях создания возможностей для урегулирования споров и удовлетворения претензий.

Что касается интеллектуальной собственности, то в настоящее время вопросы налогообложения сделок по ее продаже или уступке прав пользования, а также защиты прав потребителя целиком и полностью зависят от четкости правил происхождения товара или определения страны его потребления. Однако по мере того как сделки перемещаются в сеть Интернет и приобретают все более глобальный характер, фирмы-продавцы и фирмы-покупатели начинают все больше опасаться тех издержек, которые им, возможно, придется понести в случае участия в международных арбитражных рассмотрениях дел по вопросу о нарушении своих прав.

Используя механизм арбитражного разрешения споров, потребители и торговцы могут улаживать свои споры дешевле и быстрее с помощью третьей стороны - посредника. Можно привести несколько организаций, занимающихся подобными рассмотрениями, такими как, например, ВВВОпЫпе, входящая в состав американского Совета бюро за лучший бизнес, и канадский CyЬeгTгiЬunal.

К числу организаций, занимающихся международным урегулированием споров в области электронной коммерции, относятся также Международный арбитражный суд Международной торговой палаты (МТП) и Интернет-служба WIPONet Всемирной организации интеллектуальной собственности, созданная для проведения арбитража по вопросам интеллектуальной собственности в области элект-

ронной торговли. Однако для придания коммерческим сделкам в области международной электронной коммерции еще большей определенности очевидно необходимо налаживание международного сотрудничества в этой области. Нет ясности, также как решить проблемы, возникающие из-за несопоставимости налоговых систем в различных государствах.

Расширение практики заключения коммерческих контрактов через сеть Интернет будет приводить к возникновению большого числа судебных дел. Исходя из этого, усилится потребность в выработке унифицированных правовых норм, регулирующих подобные сделки.5

Своды юридических норм, определяющие коммерческие, договорные и связанные с ответственностью правила, служат фундаментом электронной коммерции и необходимы для укрепления доверия потребителя. В связи с расширением глобальной электронной торговли коммерческие предприятия пытаются создать постоянную базу для электронных торговых сделок, которая также гарантировалась и признавалась бы национальными правительствами. Типовое законодательство

1996 года, разработанное Комиссией ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ), обеспечивает национальным законодательным органам не зависящую от применяемой технологии базу международно приемлемых правил для устранения правовых препятствий для электронной торговли, и создает более безопасную правовую среду. В январе

1997 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН принята разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типовой (Модельный) закон «Об электронной торговле». Это был первый шаг в области развития международного права, регулирующего сферу электронной коммерции. Данный документ носит рамочный, рекомендательный характер, и предназначен в первую очередь для использования государствами как основы для разработки национального законодательства.

Данный международный документ заложил правовую базу деятельности в сфере электронной торговли; дал опреде-

ления основным понятиям, таким как электронный документ, электронный документооборот, электронная подпись, автор электронного документа, информационная система; признал юридическую и доказательственную силу за документами, совершёнными в электронной форме; определил условия, предъявляемые к электронной подписи как средства подтверждения подлинности и целостности электронного документа.

Это Типовое законодательство было взято за основу при разработке законов об электронной торговле в Сингапуре, Южной Корее и Колумбии и послужило стимулом для обсуждения аналогичных инициатив в Австралии, Канаде, Чили, Франции, Гонконге, Индии, Словении, Бразилии, Мексике, Марокко, Новой Зеландии, Перу, на Филиппинах, в Таиланде и Тунисе. В России на его базе разработан Закон об электронной цифровой подписи. Совет Европы также принял в 1999 г. Директиву о правовых основах использования электронных подписей.

Однако в процессе реализации на практике положений международных документов между государствами возникли разногласия, прямо отражающиеся на коммерческой эффективности сделок, реализуемых через сеть Интернет. В частности, выявилось, что США и ЕС отстаивают противоположные точки зрения как по поводу налогообложения электронной торговли, так и по поводу её тарифного регулирования (при пересечении объектом сделки границы).

На многих международных переговорах представители США заявляли о необходимости неприменения в сфере электронной торговли как большинства косвенных налогов (в первую очередь налога на добавленную стоимость), так и таможенных тарифов, мотивируя свою позицию необходимостью стимулирования электронной торговли (а, следовательно, сохранения для неё налоговых и тарифных льгот), а также указывая на технические трудности контроля за перемещением товаров и услуг, так как все этапы сделки -от её заключения, до, нередко, поставки товара (например, программного обеспе-

чения) - протекают в среде сети Интернет. В январе 2004 г. Национальная конференция властей штатов США выступила против законопроекта о налоге на доступ в Интернет, рассматриваемого Сенатом США. Исполнительный комитет конференции проголосовал против поддержки законопроекта после того, как созданная им комиссия предоставила доклад о негативных последствиях такого вида налогообложения с точки зрения фирм США.6

В свою очередь страны Европейского Союза, обращаясь к положениям о единой таможенной политике в рамках ЕС, заявляют о необходимости адекватной защиты своего внутреннего рынка, имея в виду необходимость обложения налогами и тарифами тех товаров, которые подлежат налогообложению и тарифному регулированию при обычной международной торговле. Также для стран Европы остро стоит вопрос полноты сбора налогов с предпринимательской деятельности (здесь речь идет о так называемой "нейтральности налоговой среды”), то есть, по мнению стран ЕС, не должно существовать необоснованно предоставленных льготных режимов, иначе будет нанесен ущерб "справедливой” конкуренции. Европейские страны с переходной экономикой -бывшие участники СЭВ, а ныне уже новые члены ЕС разделяют эту позицию.

Позиция основных развивающихся стран по данному вопросу базируется главным образом на необходимости обеспечить собираемость налогов в торговле, ликвидировать схемы уклонения от налогов путем переноса сбыта товаров в Интернет. Также актуальной в настоящее время является проблема мошенничеств и других преступлений, в частности, связанных и с электронной коммерцией. Несомненно, возможность надежного контроля над активностью пользователей сети в настоящее время представляется единственным решением проблемы налогообложения торговых сделок, заключаемых через Интернет. Однако гипотетический переход к системе жесткого регулирования имеет и множество негативных последствий, включая замедление развития

информационной инфраструктуры. В этих условиях члены Всемирной торговой организации договорились не вводить таможенные сборы на международные электронные операции в сети Интернет.

Одна из первостепенных целей США в отношении экономической коммерции состоит в обеспечении такого положения, при котором торговля через Интернет могла бы развиваться беспрепятственно. В этом контексте США стремятся к тому, чтобы кибернетическое пространство оставалось «беспошлинным», то есть свободным от тарифов или таможенных пошлин на электронную передачу данных (потоки данных, составляющие продукты и услуги в кибернетическом пространстве). В настоящее время ни один из членов Всемирной торговой организации (ВТО) не рассматривает электронную передачу данных в качестве объекта импорта, подлежащего таможенному обложению. В мае 1998 года правительства стран-членов ВТО договорились о том, что будут воздерживаться от таможенного обложения электронной передачи данных (не взирая на его товарную сущность).

Свободное от таможенных пошлин кибернетическое пространство не означает, что физические товары, заказанные по Интернету, освобождаются от таможенных пошлин. Это также не подразумевает освобождения от внутренних налогов товаров, заказанных электронным путем. Свободное от таможенных пошлин кибернетическое пространство означает только, что электронные передачи данных, ведущиеся из-за рубежа, не подлежат обложению таможенными пошлинами при пересечении границы.

Торговые партнеры США признают очевидные выгоды сохранения подобного моратория. Он порождает здоровую конкуренцию, нововведения и дух предпринимательства в Интернете и позволяет избегать последствий таможенного обложения, ведущих к перекосам в области торговли. В результате потребителям обеспечивается снижение цен на товары, деловые предприятия выигрывают от дисциплины на рынке, а экономический рост оказывает благоприятное воздействие на

развитие экономики. Кроме того, мораторий позволяет избегать издержек, связанных с введением таможенных пошлин на электронную передачу данных. Нельзя не признать, что для механизма поставок, основанного на использовании "открытой” сети, где границы лишены всякого смысла, таможенное обложение «на границе» стало бы бременем, замедляющим рост электронной коммерции. Многие компании не стали бы вести дела со странами, выдвинувшими требования о взимании таможенных пошлин при электронной передаче данных.

Несмотря на то, что в настоящее время ни одна страна не ввела у себя пошлин на электронную передачу данных, США остаются единственной страной-членом ВТО, которая придала официальный характер подобному обязательству, отразив это в своей шкале тарифных ставок. США призывают всех членов ВТО взять на себя аналогичное международное обязательство.

США также обратились с настоятельной просьбой ко всем членам ВТО формально закрепить договоренность о том, что электронная коммерция подпадает под существующие правила и обязательства ВТО. Это имеет большое значение, поскольку обязательства ВТО способствуют предотвращению введения правил, ограничивающих торговлю и отрицательно сказывающихся на электронной торговле, и служат мощной и надежной защитой от "неразумного” регулирования, создающего торговые барьеры. Ведение электронной торговли в соответствии с правилами и обязательствами ВТО обеспечит предсказуемые, свободные от ограничений условия торговли, будет способствовать росту электронной торговли и создаст членам ВТО, находящимся на различных этапах экономического развития, благоприятные возможности для торговли.

Развитие электронной торговли вызывает острые противоречия между странами-участниками и, учитывая тот факт, что со временем ее доля в мировом товарообороте еще более возрастет, требует усиления внимания к ее международному регулированию.

Примечания:

1 В настоящей статье мы считаем, что понятия "электронная торговля” и "электронная коммерция” являются тождественными, хотя в ряде публикаций авторы пытаются выявить различия между этими понятиями.

2 Кэрол Ч. Новые всемирные правила для электронной коммерции: расширение диалога за пределы «Большой восьмерки» http:// usinfo.state.gov/journals/ites/0500/ijek/giic3.htm

3 Этот метод назван аббревиатурой RSA по первым буквам фамилий разработчи-

ков этого метода. Авторами явились американские специалисты в области криптографии Rivest R., Shamir A. и Adelman L.M.

4 Borland внедрил электронные подписи в CaliberRM и StarTeam// CNews. 22.12.03.

5 Dufresne E. Les difficul^s du commerce ^ectronique// Le journal du Barreau. 2000. V.32, #16. http://www.barreau.qc.ca/ journal/frameset.asp?article=/journal/vol32/ no1 6/fidic.html

6 Местные власти США против налога на Интернет// RCR News.. 22.01.04.

ж Проблемы и перспективы присо-

^ единения России к Всемирной

торговой организации

Л « V Г) V V

Сборник статей преподавателей Всероссийской академии внешней торговли./ / Руководитель авторского коллектива доктор экономических наук, профессор С.И. Долгов

- М.: ВАВТ, 2003. - 176 с.

Настоящий сборник тематических статей посвящен широкому кругу проблем, связанных с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации. Книга написана на высоком профессиональном

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровне.

В центре внимания место и значение ВТО в условиях глобализации

О о ГЛ

современной мировой экономики, насущные задачи России в связи с подготовкой к присоединению к ВТО. Н аучный подход состоит в объективном учете плюсов и минусов этого ответственного шага.

Ту* о

Книга представляет интерес прежде всего потому, что каждый автор попытался сказать нечто свое, излагая новые факты, аргументы, идеи.

В качестве авторов выступили А.С. Белорусов, С.И. Долгов, И.И. Д юмулен, И.В. Зенкин, М.Б. Миляева, В.А. Орешкин, Г.Н. Сариш-вили, О.В. Со колова, Д.М. Титиевский, К.В. Холопов, В.М. Шу милов, Н.М. Ярцева.

Книга обращена в практику, к российскому продуценту и конечному потребителю. Она найдет благодарного читателя и среди профессиональных экономистов-международников, и в учебном процессе вузов экономического профиля. С книгой можно ознакомиться в библиотеке

ВАВТ.

12

Внешнеэкономический б юлл е т е н ь № 3 (Март) 2 0 05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.