Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»
Одним из подходов к внедрению системы управления проектами на предприятии является ее разработка на базе корпоративной информационной системы управления жизненным циклом изделия (см. рисунок). В подобной системе уже содержится информация о структуре изделия, на основе которой может быть построена структура декомпозиции работ, как верхнего уровня, так и уровня подразделения [1].
Как правило, через систему управления жизненным циклом изделия обычно организован электронный оборот проектной и конструкторской документации, а также, управления ее статусом. Это делает систему управления жизненным циклом изделия удобным инструментом для отслеживания выполнения задач в реальном времени.
Некоторые особенности реализации системы управления проектами, применительно к конкретным системам управления жизненным циклом изделия представлены в работе опубликованной в сборнике трудов Рештневских чтений 2012 года [3].
Одной из особенностей проектов в космической отрасли является сложный цикл согласования доку-
ментов. Его реализация средствами традиционного электронного документооборота не всегда приводит к сокращению срока выпуска документов. В этой связи видится целесообразным переход к пакетному согласованию технических решений, по методологии «ворот качества», который может быть реализован только в рамках методологии управления проектами [1].
Библиографические ссылки
1. Прилуцкий Д. М. Управление жизненным циклом изделия с помощью ENOVIA V6 // САПР и графика. № 1 (53). 2010. 5-9 с.
2. Зильбербург Л. И. Молочник В. И. Яблочников Е. И. Информационные технологии в проектировании и производстве. СПб. : Политехника, 2008.
3. Решетневские чтения : материалы IX Между-нар. науч. конф. (10-12 ноября 2012 г., Красноярск) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012. 392 с.
© Лихачев М. В., Шангина Е. А., 2013
УДК 005.8
А. М. Мартоян Научный руководитель - П. С. Зеленский Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Отрасль энергетики как объект инвестирования обладает существенной спецификой из-за необходимости выполнения ею социальных и инфраструктурных функций. В силу этого целью инвестиционных проектов в сфере энергетики не может быть исключительно максимизация прибыли, а доступ инвесторов к участию в таких проектах, как правило, ограничен, что ведет к снижению привлекательности энергетических компаний как объектов инвестирования.
Современное развитие энергетики требует больших плановых вложений и инвестиций. Распространенная на сегодня практика потребления средств эксплуатирующими организациями, на текущий ремонт и устранение аварийных ситуаций, убыточна и не решает главных задач, таких как обновление основных средств и получение прибыли. Инвестиционные проекты в энергетических компаниях связаны, прежде всего, со строительством новых объектов (энергообъектов, станций и подстанций, линий электро- и теплопередачи и др.), реконструкцией и техническим перевооружением существующих объектов. Особенностями инвестиционных проектов являются: большое количество организаций, участвующих в проекте, длительность проектов и, наконец, проблемы, связанные с реформированием отрасли. Кроме того, требуется внедрение типовых процессов управления, единых для всех филиалов новой компании [4].
Ключевой задачей российской энергетики является создание условий для привлечения в нее инвесто-
ров по причине высокого уровня износа основных фондов и недостаточности собственных средств для их замены, для реализации заявленных целей энергетической реформы.
Главная причина недостаточной привлекательно -сти проектов предприятий электроэнергетики для ивесторов состоит в том, что не все проекты в данной отрасли могут быть направлены исключительно на получение прибыли. Функционирование самой отрасли формирует качество жизни населения, задает условия развития экономики, позволяет удовлетворять социальные потребности общества и сильно влиять на конкурентоспособность национальной экономики. По этой причине предприятия электроэнергетики не имеют возможности максимизировать свои тарифы и вынуждены учитывать требования отраслевых ценовых регуляторов. Это замедляет возврат капиталовложений и делает электроэнергетику менее привлекательным объектом инвестиций по сравнению с предприятиями других отраслей [1].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Финансовая, организационная и техническая сложность реализации инвестиционных проектов (связанная с высокой стоимостью используемого оборудования, необходимостью прохождения большого числа предварительных согласований, длительностью подготовительных работ и т. д.) требует для их выполнения привлечения крупного объема финансирования (например, стоимость строительства Адлерской ТЭС мощностью 378 МВт составила около 20 млрд руб., инвестором данного проекта выступил ООО «Газпром инвестпроект», а инвестиции в проект достройки Богучанской ГЭС составят порядка 70 млрд руб.). Величина соответствующих затрат делает их невозможными для отдельных компаний. По сути, субъектом экономической деятельности, которому под силу выполнение инвестиционных проектов в сфере энергетики, является либо государство, либо национальная энергетическая монополия. Привлечение частных инвесторов возможно, как правило, только по программам государственно-частного партнерства [3].
Электроэнергетика является стратегической отраслью, и от нее напрямую зависит безопасность государства. По этой причине существуют неформальные правила отсечения нежелательных инвесторов, особенно иностранных (из государств, не являющихся стратегическими союзниками данной страны). Такое поведение не является признакам закрытости страны или отказа ее от цивилизованных правил ведения бизнеса - речь идет лишь о защите национальной безопасности. По этой же причине иностранные инвесторы, допущенные к реализации внутригосударственных энергетических инвестиционных проектов, относятся к наиболее уязвимой категории инвесторов [2].
Вопрос ценообразования и тарификации играет определяющую роль при рассмотрении вопроса инвестиционной привлекательности электроэнергетики. С одной стороны, при установлении тарифа нужно учитывать потребность генерирующих компаний в привлечении средств в модернизацию основных фондов и технологическое оборудование, с другой - высокую энергоемкость российского производства и, как следствие, высокую долю затрат на энергию в конечном продукте. Тарифы на электроэнергию регулярно пересматриваются, что осложняет прогнозирование выручки и планирование возврата инвестированных средств.
Перечисленные выше характерные отличительные черты электроэнергетики как сферы инвестирования
приводят к тому, что капиталовложения должны носить весьма долгосрочный характер (не менее 10 лет), при этом инвестор должен быть готов к более низкой норме дохода, по сравнению со среднерыночной, и не имеет права формировать тариф на электроэнергию по своему усмотрению с целью скорейшего возврата своих вложений. Это снижает инвестиционную привлекательность энергетической отрасли. Одной из первоочередных целей реформы российской энергетики было не только формирование в ней рыночных отношений, но также создание условий для привлечения в нее инвесторов. К сожалению, в настоящее время эта проблема далека от решения [5].
Таким образом, первоочередной задачей, решение которой необходимо для стимулирования привлечения средств инвесторов в российскую электроэнергетику, является разработка механизма инвестирования, включающего совместное тарифообразование на основе государственно-частного партнерства, позволяющего согласовать противоречивые интересы инвесторов (скорейший и гарантированный возврат средств) и государства (выполнение социальных обязательств и создание условий для роста экономики).
Исходя из вышеизложенного, на предприятиях энергетического комплекса необходимо грамотное, четкое планирование инвестиционной деятельности, которое в конечном счете позволит привлечь инвесторов, существенно уменьшить затраты на проект и дальнейшую эксплуатацию энергообъектов [6].
Библиографические ссылки
1. Акопов А. С. Проблемы управления субъектом ТЭК в современных условиях : монография. М. : ЦЭ-МИ РАН, 2004.
2. Данилов С. В. Государственное регулирование инвестиционной деятельности магистральных электросетевых организаций в России и Франции //Международная экономика. 2008. № 11.
3. Колтынюк Б. А. Инвестиционные проекты : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002.
4. Сорокин А. Н. Специфика предприятий энергетической отрасли как объекта инвестиций // Российское предпринимательство. 2011. № 11. Вып. 1 (195).
5. URL: http://kotel-stm.ru/investici-i-proekty-po-yenergetike.
6. URL: http://esco.co.ua/journal/2008_ll/art066.htm.
© Мартоян А. М., 2013