Научная статья на тему 'Проблемы инновационного развития Российской Федерации'

Проблемы инновационного развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государство / инновационное развитие / инновационные функции / инновационная активность / state / innovative development / innovative functions / innovative activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виолетта Владимировна Лахно, Екатерина Евгеньевна Сиргиенко, Сергей Николаевич Косников

Государство является главным субъектом, осуществляющим общественное управление. Соответственно, процессы государственного управления оказывают влияние на создание и распространение инноваций на всей территории РФ. Государство оказывает ключевое влияние на систему разделения труда. Использование новых технологий и инноваций позволяет обеспечить развитие экономики, провести технологическую и социальную модернизацию. Инновационные технологии обуславливают расширение и развитие производства, позволяют создавать новые рабочие места, обеспечить высокий уровень военной, экономической и технологической безопасности. Успешная реализация направлений инновационного развития позволяет обеспечить экономическую безопасность. Цель статьи — рассмотрение проблем инновационного развития Российской Федерации на современном этапе. При написании работы использованы общенаучный метод анализа, синтеза и сравнения, обобщения и индукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Виолетта Владимировна Лахно, Екатерина Евгеньевна Сиргиенко, Сергей Николаевич Косников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of innovative development of the Russian Federation

The state is the main entity exercising public administration. Accordingly, the processes of public administration have an impact on the creation and dissemination of innovations throughout the territory of the Russian Federation. The state has a key influence on the system of division of labor. The use of new technologies and innovations makes it possible to ensure the development of the economy, to carry out technological and social modernization. Innovative technologies determine the expansion and development of production, create new jobs, and ensure a high level of military, economic and technological security. Successful implementation of the directions of innovative development helps to ensure economic security. The purpose of the article is to consider the problems of innovative development of the Russian Federation at the present stage. When writing the work, the general scientific method of analysis, synthesis and comparison, generalization and induction was used.

Текст научной работы на тему «Проблемы инновационного развития Российской Федерации»

Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 133—136. АибЩоигпв1. 2022;(1): 133—136.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 338

Ьсн: 10.24411/1727-8058-2022-1-133-136 N11014: 2017-0074-1/22-023 МОБШЕй: 77/27-021-2022-01-223

Проблемы инновационного развития Российской Федерации

Виолетта Владимировна Лахно1, Екатерина Евгеньевна Сиргиенко2, Сергей Николаевич Косников3

11 2' 3 Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

1 letta20001@bk.ru

2 ekaterina.sirgienkc@yandex.ru

3 snkcsnikcv@gmail.ccm

Аннотация. Государство является главным субъектом, осуществляющим общественное управление. Соответственно, процессы государственного управления оказывают влияние на создание и распространение инноваций на всей территории РФ. Государство оказывает ключевое влияние на систему разделения труда. Использование новых технологий и инноваций позволяет обеспечить развитие экономики, провести технологическую и социальную модернизацию. Инновационные технологии обуславливают расширение и развитие производства, позволяют создавать новые рабочие места, обеспечить высокий уровень военной, экономической и технологической безопасности. Успешная реализация направлений инновационного развития позволяет обеспечить экономическую безопасность.

Цель статьи — рассмотрение проблем инновационного развития Российской Федерации на современном этапе.

При написании работы использованы общенаучный метод анализа, синтеза и сравнения, обобщения и индукции.

Ключевые слова: государство, инновационное развитие, инновационные функции, инновационная активность

Для цитирования: Лахно В.В., Сиргиенко Е.Е., Косников С.Н. Проблемы инновационного развития Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 133—136. doi: 10.24411/1727-80582022-1-133-136.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

Problems of innovative development of the Russian Federation

Violetta V. Lakhno1, Ekaterina E. Sergienko2, Sergey N. Kosnikov3

1 2' 3 Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

1 letta20001@bk.ru

2 ekaterina.sirgienko@yandex.ru

3 snkosnikov@gmail.com

Abstract. The state is the main entity exercising public administration. Accordingly, the processes of public administration have an impact on the creation and dissemination of innovations throughout the territory of the Russian Federation. The state has a key influence on the system of division of labor. The use of new technologies and innovations makes it possible to ensure the development of the economy, to carry out technological and social modernization. Innovative technologies determine the expansion and development of production, create new jobs, and ensure a high level of military, economic and technological security. Successful implementation of the directions of innovative development helps to ensure economic security.

© Лахно В.В., Сиргиенко Е.Е., Косников С.Н., 2022

The purpose of the article is to consider the problems of innovative development of the Russian Federation at the present stage.

When writing the work, the general scientific method of analysis, synthesis and comparison, generalization and induction was used.

Keywords: state, innovative development, innovative functions, innovative activity For citation: Lakhno V.V., Sergienko E.E., Kosnikov S.N. Problems of innovative development of the Russian Federation // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2022;(1): 133—136. (In Russ.). doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-133-136.

Статистические данные инновационной активности РФ говорят о том, что количество предприятий, применяющих технологические, организационные, маркетинговые инновации составляет менее 15%, а доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме составляет 6,5% [2]. Масштабы инновационного развития в Российской Федерации остаются небольшими, поэтому необходимо проводить эффективную реализацию инновационной функции государства [5, с. 2-5].

Инновационные функции Российской Федерации представляют собой основные направления деятельности государства, которые обусловлены объективно существующими потребностями общественной жизни, связаны с социальным назначением государства. Инновационные функции Российской Федерации предусмотрены в нормативных правовых актах. Речь идет о качественной поддержке создания и внедрения инноваций во все сферы, а также о разработке и принятии мер для стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, об обеспечении интересов инноваторов [3, с. 41—44].

Формирование и реализация государством основных направлений развития общества в настоящий момент должно предусматривать использование достижений научно-технического прогресса. Деятельность государства и его органов в настоящее время должна быть сосредоточена на решении инновационных задач, а также на развитии науки и новых технологий [6].

Инновационные функции государства представляют собой самостоятельные функции в общей системе государственных функций, являются относительно обособленными направлениями деятельности государства, основаны на сознании и поведении людей. Инновационные функции государства основаны на законах, а также иных нормативных правовых актах, которые содержат в себе

нормы об инновационной деятельности, направлены на стимулирование инновационной деятельности. Направления государственной политики, связанные с развитием инноваций и реализацией инновационной функции государства, включают в себя установление на высшем уровне направлений, их законодательное закрепление и финансирование, разработку соответствующих государственных программ, налоговых льгот и иных условий и форм финансовой поддержки.

Реализация инновационной функции государства обеспечивается путем закрепления соответствующих направлений государственной политики, законодательным обеспечением, правовым закреплением направлений реализации инновационной политики, разработкой и установлением норм и положений, которые регламентируют заключение и исполнение соответствующих договоров, а также гражданско-правовую защиту объектов интеллектуальной собственности, условия юридической ответственности за нарушение интеллектуальных права. Реализация инновационной функции происходит путем создания инновационной инфраструктуры, а также посредством внедрения инновационных технологий в систему государственного управления, в сферы обороны и безопасности, проведение планирования процесса правотворчества, направленного на развитие и поддержку интенсивного развития науки и образования, на применение инновационных технологий в государственном управлении [1].

Государство осуществляет реализацию инновационной функции путем применения соответствующей пропаганды, воздействия на общественное сознание, правосознание и обеспечения возникновения позитивного отношения к инновациям и инновационному развитию. В рамках реализации инновационной функции государства необходимо определить роль и место государства в системе инновационной активности, разработать адекватное законодательное обеспечение, обос-

новать установление конкретных форм нормативных правовых актов для воздействия на те или иные направления инновационной деятельности, а также устранить имеющиеся законодательные пробелы. Помимо этого, необходимо постоянно совершенствовать методы государственного регулирования инновационным развитием.

При реализации инновационной функции государство должно обеспечить формирование конкурентной экономической среды. Сформировать конкурентную экономическую среду важно, поскольку конкуренция в условиях рыночной экономики позволяет активно внедрять в производство инновационные процессы. При исполнении государством инновационных функций необходимо основываться на таких принципах, как системность, целенаправленность, иерархичность, непрерывность, научность, гибкость, эффективность.

Принцип системности связан с тем, что все элементы инновационного развития сочетаются между собой, рассматриваются как совокупность, целостная система, которая характеризуется внутренним единством.

Принцип целенаправленности предусматривает ориентацию на жизнеобеспечение общества путем обеспечения высоких темпов инновационной активности, поощрения инновационной активности в различных ее проявлениях. Принцип иерархичности предусматривает многоуровневое проявление государственного воздействия на общественную жизнь для активизации инновационной деятельности в РФ. Такое воздействие осуществляется как на уровне отдельных правовых источников, так и на уровне целых отраслей права [7]. Принцип непрерывности предусматривает оказание постоянного государственно-правового воздействия на общество. Важно не только оказывать воздействие на участников общества, но и постоянно планировать и проводить мероприятия, направленные на развитие государственной инновационной политики, проводить анализ данной работы, а также пропагандировать общественное инновационное развитие, применяя имеющиеся средства и механизмы. Принцип научности предусматривает научное обоснование реализации инновационной функции путем применения прогрессивных научных идей, обеспечения постоянного качественного развития. В связи с этим необходимо обратить внимание на использование достижений различных общественных наук [4]. Принцип гибкости связан с тем, что отдельные органы государственного управления в процессе реализации государст-

венной инновационной политики должны располагать адекватными и оперативными средствами реагирования на различные изменения. Принцип эффективности предполагает использование оптимального соотношения результатов реализации инновационной функции и затрат, которые осуществляются в процессе ее реализации. При реализации инновационной функции речь идет об использовании инновационной деятельности как ориентира в развитии.

Закрепление приоритета инновационного развития на законодательном уровне как основы развития РФ необходимо для полноценного функционирования всего государственного аппарата. Установление приоритета инновационной деятельности как главного ориентира государственной политики представляет собой важную предпосылку для новаторской активности как государственного аппарата, так и населения. Это позволит оказать стимулирующее воздействие на креативность государственных служащих, а также привлечь новых сотрудников государственного аппарата, которые могут решать задачи инновационного развития [8].

Так, дальнейшее совершенствование инновационного развития РФ требует разработки специального законодательного акта, который будет регулировать комплекс отношений в инновационной сфере. Преимущества данного подхода связаны с внесением упорядоченности в систему правовых актов, а также устранением коллизий и противоречий. Инновационный кодекс представляет собой правовую основу инновационного развития, поэтому должен носить комплексный характер, включать в себя понятия, связанные с инновационной деятельностью, устанавливать активизацию инновационной деятельности как долгосрочной перспективы, закреплять на законодательном уровне основные принципы реализации государственной инновационной политики, а также полномочия государственных органов [6].

Выводы. Важно проводить соответствующую налоговую политику, что позволит оказывать стимулирующее воздействие на новаторскую активность. Использование налоговых инструментов для стимулирования инновационной деятельности предусматривает совокупность подходов и решений, позволяющих оказывать поддержку и стимулирование проявлений инновационной активно -сти со стороны юридических и физических лиц. В таком ключе уместно говорить об использовании целевых налоговых льгот, кото-

рые зависят от применения инновационных технологий на производстве. Таким образом, реализация инновационной политики РФ на современном этапе представляет собой важнейший фактор развития всех сфер жизни российского общества.

Список источников

1. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РГ-Пресс, 2019.

2. Российский статистический ежегодник. 2020. М.: Росстат, 2020.

3. Степаненко Д.М. Инновационная функция государства и ее содержательные характеристики // Российская юстиция. 2017. № 12. С. 41—44.

4. Степаненко Д.М. Инновационная функция Российского государства как ключевой фактор его развития в XXI веке // Российская юстиция. 2020. № 4. С. 5—8.

5. Степаненко Д.М. Правотворческая форма реализации инновационной функции государства // Российская юстиция. 2018. № 4. С. 2—5.

6. Тихомиров Ю.А. Государство. М.: Норма; ИНФРА-М, 2019.

7. Худеева В.В., Юхачев С.П. Развитие инновационной экономики: роль и место в системе экономической безопасности Российской

Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2019. № 1.

8. Эрхард Л. Благосостояние для всех: пер. с нем. М.: Дело, 2018.

References

1. Popov L.L, Migachev Yu.I. Administrative law of the Russian Federation: textbook / otv. ed. L.L. Popov. 2nd ed., Rev. and add. M.: RG-Press, 2019.

2. Russian statistical yearbook. 2020. M.: Rosstat, 2020.

3. Stepanenko D.M. The innovative function of the state and its substantive characteristics // Russian justice. 2017. No. 12. P. 41—44.

4. Stepanenko D.M. The innovative function of the Russian state as a key factor in its development in the XXI century // Russian justice. 2020. No. 4. P. 5—8.

5. Stepanenko D.M. Law-making form of implementation of the innovative function of the state // Russian justice. 2018. No. 4. P. 2—5.

6. Tikhomirov Yu.A. State. M.: Norma; IN-FRA-M, 2019.

7. Khudeeva V.V., Yukhachev S.P. Development of an innovative economy: the role and place in the system of economic security of the Russian Federation // Socio-economic phenomena and processes. 2019. No. 1.

8. Erhard L. Well-being for all: trans. with him. M.: Delo, 2018.

Информация об авторах

B.В. Лахно — студент факультета управления; Е.Е. Сиргиенко — студент факультета управления;

C.Н. Косников — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической кибернетики.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

V.V. Lakhno — student of the faculty of management; E.E. Sergienko — student of the faculty of management;

S.N. Kosnikov — candidate of economic sciences, associate professor of economic cybernetics department.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.12.2021; одобрена после рецензирования 16.01.2022; принята к публикации 16.02.2022. The article was submitted 16.12.2021; approved after reviewing 16.01.2022; accepted for publication 16.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.