Научная статья Original article УДК 332.74
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_605 ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ PROBLEMS OF INFORMATION SUPPORT OF THE STATE CADASTRAL ASSESSMENT OF THE LANDS OF SETTLEMENTS
Ь й МОСКОВСКИЙ
щршномшш
^jUyPHM
Барсукова Галина Николаевна, кандидат экономических наук, профессор кафедры землеустройства и земельного кадастра, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар, Заслуженный землеустроитель Кубани, E-mail: galinakgau@yandex.ru
Оберюхтина Анна Алексеевна, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар, E-mail: annautkina2000@mail.ru Карачина Алина Алексеевна, обучающаяся бакалавриата факультета «Землеустройство и кадастры» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар, E-mail: alya.karachina99@mail.ru
Barsukova Galina Nikolaevna, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin», Krasnodar, Russia Oberyukhtina Anna Alekseevna, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin», Krasnodar, Russia Karachina Alina Alekseevna, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin», Krasnodar, Russia Аннотация. Научная статья посвящается выявлению и изучению проблем информационного обеспечения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Используя исследования ученых-экономистов, выполнив анализ нормативно-правовой документации и методического обеспечения, были выявлены проблемы государственной кадастровой оценки, возникающие на этапе информационного
обеспечения. Они рассмотрены подробно, с приведением данных публичной кадастровой карты и информации Росреестра, приведены таблицы со статистическими данными. В ходе исследования был изучен отчет №5-2020 «Об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2020 г.». Тема публикации является очень актуальной, так как процесс оценки несовершенен, что влечет за собой много последствий. Сведения о кадастровой стоимости применяют при национализации имущества, для определения выкупной стоимости земельного участка при его покупке из государственной либо муниципальной собственности, для расчета арендной палаты за землю государственной или муниципальной собственности, и в первую очередь для целей налогообложения. При неверном определении кадастровой стоимости нарушается баланс интересов налогоплательщика и государства: величина земельного налога, налога на имущество организаций и физических лиц может быть сильно завышена либо занижена. Множество проблем информационного обеспечения связано с тем, что не все данные, содержащиеся в ЕГРН и необходимые для произведения кадастровой оценки достоверны, имеет место несовершенство методического и нормативно-правового обеспечения. По каждой выявленной проблеме сформулированы предложения, реализация которых будет способствовать ускорению процесса и повышению достоверности результатов государственной кадастровой оценки.
Abstract. The scientific article is devoted to the identification and study of the problems of information support of the state cadastral assessment of the lands of settlements. Using the research of economists, having analyzed the regulatory documentation and methodological support, the problems of the state cadastral assessment arising at the stage of information support were identified. They are considered in detail, with the data of the public cadastral map and Rosreestr information, tables with statistical data are given. In the course of the study, report No. 5-2020 «On the results of the state cadastral assessment of land plots from the lands of settlements in the Krasnodar Territory as of 01.01.2020» was studied. The topic of the publication is very relevant, since the assessment process is imperfect, which entails many consequences. Information on the cadastral value is used in the nationalization of property, to determine the redemption value of a land plot when it is purchased from state or municipal property, to calculate the rent chamber for state or municipal property land, and primarily for tax purposes. If the cadastral value is incorrectly determined, the balance of interests of the taxpayer and the state is violated: the amount of land tax, property tax on organizations and individuals
can be greatly overstated or underestimated. A lot of problems of information support are connected with the fact that not all the data contained in the EGRN and necessary for making a cadastral assessment are reliable, there is an imperfection of methodological and regulatory support. Proposals have been formulated for each identified problem, the implementation of which will help accelerate the process and increase the reliability of the results of the state cadastral assessment.
Ключевые слова: государственная кадастровая оценка, ЕГРН, объект недвижимости, населенные пункты, кадастровая стоимость, информационное обеспечение, декларация, вид разрешенного использования
Keywords: state cadastral valuation, EGRN, real estate object, cadastral value, information support, declaration, type of permitted use
Введение
Государственная кадастровая оценка - это комплекс правовых, технических и административных мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости,
который состоит из нескольких этапов или процедур (рисунок 1).
Рисунок 1. Основные процедуры государственной кадастровой оценки
Кадастровая стоимость - это установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости. Она определяется на основе рыночной информации, а также исходя из экономических характеристик объекта оценки. Из всех имущественных прав в процессе расчета кадастровой стоимости задействовано лишь право собственности.
Кадастровую стоимость объекта недвижимости можно по праву назвать одной из важнейших составляющих системы налогообложения и одной из главных характеристик земельного участка. В настоящее время необходимо непрерывное совершенствование процесса государственной кадастровой оценки с целью получения объективных и качественных результатов. Установлено, что особенно трудоемким, сложным и требующим уточнения является этап сбора исходной рыночной информации об объектах
недвижимости, так как именно от качества и полноты первичной информации зависит итог кадастровой оценки, а следовательно, и обоснованный размер налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований.
Методы и методология
Цель исследования - выявить проблемы и определить основные направления повышения качества и эффективности информационного обеспечения государственной кадастровой оценки.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
— изучить нормативно-правовое, теоретическое и методическое обоснование государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов;
— выявить проблемы, возникающие на этапе информационного обеспечения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов;
— определить основные направления совершенствования и повышения эффективности информационного обеспечения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
В ходе работы были применены следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, монографический.
Исследование
Результатом проведения государственной кадастровой оценки является кадастровая стоимость, которая в первую очередь используется для целей налогообложения. Для обеспечения равновесия между налогоплательщиком и бюджетом, в который поступают налоги, необходимо максимально точное определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая оценка проводится массовым методом, который предполагает группировку объектов оценки по схожим характеристикам. В результате выполнения подготовительных работ было установлено, что при применении данного метода не всегда возможно учесть индивидуальные особенности объекта недвижимости. Основываясь на некачественной информации, полученной на этапе подготовительных работ, невозможно получить достоверные результаты.
Рассмотрим важность правильной группировки объектов оценки на примере города Геленджик. Величина кадастровой стоимости зависит от вида разрешенного использования, поэтому в первую очередь необходимо установить соответствует ли вид разрешенного использования фактическому.
Город является прибрежным, на его территории расположено много объектов недвижимости, предназначенных для отдыха, например, гостиниц и гостевых домов, установлено, что значительная часть из них по фактическому использованию не соответствует назначению объекта по документам.
Используя интернет-ресурсы, было выявлено такое несоответствие на примере земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401018:18. Согласно данным ЕГРН, вид разрешенного использования данного участка - для индивидуальной жилой застройки, фактически он используется для размещения гостиницы (рисунок 2).
недвижимости Земельный участок
Статус объекта Актуально
Кадастровый номер 23 40 040101818
кадастрового номера 30 04 2010
Форма собственности Частная
Характеристики объекта
Адрес (местоположение) Краснодарский край, г Геленджик, ул Пограничная. 17 а
Площадь, хам без
Категория земель Земли населенных пунктов
вид разрешенного
использования Дг.а индивидуальной жилой застройки
Сведения о кадастровой стоимости
кадастровая стоимость
(руб) 3749205 56
Рисунок 2. Вид разрешенного использования участка по документу и его фактическое использование
Применяя актуальные на данный момент ставки земельного налога в муниципальном образовании город-курорт Геленджик, рассчитаем сумму земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования. Ставка земельного налога для категории земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства составляет 0,04%, а для размещения гостиницы или других объектов, не имеющих санаторной или бальнеологической направленности, но предназначенных для предпринимательской деятельности, связанной с временным проживанием людей, составляет 0,8% [9]. Результаты расчета представлены в таблице 1.
Таблица 1. Ра счет земельного на лога в соответствии с видом разрешенного
использования земельного участка
Вид разрешенного использования земельного участка Кадастровая стоимость, тыс. руо, Ставка земельного налога. % Сумма земельного налога, тыс, руо. в год
Для индивидуальной жилой застройки (в соответствии с назначением по документу) 3 749,21 0.04 1.50
Для размещения зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания (в соответствии с фактическим использов анием) 6 538.84 0.80 52.31
По результатам расчетов видно, что из-за использования земельного участка не по целевому назначению сумма земельного налога на 50,81 тыс. руб. меньше, чем должна быть.
На территории муниципального образования такая ситуация имеет место на примере многих объектов недвижимости, следовательно в бюджет не поступает значительная доля налоговых выплат.
Уточнение соответствия вида разрешенного использования фактическому - сложный и трудоемкий процесс, он включает в себя обращение в Росреестр и администрации муниципальных образований, которые не уделяют должного внимания этому вопросу, и, как правило, он остается не решенным. Эта работа крайне необходима для обеспечения объективных результатов кадастровой оценки, но в настоящее время не предусмотрена действующими Методическими указаниями [8].
Органы местного самоуправления являются важной частью цепочки в процессе работы с информацией об объектах недвижимости. Но при запросе данных или по вопросам согласования они не уделяют должного внимания этой процедуре, не придают ей особой важности, не вносят коррективы. На законодательном уровне должна быть закреплена обязанность выполнения этих работ [5].
Решить данную проблему можно путем внесения в Федеральный закон 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (ред. от 30.12.2021) поправок, которые бы подразумевали обязательность предоставления органами местного самоуправления
информации, которую запрашивает бюджетное учреждение для целей повышения качества кадастровой оценки.
Процесс исправления ошибок, допущенных в результате неточного определения кадастровой стоимости, содержит в себе некоторые трудности, связанные с произошедшими изменениями в Федеральном законе № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке»: сильно сократились сроки рассмотрения заявлений и исправления ошибок, так же в новой редакции закона отсутствует обязанность ответа от органов местного самоуправления при запросе данных (таблица 2).
Таблица 2. Сравнительная характеристика редакций статьи 21 ФЗ №23"
Параметр сравнения Федеральный закон № 237-ФЭ (ред. от 31.07.2020} Федеральный закон № 237-Ф3 (ред. от 30.12.2021)
Срок рассмотрения 30 + 30 дней 30 дней
заявления
Срок исправления 60 дней 45 дней
ошиоок
Правила получения Обязанность ответа органов Нет
необходимой местного самоуправления б
информации течение 5 рабочих дней
Ошибки чаще всего допускаются из-за недостатка либо отсутствия информации об объекте, поэтому важно, чтобы при запросе необходимых данных у органов местного самоуправления была юридически закреплена обязанность их ответа в кратчайшие сроки. Однако в соответствии с последней редакцией Федерального закона №237-Ф3, срок ответа на запрос составляет до 30 дней. При этом относиться к письму будут как к запросу от граждан, а не от бюджетной организации в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Срок рассмотрения заявления работниками ГБУ также составляет 30 дней, поэтому с большой вероятностью ответ будет получен позже, чем должно быть выпущено решение об объекте [1].
Единый государственный реестр недвижимости является основным источником информационного обеспечения при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости [6]. Установлено, что имеют место неполные или недостоверные сведения, что вызывает проблемы при проведении информационного обеспечения государственной кадастровой оценки, также ЕГРН не всегда предоставляет картографический материал по границам земельных участков.
В 2020 году государственная кадастровая оценка в Краснодарском крае проводилась в отношении 2 195 413 земельных участков [8]. Проанализировав семантическую информацию, на основании которой можно осуществить географическую привязку объектов, и графическую информацию, предоставленную Росреестром одновременно с Перечнем, видно, что количество объектов, которые имеют графику в слоях, составляет 1 350 433 земельных участка. Из них 1 348 975 участков имеют корректную координатную привязку и 1 458 участков некорректную (таблица 3) [8].
Таблица 3. Характеристика графических данных Перечня
Всего земельных участков, подлежащих оценке, ед. Содержат корректную координатную привязку Содержат некорректную координатную привязку
ед. % ед. %
2 195 413 1 348 975 61.45% 1 458 0.07%
Таким образом, анализ графической части Перечня объектов оценки вида «Земельный участок» в Краснодарском крае показывает, что 843 705 или 38,6% земельных участков, не имеют графическую информацию и координатную привязку (рисунок 3).
843 705 участков с неустановленными границами
т
Для ! 54 509 возможно произвести геокодировапие -привязку по адресу объекта (при наличии корректного адреса, позволяющего установить месторасположение участка)
Для 668 135 возможно произвести привязку по геометрическому центру кадастрового квартала (при отсутствии корректного адреса, позволяющего установить м е стор ас пол ожен ие участка)
Для 798 возможно произвести привязку по геометрическому центру насел едно го пункта (при отсутствии корректного адреса, позволяющего
установить Ме сто р ас пол ожение участка)
Рисунок 3. Результаты обработки информации о местоположении земельных участков в Кра снодарском крае
Из рисунка 3 видно, что 843705 земельных участков не имеют картографической основы. Часто адреса объекта недвижимости недостаточно для определения его точного местоположения, так как описание адреса может быть неполным, либо отсутствовать совсем. Это может стать причиной неточного определения кадастровой стоимости, т.к. не
зная точного местоположения объекта, нельзя сделать достоверный вывод о значениях ценообразующих факторов. Объект недвижимости может попадать в зону с особыми условиями использования территории или в зону полигонов твердых бытовых отходов, что может значительно повлиять на величину кадастровой стоимости.
На этапе произведения привязки по адресу объекта также могут возникнуть проблемы (рисунок 4).
Рисунок 4. Земельный участок, не имеющий координаты границ и адрес
Из кадастрового номера участка можем определить кадастровый квартал, в котором он находится. Рассматриваемый кадастровый квартал имеет большую площадь и по данным публичной кадастровой карты содержит 317 земельных участков, из которых лишь 180 с границами. Следовательно, даже ориентировочно определить местоположение рассматриваемого участка невозможно (рисунок 5).
Рисунок 5. Кадастровый квартал, в котором расположен изучаемый участок
В данном случае привязка должна осуществляться по центру кадастрового квартала, так как координаты границ и адрес объекта отсутствуют .
Единый государственный реестр недвижимости -основной источник информационного обеспечения. Но в нем могут содержаться неполные или недостоверные сведения, что вызывает трудности в процессе оценки (рисунок 6) [7]:
Рисунок 6. Проблемы, возникшие на этапе выгрузки сведений из ЕГРН
Рассмотрим проблему отсутствия или неполноты информации о характеристиках объектов на примере сведений о материалах стен. Сравнив два объекта, находящихся в одном кадастровом квартале, и имеющих разный материал стен, был произведен расчет УПКС для значения «кирпичные» и «из прочих материалов» (таблица 4).
Таблица 4. Расчет УПКС для объектов с различным материалом стен
Кадастровый номер Материал стен Год ввода в эксплуатацию Кадастровую стоимость, тыс. руо. Площадь. КБ. м УПКС, тыс. руб./КБ. М.
23:27:0704033:318 Кирпичные 1660 1 570,25 114.3 13,82
23:27:0704033:342 Из прочих материалов 1967 552.15 51.8 10,66
По итогу, видно, что УПКС объекта с кирпичными стенами примерно на 20% выше.
Рассмотрим пример объекта, когда по факту материалом стен является кирпич, а по документу указано «из прочих материалов» (рисунок 6).
Общая информация
недвижимости Здание
Статус объекта Актуально
Кадастровый номер 23:270704034 10285
кадастрового номера 20.02.2013
Характеристики объекта
Адрес |мес'олог-"- ■ Краснодарский край. Славмский р-н. ст на Петровская, пер Ровный. А7
Площадь, к» м 1879
назначение Жилое
Количество этажей 1
Материал наружны* стен Из прочих материалов
Рисунок 6. Несоответствие материала стен по документу фактическому материалу
Кадастровая стоимость такого объекта должна быть ориентировочно на 20% выше, чем установлена, как и сумма земельного налога.
Многие владельцы имущества не вносят сведения о нем в ЕГРН, не обновляют информацию, большое количество объектов недвижимости вообще не стоит на кадастровом учете.
Вывод
Чтобы решить проблемы получения информации из ЕГРН, необходимы следующие действия.
— Предусмотреть расширение базы ЕГРН за счет сведений и материалов бюджетного учреждения, выполняющего государственную кадастровую оценку, и содержащихся в декларациях об объектах недвижимости, которые необходимо сделать обязательными к предоставлению владельцами недвижимого имущества в установленные сроки.
— Выполнять анализ сведений, содержащихся в ЕГРН, регулярно вносить изменения в случаях выявления реестровых и технических ошибок.
— Сделать обязательным уведомление владельцев недвижимости о предварительных результатах оценки до окончательного их утверждения для внесения необходимых корректировок заблаговременно.
— На законодательном уровне необходимо обязать правообладателей перед проведением государственной кадастровой оценки подавать сведения в декларативной форме, важно информационное просвещение населения по вопросам подачи деклараций.
Считаем необходимым создание единой информационной базы, содержащей полную информацию обо всех объектах недвижимости с предоставлением возможности доступа к ней для всех заинтересованных лиц [6, 7].
Следует отметить, что с 2022 года Федеральная кадастровая палата приступила к формированию сведений о ценах возмездных сделок и сведений о реестре границ земельных участков, что также должно позитивно отразиться на качестве информационного обеспечения и результатах проведенной оценки [7].
Результатом выполнения предложенных мероприятий будет сокращение сроков и упрощение процесса сбора исходной информации, повышение ее качества, снижение риска оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости в результате повышения ее достоверности.
Список источников
1. О государственной кадастровой оценке: федер. закон от 03.07.2016 № 237-Ф3 (ред. от 30.12.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200504/
2. Барсукова Г. Н. Проблемы государственной кадастровой оценки объектов недвижимости / Г. Н. Барсукова, М. И. Колодная // Эпомен. - 2018. - № 15. - С. 26-34
3. Барсукова Г. Н. Проблемы методического обеспечения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Краснодарском крае / Г. Н. Барсукова, М. И. Колодная // British journal for social and economic research. - 2018. - № 4(3). - С. 23-31.
4. Барсукова Г. Н. Проблемы стоимостной оценки земельных участков / Г. Н. Барсукова // Инвестиции, строительство, недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики : материалы VIII Междунар. науч.- практ. конф. / Томский государственный архитектурно-строительный университет. - Томск, 2018. - С. 113-117.
5. Грибовский С. В. Государственная кадастровая оценка и развитие города / С. В. Грибовский // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2019. - № 8 (215). -С. 17-23.
6. Жданова Р. В. Роль Росреестра при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости / Р. В. Жданова // Актуальные проблемы землеустройства, кадастра и природообустройства : материалы I Междунар. науч.- практ. конф. / ВГАУ им.Императора Петра I. - Воронеж, 2019. - С. 126-130.
7. Осенняя А. В. Проблемы сбора исходной информации при кадастровой оценке объектов недвижимости / А. В. Осенняя, Б. А. Хахук, Е. Ч. Куаже, А. В. Новоселов // Девелопмент и инновации в строительстве : материалы III междунар. науч.- практ. конф. / КубГТУ. - Краснодар, 2020. - С. 1017-1026.
8. Отчет №5-2020 «Об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2020 г.» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа : http://ocenka.kubbti .ru/otchet.
9. Публичная кадастровая карта [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pkk.rosreestr.ru/
10. Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn23/service/tax/d1200663/
References
1. O gosudarstvennoj kadastrovoj ocenke: feder. zakon ot 03.07.2016 № 237-FZ (red. ot 30.12.2021) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tantPlyus. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200504/
2. Barsukova G. N. Problemy gosudarstvennoj kadastrovoj ocenki ob»ektov nedvizhimosti / G. N. Barsukova, M. I. Kolodnaya // Epomen. - 2018. - № 15. - S. 26-34
3. Barsukova G. N. Problemy metodicheskogo obespecheniya gosudarstvennoj kadastrovoj ocenki ob»ektov nedvizhimosti v Krasnodarskom krae / G. N. Barsukova, M. I. Kolodnaya // British journal for social and economic research. - 2018. - № 4(3). - S. 23-31.
4. Barsukova G. N. Problemy stoimostnoj ocenki zemel'nyh uchastkov / G. N. Barsukova // Investicii, stroitel'stvo, nedvizhimost' kak material'nyj bazis modernizacii i innovacionnogo razvitiya ekonomiki : materialy VIII Mezhdunar. nauch.- prakt. konf. / Tomskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet. - Tomsk, 2018. - S. 113-117.
5. Gribovskij S. V. Gosudarstvennaya kadastrovaya ocenka i razvitie goroda / S. V. Gribovskij // Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii. - 2019. - M 8 (215). - S. 1l-23.
6. ZHdanova R. V. Rol' Rosreestra pri provedenii gosudarstvennoj kadastrovoj ocenki ob»ektov nedvizhimosti / R. V. ZHdanova // Aktual'nye problemy zemleustrojstva, kadastra i prirodoobustrojstva : materialy I Mezhdunar. nauch.- prakt. konf. / VGAU im.Imperatora Petra I. - Voronezh, 2019. - S. 12б-130.
l. Osennyaya A. V. Problemy sbora iskhodnoj informacii pri kadastrovoj ocenke ob»ektov nedvizhimosti / A. V. Osennyaya, B. A. Hahuk, E. CH. Kuazhe, A. V. Novoselov // Development i innovacii v stroitel'stve : materialy III mezhdunar. nauch.- prakt. konf. / KubGTU. - Krasnodar, 2020. - S. 101T-1026.
8. Otchet N«5-2020 «Ob itogah gosudarstvennoj kadastrovoj ocenki zemel'nyh uchastkov iz sostava zemel' naselennyh punktov na territorii Krasnodarskogo kraya po sostoyaniyu na 01.01.2020 g.» [Elektronnyj resurs] : ofic. sajt. - Rezhim dostupa : http://ocenka.kubbti.ru/otchet.
9. Publichnaya kadastrovaya karta [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: https://pkk.rosreestr.ru/
10. Spravochnaya informaciya o stavkah i l'gotah po imushchestvennym nalogam [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: https://www.nalog.gov.ru/rn23/service/tax/d1200бб3/
Для цитирования: Барсукова T.H., Оберюхтина А.А., Карачина А.А. Проблемы информационного обеспечения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов // Московский экономический журнал. 2022. M 10. URL: https://qje.su/nauki -o-zemle/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2022-41/
© Барсукова Г.Н., Оберюхтина А.А., Карачина А.А., 2022. Московский экономический
журнал, 2022, № 10.