Научная статья на тему 'Проблемы интеграции российской деловой культуры в международный бизнес'

Проблемы интеграции российской деловой культуры в международный бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS CULTURE / BUSINESS ETIQUETTE / INTERNATIONAL RELATIONS / CULTURAL PECULIARITIES / GLOBALIZATION / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахалбедашвили Г.Г.

Российские предприятия, стремясь на внешние рынки, сталкиваются со многими национальными деловыми культурами. Поэтому сегодня для того, чтобы быть успешными компании должны в первую очередь научиться функционировать с учетом многообразия культурных факторов и международных стандартов поведения. Данная статья описывает проблемы и барьеры интеграции и адаптации российской деловой культуры к меняющемуся международному рынку в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ITEGRATION OF RUSSIAN BUSINESS CULTURE INTO INTERNATIONAL BUSINESS

Russian companies trying enter foreign markets, are faced with many national business cultures. Today, therefore, in order to be successful, companies must first learn how to operate within the diversity of cultural factors and the international standards of conduct. This article describes the problems and barriers of integration and adaptation of the Russian business culture to the changing international market globalization.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции российской деловой культуры в международный бизнес»

Проблемы экономики и менеджмента

4. Жуковский В. Масштабы перекосов впечатляют // Правда. - 2012. - 4 августа. List of references:

1. On improving the use of resources devoted to innovation: Materials for the meeting of the Government Commission on High Technology and Innovation [electronic resource] / Economic Development of Russia- URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20100303_04

2. The 2010 EU Industrial R&D Investment Scoreboard

3. RBC: website of the Russian media holding. - URL: http://www.rbc.ru/fnews.open/

20120823154005.shtml (23.08.2012)

4. Zhukovsky V. Scale distortions impressive // True. - 2012. - August 4.

Г.Г. Ахалбедашвили

студент, магистратура «Международный менеджмент», кафедра менеджмента,

ФГБОУВПО «Российскийуниверситет дружбы народов»

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС

Аннотация. Российские предприятия, стремясь на внешние рынки, сталкиваются со многими национальными деловыми культурами. Поэтому сегодня для того, чтобы быть успешными компании должны в первую очередь научиться функционировать с учетом многообразия культурных факторов и международных стандартов поведения. Данная статья описывает проблемы и барьеры интеграции и адаптации российской деловой культуры к меняющемуся международному рынку в условиях глобализации.

Ключевые слова: деловая культура, деловой этикет, международные отношения, международный бизнес, культурные особенности, глобализация, предпринимательство.

G.G. Akhalbedashvili, Student, Master «International Management», Department of Management, Peoples’ Friendship University of Russia

PROBLEMS OF ITEGRATION OF RUSSIAN BUSINESS CULTURE INTO INTERNATIONAL BUSINESS

Abstract. Russian companies trying enter foreign markets, are faced with many national business cultures. Today, therefore, in order to be successful, companies must first learn how to operate within the diversity of cultural factors and the international standards of conduct. This article describes the problems and barriers of integration and adaptation of the Russian business culture to the changing international market globalization.

Keywords: business culture, business etiquette, international relations, cultural peculiarities, globalization, entrepreneurship.

В настоящее время, в эпоху глобализации, когда создается единое международное пространство, первостепенной задачей Российской Федерации является адаптация деловой национальной культуры для успешного и конкурентоспособного функционирования на мировой арене. Интегрировать российскую деловую культуру в международный бизнес в состоянии, в котором культура находиться на сегодняшний день прак-

№ 12 (16) - 2012

41

Проблемы экономики и менеджмента

тически невозможно по причине того что российские нормы делового общения и этикет в большей степени отличаются от общепринятых норм. На данный момент российская деловая культура формируется методом перенимания зарубежного опыта. Так же можно сказать, что деловая культура формируется методом проб и ошибок. На пути адаптации российской деловой культуры, существуют, ряд проблем которые необходимо преодолеть, для становления России полноправным участником на международном рынке.

Первостепенной проблемой для правительства Российской Федерации является создание благоприятного пространства для становления, стремительного развития и укрепления позиций отечественного бизнеса, в частности малого и среднего. Именно малый и средний бизнес являются двигателями прогресса развитых стран, который делает национальное производство конкурентноспособным [2].

Характерная недооценка современных методов ведения бизнеса и делового общения создает предубеждения на мировой арене относительно российского предпринимательства. Данная недооценка происходит из-за неустойчивой позиции малого и среднего бизнеса в России. Российская правовая система и экономический климат не позволяют отечественному предпринимательству развиваться стабильно и в современном ключе. Можно сказать, что бизнес в России развивается стихийно. Главная цель предпринимательства заключается в выживании и удержании своих позиций хотя бы на российском рынке. Этим самым отечественные продукты не выдерживают конкуренции с зарубежными товарами. Для российского правительства создания благоприятного предпринимательского пространства является стратегической задачей.

Правительству в незамедлительном порядке необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами свою правовую систему, которая будет действовать в интересах отечественного предпринимательства. Также, необходимо создать внятную адаптивную экономическую систему, которая будет способствовать развитию бизнеса. Отечественный бизнес должен быть снабжен всеми необходимыми средствами как финансовыми, так и сырьевыми. В государстве должна быть отлаженная система кредитования с максимально оптимальными условиями для бизнеса. Система налогообложения, тарифная и таможенная политика, также должны быть приведены в соответствие с мировыми стандартами. То есть внутренняя экономическая среда государства должна максимально поддерживать отечественное производство. Иными словами правительство должно создать благоприятную почву для стимулирования деловой активности российских предпринимателей. Когда будет построен прочный фундамент, состоящий из отлаженных выше изложенных систем, российский бизнес сможет не только планомерно и стабильно развиваться, но и использовать передовые принципы производства и инновационные технологии.

Таким образом, при стабильных правовых и финансово-экономических механизмах, стратегической целью будет являться не выживание в условиях жесткой конкуренции, когда идет давление не только от зарубежных производителей, но и непо-

42

№ 12 (16) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

средственно от государства, а повышение конкурентоспособности отечественных товаров. Только в ситуации стабильного экономического развития и будет формироваться уникальная российская деловая культура.

Помимо данной масштабной проблемы, есть не менее значительные проблемы, стоящие на пути интеграции российской деловой культуры на международной арене.

Следующей немаловажной проблемой является российский менталитет, который складывался на протяжении многих веков в соответствии с внутренними и внешними процессами, протекающими в государстве. В истории развития и формирования российской деловой культуры можно выделить три основных этапа:

• формирование деловой культуры в эпоху Советского Союза;

• формирование деловой культуры в постсоветское время;

• формирующаяся деловая культура в современный период на фоне международных процессов

Первый этап. Формирование деловой культуры в эпоху Советского Союза проходило в условиях командно-административной системы управления, господства жесткой этики советского общества, внедрения коммунистических идеалов в сознание людей. Начиная с 20-х годов 20 века, после Первой мировой и Гражданской войн, правительством проводилась политика военного коммунизма, которая исключала всякие товарно-денежные отношения. То есть в данный период сложно говорить о формировании деловой культуры, потому что данный процесс полностью был во власти правительства. Далее во время проведения политики НЭПа, открывшего дорогу рыночным отношениям в основном малому и среднему бизнесу, но в масштабах регионов, что свидетельствовало об отсутствии у населения внешнеэкономических связей [2]. В сталинский период, считалось что, частная собственность и предпринимательство препятствовали стремительной индустриализации и коллективизации. В этот период государством пресекались попытки к хозяйственной самостоятельности, проходило раскулачивание в сельском хозяйстве, предпринимались серьезные карательные меры за невыполнение планов в промышленности. Стоит отметить, что в этот период сформировались такие черты в русской деловой культуре как работа в авральных ситуациях и боязнь проявлять инициативу. Так, например, во время пятилетних планов развития народного хозяйства в СССР под гнетом правительства, в кратчайшие сроки была восстановлена тяжелая промышленность.

Под все эти разрушительные для рыночной экономики действия была подведена идеологическая основа. Новые идеологические установки, которые казалось, могли улучшить положение, не изменили главного: реализация предприимчивости по-прежнему зависела от власти. Власть и собственность так и небыли разделены.

Следующий этап - это формирование деловой культуры в постсоветское время. Процесс становления предпринимательства, начавшийся в 90-е годы 20 века, осложнялся целым рядом факторов. Предприниматели того времени представляли собой весь спектр бывшего советского общества, в частности бывшие комсомольские и партийные

№ 12 (16) - 2012

43

Проблемы экономики и менеджмента

работники, начальники цехов и так далее [3]. Главная проблема деловых людей состояла в том, что они практически не имели понятия и опыта в ведении бизнеса как такого. Можно сказать, что бизнес строился на пережитках прошлого. Этому свидетельствовало множество существовавших в тот момент кооперативов, то есть некий коллективизм все еще оставался в сознании людей. Переход к рыночной экономике произошел революционным путем, как и все судьбоносные события, в нашей стране, что, на мой взгляд, не самым лучшим способом повлияло на дальнейшее развитие бизнеса и деловой культуры. Шоковая терапия прошла не с таким успехом как ожидалось. На старом фундаменте, состоящем из социалистических ценностей и идеологий, начала возводиться рыночная экономика. Тем не менее, в этот период перехода к рыночной экономике, бурно начал развиваться бизнес, но количество не всегда значит качество. Иными словами в данный постсоветский период вновь начался процесс формирования деловой культуры, который базировался на опыте прошлых лет, но и также на приобретенном опыте от зарубежных компаний.

В современный период, когда бизнес имеет более устойчивое положение, деловая культура формируется намного активней, чем в предыдущие периоды становления российского предпринимательства. И по сей день к объективным факторам, тормозящим развитие российской деловой культуры относятся:

• недостаточный опыт ведения дел в условиях рынка. Если рыночные отношения развитых стран, таких как Великобритания и Франция, формировались на протяжении нескольких веков, то в нашей стране рыночные отношение то прерывались, то прекращались на значительный промежуток времени;

• несовершенное законодательство;

• переходный характер экономики;

• ряд социокультурных факторов;

• пессимистический настрой предпринимателей.

Конечно, многие черты современной деловой культуры и не могли складываться в прежней общественно-политической системе. Характер деловой культуры складывался стихийно в процессе перестройки экономики, представляя собой довольно богатый спектр стереотипов поведения, перенесенных из советской эпохи, а также заимствованных из западной деловой культуры, что привело к не вполне сформировавшимся правилам делового поведения, еще только складывающихся при переходе России к реальной рыночной экономике. Уровень деловой культуры во многом определяется отношением предпринимателей к правовым нормам. В России же важным элементом всей хозяйственной деятельности является отсутствие привычки строго следовать букве закона, а так как хозяйственно-экономическая деятельность протекает в не совсем правовом поле, то вследствие этого, существенно усиливается роль неформальных экономических отношений и, как правило, возрастает значение личных связей, обмен разного рода деловыми и личными услугами. В результате определенная часть экономики остается вне поля зрения как государственного, так и общественного контроля, в зна-

44

№ 12 (16) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

чительной степени существуя именно благодаря этому далеко не эфемерному сплетению неформальных связей.

Безусловно, ставка на неформальные экономические коммуникации является прямым наследием советского периода, когда данные коммуникации следовали за каждым административным предписанием, тем самым придавая командной экономике недостающую ей пусть относительную гибкость и жизнеспособность. При обретении нового опыта в сфере делового общения переход от привычек, выработавшихся ранее, к правилам, необходимым для эффективного ведения дел в современной развитой экономической системе - процесс весьма длительный. Если говорить о деловой этике как о совокупности общепринятых универсальных норм выполнения обязательств, о соблюдении правил делового общения, то подобный кодекс чести современного российского предпринимательства, судя по всему, еще окончательно не сложился и находиться в стадии развития [1].

Рассмотрев три основных этапа формирования деловой культуры и менталитета можно перейти к следующей немаловажной проблеме.

Следующий барьер интеграции, связанный с российской деловой культурой, -стереотипизация, исходящая от зарубежных партнеров. В связи с национальным менталитетом и историческим наследием иностранные партнеры в большей степени относятся скептически к партнерству с русскими компаниями. Скептицизм порождается рядом факторов, например, несоответствие правовых законодательств. Это значительный барьер на пути к сотрудничеству, так как у партнеров есть опасения, что в любой момент партнерство могут объявить неправомерным, что может принести значительный ущерб обеим сторонам данного процесса. Это становится причиной непривлекательного инвестиционного климата, что весьма опасно для нашей страны. Малый и средний бизнес нуждаются в поддержке и денежных вливаниях для стабильного развития, но как раз из-за нестабильных внутриэкономических процессов, зарубежные компании не стремятся инвестировать деньги даже в многообещающие проекты. Их также настораживает отсутствие у российских партнеров необходимого опыта ведение рыночных отношений. Не секрет, что рынок в России находится на этапе формирования, вследствие этого это порождает излишние предубеждения о том, что русские не знают как вести современные предпринимательские отношений. Также их настораживает специфика деловой среды в России. В особенности коррупция. Нельзя сказать, что данная проблема есть исключительно в нашей стране, но именно в России она явная. Если в западных государствах, данная проблема завуалирована, то в России она более выраженная. Опять же здесь мы сталкиваемся с правовой частью партнерства. Расположенность российских бизнесменов решать вопросы на полуправовой основе, идет в разрез с всемирно принятыми стандартами.

Далее, зарубежных партнеров настораживает излишняя эмоциональность со стороны российских предпринимателей. В иностранных компаниях также строятся деловые коммуникации на взаимоотношениях, но данные взаимоотношения трактуются

№ 12 (16) - 2012

45

Проблемы экономики и менеджмента

по-разному. Если для иностранцев взаимоотношения в большей степени понимаются как сам процесс коммуникации ради согласования интересов, то для русских предпринимателей взаимоотношения понимаются как некая духовная близость участников процесса, то есть подсознательно делается ставка на дружественные отношения. Поэтому и происходят некие не состыковки в позиционировании, так как зарубежные менеджеры смотрят на процесс коммуникации, прежде всего, как на возможность согласования интересов.

Зарубежные предприниматели также отмечают, что русские бизнесмены очень радушные и гостеприимные, что после деловых встреч обязательно следует неформальная часть; подчеркивают, что русские менеджеры жизнестойкие и стрессоустойчивые, способны увеличивать эффективность работы в условиях кризиса, быстро адаптируются, имеют высокий потенциал к нестандартным решениям. Поэтому иностранные фирмы с удовольствием берут на работу русских менеджеров. Также считается, что русские менеджеры высоко чтят власть, то есть беспрекословно следуют поставленной руководство цели [4].

Российская Федерация со своими уникальными интеллектуальными ресурсами и научно-техническим потенциалом может создать неповторимую универсальную деловую культуру, которая сочетает в себе как западные, так и восточные особенности с легкостью сможет интегрироваться на международном рынке. Правительство в свою очередь должно создать максимально оптимальные условия для развития потенциала российского предпринимательства, для дальнейшего стабильного и устойчивого развития отечественного предпринимательства, которое сможет выйти на международную арену как конкурентоспособная держава с современной адаптированной российской деловой культурой к меняющемуся международному рынку в условиях глобализации.

Список литературы:

1. Мясоедов С.В. Российская деловая культура: воздействие на модель

управления / Мясоедов С.В., Колесникова И.В., Борисова Л.Г. - М.: Дело, 2010.

2. Сметанин С.И. История предпринимательства в России. - М.: КноРус, 2012.

3. Смирнов Г.Н. Российская деловая культура. - М.: Восток-Запад, 2010.

4. Холден Н.Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. - М.: Юнити, 2007.

List of references:

1. Maysoedov S.V. Russian business culture. Impact on the management model / Maysoedov S.V., Kolesnikova I.V., Borisova L.G. - M.: Delo, 2010.

2. Smetanin S.I. The history of entrepreneurship in Russia. - M.: CmRus, 2012.

3. Smirnoff G.N. Russian business culture. - M.: Vostok-Zapad, 2010.

4. Holden N.J. Cross-Cultural Management. The concept of cognitive management. - M.: Uniti, 2007.

46

№ 12 (16) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.