Научная статья на тему 'Проблемы инновационного развития сельских территорий'

Проблемы инновационного развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
NBI-technologies
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРОДВИЖЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TERRITORY MARKETING / RURAL AREAS / PROMOTION / INNOVATIONS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RESEARCH AND TECHNOLOGICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тафинцева Марина Сергеевна

В глобальном экономическом пространстве территории выступают в качестве самостоятельных экономических субъектов, которым приходится конкурировать друг с другом за привлечение необходимых ресурсов в целях обеспечения высокого качества и уровня жизни населения. В статье рассматриваются проблемы возможностей модернизации и внедрения инновационных процессов в сельских территориях. Рассматриваются особенности устойчивого развития сельских территорий, факторы инновационного предпринимательства и проводится оценка его влияния на состояние сельской экономики. Отдельное внимание уделено анализу концепций, программ и проектов в сфере развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of innovative development of rural territories

In global economic space territories act as independent economic agents. They compete with each other to attract necessary resources with a view of achievement a high population standard of living. In article problems of opportunities of modernization and introduction of innovative processes in rural territories are considered. This article considers the features of sustainable development of rural territories, identifies the factors of innovative entrepreneurship, and assesses their influence on the condition of rural economy. Special attention is paid to the analysis of concepts, programmes, and projects in the field of rural territory development.

Текст научной работы на тему «Проблемы инновационного развития сельских территорий»

®

УДК 332.12 ББК 65.042

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

М.С. Тафинцева

В глобальном экономическом пространстве территории выступают в качестве самостоятельных экономических субъектов, которым приходится конкурировать друг с другом за привлечение необходимых ресурсов в целях обеспечения высокого качества и уровня жизни населения. В статье рассматриваются проблемы возможностей модернизации и внедрения инновационных процессов в сельских территориях. Рассматриваются особенности устойчивого развития сельских территорий, факторы инновационного предпринимательства и проводится оценка его влияния на состояние сельской экономики. Отдельное внимание уделено анализу концепций, программ и проектов в сфере развития сельских территорий.

Ключевые слова: маркетинг территории, сельские территории, продвижение, инновации, устойчивое развитие, научно-технический потенциал.

Устойчивое социально ориентированное развитие регионов во многом определяется развитием сельских территорий, обеспечивающих продовольственную безопасность, повышение конкурентоспособности сельской экономики и благосостояние населения. По оценкам специалистов, площадь сельских территорий составляет 2/3 площади территории России.

В субъектах Российской Федерации, несмотря на принимаемые государственные меры по развитию сельских территорий, сохраняется нерешенность многих проблем.

Основные причины такого положения заключаются в применении узкоотраслевого аграрного подхода к управлению развитием сельских территорий, а также отсутствии ком-2 плексной стратегии инфраструктурного обустройства сельских территорий. Это приводит о к несогласованности реализуемых федераль-^ ных и региональных долгосрочных проектов й инфраструктурного обустройства сельских к территорий и углублению кризиса на селе. ^ Активизация социально-экономического © развития сельских территорий относится к

числу важнейших и перспективных задач экономического развития нашей страны. Деятельность хозяйствующих субъектов на сельских территориях должна подкрепляться деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, что может быть реализовано в рамках формирования модели «новой деревни».

В настоящее время развитие сельских территорий привлекает внимание широкого круга специалистов, пытающихся построить концептуальные основы этого процесса. Однако до практических результатов реализации этих теоретических построений, очевидно, еще далеко. И дело здесь не столько и не только в несовершенстве теорий, но и в неготовности самих территорий их принимать. Это объясняется не только финансовыми трудностями, но прежде всего отсутствием или нехваткой центров разработки пилотных проектов развития территорий, учебных площадок в районах по освоению новых производственных технологий, подготовленных специалистов как в производственной, так и в управленческой сферах, технологий ведения хозяйства в современных рыночных условиях, программ перспективного планирования.

Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономичес-

ким и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.

Необходимость модернизации системы территориального управления на основе реализации маркетингового подхода определяется сформировавшимися в субъектах Российской Федерации деструктивными макроэкономическими тенденциями, тормозящими развитие сельских территорий, а также обострением межрегиональной конкуренции на рынке инвестиционных ресурсов и в сфере распределения государственной финансовой поддержки. Устойчивое позиционирование бизнес-структур сельских территорий как активных участников межрегиональных и мировых рынков обеспечивается реализацией стратегий развития их конкурентных преимуществ и позиционирования в системе общественного разделения труда. Эти объективные императивы предопределяют миссию маркетинга сельских территорий, которая состоит в инстру-ментарно-методической поддержке системы территориального управления, нацеленной на достижение устойчивого развития сельских территорий, формирование конкурентных преимуществ, развитие компетенций органов власти сельских территорий по продвижению интересов и формированию благоприятного имиджа территории.

Сельские территории в системе территориального управления, модернизируемого на основе маркетингового подхода, рассматриваются как особые территориальные единицы, где формируется территориально-поселенческая общность, чье население занято в сельскохозяйственном производстве, основным фактором которого является земля. Двойственность структуры объекта маркетинга сельских территорий проявляется в том, что, с одной стороны, это - территориальный

продукт как совокупность материальных благ и услуг, производимых на основе конкурентного позиционирования сельской территории в системе межрегиональных взаимодействий, а с другой - сама территория как комплекс факторов социально-культурной идентификации (имидж, бренд территории, ее социокультурные и этнические особенности), выступающих ориентирами для стейкхолдеров и внешних субъектов в выборе направлений реализации территориального потребительского поведения. Поскольку и территориальный продукт, и сама сельская территория рассматриваются населением в качестве цели потребления, то потребительский выбор зависит от величины издержек, связанных с их использованием, и качества удовлетворения потребностей в проживании и ведении хозяйственной и общественной деятельности в границах конкретной сельской территории [4].

В России назревает потребность в инновационных подходах к развитию сельских (локальных) территорий.

Сельские территории в целом целесообразно разделить на два типа хозяйствования (образа жизни населения):

- зоны массового производства (агропромышленные холдинги с более-менее конкурентоспособной экономикой);

- территории традиционного уклада, где не складывается конкурентоспособная экономика и откуда население (в первую очередь -молодежь) уезжает в города.

Большая часть сельских территорий страны относится ко второму типу хозяйствования. Несмотря на затраты со стороны государства по поддержанию жизнеспособности села, идет процесс пространственного сжатия и депопуляции. Количество насел ен-ных мест и численность сельских жителей сокращается.

В такой ситуации целесообразно рассмотреть возможность перехода к новому конкурентоспособному образу жизни на сельской территории с современной экономикой и инфраструктурой. Это должен быть локальный вариант экономики, развивающейся за счет создания продуктов со все более высоким уровнем добавленной стоимости. Для ее формирования необходимо задействовать все имеющиеся возможности модернизации и инно-

вационного развития для сельских территорий. К числу таких возможностей стоит отнести:

- использование «малых» (малогабаритных) технологий, которые позволяют создавать локальные (то есть немассовые) производства, способные конкурировать на своем рынке с массовой (завозной) продукцией, постепенно «отвоевывая» обратно локальный рынок;

- развитие на селе несельскохозяйственных видов деятельности, рынка услуг, которые могут занять те кадровые ресурсы, каким не находится места в аграрном секторе (или в секторе переработки аграрной продукции);

- укрепление лесной отрасли с производством сопутствующих материалов, в том числе разработкой новых видов товаров на древесной основе;

- сбор, заготовка и переработка дикоро-сов, что имеет явный потенциал для выхода на потребительский рынок;

- развитие рыбохозяйственной деятельности;

- формирование инфраструктуры и услуг в сфере сельского (так называемого «экологического») туризма, в том числе определение инновационных туристических продуктов.

Все это может быть успешно совмещено с привнесением на сельские территории маркетинговых технологий («брендинг» и маркетинг мест), развитием онлайновых видов бизнеса, а также с развитием более традиционных форм малого хозяйствования на селе -фермерства, личных подсобных хозяйств.

Важнейшим условием для этого является развитие микрокредитования, кредитных кооперативов и прочих форм обретения финансовой самостоятельности малых хозяйственных структур, а также использование фран-чайзинговых схем организации производства и обслуживания.

В качестве экономических целей развития села на сегодняшний день следует рассматривать обеспечение полной постоянной занятости трудоспособного населения, обеспечение эффективного использования земельных и природных ресурсов, обеспечение благоприятной окружающей природной среды. При этом не менее важной является такая социальная задача, как обеспечение основных социальных услуг населению на уровне не

ниже городского. Значимыми сферами в этом смысле прежде всего являются дошкольное и школьное образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные услуги (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водо-отведение), связь и транспорт, дорожная сеть, услуги учреждений культуры.

Развитие хозяйственной деятельности на селе предполагает активное участие в этом процессе органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится поддержка сельскохозяйственного производства, а к вопросам местного значения поселений - содействие в развитии сельскохозяйственного производства. В рамках данных полномочий и с использованием механизмов межмуниципального сотрудничества целесообразно разрабатывать и осуществлять комплексные программы внедрения инновационных хозяйственных форм в сельских поселениях.

К сожалению, в России доля пустующих населенных пунктов и с численностью населения менее 10 чел. составляет 30,8 % от их общей численности. Иногда это подается как естественные тенденции, и не учитывается негативный опыт других стран, которые уже вышли на исправление подобных ошибок. К примеру, США с середины 60-х гг. вступили в этап деурбанизации, а с 1980 по 2000 г. численность сельского населения США выросла на 6,4 млн чел. за счет городского [1].

Сегодняшние проблемы села вызваны, прежде всего, тем, что эпоха глобализации, формирование транснационального рынка продовольствия впервые в истории вывели отечественный АПК в состояние прямой конкуренции с зарубежными производителями. Однако проблемы формирования равных конкурентных условий работы АПК антимонопольным законодательством не контролируется ни по отношению к фермерам развитых стран, ни по отношению к внутрироссийской межотраслевой конкуренции.

В сельском хозяйстве не существует какого-то одного универсального подхода к решению тех задач, которые стоят перед агропромышленным комплексом. Такие отрасли, как животноводство, растениеводство,

овощеводство, производство льна, требуют своего индивидуального подхода. Хотя, конечно, есть и общие проблемы, которые тормозят эффективное развитие села. Это вопросы газификации и водоснабжения, модернизации аграрного производства, реализации сельхозпродукции производителей из разных регионов. Для того чтобы не только поддержать село, но и придать ему мощный импульс для дальнейшего развития, необходимо продумать и реализовать ряд мер для инновационного комплексного развития сельских территорий, привлекать в село молодых специалистов, улучшать производственную и социальную инфраструктуру села. И определенные шаги в этом направлении уже делаются [3].

Выбор приоритетов инновационного развития должен осуществляться на основе анализа потребностей производства, существующих и прогнозных ресурсов, спро-совых и инфраструктурных ограничений, передового опыта и достижений в научно-технической сфере.

В настоящее время сельские территории испытывают высокую потребность в диверсификации экономической деятельности, обновлении материально-технической базы производства, усилении кадрового состава и значительном повышении уровня эффективности муниципального управления.

Цель инновационно-инвестиционной деятельности на уровне сельских территорий должна состоять в выработке и реализации системы приоритетов, создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие экономики сельскохозяйственных территорий в соответствии с перспективной стратегией. В рамках этого важную роль играет формирование научно-технического и технологического потенциала, адекватного динамично развивающейся рыночной экономике, отвечающего стратегии устойчивого развития, ресурсным возможностям территории, требованиям эффективности его использования для обеспечения конкурентоспособности экономики, духовного развития, повышения качества жизни сельского населения.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- провести обзор выполненных проектов преобразования данной территории;

- рассмотреть основные методы управления устойчивым развитием сельских территорий;

- выбрать систему для поддержки принятия управленческих решений и проведения комплексного анализа социально-экономического потенциала;

- разработать систему сбалансированных показателей уровня социально-экономического развития сельских территорий РФ, которая применена для оценки уровня развития экономики и природного потенциала;

- произвести оценивание, моделирование и определение трендов выбранной системы показателей в условиях неопределенности информации;

- провести систематизацию источников информации и собрать фактический и статистический материал для SWOT-анализ природных ресурсов, уровня экономического развития и социальной сферы территории;

- разработать комплекс инвестиционных проектов, создающих основу устойчивого развития территории, состоящий из взаимоувязанных инвестиционных проектов.

Для реализации мероприятий по инновационно-инвестиционной деятельности на конкретной территории должна быть предложена комплексная экономико-математическая модель территории, которая определяет специфику сельских территорий. Должна быть определена система сбалансированных показателей, отражающих экономическую и социальную ситуацию территории, а также ее природный и ресурсный потенциал, разработаны для измерения показателей специальные измерительные шкалы, ориентированные на применение в условиях неопределенности, неточности и неполноты информации, а также на использование как количественных, так и качественных оценок.

Также целесообразно построить динамические модели основных показателей развития территории, оценить риски и потенциалы конкретной территории, оценить современное состояние и сформулировать основные перспективные направления развития территории, разработать комплексную инновационно-инвестиционную модель развития территории, оп-

ределяющую основные направления социально-экономического развития, и разработать комплекс бизнес-предложений [2].

Значимость инновационного развития сельских территорий такова, что этот вопрос должен быть рассмотрен масштабно. Необходимо создать региональные центры инновационного развития, агентства сельского территориального развития, сельские бизнес-инкубаторы; обеспечить приоритетное рассмотрение вопросов технологического развития сельского хозяйства и местного производства в сельских поселениях, в том числе вопросы передачи и внедрения технологий, работающих на возобновляемых ресурсах.

Таким образом, практическая реализация концепции инновационного развития сельских территорий в сельских районах с разным уровнем социально-экономического развития и степени адаптации принципов маркетинга в системе территориального управления способствует повышению результативности деятельности территориальных органов власти, проявляющейся в увеличении объемов привлекаемых инвестиционных ресурсов и бизнес-структур для развития сельскохозяйственных отраслей, модернизации производства, а также развитию новацион-

ных отраслей, способствуя оживлению финансово-бюджетных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефимов, В. А. Аграрные вузы в решении проблем инновационного комплексного развития сельских территорий : выступление ректора С.-Пе-терб. Гос. Аграр. ун-та на встрече с делегацией Правительства РФ в г. Пушкин / В. А. Ефимов. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://m3ra.ru/ 2008/04/14/complex-territory-development/. - Загл. с экрана.

2. Звягин, Л. С. Концептуальные аспекты инновационной деятельности для развития региональных сельских территорий / Л. С. Звягин // Молодой ученый. - 2012. - Т. 1, №> 1. - С. 104-109.

3. Порфиров, П. А. Сельскому хозяйству нужны инновации / П. А. Порфиров // Бизнес-территория : журнал о стратегии развития территории и бизнеса. - Электрон. текстовые дан. - Режим дос-тупа:http://www.biz-ter.ru/articles/&art_id=697. -Загл. с экрана.

4. Радченко, В. П. Маркетинг сельских территорий в системе территориального управления: принципы, инструментарный аппарат : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Радченко Валентина Петровна. - Ростов н/Д, 2011. - 58 с.

PROBLEMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

M.S. Tafintseva

In global economic space territories act as independent economic agents. They compete with each other to attract necessary resources with a view of achievement a high population standard of living. In article problems of opportunities of modernization and introduction of innovative processes in rural territories are considered. This article considers the features of sustainable development of rural territories, identifies the factors of innovative entrepreneurship, and assesses their influence on the condition of rural economy. Special attention is paid to the analysis of concepts, programmes, and projects in the field of rural territory development.

Key words: territory marketing, rural areas, promotion, innovations, sustainable development, research and technological potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.