Научная статья на тему 'СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОЛОКАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ, АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВЕЩАТЕЛЬНОГО ТИПА (АЗН-В) И МНОГОПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ (МПСН)'

СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОЛОКАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ, АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВЕЩАТЕЛЬНОГО ТИПА (АЗН-В) И МНОГОПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ (МПСН) Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
радиолокационное наблюдение / автоматическое зависимое наблюдение вещательного типа / АЗН-В / многопозиционная система наблюдения / МПСН / управление воздушным движением / безопасность полетов / ИКАО / интеграция систем наблюдения / авиация / radar surveillance / Automatic Dependent Surveillance-Broadcast / ADS-B / multilateration surveillance / MLAT / air traffic management / flight safety / ICAO / surveillance system integration / aviation

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Слынко И. А.

Статья посвящена возможности совместного использования радиолокационного наблюдения, автоматического зависимого наблюдения вещательного типа (АЗН-В) и многопозиционной системы наблюдения (МПСН) для повышения безопасности и эффективности управления воздушным движением. Проанализированы преимущества и ограничения каждой технологии, а также обозначены перспективы их интеграции в рамках единой системы. Рассматриваются нормативные акты и рекомендации ИКАО, определяющие условия внедрения таких систем в России. Отмечаются международные примеры успешного использования интегрированных систем наблюдения и их значение для оптимизации управления воздушным движением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Слынко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT USE OF RADAR SURVEILLANCE, AUTOMATIC DEPENDENT SURVEILLANCE-BROADCAST (ADS-B), AND MULTILATERATION SURVEILLANCE (MLAT)

The article explores the potential of jointly using radar surveillance, Automatic Dependent Surveillance-Broadcast (ADS-B), and Multilateration Surveillance (MLAT) systems to enhance the safety and efficiency of air traffic management. It analyzes the advantages and limitations of each technology and discusses the prospects for their integration within a unified system. Relevant regulatory documents and ICAO guidelines are examined regarding the implementation of these systems in Russia. International examples of successful application of integrated surveillance systems are highlighted, demonstrating their importance for optimizing air traffic control.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОЛОКАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ, АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВЕЩАТЕЛЬНОГО ТИПА (АЗН-В) И МНОГОПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ (МПСН)»

УДК 629.7

Слынко И.А.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (г. Санкт-Петербург, Россия)

СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАДИОЛОКАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ, АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАВИСИМОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВЕЩАТЕЛЬНОГО ТИПА (АЗН-В) И МНОГОПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ (МПСН)

Аннотация: статья посвящена возможности совместного использования радиолокационного наблюдения, автоматического зависимого наблюдения вещательного типа (АЗН-В) и многопозиционной системы наблюдения (МПСН) для повышения безопасности и эффективности управления воздушным движением. Проанализированы преимущества и ограничения каждой технологии, а также обозначены перспективы их интеграции в рамках единой системы. Рассматриваются нормативные акты и рекомендации ИКАО, определяющие условия внедрения таких систем в России. Отмечаются международные примеры успешного использования интегрированных систем наблюдения и их значение для оптимизации управления воздушным движением.

Ключевые слова: радиолокационное наблюдение, автоматическое зависимое наблюдение вещательного типа, АЗН-В, многопозиционная система наблюдения, МПСН, управление воздушным движением, безопасность полетов, ИКАО, интеграция систем наблюдения, авиация.

Современные условия эксплуатации воздушного пространства требуют повышения уровня безопасности и эффективности управления воздушным движением (УВД). В условиях увеличения объемов авиаперевозок и сложных метеорологических условий для достижения этих целей активно используются различные технологии наблюдения, среди которых особое место занимают радиолокационное наблюдение, автоматическое зависимое наблюдение

вещательного типа (АЗН-В) и многопозиционная система наблюдения (МПСН). Каждый из этих методов обладает уникальными преимуществами, а их совместное использование может существенно повысить качество мониторинга и контроля воздушного пространства.

Радиолокационное наблюдение является традиционным методом наблюдения, обеспечивающим определение местоположения, скорости и высоты воздушных судов. Радиолокационное наблюдение является одним из ключевых компонентов системы УВД в России, что подтверждается актуальными нормами, касающимися использования радиолокационных систем для контроля воздушного движения [1]. Эта технология основывается на использовании радиоволн для определения местоположения объектов, что делает её надежным инструментом в условиях, когда другие методы могут оказаться менее эффективными.

Радиолокационные системы обладают высокой надежностью и позволяют отслеживать объекты на больших расстояниях, однако их эффективность может снижаться в условиях плохой видимости или сложных метеорологических условиях. Применение радиолокационного наблюдения в сочетании с другими системами наблюдения, такими как АЗН-В и МПСН, представляет собой важную задачу для повышения общей эффективности системы управления воздушным движением.

АЗН-В представляет собой технологию, в которой воздушные суда самостоятельно передают информацию о своем местоположении и других параметрах. Эта технология значительно улучшает качество данных, доступных диспетчерам и другим пользователям. В соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), АЗН-В должен использоваться в сочетании с радиолокационными системами для обеспечения более точного контроля воздушного пространства [2]. Одним из преимуществ АЗН-В является его высокая устойчивость к помехам, что делает его особенно полезным в условиях, где радиолокационные системы могут испытывать трудности.

Совместное использование АЗН-В и радиолокационного наблюдения позволяет создать многоуровневую систему наблюдения, которая значительно повышает эффективность управления воздушным движением. Поскольку информация, получаемая от воздушных судов, обрабатывается в режиме реального времени, это обеспечивает диспетчерам актуальные данные о текущем положении и статусе самолетов. Это, в свою очередь, помогает минимизировать риски возникновения инцидентов и конфликтов в воздушном пространстве.

МПСН представляет собой комплекс технологий, который обеспечивает одновременное наблюдение за воздушными судами из нескольких распределенных по местности источников. Система обеспечивает применение сигналов режимов А/С, обрабатываемый радиолокаторами, а также режима Б. Основным преимуществом МПСН является возможность создания полной картины воздушного пространства и вычисления координат методом мультилатерации, что обеспечивает защиту информации от спуфинга и способствует более эффективному управлению и минимизации рисков возникновения конфликтов [3].

Согласно российскому законодательству, внедрение МПСН поддерживается рядом нормативных актов, направленных на улучшение координации и взаимодействия между различными службами. МПСН также позволяет интегрировать данные из различных источников, что является важным аспектом в контексте международной практики. Такие системы становятся особенно актуальными в условиях, когда необходимо обеспечить безопасное и эффективное управление интенсивным воздушным движением. [4]

Совместное использование радиолокационного наблюдения, АЗН-В и МПСН позволяет создавать многоуровневую систему наблюдения, которая значительно повышает эффективность управления воздушным движением. Это достигается благодаря тому, что каждая из технологий компенсирует недостатки других. Например, радиолокационное наблюдение обеспечивает высокую точность на больших расстояниях, тогда как АЗН-В предоставляет актуальные

данные о местоположении без необходимости постоянного отслеживания со стороны наземных станций.

Международный опыт показывает, что интеграция различных технологий наблюдения, таких как в странах Европейского Союза, приводит к улучшению безопасности и повышению пропускной способности воздушного пространства [5]. Это может служить примером для дальнейшего развития российских систем УВД. Например, в странах Европы активно используется система SESAR (Single European Sky ATM Research), которая объединяет различные технологии для достижения максимальной эффективности в управлении воздушным движением.

Несмотря на значительные преимущества, совместное использование радиолокационного наблюдения, АЗН-В и МПСН сталкивается с рядом вызовов. К ним относятся необходимость модернизации существующих систем, вопросы интеграции данных из различных источников и потребность в обучении персонала для работы с новыми технологиями. Также важным аспектом является обеспечение кибербезопасности, так как с увеличением числа используемых технологий возрастает и риск атак на системы управления воздушным движением.

Кроме того, необходимо учитывать международные стандарты и рекомендации, что требует от России активного участия в глобальных инициативах по улучшению авиационной безопасности. Сотрудничество с международными организациями, такими как ИКАО и Eurocontrol, может сыграть важную роль в разработке и внедрении эффективных решений для интеграции различных технологий наблюдения.

В условиях растущей нагрузки на воздушное пространство важно оптимизировать процессы наблюдения и управления. Совместное использование радиолокационного наблюдения, АЗН-В и МПСН может стать основой для создания высокоэффективной и безопасной системы управления воздушным движением. Внедрение таких технологий, наряду с соблюдением актуальных норм и стандартов, будет способствовать повышению уровня безопасности полетов и улучшению качества предоставляемых услуг в авиации.

В конечном итоге, реализация многоуровневой системы наблюдения требует комплексного подхода, включающего технические, организационные и правовые аспекты. Это позволит создать надежную и эффективную систему управления воздушным движением, способную адаптироваться к вызовам современности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства транспорта РФ от 20 октября 2014 г. N 297 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации". - 2014;

2. ICAO Document 9871 "Automatic Dependent Surveillance - Broadcast (ADSB) Implementation" (5th Edition). - 2020;

3. Международная организация гражданской авиации. Руководство по авиационному наблюдению. - 2017;

4. Сертификационные требования (базис) к широкозонным и аэродромным многопозиционным системам наблюдения. ФАВТ. - 2016;

5. Eurocontrol Report "Automatic Dependent Surveillance: Current State and Future Trends". - 2019.

Slynko I.A.

St. Petersburg State University of Civil Aviation (St. Petersburg, Russia)

JOINT USE OF RADAR SURVEILLANCE, AUTOMATIC DEPENDENT SURVEILLANCE-BROADCAST (ADS-B), AND MULTILATERATION SURVEILLANCE (MLAT)

Abstract: the article explores the potential of jointly using radar surveillance, Automatic Dependent Surveillance-Broadcast (ADS-B), and Multilateration Surveillance (MLAT) systems to enhance the safety and efficiency of air traffic management. It analyzes the advantages and limitations of each technology and discusses the prospects for their integration within a unified system. Relevant regulatory documents and ICAO guidelines are examined regarding the implementation of these systems in Russia. International examples of successful application of integrated surveillance systems are highlighted, demonstrating their importance for optimizing air traffic control.

Keywords: radar surveillance, Automatic Dependent Surveillance-Broadcast, ADS-B, multilateration surveillance, MLAT, air traffic management, flight safety, ICAO, surveillance system integration, aviation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.