Научная статья на тему 'Проблемы информационного обеспечения аграрно-экономических исследований в условиях цифровой экономики'

Проблемы информационного обеспечения аграрно-экономических исследований в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационного обеспечения аграрно-экономических исследований в условиях цифровой экономики»

региона в виде единой геоинформационной системы, объединяющей все возможные производственные, продуктовые, логистические, маркетинговые, организационные и другие информационные потоки агропродовольствен-ного комплекса.

Источники

1. Прогноз научно-технологического развития Россий-

ской Федерации на период до 2030 года/ утвержден Правительством РФ 19 сентября 2017 г.

2. Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйств на 2017-2025 годы. Постановление Правительства РФ № 996 от 25.08.2017 г. [Элек-

тронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulaws.

ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-

25.08.2017-Ы-996/.

3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 гг., № 1632 - р.

4. Цифровизация экономики [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://bit.samag.ru/uart/more/67/

5. Полулях Ю.Г., Ададимова Л.Ю. Модель обеспечения воспроизводства как база научно-технического развития АПК/ Ю.Г. Полулях, Л.Ю. Ададимова, М.В. Белоконь, Т.В. Брызга-лин // Научное обозрение: теория и практика. -2018. - № 1. - С. 60-68.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Стенкина М.В., к.э.н., вед. науч. сотр. Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства СФНЦА РАН

Создание информационного общества, в котором преобладающее значение для развития экономики имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, подразумевает высокий уровень развития информационных технологий и их использование на всех уровнях управления (предприятия, органы государственной власти). Среди основных задач применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и бизнеса, формирования новой технологической основы в экономике - своевременное распространение достоверных сведений о различных аспектах социально-экономического развития, в том числе данных официального статистического учета [1].

В ходе проведения исследований в области экономики сельского хозяйства, требуется большой объем статистической информации, финансово-экономических показателей, которые составляют информационную базу экономических исследований и от полноты, достоверности и оперативности поступления данной информации в большой степени зависит успешное выполнение научных исследований.

Научные исследования экономических процессов в агропромышленном комплексе требуют создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей научных сотрудников на основе использования информационных технологий, в которых реализованы функции сбора, передачи и обработки информации. В настоящее время рынок программных продуктов предлагает

широкий спектр автоматизированных рабочих мест (АРМ) различных специалистов АПК, которые должны обеспечить высокую эффективность хозяйственной деятельности предприятий. Однако, как показал практический опыт, без объединения АРМов в единую информационно-управляющую систему которая охватывает всю структуру предприятия снизу доверху и учитывает многочисленные факторы, влияющие на деятельность предприятия, достигнуть максимального эффекта от их внедрения невозможно.

Если рассматривать с подобного ракурса автоматизацию научных исследований в аграрном секторе, то необходима научная организации труда, которая обеспечивает повышение эффективности работы научных сотрудников. Автоматизация научно-исследовательских работ, использование экономико-математических методов, возможность использования баз данных, доступа к Ш^тй-ресурсам являются важными факторами интенсификации труда научных сотрудников, благодаря которым не просто расширяются возможности, а предоставляется инструмент, позволяющий оперативно и более качественно выполнять свои функции.

Современное развитие АПК связано с комплексным использованием наукоемких факторов в управленческой деятельности по следующим направлениям: организационные, производственно-экономические, планово-стратегические, технико-технологические, социально-трудовые, нормативно-правовые, информационные. Это можно наглядно видеть на примерах использования на предприятиях новейших технологий в растениеводстве и жи-

вотноводстве, новых технических средств, усовершенствованных систем ведения сельского хозяйства. Внедрение научно-технических разработок и нововведений в практику является источником экономического роста и способствует повышению производительности труда, значительному сокращению затрат на производство продукции, увеличению объемов производства. Однако субъектам хозяйствования в АПК необходима всесторонняя помощь для освоения научных достижений, так как зачастую не хватает квалифицированных кадров, финансовых ресурсов и т.д.

В настоящий момент сделать обоснованный вывод, о готовности перехода сельхозтоваропроизводителей на новый технологический уклад практически невозможно из-за отсутствия информации, соответственно и меры направление на стимулирование инновационной активности не дают полной отдачи. Информация об использовании инноваций, предоставляемая Росстатом очень ограничена и представлена в рамках объема инвестиций в основной капитал, по видам экономической деятельности (сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство), где невозможно выделить процент инвестиций в сельское хозяйство. Для оценки инновационного потенциала у сельхоз-товаропризводителей необходим мониторинг, который предполагает анкетирование определенных групп респондентов. Опыт рассылки по электронной почте анкет об использовании инноваций на предприятиях не дает желаемый результат, т.к. процент их заполнения очень низкий. Для проведения мониторинга у научно-исследовательских учреждений нет средств, на командировочные расходы деньги практически не выделяются, ссылаясь на то, что ученые должны зарабатывать деньги. Аграрная экономическая наука поставлена в тупик: у сельхозтоваропроизводителей недостаточно денег для приобретения инновационных технологий, техники, соответственно заключение договоров с научными учреждениями на разработку планов социально-экономического развития предприятия отступает на задний план. Следует заметить, что хаотичное приобретение инноваций, без анализа системы ведения сельского хозяйства не дает желаемого результата.

Если рассматривать сельское хозяйство с точки зрения цифровой экономики, при которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, то предполагается, что вся информация о происходящих производственных процессах собрана в еди-

ный массив данных, по результатам анализа которых можно принять соответствующие меры и существенно повысить эффективность производства, технологий, оборудования, хранения и т.д. [2]. Соответственно процесс формирования цифровой экономики неразрывно связан с формированием единого информационного пространства.

Уже много лет учеными предлагаются различные варианты создания единого информационного пространства АПК, в котором интегрировались бы типовые информационные системы: производственные, региональные, отраслевые и ведомственные [3].

Коллектив ученых ВИАПИ им А.А.Никонова, в рамках научных исследований сделал вывод, что при переходе на цифровую экономику необходимы мероприятия по разработке единого информационного Интернет-пространства научнообразовательных ресурсов, АПК и других, которые будут интег-рированны в единое информационное Интернет-пространство РФ, благодаря единой системе сбора и анализа статистической и учетной отчетности, разработке унифицированных производственных типовых информационно-управляющих систем, информационно-вычислительных систем [4].

Вопрос создания единого информационного пространства АПК, а соответственно и аграрной науки, до настоящего времени остается открытым.

Необходимо принять законодательно-нормативные документы, устанавливающие регламент формирования информационных ресурсов; предоставить возможность предприятиям формировать эти ресурсы в требуемом объеме и в определенном формате, обеспечив их на определенных условиях компьютерной техникой и лицензионным программным обеспечением; организовать обучение специалистов для работы с новыми информационными технологиями; определить права и степень доступа участников к информации.

Источники

1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" -[Электронный ресурс] ГАРАНТ.РУ: -http://www.

garant.ru/_рго^С:5/1ро/рг1теМос/71570570/

#1х7751кШБХ41

2. Программа «Цифровая экономика Росийской Федерации» - [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4 PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

3. Стенкина М.В. Вопросы информационной безопасности при формировании единого информационного пространства агропромышленного кластера / Продовольственное обеспечение Сибири в условиях глобализации мировой экономики: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию создания Сибирского на-учно-исследо-вательского института экономики сельского хозяйства (Новосибирск, 3-4 июня

2015 г.) / ФГБНУ СибНИИЭСХ. - Новосибирск, 2015. - 612 с. C.480-482 ISBN 978-5-90658723-7

4. Отчет о НИР по теме: Разработать методику оценки эффективности использования информационных ресурсов и формирования баз данных научно-исследовательских учреждений аг-рарно-экономического направления - [Электронный ресурс] http://www.viapi.ru/download/ 2018/20180208-Repo2017-Mede.pdf

ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «ЦИФРОВОГО» СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ Ларина Т.Н., д.э.н., доц., Заводчиков Н.Д., д.э.н., проф. Оренбургский ГАУ

Перспективы развития цифровой экономики в нашей стране - одна из актуальных тем для обсуждения как в научной среде, так на государственном уровне. Указом Президента РФ № 203 от 9 мая 2017 г. «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» были определены основные государственные приоритеты в данной сфере. В июле 2017 г. утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», реализация которой должна обеспечить внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь общества. Не остается в стороне от этих процессов и сельское хозяйство. В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642, заявлено о необходимости разработки технологий, которые в числе прочего, обеспечат переход к высокопродуктивному и экологически чистому сельскому хозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты растений и животных.

Потенциал внедрения передовых информационных («цифровых») технологий в отечественное сельское хозяйство огромен. Так, по данным Росстата, размер посевных площадей в России в 2017 г. составил 80,6 млн га и в последние годы показатель увеличивается. Однако, по оценкам Министерства сельского хозяйства РФ, лишь 10% пашни обрабатывается с применением современных цифровых технологий. К сожалению, на сегодняшний день имеются только экспертные оценки масштабов внедрения цифровых технологий в сельскохозяйственное производство России, а также отдельные примеры в ряде регионов страны. В официальной статистике эти сведения не приводятся. Например, в Тульской и Курской областях на площади в 1000 га установлены датчики на полях, что позволило уве-

личить урожайность сои на 11,5%, пшеницы -на 6,5% [1].

Авторами данной статьи совместно с представителями отдела инноваций Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в октябре-ноябре 2017 г. проведено анкетирование специалистов управлений сельского хозяйства муниципальных районов области по проблемам внедрения технологии точного земледелия (ТТЗ) (или отдельных элементов ТТЗ) в производство. ТТЗ - система технологий (системы глобального позиционирования (GPS, ГЛОНАСС), специальные датчики, аэрофотосъемка, космические снимки, специализированное программное обеспечение и т.п.), позволяющая обеспечить оптимальное использование ресурсов и получить прирост объемов производства продукции лучшего качества, обеспечивая экологически безопасные агроприемы и минимизируя вмешательство человека [2].

Около половины разосланных анкет были заполнены и представлены для анализа. Анализ результатов анкетирования показывает, что в сельских районах Оренбургской области доля площадей, обрабатываемых с применением навигационной техники, колеблется от нуля до 23%, что в среднем составляет 3,9% от площади сельскохозяйственных угодий региона. В Новосергиевском муниципальном районе в 2017 г. 20 опрыскивателей, оборудованных средствами параллельного вождения, обработали от сорняков и вредителей 52 тыс. гектаров пашни, обеспечив высокое качество работ и позволив сэкономить дорогостоящие химикаты. Там, где при опрыскивании полей агрегаты были оборудованы приборами параллельного вождения, расход химикатов сократился на 9 - 15%. В Адамовском муниципальном районе области 326 единиц техники оборудованы средствами навигации, из них 103 грузоперевозящих автомобиля, что обеспечило

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.