УДК 369
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПЕНСИОННЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ
А.К. Соловьев,
д-р экон. наук, профессор,
директор Департамента стратегического планирования Пенсионного фонда России, г. Москва E-mail: [email protected] Д.А. Карасев,
советник секретариата Международной ассоциации
социального обеспечения, г. Москва
E-mail: [email protected]
М.А. Коржов,
канд. экон. наук,
Центр прикладных актуарных исследований, Научно-исследовательский университет - Высшая Школа Экономики, г. Москва E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье говорится о том, как мировой финансовый кризис отразился на макроэкономических и демографических параметрах развития страны. Автор отмечает то, что в этих условиях становится особенно актуальной проблема государственного регулирования развития пенсионной системы, создания благоприятных макроэкономических и демографических условий для поддержания ее долгосрочной финансовой устойчивости.
Ключевые слова: пенсионная система, пенсионная реформа, пенсионеры, страховые взносы.
Abstract. Global financial crisis was negatively reflected in macroeconomic and demographic conditions of the country development. Under the circumstances the issue of government control of pension system, making of macroeconomic and demographic facilities for maintenance its long-term financial stability becomes particularly vital.
Keywords: pension system, pension reform, insurance conrtibutions, pensioners, insured persons.
Пенсионная реформа должна опираться на анализ влияющих на развитие пенсионной системы факторов: демографических, макроэкономических, социально-трудовых и собственно пенсионных - и учитывать долгосрочные перспективы их изменения. Статистическая информация лежит в основе актуарной технологии, начиная от методологии актуарного оценивания и заканчивая результатами актуарной оценки - актуарными рекомендациями по тарифу страховых взносов, индексации пенсий, заключением о финансовой устойчивости ПФР.
Основным требованием для обеспечения учета влияния этих факторов и успешного моделирования пенсионной реформы является формирование такой системы аналитических и прогнозных показателей, которая позволит адекватно оценить возможность и степень достижения заданных целей реализации пенсионной реформы.
Оценка достижения целей должна осуществляться горизонтом жизни 2-х демографических поколений, поскольку пенсионный цикл с момента начала формирования пенсионных прав (т.е. начала трудовой деятельности) до последнего дня получения пенсии составляет 70-100 лет.
Система показателей должна содержать как критериальные показатели, отражающие степень достижения поставленных целей и результативность функционирования пенсионной системы, так и сопутствующие - которые могут применяться как исходные данные для разработки сценарных условий развития, проведения анализа или разработки прогнозов, и как результирующие.
Все включаемые в систему показатели должны быть взаимоувязанными по периодичности сбора и разрезности, а также непротиворечивыми и сопоставимыми для проведения расчетов.
В настоящее время в России отсутствует сколько-нибудь обоснованная система показателей, которая увязывает весь комплекс необходимых показателей воедино и позволяет оценить развитие пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
Пенсионные права застрахованных лиц (в виде расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений) составляют основу государственных пенсионных обязательств по текущим и будущим пенсиям.
Механизм формирования пенсионных прав и обязательств в современной пенсионной системе достаточно прозрачен, и имеющиеся их объемы могут быть рассчитаны на основе данных, хранящихся в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР.
Однако в действительности пенсионные права застрахованного лица окончательно формируются в год назначения пенсии. До этого момента человек не знает об их объеме. Пенсионный фонд - тоже. Происходит это по ряду причин, и лишь часть из них является объективно оправданной.
Во-первых, в так называемом «письме счастья», которое ПФР ежегодно направляет застрахованным лицам, содержатся сведения только о суммах взносов, ежегодном коэффициенте индексации расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений. Суммы РПК и пенсионных накоплений - единственных данных, которые нужны для исчисления пенсии - там нет.
На основе имеющейся информации самостоятельно рассчитать скопившиеся на индивидуальном лицевом счете и в специальной его части суммы РПК и пенсионных накоплений застрахованное лицо не может. Кроме того, ему не известна сумма пенсионных прав, сформированных до 1 января 2002 г. (в старой системе - до начала пенсионной реформы).
Таким образом, не зная своих пенсионных прав, в отсутствие возможности оценить размер будущей пенсии, застрахованное лицо не имеет стимулов к контролю за ее формированием и активному участию в этом процессе.
С другой стороны, ни ПФР, ни государству как гаранту исполнения пенсионных обязательств также не известен уже имеющийся их объем и ожидаемые сроки, когда эти обязательства будут предъявлены застрахованными лицами к выплате.
Объемы имеющихся государственных пенсионных обязательств нигде не зафиксированы, они не отражаются ни в отчетности ПФР, ни в законе о его бюджете.
Следствием этой неизвестности является постоянная нехватка тарифа страховых взносов на текущие выплаты пенсий и отсутствие стратегического подхода к дальнейшему развитию пенсионной системы в части определения источников ее финансирования. Повышение тарифа страховых взносов в ПФР с 2011 г. до 26% вызвало недовольство страхователей, утверждающих, что это приведет к банкротству целых отраслей экономики, уходу в тень и иным негативным процессам.
Однако пенсия должна рассматриваться как отложенная часть (на период наступления «страхового случая») трудовых доходов (в традиционном понимании - заработная плата) наемного работника в форме страховых взносов. Главная же задача любого «бизнеса» в лице работодателя, который выступает в рамках пенсионной системы в качестве «страхователя», - извлечение при-
были. Страховые взносы никакого отношения к прибыли не имеют. Взносы необходимо рассматривать как одну из форм для финансового обеспечения стоимости рабочей силы, переведенная в условные измерители и отнесенная на предстоящий долгосрочный период. Для практической реализации данного экономического механизма мировая практика функционирования развитых пенсионных систем использует солидарно-распределительную модель формирования государственных пенсионных обязательств.
Особенно важно отделить проблему страховых отчислений от интересов бизнеса в контексте стимулирования участия работников в формировании собственных пенсионных прав. Если сохранять позицию, что взносы - это нагрузка на бизнес, мы никогда не добьемся активного участия работников в формировании пенсионных прав. Они будут иждивенчески к этому относиться.
Вся экономика в настоящее время ориентирована на трудоспособных людей, которые могут своим трудом обеспечить себе средства к существованию. Монетаристы считают, что манипулированием деньгами можно руководить всем. Однако демографический кризис и старение населения требуют готовности экономики содержать все возрастающее количество людей нетрудоспособных, но выработавших свой стаж и заработавших пенсионные права.
И надо не пенсионные выплаты урезать в зависимости от возможностей бюджета, а формирование федерального бюджета должно осуществляться на основе необходимости финансирования государственных пенсионных обязательств. Т.е. пенсионный долг должен рассматриваться как исходное условие развития экономики.
В настоящее время в качестве исходных условий развития экономики рассматриваются цены на нефть, зерно или хлопок, учитываются зимние холода и землетрясения, государственный внешний и внутренний долг фиксируется в долларах и рублях соответственно, а государственный пенсионный долг отсутствует. Он не зафиксирован ни в одном отчетном или нормативном документе.
Чтобы этого не было, надо управлять пенсионным средствами. Управлять пенсионными обязательствами государство должно через формирование пенсионных прав застрахованных лиц.
Для этого необходима система показателей и адекватная ей система учета и отчетности.
Несколько лет назад Пенсионным фондом РФ была разработана с этой целью система показателей, включающая показатели по таким
разделам как «Демографические характеристики», «Труд и занятость», «Уровень жизни населения», «Инвалидность населения», «Инвестиционная активность», «Общие экономические показатели», «Финансы», «Цены и тарифы», «Обязательное пенсионное страхование», «Государственное пенсионное обеспечение» и др.
Однако значительная часть предусмотренных данной системой показателей либо физически отсутствует в формах государственной и ведомственной статотчетности, либо не содержит необходимых разрезов, периодичности и т.п. А поскольку эта система показателей является внутренней разработкой ПФР, то и возможности ее наполнения необходимыми показателям серьезно ограничены.
Например, необходимо в этой системе учитывать показатели, объективно оценивающие бедность, неравенство по доходам. Но в России все они, кроме соотношения доходов с ПМП, плохо проработаны.
Система показателей должна включать в себя все предусмотренные конвенциями МОТ, документами МАСО, ОЭСР, ООН и других международных организаций показатели, характеризующие развитие пенсионной системы (брутто- и нетто зарплаты, коэффициент замещения и т.п.). В настоящее время их не только нет в системе показателей, но в России отсутствуют единое понимание этих показателей, методик их расчета и исходные данные для них.
Пенсионная реформа, начатая в 2002 г., была многоэтапной, разноплановой и носила фрагментарный характер, который был обусловлен огромным объемом накопленных советских нестраховых пенсионных обязательств и невозможностью их трансформировать из-за сложного социально-экономического положения в стране.
Исходя из задач системы показателей, должна быть разработана отчетность по формированию пенсионных прав и государства, и местных органов, и работодателей - всех сторон пенсионной системы.
В ней должны отражаться:
■ суммы текущих начисленных взносов и численность застрахованных лиц, за которых они вносились, в отчетном году;
■ суммы страховых взносов, уплаченные по начислениям предыдущих лет, и численность застрахованных лиц, за которых они вносятся;
■ суммы расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений лиц, за которых взносы уплачивались по начислениям отчетного года;
■ суммы расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений лиц, которые не осуществляли трудовую деятельность и не вно-
сили взносы в отчетном году (т.е. тех, у которых права формируются исключительно за счет индексации/инвестирования средств) и т.д.
И все пенсионные права должны отражаться в бюджете ПФР, независимо от того, когда ожидается их предъявление к выплате. На Западе такая отчетность есть, у нас до сих пор нет, хотя пенсионной реформе уже 10 лет.
Поскольку пенсионные права застрахованных лиц формируются на конкретных предприятиях, т.е. по месту работы, отчетность должна быть и у работодателя. В ней должны указываться численность застрахованных лиц, которые формируют пенсионные права у данного страхователя, суммы отчислений за них (начисленные и уплаченные), задолженность перед застрахованными лицами, процент уплаченных взносов.
Система показателей и соответствующая ей система учета и отчетности должны учитывать как внутренние потребности ПФР и государства по информационному обеспечению задач управления пенсионной системой, но и международные стандарты отчетности (МСФО, стандарты актуарной отчетности и проч.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790); Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3388.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ред.03.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 27.07.2009, № 30, ст. 3738.
4. Соловьев А.К. Обоснование страхового механизма формирования пенсионных прав граждан // Финансы. 2011. № 11.
5. Демографический ежегодник России. 2009. - М., 2009.
6. Eurostat regional yearbook, 2007; Lyxemburg European Communities. 2007.