Научная статья на тему 'Проблемы инновационной активности российских оборонных предприятий'

Проблемы инновационной активности российских оборонных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МАРКЕТИНГ / ТЕХНОЛОГИИ / ПРОДУКЦИЯ / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / INNOVATIONS / MODERNIZATION / MARKETING / TECHNOLOGIES / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седов Виталий Сергеевич

В статье рассматриваются основные проблемы инновационной активности российских оборонных предприятий. Определены виды инноваций в оборонно-промышленном комплексе. Рассмотрен ряд проблем, влияющих на инновационные процессы в оборонных отраслях. Проведен анализ отраслей, занимающихся инновациями. Предложены меры для активного вовлечения оборонных предприятий в инновационные процессы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the main problems of innovation activity of the Russian defensive enterprises are considered. Main types of innovations in defense industry complex are defined. A number of problems influencing innovative processes in defensive branches is considered. The analysis of the branches which are engaged in innovations is carried out. Measures for active involvement of the defensive enterprises in innovative processes are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы инновационной активности российских оборонных предприятий»

В С. СЕДОВ

Виталий Сергеевич СЕДОВ — аспирант кафедры экономической теории и национальной экономики СПбГЭУ.

В 2008 г. окончил Российскую правовую академию Министерства юстиции РФ.

Автор 7 публикаций.

Область научной специализации — экономическая теория, экономика ОПК.

^ ^ ^

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ*

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) определяет эффективность функционирования высокотехнологичных сфер экономики страны как сегмент экономики, занятый в производстве военной продукции, формирует материальную основу обеспечения безопасности и обороны государства, а также аккумулирует передовые научно-технические достижения. Как будут происходить преобразования в оборонно-промышленном комплексе, где сосредоточен основной производственный и интеллектуальный потенциал страны, в значительной мере зависит от осуществления экономических реформ. ОПК с его высокими технологиями способен придать импульс развитию инновационной деятельности в России.

Главными особенностями развития мировой экономики на современном этапе являются, во-первых, глобализация экономических процессов и, во-вторых, создание и использование высоких технологий и наукоемких продуктов. От эффективности фундаментальных научных исследований, создания инноваций и результатов их внедрения в конкретные технологические направления, от интеллектуального капитала во многом зависит успех экономик промышленно развитых стран.

Вопросы инновационной деятельности в сфере экономического обеспечения национальной экономики в последние десятилетия занимают все более важное место [5]. Сфера инновационной деятельности оборонных предприятий включает в себя разработку и практическое освоение технических, технологических, организационно-экономических и других нововведений. Инновации как результат практического освоения новшества лежат в основе инновационной деятельности оборонных предприятий.

Под инновацией понимается результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума: образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения в производство, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [6].

Продуктовые и процессные инновации являются основными видами инноваций в ОПК. При этом процессные инновации — это новые технологии обработки и проектирования, автоматизированные процессы и производства и др., а продуктовые инновации — готовая продукция, различные образцы или модели готовых изделий, например суда, комплектующие, металлоконструкции и др.

ГРНТИ 06.52.17 ©B.C. Седов, 2013

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Т.А. Селтцееой.

Как известно, наличие эффективной системы маркетинга и сбыта является основным условием для внедрения инноваций. При этом осуществляется связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Однако должного внимания маркетинговой политике предприятий ОПК также не уделяется, о чем свидетельствуют низкие показатели маркетинговых инноваций. По данным предприятий ОПК, маркетинговые инновации заключаются в исследовании спроса на продукцию средствами Интернета, в завоевании новых рынков сбыта путем продвижения бренда, проведения выставок и презентаций и др.

Из этого видно, что у предприятий ОПК очевидно намерение выпускать готовую продукцию, ориентированную на экспорт, и отсутствие стремления к технологической модернизации. О привлечении заказчиков, например, на гражданскую продукцию предприятия не заботятся, а ориентируются на гособоронзаказ (ГОЗ), обеспечивающий размещение заказов среди промышленных организаций и заключение контрактов на поставку вооружения с госгарантиями [1].

Большую часть своей продукции крупнейшие предприятия российского ОПК отправляют на экспорт. Российский оборонно-промышленный комплекс не равняется на остальные страны мира, а идет по «особому пути». Он имеет ярко выраженную экспортную направленность, в отличие от аналогичных сегментов западных стран. США, например, производят 75 % вооружения для себя, а остальное — за границу. Россия, наоборот, 20 % — для внутреннего потребления, 80 % — на экспорт [7].

На инновационные процессы в оборонных отраслях, несмотря на всевозрастающие экспортные поставки, негативное влияние оказывает ряд проблем:

— увеличение среднего возраста сотрудников оборонных предприятий;

— старение производственных мощностей предприятий, на реконструкцию которых не хватает денежных средств;

— усиление экспортной ориентации производства российских вооружений и военной техники за последние несколько лет;

— недостаточное финансирование НИОКР оборонной тематики за последние 15 лет, приводящее к проблемам с разработкой и выпуском в России вооружений и военной техники новых поколений.

Менее половины предприятий в каждой из отраслей занимаются производством инноваций. Лидирует по этому показателю авиационная промышленность — 47,2 % организаций, в судостроении и промышленности обычных вооружений — по 19,1 %, на последнем месте находятся организации промышленности боеприпасов и спецхимии — 14,6 % [3]. При этом большинство оборонных предприятий производят только продуктовые инновации. Наибольшее число организаций (11,5 %), занимающихся производством всех видов инноваций, наблюдается в промышленности боеприпасов и спецхимии, наименьшее (2,9 %) — в промышленности обычных вооружений, в судостроении нет ни одной такой организации. Только маркетинговые инновации производят 3,8 % организаций промышленности боеприпасов и спецхимии, только организационные — 2,4 % предприятий авиационной промышленности. Такая картина свидетельствует практически об отсутствии инновационных процессов в этих организациях [8].

Наибольшая доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции ОПК зафиксирована в авиационной и судостроительной промышленности, наименьшая — в промышленности боеприпасов и спецхимии. Подобная динамика объясняется спецификой развития каждой отрасли ОПК. Так, в радиоэлектронной промышленности жизненный цикл продукции гораздо меньше, чем, например, в судостроении.

Для активного вовлечения оборонных предприятий в инновационные процессы необходимы:

• обеспечение кадрового потенциала для научно-технической и инновационной сферы ОПК, включая подготовку управленческих кадров [4];

• повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие инноваций;

• технологическая модернизация производства [2];

• создание рынка инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу;

• проведение маркетинговой политики, ориентированной на привлечение новых заказчиков на инновационную продукцию на внутреннем рынке;

• совершенствование механизмов управления инновациями в ОПК;

• поддержка «трансфера технологий» между военным и гражданским секторами экономики. Сегодня в условиях возрастающего внимания законодательной и исполнительной власти к протекающим инновационным процессам предприятиям ОПК необходимо обеспечить более существенную поддержку со стороны государства, а также принять законы, предоставляющие гарантии и стимулы для отечественных и зарубежных инвестиций в инновации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабкин A.B., Цыванюк П.В. Особенности конкурсного размещения заказов на создание научно-технической продукции промышленного кластера // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2012. №3 (149). С. 53-60.

2. Бабкина К И. Этапы и особенности стратегического управления развитием промышленного предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 1 (163). С. 73-81.

3. Кудрявцева С. С. Инновационные процессы в ОПК // Россия: тенденции и перспективы развития. Вып. 6. М.: ИНИОН РАН, 2011.

4. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Частно-государственное партнерство в организации профессионального образования в интересах российской промышленности // Экономика и управление. 2012. № 11. С. 36-40.

5. Трофимова Л.А. Особенности формирования технологических платформ в инновационной сфере России // Экономика и управление. 2012. № 3. С. 61-64.

6. URL: http://ru.\\ ikipcdia.0rg/\\ iki/HHH0BaHn« (дата обращения: 28.04.2013).

7. URL: http://www.rusichi-center.ra/e/1110167-sovershenno-sekretao-vooruzhennyie-silyi-rossi (дата обращения: 28.04.2013).

8. URL: http://2000.net.ua/2000/derzhava/ekonomika/78560 (дата обращения: 28.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.