В С. СЕДОВ
Виталий Сергеевич СЕДОВ — аспирант кафедры экономической теории и национальной экономики СПбГЭУ.
В 2008 г. окончил Российскую правовую академию Министерства юстиции РФ.
Автор 7 публикаций.
Область научной специализации — экономическая теория, экономика ОПК.
^ ^ ^
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ*
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) определяет эффективность функционирования высокотехнологичных сфер экономики страны как сегмент экономики, занятый в производстве военной продукции, формирует материальную основу обеспечения безопасности и обороны государства, а также аккумулирует передовые научно-технические достижения. Как будут происходить преобразования в оборонно-промышленном комплексе, где сосредоточен основной производственный и интеллектуальный потенциал страны, в значительной мере зависит от осуществления экономических реформ. ОПК с его высокими технологиями способен придать импульс развитию инновационной деятельности в России.
Главными особенностями развития мировой экономики на современном этапе являются, во-первых, глобализация экономических процессов и, во-вторых, создание и использование высоких технологий и наукоемких продуктов. От эффективности фундаментальных научных исследований, создания инноваций и результатов их внедрения в конкретные технологические направления, от интеллектуального капитала во многом зависит успех экономик промышленно развитых стран.
Вопросы инновационной деятельности в сфере экономического обеспечения национальной экономики в последние десятилетия занимают все более важное место [5]. Сфера инновационной деятельности оборонных предприятий включает в себя разработку и практическое освоение технических, технологических, организационно-экономических и других нововведений. Инновации как результат практического освоения новшества лежат в основе инновационной деятельности оборонных предприятий.
Под инновацией понимается результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума: образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения в производство, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [6].
Продуктовые и процессные инновации являются основными видами инноваций в ОПК. При этом процессные инновации — это новые технологии обработки и проектирования, автоматизированные процессы и производства и др., а продуктовые инновации — готовая продукция, различные образцы или модели готовых изделий, например суда, комплектующие, металлоконструкции и др.
ГРНТИ 06.52.17 ©B.C. Седов, 2013
* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Т.А. Селтцееой.
Как известно, наличие эффективной системы маркетинга и сбыта является основным условием для внедрения инноваций. При этом осуществляется связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Однако должного внимания маркетинговой политике предприятий ОПК также не уделяется, о чем свидетельствуют низкие показатели маркетинговых инноваций. По данным предприятий ОПК, маркетинговые инновации заключаются в исследовании спроса на продукцию средствами Интернета, в завоевании новых рынков сбыта путем продвижения бренда, проведения выставок и презентаций и др.
Из этого видно, что у предприятий ОПК очевидно намерение выпускать готовую продукцию, ориентированную на экспорт, и отсутствие стремления к технологической модернизации. О привлечении заказчиков, например, на гражданскую продукцию предприятия не заботятся, а ориентируются на гособоронзаказ (ГОЗ), обеспечивающий размещение заказов среди промышленных организаций и заключение контрактов на поставку вооружения с госгарантиями [1].
Большую часть своей продукции крупнейшие предприятия российского ОПК отправляют на экспорт. Российский оборонно-промышленный комплекс не равняется на остальные страны мира, а идет по «особому пути». Он имеет ярко выраженную экспортную направленность, в отличие от аналогичных сегментов западных стран. США, например, производят 75 % вооружения для себя, а остальное — за границу. Россия, наоборот, 20 % — для внутреннего потребления, 80 % — на экспорт [7].
На инновационные процессы в оборонных отраслях, несмотря на всевозрастающие экспортные поставки, негативное влияние оказывает ряд проблем:
— увеличение среднего возраста сотрудников оборонных предприятий;
— старение производственных мощностей предприятий, на реконструкцию которых не хватает денежных средств;
— усиление экспортной ориентации производства российских вооружений и военной техники за последние несколько лет;
— недостаточное финансирование НИОКР оборонной тематики за последние 15 лет, приводящее к проблемам с разработкой и выпуском в России вооружений и военной техники новых поколений.
Менее половины предприятий в каждой из отраслей занимаются производством инноваций. Лидирует по этому показателю авиационная промышленность — 47,2 % организаций, в судостроении и промышленности обычных вооружений — по 19,1 %, на последнем месте находятся организации промышленности боеприпасов и спецхимии — 14,6 % [3]. При этом большинство оборонных предприятий производят только продуктовые инновации. Наибольшее число организаций (11,5 %), занимающихся производством всех видов инноваций, наблюдается в промышленности боеприпасов и спецхимии, наименьшее (2,9 %) — в промышленности обычных вооружений, в судостроении нет ни одной такой организации. Только маркетинговые инновации производят 3,8 % организаций промышленности боеприпасов и спецхимии, только организационные — 2,4 % предприятий авиационной промышленности. Такая картина свидетельствует практически об отсутствии инновационных процессов в этих организациях [8].
Наибольшая доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции ОПК зафиксирована в авиационной и судостроительной промышленности, наименьшая — в промышленности боеприпасов и спецхимии. Подобная динамика объясняется спецификой развития каждой отрасли ОПК. Так, в радиоэлектронной промышленности жизненный цикл продукции гораздо меньше, чем, например, в судостроении.
Для активного вовлечения оборонных предприятий в инновационные процессы необходимы:
• обеспечение кадрового потенциала для научно-технической и инновационной сферы ОПК, включая подготовку управленческих кадров [4];
• повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие инноваций;
• технологическая модернизация производства [2];
• создание рынка инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу;
• проведение маркетинговой политики, ориентированной на привлечение новых заказчиков на инновационную продукцию на внутреннем рынке;
• совершенствование механизмов управления инновациями в ОПК;
• поддержка «трансфера технологий» между военным и гражданским секторами экономики. Сегодня в условиях возрастающего внимания законодательной и исполнительной власти к протекающим инновационным процессам предприятиям ОПК необходимо обеспечить более существенную поддержку со стороны государства, а также принять законы, предоставляющие гарантии и стимулы для отечественных и зарубежных инвестиций в инновации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабкин A.B., Цыванюк П.В. Особенности конкурсного размещения заказов на создание научно-технической продукции промышленного кластера // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2012. №3 (149). С. 53-60.
2. Бабкина К И. Этапы и особенности стратегического управления развитием промышленного предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 1 (163). С. 73-81.
3. Кудрявцева С. С. Инновационные процессы в ОПК // Россия: тенденции и перспективы развития. Вып. 6. М.: ИНИОН РАН, 2011.
4. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Частно-государственное партнерство в организации профессионального образования в интересах российской промышленности // Экономика и управление. 2012. № 11. С. 36-40.
5. Трофимова Л.А. Особенности формирования технологических платформ в инновационной сфере России // Экономика и управление. 2012. № 3. С. 61-64.
6. URL: http://ru.\\ ikipcdia.0rg/\\ iki/HHH0BaHn« (дата обращения: 28.04.2013).
7. URL: http://www.rusichi-center.ra/e/1110167-sovershenno-sekretao-vooruzhennyie-silyi-rossi (дата обращения: 28.04.2013).
8. URL: http://2000.net.ua/2000/derzhava/ekonomika/78560 (дата обращения: 28.04.2013).