Ерохина Юлия
Владимировна
кандидат юридических наук, доцент
Проблемы информационного обеспечения противодействия коррупции
Аннотация: выявлены новые тенденции по противодействию коррупционной деятельности, связанные с развитием информационных составляющих. На основе использования приемлемых методов противодействия коррупции в Российской Федерации и Республике Беларусь разработаны предложения по улучшению антикоррупционной деятельности. Информационную базу статьи составляют документы официальной статистики, научно-аналитические материалы и доклады, данные международной статистики, документы и аналитические разработки социально-экономического развития России и Беларуси, статьи научной и периодической печати и прочие источники..
Ключевые слова: противодействие коррупции, информационная безопасность, информация, антикоррупционная политика.
Современное общество называют информационным, так как информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу коснулась всех сфер человеческой жизни. Успешное решение задач, стоящих перед органами государственной власти, сегодня невозможно без использования информационных технологий.
По справедливому замечанию Т.Т. Гапоева, «Информация -это образование, коммерция, творчество, независимость от коррупционера и бюрократа. Она стимулирует внутренний спрос, помогает стартапам, без нее немыслимы инновационные прорывы, привлечение иностранных инвестиций. В итоге информация способствует повышению конкурентоспособности нашей экономики. Для того чтобы россиянин получал необходимую информацию в любом месте и в требуемом объеме, нужны новые технологии, инфраструктура, грамотное экономическое регулирование, образование. Для решения этих задач предусмотрено несколько основных направлений работы: снижение технических ограничений и снятие экономических порогов доступа к информации, а также преодоление бюрократических, ведомственных, давно устаревших нормативных барьеров доступа к информации»[1.].
Проблема противодействия коррупции является одним из ключевых направлений обеспечения национальной безопасности наряду с общими проблемами противодействия организованной преступности и построения информационного общества.
Противодействие коррупции - это мера защиты общества, государства, основных прав и свобод человека от одного из наиболее опасных видов правонарушения, все более приобретающего транснациональный и организованный характер и требующего для борьбы с ним консолидации всех институтов государства и гражданского общества (Модельный закон «О противодействии коррупции», принятый на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление от 25 ноября 2008 г. № 31-20)).
В целях сбора, хранения, анализа и обобщения информации о фактах, свидетельствующих о коррупции, в том числе о физических
и юридических лицах, причастных к коррупции, в специальных подразделениях по противодействию коррупции создаются и ведутся оперативные учеты и централизованные банки данных.
В современных условиях глобализации негативное влияние коррупции на развитие экономики и государства в целом очевидно и носит не только национальный, но и международный характер, при этом развивающаяся информационная сфера является для этого благоприятной средой.
Конвенция ООН против коррупции, равно как и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, ратифицированные Российской Федерацией в 2006 г., содержат рекомендации по разработке национальной антикоррупционной стратегии. Согласно ст. 5 Конвенции ООН «каждое государство-участник в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы разрабатывает и проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности».
Антикоррупционная политика, проводимая Россией, заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни, в том числе и информационной сфере.
Среди мер по предупреждению коррупции, закрепленных в Конвенции ООН против коррупции 2003 г. и представленных в международных антикоррупционных программах, таких как Глобальная программа ООН против коррупции, Программа Группы государств против коррупции (ОИЕКО), приоритетное значение придается мерам, направленным на обеспечение прозрачности и доступа к информации.
Важнейшую основу для государственного управления представляют базовые системы подотчетности применительно к размещению и использованию государственных средств. Бюджет любой страны должен прежде всего отражать все направления деятельности государства, в связи с чем «прозрачность и доступность информации» об управлении государственными расходами является одним из основных факторов обеспечения контроля и надзора за деятельностью государственных органов.
В Российской Федерации обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, закреплена в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 24). Данный конституционный принцип реализован в ряде законодательных актов, в частности в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», направленном на регулирование отношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, распространения и предоставления потребителю документированной информации, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах.
Были проанализированы электронные порталы органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации (в случае отсутствия портала - сайты органов законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на предмет наличия и объема содержащейся информации о проводимых в субъекте мероприятиях по противодействию коррупции, а также выявления степени доступности к указанной информации. Полнота размещенной информации о деятельности органов государственной власти в области противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации различна:
1) информация содержится на главной странице официального информационного портала или сайта органа государственной власти субъекта Российской Федерации - 42 (50,6%);
2) доступ к информации осуществляется через подразделы главной страницы информационного портала или сайта органа государственной власти субъекта Российской Федерации - 24 (28,9 %);
3) доступ к тексту федеральных актов в сфере противодействия коррупции - 48,1%;
4) доступ к тексту актов субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции - (67,4%);
5) перечень федеральных актов в сфере противодействия коррупции - 46,9 %;
6) перечень актов субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции -(39,7%);
7) наличие «горячей линии», «телефона доверия» - 48,1%;
8) планы и мероприятия - 39,7 %;
9) отчеты, доклады - 40,9%;
10) доступ к информации органа, образованного в целях оказания содействия по реализации государственной политики в области противодействия коррупции - 32,5%;
11) антикоррупционная экспертиза актов -46,9%;
12) антикоррупционный мониторинг - 1,2% [2.].
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» «граждане (физические лица) и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну) не может быть ограничен.
Право заинтересованных лиц и граждан на доступ к информации также закреплено в Федеральном законе от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», в соответствии с которым пресс-службы федеральных органов государственной власти ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента Российской Федерации, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и его Президиума.
Важную роль в формировании общественного мнения, как отмечается в Глобальной программе ООН против коррупции, играют журналисты, что особенно актуально при построении информационного общества. Они создают для потенциальных коррупционеров дополнительный риск быть раскрытыми, поднимают уровень нетерпимости граждан к коррупции, мобилизуют общество на противодействие коррупции. В связи с этим в России на сегодняшний день важной остается задача создания условий для беспристрастности средств массовой информации, при которой журналисты могут честно и правдиво освещать факты коррупции и антикоррупционные инициативы.
Перед Российской Федерацией стоит задача формирования системной антикоррупционной стратегии, приоритетным направлением которой должны стать положения, предотвра-
щающие коррупционные проявления во всех сферах жизни. Для практической реализации которых необходимо соблюдение принципа верховенства права и реального обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, являющихся одними из ключевых при построении информационного общества.
В Российской Федерации в структуре МВД создан Департамент информационных технологий, связи и защиты информации, что стало одним из важных этапов масштабного реформирования ведомства. Внедрение информационных технологий - многоаспектный процесс, предполагающий наличие единого организующего центра.
Структура Департамента отражает четыре основных направления его деятельности: совершенствование информационных, телекоммуникационных технологий и систем, координацию работ по обеспечению функционирования систем связи, техническую защиту информации, реализацию государственных и ведомственных программ в области информатизации. Выполнение соответствующих задач возложено на четыре основных управления Департамента.
Первое управление должно вырабатывать общую концепцию, планировать вопросы информатизации, разрабатывать технические документы. Второе управление, к компетенции которого относятся вопросы связи, существовало в структуре МВД России и затем было передано в состав Департамента, созданного в структуре МВД.
На Третье управление возложено решение вопросов, связанных с защитой информации, в том числе конфиденциальной, и персональных данных.
Деятельность Четвертого управления относится к внедрению информационных технологий. Сотрудники управления отвечают за взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам информатизации, предоставление государственных услуг (исполнение государственных функций) в электронном виде, координацию работы по обеспечению функционирования государственной системы изготовления, оформление и контроль паспортно-визовых документов нового поколения (напомним, что именно МВД России является координатором выполнения указанных работ), системы «112», спутниковой системы ГЛОНАСС и других.
Защита информации - важнейшее направление деятельности. В первую очередь важно
защитить персональные данные, поскольку защищенность личной информации в достаточной степени определяет уровень защищенности личности от противоправных посягательств, и данная взаимообусловленность постоянно возрастает.
Ранее вопросы защиты ведомственных баз данных, а также ведомственных сегментов МВД межведомственных банков данных от утечек информации решали структуры, входившие в состав различных департаментов министерства, что придавало этой работе характер разрозненности и разобщенности. Передача данных функций Департаменту информационных технологий позволит консолидировать эту деятельность, повысить уровень контроля, ответственности конкретных сотрудников за обеспечение защищенности информации и, в конечном счете, минимизировать риск ее неправомерного использования.
Каждое направление работы министерства предполагает определенные программно-технические решения, по сути - наличие отельных мини-систем. Наиболее актуальные сферы, подлежащие информатизации: деятельность участковых уполномоченных, подразделений ГИБДД, учет вооружения, а также учет лиц, совершивших преступления.
Один из наиболее важных результатов этой работы - максимально облегчить процесс получения населением государственных услуг и исполнения государственных функций. В этих целях, в числе прочего, будут использованы возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). У граждан должна быть возможность получить в любое удобное для них время, даже не выходя из дома, исчерпывающую информацию о предоставлении любой государственной услуги (исполнении государственной функции), входящей в компетенцию МВД России: месте расположения и графике работы соответствующего подразделения, документах, которые необходимо подать (в том числе с возможностью получения в электронном виде формализованных образцов этих документов), а также по иным вопросам.
При этом, помимо наличия специальных знаний в предметной области и опыта работы, важна способность человека в сжатые сроки осознавать поставленные перед ним задачи и избирать наиболее эффективные пути их решения.
Однако в этом направлении необходимо изучать, анализировать и внедрять передовой опыт, имеющийся в деятельности иных федеральных органов исполнительной власти
(Минкомсвязи России, ФНС России, ФСБ России, Минтранса России, Минэкономразвития России), органов государственной власти субъектов РФ. Кроме того, не следует забывать о необходимости взаимодействия с экспертным сообществом. Рекомендации со стороны ученых, высказываемые ими при оценке правоприменительной практики, зачастую позволяют находить новые и эффективные пути решения имеющихся проблем. В свою очередь, указанное взаимодействие дает возможность представителям научно-исследовательских учреждений более подробно знакомиться с правоприменительной практикой, проблемами, возникающими в практической сфере.
Взаимодействие с экспертным сообществом по линии работы Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России будет осуществляться в формате деятельности научно-технического совета МВД России по науке и передовому опыту.
В связи с этим примечателен передовой опыт и других государств СНГ.
Так, в соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» обязанность ведения информационного банка данных для борьбы с коррупцией возложена на прокуратуру.
Основой для первой базы данных в Беларуси является Единый государственный банк данных МВД обо всех уголовных преступлениях и административных правонарушениях, из которого прокуратура собирает сведения о фактах, свидетельствующих о коррупции или создающих условия для совершения коррупционных преступлений. Эти сведения хранятся и обрабатываются в электронном виде на серверах Генеральной прокуратуры Республики Беларусь.
Вторая база данных ведется непосредственно в прокуратуре и формируется на основе результатов прокурорских проверок и информации, предоставляемой из МВД, КГБ и других источников.
Порядок создания и функционирования Единого информационного банка регулируется Законом Республики Беларусь от 9 января 2006 г. «О Единой государственной системе регистрации и учета правонарушений», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909 «Об утверждении Положения о порядке функционирования Единой государственной системы регистрации и учета правонарушений; Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008
г. № 251 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 54, 5/26865), Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2008 г. № 2010 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 14, 5/29066), Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2009 г. № 646 (Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2009 г., № 131, 5/29780) и т.д.
Регистрацию административных правонарушений осуществляют государственные органы и иные государственные организации (их территориальные структурные подразделения или органы), должностные лица которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях либо рассматривать дела об административных правонарушениях, а также суды.
Регистрируют преступления органы предварительного расследования, прокуроры, общие суды, а также органы, осуществляющие исполнение наказаний. Учет правонарушений ведется в информационно-аналитических подразделениях органов внутренних дел.
Сведения об административных правонарушениях, по которым вынесены и вступили в законную силу постановления о наложении административного взыскания или указанные постановления отменены (изменены), помещаются в банк данных регистрационной информации о правонарушениях, по техническим каналам передачи данных либо на магнитных (электронных) носителях информации (далее - по электронным каналам); ежедневно по рабочим дням эти сведения передаются регистрирующими органами в учетное подразделение по месту нахождения регистрирующего органа. Передача же регистрирующими органами сведений об административных правонарушениях на бумажных носителях не допускается.
Сведения о преступлениях, помещенные по электронным каналам в банк данных регистрационной информации о правонарушениях, ежедневно по рабочим дням орган предварительного расследования передает в учетное подразделение по месту нахождения данного органа.
Сведения о преступлениях, зафиксированные прокурором в регистрационных карточках, ежедневно по рабочим дням передаются нарочным или направляются по почте в учетное подразделение по месту нахождения органа предварительного расследования, в производ-
стве которого находилось или находится данное уголовное дело.
Сведения о преступлениях, которые зафиксированы в регистрационных карточках и помещены в банк данных регистрационной информации о правонарушениях, ежедневно по рабочим дням суд передает по электронным каналам в учетное подразделение по месту нахождения суда.
Сведения о преступлениях, помещенные в банк данных регистрационной информации о правонарушениях, следственные изоляторы, исправительные учреждения, исправительные учреждения открытого типа, уголовно-исполнительные инспекции, инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел ежедневно по рабочим дням должны передавать по электронным каналам в учетные подразделения по месту нахождения вышеуказанных органов.
Поступившие в учетное подразделение из регистрирующего органа по электронным каналам сведения об административных правонарушениях не позднее чем через сутки после их поступления помещаются в территориальный банк данных о правонарушениях.
В течение суток учетное подразделение, после помещения в территориальный банк данных о правонарушениях сведений об административных правонарушениях, направляет по электронным каналам в регистрирующий орган соответствующее уведомление.
Сведения об административных правонарушениях, переданные в учетное подразделение регистрирующим органом с нарушением порядка присвоения регистрационного номера этому административному правонарушению, фиксации сведений об административном правонарушении и их передачи в органы внутренних дел, учетное подразделение в течение суток со дня их поступления возвращает обратно, т.е. в передавший эти сведения регистрирующий орган. Соответственно регистрирующий орган также в течение суток должен устранить указанные нарушения и повторно передать сведения об административных правонарушениях в учетное подразделение.
Помещенные в региональный банк данных о правонарушениях сведения об административных правонарушениях ежедневно передаются информационно-аналитическими подразделениями ГУВД, УВД, УВДТ по электронным каналам в информационно-аналитическое подразделение МВД.
Сведения об административных правонарушениях, поступившие из информацион-
но-аналитических подразделений ГУВД, УВД, УВДТ, а также из государственных органов, информационно-аналитическое подразделение МВД помещает в единый государственный банк данных о правонарушениях не позднее суток после их поступления.
Сведения о преступлениях, которые поступили по электронным каналам в учетное подразделение из органов предварительного расследования, органов, осуществляющих исполнение наказаний, судов, а также имеются в регистрационных карточках либо в копиях приговоров, постановлений (определений) суда (выписках из приговоров суда), поступивших от прокуроров, из судов, не позднее суток после их поступления должны быть помещены учетным подразделением в территориальный банк данных о правонарушениях.
Сведения о преступлениях, помещенные в территориальный банк данных о правонарушениях, учетное подразделение ежедневно передает по электронным каналам в информационно-аналитические подразделения ГУВД, УВД, УВДТ - соответственно - по подчиненности.
Порядок функционирования оперативно-справочных картотек информационно-аналитических подразделений органов внутренних дел устанавливает Министерство внутренних дел.
В течение трех суток после поступления в информационно-аналитические подразделения ГУВД, УВД из подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел сообщений об изменении физическим лицом фамилии, собственного имени, отчества, изменении и коррекции половой принадлежности, а также о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния на лиц, имеющих судимость или несколько фамилий, собственных имен, отчеств (далее - анкетные данные), вышеуказанные информационно-аналитические подразделения помещают в региональные банки данных сведения о правонарушениях на новые анкетные данные физического лица, при необходимости заполняют регистрационные карточки и помещают их в оперативно-справочные картотеки.
Не позднее трех суток после установления информационно-аналитическими подразделениями органов внутренних дел неточностей в анкетных данных физических лиц, сведения о которых помещены в единый государственный банк данных о правонарушениях, в орган уголовного преследования, орган, ведущий административный процесс, или суд, передавший эти сведения, орган внутренних дел направляет уведомление о несоответствии анкетных данных.
В течение пятнадцати суток после поступления из органа внутренних дел в орган уголовного преследования либо орган, ведущий административный процесс, или суд уведомления о несоответствии анкетных данных орган уголовного преследования либо орган, ведущий административный процесс, или суд проводят проверку анкетных данных физического лица. О результатах этой проверки орган уголовного преследования либо орган, ведущий административный процесс, или суд письменно сообщает в орган внутренних дел, направивший уведомление о несоответствии анкетных данных.
Не позднее трех суток после поступления в орган внутренних дел из органа уголовного преследования, органа, ведущего административный процесс, или суда результатов уточнения анкетных данных, информационно-аналитические подразделения органов внутренних дел уточняют анкетные данные в банках данных о правонарушениях соответствующего уровня и регистрационных карточках формы 6, помещенных в оперативно-справочную картотеку (при наличии таковой).
В целях предотвращения утраты (повреждения) сведений о правонарушениях, помещенных в банки данных, осуществляется их резервное копирование на стационарные магнитные (электронные) носители информации, дабы обеспечить их сохранность от несанкционированного доступа
В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, МВД предоставляет другим государственным органам доступ по электронным каналам к единому государственному банку данных о правонарушениях.
В случаях, не предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, сведения о правонарушениях, затрагивающие тайну личной жизни физических лиц либо коммерческую или иную охраняемую законом тайну юридических лиц, предоставляются другим государственным органам и иным организациям Республики Беларусь только с согласия указанных лиц.
Таким образом, в целях сбора, хранения, анализа и обобщения информации о фактах, свидетельствующих о коррупции, в том числе о физических и юридических лицах, причастных к коррупции, в специальных подразделениях по борьбе с коррупцией необходимо создать и вести оперативные учеты и централизованные банки данных.
В органах прокуратуры было бы целесообразным вести единые банки данных о состо-
янии противодействия с коррупцией, которые должны формироваться на основании информации, представляемой органами прокуратуры, внутренних дел и национальной безопасности. 3.
Представляется, что в настоящее время в целях обеспечения безопасности предпринимательской деятельности следует законодательно закрепить обязанность опубликования информации о судимости коррупционной направленности и других преступлениях в сфере 4. экономики, а также привлечение лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушениях. В связи с этим, соответствующие дополнения и изменения необходимо внести в ряд законов и, в пер- 5. вую очередь, в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности предусмотреть возможность опубликования в реестрах информации 6. о потенциальной опасности хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве контрагентов.
Литература
1. ИТ-технологии на службе в органах внутренних дел // Режим доступа: Ьир://'№'№'№. 8. connect.ru (дата обращения 19.09.2014)
2. Анализ практики реализации программ 9. противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации // Аналитический
доклад, науч. руководитель Т.Я. Хабриева. -М., 2012. - 256 с. Режим доступа: http://www https://prav.tatar.ru.
Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации // Аналитический доклад / науч. руководитель Т.Я. Хабриева. - М., 2012. - 256 с. Режим доступа: http:// wwwhttps://prav.tatar.ru Г.А. Василевич. Основные задачи и направления повышения эффективности прокурорского надзора в сфере борьбы с коррупционными правонарушениями // Законность и правопорядок.2011. № 1 (17). - С. 2-9. А.А. Васин. Модели организации государственных инспекций и борьбы с коррупцией / А.А. Васин, П.А. Картунова, А.С. Уразов // Мат. моделирование. Т. 22. - 2010. № 4. - С. 67-89.
Григорьев, Л. Коррупция как препятствие модернизации (институциональный подход) / Л. Григорьев, М. Овчинников // Вопр. экономики. 2008. № 2.
Ищенко Н. С. Беларусь и мировой опыт противодействия коррупции. -Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2011. - 250 с. Ю.В. Кузовков. Мировая история коррупции. М. : Анима-Пресс, 2010. - 787 с. Г.А. Сатаров. Диагностика российской коррупции: социологический анализ : краткое резюме докл. - М. : Фонд ИНДЕМ, 2002. - 35 с.