Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВЕЩАТЕЛЬНОГО ТИПА (АЗН-В)'

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВЕЩАТЕЛЬНОГО ТИПА (АЗН-В) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автоматическое зависимое наблюдение / АЗН-В / спуфинг / кибербезопасность / управление воздушным движением / спутниковая навигация / правовое регулирование / международные стандарты / воздушное движение / риски в авиации / Automatic Dependent Surveillance / ADS-B / spoofing / cybersecurity / air traffic management / satellite navigation / legal regulation / international standards / air traffic / aviation risks

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Слынко И. А.

Статья посвящена проблемам использования автоматического зависимого наблюдения вещательного типа (АЗН-В) в управлении воздушным движением. Рассматриваются технические особенности системы, включая её преимущества и ограничения, а также риски, связанные с кибербезопасностью, в частности, проблема спуфинга. Особое внимание уделяется зависимости АЗН-В от спутниковой инфраструктуры и правовым аспектам, включая международные стандарты и практики. В статье также предложены пути решения обозначенных проблем на основе международного опыта, что может способствовать повышению надежности и безопасности системы АЗН-В в России и других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Слынко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USING AUTOMATIC DEPENDENT SURVEILLANCE–BROADCAST (ADS-B)

The article is devoted to the problems of using Automatic Dependent Surveillance– Broadcast (ADS-B) in air traffic management. It examines the technical features of the system, including its advantages and limitations, as well as the risks associated with cybersecurity, particularly the issue of spoofing. Special attention is paid to the dependency of ADS-B on satellite infrastructure and legal aspects, including international standards and practices. The article also proposes solutions to the identified problems based on international experience, which can contribute to increasing the reliability and safety of the ADS-B system in Russia and other countries.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВЕЩАТЕЛЬНОГО ТИПА (АЗН-В)»

УДК 629.7

Слынко И.А.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (г. Санкт-Петербург, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВЕЩАТЕЛЬНОГО ТИПА (АЗН-В)

Аннотация: статья посвящена проблемам использования автоматического зависимого наблюдения вещательного типа (АЗН-В) в управлении воздушным движением. Рассматриваются технические особенности системы, включая её преимущества и ограничения, а также риски, связанные с кибербезопасностью, в частности, проблема спуфинга. Особое внимание уделяется зависимости АЗН-В от спутниковой инфраструктуры и правовым аспектам, включая международные стандарты и практики. В статье также предложены пути решения обозначенных проблем на основе международного опыта, что может способствовать повышению надежности и безопасности системы АЗН-В в России и других странах.

Ключевые слова: автоматическое зависимое наблюдение, АЗН-В, спуфинг, кибербезопасность, управление воздушным движением, спутниковая навигация, правовое регулирование, международные стандарты, воздушное движение, риски в авиации.

Автоматическое зависимое наблюдение вещательного типа (АЗН-В) - это технология, которая предоставляет данные о местоположении, высоте, скорости и других параметрах воздушного судна в режиме реального времени. Эти данные формируются с использованием спутниковой навигации и доступны диспетчерам, что повышает уровень безопасности и эффективности воздушного движения. Несмотря на свои преимущества, АЗН-В также сопряжена с определёнными рисками и проблемами, связанными с кибербезопасностью, устойчивостью сигнала, подверженностью спуфингу и зависимостью от

спутниковых систем. В этой статье мы рассмотрим основные проблемы, которые связаны с использованием АЗН-В, а также предложим пути их решения на основе международного опыта.

Автоматическое зависимое наблюдение вещательного типа (АЗН-В) основано на использовании спутниковой навигации и радиосвязи. В отличие от традиционного радиолокационного наблюдения, где информация о местоположении воздушных судов поступает с помощью радаров, АЗН-В позволяет самолетам самостоятельно передавать данные о своем местоположении и других параметрах полета. Это делает систему более гибкой и эффективной, особенно в регионах с ограниченным радиолокационным покрытием.

Система АЗН-В работает на основе трансляции данных от бортовых приемников, использующих сигнал GPS. Эти данные включают в себя такие параметры, как координаты, высота, скорость, а также другую информацию, важную для обеспечения безопасности полетов. Данные передаются каждые 0,51 секунду, что обеспечивает высокую частоту обновления информации, необходимую для диспетчеров воздушного движения и пилотов.

Преимущества АЗН-В:

Увеличение ситуации осведомленности: благодаря постоянной передаче информации о местоположении и движении воздушных судов диспетчеры получают актуальные данные, что позволяет более эффективно управлять воздушным движением и предотвращать столкновения.

Работа в зонах с ограниченным радиолокационным покрытием: АЗН-В может быть использовано в регионах, где традиционные радарные системы имеют ограничения, таких как удалённые или горные районы.

Снижение нагрузки на радиолокационные системы: Использование АЗН-В позволяет освободить радарные системы для управления более сложными ситуациями и сокращает расходы на эксплуатацию наземной инфраструктуры.

Ограничения АЗН-В: тем не менее, несмотря на свои преимущества, АЗН-В также подвержено ряду ограничений. Прежде всего, это зависимость от

сигнала GPS. Если сигнал становится недоступным (например, из-за солнечных бурь или атмосферных условий), данные АЗН-В могут стать недостоверными или вовсе отсутствовать. Это требует наличия резервных систем, таких как вторичное радиолокационное наблюдение, которое может обеспечить дополнительный уровень безопасности в случае сбоев GPS [1].

Одной из главных проблем при использовании АЗН-В является спуфинг -подмена сигнала, которая приводит к передаче ложной информации о местоположении и параметрах полёта. Спуфинг может быть вызван намеренными кибератаками, когда злоумышленники посылают ложные сигналы, вводящие диспетчеров и пилотов в заблуждение относительно местоположения воздушного судна. Это особенно опасно в зонах с высокой плотностью воздушного трафика, где точность данных критически важна [2]. Для противодействия спуфингу рекомендуется применять усиленные меры кибербезопасности, включая защиту каналов связи и мониторинг GPS-сигнала на предмет возможных отклонений [3].

Кроме того, взаимодействие системы АЗН-В с другими радионавигационными системами и технологиями может привести к проблемам с совместимостью. Это особенно актуально в условиях международного воздушного движения, где различные страны могут использовать разные стандарты и технологии.

Наконец, важно учитывать, что системы АЗН-В требуют серьезных инвестиций в инфраструктуру и обучение персонала для обеспечения их эффективного функционирования. Обеспечение надежной работы системы требует как высококачественного оборудования, так и квалифицированных специалистов, способных справляться с возникающими вызовами.

АЗН-В требует бесперебойной работы спутниковой навигации, но в случае перебоев или временного отключения GPS-сигнала работа системы может быть нарушена. В регионах с плохим покрытием GPS или во время сильных солнечных бурь, которые могут создавать помехи, данные АЗН-В становятся менее надёжными. В таких случаях необходимо использовать резервные

системы, такие как вторичное радиолокационное наблюдение, чтобы обеспечить стабильность работы и безопасность управления воздушным движением [4].

Международное регулирование АЗН-В требует адаптации для обеспечения согласованных стандартов безопасности и использования данных. Международная организация гражданской авиации (ICAO) установила базовые требования к работе АЗН-В, однако они могут различаться в зависимости от страны. Например, в Европе и США активно внедряются усовершенствованные методы защиты от киберугроз, тогда как в ряде других регионов эти стандарты могут пока не учитываться [5].

Для решения проблемы недостатков правового регулирования необходимо развивать международное сотрудничество в области стандартизации использования АЗН-В. Это позволит унифицировать требования к безопасности и защитить систему от внешних угроз более комплексно.

Международная практика предлагает несколько решений для повышения устойчивости и безопасности АЗН-В. Так, в Европейском Союзе и США уже применяются комплексные меры защиты от киберугроз, такие как усиленное шифрование данных, внедрение систем многоуровневой защиты и мониторинг сигналов GPS [6]. Эти методы могут быть адаптированы для использования в России и других странах, что позволит снизить вероятность спуфинга и других угроз.

Дополнительно рекомендуется внедрить системы мониторинга состояния АЗН-В для своевременного обнаружения подозрительных сигналов и возможных атак. Периодическое тестирование и оценка устойчивости к кибератакам помогут минимизировать риски и повысить надёжность системы [7].

Таким образом, автоматическое зависимое наблюдение вещательного типа (АЗН-В) представляет собой перспективную технологию для управления воздушным движением, однако её использование связано с рядом проблем. Важнейшими из них являются уязвимость к спуфингу, зависимость от спутниковых сигналов и ограничения в правовом регулировании. Применение

международного опыта и усиление мер кибербезопасности позволят сделать АЗН-В более надёжной и устойчивой к внешним угрозам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сертификационные требования (базис) к системе радиовещательного/вещательного автоматического зависимого наблюдения с использованием линии передачи данных режима 4. ФАВТ. - 2021;

2. "Spoofing and its Impact on ADS-B Security". International Cybersecurity Conference. - 2020;

3. International Civil Aviation Organization (ICAO). Safety Risk Management Manual. - 2018;

4. U.S. Department of Transportation. Guidance on ADS-B Resilience. - 2019;

5. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Технические положения, касающиеся услуг режима S и расширенного сквиттера. - 2012;

6. European Union Aviation Safety Agency (EASA). Methods for Ensuring ADS-B Cybersecurity. - 2021;

7. International Civil Aviation Organization (ICAO). Standards for Air Traffic Management Cybersecurity. - 2019.

Slynko I.A.

St. Petersburg State University of Civil Aviation (St. Petersburg, Russia)

PROBLEMS OF USING AUTOMATIC DEPENDENT SURVEILLANCE-BROADCAST (ADS-B)

Abstract: the article is devoted to the problems of using Automatic Dependent Surveillance-Broadcast (ADS-B) in air traffic management. It examines the technical features of the system, including its advantages and limitations, as well as the risks associated with cybersecurity, particularly the issue of spoofing. Special attention is paid to the dependency of ADS-B on satellite infrastructure and legal aspects, including international standards and practices. The article also proposes solutions to the identifiedproblems based on international experience, which can contribute to increasing the reliability and safety of the ADS-B system in Russia and other countries.

Keywords: Automatic Dependent Surveillance, ADS-B, spoofing, cybersecurity, air traffic management, satellite navigation, legal regulation, international standards, air traffic, aviation risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.