Научная статья на тему 'Образование как основа социального здоровья государства'

Образование как основа социального здоровья государства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАГМАТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ (ТЕОРИИ) / СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ / "ЕВКЛИДОВ ПОДХОД" / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / PRAGMATIC CONCEPTS (THEORIES) / SOCIAL EVOLUTION / CRITICAL ANALYSIS OF INFORMATION / "EUCLIDEAN APPROACH" / HISTORIC EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жолков С. Ю.

Обсуждается роль и значение образования в формировании общественного сознания. Подчеркивается значимость информатики, математики, физики, исторического опыта и понимания обязательных требований к архитектонике прагматических теорий для принятия решений избирателями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AS A BASIS OF NATIONAL SOCIAL HEALTH

The role and importance of education in shaping social conscience [is discussed]. The importance of informatics, mathematics, physics, historic experience and understanding the mandatory requirements in architectonics of pragmatic theories for electorate’s decision making

Текст научной работы на тему «Образование как основа социального здоровья государства»

УДК 37.01+001.1

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ГОСУДАРСТВА

Жолков С.Ю.

РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва, Россия

Аннотация. Обсуждается роль и значение образования в формировании общественного сознания. Подчеркивается значимость информатики, математики, физики, исторического опыта и понимания обязательных требований к архитектонике прагматических теорий для принятия решений избирателями

Ключевые слова: прагматические концепции (теории), социальная эволюция; критический анализ информации; «евклидов подход»; исторический опыт

Здоровье умов людей и общественного сознания в целом - ничуть не менее важная социальная проблема, чем физическое здоровье человека и нации. Состояние умов даже в большей степени, чем физическое состояние людей определяют социальное здоровье и жизнеспособность общества и государства.

Здоровье общества - комплексная многофункциональная проблема и задача: медицинская, административная (организационная), технологическая, экономическая, философская, образовательная. Мы кратко проанализируем последние два аспекта.

Директиву физического здоровья общества можно определить как движение от физического здоровья отдельного человека к физическому здоровью большинства. Директиву ментального здоровья общества - от ментального здоровья большинства к ментальному здоровью отдельного человека (никоим образом не к единомыслию!).

Принятие решений, поступки и целенаправленная деятельность людей в реальном мире в целом выходят далеко за границы таких регуляторов, как природные инстинкты и "врожденные структуры поведения" (К. Лоренц: [1]). Что является основанием (источником) и обоснованием

Сначала знания, потом дела.

Карл Великий, император франков

прагматических (греч. лрауцатод - образ действий) теорий, принятия решений и последующих действий людей? Образование, воспитание и порожденные ими прагматические концепции (теории) - "все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову" [2]. Поэтому ошибочные принципы и доктрины неизбежно породят порочную практику. Как сформулировал акад. А. де Кондорсе в своем выступлении в Конвенте в 1791 г., "Все ошибки в управлении и обществе берут начало от философских ошибок, которые происходят от ошибок в естественных науках" (философскими ошибками маркиз де Кондорсе именовал ошибочные социально-поли-тические принципы). Поэтому очень важно, чтобы политики, от которых зависит принятие решений, определяющих судьбы стран и народов, хорошо понимали, какую информацию можно считать достоверной (т.е. фактами), что такое необходимый критический анализ информации, что такое достаточная информация, как и на каких принципах должен создаваться фундамент социально-политических концепций, каково соотношение их естественнонаучной и гуманитарной компонент, как должны приниматься и реализовываться военно-политические и социальные решения и т.п.

Более того, если действительно будет реали-зовываться на практике пропагандируемый принцип «прямой демократии», рядовые граждане будут нести все большую ответственность за важнейшие социально-политические решения. Однако только информированные и понимающие граждане (избиратели) способны принимать решения, не приводящие к катастрофическим последствиям для них самих и государства в целом. Компетентность избирателей становится столь же важным фактором успехов государственного управления, как и высокая компетентность всех органов власти.

Наши суждения и поступки ограничены нашим опытом (включая опыт интеллектуальный). Знание и понимание хотя бы в минимальном объеме структуры социума, его движущих сил и законов а также правил прагматического анализа и принятия решений - необходимые требования политического и экономического профессионализма. Его должно обеспечивать правильно построенное образование. Дилетантизм -еще большая беда, чем традиционные российские беды: дураки и дороги.

«Ум, хорошо устроенный стоит больше, чем ум, хорошо наполненный», считал Мишель Мон-тень, и я полностью согласен с этим суждением. В настоящее время, напротив, культивируется «информационное обучение», в результате которого воспроизводятся «повара», которые имеют кладовые, заставленные разными продуктами и «новыми технологиями» общих слов, а сделать хорошее блюдо не могут. Какой смысл в информации, которую ученик забудет через месяц? А в ключе социально-политической компетентности последствия еще печальнее - безосновательное и бездоказательное обучение неизбежно породит «доильцев сплетен» (М. Цветаева).

В этом аспекте особенно важно определить обязательные требования к преподаванию 4-х дисциплин: информатики, математики, физики и истории.

Основанием (как источником, исходными данными) любой прагматической теории, большой или маленькой, и последующих действий является информация. Только зафиксированные объективными средствами наблюдения (мониторинга) объекты и явления, измеряемые, воспроизводимые и проверяемые (доступные свобод-

ной проверке, способной выявить подлоги) могут стать фактами и лечь в основание заслуживающей доверия прагматической теории и следующих из нее планов и действий, адекватных реальным процессам и балансу интересов. Любые планы и действия, основанные на фантазиях или подлогах, могут быть успешными лишь краткое время. Они быстро окажутся на обочине «исторической дороги», а исторический процесс пойдет своим путем. История эволюции социума и весь ход исторического процесса подтверждают это.

Удивительно читать в интервью Н. Хомского [http://ostkraft.ru/ru/articles/1801], что факты, по его мнению, бывают уместными и неуместными, истинными и ложными(!). Немудрено, что модные нынче теории, построенные лишь на «уместных» фактах, имеют мало связи с реальностью. И после этого Хомский еще возмущается, что «факты больше не имеют значения... Никто ничего не читает. Боковым зрением или за три секунды просматривают что-то и переходят на другое. Население необразованно. И это имеет политические последствия...». Конечно, имеет.

Последние результаты вопиющей информационной безграмотности можно узнать из публикации журнала Fortune (https://news.mail.ru/society/27902793). Более 80% (из 7.8 тыс.) учеников американских средних школ и студентов колледжей не могут отличить рекламные материалы и выдуманные новости от настоящих. Причем их решения основывались на странных и несущественных факторах (как, например, размер фотографии или дизайн ресурса), а на сами новости они почти не смотрели.

Но печальнее всего, если эта интернет-заметка верна, то, что сами ученые из Стэндфорд-ского университета, проводившие исследования, похоже, не понимают принципов, определяющих достоверность информации: «По мнению ученых, наиболее тревожным результатом опроса стало то, что большинство молодых людей доверяют записям в Facebook, не учитывая сведения об авторе поста и его квалификации». Разумеется, неангажированность автора и его квалификация - важные факторы. Но главное -как и с помощью каких средств наблюдения, измерения, фиксации, хранения и воспроизведения

информация собрана и доступна ли свободной проверке.

Вот почему исключительно важно в ходе образования дать практику критического анализа информации и ни в коем случае не превращать информатику в обучение техническим приемам обращения с компьютером. Дай Бог, тогда перестанут даже появляться политики и «политэкс-перты», на полном серьезе прибегающие к такой «аргументации»: «Все газеты западных стран и их союзников говорят... Что же они все врут?» Неужели им не известны примеры множества басен, в которые верили миллионы людей? Самая известная: солнце и планеты вращаются вокруг Земли.

Ни прекраснодушные мечтания, ни мрачные пророчества не являются инструментом какой-либо науки, в том числе, исторической.

В связи с практикой критического анализа информации интересен и важен опыт развития физики. Вместе с изложением законов физики необходимо рассказывать о тех трудностях и ошибках, которые сопутствовали исследованиям ученых в ходе постановки экспериментов и их анализе. Это будет прекрасным образцом преодоления технических и идейных трудностей для других знаний, включая социальные. И заодно развеет распространенные иллюзии, будто извечно естественные науки представляли собой достоверные и крепкие здания. Практика изложения физики как неких догм и формул, когда-то придуманных великими физиками, а теперь изложенных на уроке учителем, в которые ученикам нужно только подставить числа, неприемлема. Заметим, человеческая деятельность и мир природы неотделимы, так что, социально-политические решения приходится принимать исходя и из технологических, и из военно-политических факторов. Поэтому знание основных принципов и результатов естественных наук и математики как образца правильных рассуждений и построения достоверных теорий - объективная необходимость и для политика, и для любого гражданина.

Еще интереснее роль математического образования для социально-политической компетентности. Неблагополучное положение с математическим образованием - общая беда, и для нашей страны, и для Европы, и для США. Это общеизвестно, больше всех о ней писал, наверно,

акад. В.И. Арнольд (напр. [3]). Если два века назад И.В. Гёте, который, как известно, математиком не был, а министром в герцогстве Саксен-Веймарском был, понимал, что «числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир», то сейчас ситуация совсем иная. Математика изгоняется из программ гуманитарного образования везде, где это хоть как-то возможно. Разумеется, математика как некоторый набор формул и технических приемов непонятного происхождения и назначения, бессвязный сам по себе и тем более не связанный с непосредственной специальностью студентов, бессмысленна и бесполезна. Новый стиль обучения привел к тому, что из курсов математики доказательства изгнаны, начал и концов не найти, в результате чего у многих студентов лучших учебных заведений России, в которых я преподаю, отсутствуют не только твердые основы знаний, но и логика рассуждений.

Положение может принципиально измениться, если излагать математику как универсальный метод рационалистического исследования и наиболее ясное поле упражнений по превращению знаний и деклараций в науки. Задумаемся, почему из века в век преподается геометрия Евклида. Уж наверно не потому, что хотят сделать из всех внештатных землемеров. А потому что евклидов подход - образец построения научной теории: определение необходимых «действующих лиц» и изначальных положений, точная формулировка проблемы, строгие доказательства выводов. Непонятно, почему в образовательном цехе упорно не хотят над этим задуматься.

В гуманитарном мире принято считать, что любая математическая теория очень сложна, даже недоступна уму гуманитария. Хотя этой точки зрения придерживается абсолютное большинство людей, трудно придумать большую нелепость. Если человек неспособен понять и освоить теорию арифметики - науку о самых простых сущностях (речь, конечно, идет о структуре теории и несложных теоремах), как он может рассчитывать получить новые и значительные результаты в гуманитарных исследованиях, где объекты анализа на порядок сложнее? То же можно сказать и об основах других математических дисциплин, описывающих наиболее важные феномены.

И методология решения прагматических проблем сходна с решением проблем математических. Прагматическая теория сначала исследует принципиальную возможность решения проблемы, затем - детали, поиск методов, потом ищет практические возможности решения, затем выявляет точность оценок и полученных результатов.

Особая роль уготована преподаванию истории. История, разделенная на российскую и зарубежную, должна быть представлена не только как набор исторических фактов (фактов, а не политически ангажированных басен!), но и как исторический опыт решения системных задач социума: политических, военных, экономических, социальных. Поскольку основная часть исторической информации носит субъективный характер, это, по существу, - свидетельства, а не факты, вероятность искажений истинной картины весьма велика. Как писал один из самых глубоких французских историков Марк Блок: «Даже «непосредственное наблюдение - почти всегда иллюзия...», более того: «Все увиденное состоит на добрую половину из увиденного другими...» [4, с.31]. Поэтому критический анализ информации - безусловная необходимость. Напротив, принятая у современных историков практика цитирования, когда за доказательные материалы выдается ссылка на мнение другого историка, у которого ссылки на твердые документы отсутствуют, тем более, мнение бездоказательное, пагубна не только для анализа исторического процесса, но и для анализа текущих событий, поскольку создает иллюзию дозволитель-ности опоры на непроверенную информацию. И прагматика, и история начинаются с достоверной информационной базы, если мы хотим заниматься реальной прагматикой или историей, а не мифотворчеством.

Искажение фактов или их замалчивание или бездоказательность в историческом анализе рождает представление о допустимости подобного и в прагматическом анализе.

"Авторский взгляд" историка, конструирующего, с позволения "нарративизма", свой сюжет, выбирая нечто "важное" по его собственной иерархии ценностей из фрагментарного материала и игнорируя объективно значимые факторы, тем нарушает идентичность явления и создает

фантазию вне связи с реальностью. Такая практика была подвергнута жесткой критике и на заседании редколлегии журнала "Российская история" в 2008 г. [5]. О недопустимости безосновательности и бездоказательности в любом предметном анализе писал и К. Лоренц [1]: "Легко и просто сначала сочинить некую теорию, а затем "подкрепить" ее фактами; ибо природа настолько многообразна, что если хорошенько поискать -можно найти убедительные с виду примеры, подкрепляющие даже самую бессмысленную гипотезу".

Если принять формулировку М. Блока "история - это наука о людях во времени", то исторический процесс предстает как процесс решений и действий его участников на основе баланса интересов и сил. Поэтому умно и беспристрастно изложенный исторический опыт - необходимый элемент подготовки компетентного субъекта прагматики.

Выдающийся российский политик М.М. Сперанский одной из трех важнейших сил государства считал общественное мнение ("народное уважение") [6, с.29] - во "Введении к Уложению" Сперанский называет его "властью моральной" [6, с.162]. Поэтому формирование объективного взгляда на мир и знаний об обязательных требованиях к достоверному анализу, не зависящих от политической ориентации, посредством глубокого и умного образования - важнейшая задача формирования умов. Успех в ее решении определит также и здоровье общественного сознания. Человек, неплохо знающий историю, найдет множество подтверждающих примеров.

Исследовать структуру, движущие силы и динамику социума в контексте анализа целенаправленной деятельности его субъектов, хотя бы в первом приближении, и изложить наиболее глубокие и адекватные историческому процессу концепции, причем в контексте современных проблем так, чтоб учащиеся ясно осознавали их практическую пользу (а не как социально-политический «ветхий завет») - обязательная задача формирования здорового общественного сознания. Доступный учащимся сравнительный анализ (даже не слишком глубокий) с обсуждением разных точек зрения - полезнейшее дело. И в основу изложения следует класть исторический процесс и мысли успешных политиков, прини-

мавших важные социально политические решения и отвечавших за них полной мерою, успешная деятельность которых не вызывает сомнений в их компетентности. Но никак не утопии.

Полезно обсудить, на каком фундаменте - эмпирических, рационалистических и догматических основоположениях следует строить прагматические теории, которые можно считать достоверными и содержательными и сформулировать общие законы и требования к их архитектонике [7, 8]. Особый интерес представляет историческая практика соотносительного влияния материальных и духовных (сейчас в моде термин «ценности») основ на баланс интересов и принятие социально-политических решений. Понимание указанных выше проблем - лекарство от разрушительных смут пылких «активистов» и пророков и средство направления умов в созидательное русло.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Сер. "Мыслители ХХ века". :Республика. М. 1998.

2. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С.308.

3. Арнольд В.И. Нужна ли в школе математика? /Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков (Конференция в Дубне 2000 г.). :МЦНМО. М. 2000. С.18-24; Новый обскурантизм и российское просвещение. :ФАЗИС. М. 2003.

4. Блок М. Апология истории или ремесло историка. :Наука. М. 1986.

5. Каким быть журналу? С заседания редколлегии 28 февраля 2008 г. Отечественная история. №5. 2008. С.3-38.

6. Сперанский М.М. Проекты и записки. :АН СССР. М.-Л. 1961.

7. Жолков С.Ю. Реальность и прагматические теории. Как принимать решения. :Канон+. М. 2015.

8. Kuznetsov N.A., Baksanskii О.Е., Zholkov S.Yu. From Pragmatic Knowledge to Scientific Theories. Part I; II.. //Journal of Communications Technology and Electronics. Vol.57. N8. June. 2014. P.647-660; Vol.59. N6. June. 2014. P.661-680. /Pleiades Publ. Inc.

EDUCATION AS A BASIS OF NATIONAL SOCIAL HEALTH

Zholkov (Jolkov) S.Yu.

Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Moscow, Russia

Annotation. The role and importance of education in shaping social conscience [is discussed]. The importance of informatics, mathematics, physics, historic experience and understanding the mandatory requirements in architectonics of pragmatic theories for electorate's decision making

Keywords: pragmatic concepts (theories), social evolution; critical analysis of information; "Euclidean approach"; historic experience

REFERENCES

1. Lorenz K. Behind the mirror. "Mysliteli XX veka" series, : Respublika, Moscow, 1998 (in Russian)

2. Marx K., Engels F. Writings, 2nd edition, vol. 21, p. 308 (in Russian).

3. Arnold V.I. Is mathematics needed in school? /Mathematics and society. Mathematical education at the boundary of centuries (Dubai conference, 2000). :MCCME, Moscow, 2000, p. 18-24; "Noviy obsku-rantism i rossiyskoe prosveschenie". : PHASIS, Moscow, 2003. (in Russian).

4. Bloch M. The Historian's Craft. :Nauka, Moscow, 1986. (in Russian).

5. "What should the journal be?" Proceedings of editorial board, 28 Feb 2008. Otechestvennaya istoriya, iss. 5, 2008, p. 3-38. (in Russian).

6. Speransky M.M. Projects and notes. : USSR AS, Moscow-Leningrad. 1961. (in Russian).

7. Zholkov S. Yu. Reality and pragmatic theories. On decision making. :Kanon+, Moscow, 2015. (in Russian).

8. Kuznetsov N.A., Baksanskii O.E., Zholkov S.Yu. From Pragmatic Knowledge to Scientific Theories. Part I; II.. //Journal of Communications Technology and Electronics. Vol.57. N8. June. 2014. P.647-660; Vol.59. N6. June. 2014. P.661-680. /Pleiades Publ. Inc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.