УДК 37.01+001.1
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ГОСУДАРСТВА
Жолков С.Ю.
РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва, Россия
Аннотация. Обсуждается роль и значение образования в формировании общественного сознания. Подчеркивается значимость информатики, математики, физики, исторического опыта и понимания обязательных требований к архитектонике прагматических теорий для принятия решений избирателями
Ключевые слова: прагматические концепции (теории), социальная эволюция; критический анализ информации; «евклидов подход»; исторический опыт
Здоровье умов людей и общественного сознания в целом - ничуть не менее важная социальная проблема, чем физическое здоровье человека и нации. Состояние умов даже в большей степени, чем физическое состояние людей определяют социальное здоровье и жизнеспособность общества и государства.
Здоровье общества - комплексная многофункциональная проблема и задача: медицинская, административная (организационная), технологическая, экономическая, философская, образовательная. Мы кратко проанализируем последние два аспекта.
Директиву физического здоровья общества можно определить как движение от физического здоровья отдельного человека к физическому здоровью большинства. Директиву ментального здоровья общества - от ментального здоровья большинства к ментальному здоровью отдельного человека (никоим образом не к единомыслию!).
Принятие решений, поступки и целенаправленная деятельность людей в реальном мире в целом выходят далеко за границы таких регуляторов, как природные инстинкты и "врожденные структуры поведения" (К. Лоренц: [1]). Что является основанием (источником) и обоснованием
Сначала знания, потом дела.
Карл Великий, император франков
прагматических (греч. лрауцатод - образ действий) теорий, принятия решений и последующих действий людей? Образование, воспитание и порожденные ими прагматические концепции (теории) - "все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову" [2]. Поэтому ошибочные принципы и доктрины неизбежно породят порочную практику. Как сформулировал акад. А. де Кондорсе в своем выступлении в Конвенте в 1791 г., "Все ошибки в управлении и обществе берут начало от философских ошибок, которые происходят от ошибок в естественных науках" (философскими ошибками маркиз де Кондорсе именовал ошибочные социально-поли-тические принципы). Поэтому очень важно, чтобы политики, от которых зависит принятие решений, определяющих судьбы стран и народов, хорошо понимали, какую информацию можно считать достоверной (т.е. фактами), что такое необходимый критический анализ информации, что такое достаточная информация, как и на каких принципах должен создаваться фундамент социально-политических концепций, каково соотношение их естественнонаучной и гуманитарной компонент, как должны приниматься и реализовываться военно-политические и социальные решения и т.п.
Более того, если действительно будет реали-зовываться на практике пропагандируемый принцип «прямой демократии», рядовые граждане будут нести все большую ответственность за важнейшие социально-политические решения. Однако только информированные и понимающие граждане (избиратели) способны принимать решения, не приводящие к катастрофическим последствиям для них самих и государства в целом. Компетентность избирателей становится столь же важным фактором успехов государственного управления, как и высокая компетентность всех органов власти.
Наши суждения и поступки ограничены нашим опытом (включая опыт интеллектуальный). Знание и понимание хотя бы в минимальном объеме структуры социума, его движущих сил и законов а также правил прагматического анализа и принятия решений - необходимые требования политического и экономического профессионализма. Его должно обеспечивать правильно построенное образование. Дилетантизм -еще большая беда, чем традиционные российские беды: дураки и дороги.
«Ум, хорошо устроенный стоит больше, чем ум, хорошо наполненный», считал Мишель Мон-тень, и я полностью согласен с этим суждением. В настоящее время, напротив, культивируется «информационное обучение», в результате которого воспроизводятся «повара», которые имеют кладовые, заставленные разными продуктами и «новыми технологиями» общих слов, а сделать хорошее блюдо не могут. Какой смысл в информации, которую ученик забудет через месяц? А в ключе социально-политической компетентности последствия еще печальнее - безосновательное и бездоказательное обучение неизбежно породит «доильцев сплетен» (М. Цветаева).
В этом аспекте особенно важно определить обязательные требования к преподаванию 4-х дисциплин: информатики, математики, физики и истории.
Основанием (как источником, исходными данными) любой прагматической теории, большой или маленькой, и последующих действий является информация. Только зафиксированные объективными средствами наблюдения (мониторинга) объекты и явления, измеряемые, воспроизводимые и проверяемые (доступные свобод-
ной проверке, способной выявить подлоги) могут стать фактами и лечь в основание заслуживающей доверия прагматической теории и следующих из нее планов и действий, адекватных реальным процессам и балансу интересов. Любые планы и действия, основанные на фантазиях или подлогах, могут быть успешными лишь краткое время. Они быстро окажутся на обочине «исторической дороги», а исторический процесс пойдет своим путем. История эволюции социума и весь ход исторического процесса подтверждают это.
Удивительно читать в интервью Н. Хомского [http://ostkraft.ru/ru/articles/1801], что факты, по его мнению, бывают уместными и неуместными, истинными и ложными(!). Немудрено, что модные нынче теории, построенные лишь на «уместных» фактах, имеют мало связи с реальностью. И после этого Хомский еще возмущается, что «факты больше не имеют значения... Никто ничего не читает. Боковым зрением или за три секунды просматривают что-то и переходят на другое. Население необразованно. И это имеет политические последствия...». Конечно, имеет.
Последние результаты вопиющей информационной безграмотности можно узнать из публикации журнала Fortune (https://news.mail.ru/society/27902793). Более 80% (из 7.8 тыс.) учеников американских средних школ и студентов колледжей не могут отличить рекламные материалы и выдуманные новости от настоящих. Причем их решения основывались на странных и несущественных факторах (как, например, размер фотографии или дизайн ресурса), а на сами новости они почти не смотрели.
Но печальнее всего, если эта интернет-заметка верна, то, что сами ученые из Стэндфорд-ского университета, проводившие исследования, похоже, не понимают принципов, определяющих достоверность информации: «По мнению ученых, наиболее тревожным результатом опроса стало то, что большинство молодых людей доверяют записям в Facebook, не учитывая сведения об авторе поста и его квалификации». Разумеется, неангажированность автора и его квалификация - важные факторы. Но главное -как и с помощью каких средств наблюдения, измерения, фиксации, хранения и воспроизведения
информация собрана и доступна ли свободной проверке.
Вот почему исключительно важно в ходе образования дать практику критического анализа информации и ни в коем случае не превращать информатику в обучение техническим приемам обращения с компьютером. Дай Бог, тогда перестанут даже появляться политики и «политэкс-перты», на полном серьезе прибегающие к такой «аргументации»: «Все газеты западных стран и их союзников говорят... Что же они все врут?» Неужели им не известны примеры множества басен, в которые верили миллионы людей? Самая известная: солнце и планеты вращаются вокруг Земли.
Ни прекраснодушные мечтания, ни мрачные пророчества не являются инструментом какой-либо науки, в том числе, исторической.
В связи с практикой критического анализа информации интересен и важен опыт развития физики. Вместе с изложением законов физики необходимо рассказывать о тех трудностях и ошибках, которые сопутствовали исследованиям ученых в ходе постановки экспериментов и их анализе. Это будет прекрасным образцом преодоления технических и идейных трудностей для других знаний, включая социальные. И заодно развеет распространенные иллюзии, будто извечно естественные науки представляли собой достоверные и крепкие здания. Практика изложения физики как неких догм и формул, когда-то придуманных великими физиками, а теперь изложенных на уроке учителем, в которые ученикам нужно только подставить числа, неприемлема. Заметим, человеческая деятельность и мир природы неотделимы, так что, социально-политические решения приходится принимать исходя и из технологических, и из военно-политических факторов. Поэтому знание основных принципов и результатов естественных наук и математики как образца правильных рассуждений и построения достоверных теорий - объективная необходимость и для политика, и для любого гражданина.
Еще интереснее роль математического образования для социально-политической компетентности. Неблагополучное положение с математическим образованием - общая беда, и для нашей страны, и для Европы, и для США. Это общеизвестно, больше всех о ней писал, наверно,
акад. В.И. Арнольд (напр. [3]). Если два века назад И.В. Гёте, который, как известно, математиком не был, а министром в герцогстве Саксен-Веймарском был, понимал, что «числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир», то сейчас ситуация совсем иная. Математика изгоняется из программ гуманитарного образования везде, где это хоть как-то возможно. Разумеется, математика как некоторый набор формул и технических приемов непонятного происхождения и назначения, бессвязный сам по себе и тем более не связанный с непосредственной специальностью студентов, бессмысленна и бесполезна. Новый стиль обучения привел к тому, что из курсов математики доказательства изгнаны, начал и концов не найти, в результате чего у многих студентов лучших учебных заведений России, в которых я преподаю, отсутствуют не только твердые основы знаний, но и логика рассуждений.
Положение может принципиально измениться, если излагать математику как универсальный метод рационалистического исследования и наиболее ясное поле упражнений по превращению знаний и деклараций в науки. Задумаемся, почему из века в век преподается геометрия Евклида. Уж наверно не потому, что хотят сделать из всех внештатных землемеров. А потому что евклидов подход - образец построения научной теории: определение необходимых «действующих лиц» и изначальных положений, точная формулировка проблемы, строгие доказательства выводов. Непонятно, почему в образовательном цехе упорно не хотят над этим задуматься.
В гуманитарном мире принято считать, что любая математическая теория очень сложна, даже недоступна уму гуманитария. Хотя этой точки зрения придерживается абсолютное большинство людей, трудно придумать большую нелепость. Если человек неспособен понять и освоить теорию арифметики - науку о самых простых сущностях (речь, конечно, идет о структуре теории и несложных теоремах), как он может рассчитывать получить новые и значительные результаты в гуманитарных исследованиях, где объекты анализа на порядок сложнее? То же можно сказать и об основах других математических дисциплин, описывающих наиболее важные феномены.
И методология решения прагматических проблем сходна с решением проблем математических. Прагматическая теория сначала исследует принципиальную возможность решения проблемы, затем - детали, поиск методов, потом ищет практические возможности решения, затем выявляет точность оценок и полученных результатов.
Особая роль уготована преподаванию истории. История, разделенная на российскую и зарубежную, должна быть представлена не только как набор исторических фактов (фактов, а не политически ангажированных басен!), но и как исторический опыт решения системных задач социума: политических, военных, экономических, социальных. Поскольку основная часть исторической информации носит субъективный характер, это, по существу, - свидетельства, а не факты, вероятность искажений истинной картины весьма велика. Как писал один из самых глубоких французских историков Марк Блок: «Даже «непосредственное наблюдение - почти всегда иллюзия...», более того: «Все увиденное состоит на добрую половину из увиденного другими...» [4, с.31]. Поэтому критический анализ информации - безусловная необходимость. Напротив, принятая у современных историков практика цитирования, когда за доказательные материалы выдается ссылка на мнение другого историка, у которого ссылки на твердые документы отсутствуют, тем более, мнение бездоказательное, пагубна не только для анализа исторического процесса, но и для анализа текущих событий, поскольку создает иллюзию дозволитель-ности опоры на непроверенную информацию. И прагматика, и история начинаются с достоверной информационной базы, если мы хотим заниматься реальной прагматикой или историей, а не мифотворчеством.
Искажение фактов или их замалчивание или бездоказательность в историческом анализе рождает представление о допустимости подобного и в прагматическом анализе.
"Авторский взгляд" историка, конструирующего, с позволения "нарративизма", свой сюжет, выбирая нечто "важное" по его собственной иерархии ценностей из фрагментарного материала и игнорируя объективно значимые факторы, тем нарушает идентичность явления и создает
фантазию вне связи с реальностью. Такая практика была подвергнута жесткой критике и на заседании редколлегии журнала "Российская история" в 2008 г. [5]. О недопустимости безосновательности и бездоказательности в любом предметном анализе писал и К. Лоренц [1]: "Легко и просто сначала сочинить некую теорию, а затем "подкрепить" ее фактами; ибо природа настолько многообразна, что если хорошенько поискать -можно найти убедительные с виду примеры, подкрепляющие даже самую бессмысленную гипотезу".
Если принять формулировку М. Блока "история - это наука о людях во времени", то исторический процесс предстает как процесс решений и действий его участников на основе баланса интересов и сил. Поэтому умно и беспристрастно изложенный исторический опыт - необходимый элемент подготовки компетентного субъекта прагматики.
Выдающийся российский политик М.М. Сперанский одной из трех важнейших сил государства считал общественное мнение ("народное уважение") [6, с.29] - во "Введении к Уложению" Сперанский называет его "властью моральной" [6, с.162]. Поэтому формирование объективного взгляда на мир и знаний об обязательных требованиях к достоверному анализу, не зависящих от политической ориентации, посредством глубокого и умного образования - важнейшая задача формирования умов. Успех в ее решении определит также и здоровье общественного сознания. Человек, неплохо знающий историю, найдет множество подтверждающих примеров.
Исследовать структуру, движущие силы и динамику социума в контексте анализа целенаправленной деятельности его субъектов, хотя бы в первом приближении, и изложить наиболее глубокие и адекватные историческому процессу концепции, причем в контексте современных проблем так, чтоб учащиеся ясно осознавали их практическую пользу (а не как социально-политический «ветхий завет») - обязательная задача формирования здорового общественного сознания. Доступный учащимся сравнительный анализ (даже не слишком глубокий) с обсуждением разных точек зрения - полезнейшее дело. И в основу изложения следует класть исторический процесс и мысли успешных политиков, прини-
мавших важные социально политические решения и отвечавших за них полной мерою, успешная деятельность которых не вызывает сомнений в их компетентности. Но никак не утопии.
Полезно обсудить, на каком фундаменте - эмпирических, рационалистических и догматических основоположениях следует строить прагматические теории, которые можно считать достоверными и содержательными и сформулировать общие законы и требования к их архитектонике [7, 8]. Особый интерес представляет историческая практика соотносительного влияния материальных и духовных (сейчас в моде термин «ценности») основ на баланс интересов и принятие социально-политических решений. Понимание указанных выше проблем - лекарство от разрушительных смут пылких «активистов» и пророков и средство направления умов в созидательное русло.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Сер. "Мыслители ХХ века". :Республика. М. 1998.
2. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С.308.
3. Арнольд В.И. Нужна ли в школе математика? /Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков (Конференция в Дубне 2000 г.). :МЦНМО. М. 2000. С.18-24; Новый обскурантизм и российское просвещение. :ФАЗИС. М. 2003.
4. Блок М. Апология истории или ремесло историка. :Наука. М. 1986.
5. Каким быть журналу? С заседания редколлегии 28 февраля 2008 г. Отечественная история. №5. 2008. С.3-38.
6. Сперанский М.М. Проекты и записки. :АН СССР. М.-Л. 1961.
7. Жолков С.Ю. Реальность и прагматические теории. Как принимать решения. :Канон+. М. 2015.
8. Kuznetsov N.A., Baksanskii О.Е., Zholkov S.Yu. From Pragmatic Knowledge to Scientific Theories. Part I; II.. //Journal of Communications Technology and Electronics. Vol.57. N8. June. 2014. P.647-660; Vol.59. N6. June. 2014. P.661-680. /Pleiades Publ. Inc.
EDUCATION AS A BASIS OF NATIONAL SOCIAL HEALTH
Zholkov (Jolkov) S.Yu.
Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow, Russia
Annotation. The role and importance of education in shaping social conscience [is discussed]. The importance of informatics, mathematics, physics, historic experience and understanding the mandatory requirements in architectonics of pragmatic theories for electorate's decision making
Keywords: pragmatic concepts (theories), social evolution; critical analysis of information; "Euclidean approach"; historic experience
REFERENCES
1. Lorenz K. Behind the mirror. "Mysliteli XX veka" series, : Respublika, Moscow, 1998 (in Russian)
2. Marx K., Engels F. Writings, 2nd edition, vol. 21, p. 308 (in Russian).
3. Arnold V.I. Is mathematics needed in school? /Mathematics and society. Mathematical education at the boundary of centuries (Dubai conference, 2000). :MCCME, Moscow, 2000, p. 18-24; "Noviy obsku-rantism i rossiyskoe prosveschenie". : PHASIS, Moscow, 2003. (in Russian).
4. Bloch M. The Historian's Craft. :Nauka, Moscow, 1986. (in Russian).
5. "What should the journal be?" Proceedings of editorial board, 28 Feb 2008. Otechestvennaya istoriya, iss. 5, 2008, p. 3-38. (in Russian).
6. Speransky M.M. Projects and notes. : USSR AS, Moscow-Leningrad. 1961. (in Russian).
7. Zholkov S. Yu. Reality and pragmatic theories. On decision making. :Kanon+, Moscow, 2015. (in Russian).
8. Kuznetsov N.A., Baksanskii O.E., Zholkov S.Yu. From Pragmatic Knowledge to Scientific Theories. Part I; II.. //Journal of Communications Technology and Electronics. Vol.57. N8. June. 2014. P.647-660; Vol.59. N6. June. 2014. P.661-680. /Pleiades Publ. Inc.