Научная статья на тему 'Проблемы информационного обеспечения противодействия коррупции'

Проблемы информационного обеспечения противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2788
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / COMBATING CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерохина Юлия Владимировна

Выявлены новые тенденции по противодействию корруп­ционной деятельности, связанные с развитием информационных со­ставляющих. На основе использования приемлемых методов противо­действия коррупции в Российской Федерации и Республике Беларусь разработаны предложения по улучшению антикоррупционной дея­тельности. Информационную базу статьи составляют документы официальной статистики, научно-аналитические материалы и до­клады, данные международной статистики, документы и аналити­ческие разработки социально-экономического развития России и Бе­ларуси, статьи научной и периодической печати и прочие источники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of information support for combating corruption

New trends in combating corruption activities that are related to the development of information components are identified. Proposals for improving anti-corruption activities are worked out on the basis of using acceptable ways of combating corruption in the Russian Federation and the Republic of Belarus. The information basis of the paper comprises official statistical documents, scientific and analytical materials and reports, international statistical data, documents and analytical blueprints of Belarus and Russia’s social and economic development, scientific papers and periodical articles, and other sources.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационного обеспечения противодействия коррупции»

Ерохина Юлия

Владимировна

кандидат юридических наук, доцент

Проблемы информационного обеспечения противодействия коррупции

Аннотация: выявлены новые тенденции по противодействию коррупционной деятельности, связанные с развитием информационных составляющих. На основе использования приемлемых методов противодействия коррупции в Российской Федерации и Республике Беларусь разработаны предложения по улучшению антикоррупционной деятельности. Информационную базу статьи составляют документы официальной статистики, научно-аналитические материалы и доклады, данные международной статистики, документы и аналитические разработки социально-экономического развития России и Беларуси, статьи научной и периодической печати и прочие источники..

Ключевые слова: противодействие коррупции, информационная безопасность, информация, антикоррупционная политика.

Современное общество называют информационным, так как информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу коснулась всех сфер человеческой жизни. Успешное решение задач, стоящих перед органами государственной власти, сегодня невозможно без использования информационных технологий.

По справедливому замечанию Т.Т. Гапоева, «Информация -это образование, коммерция, творчество, независимость от коррупционера и бюрократа. Она стимулирует внутренний спрос, помогает стартапам, без нее немыслимы инновационные прорывы, привлечение иностранных инвестиций. В итоге информация способствует повышению конкурентоспособности нашей экономики. Для того чтобы россиянин получал необходимую информацию в любом месте и в требуемом объеме, нужны новые технологии, инфраструктура, грамотное экономическое регулирование, образование. Для решения этих задач предусмотрено несколько основных направлений работы: снижение технических ограничений и снятие экономических порогов доступа к информации, а также преодоление бюрократических, ведомственных, давно устаревших нормативных барьеров доступа к информации»[1.].

Проблема противодействия коррупции является одним из ключевых направлений обеспечения национальной безопасности наряду с общими проблемами противодействия организованной преступности и построения информационного общества.

Противодействие коррупции - это мера защиты общества, государства, основных прав и свобод человека от одного из наиболее опасных видов правонарушения, все более приобретающего транснациональный и организованный характер и требующего для борьбы с ним консолидации всех институтов государства и гражданского общества (Модельный закон «О противодействии коррупции», принятый на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление от 25 ноября 2008 г. № 31-20)).

В целях сбора, хранения, анализа и обобщения информации о фактах, свидетельствующих о коррупции, в том числе о физических

и юридических лицах, причастных к коррупции, в специальных подразделениях по противодействию коррупции создаются и ведутся оперативные учеты и централизованные банки данных.

В современных условиях глобализации негативное влияние коррупции на развитие экономики и государства в целом очевидно и носит не только национальный, но и международный характер, при этом развивающаяся информационная сфера является для этого благоприятной средой.

Конвенция ООН против коррупции, равно как и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, ратифицированные Российской Федерацией в 2006 г., содержат рекомендации по разработке национальной антикоррупционной стратегии. Согласно ст. 5 Конвенции ООН «каждое государство-участник в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы разрабатывает и проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности».

Антикоррупционная политика, проводимая Россией, заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни, в том числе и информационной сфере.

Среди мер по предупреждению коррупции, закрепленных в Конвенции ООН против коррупции 2003 г. и представленных в международных антикоррупционных программах, таких как Глобальная программа ООН против коррупции, Программа Группы государств против коррупции (ОИЕКО), приоритетное значение придается мерам, направленным на обеспечение прозрачности и доступа к информации.

Важнейшую основу для государственного управления представляют базовые системы подотчетности применительно к размещению и использованию государственных средств. Бюджет любой страны должен прежде всего отражать все направления деятельности государства, в связи с чем «прозрачность и доступность информации» об управлении государственными расходами является одним из основных факторов обеспечения контроля и надзора за деятельностью государственных органов.

В Российской Федерации обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, закреплена в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 24). Данный конституционный принцип реализован в ряде законодательных актов, в частности в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», направленном на регулирование отношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, распространения и предоставления потребителю документированной информации, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах.

Были проанализированы электронные порталы органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации (в случае отсутствия портала - сайты органов законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на предмет наличия и объема содержащейся информации о проводимых в субъекте мероприятиях по противодействию коррупции, а также выявления степени доступности к указанной информации. Полнота размещенной информации о деятельности органов государственной власти в области противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации различна:

1) информация содержится на главной странице официального информационного портала или сайта органа государственной власти субъекта Российской Федерации - 42 (50,6%);

2) доступ к информации осуществляется через подразделы главной страницы информационного портала или сайта органа государственной власти субъекта Российской Федерации - 24 (28,9 %);

3) доступ к тексту федеральных актов в сфере противодействия коррупции - 48,1%;

4) доступ к тексту актов субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции - (67,4%);

5) перечень федеральных актов в сфере противодействия коррупции - 46,9 %;

6) перечень актов субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции -(39,7%);

7) наличие «горячей линии», «телефона доверия» - 48,1%;

8) планы и мероприятия - 39,7 %;

9) отчеты, доклады - 40,9%;

10) доступ к информации органа, образованного в целях оказания содействия по реализации государственной политики в области противодействия коррупции - 32,5%;

11) антикоррупционная экспертиза актов -46,9%;

12) антикоррупционный мониторинг - 1,2% [2.].

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» «граждане (физические лица) и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну) не может быть ограничен.

Право заинтересованных лиц и граждан на доступ к информации также закреплено в Федеральном законе от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», в соответствии с которым пресс-службы федеральных органов государственной власти ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента Российской Федерации, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и его Президиума.

Важную роль в формировании общественного мнения, как отмечается в Глобальной программе ООН против коррупции, играют журналисты, что особенно актуально при построении информационного общества. Они создают для потенциальных коррупционеров дополнительный риск быть раскрытыми, поднимают уровень нетерпимости граждан к коррупции, мобилизуют общество на противодействие коррупции. В связи с этим в России на сегодняшний день важной остается задача создания условий для беспристрастности средств массовой информации, при которой журналисты могут честно и правдиво освещать факты коррупции и антикоррупционные инициативы.

Перед Российской Федерацией стоит задача формирования системной антикоррупционной стратегии, приоритетным направлением которой должны стать положения, предотвра-

щающие коррупционные проявления во всех сферах жизни. Для практической реализации которых необходимо соблюдение принципа верховенства права и реального обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, являющихся одними из ключевых при построении информационного общества.

В Российской Федерации в структуре МВД создан Департамент информационных технологий, связи и защиты информации, что стало одним из важных этапов масштабного реформирования ведомства. Внедрение информационных технологий - многоаспектный процесс, предполагающий наличие единого организующего центра.

Структура Департамента отражает четыре основных направления его деятельности: совершенствование информационных, телекоммуникационных технологий и систем, координацию работ по обеспечению функционирования систем связи, техническую защиту информации, реализацию государственных и ведомственных программ в области информатизации. Выполнение соответствующих задач возложено на четыре основных управления Департамента.

Первое управление должно вырабатывать общую концепцию, планировать вопросы информатизации, разрабатывать технические документы. Второе управление, к компетенции которого относятся вопросы связи, существовало в структуре МВД России и затем было передано в состав Департамента, созданного в структуре МВД.

На Третье управление возложено решение вопросов, связанных с защитой информации, в том числе конфиденциальной, и персональных данных.

Деятельность Четвертого управления относится к внедрению информационных технологий. Сотрудники управления отвечают за взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам информатизации, предоставление государственных услуг (исполнение государственных функций) в электронном виде, координацию работы по обеспечению функционирования государственной системы изготовления, оформление и контроль паспортно-визовых документов нового поколения (напомним, что именно МВД России является координатором выполнения указанных работ), системы «112», спутниковой системы ГЛОНАСС и других.

Защита информации - важнейшее направление деятельности. В первую очередь важно

защитить персональные данные, поскольку защищенность личной информации в достаточной степени определяет уровень защищенности личности от противоправных посягательств, и данная взаимообусловленность постоянно возрастает.

Ранее вопросы защиты ведомственных баз данных, а также ведомственных сегментов МВД межведомственных банков данных от утечек информации решали структуры, входившие в состав различных департаментов министерства, что придавало этой работе характер разрозненности и разобщенности. Передача данных функций Департаменту информационных технологий позволит консолидировать эту деятельность, повысить уровень контроля, ответственности конкретных сотрудников за обеспечение защищенности информации и, в конечном счете, минимизировать риск ее неправомерного использования.

Каждое направление работы министерства предполагает определенные программно-технические решения, по сути - наличие отельных мини-систем. Наиболее актуальные сферы, подлежащие информатизации: деятельность участковых уполномоченных, подразделений ГИБДД, учет вооружения, а также учет лиц, совершивших преступления.

Один из наиболее важных результатов этой работы - максимально облегчить процесс получения населением государственных услуг и исполнения государственных функций. В этих целях, в числе прочего, будут использованы возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). У граждан должна быть возможность получить в любое удобное для них время, даже не выходя из дома, исчерпывающую информацию о предоставлении любой государственной услуги (исполнении государственной функции), входящей в компетенцию МВД России: месте расположения и графике работы соответствующего подразделения, документах, которые необходимо подать (в том числе с возможностью получения в электронном виде формализованных образцов этих документов), а также по иным вопросам.

При этом, помимо наличия специальных знаний в предметной области и опыта работы, важна способность человека в сжатые сроки осознавать поставленные перед ним задачи и избирать наиболее эффективные пути их решения.

Однако в этом направлении необходимо изучать, анализировать и внедрять передовой опыт, имеющийся в деятельности иных федеральных органов исполнительной власти

(Минкомсвязи России, ФНС России, ФСБ России, Минтранса России, Минэкономразвития России), органов государственной власти субъектов РФ. Кроме того, не следует забывать о необходимости взаимодействия с экспертным сообществом. Рекомендации со стороны ученых, высказываемые ими при оценке правоприменительной практики, зачастую позволяют находить новые и эффективные пути решения имеющихся проблем. В свою очередь, указанное взаимодействие дает возможность представителям научно-исследовательских учреждений более подробно знакомиться с правоприменительной практикой, проблемами, возникающими в практической сфере.

Взаимодействие с экспертным сообществом по линии работы Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России будет осуществляться в формате деятельности научно-технического совета МВД России по науке и передовому опыту.

В связи с этим примечателен передовой опыт и других государств СНГ.

Так, в соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» обязанность ведения информационного банка данных для борьбы с коррупцией возложена на прокуратуру.

Основой для первой базы данных в Беларуси является Единый государственный банк данных МВД обо всех уголовных преступлениях и административных правонарушениях, из которого прокуратура собирает сведения о фактах, свидетельствующих о коррупции или создающих условия для совершения коррупционных преступлений. Эти сведения хранятся и обрабатываются в электронном виде на серверах Генеральной прокуратуры Республики Беларусь.

Вторая база данных ведется непосредственно в прокуратуре и формируется на основе результатов прокурорских проверок и информации, предоставляемой из МВД, КГБ и других источников.

Порядок создания и функционирования Единого информационного банка регулируется Законом Республики Беларусь от 9 января 2006 г. «О Единой государственной системе регистрации и учета правонарушений», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909 «Об утверждении Положения о порядке функционирования Единой государственной системы регистрации и учета правонарушений; Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008

г. № 251 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 54, 5/26865), Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2008 г. № 2010 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 14, 5/29066), Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2009 г. № 646 (Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2009 г., № 131, 5/29780) и т.д.

Регистрацию административных правонарушений осуществляют государственные органы и иные государственные организации (их территориальные структурные подразделения или органы), должностные лица которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях либо рассматривать дела об административных правонарушениях, а также суды.

Регистрируют преступления органы предварительного расследования, прокуроры, общие суды, а также органы, осуществляющие исполнение наказаний. Учет правонарушений ведется в информационно-аналитических подразделениях органов внутренних дел.

Сведения об административных правонарушениях, по которым вынесены и вступили в законную силу постановления о наложении административного взыскания или указанные постановления отменены (изменены), помещаются в банк данных регистрационной информации о правонарушениях, по техническим каналам передачи данных либо на магнитных (электронных) носителях информации (далее - по электронным каналам); ежедневно по рабочим дням эти сведения передаются регистрирующими органами в учетное подразделение по месту нахождения регистрирующего органа. Передача же регистрирующими органами сведений об административных правонарушениях на бумажных носителях не допускается.

Сведения о преступлениях, помещенные по электронным каналам в банк данных регистрационной информации о правонарушениях, ежедневно по рабочим дням орган предварительного расследования передает в учетное подразделение по месту нахождения данного органа.

Сведения о преступлениях, зафиксированные прокурором в регистрационных карточках, ежедневно по рабочим дням передаются нарочным или направляются по почте в учетное подразделение по месту нахождения органа предварительного расследования, в производ-

стве которого находилось или находится данное уголовное дело.

Сведения о преступлениях, которые зафиксированы в регистрационных карточках и помещены в банк данных регистрационной информации о правонарушениях, ежедневно по рабочим дням суд передает по электронным каналам в учетное подразделение по месту нахождения суда.

Сведения о преступлениях, помещенные в банк данных регистрационной информации о правонарушениях, следственные изоляторы, исправительные учреждения, исправительные учреждения открытого типа, уголовно-исполнительные инспекции, инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел ежедневно по рабочим дням должны передавать по электронным каналам в учетные подразделения по месту нахождения вышеуказанных органов.

Поступившие в учетное подразделение из регистрирующего органа по электронным каналам сведения об административных правонарушениях не позднее чем через сутки после их поступления помещаются в территориальный банк данных о правонарушениях.

В течение суток учетное подразделение, после помещения в территориальный банк данных о правонарушениях сведений об административных правонарушениях, направляет по электронным каналам в регистрирующий орган соответствующее уведомление.

Сведения об административных правонарушениях, переданные в учетное подразделение регистрирующим органом с нарушением порядка присвоения регистрационного номера этому административному правонарушению, фиксации сведений об административном правонарушении и их передачи в органы внутренних дел, учетное подразделение в течение суток со дня их поступления возвращает обратно, т.е. в передавший эти сведения регистрирующий орган. Соответственно регистрирующий орган также в течение суток должен устранить указанные нарушения и повторно передать сведения об административных правонарушениях в учетное подразделение.

Помещенные в региональный банк данных о правонарушениях сведения об административных правонарушениях ежедневно передаются информационно-аналитическими подразделениями ГУВД, УВД, УВДТ по электронным каналам в информационно-аналитическое подразделение МВД.

Сведения об административных правонарушениях, поступившие из информацион-

но-аналитических подразделений ГУВД, УВД, УВДТ, а также из государственных органов, информационно-аналитическое подразделение МВД помещает в единый государственный банк данных о правонарушениях не позднее суток после их поступления.

Сведения о преступлениях, которые поступили по электронным каналам в учетное подразделение из органов предварительного расследования, органов, осуществляющих исполнение наказаний, судов, а также имеются в регистрационных карточках либо в копиях приговоров, постановлений (определений) суда (выписках из приговоров суда), поступивших от прокуроров, из судов, не позднее суток после их поступления должны быть помещены учетным подразделением в территориальный банк данных о правонарушениях.

Сведения о преступлениях, помещенные в территориальный банк данных о правонарушениях, учетное подразделение ежедневно передает по электронным каналам в информационно-аналитические подразделения ГУВД, УВД, УВДТ - соответственно - по подчиненности.

Порядок функционирования оперативно-справочных картотек информационно-аналитических подразделений органов внутренних дел устанавливает Министерство внутренних дел.

В течение трех суток после поступления в информационно-аналитические подразделения ГУВД, УВД из подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел сообщений об изменении физическим лицом фамилии, собственного имени, отчества, изменении и коррекции половой принадлежности, а также о внесении изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния на лиц, имеющих судимость или несколько фамилий, собственных имен, отчеств (далее - анкетные данные), вышеуказанные информационно-аналитические подразделения помещают в региональные банки данных сведения о правонарушениях на новые анкетные данные физического лица, при необходимости заполняют регистрационные карточки и помещают их в оперативно-справочные картотеки.

Не позднее трех суток после установления информационно-аналитическими подразделениями органов внутренних дел неточностей в анкетных данных физических лиц, сведения о которых помещены в единый государственный банк данных о правонарушениях, в орган уголовного преследования, орган, ведущий административный процесс, или суд, передавший эти сведения, орган внутренних дел направляет уведомление о несоответствии анкетных данных.

В течение пятнадцати суток после поступления из органа внутренних дел в орган уголовного преследования либо орган, ведущий административный процесс, или суд уведомления о несоответствии анкетных данных орган уголовного преследования либо орган, ведущий административный процесс, или суд проводят проверку анкетных данных физического лица. О результатах этой проверки орган уголовного преследования либо орган, ведущий административный процесс, или суд письменно сообщает в орган внутренних дел, направивший уведомление о несоответствии анкетных данных.

Не позднее трех суток после поступления в орган внутренних дел из органа уголовного преследования, органа, ведущего административный процесс, или суда результатов уточнения анкетных данных, информационно-аналитические подразделения органов внутренних дел уточняют анкетные данные в банках данных о правонарушениях соответствующего уровня и регистрационных карточках формы 6, помещенных в оперативно-справочную картотеку (при наличии таковой).

В целях предотвращения утраты (повреждения) сведений о правонарушениях, помещенных в банки данных, осуществляется их резервное копирование на стационарные магнитные (электронные) носители информации, дабы обеспечить их сохранность от несанкционированного доступа

В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, МВД предоставляет другим государственным органам доступ по электронным каналам к единому государственному банку данных о правонарушениях.

В случаях, не предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, сведения о правонарушениях, затрагивающие тайну личной жизни физических лиц либо коммерческую или иную охраняемую законом тайну юридических лиц, предоставляются другим государственным органам и иным организациям Республики Беларусь только с согласия указанных лиц.

Таким образом, в целях сбора, хранения, анализа и обобщения информации о фактах, свидетельствующих о коррупции, в том числе о физических и юридических лицах, причастных к коррупции, в специальных подразделениях по борьбе с коррупцией необходимо создать и вести оперативные учеты и централизованные банки данных.

В органах прокуратуры было бы целесообразным вести единые банки данных о состо-

янии противодействия с коррупцией, которые должны формироваться на основании информации, представляемой органами прокуратуры, внутренних дел и национальной безопасности. 3.

Представляется, что в настоящее время в целях обеспечения безопасности предпринимательской деятельности следует законодательно закрепить обязанность опубликования информации о судимости коррупционной направленности и других преступлениях в сфере 4. экономики, а также привлечение лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушениях. В связи с этим, соответствующие дополнения и изменения необходимо внести в ряд законов и, в пер- 5. вую очередь, в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности предусмотреть возможность опубликования в реестрах информации 6. о потенциальной опасности хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве контрагентов.

Литература

1. ИТ-технологии на службе в органах внутренних дел // Режим доступа: Ьир://'№'№'№. 8. connect.ru (дата обращения 19.09.2014)

2. Анализ практики реализации программ 9. противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации // Аналитический

доклад, науч. руководитель Т.Я. Хабриева. -М., 2012. - 256 с. Режим доступа: http://www https://prav.tatar.ru.

Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации // Аналитический доклад / науч. руководитель Т.Я. Хабриева. - М., 2012. - 256 с. Режим доступа: http:// wwwhttps://prav.tatar.ru Г.А. Василевич. Основные задачи и направления повышения эффективности прокурорского надзора в сфере борьбы с коррупционными правонарушениями // Законность и правопорядок.2011. № 1 (17). - С. 2-9. А.А. Васин. Модели организации государственных инспекций и борьбы с коррупцией / А.А. Васин, П.А. Картунова, А.С. Уразов // Мат. моделирование. Т. 22. - 2010. № 4. - С. 67-89.

Григорьев, Л. Коррупция как препятствие модернизации (институциональный подход) / Л. Григорьев, М. Овчинников // Вопр. экономики. 2008. № 2.

Ищенко Н. С. Беларусь и мировой опыт противодействия коррупции. -Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2011. - 250 с. Ю.В. Кузовков. Мировая история коррупции. М. : Анима-Пресс, 2010. - 787 с. Г.А. Сатаров. Диагностика российской коррупции: социологический анализ : краткое резюме докл. - М. : Фонд ИНДЕМ, 2002. - 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.