^.С. Гринберг, ^Г. Коровкин
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГНОЗНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОКВАЛИФИКАЦИОННОГО СОСТАВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'
Комплексный прогноз развития экономики, ее отраслей и территорий - основа для постановки и решения актуальных задач социально-экономической политики, в том числе в сфере занятости и на рынке труда. Мониторинг социально-экономических показателей, создание баз данных по ним позволяют перейти к более обоснованному решению задач моделирования сферы занятости и рынка труда в целях прогнозирования их динамики и структуры.
Методические подходы к моделированию сферы занятости и рынка труда. Сегодня создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования в России, разработка и использование экономико-математических моделей при рассмотрении сферы занятости, и особенно профессионально-квалификационного состава рабочей силы, чрезвычайно актуальны. С известной долей условности, подобные модели можно классифицировать как относящиеся к макро-, мезо- и микроуровню. В данной работе применительно к анализу национального и регионального рынков труда рассматриваются модели первого уровня. При этом отдельные приемы и результаты других моделей могут быть полезны и при моделировании на более высоком уровне.
В свою очередь макромодели можно разделить, по крайней мере, на две группы:
• комплексные социально-экономические модели, которые описывают экономику в целом с учетом агрегированных и до определенной степени дезагрегированных показателей функционирования системы занятости и рынка труда;
• специализированные модели, которые нацелены на оценку занятого, безработного и экономически активного населения и
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант РФФИ № 09-06-00217а).
их территориальных и отраслевых структур, структур по полу, возрасту, профессионально-квалификационному составу,
уровню образования.
Комплексные социально-экономические модели позволяют получить наиболее полное представление о взаимовлиянии динамики показателей сферы занятости и рынка труда и развития экономики и ее подсистем. Эти модели предполагают описание структуры экономики во всем ее многообразии на основе использования количественных методов анализа, основанных как на прошлой динамике самих прогнозируемых показателей и учете их взаимосвязей с другими экономическими показателями, так и уникальных, присущих только им предпосылок и методов. К комплексным моделям относят, прежде всего, макроструктурные и межотраслевые модели. Разработка таких подходов в России, где в пореформенный период существенно возросло значение социально-экономической политики для развития экономики, особенно важна. В целом ряде ведущих научных центров, в том числе в УРАН ИНП РАН [1-3] опираясь на межотраслевое моделирование экономического развития, разрабатываются комплексные социально-экономические модели. Учитывая их сложность и многообразие, можно сделать вывод, что необходимы дополнительные исследовательские усилия по анализу взаимосвязи динамики социально-экономических показателей.
В связи с этим более полный учет в комплексных моделях динамики показателей сферы занятости и рынка труда приобретает особую актуальность.
Применение специализированных моделей позволяет формировать реалистичные, обоснованные прогнозы показателей сферы занятости и рынка труда и уточнять их по мере изменения социальноэкономической ситуации в стране или регионе. Здесь, как правило, используются три больших группы моделей - статистические модели динамических рядов, эконометрические модели и модели имитационного прогнозирования.
К числу имитационных моделей принадлежат и используемые нами для анализа динамики российского рынка труда односекторные и многосекторные модели согласования динамики спроса на рабочую силу и ее предложения [4-7].
В частности, односекторные модели позволяют осуществлять прогнозно-аналитические расчеты для экономики России в целом или ее региона. В свою очередь многосекторные модели используются для изучения отраслевой, по видам экономической деятельно-
сти, территориальной, профессионально-квалификационной, образовательной, гендерной и других структур занятости населения.
Используемое в этих моделях определение «потенциальных работников» при всей его условности упрощает описание взаимосвязи процессов, происходящих на рынке труда, и демографических процессов на основе имеющейся статистической информации о них. Под «потенциальными работниками» (и(?)) понимается та часть населения в трудоспособном возрасте для страны (или региона), которая в данный момент времени не занята в экономике страны (или региона). Иными словами, и(?)=Щ(?)-Д?), где - численность населения в трудоспособном возрасте, £(?) - численность занятых в экономике страны (или региона).
К «потенциальным работникам» относятся, таким образом, следующие группы населения: неработающие инвалиды 1 и 2 групп и пенсионеры льготники, учащиеся дневного обучения старше 16 лет, занятые в домашнем хозяйстве, служащие в армии, нуждающиеся в трудоустройстве (безработные) и некоторые другие. Для перехода от прогноза «потенциальных работников» к практически значимому прогнозу численности безработных необходим экзогенный прогноз перспективной динамики всех остальных вышеназванных групп.
При этом некоторые из них (например, группа «учащиеся дневного обучения старше 16 лет по видам образования») могут быть выведены из «потенциальных работников» и рассмотрены наравне с занятыми в экономике, что, в свою очередь, требует введения показателя «вакантные ученические места» и его количественной оценки (подробнее см., например, [6]). Такая же логика применима и к группе «служащие в армии», поскольку в наемной части армии существуют вакансии, а план призыва в нее можно трактовать как таковые.
Предполагая, что взаимосвязь между «потенциальными работниками» и вакантными рабочими местами У((), т.е. движение рабочей силы между сферой занятости и «потенциальными работниками» отсутствует (или сальдо этого движения равно нулю), приросты числа последних дЮ(р) и вакантных рабочих мест йУ(?) за промежуток времени & будут пропорциональны соответственно и(?) и ¥(:), которые рассматриваются как непрерывные дифференцируемые функции, и длине временного интервала, пока последний мал. Таким образом, получаем
Г&и (I) = 8 0и (I)&
| йУ (I) = 8 1У (I) & ,
где 80, 81 — коэффициенты прироста, выражающие отношение приростов йи/ & и йУ / & к величинам и и V соответственно.
В зависимости от объекта исследования эти коэффициенты отражают различные явления действительности. На макроуровне 80 (демографический параметр) определяется процессами демографического развития (рождаемость, смертность, миграция). Коэффициент 81 (инвестиционнопроизводственный параметр) зависит от тенденций изменения спроса, процессов создания новых и ликвидации старых рабочих мест.
Влияние динамики вакантных рабочих мест на формирование отраслевой (по видам экономической деятельности, профессиональной) структуры занятости населения в целом и численностей занятых в отдельных отраслях экономики (видах экономической деятельности, группах профессий) определяется процессами открытия (образования) и закрытия (замещения и ликвидации) вакантных рабочих мест. Образование последних происходит в результате создания новых рабочих мест (путем расширения производства, за счет модернизации и переоснащения, нового строительства); выбытия людей за пределы рассматриваемой системы занятости; смены людьми рабочего места в пределах отрасли или перехода работников на рабочие места в других отраслях. Закрытие же вакантных рабочих мест в каждой отрасли происходит посредством приема работников из этой же или другой отрасли; приема работников извне рассматриваемой системы занятости; ликвидации пустующих рабочих мест.
В реальной действительности взаимосвязь «потенциальных работников» и вакантных рабочих мест, т. е. в данном случае движение населения и трудовых ресурсов, оказывает влияние на численность и тех, и других. Это влияние выражается в приращениях Р1 = циУ& и Р2 = циУ& соответственно для численности «потенциальных работников» и вакантных рабочих мест. Тогда за время & эти численности (с учетом (1)) изменятся соответственно на
&и = 8 0 и& + ц иу&
ёУ = 81 У& + ц иУ& ’ ( )
где ц - параметр, характеризующий процесс взаимосвязанного движения вакансий и «потенциальных работников».
Данные уравнения интерпретируются следующим образом: прирост «потенциальных работников» равен разности прироста трудоспособного населения и прироста занятых, а прирост вакансий -разности прироста рабочих мест и прироста занятых (предполагает-
ся, что сокращение рабочих мест происходит в первую очередь за счет вакансий).
Из (2) получаем систему дифференциальных уравнений:
Динамизация параметров рассматриваемой модели (3) с использованием уравнений множественной регрессии позволяет отразить взаимосвязь между показателями, характеризующими динамику рынка труда (81, ц, 80) и макроэкономическими параметрами развития экономики (темпами прироста ВВП (ВРП), инвестиций в основной капитал и др.). Верификация этих уравнений показала, что параметры модели (3) прогнозируются достаточно хорошо.
Дальнейшее развитие предлагаемого подхода связано с рассмотрением более общих случаев. Например, когда вместо совокупного количества вакансий У рассматривается их множество У\, У2,..., У„, где п — число секторов экономики (видов экономической деятельности (отраслей), регионов, профессионально-квалификационных групп или иных объектов классификации).
Пусть 81, 82,... 8п - коэффициенты прироста вакансий в каждом секторе за счет движения рабочих мест. Динамику численности потенциальных работников и необходимо описать отдельно, как это сделано в односекторной модели. Тогда рассматриваемая система примет вид:
Другое направление развития связано с тем, что вместо общего числа «потенциальных работников» рассматривается множество Цъ и2,..., ит, где т — число рассматриваемых групп «потенциальных работников» (например, по полу, возрасту, уровню образования). Так, при анализе гендерных особенностей согласования спроса на рабочую силу и ее предложения т = 2, при изучении возрастных особенностей т равно числу выделяемых возрастных групп. При исследовании образовательных особенностей т равно числу выделяемых уровней образования или подготовки (в наиболее простом случае, когда вся рабочая сила делится на квалифицированную и неквалифицированную т = 2).
Жи / Ж =8ои + риУ ЖУ / Ж =8 У + р иУ .
(3)
ЖУ —
—Г = (8 і +ри )У> і = 1п Ж
жи , ^
(4)
Пусть 8 01,8 02, к, 8 0т — коэффициенты прироста потенциальных
работников в каждой их группе. Динамику численности вакантных рабочих мест У необходимо описать отдельно, как это сделано в односекторной модели. Тогда рассматриваемая система примет вид:
Возможна дезагрегация и совокупного количества вакансий У , и общего числа «потенциальных работников» и одновременно, например, так, как это сделано в работе.
Изучение состояния и прогнозирование профессиональноквалификационного состава рабочей силы России, которое в настоящий момент времени на практике чрезвычайно затруднено, должно стать органичной частью системы экономического прогнозирования. Очевидно, что в целях повышения степени достоверности прогнозов совокупного и текущего спроса на рабочую силу по профессиям необходимо: во-первых, улучшить качество информационно-статистических материалов и, во-вторых, усовершенствовать методологию расчетов, пересмотреть круг сформулированных временных горизонтов прогнозирования.
Кроме того, прогноз профессионального состава занятых должен быть соотнесен с прогнозом распределения занятых по видам экономической деятельности, необходимо определить перспективы распределения занятых по основным местам работы и профессиям с детальным анализом перспектив спроса на рабочую силу по тем профессиям, где ожидается как наибольший абсолютный и относительный рост, так и наибольшее сокращение числа занятых. Совокупный и текущий спрос на рабочую силу должны рассчитываться с учетом экономического роста, распределения занятых по уровням образования, которое необходимо для приобретения той или иной профессии и специальности.
Современная методология мониторинга предложения и спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе находится в стадии становления. Ее совершенствование должно быть направлено на обеспечение регулярности, оперативности и сопоставимости поступающих сведений об объекте, а также их полноты и достоверности.
Предложенный инструментарий может быть использован как для проведения автономных расчетов и получения на их основе прогнозных оценок динамики основных параметров занятости и рынка
(5)
&У
труда, так и для реализации комплексного подхода, где инструментальные средства дополняют друг друга. Расчет ключевых параметров национального или регионального рынка труда осуществляется по модели согласования спроса на рабочую силу и ее предложения (возможно использование и других инструментальных средств, например, специальных эконометрических моделей), а прогноз отдельных элементов структуры исследуемого показателя осуществляется исходя из сложившихся тенденций изменений в его структуре на базовом периоде. Такая комбинация методов позволяет получать прогнозные оценки и в случае, когда существуют статистические ограничения, прежде всего по длине динамических рядов исследуемых показателей. В этом случае использование, например, эконометрических моделей существенно затруднено.
Определяющую роль в прогнозно-аналитических исследованиях занятости и рынка труда играет их информационное обеспечение. К основным источникам информации, отражающим состояние рынка труда и сферы занятости населения, можно отнести: баланс трудовых ресурсов; выборочное обследование населения по проблемам занятости, проводимое Росстатом; перепись населения и микроперепись населения; данные Федеральной и региональных служб занятости населения; российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ). Дополнительные источники: информация, собираемая различными министерствами и ведомствами, данные независимых исследовательских центров, различные опросы, затрагивающие проблемы сферы занятости и рынка труда.
Построение специализированных моделей прогнозирования параметров занятости и рынка труда должно базироваться насколько возможно на минимальном объеме исходной статистической информации. При этом необходим к выполнению критерий ее достаточности. Связано это с тем, что чрезмерно широкий список экзогенных факторов, обусловливающих изменения эндогенных (зависимых) переменных, описывающих динамику параметров занятости и рынка труда, потребует предварительного прогноза их значений, что предполагает развернутую проработку социально-экономической перспективы. Такая работа, на наш взгляд, возможна в рамках комплексных прогнозно-аналитических моделей социально-экономической динамики. Таких моделей, посвященных анализу и прогнозу динамики экономики РФ и ее регионов с учетом сферы занятости и рынка труда, насколько нам известно, практически нет.
Например, при практической реализации модели (4) спроса на рабочую силу и ее предложения возникают статистические ограничения, связанные с отсутствием информации о числе и динамике вакантных рабочих мест по уровням образования. Хотя в реальности уровень образования претендента на рабочее место является его практически неотъемлемой характеристикой.
В связи с этим возникает необходимость поиска путей по преодолению существующих статистических ограничений. В качестве одного из них, на наш взгляд, может рассматриваться подход по оценке той или иной (например, образовательной или проффесионально-квалифика-ционной) структуры вакантных рабочих мест на основе соответствующего вспомогательного инструментального построения. В его основе лежит следующий принцип: рассматриваются односекторная и двухсекторная модели согласования спроса на рабочую силу и ее предложения, в последней выделяются один (любой из анализируемых) сектор (сектор X) и «все остальные» (для численности занятого населения определяется как разница общей численности занятых в экономике и численности занятых в секторе X). Накладываются ограничения на соотношение параметров используемой модели. Например, предполагается, что 81 = ах81х +аост81ост, где 81 - инвестиционно'-производственный параметр для односекторной модели; 81х, 81ост - инвестиционно-
производственные параметры для сектора X и остальных секторов в двухсекторной модели; ах, аост - весовые коэффициенты, удовлетворяющие условию ах +аост = 1, которые могут быть оценены на основе данных о соответствующей структуре занятости или структуре другого показателя, разрабатываемого в рассматриваемом разрезе. Далее полученная система разностных уравнений двухсекторной модели решается относительно неизвестного параметра - числа вакантных рабочих мест в секторе X. Затем процедура повторяется для всех остальных секторов, а полученные оценки числа вакантных рабочих мест нормируются с учетом известной величины общей численности регистрируемых вакантных рабочих мест2.
Для оценки неизвестных нам числа и структуры вакантных рабочих мест может быть предложен и другой подход. Рассмотрим систему дифференциальных уравнений для двухсекторной модели, где индекс 1 соответствует сектору X, а индекс 2 - «остальным» секторам:
2 Результаты апробации предложенного подхода представлены в статье Коровкин А.Г., Королев И.Б., Долгова И.Н. Анализ и моделирование взаимосвязанной динамики рынка труда и системы образования в экономике РФ данного издания.
V =81уи + ^йА,
^ =8 2 V2,, + Ц 2й^2,, . (6)
й, =8 0 и, +Ц1М,У1,( + Ц 2 U,V2,,
Предположим, что ее параметры (81,8 2, ц1, ц2) мало или вовсе не меняются в различные моменты времени. При этом, в каждый момент времени известны: суммарная величина У{ = у1 , + у2 ,; й{; и,;
80. Тогда последнее уравнение системы (6) принимает вид
й, = 80й, + ^йЛ,, + Цй,(У -) = й(80 +МЛ, +^2(У, -Н,,)),
т. е. является линейным однородным уравнением первого порядка. Общее решение данного уравнения имеет вид
й = Се-8 +цл,' +Ц2(У ^ У)‘, С = сожг.
Решение, таким образом, зависит от четырех неизвестных параметров: ц1, ц2, у1 , ,С. Значение константы интегрирования найдем
из условия й0 = С . Затем для трех последующих моментов времени составим систему уравнений
1пг?1 = 1пй0 -80 -^1,1 -ц.2(У1- Л?1,1)
\ 1пг?2 = 1пй0 - 280 - 2Д11Р12 - 2|!2(У2 - V 2), (7)
1пг?3 = 1пй0 - 380 - 3|й1л513 - 3|12(У3 - V3) где й1 2 3 — известные значения численностей «потенциальных работников» в моменты времени , = 1, 2, 3, полученные при произ-
вольном задании вышеуказанных неизвестных параметров с учетом ограничения У( = у1 , + у2 ,.
3
Введем функцию £2( ц1,ц2, т?п, 1?12, 1?13) = ^(1пй1 - 1пй{)2, ми-
1=1
нимизируя которую, получим оценки параметров ц1, ц2, г^11, ^ 2, ^ 3 для периода времени , = 1. На их основе, а также
учитывая первые два уравнения системы (6), получим оценки параметров 81 и 82 для аналогичного периода.
Далее описанная процедура последовательно повторяется со сдвигом всех четырех периодов времени на единицу вперед. Оценки числа вакансий для последних трех периодов исследуемого временного промежутка получаются расчетным способом на основе
оценок, для которых начальный период, определяющий и0, соответствовал t = T - 4.
Данную расчетную процедуру можно организовать иным способом, заменив в (7) V х на V 3:
In г/j = In uo -s 0 - Д1’Р1,з - Д2(К, -1?1,3)
< lnU2 = lnu0 -2s0 -2 Д11’13 - 2 p.2(V3 -v13), (7a)
ln U3 = ln и о - 3s 0 - 3 |IiVi3 - 3 ^2(^3 - V^i 3)
3
S2( Дl, M'2, 1>1,3 ) = Z (ln U - ln U)2 .
/=1
В этом случае необходимо рассчитать оценки объемов вакансий для первых трех периодов исследуемого промежутка.
Оценивание параметров производится с помощью функции «Поиск решения» в Microsoft Excel. Применение различных методов оптимизации при работе этой функции не приводит к заметным изменениям результата: разница имеет место, начиная с пятого знака после запятой.
Состояние статистики профессионально-должностного состава занятости населения и пути ее совершенствования на региональном уровне. Осуществление постоянного мониторинга формирования и использования трудовых ресурсов и прогнозирования структуры занятости населения настоятельно требуют развитой статистической базы, позволяющей с той или иной степенью достоверности отслеживать происходящие изменения на рынке труда. В условиях несбалансированности спроса и предложения рабочей силы статистические данные о составе занятости населения могут стать надежной основой для принятия управленческих решений на различных уровнях.
Отсутствие необходимой информации является основным препятствием в использовании ряда методик прогнозов профессионального состава и спроса на рабочую силу. К основным ее недостаткам можно отнести как ограниченность источников, так и несовершенство самой статистической методологии. Например, наиболее часто пользователями статистической информации по труду производится сравнение данных о среднегодовой численности занятых в экономике, которая формируется при составлении баланса трудовых ресурсов, с численностью занятого населения по данным обследования населения по проблемам занятости. Это две разные системы статистической оценки, которые методо-
логически несопоставимы и имеют разные сферы использования5. Методологические различия касаются охватываемого периода, методологии определения показателя, состава охватываемых категории занятого населения, порядка учета населения при формировании территориального разреза (т.е. по месту работы или по месту проживания).
Данные обследования по численности занятого населения характеризуют наличие работы для постоянного населения; данные о среднегодовой численности занятых в экономике характеризуют фактическое участие в производстве товаров и услуг в экономике России и регионов, включая участие иностранных граждан. На уровне субъекта РФ данные обследования населения по проблемам занятости характеризуют занятость населения применительно к месту проживания, данные о среднегодовой численности занятых по итогам баланса трудовых ресурсов - применительно к месту работы. В результате этих различий пользователи получают разные данные по численности занятого населения. Так, по балансовому методу численность занятых в экономике Москвы в 2008 г. составляла 6469,9 тыс. чел., а по результатам обследования в годовом исчислении - 6062,0 тыс. чел.
Использование различных методик оценки профессионального состава отдельными ведомствами также приводит к достаточно противоречивым результатам. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.09 № 139н для Москвы установлена квота на выдачу иностранным работникам разрешения на занятие трудовой деятельностью. Если сопоставить эти данные по видам занятий и в целом по распределению занятий (данные Росстата), то по отдельным группам получится по меньшей мере необычная картина.
Так, по группе «рабочие, занятые на горных, горнокапитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах» иностранные работники составляют по квоте 60,1%, а в группе «операторы, аппаратчики, машинисты и слесари сборщики стационарного оборудования» - 68,2%. Еще больше доля иностранцев среди неквалифицированных работников, она превышает 73%. Ясно, что такие распределения явно не соответствуют истинному положению дел в экономике Москвы.
Дальнейшее совершенствование статистики трудовых ресурсов направлено на развитие каждого из вышеперечисленных источников информации, исходя из потребностей и областей их использования.
5 На эту тему см. также в данном издании статью Кузьмина В.В., Кузнецова С.Г., Кулагиной НМ., Попова А.Д. Проблемы прогнозирования параметров занятости и рынка труда.
В организации текущей статистики экономически активного населения, занятости, безработицы ведущая роль принадлежит обследованиям населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы), проводимым путем опроса населения. Его основная цель состоит в развитии информационных ресурсов статистики рынка труда и обеспечении предоставления пользователям официальной статистической информации.
До сентября 2009 г. Росстат проводил обследование с квартальной периодичностью. Единицами наблюдения при проведении обследования рабочей силы являются частные домохозяйства и лица в возрасте 1572 лет - члены этих домашних хозяйств. Объем квартальной выборки составлял около 70 тыс. человек в возрасте 15-72 лет (0,06% населения этого возраста), годовой выборки - около 273 тыс. чел. (0,25%). По субъектам РФ применяется разная доля отбора с учетом численности населения и размера изучаемой категории населения. Что касается города Москвы, то размер выборки соответствует примерно 4 тыс. чел.
Квартальные обследования рабочей силы проводятся на основе независимых выборок в рамках года, что позволяет в целях повышения представительности данных по субъектам РФ объединять совокупности обследованных лиц в четырех квартальных опросах. Такая система организации обследования рабочей силы обеспечивает при небольших объёмах выборки достаточную степень точности результатов.
По результатам проводимых обследований регулярно подготавливается и предоставляется пользователям достаточно обширная и всесторонняя информация по ключевым проблемам рынка труда. Программа обследования рабочей силы периодически пересматривается в соответствии с потребностями получения дополнительной информации.
В соответствии с Положением о проведении выборочных обследований рабочей силы до территориальных органов Росстата доводятся только фрагменты баз индивидуальных данных объединенного массива четырех последовательных квартальных опросов и основных агрегированных таблиц со среднегодовыми данными. И что наиболее примечательно, региональные данные по составу занятого населения по профессиям и должностям отсутствуют и не публикуются. Хотя поступающие данные в Мосгорстате обрабатываются и сведения о занятости населения Москвы в среднегодовом исчислении имеются.
В настоящее время обследование населения по проблемам занятости проводятся в ежемесячном режиме. Переход на такой режим возник в период кризиса 2008-2009 гг., но по мере выхода из него должен быть сохранен.
Наиболее эффективным и экономичным подходом к решению данной задачи является сохранение применяемых в настоящее время методологических принципов организации обследования: по состоянию на фиксированную обследуемую неделю (вторая неделя каждого месяца) и на основе независимых выборок в рамках года.
Сохранение для месячных обследований рабочей силы методологических принципов построения независимых выборок позволит максимально использовать уже созданный выборочный массив объектов и единиц наблюдения, применить разработанные модели и методы для расширения выборочного массива объектов и единиц наблюдения, а также модернизировать разработанные алгоритмы построения выборочной сети домашних хозяйств путем введения в их состав ряда новых модулей с сопоставимой структурой.
В каждом субъекте РФ в рамках одного квартала в каждом месяце должно обследоваться равное количество первичных выборочных единиц (счетных участков), т. е. число счетных участков в квартальных выборках должно быть кратно трем. Установлено, что в большинстве субъектов они не соответствуют этому условию, и требуется дополнительный отбор счетных участков, а, следовательно, увеличение общего объема выборки. В расчете на квартал объем выборки должен быть увеличен на 8,3 тыс. чел., или на 12%. В целом объем выборки, требуемый для проведения обследований рабочей силы с месячной периодичностью на основе независимых месячных выборок, составит в расчете на год -около 306 тыс. чел. в возрасте 15-72 года (0,28% численности населения этого возраста); в расчете на квартал - 76,5 тыс. чел. (0,07%); в расчете на месяц - 25,5 тыс. чел. В этом случае размер квартальной выборки по Москве несколько увеличится, а месячная выборка составит менее 2,5 тыс. чел.
Конечно, такие изменения потребуют проведение методологических работ и экспериментальных исследований по созданию выборочной сети домашних хозяйств. Возможно, модификации будет подвержена и сама анкета опроса, которая была утверждена Постановлением Госкомстата России от 16.09.02 № 177. При разработке методологии построения анкеты, сбора и обработки данных использовались международные стандарты, а сам проект опросного листа направлялся на экспертизу в Бюро статистики Международного бюро труда и получил положительное заключение (февраль 2002 г.).
С точки зрения изучения профессионально-должностного состава занятого населения можно выделить следующие характерные осо-
бенности анкеты и ее содержательные аспекты. Так, при формировании региональных итогов занятое население учитывается только по месту проживания респондента. В анкете содержатся учетные признаки, характеризующие основную работу, а именно, вид экономической деятельности, занятие (профессия и должность), классификация по статусу занятого населения и др. В анкете выборочного обследования населения по проблемам занятости под 26 номером содержится вопрос «по какой профессии, должности Вы работаете на основной работе?» При этом записывается профессия или должность по тому месту работы, которое указано в предыдущем вопросе относительно преобладающего вида деятельности организации респондента. Следует иметь в виду, что респонденту требуется указать занятие, непосредственно выполняемое на рабочем месте, а не специальность (квалификацию), полученную в результате обучения.
При заполнении анкеты уровень образования респондента определяется по самому высокому уровню учебного заведения, из числа оконченных респондентом. В целях обеспечения соответствия наименований уровня образования опрашиваемых, принятому в настоящее время, в скобках даны названия уровней образования, используемые ранее.
В программе обследования предусмотрено получение информации о профессии, специальности по образованию. Если респондент окончил несколько учебных заведений, то указывается профессия или специальность, полученная по окончании учебного заведения самого высокого уровня.
Кодирование специальностей, профессий, полученных по окончании учебных заведений, производится с применением Перечня специальностей, профессий высшего, среднего и начального профессионального образования; Классификатора специальностей среднего профессионального образования; Классификатора специальностей высшего профессионального образования.
Важным является то обстоятельство, что обследование населения по проблемам занятости является единственным источником информации для организации текущей статистики профессиональной структуры занятого населения. Следует отметить, что базовая информация о составе по занятиям один раз в 10 лет разрабатывается по результатам переписи населения. Последняя из них состоялась в 2002 г. Она, кстати, не принесла сколько-нибудь ощутимых результатов с точки зрения установления дезагрегированной профессиональной структуры населения как по России в
целом, так и по регионам (включая Москву), ограничившись лишь распределением по укрупненных видам занятий. Большие надежды в этой связи возлагались на перепись населения 2010 г., однако, они не оправдались.
Что касается переписи населения 2002 г., к несомненным достоинствам ее можно отнести то обстоятельство, что начиная с 2003 г., классификация занятий при разработке результатов обследований населения по проблемам занятости производится с применением перечней занятий, разработанных именно для этой переписи населения. К ней был разработан пакет документов, содержащий Классификацию занятий (КЗ-2002), Алфавитный и Систематический словари занятий. Классификация занятий представляет собой структурированный перечень видов и групп трудовой деятельности, позволяющий обеспечить возможность учета всех существующих занятий.
При проведении обследований населения по проблемам занятости для классификации занятий применяется Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), группировки которого сопоставимы с Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ-88). Классификатор применяется для решения широкого круга задач, касающихся регулирования социально-трудовых отношений, а также связанных с оценкой состояния и динамики изменений структуры рабочей силы, анализом и прогнозом показателей в сфере занятости и профессионального образования. Объекты классификации виды трудовой деятельности (занятия), основу которых составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе, не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход.
На каждом последующем уровне сгруппированы виды занятий с учетом более глубокой специализации. Подгруппы в ОКЗ сформированы на основе критерия профессиональной специализации. В одном случае это тип необходимых знаний, в другом - используемые инструменты, применяемые материалы или вид производимого продукта и оказываемых услуг. По данному критерию образованы также составные группы. Для отнесения занятий к базовым группам, кроме этого критерия, применяют и другие в зависимости от специфики конкретной группы занятий.
Если занятие охватывает широкий круг профессиональных функций, то его классификацию осуществляют с использованием принципа приоритетности. Так, в случаях, когда функции работ-
ника связаны с различными стадиями процесса производства и распределения товаров и услуг, приоритет отдают производственным функциям, если при этом такие функции, как продажа, транспортное обслуживание или управление производственным процессом и т.п. не доминируют. Если для выполнения профессиональных функций необходимы подготовка различного уровня и практический опыт, то занятия классифицируют в соответствии с теми функциями, реализация которых требует более высокого уровня квалификации.
В зависимости от уровня укрупнения групп занятий кодирование осуществляют одним, двумя, тремя или четырьмя знаками. Систематизация занятий, принятая в ОКЗ, имеет иерархическую четырехуровневую структуру и включает в себя 10 укрупненных классификационных групп, имеющих однозначный код, 35 подгрупп с двухзначным кодом, 134 составные группы с трехзначным кодом и 462 базовые классификационные группы с основным четырехзначным кодом. Заметим, что по сравнению с ОКЗ в структуру КЗ-2002 введено 47 дополнительных групп занятий, из них 5 групп - составных (с трехзначным кодом) и 42 - базовых (с четырехзначным кодом).
Кодирование вопросов о занятии при первичной обработке анкет выборочного обследования населения по проблемам занятости на региональном уровне производится с применением Алфавитного словаря занятий, разработанного для переписи населения 2002 года.
Публикации информации о составе занятого населения и безработных по занятиям производится по группировкам разного уровня агрегирования: состав по занятиям безработных - на уровне укрупненных групп; состав по занятиям и полу занятого населения - на уровне подгрупп; состав по занятиям, возрасту и образованию - на уровне укрупненных групп.
По данным ОКЗ можно получить информацию, позволяющую производить международные сопоставления в области занятости. В отличие от Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) данный классификатор охватывает не только лиц, работающих по найму, но и выступающих в роли работодателей, самостоятельно занятых, членов производственных кооперативов, а также неоплачиваемых семейных работников. Между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, позволяющие относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группировке ОКЗ. В общем случае каждая профессия рабочего или должность слу-
жащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий. Однако в связи с тем, что понятия «занятие», «профессия», «должность» различны, в отдельных случаях, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, необходимо использовать пояснения к группировкам ОКЗ. Указанные пояснения следует также использовать при кодировании производных профессий рабочих и должностей служащих.
Результаты обследования о профессиональной принадлежности места работы имеют значительную долю ошибки, которая возрастает по мере уменьшения агрегации данных. Эти ошибки обусловлены несколькими факторами. Среди них ошибка выборки, неправильное определение респондентом профессиональной принадлежности, ошибки при кодировании видов занятий на основе словесного описания, сделанного интервьюером, а также ошибки ввода.
Уменьшение влияния ошибки выборки на представительность данных о профессиональной принадлежности места работы может быть обеспечено за счет увеличения размеров выборки и увеличения уровня агрегации данных. Задача его увеличения обеспечивается путем формирования на основе первичных кодов, применяемых на этапе кодирования анкет, производных переменных, которые используются при подготовке публикационных материалов о профессии на основной и дополнительной работе, и профессии по последнему месту работы безработных.
Уменьшение влияния второго фактора - неправильного определения респондентом своей профессиональной принадлежности (профессии) достаточно сложно обеспечить, так как многое здесь зависит от мнения респондента. В методологических положениях по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости определено, что базовой статистической единицей для классификации видов занятий принимается профессия или должность из ОКПДТ. Однако опрашиваемые лица не всегда могут правильно определить основной вид своего занятия. В этой связи, в целях повышения качества и достоверности разрабатываемой информации следует перейти на базовые классификационные группы с основным четырехзначным кодом по ОКЗ.
В этой связи следует обратить особое внимание на различие при использовании ОКПДТР и ОКЗ отдельными ведомствами и организациями. Как известно, важным источником информации о составе и численности занятых и безработных являются данные государственных служб занятости, ведущих первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят кар-
точка (№1) персонального учета гражданина, ищущего работу, и карточка (№ 2) обратившегося в службу занятости за консультацией, а также ежемесячно предоставляемой в органы государственной статистики «Отчет о трудоустройстве и занятости населения». При этом имеющиеся в госслужбе занятости данные о потребности в работниках (банк вакансий), безработице и высвобождении с точки зрения профессионально-должностного состава базируются на ОКПДТР и их сопоставление с данными о составе занятых, основанные на ОКЗ, практически невозможно. В этой связи назрела необходимость перевода статистических данных по профессионально-должностному составу потребности в работниках, безработных граждан и высвобождаемых работников на виды занятий, предусмотренных в ОКЗ. Причем, по нашему мнению, наиболее достоверный уровень агрегации может соответствовать третьему уровню, при котором профессии и должности группируются по 134 составным группам с трехзначным кодом.
Речь идет о приведении форм, обеспечивающих получение оперативной информации о числе лиц, обратившихся в органы по вопросам занятости населения в поисках работы, официально признанных безработными, численности безработных, которым назначено пособие по безработице, потребности предприятий и организаций в работниках, заявленной в службе занятости, в соответствии с составными группами занятий по ОКЗ. Только в этом случае возможен сопоставимый анализ движения различных составляющих рынка труда. Кроме того, модель профессиональной структуры может быть представлена как сгруппированные определенным образом базовые занятия в соответствии с общероссийским классификатором занятий (ОКЗ). Группировка занятий должна осуществляться исходя из принципа их однородности по параметрам профессии и квалификационного уровня. Это упростит решение проблемы согласования профессиональных сегментов рынков труда и образовательных услуг.
Пример такой группировки по специалистам высшего уровня квалификации и специалистам среднего уровня квалификации представлен в Приложении.
Для достижения обсуждаемой сопоставимости сведений должны быть определены работы по методологическому и программно-технологическому обеспечению формирования соответствующей информации.
Определенную помощь в сборе данных о структуре занятости могут оказать и материалы выборочных обследований организаций и предприятий. Еще в начале 1990-х годов произошел отказ от
сплошных наблюдений по профессионально-квалификационной структуре работающих, подготовке и переподготовке кадров на производстве, образовательном уровне работающих, материалы которых использовались для регулирования процессов, связанных с использованием трудовых ресурсов (лимитирование численности персонала, планирование подготовки и переподготовки кадров, распределение молодых специалистов и др.).
Взамен единого порядка получения сведений от всех предприятий и организаций для форм текущего наблюдения по труду был введен цензовый метод с различной периодичностью представления информации и составом показателей - по кругу организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства - ежемесячно, а по кругу малых предприятий в режиме выборочного наблюдения -один раз в квартал. По результатам обследований организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, с месячной и квартальной периодичностью (в зависимости от состава показателей) разрабатывается следующая информация о:
• численности и заработной плате оплачиваемых работников по категориям (в зависимости от формы трудовых отношений);
• численности работников, переведенных на режим неполного рабочего времени и находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, а также о неотработанном ими времени;
• количестве отработанных человеко-часов;
• приеме и увольнении работников, наличии свободных рабочих мест;
• прогнозах предприятий по введению новых рабочих мест.
Эту информацию необходимо дополнить данными по профессионально-должностному составу работников, которые необходимо включить с расчетом их годовой численности.
Одним из методов, ведущих к измерению профессионального состава, наличия вакансий и нехватки кадров, является выборочные обследования организаций по выявлению изменений, относящихся к определенной профессии. Такой подход предполагает определить круг организаций, где изучаемая профессия является массовой, чтобы на основе широкого наблюдения определить ее перспективы. Такой метод был применен при подготовке сборника «Атлас профессий» (2004 г.) по ситуации и перспективах профессиональных рынков труда в 12 отраслях. В результате анкетирования работодателей получена необходимая информация о структуре спроса и предложения в профессионально-
квалификационном разрезе. Кстати, такой подход используется в обследованиях тенденций рынка труда Швеции, где на основе соответствующих реестров предприятий проводятся случайные выборочные обследования среди работодателей, нанимающих работников с определенной подготовкой и квалификацией.
В этой связи можно утверждать, что исходная база анализа профессионально-должностной структуры занятости населения может дополняться сведениями о соответствующем составе работников ряда крупных и средних организаций и предприятий, в наибольшей степени определяющих состояние региональной экономики.
Традиционно информация о составе занятого населения по занятиям разрабатывается по результатам переписи населения. Однако вопросы о профессиональной принадлежности из опросных листов переписи 2010 г. исключены.
В свете вышесказанного, на наш взгляд, можно сделать следующие основные выводы.
Существующий и используемый инструментарий для анализа и прогноза динамики занятого населения и его структур позволяет при соответствующем статистическом наполнении получать оценки динамики и структуры занятого населения в профессиональноквалификационном разрезе. Эти оценки имеют как самостоятельную ценность, так и могут быть интегрированы в систему моделей и методов прогнозирования основных параметров сферы занятости и рынка труда. В последнем случае это позволит давать более детальные прогнозы основных параметров сферы занятости и рынка труда.
С учетом актуальности проблемы перспективного обеспечения экономики РФ рабочей силой различных профессий и квалификации, а также в целях преодоления дефицита информации о соответствующей структуре необходимо ставить вопрос о проведении профессиональной переписи занятого населения, по крайней мере, с охватом крупных и средних предприятий. Целесообразно также проведение выборочных обследований организаций по вопросам профессионально-квалификационного состава занятого населения, выявлению изменений, относящихся к определенной профессии.
Существенным ограничением при проведении практических прогнозно-аналитических расчетов является проблема несопоставимости данных о потребности в работниках (банк вакансий), безработице и высвобождении с точки зрения профессиональнодолжностного состава базирующихся на ОКПДТР и данных о составе занятых, основанных на ОКЗ. В этой связи назрела необходимость перевода статистических данных по профессионально-
должностному составу потребности в работниках, безработных граждан и высвобождаемых работников на виды занятий, предусмотренных в ОКЗ. Причем наиболее достоверный уровень агрегации может соответствовать третьему уровню, при котором профессии и должности группируются по 134 составным группам с трехзначным кодом. Информация о профессионально-квалификационной структуре вакансий в разумном классификаторе в совокупности с данными о профессионально-квалификационной структуре занятого населения позволит сделать более детальные выводы о степени несбалансированности на российском рынке труда, о профессионально-ква-лификационной структуре дефицита квалифицированной рабочей силы.
Литература и информационные источники
1. Узяков М.Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. М.: ИСЭПН, 2000.
2. Серебряков Г.Р. Опыт построения динамической межотраслевой равновесной модели российской экономики // Проблемы прогнозирования, №2, 2000.
3. Узяков М.Н. Проблемы построения межотраслевой модели равновесия российской экономики //Проблемы прогнозирования, №2, 2000.
4. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда. Вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2001.
5. Коровкин А.Г. Согласование динамики вакантных рабочих мест и рабочей силы в России // Проблемы прогнозирования. 1999. № 2.
6. Коровкин А.Г., Королев И.Б. Макроэкономический анализ взаимосвязи динамики отраслевых рынков труда и системы образования // Проблемы прогнозирования. 2005. № 4.
7. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием. Кн. 3. Петрозаводск: Петр ГУ, 2004.
Приложение
Пример агрегированной группировки специалистов по профессионально-квалификационному признаку
Специалисты высшего уровня квалификации
Специалисты в области естественных и технических наук
Физики, химики и специалисты родственных видов деятельности Математики, статистики и специалисты родственных видов деятельности Специалисты по компьютерам
Архитекторы, инженеры и специалисты родственных видов деятельности Специалисты в области естественных и технических наук, занятые научными исследованиями и разработками Специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения
Специалисты в области биологических и сельскохозяйственных наук (кроме занятых научными исследованиями и разработками) Специалисты в здравоохранении (кроме медицинских сестер) Специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения, занятые научными исследованиями и разработками Специалисты в области образования
Преподаватели университетов, вузов, в том числе колледжей, дающих высшее образование Преподаватели в средней школе (учителя средних школ и преподаватели средних профессиональных учебных заведений)
Преподаватели в системе специального образования (для детей с физическими и психическими отклонениями в развитии)
Прочие специалисты в области образования Прочие специалисты высшего уровня квалификации
Специалисты по экономической деятельности и кадрам Специалисты в области права (кроме юридического персонала государственной службы и занятого в области научных исследований) Специалисты в области информации и родственных видов деятельности Специалисты в области общественных и родственных наук (кроме занятых в области научных исследований)
Деятели литературы и искусства Религиозные деятели
Специалисты в области финансов, права, общественных и родственных наук, занятые научными исследованиями и разработками Служащие органов государственной власти и управления (специалисты, эксперты, консультанты, инспекторы, атташе и пр.) и муниципальные служащие Специалисты среднего уровня квалификации
Специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности
Техники физических и инженерных направлений деятельности Техники и операторы по обслуживанию ЭВМ и различных компьютерных устройств
Техники и операторы оптического и электронного оборудования Диспетчеры и специалисты-техники по эксплуатации транспортных средств Инспекторы и инструкторы по строительству и безопасности (пожарной, транспортных средств, производственных процессов и продукции)
Специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения
Специалисты среднего уровня квалификации в области естественных наук Средний медицинский персонал (исключая медицинский уход) Медицинский персонал по уходу и акушерству Целители и практики нетрадиционной медицины Специалисты среднего уровня квалификации в сфере образования
Учителя начальных школ и другой преподавательский персонал начального образования Персонал дошкольного воспитания и обучения Преподавательский персонал специального обучения (со средним профессиональным образованием)
Инструкторы по обучению управлению транспортными средствами Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности
Средний персонал в области финансовой и торговой деятельности Средний персонал торгово-коммерческой деятельности и услуг Средний административно-управленческий персонал Средний персонал государственных служб
Работники милиции, других правоохранительных органов, военизированной и пожарной охраны, детективы Социальные работники
Персонал сферы искусства, развлечений и спорта Персонал культовых учреждений, не имеющий духовного сана