Научная статья на тему 'Проблемы информации и формирование здорового сознания'

Проблемы информации и формирование здорового сознания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
282
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / PRAGMATIC INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INFORMATION INTERACTION / КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ / CRITICAL ANALYSIS OF INFORMATION / ФАКТЫ / FACTS / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / HISTORICAL EXPERIENCE / РЕАЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ / REALITY AND CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецов Н.А., Жолков С.Ю.

Рассматриваются проблемы формирования индивидуального и социального сознания, анализируется роль информации в создании адекватного представления о реальности. Обсуждаются средства получения и проверки информации в связи с важнейшей проблемой достоверности информации. Рассматриваются типы информации и информационного взаимодействия и их роль в формировании представлений человека об окружающем мире в синтезе проблем природы и общества. Анализируются особенности естественнонаучной и социо-гуманитарной информации соответственно. Подчеркивается междисциплинарность проблем и подходов для их решения. Исследованы требования, которые должны предъявляться к средствам получения информации: средствам мониторинга, измерения, воспроизведения и проверки явления предметного мира, чтобы можно было считать информацию в целом достоверной. Проанализированы специфические проблемы, связанные со степенью адекватности социо-гуманитарной информации. Исследованы проблемы критического анализа информации как основания для формирования здорового сознания и принятия рациональных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INFORMATION AND FORMATION OF A HEALTHY CONSCIOUSNESS

Formative issues of individual and social consciousness are considered, the role of information in creating an adequate image of reality is analyzed. Means of acquisition and verification of information related to the problem of the verity of information (an issue of paramount importance). Types of information and information interaction and their role in forming human views on reality in synthesis of natural and social issues are regarded. Specific traits of natural-science and socio-human information accordingly are analyzed. The interdisciplinary nature of issues and approaches to their solution is highlighted. The requirements presented to means of information acquisition are researched: means of monitoring, measurement, reproduction and verification of objective reality to ensure verity of information. Specific problems linked to the degree of adequacy of socio-human information are analyzed. Issues of critical analysis of information as a foundation of forming a healthy consciousness and making rational decisions.

Текст научной работы на тему «Проблемы информации и формирование здорового сознания»

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

УДК 37.01+1/167.7

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО СОЗНАНИЯ

Кузнецов1 Н.А., Жолков2 С.Ю.

1РАН Московский физико-технический институт, г. Москва, Российская Федерация 2РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования индивидуального и социального сознания, анализируется роль информации в создании адекватного представления о реальности. Обсуждаются средства получения и проверки информации в связи с важнейшей проблемой достоверности информации. Рассматриваются типы информации и информационного взаимодействия и их роль в формировании представлений человека об окружающем мире в синтезе проблем природы и общества. Анализируются особенности естественнонаучной и социо-гуманитарной информации соответственно. Подчеркивается междисциплинарность проблем и подходов для их решения.

Исследованы требования, которые должны предъявляться к средствам получения информации: средствам мониторинга, измерения, воспроизведения и проверки явления предметного мира, чтобы можно было считать информацию в целом достоверной. Проанализированы специфические проблемы, связанные со степенью адекватности социо-гуманитарной информации. Исследованы проблемы критического анализа информации как основания для формирования здорового сознания и принятия рациональных решений.

Ключевые слова: информация; прагматическая информация; информационное взаимодействие; критический анализ информации; факты; исторический опыт; реальность и сознание

Проблемы здоровья человеческого сознания выходят далеко за рамки анализа медицинских патологий мозга и психики, если рассматривать сознание как устроение ума.

Болезнь умов людей и общественного сознания в целом проявляются в действиях - и индивидуальных, и социальных, которые определяются, как это принято называть, «взглядами», а точнее, прагматическими (от греч. npáy^axo^ - образ действий) концепциями, складывающимися в головах людей. Прагматические концепции, как и любые предметные теории, начинаются с информации - в ней истоки планов и действий людей. «Без созерцания всякое наше знание лишено объектов и остается в таком случае совершенно пустым» [1. I. Ч.2. IV].

Хотя описание «понятийного аппарата» - вещь важная для формирования концепции (общие проблемы теории информации рассматриваются в [2-4], там же дальнейшие ссылки), проблемы устроения сознания и целенаправленная деятельность людей в реальном мире не являются проблемами языка. Много важнее другое: с помощью каких средств наблюдения, измерения, фиксации, хранения и воспроизведения информация собрана и доступна ли свободной проверке. Все это связано с важнейшей проблемой достоверности информации. Только зафиксированные объективными средствами наблюдения объекты и явления, измеряемые, воспроизводимые и проверяемые (доступные свободной проверке, способной выявить подлоги) могут стать фактами и лечь в основание планов и действий, адекватных реальным процессам.

Философский взгляд (Luciano Floridi: [3]) выделяет 6 типов формализации понятия информации; из них четыре - количественные, два - качественные. Сама теория информации [2] - 3 количественных и два качественных (семантический и прагматический). Прагматическая информация (информация об объектах, явлениях, событиях, процессах в мире), понятая и осмысленная в контексте их взаимосвязей и взаимодействия людей между собой и природой для целенаправленной деятельности, составляет прагматическое знание (подробнее: [4]).

Восприятие и последующее знание возникают в процессе взаимодействия человека с природой и людьми, что предполагает наличие отправителей и получателей информации, и, следовательно, их взаимодействие. Теория информации отводит информационному взаимодействию важную роль, понимая информационное взаимодействие как взаимодействие субъектов и объектов, приводящее к изменению накопленной информации хотя бы одного из них [2, с. 5]. Заметим, сама этимология слова «информация» (лат. informatio - сообщение, разъяснение) подразумевает взаимодействие, диалог между источником информации и ее получателем.

Классификация информационных взаимодействий приводится в [2]. В современном обществе коммуникационные технологии столь же важны, сколь и информационные, поэтому правильнее говорить об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) в совокупности. Влияние информационно-коммуникационных технологий на людей и общество огромно - вряд ли кто станет с этим спорить. Но вот можно

ли назвать современное общество «информационным» (это популярная точка зрения) - большой вопрос [5; 6.

—--—

~ 159 ~

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

Гл.1, §2]. Дошло до того, что лозунг «Кто владеет информацией, владеет миром», можно слышать из самых различных источников. На наш взгляд, он совершенно ошибочен: дурной голове никакая информация не поможет (что мы регулярно можем наблюдать по провальной практике, и личной, и общественной, и международной - ну, кто мог подумать в 90-е годы, что тогдашний информационный гегемон дойдет до нынешнего состояния). Но это ничуть не умаляет фундаментальной роли информатики [7].

Наблюдаемые элементы и системы окружающего мира составляют его эмпирическую часть. Их фундаментальное свойство - возможность быть наблюдаемыми и измеряемыми, как (научными) приборами, так и субъектом - человеком. Наши представления существенно зависят от средств восприятия, как технических (например, ядерная физика или микробиология могли появиться только после появления соответствующих измерительных средств т.п.), так и гуманитарно-биологических - природных свойств самого человека.

Информация разнообразна, ее можно по-разному классифицировать и структурировать, но принято прежде всего проводить демаркацию между информацией естественнонаучной и гуманитарной.

Явления природы и естественнонаучные эксперименты допускают мультипликацию (повторение непосредственного наблюдения и эксперимента в опыте). Соответственно, большая часть информации о природе допускает свободную мультипликацию - накопление по количеству (повторением эксперимента), вследствие этого естественнонаучная информация может быть проверена и признана любым исследователем. В зависимости от способа и средств мы будет получать существенно разную по качеству и достоверности информацию. В результате многовекового опыта и развития естественных наук можно считать найденными необходимые требования к наблюдениям, опытам и измерениям, которые позволяют считать их результаты фактами и всю информацию в целом достоверной. В соответствии с этимологией латинского оригинала factum (сделанное, совершившееся) фактами следует называть зафиксированные проверенными средствами мониторинга, измерения, воспроизведения и проверки явления предметного мира.

Проблемы достоверности социо-гуманитарной информации требуют обсуждения. Современная информация, зарегистрированная средствами наблюдения и контроля, и свидетельства, изложенные в результате наблюдений подготовленных для этого профессионалов - им можно доверять в наибольшей степени, хотя, конечно, необходима проверка подлинности этой информации (при современном техническом уровне это можно сделать). Заявления типа «вся свободная пресса пишет об этом» или «я верю своим спецслужбам» неприемлемы -достоверность информации не является предметом веры; это все равно, что суд будет принимать улики по принципу верю - не верю.

Особый вид информации (политической, экономической, военной) - это закрепленные в письменном виде международные договоры, принятые государственные законы и распоряжения. Эта информация быстро становится исторической. Если считать, что международные договоры и внешнеполитические бумаги объективнее всего отражают интересы внешней политики, а ордонансы и распоряжения -внутригосударственные интересы и цели субъектов политико-экономических процессов внутри страны (а в противном случае опираться будет и вовсе не на что), то эта информация наиболее объективно отражает интересы субъектов человеческой деятельности.

Тщательной проверки требуют свидетельства случайных лиц и результаты личных наблюдений (даже зарегистрированные техническими устройствами). Эта субъективная информация людей, в большей степени озабоченных собственными проблемами, нежели требованиями точности и полноты видения реальности, поэтому вероятность искажений истинной картины весьма велика. Кроме того, вследствие унаследованных «шаблонов и правил мышления», «заученных форм» (К. Лоренц), сложившихся убеждений и поспешности, и необоснованности в выводах разные люди описывают и оценивают одни и те же события по-разному.

Важным аспектом является также «горизонт наблюдения». Если для многих природных объектов и процессов наблюдение отдельного человека или узкого коллектива оказывается исчерпывающим, то в социально-политических процессах персональный опыт абсолютного большинства людей слишком ограничен, чтобы основывать описания текущих или исторических событий на наблюдениях частных лиц, как это пытаются делать апологеты так называемой «исторической памяти» (историческая память как сохранение в умах истории Отечества - совсем иное). Прежде чем объявлять не подкрепленные документами свидетельства частных лиц (озабоченных личными проблемами) за достоверную память истории - информационную базу исторического процесса (хотя мемуары и дают интимный образ истории, безусловно полезный для развенчания ангажированных мифов), следовало бы обдумать рассуждения Клаузевица (Т.1. Ч.1. Гл.3) о том, сколь различно видит битву младший офицер, старший офицер и главнокомандующий соответственно. «Каждая ступень командования на войне образует свой собственный цикл необходимых умственных способностей, славы и чести. Громадная пропасть отделяет полководца, руководящего всей войной или действиями на отдельном театре войны, от непосредственно ему подчиненных; последние находятся под несравненно более непосредственным

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

руководством и надзором, и, следовательно, их умственная деятельность заключена в значительно более узкие рамки» [8, с.98].

Можно как-то понять, когда журналисты кладут в основание своих «анализов» истории мемуары людей, ничего не смысливших в политике или экономике, но рассуждения профессиональных историков, опирающиеся на безосновательные и бездоказательные суждения исторических лиц, уже переходят границы допустимого.

Чаще всего прагматический процесс эмпирически невоспроизводим и не допускает опытного повторения, т.е. мультипликации, а, следовательно, верификации эмпирической - это еще одна из принципиальных особенностей прагматической информации (в первую очередь, ее гуманитарной компоненты). Разумеется, естественнонаучные опыты, исследования и гипотезы также могут быть неточными и даже противоречащими друг другу, но мультипликация позволит их проверить. А накопление прагматической информации происходит по времени. Только достоверное описание и интеллектуальный анализ исторического опыта (в широком смысле) может дать основания для поиска законов социальной деятельности и исторического процесса и, следовательно, целеуказаний для человека, если он рассматривается как çraov noXraKÔv (Аристотель).

Человеку как субъекту социума приходится принимать решения и действовать на основе синтезированного анализа технических, экономических, военно-политических и социальных проблем социума. Следовательно, информационная база, необходимая для анализа и принятия решений должна синтезировать естественнонаучную и гуманитарную информационные компоненты.

Вот почему качество социо-гуманитарной информации не менее важно, чем качество информации естественнонаучной. Для того чтобы быть признанной в качестве факта, информация должна быть подвергнута глубокому критическому анализу. Специалисты по информатике неизбежно столкнутся с проблемой, и как получить информацию, и как ее отвергнуть: как отобрать информацию, достаточную для создания содержательной теории. Сразу отметим, эта процедура не является произвольной. Распространенная нынче практика рассудочных умов выбирать из информации нечто «важное» по их собственной иерархии ценностей, абсолютно порочна. Игнорирование объективно значимых факторов, нарушает идентичность явления и создает фантазию вне связи с реальностью. Создание в голове человека, вымышленного «параллельного мира», по недомыслию именуемого параллельной реальностью, - прелюдия к больному сознанию.

Искаженная картина реальности стимулируется практикой распространения в интернете откровенных фальшивок и активной пропагандой невежества, соединенных с безапелляционными утверждениями о бессилии науки, и, с другой стороны, объявление безосновательных фантазий «научными методами». Характерное событие произошло 9-10 ноября в США: международная конференция адептов «теории плоской земли» (см. https://news.rambler.ru/tech/38482889; https://indicator.ru/news/2017/11/01/konferenciya-storonnikov-teorii-ploskoj-zemli...). Отметим лишь два важных информационных аспекта. Главным «аргументом» объявляется утверждение: НАСА, космонавты летчики... - все врут, все снимки Земли из космоса поддельные. Во-вторых, «верим только тому, что сами видели». Но все-таки отправной точкой даже для большинства плоскоземельцев (правда кое-кто из них пытается черпать знания о форме Земли из религиозных источников) является информация. Это еще раз подчеркивает значимость информации.

Исключительная роль интернета как современного средства получения информации требует его принципиальной перестройки. Необходимо выделить профессиональную, научную часть интернета - она должна состоять из порталов, которые пополняются только по решению экспертных советов (свободную часть ограничивают только требования закона). Это относится ко всем видам информации, не только естественнонаучной (подробно: [4. Гл.П. §1]). Иного способа оградить пользователя от потока непрофессиональной, недостоверной и откровенно лживой информации не видно.

Поскольку информация закладывается в основание знаний и поведения человека, ее качество во многом определит достоинства или изъяны представлений о мире, формирующихся в человеческих головах, критический анализ прагматической информации в целом, а не только для ее естественнонаучной части - настоятельная необходимость. Критический анализ и проверка информации на точность, полноту, объективность (неискаженность) - сложная, но необходимая задача.

Безусловно, задачи обработки больших массивов информации и ее анализа - важная часть многих медицинских и фармакологических исследований, что требует от участников этих исследований высокой информационной компетентности.

В связи с исследованием непротиворечивости информации интересно обсуждение правомерности понятия «ложные факты». Так, в недавнем интервью (http://ostkraft.ru/ru /articles/1801) Н. Хомский пишет, что факты, по его мнению, бывают уместными и неуместными, истинными и ложными(!). Притом оказывается, что понятие «ложный факт» присутствует в журналах Палаты общин (Journals of the House of Commons) уже в 1688 году [9], а совсем не является продуктом рассудочных исканий особо креативных личностей. А в судопроизводстве существует специальный термин «альтернативные факты» как «правовой термин для описания несовместимых

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

совокупностей фактов, выдвинутых одной и той же стороной в суде, поскольку имеются достоверные доказательства в поддержку обеих альтернатив». Причем согласно ГК США (Federal Rules of Civil Procédure, Ст. 8(d).2), аргументы стороны признаются достаточными для вердикта суда, если какой-либо из двух альтернативных наборов «фактов» признается судом достаточным.

Но вместе с глубокими проблемами критического анализа информации неискушенного человека подстерегают также простые прозаические опасности. Это и откровенная дезинформация СМИ, соединенная с привычкой верить на слово псевдоэкспертам, и нежелание читать ничего, кроме коротких простых деклараций, и безумные догмы, не имеющие никакого отношения к действительности, зато подкрепленные догматическим образованием. В результате прекраснодушных мечтаний и мрачных пророчеств, и в индивидуальном, и в общественном сознании может сложиться картина вне связи с реальностью.

Все это способно породить больное сознание и привести к катастрофическим последствиям, как для отдельных людей, так и для страны в целом. Следует ясно понимать проблемы и опасности на пути устроения человеческих умов. Важную роль в формировании здорового сознания играет образование. Особое внимание следует обратить на обучение информатике, истории и математике. Информационные технологии играют центральную роль в том, как мы организуем нашу жизнь, справедливо утверждает стэнфордская философская энциклопедия [10. Sec. (5, 4.4)], поэтому важно в ходе обучения дать практику критического анализа информации, а не превращать информатику в обучение техническим приемам обращения с компьютером. История должна быть представлена не столько как набор исторических фактов, но главным образом как исторический опыт решения системных задач социума: политических, военных, экономических, социальных. Математика должна излагаться не как некоторый набор формул и технических приемов непонятного назначения, а как универсальный метод рационалистического исследования и наиболее ясное поле упражнений по превращению знаний и деклараций в науки.

Умно построенное контр-догматичное образование - хорошая прививка от болезней разума и средство его врачевания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] И. Кант. Критика чистого разума. :Мысль. М. 1994.

[2] Кузнецов Н.А. Информационное взаимодействие в технических и живых системах. //Информационные процессы. Т.1. N1. 2001. С.1-9.

[3] Floridi L. Semantic Conceptions of Information (stanford.library.sidney.edu./au/entries/ computer-science). First published Wed Oct 5. 2005; substantive revision Wed Jan 7. 2015.

[4] Жолков С.Ю. О понятии информации в философии и теории информации. //Философия и культура. №10. 2017. С.55-66.

[5] Уэбстер Ф. Теории информационного общества. :Аспект Пресс. М. 2004.

[6] Жолков С.Ю. Реальность и прагматические теории. Как принимать решения. :Канон+. М. 2015.

[7] Кузнецов Н.А., Баксанский О.Е., Гречишкина Н.А. Фундаментальное значение информатики в современной научной картине мира. //Информационные процессы. Т.7. N1. 2006. С.81-109.

[8] Клаузевиц К. фон. О войне. В 2 тт. :Terra Fantastica. 2002. М.-СПб.

[9] https:// www.visualthesaurus.com/cm/dictionary/true-facts-and-false-facts/

[10] https ://plato.stanford. edu/entries/information/

PROBLEMS OF INFORMATION AND FORMATION OF A HEALTHY CONSCIOUSNESS

Kuznetsov1 N.A., Zholkov2 S. Yu.

1RASMIPT, Moscow, Russian Federation 2Gubkin RSU of Oil and Gas, Moscow, Russian Federation

Annotation. Formative issues of individual and social consciousness are considered, the role of information in creating an adequate image of reality is analyzed. Means of acquisition and verification of information related to the problem of the verity of information (an issue of paramount importance). Types of information and information interaction and their role in forming human views on reality in synthesis of natural and social issues are regarded. Specific traits of natural-science and socio-human information accordingly are analyzed. The interdisciplinary nature of issues and approaches to their solution is highlighted.

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

The requirements presented to means of information acquisition are researched: means of monitoring, measurement, reproduction and verification of objective reality to ensure verity of information. Specific problems linked to the degree of adequacy of socio-human information are analyzed. Issues of critical analysis of information as a foundation of forming a healthy consciousness and making rational decisions.

Key words: information, pragmatic information, information interaction, critical analysis of information, facts, historical experience, reality and consciousness

REFERENCES

[1] I. Kant. Critique of Pure Reason. :Mysl'. M. 1994.

[2] Kuznetsov N.A. Information interaction in technical and living systems. //Information processes. T.1. N1. 2001. P.1-9.

[3] Floridi L. Semantic Conceptions of Information (stanford.library.sidney.edu./au/entries/ computer-science). First published Wed Oct 5. 2005; substantive revision Wed Jan 7. 2015.

[4] Zholkov S.Yu. On Notion of Information in Philosophy and Information Theory. //Philosophia i kultura. .№10. 2017. P.55-66.

[5] Webster F. Theories Of Information Society. :Aspect Press. M. 2004.

[6] Zholkov S. Yu. Reality and pragmatic theories. On decision making. :Kanon+. M. 2015.

[7] Kuznetsov N. A., Baksanskii O. E., Grechishkina N. A., Fundamental sense of informatics in the modern scientific picture of the world, //Information processes. T.7. N1. 2006. P.81-109.

[8] Clausewitz C. von. On War. B 2 tt. :Terra Fantastica. 2002. M.-StPb.

[9] https:// www.visualthesaurus.com/cm/dictionary/true-facts-and-false-facts/

[10] https ://plato.stanford. edu/entries/information/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.