Научная статья на тему 'Проблемы институционализации судебного контроля'

Проблемы институционализации судебного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
871
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУД / ПРАВОСУДИЕ / СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ / JUDICIAL AUTHORITY / COURT / JUSTICE / JUDICIAL CONTROL / PROOFS AND PROOF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ложкин В. А.

Статья посвящена вопросам институционализации судебного контроля в уголовном процессе применительно к досудебным стадиям судопроизводства с учетом правовых позиций Конституционного и Верховного судов РФ, а так же доктринальных позиций современной процессуальной науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to questions of an institutionalization of judicial control in criminal trial in relation to pre-judicial stages of legal proceedings taking into account legal positions of the Constitutional and Supreme courts of the Russian Federation, and also doctrinal positions of modern procedural science

Текст научной работы на тему «Проблемы институционализации судебного контроля»

УДК 343.112.

ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ

В.А. Ложкин

Статья посвящена вопросам институционализации судебного контроля в уголовном процессе применительно к досудебным стадиям судопроизводства с учетом правовых позиций Конституционного и Верховного судов РФ, а так же доктринальных позиций современной процессуальной науки

Ключевые слова: судебная власть, суд, правосудие, судебный контроль, доказательства и доказывание

Институт судебного контроля несмотря на более чем двадцатилетнюю историю своего существования применительно к уголовному судопроизводству и по настоящее время выступает предметом исследования многих видных ученых-процессуалистов [5]. Важное значение здесь имеют исследования по вопросам определения соотношения понятий правосудия и судебного контроля, установления предмета и пределов судебного контроля таких ученых, как В.А. Азаров, А.П. Гуськова, Н.А.Ко-локолова, Н.Н. Ковтун, Н.Г. Муратова, И.Л. Петрухин, К.В. Питулько, А.В. Солодилов, И.Ю. Таричко и др.

Судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса имеет несколько разновидностей, вместе с тем, как отмечается в литературе, каждую из форм судебного контроля объединяет единство предмета и пределов судебной проверки; единство ее процедуры, которая если и различается в частностях, тем не менее остается единой по сути формой отправления правосудия, формой разрешения социально-правового спора (конфликта) сторон посредством судебной процедуры и общеобязательного судебного акта, выступающего актом правосудия[14, с.21.].

Анализ современных исследований, посвященных данной проблематике, позволяет выделить два подхода к оценке судебной деятельности в рамках уголовного судопроизводства. Первый состоит в отнесении любой деятельности суда к правосудию. Отметим, что на такой позиции стоит и законодатель. Так, п. 50 ст. 5 УПК РФ указывает: судебное заседание - процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства. Другая позиция состоит в признании разнородности судебной деятельности, когда суд в рамках уголовного процесса осуществляет не только функцию правосудия, но и иные функции, например функцию судебного контроля.

Для оценки вышеназванных подходов обратимся к Концепции судебной реформы в РФ. В ней, в частности, отмечается, что «в уголовном процессе судебная власть выполняет функции правосудия (рассмотрение и разрешение дела по существу), судебного контроля за досудебным производством, судебного надзора за законностью правосудия и судебного контроля за содержанием закона» [12. с.93]. Как видно, этот документ достаточно четко разграничивает судебную деятельность на различные функции в зависимости от разрешаемых при этом задач. Отметим, что разграничение функций правосудия, судебного контроля за законами и судебного надзора за деятельностью судов нашло закрепление в Федеральном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (ст. ст. 4, 5, 19, 20).

Полагаем, с учетом развития современного судоустройственного и судопроизводственного законодательства возможным отметить, что судебный контроль как вид судебной деятельности некорректно отождествлять с уголовно-процессуальной функцией. Целесообразно согласиться с мнением А.П. Гуськовой, которая рассматривает судебный контроль «как универсальный способ реализации судом правоохранительной функции, позволяющей с помощью правосудия обеспечить защиту прав и свобод личности» [7. с.14].

В пользу данного утверждения можно привести следующие аргументы.

Во-первых, мы исходим из того, судебный контроль является видом судебной деятельности, что более общим понятием здесь выступает уголовно-процессуальная функция, как направление уголовно-процессуальной деятельности, вытекающее из задач уголовного судопроизводства в целом. И такой уголовно-процессуальной функцией является функция пра-вообеспечения, обусловленная задачей уголовного процесса, предусмотренной ст. 11 УПК РФ, которая, в свою очередь, конкретизируется в том числе и в задачах судебно-контрольных производств.

Во-вторых, в рамках судебно-контрольных производств реализуются полномочия обеспечительного характера, к примеру избрание в случае необходимости меры пресечения, рассмотрение заявленных ходатайств и поданных жалоб, принятие мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением (п. п. 3 - 5 ст. 228 УПК РФ); а также распорядительные - по назначению предварительного слушания при наличии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 229 УПК РФ, и назначению судебного разбирательства.

С учетом приведенных выше соображений считаем возможным полагать, что в рамках судебно-контрольных производств суд осуществляет не функцию правосудия, а функцию правообеспечения, которая проявляет себя в форме судебного контроля [17. с. 18].

К настоящему времени можно считать уже бесспорным то, что любая из форм судебного контроля так или иначе связана с разрешением правового спора сторон, потому сущность судебного контроля и содержание его процедур составляет уголовно-процессуальное доказывание [8. с. 39]. По мнению ряда авторов, существо, центральная и стрежневая часть названной деятельности как раз заключается в собирании, проверке и оценке совокупности доказательств [10.с.162,164],[15. с.45]; сущность судебного контроля составляет самостоятельное познание судом в рамках установленной уголовно-процессуальным законом процедуры тех или иных фактических обстоятельств дела (спора сторон) в целях законного и обоснованного его разрешения и обеспечения на этой основе прав и законных интересов личности в уголовном процессе[8. с. 67,74].

Вопрос об участии судьи в доказывании, формах и способах этого участия, в том числе при осуществлении судебного контроля, является достаточно дискуссионным. Существуют две крайние позиции по этому вопросу: одни отстаивают необходимость активного участия судьи в доказывании, другие являются сторонниками пассивности суда. Очевидно, истина лежит где-то посередине: суд, безусловно, участвует в доказывании, но степень его активности при установлении фактов по делу, формы, способы проявления этой активности подлежат обсуждению.

Мы разделяем мнение о том, что при осуществлении судебного контроля именно на суде лежит обязанность проверки

и оценки доказательств, представленных сторонами. В рамках «судебного следствия», составляющего центральную, основную, часть всей процедуры, суд обязан непосредственно и устно исследовать доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований, дать им оценку с позиций относимости, допустимости и достаточности для принятия законного и обоснованного мотивированного решения. Суду нельзя уклоняться от доказывания, ограничиваться формальным принятием доводов, изложенных в ходатайстве[9. с. 37].

Между тем имеют место различия в требованиях к исследованию судом фактического материала при осуществлении превентивного и последующего (правовосстановительного) судебного контроля. Пленум Верховного Суда России применительно к некоторым формам судебного контроля предупреждал о недопустимости предрешения в рамках судебного контроля фактических обстоятельств, подлежащих разрешению в судебном разбирательстве, о чем пойдет речь далее.

Как подчеркивается в литературе, наиболее широко допускается доказывание фактических обстоятельств дела при превентивном судебном контроле [11. с. 24]. Так, Конституционный Суд РФ установил, что при решении судом вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу необходимо судебное исследование доказательств, проверки наличия или отсутствия оснований с участием сторон и с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 108 и 109 УПК РФ [1]. Конституционный Суд РФ также отмечает, что суд может принимать решения, касающиеся избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, ее отмены или изменения, а также продления срока содержания под стражей только с учетом того, подтверждаются или нет достаточными данными названные в уголовно-процессуальном законе основания применения этой меры пресечения. Причем именно на суде, выносящем по ходатайству, направленному следователем или дознавателем в порядке ч. 3 ст. 108 УПК, постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, лежит обязанность оценки достаточности представленных сторонами материалов для принятия законного и обоснованного решения[2].

Схожую позицию встречаем и у Пленума Верховного Суда РФ, который разъяснил, что указанные в ст. 97 УПК РФ обстоятельства должны быть реальными, обоснованными, т.е. подтверждаться достоверными сведениями[3. п.3]. Более того, Пленум Верховного Суда РФ ориентировал правоприменителя на то, что следует дать оценку обоснованности выдвинутого против лица подозрения, а также убедиться в достаточности данных об имевшем место событии преступления и о причастности к нему подозреваемого. На это же обстоятельство указывалось и в п. 10 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, согласно которому к ходатайству о применении меры пресечения в виде заключения под стражу следует прилагать материалы, свидетельствующие о причастности лица к преступлению.

Вышеизложенный подход представляется правомерным: ограничение конституционных прав участников процесса недопустимо без достаточных к тому фактических оснований, наличие которых и призван удостоверить судья, реализуя процедуру проверки. При этом устанавливаемые им основания, по крайней мере отчасти, не могут не совпадать с основаниями уголовной ответственности.

При реализации превентивного судебного контроля, представитель органа предварительного расследования, следователь, дознаватель (прокурор) выступают на позиции публичного истца, правопритязателя, приводящего в действие судебный механизм своим ходатайством (правопритязанием). Задача органов предварительного расследования состоит в представлении судебной власти убедительных уголовно-процессуальные доказательств подтверждающих необходимость применения соответствующей меры процессуального принуждения, причем доказательства должны быть добыты в уголовно-процессуальном порядке и отвечать требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности.

В случае невыполнения данной обязанности то суд должен отказать в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения. Так, не могут считаться допустимыми доказательствами данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований ст. 89 УПК РФ.

На суде, проверяющем обоснованность правопритязания следователя на применение норм уголовно-процессуального закона, ограничивающих конституционные права граждан, лежит обязанность не только проверки и оценки достаточности оснований для применения мер процессуального принуждения, но и обязанность убедиться в достаточных данных об имевшем место событии преступления и о причастности к нему подозреваемого, обвиняемого. Хотя суд не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности лица в инкриминируемом преступлении[3. п. 19], тем не менее объективная сторона преступления, признаки преступления объективно доказываются, проверяются и сами доказательства. Ввиду умолчания закона о пределах доказывания, наборе процессуальных средств, которые могут быть использованы судом и сторонами для получения и проверки доказательств, можно только в предположительной форме говорить о них.

Таким образом, в рамках превентивного судебного контроля возможно доказывание фактических обстоятельств, входящих в предмет доказывания; предварительная оценка обоснованности подозрения или обвинения требует со стороны суда не только оценки представленных стороной обвинения доказательств причастности обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления, но и принятию по своей инициативе действий, направленных на внесение дополнительной ясности по данному вопросу, составляющему существо уголовного дела. Надо признать, что факты, установленные в результате этой деятельности, будут предрешать разрешение уголовного дела по существу настолько, насколько мы будем признавать преюдициальное значение фактов, устанавливаемых актами судебного контроля. Доказывание, а соответственно и следственные действия, являющиеся основным способом представления и исследования доказательств, допустимы в ходе превентивного судебного контроля.

Последующий судебный контроль характеризуется иным предметом, пределами доказывания, т.е. при проверке законности, обоснованности процессуальных актов, принятых в ходе досудебного производства по уголовному делу. Конституционный Суд РФ в своих многочисленных решениях подтвердил конституционность положений ст. 125 УПК РФ, хотя сам по себе тот факт, что именно данная статья чаще всего обжалуется нашими гражданами, косвенно свидетельствует о том, что не все благополучно как с организацией досудебного производства, так и с данной формой судебного контроля[11. с. 25].

В настоящее время надо исходить из позиции, сформулированной в п. 2 Постановления Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1, где говорится: «При проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния» [4.].

Значит, имеет место категорический запрет для суда, осуществляющего судебный контроль, на вторжение в компетенцию суда первой инстанции при доказывании фактов по делу. Запрет не касается проверки средств доказывания. Проверяя законность совершенных следственных действий, оценивая законность и обоснованность решения публичного органа уголовного преследования, суд должен оценить доказательства, положенные в основу такого решения с точки зрения их допустимости, соответствия требованиям УПК РФ[14. с.124].

Наконец правовосстановительный (последующий) судебный контроль предполагает инициирование судебного механизма не следователем, а заинтересованным лицом, орган же следствия выступает своего рода ответчиком, ведь решение суда принимается не по его просьбе, а в отношении действий (бездеятельности) следователя. В данной форме судебного контроля ведущим формообразующим фактором выступает жалоба. Инициатором судебной проверки выступает заинтересованное в исходе дела лицо. Прокурор, как и представитель органа предварительного следствия, в описываемой ситуации может принять участие в судебном заседании и высказать свою позицию относительно удовлетворения этой жалобы.

Суд в порядке ст. 125 УПК РФ проверяет законность и обоснованность решения органа предварительного расследования путем исследования представленных в суд материалов. Нельзя не согласиться и с выводом о том, что в ходе судебно-контрольного производства должно быть предельно ясным то обстоятельство, что уголовное дело и уголовное преследование, если об этом заявляет сторона обвинения, должно быть прекращено[14. с.120]. Оценивая постановление о прекращении уголовного дела, суд обязан рассмотреть не только вопросы, связанные с соблюдением процедуры принятия такого решения публичными органами уголовного преследования, но и представить анализ фактических обстоятельств дела, на основании которых органы следствия пришли к тому или иному выводу. Это означает, во-первых, обязанность суда рассмотреть обжалуемое вмешательство в права личности в свете соразмерности действий публичных органов уголовного преследования правомерной цели; во-вторых, выяснить, были ли предпринятые стороной обвинения действия и собранные в результате этого доказательства достаточными для вывода о наличии основания для начала или прекращения процедуры уголовного преследования[14. с.47-48].

Исходя из обязанности судьи установить истину по делу, восстановить справедливость, можно заключить, что реализация полномочий суда по контролю за качеством предварительного расследования, а иногда и прямому вмешательству в деятельность органов следствия носит активный характер и направлена на обеспечение баланса частных и публичных интересов в сфере уголовной юрисдикции[14. с.121]. Полагаем, что грань между вторжением в процессуальную деятельность органа предварительного следствия по сбору и оценке доказательств и установлением обстоятельств, свидетельствующих о нарушении или отсутствии нарушений прав участников уголовного процесса как на защиту от преступления, так и от предъявленного обвинения надо провести, исходя из принципа состязательности, в соответствии с которым суд не выступает ни на стороне обвинения, ни на стороне защиты, а создает условия для осуществления сторонами своих процессуальных прав и возложенных на них обязанностей. Отказ в удовлетворении ходатайств со стороны защиты о сборе доказательств лишь по тем основаниям, что суд не вмешивается в ход расследования, может трактоваться как отказ в доступе к правосудию.

Необходимо также сказать о способах доказывания при осуществлении судебного контроля. Следственные действия являются основным способом получения, представления, исследования доказательств в судебном заседании. Конструкция ч. 4 ст. 125 УПК РФ позволяет сделать вывод, что в данной процедуре применимы общие условия судебного разбирательства (гл. 35 УПК РФ): непосредственность, устность исследования всех представленных сторонами доказательств, гласность, равенство сторон, отложения и приостановления судебного разбирательства[14. с.145].

Мы считаем, что судебное следствие имеет место при различных формах судебного контроля. Судебное следствие - это установление обстоятельств дела, имеющих значение для принятия правомерного судебного акта. Правоприменение невозможно без доказывания, а значит, без следствия, являющегося процессуальной оболочкой доказывания. Как отмечается в научной литературе, доказывание составляет внутреннее содержание следствия; и познание, и обоснование в равной степени имеют место во время судебного следствия. Значит, судебное следствие - это форма, порядок, в котором происходит доказывание по делу, установление оснований для судебного решения или познание, выяснение (выявление) фактов и обстоятельств дела[6. с. 14].

Как пишут Н.Н. Ковтун и Р.Р. Магизов: «При анализе содержательной части самого судебного заседания прежде всего обращает на себя внимание позиция суда, связанная с проверкой и оценкой предоставленных сторонами доказательств. В рамках «судебного следствия», составляющего центральную, основную, часть всей процедуры проверки, суд, как представляется, просто обязан непосредственно и устно исследовать доказательства, представленные сторонами в обоснование своих притязаний, дать им оценку с позиций относимости, допустимости и достаточности для законного и обоснованного спора сторон по существу, ибо только на этой объективной основе решение судьи будет воспринято как законное, обоснованное и мотивированное (ч. 4 ст. 7 УПК)» [9. с.37].

Нельзя исключать ситуации, в которой для принятия законного и обоснованного решения по жалобе суд придет к выводу о необходимости исследования дополнительных материалов предварительного расследования, имеющих непосредственное отношение к вопросу о защите прав, свобод и законных интересов личности. Можно предположить, что в силу принципа состязательности непредставление таких материалов стороной обвинения является одним из оснований для признания обжалуемого решения, действия (бездействия) незаконным и необоснованным [14. с.145].

Мы разделяем мнение относительно желательности расширения практики устного представления сведений, изложенных в актах досудебного производства[16. с.30,33]. По смыслу ст. 125 УПК РФ должностные лица, чьи действия (бездействие) или решения обжалуются, могут быть при наличии к тому оснований вызваны в суд для выяснения обстоятельств, связанных с доводами жалобы. Очность судебного следствия предполагает, что по любым актам досудебного производства, предъявляемым в качестве доказательств стороной обвинения, объяснения давали должностные лица, их составлявшие. Это касается протоколов следственных действий, но также и других документов, входящих в материалы уголовного дела. Следователь, дознаватель могут быть допрошены по существу сведений, изложенных в подобных документах.

Таким образом, в ходе последующего судебного контроля, особенно когда предметом его является постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию, не могут не проверяться фактические обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Мы считаем, что в последующем данная форма судебного контроля должна преобразоваться в судебный порядок прекращения уголовного дела (преследования) по нереабилитирующим основаниям в ходе досудебного производства.

Ход и результаты уголовно-процессуального доказывания, осуществляемого в рамках последующего судебного контроля, отражаются в протоколе судебного заседания. Протокол судебного заседания, составляемый при осуществлении судебного контроля, является источником доказательств. Факты, установленные в ходе судебного контроля, могут иметь доказательственное значение при рассмотрении дела в стадии судебного разбирательства.

Мы полагаем возможным присоединиться к точке зрения, высказанной в литературе, в соответствие с которой «... потенциально судебный контроль может превратиться в средство формирования судебных доказательств, которые должны будут в последующем приниматься судом первой инстанции без дополнительной проверки» [11. с. 27].

Вопрос об использовании судебного контроля как формы получения судебных доказательств достаточно актуален. Следователь обращается в суд для придания сведениям, содержащимся в определенном источнике, который представляется суду для исследования в состязательном порядке с участием процессуального противника, статуса судебного доказательства. В рамках процедуры судебного контроля должно приниматься в стадии предварительного расследования решение о прекращении уголовного дела (преследования) по нереабилитирующим основаниям. Следователь обращается с ходатайством в суд о прекращении уголовного дела по основанию, которое позволяет считать лицо совершившим преступление. Еще одним назревшим вопросом является использование превентивного судебного контроля как формы получения сторонами судебных доказательств в период досудебного производства.

Правоприменительная практика свидетельствует существование возможности по инициативе суда или стороны оглашать заявления обвиняемого, содержащиеся в протоколе судебного заседания, составленного в ходе и по результатам того или иного вида судебного контроля, на основаниях и условиях, предусмотренных в ст. 276 УПК РФ. Очевидно, что то же надо сказать и по поводу оглашения запротоколированных устных сообщений свидетеля, потерпевшего, сделанных ими в ходе реализации судебного контроля. Эти данные безусловно имеют доказательственное значение.

Таким образом, вышеизложенное позволяет констатировать наличие у феномена судебного контроля в уголовном судопроизводстве признаков обособленного правового института: однородность содержания, так как данный институт призван регулировать качественно однородные общественные отношения, непосредственно связанные с реализацией правоохранительной функции государства в уголовном судопроизводстве; единство норм, так как они представляют собой единый, обособленный и согласованный комплекс, отвечающий признаку динамизма (принятие законодателем ст.125.1 УПК РФ) и регламентирующий специфику уголовно-процессуального доказывания в рамках судебно-контрольных производств; и наконец, нормативная обособленность, так как нормы, регламентирующие судебный контроль, представлены в УПК РФ отдельными статьями (например 125 и 125.1).

Article is devoted to questions of an institutionalization of judicial control in criminal trial in relation to pre-judicial stages of legal proceedings taking into account legal positions of the Constitutional and Supreme courts of the Russian Federation, and also doctrinal positions of modern procedural science

Keywords: judicial authority, court, justice, judicial control, proofs and proof

Список литературы

1. Постановления Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан» от 22 марта 2005 г. N 4-П // Российская газета. 2005. N 66 (3735). 1 апреля.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 417-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Березовского городского суда Свердловской области о проверке конституционности ч. 2 ст. 91, ч. 3 и п. 3 ч. 7 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 2. С. 97.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» (с изменениями, внесенными Постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 N 15, от 23.12.2010 N 31 и от 09.02.2012 N 3) // Российская газета. 2009. N 211(5035). 11 ноября.(утратил силу).

4. Постановление Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 (ред. от 28.01.2014) «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ» // Российская газета. 2009. N 27(4851). 18 февраля.

5. Азаров В.А. Феномен судебного контроля: заметки на полях трех диссертаций // Уголовное судопроизводство. 2008. N 2.

6. Гришин С.П. Судебное следствие в смешанном уголовном процессе (гносеологический, процессуальный и тактико-криминалистический аспекты). М.: Юрлитинформ, 2008.

7. Гуськова А.П. Процессуально-правовые и организационные вопросы подготовки к судебному заседанию по УПК РФ. Оренбург, 2002.

8. Ковтун Н.Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России. Н. Новгород. 2002.

9. Ковтун Н.Н., Магизов Р.Р. Практика реализации судебного контроля за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Н. Новгород, 2004.

10. Колоколов Н.А. Оперативный судебный контроль в уголовном процессе. М., 2008.

11. Конева С.И. К вопросу об участии судьи в доказывании при осуществлении судебного контроля на предварительном расследовании // Российский судья. 2014. N 4.

12. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.

13. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: практическое пособие. М., 2009.

14. Судебный контроль в уголовном процессе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Н.А. Колоколова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

15. Щерба С., Цоколова О. Исследование доказательств обвинения при проверке законности и обоснованности ареста // Российская юстиция. 1994. N 12.

16. Юнусов А.А., Баширов Т.Н. Предмет и пределы допроса на суде в качестве свидетеля должностных лиц правоохранительных органов, осуществлявших досудебное производство по уголовному делу // Следователь. 2011. N 155.

17. Юркевич Н.А. Судебный контроль как элемент системы уголовно-процессуальных функций при осуществлении производства по преданию обвиняемого суду // Администратор суда. 2014. N 3.

Об авторе

Ложкин В.А. - старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].

УДК 343.985.1

СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СЛЕДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ

С.С. Маевский

В статье уделено внимание исследованию информационной структуры следственной ситуации, а именно таким ее элементам, как криминалистическая характеристика преступления и криминалистическая характеристика расследования.

Ключевые слова: следователь, следственная ситуация, следственная тактика, механизм преступления, криминалистическая характеристика преступления, криминалистическая характеристика расследования, информация.

Следственная ситуация возникает и становится объектом осмысления, анализа и основанием для принятия соответствующих тактических решений, когда субъекту расследования и доказывания становятся известны обстоятельства события преступления и возникшие условия его расследования.

Следственная ситуация как разновидность криминалистической ситуации представляет собой системное образование, информационная основа которого состоит из комплекса различных компонентов, имеющих определенные функциональные связи. Структура, характер и содержание этих компонентов определяют информационную сущность следственной ситуации. При этом совокупность этих компонентов формируется под воздействием значительного числа объективных и субъективных факторов информационно-следственного, временного, психологического и иного характера.

Развернутое суждение о той информации, которая лежит в основе следственных ситуаций, высказал Н.П. Яблоков. В частности, в их структуру он включил «следственные и оперативно-розыскные данные об обстоятельствах расследуемого события; доказательственную информацию по делу с указанием источника ее получения; сведения ориентирующего характера; данные о возможных источниках новой доказательственной и ориентирующей информации; сведения о проделанной к данному моменту следственной и оперативно-розыскной работе; информация об условиях времени, окружающей обстановки и иных взаимосвязанных процессах объективной действительности в конкретный момент расследования; сведения о том, какое запланированное следственное действие и оперативно-розыскное мероприятие еще не удалось провести и почему; сведения о наличии и своеобразии проявления различного рода объективных факторов, затрудняющих сохранность отдельных доказательств; данные о поведении подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей на этот момент и указывающие на характер их возможного поведения в будущем; факторы процессуально-тактического методического, организационно-технического и психологического характера»4. Это, пожалуй, исчерпывающее представление о структуре следственной ситуации.

Следственная обстановка, в которой начинается и проводится расследование преступления, всегда индивидуальна и подвержена различного рода внешним и внутренним изменениям. Не могут быть, особенно в современных условиях жизнедеятельности людей, постоянными различного рода социальные, производственные, природно-климатические, психологические особенности субъектов, ведущих расследование, характер противодействия оказываемому расследованию и др. Следственная обстановка может содержать многие типовые черты, но неизменной она практически не может быть.

Следственная ситуация в самом общем виде складывается из двух информационно-познавательных систем (уголовно-правовой и криминалистической). Данные этих двух информационно-познавательных систем и формируют компоненты следственной ситуации, уголовно-правовые признаки состава расследуемого преступления органически вплетаются в криминалистически значимую информацию следственной ситуации. В свою очередь, криминалистическая информационная система указанной ситуации складывается из двух информационно-познавательных систем. Одна, состоящая из криминалистически значимых данных, свойственных расследуемому преступлению, а другая из криминалистически значимых данных, характерных для процесса его расследования. При этом информация о расследуемом преступлении, полученная из результатов изучения выявленных следов-последствий, характеризующих криминалистически значимые признаки расследуемого преступления, о подозреваемых лицах, а также другие его обстоятельства типового характера, в том числе, как справедливо отмечено, косвенно связанные с данным деянием, возможно и несущественные для уголовно-правовой квалификации, но важные для раскрытия преступления и составляют криминалистическую характеристику преступления. Она является первым основным информационным компонентом следственной ситуации5.

Криминалистически значимые данные, характеризующие типовые черты механизма расследуемых преступлений на разных этапах расследования с учетом складывающихся следственных обстановок, личностных свойств субъектов расследования и других его участников, особенностей их взаимоотношений составляют информационную основу криминалисти-

4 Васильев А.Н., Яблоков Н.П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. М. 1984. С. 136.

5 Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Яблоков Н.П.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2005. С.60; Яблоков Н.П. Криминалистика Учебник для прикладного бакалавриата. Юрайт. 2014. С.71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.