Научная статья на тему 'Проблемы исполнения и соблюдения федеральных законов в субъектах Российской Федерации'

Проблемы исполнения и соблюдения федеральных законов в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственные служащие / нормы федеральных законов / региональные законодательство / проблемы правового регулирования / соотношение правового статуса / субъекты Российской Федерации / civil servants / norms of federal laws / regional legislation / problems of legal regulation / correlation of legal status / constituent entities of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сунагатуллин Д.Р.

В статье рассматриваются отдельные проблемы исполнения и соблюдения норм федерального законодательства региональными органами государственной власти и их должностными лицами. Автор приводит коллизионные аспекты правового регулирования в части определения правового статуса государственных гражданских служащих. Анализируются вопросы исполнения, соблюдения федеральных законов в субъектах Российской Федерации в части решения проблем правового регулирования оплаты труда государственных служащих в субъектах Российской Федерации. По мнению автора, важной составляющей соблюдения федерального законодательства государственными гражданскими служащими является правильное понимание смысла и содержания нормативных правовых актов. В этом плане автор предлагает продолжить работу по квалификации государственных служащих, особенно в целях исключения «ложного» понимания содержания как самих норм федеральных законов, так и их соотношения с региональными нормативными правовыми актами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сунагатуллин Д.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges to enforcement and compliance with federal laws in the constituent entities of the Russian Federation

The article considers certain problems of execution and compliance with the norms of federal legislation by regional government bodies and their officials. The author gives conflict of law aspects of legal regulation in terms of determining the legal status of civil servants. The issues of execution, compliance with federal laws in the constituent entities of the Russian Federation in terms of the problems of legal regulation of the remuneration of civil servants in the constituent entities of the Russian Federation are analyzed. According to the author, an important component of compliance with federal legislation by state civil servants is a correct understanding of the meaning and content of regulatory legal acts. In this regard, it is important to exclude a "false" understanding of the content, both the norms of federal laws themselves and their relationship with regional regulatory legal acts

Текст научной работы на тему «Проблемы исполнения и соблюдения федеральных законов в субъектах Российской Федерации»

Law and statehood № 1 (2) 2024

УДК 342.52

Проблемы исполнения и соблюдения федеральных законов в субъектах Российской Федерации

Д.Р. Сунагатуллин

Уфимский юридический институт МВД России,

Уфа, Российская Федерация

dim_2385@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные проблемы исполнения и соблюдения норм федерального законодательства региональными органами государственной власти и их должностными лицами. Автор приводит коллизионные аспекты правового регулирования в части определения правового статуса государственных гражданских служащих. Анализируются вопросы исполнения, соблюдения федеральных законов в субъектах Российской Федерации в части решения проблем правового регулирования оплаты труда государственных служащих в субъектах Российской Федерации. По мнению автора, важной составляющей соблюдения федерального законодательства государственными гражданскими служащими является правильное понимание смысла и содержания нормативных правовых актов. В этом плане автор предлагает продолжить работу по квалификации государственных служащих, особенно в целях исключения «ложного» понимания содержания как самих норм федеральных законов, так и их соотношения с региональными нормативными правовыми актами.

Ключевые слова: государственные служащие, нормы федеральных законов, региональные законодательство, проблемы правового регулирования, соотношение правового статуса, субъекты Российской Федерации.

Для цитирования: Сунагатуллин Д.Р. Проблемы исполнения и соблюдения федеральных законов в субъектах Российской Федерации // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 49-52.

Challenges to enforcement and compliance with federal laws in the constituent entities of the Russian Federation

D.R. Sunagatullin

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Ufa, Russian Federation

dim_2385@mail.ru

Abstract. The article considers certain problems of execution and compliance with the norms of federal legislation by regional government bodies and their officials. The author gives conflict of law aspects of legal regulation in terms of determining the legal status of civil servants. The issues of execution, compliance with federal laws in the constituent entities of the Russian Federation in terms of the problems of legal regulation of the remuneration of civil servants in the constituent entities of the Russian Federation are analyzed. According to the author, an important component of compliance with federal legislation by state civil servants is a correct understanding of the meaning and content of regulatory legal acts. In this regard, it is important to exclude a "false" understanding of the content, both the norms of federal laws themselves and their relationship with regional regulatory legal acts.

Keywords: civil servants, norms of federal laws, regional legislation, problems of legal regulation, correlation of legal status, constituent entities of the Russian Federation.

For citation: Sunagatullin D.R. Problems of execution and compliance with federal laws in the constituent entities of the Russian Federation // Law and statehood. 2024. № 1 (2). P. 49-52.

Проблемы соблюдения и исполнения федеральных законов в субъектах Российской Федерации обусловлены разнообразными причинами. Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации ор-

ганы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы1. Понятно, что законы субъектов

1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 2020. 4 июля.

Российской Федерации не должны противоречить положениям Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Специалисты отмечают, что к типичным нарушениям при формировании законодательной базы в субъектах Федерации относятся: несвоевременное приведение региональных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, неверное указание названий и видов муниципальных образований, нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» [1, с. 64] и др.

Проблемы правового регулирования возникают и в связи с коллизиями, устанавливающими правовой статус государственных гражданских служащих. В частности, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1 (далее - ФЗ № 79) установил правовые основы государственной гражданской службы, закрепил статус государственных гражданских служащих, их основные права и обязанности и т. п. Между тем, установив в качестве основного принципа единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, данный федеральный закон не позволил решить задачи в части определения соотношения должностей федеральной государственной гражданской службы в соотношении с типовыми должностями государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 10 ФЗ № 79 реестр должностей такой службы в субъектах Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, естественно, с учетом федеральных нормативных положений. Между тем отсут-

ствие соотношения указанных должностей затрудняет реализацию учреждения должностей государственной гражданской службы на регионально-субъектном уровне [2, с. 54], а это влияет на возможность перевода служащего из регионального органа власти на федеральный уровень.

Одним из важнейших вопросов исполнения и соблюдения федеральных законов в субъектах Российской Федерации является проблема правового регулирования оплаты труда государственных служащих в субъектах Российской Федерации. Несмотря на то, что бюджетное законодательство позволяет органам государственной власти субъектов Федерации самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда госслужащих, что урегулировано в части 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации2 (далее - БК РФ), размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных учреждений (ст. 131 БК РФ). Между тем практика соблюдения законодательства в субъектах Российской Федерации показывает, что оклады госслужащих должны соответствовать положениям Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих»3. Расхождение между окладами федеральных и региональных служащих -вопрос различий в уровнях власти.

В то же время нормативные положения ФЗ № 79 предусматривают выплаты в качестве поощрительных санкций, в зависимости от функционала того или иного подразделения государственного учреждения. По смыслу статьи 85 БК РФ устанавливается принцип самостоятельности определения размеров оплаты труда государственных гражданских

1 О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 26 февраля 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.

3 О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих : указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 749 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 1 (ч. I). Ст. 76.

Law and statehood № 1 (2) 2024

служащих субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, чтобы исключить двойное толкование в части определения размеров оплаты, на наш взгляд, важно установить порядок сравнения условий денежного содержания федеральных служащих и государственных служащих в субъектах Российской Федерации, при этом учитывать специфику региона, его пространственное значение, социально-экономические показатели.

Проблематика исполнения и соблюдения федеральных законов в субъектах Российской Федерации заключается в том, что в настоящее время не решены вопросы обеспечения единства правового регулирования в отношении осуществления государственных гарантий [3, с. 57] служащих органов государственной власти, поскольку такое единство необходимо с целью создания условий для объединения усилий органов и должностных лиц по решению государственных и местных вопросов [4, с. 18], соблюдения принципа единства системы публичной власти. В настоящее время существует потребность совершенствования организации работы по подготовке законопроектов. Прежде всего, это связано с высоким уровнем интенсивности законотворческой работы, обусловленным характером социально-экономических реформ, проводимых в стране. Это требует постоянной работы по внесению в них соответствующих изменений.

Приобретают особую актуальность вопросы систематизации регионального законодательства. На современном этапе актуальными также становятся требования к повышению профессионального уровня лиц, имеющих прямое отношение к законотворческой деятельности. Как справедливо отмечает С.В. Нарутто, факторами системного характера являются те, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии, т. е. противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае [5, с. 47].

Практика показала, что в процессе законотворческой деятельности необходимо устанавливать последовательность принятия законов и их связь с подзаконными актами органов исполнительной власти. Возникла необходимость приведения в соответствие терминов и понятий, содержащихся в региональном законодательстве, с терминами и понятиями федерального. На этапе применения законов проявились все недостатки и упущения законодательного процесса, которые не всегда удавалось выявить на этапах подготовки и рассмотрения законопроектов, когда оценку эффективности принятых законов просто не проводили. Вместе с тем такая оценка необходима для развития важных секторов государственного и муниципального хозяйствования - социальные вопросы, жилищно-коммунальное хозяйство, дорожная деятельность, обеспечение населения качественным питанием и т. п.

Совершенно прав И.В. Золотарев, отмечающий, что для эффективной реализации гарантий в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимы активное участие граждан и контроль со стороны общества [6, с. 39], в которых особенное значение приобретает контроль со стороны законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, хорошо осведомленных о проблемах реализации федерального законодательства на местном уровне. В этом смысле деятельность органов государственной власти должна быть направлена на укрепление гарантий и защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение качества решения жизненно важных вопросов граждан, проблем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Важной составляющей соблюдения федерального законодательства государственными гражданскими служащими является правильное понимание смысла и содержания нормативных правовых актов. В этом плане важно исключить двойное толкование законов и ложное понимание содержания как самих норм федеральных законов, так и их соотношения с региональными нормативными правовыми актами. Если го-

ворить о компетентности государственных гражданских служащих, то большое значение приобретает вопрос о правильном применении законодательства на региональном

уровне публичного властвования и его толковании с учетом положений действующей Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Список литературы

1. Британов А.И., Черепанов М.М. О проблемах прокурорского надзора за исполнением законов органами государственной власти субъектов российской федерации и органами местного самоуправления // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. № 3. С. 63-71.

2. Миннигулова Д.Б. Коллизии норм трудового законодательства и служебного законодательства при регулировании условий прохождения государственной гражданской службы // Право и государственность. 2023. № 1 (1). С. 54-59.

3. Шайхуллин М.С. Совершенствование правового регулирования механизма оценки населением эффективности деятельности глав муниципальных образований // Публичная власть в современной России: проблемы и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Василия Михайловича Манохина (VII Саратовские административно-правовые чтения) / Саратовская государственная юридическая академия; Саратовский филиал Института государства и права РАН. Саратов, 2021. С. 57-61.

4. Шайхуллин М.С. Правовая природа конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина // Право и государственность. 2023. № 1 (1). С. 18-23.

5. Нарутто С.В. Экспертиза проектов актов представительных органов как направление правотворческой деятельности прокуратуры // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 38-52.

6. Золотарев И.В. Конституционно-правовые гарантии в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Право и государственность. 2023. № 1 (1). С. 39-42.

References

1. Britanov A.I., Cherepanov M.M. O problemah prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov organami gosudarstvennoj vlasti sub"ektov rossijskoj federacii i organami mestnogo samoupravleniya // Elektronnoe prilozhenie k Rossijskomu yuridicheskomu zhurnalu. 2018. № 3. S. 63-71.

2. Minnigulova D.B. Kollizii norm trudovogo zakonodatel'stva i sluzhebnogo zakonodatel'stva pri regulirovanii uslovij prohozhdeniya gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby // Pravo i gosudarstvennost'. 2023. № 1 (1). S. 54-59.

3. Shaikhullin M.S. Sovershenstvovanie pravovogo regulirovaniya mekhanizma ocenki naseleniem effektivnosti deyatel'nosti glav municipal'nyh obrazovanij // Publichnaya vlast' v sovremennoj Rossii: problemy i perspektivy : sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii pamyati doktora yuridicheskih nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki RSFSR Vasiliya Mihajlovicha Manohina (VII Saratovskie administrativno-pravovye chteniya) / Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya; Saratovskij filial Instituta gosudarstva i prava RAN. Saratov, 2021. S. 57-61.

4. Shaikhullin M.S. Pravovaya priroda konstitucionnyh garantij prav i svobod cheloveka i grazhdanina // Pravo i gosudarstvennost'. 2023. № 1 (1). S. 18-23.

5. Narutto S.V. Ekspertiza proektov aktov predstavitel'nyh organov kak napravlenie pravotvorcheskoj deyatel'nosti prokuratury // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2015. № 10. S. 38-52.

6. Zolotarev I.V. Konstitucionno-pravovye garantii v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva // Pravo i gosudarstvennost'. 2023. № 1 (1). S. 39-42.

Информация об авторе (авторах): Сунагатуллин Дим Рашитович, адъюнкт адъюнктуры Уфимского юридического института МВД России (450103, Россия, Уфа, ул. Муксинова, 2).

Information about the author(s): Sunagatullin Dim Rashitovich, adjunct adjunct of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (450103, Russia, Ufa, Muksinova Str., 2).

Статья поступила в редакцию 11.01.2024; одобрена после рецензирования 04.03.2024; принята к публикации 08.05.2024.

The article was submitted to the editorial office of the 11.01.2024; approved after 04.03.2024 review; accepted for publication 08.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.