УДК 331.101
Фалейчик Андрей Анатольевич Andrey Faleychik
Батурина Ольга Викторовна Olga Baturina
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)
PROBLEMS OF FOREIGN LABOUR USE IN THE BORDER REGION (ON THE EXAMPLE OF ZABAIKALSKY KRAI)
Рассмотрены сферы приграничного сотрудничества в Забайкальском крае. Дан анализ демографической ситуации в Забайкальском крае, выявлена потребность в трудовых ресурсах. Показана динамика трудовых ресурсов в Забайкальском крае по отраслям экономики и соотнесена потребность в трудовых ресурсах с количеством трудовых мигрантов в Забайкальском крае. Обоснована необходимость разработки комплексной программы приграничного сотрудничества России (Забайкальского края) с Китаем и Монголией с использованием опыта разработки подобных программ России и прибалтийских государств
Ключевые слова: приграничное сотрудничество, трудовые ресурсы, иностранная рабочая сила, трудовые мигранты
Spheres of border cooperation in Zabaikalsky Krai are considered. Definition of border cooperation is given. The demographic situation in Zabaikalsky Krai is analyzed, the need for manpower is revealed. Authors carried out the analysis of dynamics of manpower in Zabaikalsky Krai on branches of economy and the need for manpower is correlated to number of labor migrants in Zabaikalsky Krai. Need of development of the comprehensive program of border cooperation of Russia (Zabaikalsky Krai) with China and Mongolia is proved, making use of development experience of similar programs of Russia and the Baltic states
Key words: : border cooperation, manpower, foreign labour, labour migrants
Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (гос. контракт № 14.740.11.0211), а также задания Министерства науки и образования РФ в ЗабГУ (проект 1.2.12)
Современные подходы в экономических исследованиях относят приграничное положение региона к факторам, благоприятствующим экономическому развитию [14]. Однако это преимущество, как показывает опыт, может быть реализовано лишь при условии наличия внятной и пос-
ледовательной политики федеральных и местных органов власти, учитывающей интересы региона.
В документах Правительства РФ приграничное сотрудничество в РФ рассматривается как «. .. согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия РФ и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий РФ и сопредельных государств, повышения благосостояния
населения приграничных территорий РФ и сопредельных государств, укрепление дружбы и добрососедства с этими государствами» [11].
В Забайкальском крае, который граничит с Китаем и Монголией, приграничное сотрудничество развивается, в основном, в следующих сферах:
— внешнеэкономическая деятельность (торговля, развитие сырьевых отраслей);
—транспортная инфраструктура;
— трудовые ресурсы.
Привлекательность приграничных регионов должна проявляться в росте иностранных инвестиций в основные отрасли экономики края. Однако в работах [1-8, 12-13] убедительно продемонстрировано, что по уровню инвестиций не только Забайкальский край, но и другие восточные приграничные регионы значительно отстают от более развитых регионов России, к тому же имеет место существенная диспропорция в эколого-экономическом развитии этих регионов.
Основная доля приграничного сотрудничества края во всех сферах приходится на КНР. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) осуществляется, в основном, за счет торговли и развития добывающих отраслей, причем возникает ощущение, что развитие ВЭД скорее направлено на нужды КНР, нежели на решение проблем Забайкальского края. Имеет место и диспропорция в развитии транспортной инфраструктуры.
Во многом эти проблемы связаны с нехваткой квалифицированной рабочей силы на территории региона. Поэтому, на наш взгляд, исследования, посвященные развитию рынка труда, представляются весьма актуальными.
Забайкальский край, как и многие регионы России, столкнулся со сложной демографической проблемой. Максимальная численность населения в регионе достигнута в 1989 г. и составляла 1378 тыс. человек. С 1990 г. численность населения начала снижаться как за счет миграционных оттоков, так и за счет естественной убыли. Всего за 20 лет регион потерял 261 тыс. жителей. Резкая потеря населения и негативные
прогнозы на среднесрочную перспективу ( ожидаемая численность населения края в 2015 г. составит 1097,4 тыс. человек; в 2021 г. - 1061,0 тыс., в 2026 г. - 1026,5 тыс. человек) связаны с экономическими проблемами региона и последствиями рыночных реформ. Эти обстоятельства обусловили довольно значительный дефицит рабочей силы в некоторых отраслях экономики края.
С другой стороны, регион с 1990-х гг. столкнулся с масштабным притоком иностранцев, преимущественно граждан КНР. Это стало огромной проблемой не только для местного населения, но и для региональной власти, в большей степени - для силовых ведомств, которым необходимо контролировать нахождение и передвижение иностранцев по территории края ( ранее области).
В 2003 г. принята «Областная целевая миграционная программа Читинской области на 2003-2006 гг.» [9], целью которой являлись разработка и реализация комплекса мер, направленных на осуществление эффективной миграционной политики. Задачи: реализация мер по регулированию внешней миграции (контроль за внешней трудовой миграцией, предотвращение незаконной миграции, организация иммиграционного контроля на территории области); создание механизма, обеспечивающего более эффективный контроль за пребыванием иностранных граждан на территории области; осуществление мер по социальной защите наиболее нуждающихся категорий вынужденных переселенцев.
Из-за дефицита трудовых ресурсов в Забайкальском крае возможность использовать иностранную рабочую силу приобретает все большую актуальность. Министерством трудовых ресурсов и демографической политики ежегодно рассчитывается потребность в рабочих и специалистах. Так, в 2009 г. общая потребность в работниках составила 14 970 чел., в 2010 г. 11 970 чел. Динамика потребности в трудовых ресурсах по основным видам экономической деятельности в крае за 2009-2010 гг. представлена в таблице.
Динамика потребности в трудовых ресурсах в Забайкальском крае по основным видам экономической деятельности за 2009-2010 гг., чел.
Отрасль экономики Образование 2009 г. 2010 г.
Высшее 160 171
Сельское хозяйство, Среднее стециальное 296 211
лесное хозяйство Рабочие 998 752
Итого по отрасли 1454 1134
Высшее 204 148
Добыча полезных ископаемых Среднее специальное 376 82
Рабочие 2449 2372
Итого по отрасли 3029 2602
Высшее 80 21
Строительство Среднее стециальное 128 51
Рабочие 441 288
Итого по отрасли 649 360
Высшее 52 21
Торговля Среднее специальное 180 111
Рабочие 490 423
Итого по отрасли 722 555
Источник: данные официального сайта Министерства трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края (www.mintrud.e-zab.ru)
При этом в Забайкальском крае сохраняется высокий уровень безработицы (2009 г. - 12,2 %, 2010 г. - 11,4 %), поэтому необходимо проводить комплексную оценку состояния собственных трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы. Межведомственная комиссия Забайкальского края по вопросам привлечения и использования иностранных работников ежегодно выносит заключение о целесообразности привлечения иностранных работников оп-
ределенных объемов и заданной профессионально-квалификационной структуры.
По данным УФМС России по Забайкальскому краю, количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет на территории Забайкальского края с целью «работа», составило в 2009 г. — 25 596 чел., в 2010 г. — 28655 чел. Разбивка трудовых мигрантов по отраслям экономики представлена на рис. 1.
20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
/
лОч
■ ■
12009 2010
<0
£
Рис. 1. Динамика трудовых мигрантов в Забайкальском крае по отраслям экономики за 2009-2010 гг.
Очевидно, что наибольшая доля иностранных граждан привлекается в строительную отрасль, однако положительную тенденцию имеет также и привлечение иностранных граждан в лесное хозяйство.
При анализе данных о потребностях в трудовых ресурсах (см. таблицу) и фактическом привлечении иностранных граждан на труд в Забайкальский край за 2009-2010 гг. (рис. 2 и 3) видно, что фактические данные об использовании иностранных рабочих в строительной отрасли кардинально отличаются от планируемой местными ор-
ганами власти потребности в рабочей силе в этой отрасли.
Такая ситуация, скорее, указывает на отсутствие адекватной оценки реальной потребности в трудовых ресурсах со стороны местных органов власти. В то же время, в некоторых российских регионах накоплен положительный опыт в планировании и использовании трудовых мигрантов. Разработаны программы приграничного сотрудничества, например, «Программа приграничного сотрудничества Эстонии, Латвии и России 2007-2013 гг. в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства» [10].
чел.
20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
У
-л^ А
Ж ^
■потребность
•количество трудовых мигрантов
Рис. 2. Сопоставление потребности в трудовых ресурсах и количество трудовых мигрантов в Забайкальском крае в 2009 г.
чел.
14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
да
Г
<р# /
О
{Р
X)' /-Х
потребность
• количество трудовых мигрантов
Рис. 3. Сопоставление потребности в трудовых ресурсах и количество трудовых мигрантов в Забайкальском крае в 2010 г.
На наш взгляд, было бы полезно разработать комплексную программу приграничного сотрудничества России ( Забайкаль-
ский край), КНР и Монголии, используя опыт разработки подобных программ России и прибалтийских государств.
Литература
1. Ван дер Вейн А., Глазырина И.П., Мазнева М.А., Фалейчик Л.М., Филатова Т.В. Экологические индикаторы качества экономического роста // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2005. № 6. С. 104-111.
2. Глазырина И.П. Минерально-сырьевой комплекс Забайкалья: опасные иллюзии и имитация модернизации // ЭКО. 2011. № 1. С. 19-35.
3. Глазырина И.П., Егидарев Е.Г., Михеев И.Е., Симонов Е.А. Экологический демпинг в планах развития Сибири и Дальнего Востока // ЭКО. 2012. № 10. С. 35-51.
4. Глазырина И.П., Забелина И.А., Клевакина Е.А. Анализ динамики неравенства экономического развития и распределения экологической нагрузки между регионами РФ // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 7. С. 70-88.
5. Глазырина И.П., Фалейчик А.А., Фалейчик Л.М. Оценка влияния фактора пригранич-ности на инвестиционные процессы в регионах // Эволюция биогеохимических систем (факторы, процессы, закономерности) и проблемы природопользования» и симпозиума «Геоэкологические, экономические и социальные проблемы природопользования»: матер. конф. Чита: ЗабГГПУ, 2011. С. 236-239.
6. Глазырина И.П., Фалейчик А.А., Фалейчик Л.М. Приграничное сотрудничество в свете инвестиционных процессов: пока минусов больше, чем плюсов // ЭКО. 2011. № 9. С. 51-70.
7. Забелина И.А., Клевакина Е.А. Эколого-экономические аспекты природопользования и проблемы приграничного сотрудничества в регионах Сибири // ЭКО. 2011. № 9. С. 155-166.
8. Клевакина Е.А., Забелина И.А. Межрегиональное неравенство в России: экологический аспект // Регион. Экономика и социология. 2012. № 3. С. 203-213.
9. Постановление Администрации Читинской области от 14 января 2003 г. № 7-А/П «Об утверждении областной целевой миграционной программы Читинской области на 2003-2006 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.zabaykalsky.news-city.info/docs/sistemsf/ dok_ierwsz.htm.
10. Программа приграничного сотрудничества Эстония — Латвия — Россия (2007-2013) в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства [Электронный ресурс]. Режим доступа: htpp: //www.bmproject.813.ru/library/reports/enclosure2_6.doc.
11. Распоряжение Правительства от 09 февраля 2001 г. № 196-р «Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=30364.
12. Фалейчик А.А., Фалейчик Л.М. Динамика некоторых социально-экономических показателей развития Читинской области // Математика и ее приложения в экономике, технике и образовании: матер. межвуз. науч.-практ. конф. Иркутск: БГУЭП, 2006. С. 115-128.
13. Фалейчик А.А., Фалейчик Л.М., Занин В.А. Инвестиционная обеспеченность регионов РФ // Применение современных математических методов и информационных технологий. Иркутск: БГУЭП, 2010. С. 101-123.
14. Черная И.П., Шинковский М.Ю. Приграничный регион в условиях глокализации: теоретико-концептуальные подходы // Пространственная экономика. 2005. № 2. С. 46-60.
Коротко об авторах_
Фалейчик А.А., канд. физ.-мат. наук, доцент Читинского института (филиала) Байкальского государственного университета экономики и права (ЧИ БГУЭП), доцент Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) [email protected]
Научные интересы: математическое моделирование, численные методы и эксперименты, геоэкология
О.В. Батурина, ст. преподаватель, каф. «Финансы и кредит», Читинский институт (филиал) Байкальского государственного университета экономики и права, г. Чита [email protected]
Научные интересы: налогообложение, налоговое регулирование
_Briefly about the authors
A. Faleychik, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, associate professor, Chita Institute of the Baikal State University of Economy and Right, associate professor, Zabaikalsky State University
Scientific interests: mathematical modeling, calculus of approximation and experiments, geoecology
O. Baturina, senior teacher, Finance and Credit department, Chita Institute of the Baikal State University of Economy and Right
Scientific interests: taxation, tax regulation