Использование данного интеграционного подхода будет способствовать улучшению качества подготовки специалистов, повышению эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и молодых ученых, а также регулированию процессов трудоустройства кадров и их использования.
Модернизация сельского хозяйства в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» предусматривает создание государством образовательной инфраструктуры. Эффективной работе аграрного сектора должно способствовать широкое применение инноваций. Сегодня речь должна идти о формировании многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности в сельском хозяйстве, о подготовке инновационных управляющих аграрного производства. Для этого возможны создание центров инновационного образования, разработка методики и образовательных программ, сертифицирование профессорско-преподавательского состава вузов.
В Пензенской ГСХА развивается инновационное образование, направленное на формирование у специалистов не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, при создании новой конкуренто-
способной продукции. Новое содержание, а также проблемноориентированные методы и технологии обучения позволяют обеспечить комплекс компетенций, включающих фундаментальные и общепрофессиональные знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе.
Аграрные образовательные учреждения региона, формируя учебный процесс, должны учитывать динамику развития науки, техники, технологий, требования производства, запросы рынка труда, мировые тенденции развития системы образования. Достичь этого можно путем расширения тематики спецкурсов, введением дополнительных образовательных программ, новым подходом к работе кафедр, нацеливанием студентов на решение реально-прикладных ситуаций, организацию проектной деятельности. Необходимо сформировать механизм ориентации учебных заведений на структуру потребностей в кадрах, учитывающую особенности социально-экономического развития всего региона и отдельной отрасли. Выявление потребности в кадрах возможно путем проведения мониторинговых исследований как на уровне региона, так и на уровне Российской Федерации.
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ АГРАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ АПК
Р.Р. Галиев, к.э.н., доц., зам. дир. учебного центра дополнительного профессионального образования Башкирского государственного аграрного университета
Система повышения квалификации или дополнительного профессионального образования позволяет каждому человеку за короткие сроки на базе имеющегося образования приобрести новую специальность, повысить свою квалификацию, реализовать потребность в знаниях, которые ему нужны конкретно, ибо он по этой специальности будет работать уже через год. Это дает возможность руководителям организаций и предприятий своевременно переобучить своих специалистов новым технологиям, а в случае реорганизации или перепрофилирования предприятия в сжатые сроки провести профессиональную переподготовку специалистов. В этой же системе происходит горизонтальная и вертикальная интеграция аграрной науки, образования и практики.
На основе изучения опыта работы Института переподготовки и повышения квалификации специалистов Кубанского государственного университета, других высших учебных заве-
дений, сегмента рынка дополнительных профессиональных образовательных услуг Республики Башкортостан ученым советом ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет» (БГАУ) принято решение о создании в университете системы дополнительного профессионального образования. В связи с этим Учебный центр по переподготовке, повышению квалификации и целевому обучению кадров АПК преобразован в Учебный центр дополнительного профессионального образования. На учебный центр возложено удовлетворение потребностей работников агропромышленного комплекса республики в получении новых знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки, техники и культуры, передовом отечественном и зарубежном опыте, проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан, подготовка их к выполнению но-
вых трудовых функций, а также консультационная деятельность. Достижение поставленных перед учебным центром целей возможно только при решении проблемы интеграции аграрной науки и образования. Проблема же заключается в том, чтобы разработать программу курсов повышения квалификации такого содержания, которая бы была актуальной для современных реалий развития экономики, отражала бы последние достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт, носила консультативный характер и положительно отразилась бы на производительности труда работников села.
В Учебном центре БГАУ за последние три года курсы повышения квалификации проводились по четырем 72-часовым программам экономического профиля: «Финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей», «Информационные технологии в бухгалтерском учете», «Маркетинговая деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Оплата и материальное стимулирование труда», «Организация бизнес-планирования и инвестиционного проектирования».
По программе «Финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей» в 2005/2006 учебном году повысил квалификацию 51 специалист сельскохозяйственных предприятий разных районов республики на базе Учебного центра БГАУ, 39 специалистов были обучены с выездом в Буздякский район и столько же в Аургазинском районе. В 2006/2007 учебном году повысил квалификацию 21 экономист или руководитель сельскохозяйственных предприятий разных районов республики на базе Учебного центра БГАУ, 67 специалистов были обучены с выездом в Ермекеевский район, 63 - в Янаульский, 43 - в Кушнаренковский район. По данным Государственного комитета Республики Башкортостан по статистике, два из этих трех муниципальных районов заняли места в первой трети ранжированного ряда по производству продукции на одного работника сельскохозяйственной организации (рис. 1). В первом полугодии 2007/2008 учебного года 11 руководителей и экономистов сельскохозяйственных предприятий республики повысили квалификацию на базе Учебного центра БГАУ и 64 специалиста были обучены с выездом в Туймазинский район. Сектор рынка информационно-консультационного обслуживания данной программы за неполных три года составил 359 сельскохозяйственных организаций республики.
По программе «Информационные технологии в бухгалтерском учете» в 2005/2006 учебном году повысили квалификацию 18, в 2006/2007 учебном году - 28, в первом полугодии 2007/2008 учебного года - 23 бухгалтера сельскохозяйственных предприятий разных районов республики на базе Учебного центра БГАУ. Охват рынка консультационных услуг программой составил 69 хозяйств.
По программе «Маркетинговая деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Оплата и материальное стимулирование труда» в 2005/2006 учебном году повысили квалификацию 16, в 2006/2007 учебном году - 13 специалистов маркетологов сельскохозяйственных предприятий разных районов республики на базе Учебного центра БГАУ. В 2007/2008 учебном году данная программа как малоперспективная более не ведется. Взамен нее введена программа «Маркетинг агробизнеса». По этой программе набор слушателей по-прежнему мал: повысили квалификацию всего 11 руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий разных районов республики на базе Учебного центра БГАУ. Программами по маркетингу охвачены за последние три года 40 хозяйств республики.
По программе «Организация бизнес-планирования и инвестиционного проектирования» в 2005/2006 учебном году повысили квалификацию 15, в 2006/2007 учебном году -14 слушателей разных районов республики на базе Учебного центра БГАУ. Сегмент рынка образовательных услуг программы мал - всего 29 хозяйств. На 2007/2008 учебный год данная программа ввиду низкой востребованности не запланирована.
С учетом предложений слушателей, которые заключались в их пожелании углубления навыков работы на персональных компьютерах с бухгалтерскими и другими финансовоэкономическими прикладными программными продуктами, в 2007/2008 учебном году введена новая программа «Ведение бухгалтерского учета в программе 1С: Предприятие 8.0». Как показывают итоги первого полугодия 2007/2008 учебного года, на первых же курсах по данной программе повысили квалификацию 51, на втором - еще 30 преподавателей ССУЗов и бухгалтеров сельскохозяйственных предприятий разных районов республики на базе Учебного центра БГАУ. Итого за полгода охват сегмента рынка составил 81 хозяйство республики.
Иглинский Туймазинский Бураевский Уфимский Кармаскалинский Благовещенский Кушнаренковский Давлекановский Стерлитамакский Чекмагушевский Ха й булл инский Балтачевский Федоровский Аургаз инский Янаульский Буздякский Белебеевский Мелеузовский Илишевский Дюртюлинский Чишминский Альшеевский Куюргазинский Бакалинский Зианчуринский Баймакский Бижбулякский Миякинский Мечетлинский Аскинский Благоварский Караидельский Татышлинский. Абзелиловский Кугарчинский Бирский Ермекеевский Дуванский Краснокамский Г афурийский Нуримановский Белокатайск ий Шаранский Мишкинский Стерлибашевский Ишимбайский Калтасинский Арха н гел ьский Белорецкий Зилаирский Кигинский Учалинский Салаватский Бурзянский
100
200
300
400
тыс. руб. на 1 работника 500 600
0
Рис. 1. Ранжированный ряд муниципальных районов Республики Башкортостан по производству продукции на одного работника сельскохозяйственных организаций
В настоящее время обучением на курсах повышения квалификации в Учебном центре БГАУ охвачены специалисты 33 из 54 административных районов республики. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости числа слушателей и производительности труда по муниципальным районам свидетельствует о связи средней тесноты (множественный коэффициент корреляции - 0,43). По итогам 2007/2008 учебного года наибольший интерес к экономическим вопросам проявили руководители Уфимского района, направив на курсы повышения квалификации 16 слушателей, далее Татыш-линского района - 15 слушателей и Аургазин-ского - 10. В ранжированном ряду по производительности труда эти районы занимают соответствующие места (рис. 1).
Успех программы курсов повышения квалификации экономического профиля во многом зависит от ее содержательного качества, квалификации руководителя и привлекаемого к обучению профессорско-преподавательского состава, умелого преподнесения последних достижений в области компьютерной техники, программного обеспечения и систем мультимедиа, наличия и качества раздаточного методического и электронного материала. Немаловажную роль играет организация курсов повышения квалификации с выездом в муниципальные районы республики за счет республиканского бюджета и коммерческих средств.
Решение проблемы интеграции аграрной науки и образования позволяет достичь полного удовлетворения потребностей работников агропромышленного комплекса муниципальных
районов республики в получении новых знаний тинга среди остальных районов республики по
о достижениях в соответствующих отраслях производительности труда работников села.
науки и техники, а также повышения их рей-
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
Е.И. Ловчикова, к.э.н., доц. Орловского государственного аграрного университета
Радикальные преобразования в агропромышленном комплексе России переносят центр тяжести в решении многих социально-экономических и хозяйственных проблем на региональный уровень. Данный процесс предопределяет острую необходимость обеспечения аграрного сектора регионов высококвалифицированными, профессиональными кадрами управления.
Совершенствование региональной системы обеспечения сельскохозяйственного производства кадрами управления в качестве стратегического направления предусматривает разработку концептуальных основ их формирования в условиях рынка. При этом необходимы новые принципы функционирования инфраструктуры рынка образовательных услуг с правовыми, финансовыми, материально-техническими и организационными механизмами, которые позволят оперативно управлять кадровыми процессами в условиях подвижной экономической ситуации. Эта концепция и практические меры по ее реализации на региональном уровне должны обеспечить адекватность кадрового сопровождения основных направлений развития аграрного производства.
В первую очередь речь должна идти об активизации подготовки нового поколения руководителей и специалистов, отвечающих требованиям рыночной экономики, перестройке системы образовательных учреждений, а также осуществлении ряда мер, обеспечивающих подготовку требуемого количества управленческих кадров. Для этого необходимо осуществить: интеграцию различного типа учебных заведений, создание на их базе лицеев, колледжей, академий, университетов, позволяющих обеспечить ступенчатую подготовку; пересмотр в течение ближайшего времени структуры образования, изменение содержания, форм и методов обучения, улучшение технической оснащенности учебного процесса и на этой основе повышение качества обучения; разработку механизма прогнозирования потребности в кадрах и инструментов регулирования объемов и пропорций их подготовки в соответствии с запросами рынка; обеспечение потребности производства в специалистах нового типа: менеджерах, аудиторах, маркетологах, агроэкологах, юристах и т. д.
В то же время, реализуя концепцию кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства, следует принять меры по сохранению и адаптации к требованиям рыночной экономики всей инфраструктуры образовательного комплекса - учебных заведений, кадровых служб, научных учреждений, статистической базы, финансовых и правовых механизмов.
Особенно актуальным в настоящий момент становится вопрос об интеграции деятельности образовательных учреждений высшего, среднего, дополнительного профессионального образования и научных учреждений. Создание отраслевых университетских комплексов, куда войдут на ассоциативной основе, без ликвидации статуса юридических лиц, все вузы, техникумы, колледжи, образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, научные и информационные учреждения, различные предприятия и организации, даст возможность повысить согласованность и эффективность работы всех указанных организаций в реализации аграрной кадровой политики, формировании кадрового потенциала, отвечающего запросам современного многоукладного сельского хозяйства. Это предусматривается и программой социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг., где данные мероприятия относятся к приоритетным национальным проектам в сфере образования и развития агропромышленного комплекса.
Таким образом, новая концепция формирования регионального профессионального аграрного образования должна основываться на единстве довузовской, вузовской и послевузовской подготовки кадров управления, что создаст реальные предпосылки к формированию интегрированной системы непрерывного аграрного образования. Ее отличительной чертой является соединение в единое целое отдельных, обладающих известной автономией, частей системы, причем это объединение должно обеспечить новое качество, расширить возможности системы и повысить ее эффективность. В ходе исследования данная система представлена нами в виде схемы (рис. 1).