Научная статья на тему 'Проблемы инклюзии и социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Проблемы инклюзии и социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРНЕТ / IT-ТЕХНОЛОГИИ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА НА ЗАНЯТИИ / INCLUSIVE EDUCATION / SOCIAL SUCCESS / INDIVIDUALS WITH DISABILITIES / COMPLEX APPROACH / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / PROJECT TECHNOLOGY TEACHING / SOCIAL ENVIRONMENT / INTERNET / IT-TECHNOLOGY / THE SITUATION OF SUCCESS IN CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шейн Ю.П., Шейна Л.П.

Статья представляет относительно новые аспекты применения системно-деятельностного и комплексного подходов, проектных технологий в разработке проблематики инклюзии и социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья. С применением системного подхода, анализа реалий информационного общества сделаны существенные замечания в современной трактовке понятия «социальная среда». Проведен предметный анализ трактовки понятия «социальная успешность» в отечественной науке. Обобщены позиции комплексного и системнодеятельностного подходов, их приоритетные аспекты в разработке проблематики социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Комплексный подход, по мнению авторов, должен включать несколько приоритетных аспектов, в том числе комплекс работ по созданию материально-технической базы, безбарьерной среды и социальных гарантий для лиц с ограниченными возможностями здоровья; комплекс социальных, психологических, педагогических и других условий для удовлетворения потребностей субъекта исследования в социальной успешности и жизненной самореализации, что обуславливает междисциплинарный научный характер; комплекс мер социума по обеспечению социальной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инновационные проектные технологии инклюзивного образования и другие. В статье актуализируются поиск и внедрение комплекса социальных, психолош-педагогических и других необходимых условий для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальной успешности и жизненной самореализации, теоретическая и практическая разработка комплекса обеспечения их социальной реабилитации и социальной интеграции. Обосновывается необходимость учебно-методического обеспечения и использования дистанционного, в том числе индивидуального, онлайн-обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В данном аспекте становятся востребованными технологии инклюзивного образования. Обоснован проектный подход к планированию и организации инклюзивного образовательного процесса. Представлены основные положения работы в команде учебного проекта лицами с ограниченными возможностями здоровья для выработки необходимых профессиональных компетенций. Представленные положения имеют определенную научную и прикладную ценность, могут быть применены в практике инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шейн Ю.П., Шейна Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of inclusion and social success of individuals with disabilities

Using system approach, analysis of the realities of the information society, made significant observations on the modern interpretation of the notion «social environment». Conducted substantive analysis of the interpretation of the concept of «social success» in domestic science. Generalized complex and system-activity approaches, their priority aspects in the development perspective of social success of individuals with disabilities. An integrated approach, according to the authors, should include some key aspects, including the complex of works on creation of material-technical base, barrier free environment and social security for persons with disabilities; the range of social, psychological, pedagogical and other conditions to meet the needs of research subjects in social success and life fulfillment, which leads interdisciplinary research; complex measures of the society to ensure social rehabilitation and social integration of persons with disabilities, including innovative design and technology, inclusive education and others. The article updated the search and introduction of complex social, psychological and other necessary conditions to meet the needs of persons with disabilities in social success and life fulfillment, theoretical and practical development of a complex to ensure their social rehabilitation and social integration. The necessity of training and methodological support and using remote, including individual, online training of persons with disabilities. This aspect become a popular technology for inclusive education. Grounded design approach to planning and organizing inclusive educational process. The key provisions of the teamwork training project for persons with disabilities to develop the necessary professional competencies. The presented statements have a certain scientific and practical value, can be applied in the practice of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Проблемы инклюзии и социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Шеин Ю.П.

кандидат социологических наук, доцент,

кафедра туризма и гостеприимства ФГБОУВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Шеина Л.П.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», Россия, г. Уфа

УДК 376.1

проблемы инклюзии и социальной успешности лиц

с ограниченными возможностями здоровья

Статья представляет относительно новые аспекты применения системно-деятельностного и комплексного подходов, проектных технологий в разработке проблематики инклюзии и социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С применением системного подхода, анализа реалий информационного общества сделаны существенные замечания в современной трактовке понятия «социальная среда». Проведен предметный анализ трактовки понятия «социальная успешность» в отечественной науке. Обобщены позиции комплексного и системно-деятельностного подходов, их приоритетные аспекты в разработке проблематики социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Комплексный подход, по мнению авторов, должен включать несколько приоритетных аспектов, в том числе комплекс работ по созданию материально-технической базы, безбарьерной среды и социальных гарантий для лиц с ограниченными возможностями здоровья; комплекс социальных, психологических, педагогических и других условий для удовлетворения потребностей субъекта исследования в социальной успешности и жизненной самореализации, что обуславливает междисциплинарный научный характер; комплекс мер социума по обеспечению социальной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инновационные проектные технологии инклюзивного образования и другие.

В статье актуализируются поиск и внедрение комплекса социальных, психолого-педагогических и других необходимых условий для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальной успешности и жизненной самореализации, теоретическая и практическая разработка комплекса обеспечения их социальной реабилитации и социальной интеграции. Обосновывается необходимость учебно-методического обеспечения и использования дистанционного, в том числе индивидуального, онлайн-обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В данном аспекте становятся востребованными технологии инклюзивного образования.

Обоснован проектный подход к планированию и организации инклюзивного образовательного процесса. Представлены основные положения работы в команде учебного проекта лицами с ограниченными возможностями здоровья для выработки необходимых профессиональных компетенций. Представленные положения имеют определенную научную и прикладную ценность, могут быть применены в практике инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, социальная успешность, лица с ограниченными возможностями здоровья, комплексный подход, системно-деятельностный подход, проектные технологии обучения, социальная среда, Интернет, ^-технологии, ситуация успеха на занятии.

The article is about new aspects of the system-active and integrated approaches, project technology in the development issues of inclusion and social success of individuals with disabilities.

the problems of inclusion and social success of individuals with disabilities

Using system approach, analysis of the realities of the information society, made significant observations on the modern interpretation of the notion «social environment». Conducted substantive analysis of the interpretation of the concept of «social success» in domestic science. Generalized complex and system-activity approaches, their priority aspects in the development perspective of social success of individuals with disabilities.

An integrated approach, according to the authors, should include some key aspects, including the complex of works on creation of material-technical base, barrier free environment and social security for persons with disabilities; the range of social, psychological, pedagogical and other conditions to meet the needs of research subjects in social success and life fulfillment, which leads interdisciplinary research; complex measures of the society to ensure social rehabilitation and social integration of persons with disabilities, including innovative design and technology, inclusive education and others.

The article updated the search and introduction of complex social, psychological and other necessary conditions to meet the needs of persons with disabilities in social success and life fulfillment, theoretical and practical development of a complex to ensure their social rehabilitation and social integration. The necessity of training and methodological support and using remote, including individual, online training of persons with disabilities. This aspect become a popular technology for inclusive education.

Grounded design approach to planning and organizing inclusive educational process. The key provisions of the teamwork training project for persons with disabilities to develop the necessary professional competencies. The presented statements have a certain scientific and practical value, can be applied in the practice of inclusive education.

Key words: inclusive education, social success, individuals with disabilities, complex approach, system-activity approach, project technology teaching, social environment, Internet, IT-technology, the situation of success in class.

Теме социальной успешности и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в отечественной науке посвящено достаточно много научных трудов, методических разработок [1, 3, 5 и др.]. В этой статье постараемся обосновать относительно новые аспекты применения системно-деятельностного и комплексного подходов, а также проектных технологий к разработке проблематики инклюзии и социальной успешности лиц с ОВЗ.

Принимаем определение инклюзии как процесса, «в котором что-либо включается, то есть охватывается, вовлекается, входит в состав, как часть целого» [4]. То есть инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и их сверстников без ОВЗ.

Многие исследователи, включая нас, разделяют мнение, что российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского [1], который еще в 1920-е годы мыслил личность и среду как целостность. Согласно его позиции, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Применив системный подход и анализ реалий информационного общества, сделаем некоторые существенные замечания в трактовке понятия «среда» нашего времени:

1. В последние десятилетия ХХ века и тем более в настоящий период понятие среды, в первую очередь социальной среды и отношений коммуникации, все более усложняется под действием распространения Интернета и сетевых 1Т-технологий. Если раньше под термином «среда», в первую очередь, понималось ближнее социальное окружение индивида, его референтные группы (семья, класс, двор и так далее),

то в настоящее время понятие «среда» приобрело явную иерархию таксономий: от микросреды (прежнее понимание термина) до мезосреды (региональный, федеральный уровни) и макросреды (глобальный уровень).

2. Значимость и результативность воздействия макросреды нельзя недооценивать, свидетельством чему «цветные революции» в ряде стран при внешнем стимулировании «хозяев» Интернета, сильное проникновение в среду, в первую очередь в молодежную, общение, включая межконтинентальное, в социальных сетях, в чатах, на форумах и так далее. То есть развитие Интернета, с одной стороны, стирает грани пространства среды и выводит восприятие среды в сложной конфигурации от микросреды и вплоть до глобального уровня. С другой стороны, развитие Интернета как глобальной сети приводит к осознанию аналитиками опасности размывания в головах соотечественников, особенно молодых людей, их самосознания и самоидентификации: гражданской, этнической, мировоззренческой.

3. Поэтому преподаватель обязан прививать обучающимся культуру коммуникации в Интернете и способы развития своих компетенций за счет использования его богатых ресурсов, объяснять полезные стороны его применения в образовании и проектной деятельности, но и предупреждать о «подводных камнях»,которые онтаит(хакерство,вирусы,спам,дез-информация, провокации и т. д.).

4. Современные социальная среда и социальные связи динамичны, что вызывает дополнительные сложности социальной адаптации для лиц с ОВЗ, психологическую неустойчивость, неуверенность в возможностях своей социальной успешности.

Разработке понятия «социальная успешность» в отечественной науке посвящено много работ. Общие у большинства авторов позиции в трактовке понятия социальной успешности: субъективно переживаемое состояние личности и позитивная оценка/самооценка включенности в систему социальных связей и отношений; социально-психологическое явление; объективные аспекты трактовки социальной успешности - продукт целевой деятельности человека; достигнутая результативность в достижении намеченных целей и задач; обеспечение условий развития личности обучающегося, превращение его из пассивного объекта в субъекта собственной учебной деятельности и так далее.

Очевидно, что в обывательском восприятии сущность социальной успешности представляет собой комплекс субъектно-значимых успехов в личной и семейной жизни, в образовательной, профессиональной и социальной деятельности.

Проблематика социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, должна разрабатываться с позиций комплексного и системно-деятельностного подходов, а также применения проектных технологий в данной сфере науки и практики.

Комплексный подход в данном случае должен включать несколько приоритетных аспектов:

1. Комплекс работ общества, государства по созданию материально-технической базы, безбарьерной среды и социальных гарантий для лиц с ОВЗ, то есть проблематика упирается в ресурсы, которые могли бы обеспечить достойное качество жизни лиц с ОВЗ.

2. Комплекс социальных, психологических, педагогических и других условий для удовлетворения потребностей субъекта исследования (лица с ОВЗ) в социальной успешности и жизненной самореализации, то есть проблематика исследования носит междисциплинарный научный характер.

3. Комплекс мер социума по обеспечению социальной реабилитации и социальной интеграции лиц с ОВЗ, включая инновационные проектные технологии инклюзивного образования и другие.

Напомним, в нашей статье 2014 года [2] среди других результатов опроса экспериментальной и контрольной групп было зафиксировано, что у слабовидящих учащихся приоритетными критериями успешности, в отличие от учащихся без дефектов здоровья, главными по рангу стали здоровье (34 %), дружба со сверстниками и доверительные отношения со взрослыми (28 %), успешная учеба (25 %).

То есть сами лица с ОВЗ во главу угла ставят работу государства по сбережению здоровья и физической реабилитации граждан, и лишь после этого стоят приоритеты социальных отношений и образования. Эти результаты коррелируют с вышеизложенной последовательностью приоритетных аспектов.

Но в выявленном и кроется одна из важных проблем жизненной позиции не только лиц с ОВЗ, но и менталитета большинства россиян - в патерналистском настрое, уповании на государство, которое должно решать все жизненные проблемы граждан.

В снижении этой психологической зависимости и формировании такого личностного качества, как способность успешной самостоятельной учебной и производительной деятельности, заложены основы успешной жизненной стратегии и лиц с ОВЗ, и всех россиян.

В этом контексте актуализируются второй и третий аспекты, а именно результативная работа социологов, психологов, педагогов, методистов, логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, врачей-реабилитологов и других профессионалов, их работа в команде инновационного проекта, целями и задачами которого являются:

1. Поиск и внедрение комплекса социальных, психолого-педагогических и других необходимых условий для удовлетворения потребностей лиц с ОВЗ в социальной успешности и жизненной самореализации.

2. Теоретическая и практическая разработка комплекса обеспечения социальной реабилитации и социальной интеграции лиц с ОВЗ.

Такой проект потребует интегральной межпредметной разработки и внедрения в образовательную практику инновационных проектных технологий инклюзивного образования и других эффективных методов.

Причем базируются в материально-техническом отношении эти образовательные методы и технологии на современных средствах, в том числе специальных аудиовизуальных обучающих средствах, и ресурсах Интернета. В ряде случаев будет целесообразно подготовить учебно-методическое обеспечение и использовать дистанционное, в том числе индивидуальное, онлайн-обучение лиц с ОВЗ.

Современные 1Т-технологии и, что особенно важно, технологии самостоятельной системной деятельности, освоенные обучающимися в основной период обучения и в последующем, позволяют применять технологии удаленной работы («хоум офис» и др.) и, как следствие, получить позитивные результаты личностной самореализации, успех спроектированной жизненной стратегии лиц с ОВЗ.

Здесь и становятся востребованными технологии инклюзивного образования. Коммуникация по поводу образования преподавателя с обучающимся не должна ограничиваться рамками аудиторных занятий.

Используя 1Т-технологии, в том числе коммуникацию в Интернете, и технологии самостоятельной системной образовательной деятельности, можно в какой-то мере решить проблемы обеспечения безбарьерной среды в образовании, внедрения онлайн-образования.

Как нами уже отмечалось, организация и ведение эффективного образовательного процесса в высшей школе, в частности, для лиц с нарушениями слуха, должны быть основаны как минимум на личностно-ориентированном, комплексном, системно-деятель-ностном, социально-интеграционном принципах. То есть на тех принципах, которые по большому счету подразумевают технологии человекосбережения [7].

Комплексный принцип в контексте обеспечения образовательного процесса для лиц с ОВЗ как минимум должен включать следующие актуальные аспекты:

1. Заранее подготовленные и уже имеющиеся в вузе технологические и социально-педагогические и другие условия осуществления самого образовательного процесса, включая освоение сурдопедагогики теми преподавателями, которые будут работать со студентами, полностью лишенными слуха.

2. Эффективные технические и научно-методические средства обучения, в том числе комплекс визуального, коммуникативного и сопутствующего обеспечения, включая целесообразные для данных лиц информационно-телекоммуникационные технологии, дидактические, технические и иные образовательные средства, а также индивидуальный подход в обучении.

3. Обеспечение комфортного психологического состояния в процессе образования и создание условий для социальной интеграции лиц с нарушениями слуха.

4. Опережающая работа служб и преподавателей вуза по обеспечению последующего трудоустройства выпускников с нарушениями слуха.

5. Материально-техническое, инфраструктурное обеспечение, в том числе путем создания комфортной среды для лиц с нарушениями слуха.

При этом усилия соответствующих служб и преподавателей вузов по образовательному обеспечению студентов с ОВЗ должны исходить из таких образовательных программ, которые найдут спрос на рынке труда. То есть сам процесс подготовки учредительной документации, учебных планов, программ и другого учебно-методического обеспечения высшего образования для лиц с ОВЗ должен ориентироваться на долгосрочные потребности рынка труда, исходить не столько из желания участвовать в данном процессе профессорско-преподавательского состава и кафедр, сколько из исследований рынка и определения регулярно востребованных на рынке труда определенных категорий работников.

О.А. Степанова [8] отмечает, что комплексный характер самого процесса профессиональной реабилитации предполагает выделение следующих групп методов:

- педагогические - связанные непосредственно с учебно-воспитательным процессом и обеспечивающие академическую успеваемость и освоение выбранной профессии/специальности обучающимися с ОВЗ;

- коррекционно-педагогические (специальные педагогические) - предполагающие проведение групповой, подгрупповой или индивидуальной коррекционно-педагогической работы с обучающимися в соответствии с характером и степенью тяжести нарушений психофизического развития;

- технические/эргономические - обеспечивающие комфортность среды жизнедеятельности и обучения;

- психолого-педагогические - адаптирующие обучающихся с ОВЗ в учебном коллективе, развивающие/корректирующие их личностные качества в процессе групповых, подгрупповых или индивидуальных занятий с психологом;

- социально-педагогические - помогающие оптимизировать связи лиц с ОВЗ в микро- и макросоциуме;

- медицинские - направленные на укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ, устранение/нивелирование признаков физического и нервно-психического неблагополучия.

В образовательном процессе большое внимание исследователей уделяется понятию «ситуация успеха» на занятии, то есть такому целенаправленному сочетанию условий, при котором создается возможность удовлетворить потребность в достижении результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и учебного коллектива в целом.

Обеспечить ситуацию успеха на занятиях возможно, применяя проектные технологии в образовательном процессе, организуя команды учебного проекта, с формулированием целей и задач, соответствующих формированию требуемых компетенций обучающихся по осваиваемой учебной дисциплине.

Исполнение учебного проекта в чем-то аналогично проекту научно-прикладного исследования. Цели и задачи такого проекта должны быть четко сформулированы, определены последовательность достижения этих целей и задач, необходимые для этого технологии, методы, спланированы и распределены ресурсы требуемого аудиторного и внеаудиторного времени на проект, а также материально-технические, человеческие (включая подбор и расстановку кадров в учебной команде) и другие ресурсы проекта. В ряде случаев будет полезно применять диаграмму Гантта и другие инструменты управления проектом.

Лицам с ОВЗ желательно найти в команде учебного проекта такую сферу компетенций, которая, с одной стороны, будет им самим лично интересна. С другой стороны, эта сфера компетенций должна быть им по силам, чтобы обеспечить успех всей команды, должное исполнение проекта.

Результативное выполнение обучающимися на занятиях учебного проекта в команде:

- развивает у членов команды мотивацию достижений, у лиц с ОВЗ социальную интеграцию;

- обеспечивает всем членам команды позитивные чувства успеха и удовлетворения от лично исполненных работ по проекту;

- придает определенную уверенность в своей способности и в будущем успешно работать в команде профессионального проекта и даже организовывать и реализовывать эти профессиональные проекты.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский [Текст]. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

2. Кашапова Л.М., Шеина Л.П., Шеин Ю.П. Формирование социальной успешности лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования / Л.М. Кашапова, Л.П. Шеина, Ю.П. Шеин [Текст] // Вестник ВЭГУ. - 2014. - № 3. - С.41-48.

3. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н.Н. Ма-лофеев [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.

4. Merriam-Websters. Английский толковый словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. penreader.com.

5. Методические рекомендации по установлению особенностей организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья - выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I-VIII видов в учреждениях начального и среднего профессионального образования с учетом мирового опыта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kg-college.ru/ entrant/inkljuzivnoe_ obrazovanie.files/ metodicheskie_ rekomendacii.pdf.

6. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / Под ред. В.Л. Рыски-ной, Е.В. Самсоновой. - М.: Форум, 2012. - 208 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. edu-open.ru/Portals/0/Documents/spec/Rossijskie_i_za-rubezhnye_issledovanija_v_oblasti_inkljuzivnogo_ob-razovanija.Sbornik.pdf.

7. Шеин Ю.П., Шеин М.Ю. Принципы и технологии высшего образования для лиц с нарушениями слуха / Ю.П. Шеин, М.Ю. Шеин // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития / Сборник материалов Международной заочной научно-практической интернет-конференции 8 декабря 2014 г. - Уфа:

Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2014. - С. 129-130.

8. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования /

0.А. Степанова [Текст] // Инновации в профессиональной школе. - 2012. - № 8. - 60 с.

List of literature:

1. Vygotskiy L.S. Educational psychology / L.S. Vygot-skiy [Тех^. - Moscow: Pedagogika, 1991. - 480 p.

2. Kashapova L.M., Sheina L.P., Shein Y.P. The formation of social success of individuals with disabilities in the inclusive education / L.M. Kashapova, L.P. Sheina, Y.P. Shein [Text] // Bulletin of the VEGU. - 2014. - № 3. - P. 41-48.

3. Malofeev N.N. Inclusive education in the context of contemporary social policy / N.N. Malofeev [Text] // Education and training of children with developmental disorders. - 2009. - № 6. - P. 3-9.

4. Merriam-Websters. English explanatory dictionary [Electronic resource]. - URL: http:// www.penreader.com.

5. Guidelines on establishment of organization of educational process for persons with disabilities - graduates of special (correctional) secondary schools I-VIII species in institutions of primary and secondary professional education taking into account world experience [Electronic resource]. - URL: http://www.kg-college.ru/entrant/ inkljuzivnoe_obrazovanie.files/ metodiches-kie_reko-mendacii.pdf.

6. Russian and foreign researches in the field of inclusive education / Edited V.L. Ryskina, E.V. Samsonova. - М.: Forum, 2012. - 208 p. [Electronic resource]. - URL: http://www. edu-open.ru/Portals/0/Documents/spec/ Rossijs-kie_i_zarubezhnye_issledovanija_v_oblasti_ inkljuzivnogo_obrazovanija.Sbo-rnik.pdf.

7. Shein Y.P., Shein M.Y. Principies and technologies of higher education for persons with hearing impairments / Y.P. Shein, M.Y. Shein [Text] // Education in higher education: current trends, problems and prospects of innovative development / Proceedings of the International correspondence scientific and practical Internet-conference on December 8, 2014. - Ufa: Ufa state University of Economics and service, 2014. - P. 129-130.

8. Stepanova О.А. Comprehensive rehabilitation of persons with disabilities in institutions of secondary vocational education / О.А. Stepanova [Text] // Innovations in professional school. - 2012. - № 8. - 60 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.