Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА БОЛЬШИХ И МАЛЫХ ГОРОДОВ'

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА БОЛЬШИХ И МАЛЫХ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕРСКИЕ РЕШЕНИЯ / ОФОРМЛЕНИЕ ГОРОДОВ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / БОЛЬШИЕ ГОРОДА / МАЛЫЕ ГОРОДА / РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Портнова Татьяна Васильевна

В статье рассматривается городская среда в аспекте проблем использования дизайнерских решений в современной культурной картине развития преимущественно российских городов. Автор отмечает, что более половины населения мира уже проживает в городских центрах, и через два десятилетия эта цифра составит более 60 %. К 2039 году наш мир станет домом как минимум для сорока трех мегаполисов - городских районов с населением более десяти миллионов человек. Основываясь прежде всего на историко-культурном, а также на архитектурно-композиционном, стилистическом, морфологическом и типологическом видах анализа, автор обращается к постсоветским дизайнерским решениям, периодам 1990-х, 2000-х гг. и периоду после 2010-х гг. Особую важность в работе имеют такие методологические принципы, как принцип разнообразия в единстве, учет регионального своеобразия и хронологическая последовательность. Делается вывод о том, что большое значение в нынешних культурных тенденциях следует придавать архитектурно-строительным традициям нации и территориям, обеспечивающим преемственный подход к визуальному облику поселений и городов. При этом дизайнерские решения, включающие изобразительную, абстрактно-ассоциативную группу пластических искусств и декоративно-художественные свойства материалов способны создать единую эстетически оформленную и благоприятную среду для человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Портнова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USING DESIGN SOLUTIONS IN THE DESIGN OF CULTURAL SPACE OF LARGE AND SMALL CITIES

Problems of using design solutions in the design of cultural space of large and small cities_ lives in urban centers, and in two decades this figure will be more than 60 %. By 2039, our world will be home to at least forty-three megacities - urban areas with a population of more than ten million people. Based primarily on historical and cultural, as well as architectural and compositional, stylistic, morphological and typological analysis, the author turns to post-Soviet design solutions, the periods of the 1990s, 2000s. and after the 2010s, methodological principles such as the principle of diversity in unity, regional uniqueness and chronological sequence are used at each stage of the study. It is concluded that great importance in the current cultural trends should be given to the architectural and construction traditions of the nation and territories that provide a consistent approach to the visual appearance of settlements and cities. At the same time, design solutions that include a visual, abstract-associative group of plastic arts and decorative and artistic properties of materials are able to create a single aesthetically designed and favorable environment for a person.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА БОЛЬШИХ И МАЛЫХ ГОРОДОВ»

УДК 7201. +7203 DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-3-0-9

Проблемы использования дизайнерских решений Портнова Т. В. при оформлении культурного пространства больших

и малых городов_

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, ул. Садовническая, д. 33, г. Москва, 117997, Россия; infotatiana-p@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается городская среда в аспекте проблем использования дизайнерских решений в современной культурной картине развития преимущественно российских городов. Автор отмечает, что более половины населения мира уже проживает в городских центрах, и через два десятилетия эта цифра составит более 60 %. К 2039 году наш мир станет домом как минимум для сорока трех мегаполисов - городских районов с населением более десяти миллионов человек. Основываясь прежде всего на историко-культурном, а также на архитектурно-композиционном, стилистическом, морфологическом и типологическом видах анализа, автор обращается к постсоветским дизайнерским решениям, периодам 1990-х, 2000-х гг. и периоду после 2010-х гг. Особую важность в работе имеют такие методологические принципы, как принцип разнообразия в единстве, учет регионального своеобразия и хронологическая последовательность. Делается вывод о том, что большое значение в нынешних культурных тенденциях следует придавать архитектурно-строительным традициям нации и территориям, обеспечивающим преемственный подход к визуальному облику поселений и городов. При этом дизайнерские решения, включающие изобразительную, абстрактно-ассоциативную группу пластических искусств и декоративно-художественные свойства материалов способны создать единую эстетически оформленную и благоприятную среду для человека.

Ключевые слова: дизайнерские решения; оформление городов; культурное пространство города; большие города; малые города; развитие городов; развитие территорий

Для цитирования: Портнова Т. В. Проблемы использования дизайнерских решений при оформлении культурного пространства больших и малых городов // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8. № 3. С. 116-128. DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-3-0-9

Т. V. Portnova

Problems of using design solutions in the design of cultural space of large and small cities_

Kosygin Russian State University, 33 Sadovnicheskaya St., Moscow, 117997, Russia;

infotatiana-p@mail. ru

Abstract. The article examines the urban environment in the aspect of the problems of using design solutions in the modern cultural picture of the development of mainly Russian cities. The author notes that more than half of the world's population already

lives in urban centers, and in two decades this figure will be more than 60 %. By 2039, our world will be home to at least forty-three megacities - urban areas with a population of more than ten million people. Based primarily on historical and cultural, as well as architectural and compositional, stylistic, morphological and typological analysis, the author turns to post-Soviet design solutions, the periods of the 1990s, 2000s. and after the 2010s, methodological principles such as the principle of diversity in unity, regional uniqueness and chronological sequence are used at each stage of the study. It is concluded that great importance in the current cultural trends should be given to the architectural and construction traditions of the nation and territories that provide a consistent approach to the visual appearance of settlements and cities. At the same time, design solutions that include a visual, abstract-associative group of plastic arts and decorative and artistic properties of materials are able to create a single aesthetically designed and favorable environment for a person.

Keywords: design solutions; design of cities; cultural space of the city; big cities; small towns; urban development; development of territories

For citation: Portnova T. V. (2022), "Problems of using design solutions in the design of cultural space of large and small cities", Research Result. Social Studies and Humanities,, 8 (3), 116-128, DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-3-0-9

Введение

Если рассматривать общий культурный аспект средовой проблематики, свойственной постмодернистской картине мира, то следует отметить, что интерес к городской среде, которая сформировалась исторически, весьма высок. Этот интерес неразрывно связан с особенностями культурно-исторического наследия как больших, так и небольших и средних городов. Наследие это далеко не всегда представлено знаковыми историческими и культурными памятниками; как правило, особенности городов обусловлены прежде всего архитектурным пространством. При этом не все города являются предметом активного исследования. Однако для того чтобы создать единую пространственно-временную картину становления архитектуры и дизайна в нашей стране, необходимо заниматься тщательной проработкой данной темы. В соответствии со сформировавшейся в советскую эпоху традицией архитектуру каждого российского региона принято рассматривать отдельно, в отрыве от остальных. Это во многом было обусловлено барьерным, как отмечал В.Л. Каганский, характером административных границ между разными российскими

регионами. Но важно помнить, что единую картину становления отечественной архитектуры нельзя сводить только к совокупности столичной и региональной архитектуры. Нынешней социокультурной ситуации свойственен переход к новой стадии осмысления важности дизайна и архитектуры. Эта сфера обладает огромным потенциалом и является очень востребованной, но при этом весьма хрупкой и уязвимой в условиях активно меняющейся картины мира.

Материалы и методы настоящего исследования обусловлены особенностями интегральной тематики статьи, находящейся на пересечении культурологии, дизайна и архитектуры. Для того чтобы решить поставленные задачи, необходимо использовать методы историко-архитектурных исследований. Анализируя градостроительный компонент, мы воспользовались такими методами, как градостроительный анализ, ландшафтный анализ, ретроспективный анализ. При изучении архитектурных объектов использовались архитектурно-композиционный анализ, стилистический анализ, морфологический и типологический анализ. На

каждой стадии исследования мы обращались к таким методам, как сравнительный и историко-культурный анализ.

В данной статье мы взяли за основу следующие методологические принципы:

- принцип разнообразия в единстве, согласно которому анализируемые города рассматриваются как единая территориальная структура, составляющие которой обладают общими и отличительными чертами;

- региональное своеобразие, подразумевающее различия в градостроительных традициях разных регионов и в используемом дизайне; эти отличия обусловлены факторами национально-культурного, экономического и географического порядка;

- хронологическая последовательность.

Вначале обратимся к обзору историко-теоретических исследований, касающихся дизайна, архитектуры, градостроительства небольших и средних российских городов, а также вопросов охраны наследия этих городов.

В общем виде такие вопросы, как градостроительное проектирование малых городов, их расположение в системах расселения рассматривал в своих работах Е.М. Марков. Воздействие факторов градообразующего характера на архитектурно-планировочное устройство небольших исторических городов и вопросы преемственного развития этих городов изучала в своих трудах М.С. Гнедовская.

В числе ученых, специализировавшихся на отдельных городах, следует выделить работы таких исследователей, как Е.Б. Долгов (Чистополь), С.С. Попадюк (Елабуга, Плес, Свияжск), Э.А. Шевченко (Дмитров), Е.В. Гевель (Енисейск), Б.М. Матвеев (Сестрорецк) и пр. Отдельные стороны архитектуры, дизайна и градостроительства небольших и средних городов российских регионов рассматривались в трудах таких исследователей, как Н.Н. Ляп-цев, В.И. Симиненко, Л.П. Холодова, Л.Н. Вольская, НА. Попова, В.И. Есаулов, В.В. Куликов, А.В. Лисицына, Е.В. Понома-ренко, Б.М. Матвеев и др.

Результаты

1. Понятие архитектуры и дизайна в реновации малых и средних исторических городов

С глубокой древности города представляли собой главные очаги цивилизации, экономического, культурного и общественного развития. Для архитекторов и градостроителей город - это основное пространство, в котором они могут использовать свои творческие и профессиональные навыки. Обращаясь к вопросам создания городской среды, рассматривают, как правило, какой-либо один аспект проектных, строительных и организационных работ, ориентированных на горожан, на их восприятие и отношение. В связи с этим осуществление целенаправленной эстетической деятельности в проектировании городов всегда подразумевает необходимость сформировать городскую среду. Кроме того, такая деятельность связана с остальными сферами эстетизации, такими как промышленная эстетика, монументальное искусство и городской дизайн (Гельфонд, 2019: 26).

Рассмотрим практический аспект реновации небольших и средних исторических городов. Надо отметить, что исторический центр некоторых из этих городов ЮНЕСКО включила в Список Всемирного наследия. В частности, это города Чески Крумлов, Тельч, Кутна Гора в Чехии, Авиньон во Франции, Урбино, Сиена, Сан-Джиминьяно в Италии, Толедо, Сеговия, Сантьяго-де-Компостела, Авила в Испании, Регенсбург и Бамберг в Германии, Несебр в Болгарии, Брюгге в Бельгии и пр. В качестве объектов Всемирного наследия выступают и целые города, обладающие уникальным характером (Rodwell, 2002; Roland, 1992; Petrovi, Boltiziar, Rakytovâ, Tomcikovâ, Pauditsovâ, 2021; Turtinen, 2000). В частности, это Венеция, Виченца, Верона, Ассизи в Италии, Каркассон во Франции, Бат в Великобритании. Когда принимается решение о том, чтобы включить в Список Всемирного наследия подобный объект, внимание обращается прежде всего на существование характеристик культурного наследия, взятых в

комплексном формате, и на потребность в их сохранении (Black, Wall, 2001; Sarah, 1995; Munjeri, 2004). В числе таких характеристик - единая градостроительная композиция, неотделимая от окружающего ландшафта, исторически сформировавшийся ар-

хитектурный облик, традиционный экономический профиль, образ жизни, духовная область - все то, что обусловливает индивидуальный характер и уникальную культурную значимость конкретного города (рис. 1).

Рис. 1. Вид на площадь Сан-Марко. Венеция1 Fig. 1. View of Piazza San Marco. Venice

2. Постсоветские решения при оформлении культурного пространства больших и малых городов

После того как закончилась перестройка, СССР распался и наступило очередное затишье в строительной сфере, произошли, как казалось, положительные изменения в общекультурном контексте. В первую очередь, стало заметным усиление самоидентификации большинства малых и средних городов, которые были признаны историческими, то есть имеющими важное историко-культурное наследие. В середине 1990-х годов власти стали постепенно восстанавливать разрушенные в период СССР здания церквей, не полностью утраченные.

Практически все они были возвращены к своему первоначальному историческому облику. Также это был период появления первых «контекстуальных» архитектурных объектов, при создании которых было отмечено сознательное стремление удержать своеобразие и уникальность сохранившейся архитектуры (см.: Лисицына, 2019: 50)

При этом наметились и тенденции глобального характера. В частности, население стало концентрироваться главным образом в крупных городах и мегаполисах. Этот процесс имел и негативные последствия; реформирование, проведенное во время перестройки, также привело к неблагоприятным результатам: были закрыты промышленные

1 Фото везде, где не оговорено иное, взяты из открытых источников Internet.

организации, сократились объемы жилищного строительства, свернулась инфраструктура обслуживания и транспорта.

Как утверждают С.М. Михайлов и Р.Р. Хафизов, город является живым и непрерывно изменяющимся организмом. С давних пор города меняли внешний облик своих скверов, парков, улиц. Это происходило в основном тогда, когда проводились какие-нибудь общественно важные события

(см.: Михайлов, Хафизов, 2015: 24). Однако в 2000-х годах исторические центры многих городов оказались в условиях тесной застройки ввиду чисто количественной активизации строительных работ. Положительной тенденцией в начале XXI века можно назвать тот факт, что внимание к благоустройству исторических центров городов существенно повысилось (рис. 2).

Рис. 2. Исторический центр. Владимир Fig. 2. Historical center. Vladimir

На улицах с сохранившейся исторической застройкой было введено транспортное ограничение, спроектированы и замощены тротуары, проводились работы по их озеленению. В городах, расположенных на берегах рек, большое внимание было уделено набережным. В самых главных исторических местах было установлено множество памятных знаков, малых форм, благодаря которым эти пространства стали более информативными и указывающими на связь с традициями данного региона. Многие города стали стремиться к тому, чтобы совершенствовать туристическую сферу, в результате чего были открыты разнообразные

небольшие музеи, располагающиеся в исторических зданиях. Более активно стали возводиться и объекты туристической инфраструктуры, такие как выставочные залы, магазины, рестораны и кафе, гостиницы и пр. (см.: Попов, 2019: 133).

Рассматривая стагнирующие малые города и поселки, их архитектуру и дизайн, которых практически не коснулось современное развитие, следует отметить, что они стали постепенно разрушаться «естественным» образом, так как в течение истекших 40-50 лет в их архитектуру практически не вторгались. Специфика территориального расположения, отсутствие комфортных

транспортных подъездов, остановка общественного производства стали причиной уменьшения населения. В исторических центрах было прекращено строительство, закрылись промышленные предприятия. С одной стороны, современные факторы практически не оказывают негативного влияния на архитектуру и дизайн. Но, с другой стороны, регионы зачастую не находят экономической возможности для поддержания их в хорошем состоянии. В результате памятники архитектуры подвергаются разрушению, меняют свой облик по мере того, как в них проводятся грубые, неквалифицированные ремонтные работы и обновления (см.: Железняк, Мурашова, Корелина, 2013).

3. Решения при оформлении культурного пространства больших и малых городов в 1990-е годы

После того как в российских городах исторические центры стали заполнять типовыми застройками, пришло время осмыслить важность архитектуры и дизайна как единого феномена. Но возможность внедрения новых средовых концепций в архитектуру появилась только в 1990-х годах, когда после распада СССР в сфере строительства наступило затишье. Закончился диктат индустриальных методов застройки, и архитекторы и инвесторы получили неслыханную свободу творческого самовыражения. Объекты, на создание которых повлиял постмодернизм, стали более сложными с композиционной точки зрения, они были перегружены деталями. Это представляло собой ожидаемую реакцию на однообразные дома-коробки прошлых лет. У зодчих-профессионалов вновь появилась возможность открыть для себя исторические аспекты архитектуры и дизайна, однако они обращались к ним в основном в форме «игры в историю».

Вопросы удобства визуального пространства изучаются в мире с давних пор. В основе принципов построения пространства

лежит специфика психического и чувственного восприятия визуальной формы людьми. Говоря о проблемах формообразования в городском пространстве, следует изучить психоэмоциональную специфику визуального восприятия (см.: Чалая, Аниси-мов, 2017: 97). В качестве яркого примера архитектуры и дизайна 1990-х годов можно привести офисное здание (площадь Крестьянина, 6в) в городе Муроме. Несмотря на незначительную площадь застройки, план имеет сложную и неправильную форму, в границах которой можно увидеть взаимодействие двух объемов, развернутых под углом друг к другу, а также силуэт, в котором присутствуют два повышенных угловых акцента. При этом детали (ступенчатые карнизы и пояса, большие арочные ниши, выступающие П-образные элементы над оконными проемами) указывают на то, что архитектор пытался связать новое строение с расположенным по соседству корпусом, в котором располагаются торговые ряды. Однако используемые решения в пропорциях членений оконных проемов и фасадов являются весьма неудачными (см.: Анисимова, 2017: 42) (пример см. на рис. 3).

В середине 1990-х годов в юго-восточной части площади по проекту архитектора В.Н. Хаберева были возведены три офисных строения. Они заменили утраченные исторические объекты (площадь Минина, 3, 4; проспект Революции, 5). Высокий трехэтажный объем возведенных сооружений перекрыл вид на Покровский монастырь XVI-XVII вв., который в свое время имел прямую визуальную связь с основным городским соборным комплексом. Эти строения приблизительно в одно и то же время возвел один и тот же автор, однако они воспринимаются не как ансамбль, а как единичные объекты (см.: Бондаренко, 2017: 48). Симметричный основной фасад, на котором предусмотрен колонный портик, фланкируется двумя повышенными объемами на флангах (рис. 4).

Рис. 3. Пример неудачной пропорции фасада с оконными проемами Fig. 3. An example of an unsuccessful proportion of a facade with window openings

Рис. 4. Фасад с колоннами Fig. 4. Facade with columns

Над крышей можно наблюдать массивную ротонду, которую венчает пологий купол. Фасады отличаются сложной деталировкой с выдвинутым вперед портиком. Главная композиционная проблема состоит в том, что у площади уже есть доминанта:

Дом культуры 1100-летия Мурома (улица Л. Толстого, 23). Второе строение, которое имеет схожий объем и повторяет симметричную организацию первого, воспринимается как неуместная конкуренция между

ними. И, несмотря на то что здание банка автор отодвинул от красной линии и оставил свободный угол квартала, все же нарушается доминантное значение Дома культуры в пространстве площади. В труде А.В. Алексеевой и Р.А. Шлендера (Алексеева, Шлен-дер, 2019) отмечается, что самый эффективный и при этом перспективный инструмент создания комфортного городского пространства - это дизайн-код, представляющий собой комплекс положений, регламентирующих процесс проектировки городского пространства, действующий в отношении большого количества показателей этого пространства (стилистика и специфика расположения вывесок, размещение объектов благоустройства улицы, таких как фонари, скамейки, урны и пр., подбор материалов мощения тротуаров и фактуры дорожных покрытий и пр.). Этот комплекс правил представляет собой технический документ. Его разрабатывают из средств городского бюджета. В его составлении участвуют специалисты в таких сферах, как планирование территорий, градостроительство, архитектура и другие (см.: Алексеева, Шлендер, 2019: 732).

4. Решения при оформлении культурного пространства больших и малых городов в 2000-е годы

Если в 1990-х годах объемы застройки были незначительны, то в 2000-е годы возведение объектов с сохранением исторической стилистики в малых и средних городах превратилось в главную тенденцию; теперь они сильно возросли, и главным образом это касалось развивающихся средних городов.

В последнее время стали возводиться в большом количестве совершенно непрофессиональные объекты, которые полностью портят вид центральных и общественно важных пространств города. Эти строения выглядят очень агрессивно по отношению к архитектуре и дизайну, и этот эффект становится еще ощутимее в связи с неграмотным

применением отделочных материалов, таких как пластмассовый сайдинг, зеркальное стекло, цветной кирпич (см.: Бондаренко, 2017Ь: 23). Свидетельством тому являются два строения на площади Сенной в Павлове. Здесь торговый центр «Мечта» (по улице Сенной, 19), занимающий северную часть площади, находится неподалеку от построек конца XIX века, выполненных в «кирпичном стиле». Здание торгового центра значительно уступает остальным строениям: это небольшого размера трехэтажное строение. Портит вид и дробное цветовое решение. На западной части площади располагается намного более удачное с архитектурной точки зрения строение - ресторан «Династия» (улица Ленина, 8). Архитекторы предусмотрели восьмигранную двухъярусную башню, которую завершает пологий купол (архитектором является Н.В. Барляева).

Следует сказать также еще об одной современной тенденции в архитектуре. Это контекстуальная архитектура, подразумевающая использование современных форм. Однако эта архитектура связывает новые объекты и историческую среду благодаря тому, что используются сомасштабные объемы и членения, уместные композиционные приемы.

Дом правосудия по улице Первомайской, 35 в городе Алатыре, возведенный в 2004 году, находится на углу с улицей Комсомола (рис. 5). Это строение является компактным, в нем предусмотрено три этажа, поэтому оно выглядит достаточно элегантным и строгим. За счет соотношения между небольшими проемами и протяженными глухими плоскостями стен это здание кажется монументальным и выразительным. Исторические элементы используются достаточно ограниченно, а потому не способствуют прямому воспроизведению исторических аналогов, являясь как бы намеком на них. Белый фон стен красиво оттеняется пластически решенными полихромными фрагментами в обрамлении входа.

Рис. 5. Дом Правосудия. Алатыр Fig. 5. The House of Justice. Alatyr

5. Решения при оформлении культурного пространства больших и малых городов после 2010 года

В 2008 году в центральном общественном пространстве Балахны, которое мы упоминали выше, появилось еще одно строение: культурно-досуговый центр «Дом Москвы» (площадь Минина, 1). С точки зрения масштаба площади это строение явля-

ется очень большим. В его облицовке использовался керамогранит. В здании предусмотрены сплошные застекленные участки, столь характерные для нового стиля высоких технологий. Это полностью нарушает масштабы застройки данной площади и подчиняет себе последние из выстоявших строений XIX века. В настоящее время площадь почти полностью реконструирована (рис. 6).

Рис. 6. Дом Москвы. Балахна Fig. 6. The House of Moscow. Balakhna

Можно отметить еще одну тенденцию, сложившуюся в последние десятилетия. В стране стали активно возводиться коттеджи. Главным образом это можно заметить в маленьких городах с удобными путями сообщения и живописной природой. Прежде всего, это относится к таким городам, как Городец и Гороховец, которым свойственно довольно редкое единство архитектуры и дизайна. Но бесконтрольная частная застройка может разрушить это единство, а такие примеры уже есть. У коттеджей, при возведении которых в основном руководствовались проектами из журналов, отсутствует генетическая связь с традициями региона. Они чужды местному архитектурному контексту. Так, они невелики по объему, характеризуются главным образом вертикальным развитием, вычурными и чрезмерно усложненными формами, громоздкими мансардными крышами (см.: Путин-цев, 2011: 52). В этом регионе особенно заметно, как современные отделочные материалы способны разрушить дизайн и архитектуру. Поэтому мы считаем, что частное строительство в данном регионе должно контролироваться соответствующими органами архитектуры и дизайна и государственной охраны объектов культурного наследия. В противном случае могут быть утрачены прекрасные и живописные архитектурные формы, разрушающиеся по мере того, как возникают подобные объекты весьма сомнительной архитектуры.

Также необходимо подчеркнуть, что слой «городской плазмы» (понятие А.Э. Гутновой и И.Г. Лежавы), представленный временными постройками, элементами благоустройства и городского дизайна, тоже богат разнообразными примерами несоответствия исторически сформировавшейся застройке. Чрезмерно яркие и открытые цвета глухих металлических ограждений как с физической, так и с визуальной точки зрения «вырывают» из городского контекста частные строения. Кроме того, цветная фигурная бетонная плитка, при помощи которой замощены некоторые тротуары, тоже не

всегда смотрится гармонично по отношению к историческим строениям (см.: Горбачев, 2016: 15). Наблюдается также отсутствие художественной культуры в размещении таких объектов, как указатели, вывески, в расположении объявлений и афиш. Уровень благоустройства, таким образом, во многом снижается.

Заключение

Разрушающаяся целостная классическая архитектурная традиция в малых и средних городах приводит к более заметным негативным последствиям по сравнению с крупными городами и мегаполисами. Это связано с тем, что только в пределах этой традиции, чьи сообразность и соразмерность восхищают по сей день, можно было развивать единое городское пространство. В связи с этим в качестве самого эффективного фактора происхождения форм, появляющихся в исторических районах городов, следует рассматривать непосредственно градостроительное пространство.

Большое внимание в контекстах нынешних культурных тенденций должно уделяться архитектурно-строительным традициям нации или территории, обеспечивающим преемственный подход к облику поселений и городов. Эти традиции представляют собой исходные профессиональные ограничения (регламентации), так же, как и требования целесообразности, согласно которым все лица, участвующие в градостроительном процессе, наделяются как этической, так и социальной ответственностью. Законодательные нормы, предусматривающие те или иные запреты, не смогут в полной мере исключить плохие дизайн и архитектуру в городе. Поэтому должна быть выработана единая комплексная стратегия, которая сможет на законодательном уровне ограничить права застройщиков и владельцев домов и обеспечить согласованные действия инвесторов, проектировщиков, властей города, органов охраны памятников и таким образом защитит и сохранит архитектурную уникальность малых и больших городов РФ.

Архитекторы, инженеры и градостроители уже думают о городах завтрашнего дня. Создание ярких сообществ, связей между людьми и местом, востребованность пространства имеют первостепенное значение (см.: Закусина, 2015). Для разных географических точек не существует универсальных решений, поскольку городское планирование будет все больше основываться на местной культуре. Вместе с тем, города должны быть способны выдерживать модер-низационные преобразования и решать крупные проблемы, включая здравоохранение, изменение климата и выработку энергии. Чтобы создать процветающие города будущего, дизайнеры должны заниматься такими вопросами, как общественное здравоохранение и строительство общественной инфраструктуры. Создание оживленных районов в центре города, мест смешанного использования, систем человеческого транзита и зеленых зон - все имеет важное значение для горожан. В городах должно быть отличное качество воздуха, чистая вода и здоровые жители. Общественный транспорт, включая удобную связь между видами транспорта и транспортными узлами, также должен быть значительно улучшен. Такая отлаженная система освободит уличное пространство, ранее использовавшееся водителями, создавая открытое пространство для торговли, спорта и отдыха. Этот радикально ориентированный на пешеходов городской пейзаж будет отдавать приоритет тротуарам и велосипедным дорожкам перед автомобилями, а также стимулировать людей проводить больше времени на свежем воздухе. Поскольку здания являются одним из крупнейших потребителей энергии во всем мире, они станут собственными децентрализованными, возобновляемыми электростанциями. Используя высокоэффективные фасады, фотоэлектрические панели, а также геотермальную и ветровую энергию, они будут генерировать свою собственную энергию, а интеллектуальные технологии помогут им распределять ее сверхэффективно. При этом дизайнерская деятельность, привлеченная к оформлению как старых, так (и особенно)

новых городов, будет реализовывать инновационные программы синтеза, создающие сложную архитектурно-пространственную диалектику частей и целого, без учета которой художественный образ города окажется несостоявшимся.

Литература

Алексеева, А.В., Шлендер, Р.А. Необходимость дизайн-кода современному российскому городу (на примере г. Омска) // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 11 (39). С.731-738.

Анисимова, Л.В. Методические основы регенерации исторической городской среды: Уч. пособие / Л.В. Анисимова, Л.Ю. Анисимов, Е.Н. Тинторенко, В.Ю. Анисимов. Вологда: ВоГУ, 2017. 98 с.

Бондаренко, И.А. Каркас и ткань города. Между твердым порядком и динамическим хаосом // Теория в истории архитектуры и градостроительства: Публикации разных лет. СПб.: Коло, 2017. С. 48-58. (а)

Бондаренко, И.А. Об органическом градостроительстве // Теория в истории архитектуры и градостроительства: Публикации разных лет. СПб.: Коло, 2017. С. 23-29. (b)

Гельфонд, А.Л. Концепция формирования потенциальных пространственных каркасов исторических поселений // ACADEMIA. Архитектура и строительство. 2019. № 1. С. 26-34.

Горбачев, В.Т. Архитектура сибирских городов XIX - начала ХХ века (опыт малоэтажного строительства). СПб.: Коло, 2016. 152 с.

Железняк, О.Е., Мурашова, С.В., Коре-лина, М.В. Дизайн: имидж города и жизнепри-годность урбанизированных территорий // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 11 (82). С. 160-169.

Закусина, А.Н. Графический дизайн как элемент эстетики городского пространства // Человек в мире культуры. 2015. № 1. С. 39-43.

Лисицына, А.В. «Кирпичный стиль» рубежа XIX-XX вв. в архитектуре малых и средних городов Нижегородской области // Строительные материалы. 2019. № 4. С. 50-55.

Михайлов, С.М., Хафизов, Р.Р. Суперграфический подход в дизайне города. Основные этапы становления и развития // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. № 3 (33). С. 24-31.

Попов, В.А. Архитектурное наследие в свете разного восприятия истории и прогресса //

Музей - памятник - наследие. 2019. № 1 (5). С.133-146.

Путинцев, П.А. Принципы дизайна имиджа города // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 13. С. 171-176.

Чалая, А.И., Анисимов, Н.В. Влияние визуально воспринимаемых показателей городской среды на физическое и эмоциональное здоровье граждан (на примере Южного мегаполиса) // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 4 (71). С. 96-100.

Black, H., Wall, G. Global-Local Inter-relationships in UNESCO World Heritage Sites // Interconnected Worlds: Tourism in Southeast Asia / ed. by P. Teo, T.C. Chang and K.C. Ho. Advances in tourism research series Oxford and New York: Pergamon, 2001. Pp. 121-136.

Munjeri, D. Tangible and Intangible Heritage: from difference to convergence // Museum International. 2004. Vol. 56. Issue 1-2. Pp. 12-20.

Rodwell, D. The World Heritage Convention and the Exemplary Management of Complex Heritage Sites // Journal of Architectural Conservation. 2002. Vol. 8. Pp. 40-60.

Roland, R. Globalization. Social Theory and Global Culture. London; Newbury Park, Calif: Sage Publications, 1992. 211 р.

Petrovi, F., Boltiziar, M., Rakytová, I., Tomcíková, I., Pauditsová, E. Long-Term Development Trend of the Historical Cultural Landscape of the UNESCO Monument: Vlkolínec (Slovakia) // Sustainability. 2021. Vol. 13. No. 4. Pp. 1-20.

Turtinen, J. Globalising Heritage - On UNESCO and the Transnational Construction of a World Heritage. Stockholm Center for Organizational Research, 2000. 25 р.

References

Alekseeva, A. V. and Shlender, R. A. (2019), "The need for a design code for a modern Russian city", Skif. Voprosy studencheskoy nauki [Skif. Student science issues], 11 (39), 731-738 (in Russ).

Anisimova, L. V. (2017), Metodicheskie os-novy regeneratsii istoricheskoy gorodskoy sredy: Uchebnoe posobie [Methodological foundations of the regeneration of the historical urban environment: a textbook], Vologda State University Publishing House, Vologda, Russia (in Russ.).

Black, H. and Wall, G. (2001), "Global-Local Inter-relationships in UNESCO World Heritage Sites", Interconnected Worlds: Tourism in Southeast Asia, in Teo, P. Chang, T. C. and Ho, K. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(eds), Pergamon, Advances in tourism research series Oxford and New York, 121-136.

Bondarenko, I. A. (2017a), "The frame and fabric of the city. Between solid order and dynamic chaos", Teoriya v istorii arkhitektury i gradostroitel'stva: Publikatsii raznykh let [Theory in the History of Architecture and Urban Planning: Publications of different years], Kolo, St. Petersburg, Russia, 48-58 (in Russ.).

Bondarenko, I. A. (2017b), "About organic urban planning", Teoriya v istorii arkhitektury i gradostroitel'stva: Publikatsii raznykh let [Theory in the History of Architecture and Urban Planning: Publications of different years], Kolo, St. Petersburg, Russia, 23-29 (in Russ.).

Chalaya, A. I. and Anisimov, N. V. (2018), "The influence of visually perceived indicators of the urban environment on the physical and emotional health of citizens", Cultural Studies of Russian South, 4 (71), 96-100 (in Russ.).

Gelfond, A. L. (2019), "The concept of the formation of potential spatial frameworks of historical settlements", ACADEMIA. Architecture and construction, 1, 26-34 (in Russ.).

Gorbachev, V. T. (2016), Arkhitektura sibir-skikh gorodov XIX - nachala XX veka (opyt malo-etazhnogo stroitel'stva) [Architecture of Siberian cities of the XIX - early XX century (experience of low-rise construction)], Kolo, St. Petersburg, Russia (in Russ.).

Lisitsyna, A. V. (2019), "'Brick style' of the turn of the XIX-XX centuries in the architecture of small and medium-sized cities of the Nizhny Novgorod region", Stroitel'nye materialy [Construction materials], 4, 50-55 (in Russ.).

Mikhaylov, S. M. and Hafizov, R. R. (2015), "Super graphic approach in city design. The main stages of formation and development", News of the Kazan State University of Architecture and Engineering, 3 (33), 24-31 (in Russ.).

Munjeri, D. (2004), "Tangible and Intangible Heritage: from difference to convergence", Museum International, 56 (1-2), 12-20.

Petrovi, F., Boltiziar, M., Rakytova, I., Tomcikova, I. and Pauditsova, E. (2021), Long-Term Development Trend of the Historical Cultural Landscape of the UNESCO Monument: Vlkolinec (Slovakia), Sustainability, 13 (4), 1-20.

Popov, V. A. (2019), "Architectural heritage in the light of different perceptions of history and progress", Museum. Monument. Heritage, 1 (5), 133-146 (in Russ.).

Putintsev, P. A. (2011), "Principles of city image design", Bulletin of Chelyabinsk State University, 13, 171-176 (in Russ.).

Rodwell, D. (2002), "The World Heritage Convention and the Exemplary Management of Complex Heritage Sites", Journal of Architectural Conservation, 8, 40-60.

Roland, R (1992), Globalization. Social Theory and Global Culture, Sage Publications, London, Newbury Park, Calif.

Turtinen, J. (2000), Globalising Heritage -On UNESCO and the Transnational Construction of a World Heritage, Stockholm Center for Organizational Research.

Zakusina, A. N. (2015), "Graphic design as an element of the aesthetics of urban space", Che-lovek v mire kul'tury [A man in the world of culture], 1, 39-43 (in Russ.).

Zheleznjak, O. E., Murashova, S. V. and Korelina, M. V. (2013), "Design: the image of the city and the livability of urbanized territories", Proceedings of Irkutsk State Technical University, 11 (82), 160-169 (in Russ.).

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для деклараций.

Conflict of Interests: the author has no conflict of interests to declare.

ОБ АВТОРЕ:

Портнова Татьяна Васильевна, доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры искусствоведения, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, ул. Садовническая, д. 33. г. Москва, 117997, Россия; infotatiana-p@mail. ru AuthorlD: 413631 ORCID: 0000-0002-4221-3923

ABOUT THE AUTHOR:

Tatiana V. Portnova, Doctor of Art History, Associate Professor, Professor of the Department of Art History, Kosygin Russian State University, 33 Sadovnicheskaya St., Moscow, 117997, Russia; infotatiana-p@mail.ru AuthorlD: 413631 ORCID: 0000-0002-4221-3923

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.