Научная статья на тему 'Проблемы идентификации человека по признакам внешности при исследовании портретов произведений изобразительного искусства'

Проблемы идентификации человека по признакам внешности при исследовании портретов произведений изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1468
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СИСТЕМА ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / АТРИБУЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПОРТРЕТОВ / А.С. ПУШКИН / М.Я. МУДРОВ / A.S. PUSHKIN / M.YA. MUDROV / PORTRAIT IDENTIFICATION / SYSTEM OF FEATURES OF HUMAN APPEARANCE / ATTRIBUTION OF PICTORIAL PORTRAITS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Зинин Александр Михайлович

Данная публикация освещает общие вопросы портретной идентификации, продолжая серию работ, начатую предыдущей статьей автора в настоящем издании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Зинин Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of identification of an individual by features of appearance at the study of portraits-artworks

The publication is dedicated to general questions of portrait identification. It continues the series of works initiated by the previous article of the author in the current edition.

Текст научной работы на тему «Проблемы идентификации человека по признакам внешности при исследовании портретов произведений изобразительного искусства»

Зинин А.М.

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИЗНАКАМ ВНЕШНОСТИ

ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПОРТРЕТОВ - ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Необходимость идентификации человека по его отображениям возникает не только в судебно-следственной практике. Журналисты, искусствоведы, работники музеев, изучая портретное изображение человека, задаются вопросом, кто же изображен на портрете, и решают эту задачу, сопоставляя признаки внешности неизвестного с признаками внешнего облика человека, чья личность уже установлена. При этом они ориентируются фактически на бытовое представление о сходстве или различии признаков внешности изображенных лиц. В результате возникают ситуации, когда одно и то же лицо определяется по-разному разными авторами публикаций.

Между тем, идентификация человека, изображенного на портрете, предполагает решение двух проблем для того, чтобы результат идентификации не вызывал вопросов. Первая из них, - однозначное понимание и толкование признаков внешности, с помощью которых осуществляется идентификация. Вторая - оценка достоверности отображения признаков внешности на исследуемом портрете.

Знакомство с практикой идентификации изображенных лиц при атрибуции портретов позволяет сделать вывод, что при этом обычно используется бытовая терминология для наименования сравниваемых признаков внешности и умозрительное представление об их значимости для идентификации. Так, например, при описании глаз используется термин «разрез» глаз, при описании рта - форма рта1 . Между тем, «разрез» глаз можно понимать как их положение относительно условной горизонтали (например, косовнутреннее - именуемое в обиходе «восточным» разрезом глаз), так и их контур (например, миндалевидный). Форма рта включает как признаки каймы губ, так и контур ротовой щели, положение углов рта, причем эти признаки имеют разные самостоятельные характеристики.

Такой ситуации можно избежать, если использовать систему признаков внешности, которая принята в криминалистике, поскольку она подразумевает применение единообразной терминологии для обозначения признаков и однозначное понимание используемых терминов. Для этого необходимо иметь представление о сущности этой системы и ее принципиальных положениях.

Данная система была разработана еще в конце XIX в. французским криминалистом Альфонсом Бертильоном2. С тех пор она успешно применяется во всех ситуациях, когда необходимо описать и проанализировать признаки внешности человека в целях установления его личности.

Основой системы является детальная классификация признаков, характеризующих строение анатомических элементов внешнего облика человека. К принципиальным положениям системы относятся: 1) использование принятой терминологии, 2) определение признаков внешности по разработанным для этой цели правилам и 3) выделение во внешнем облике человека комплекса признаков, являющегося индивидуальным для него.

Представляется, что использование разработанной в криминалистике системы признаков внешности при исследовании портретов - произведений изобразительного искусства - обеспечит однозначное получение результатов идентификации.

В данной системе с учетом задач портретной идентификации наибольшее значение имеют анатомические элементы головы человека и их признаки. Анатомические элементы принято характеризовать следующими признаками: форма, величина, положение, степень симметрии и выраженности, цвет.

Форма - общий вид поверхности и внешних границ элемента внешности. Определяется в соответствии с известными геометрическими фигурами (плоская, круглая, квадратная) или линиями (извилистая, ломаная, дугообразная), а также формой различных предметов (миндалевидная, грушевидная и т. п.). Варианты наименования данного признака - контур, конфигурация.

Величина - размерные характеристики элемента внешности, в том числе высота, ширина, глубина, длина, внутренние и внешние пропорции и пр. Внутренние пропорции - это соотношение различных размеров самого элемента; внешние - отношение размеров одного элемента к размерам другого элемента.

Положение (в том числе место расположения) - размещение определенного элемента внешности в пределах других элементов (например, морщина на щеке), относительно сторон элемента (справа, слева, спереди, сзади) или условных линий горизонтали или вертикали (морщина горизонтальная или вертикальная, наклонена влево, наклонена вправо). Положение элемента внешности или его части относительно общей плоскости обычно называют выступанием (например, выступающие губы), положение ушных раковин относительно боковых поверхностей головы и лица - оттопыренностью/прилеганием.

Степень симметрии - производный признак, отображающий степень одинаковости парных элементов внешности (глаз, ушных раковин, конечностей и пр.) по их признакам. Изучается различие признаков парных элементов внешности (по существу, степень асимметрии).

Степень выраженности - производный признак, который изучают в случае, когда имеется устоявшееся представление о норме данного элемента внешности в целом.

Цвет, то есть окраску (пигментацию) волос, глаз, кожи наиболее точно можно определить при сопоставлении с цветовыми шкалами.

Для более ясного представления об использовании системы признаков, выделяемых при описании анатомических элементов внешности, целесообразно дать краткое представление об анатомии лица человека.

Лицо (лат. facies) представляет собой передний отдел головы человека, ограниченный сверху краем волосяного покрова головы, снизу - углами и нижним краем нижней челюсти, с боков - краями ветвей нижней челюсти и основанием ушных раковин3. Для удобства изучения лицо делится на следующие топографические области: лобную, область глазницы, подглазничную, область носа, область рта, подбородочную, щечную, скуловую.

Параметры лица определяются степенью развития лицевого черепа, на кости которого наслаиваются мягкие ткани, лицевые мышцы, влияющие на выраженность рельефа лица.

Имеются бесспорные различия лиц у мужчин и женщин. Статистически установлено, что голова женщины меньше головы мужчины на 1/5. Лоб у женщины в 75% случаев прямой, лобные бугры и надбровные дуги не

© А.М. Зинин

49

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 1 (1)

выступают так резко, как у мужчины, челюсти тоньше, подбородок имеет более изящные очертания, ушные раковины меньше.

Лицам всех людей присуща небольшая асимметрия. Анатомы утверждают, что нет ни одного лица с бесспорно строгой симметрией правой и левой половин. Асимметрия лица обуславливается асимметрией черепа4. Даже на скульптурных изображениях Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского их лица, считающиеся эталоном красоты, не имеют полной билатеральной (двусторонней) симметрии.

В формировании лица участвуют, прежде всего, его скелет, затем лицевые мышцы и подкожная жировая ткань, заполняющая промежутки между пучками волокон мимических мышц.

Скелет лица (лицевой отдел черепа) представляет его основу. Как бы ни были развиты мышечный слой и подкожная жировая клетчатка лица, его облик в значительной степени определяется конструкцией и формой костной основы.

Скелет лицевой части головы формируют лобная кость, парные верхнечелюстные кости, нижняя челюсть, скуловые, носовые, слезные кости. Эти структуры, определяющие своеобразие внешнего облика каждого человека, одновременно связаны взаимообусловленной формой с внутренними костями головы, создающими основу полости носа, рта, мозговой части черепа. В совокупности все перечисленные кости определяют форму черепа в целом.

Большинство костей скелета лица предопределяет его рельеф, влияют на объем, конфигурацию глубину орбит, форму носа, размеры рта.

Форма лба зависит от формы лобной кости, степени выступания лобных бугров и надбровных дуг. Эти образования лобной кости более развиты в мужском черепе, чем в женском. Вследствие этого женский лоб более гладок и ровен по сравнению с мужским.

Величина и расположение орбит являются очень важным показателем, определяющим конструкцию глазной части лица. Как правило, у женщин орбиты более крупные, чем у мужчин. У представителей монголоидной расы орбиты расположены косовнутренне.

Форма наружного носа определяется особенностями строения его костной и хрящевой основы. Профиль носа зависит от формы носовых костей и величины угла, под которым они отходят от лобных костей, а также от глубины переносья. Хрящи носа имеют не меньшее значение для его формы. В зависимости от угла схождения боковых хрящей, нос будет более или менее плоским. Длина и массивность хрящей определяет выступание кончика носа, а хрящи крыльев носа формируют их высоту. В связи с такой основой носа (костная и хрящевая) его формы разнообразны и индивидуально изменчивы.

При характеристике ротовой области обращается внимание на верхнюю и нижнюю губы. Передняя поверхность губ образована толстым слоем подкожно-жировой клетчатки, снаружи покрыта тонким слоем кожи, внутри выстлана слизистой оболочкой. Место перехода кожи в слизистую оболочку образует красную кайму губ. Красная кайма верхней губы имеет более сложное очертание, чем нижней. Форма и величина губ зависят от строения верхней и нижней челюстей. Выступание губ коррелирует с положением зубных дуг, формой и величиной зубов, характером их смыкания, соотношением между верхним и нижним рядами зубов, так называемым прикусом.

Для большинства современных людей характерен ортогнатический прикус, при котором верхние фронтальные зубы перекрывают нижние примерно на 1/3 их высоты. В результате верхняя губа прикрывает нижнюю. Достаточно распространен прямой прикус, при котором режущие края верхних зубов смыкаются с нижними

(такой прикус называется также щипцеобразным). Реже встречается выступание зубов нижней челюсти относительно зубов верхней - прогнатический прикус, - при котором наблюдается некоторое выдвижение нижней губы относительно верхней. В этом случае верхняя губа может быть меньше по своей высоте, чем нижняя.

Развитие жевательного аппарата человека влияет на пропорции лица. С выпадением зубов изменяются общие черты лица, происходит атрофия челюстей, губы западают внутрь, утрачивая жесткую опору сзади в виде зубов. В результате расстояние от носа до подбородка уменьшается на высоту утраченных зубных рядов верхней и нижней челюстей.

При отсутствии протезирования начинается изнашивание альвеолярных челюстных дуг. Изменения в области рта захватывают и мягкие ткани, кожные покровы ротовой области. В результате носогубные и подбородочная складки делаются более выраженными.

Форма подбородка определяется формой нижней челюсти, ее рельефом. Угол взаимного расположения ветвей нижней челюсти определяет степень выступания подбородка вперед или его западения. Если угол нижней челюсти ближе к прямому, то подбородок выступает вперед, если угол тупой, то подбородок направлен вниз. Рельеф нижней челюсти - наличие углублений, выступов, гребней влияет на внешние формы подбородка, вместе с подбородочной мышцей определяет особенности его строения.

Между костями лицевого черепа и кожей человека расположены мышцы, являющиеся «прослойкой» между ними. В областях прикрепления к коже мышцы окутываются рыхлой соединительной тканью и жиром. Степень их развития влияет на рельеф лица. Умеренное развитие жировой ткани лица обеспечивает смягчение его контуров, а чрезмерное ее накопление вызывает образование жировых складок. При существенном уменьшении жировой подкожной клетчатки кожные покровы плотнее облегают кости лица, четко обозначая его контуры. Резко очерчиваются скулы, западают губы и щеки, глазные яблоки также западают в орбиты.

В анатомии головы мышцы делятся на три группы: мимические, жевательные и мышцы внутренних органов головы. Мышцы сгруппированы вокруг глаз, носа и рта.

Для оценки выраженности признаков внешности при проведении портретных исследований наибольшее значение имеют мимические мышцы, определяющие своим действием то или иное состояние признаков, фиксируемое на портрете, а также, в некоторой степени, жевательные мышцы.

Лобная мышца при ее сокращении поднимает брови, расширяет глазную щель. Круговая мышца глаз, сокращаясь, смыкает веки, образует концентрические складки вокруг глазной щели, оттягивает брови книзу, сглаживает поперечные складки кожи лба. Носовая мышца прижимает хрящевую часть спинки носа и его крыльев, суживает носовые отверстия. Круговая мышца рта располагается в толще губ. С ее помощью происходит их смыкание, выдвижение губ вперед, округление. Часть мышц рта, расположенных под его красной каймой, способствует втягиванию губ, их плотному сжиманию. Мышца, поднимающая верхнюю губу, сокращаясь, углубляет носогубную складку. Большая скуловая мышца поднимает углы рта. Кроме нее за движение углов рта отвечают мышцы, их поднимающие и опускающие. Оттягивает нижнюю губу вниз также соответствующая мышца. Щечная мышца при сокращении прижимает щеки к зубам, растягивает ротовое отверстие. На положение мягких тканей лица оказывает воздействие при ее сокращении подкожная мышца шеи. Жевательные мышцы определяют пластичность отдельных областей лица, обеспечивают, прежде всего, движение нижней челюсти в височно-нижнечелюстном суставе5.

50

Здесь перечислен только ряд основных мышц лица. В мимических же его движениях в той или иной мере участвует около ста мышц, взаимодействуя в бесконечном множестве вариантов.

Существуют также индивидуальные различия в развитии мышц у разных людей, многообразные варианты их начала и окончаний. Эти особенности в развитии мышц определяют как различия анатомии мышц, так и особенности их пластичности.

Таким образом, от положения мимических мышц зависит как общее выражение лица, так и признаки основных его элементов: бровей, глаз, рта, губ, формирующих состояние внешнего облика человека.

Завершая краткое ознакомление с анатомией лица человека, обратим внимание на то обстоятельство, что строение лица человека описывают по анатомическим признакам, но при анализе их выраженности необходимо учитывать положение, состояние, взаимодействие мимических мышц лица, определяющих многие характеристики его элементов.

Как было отмечено выше, другой проблемой, которая возникает при исследовании портретов - произведений изобразительного искусства, является оценка достоверности отображения выделяемых для идентификации признаков.

В отличие от фотоснимков, портреты - произведения изобразительного искусства, - во-первых, запечатлевают образ, создаваемый художником в соответствии со стоящей перед ним задачей, а, во-вторых, особенности отображения признаков внешности на таких портретах определяются методами их создания, творческой манерой художника. И хотя широко известно, что художественные портреты могут достоверно передавать облик портретируемого, воспроизводить основные признаки, индивидуализирующие его внешность, не стоит забывать целые направления в изобразительном искусстве, в которых творческие задачи преобладают над задачей передачи в портрете таких признаков.

Кроме того, степень завершенности этих портретов (законченная работа или эскиз), их назначение (работа по заказу человека, чей портрет создается или оформление иллюстраций для книги и т. п.) также являются существенным фактором, определяющим достоверность и полноту воспроизведения признаков внешности.

Следовательно, по рисунку, гравюре, литографии, живописному портрету необходимо составить представление о том, насколько данный вид отображения внешности достоверно ее воспроизводит, образуют ли индивидуальную для данного человека совокупность признаки внешности, запечатленные на портрете. Требуется оценить полноту отображения признаков внешности и выявить среди них те, которые индивидуализируют человека, определить, насколько устойчивы различия, выявляемые при сравнении изображенных на портретах лиц, и каково происхождение этих различий.

Задача оценки достоверности отображения признаков внешности на портрете представляется весьма сложной. Если при изучении фотоснимка достаточно проанализировать его с точки зрения фотографической технологии и соблюдения правил фотосъемки, то в данном случае необходимо: во-первых, учесть профессиональные качества исполнителя портрета; во-вторых, особенности его манеры и влияние ее на воспроизведение признаков внешности; в-третьих, тип портрета и конкретные технические приемы его исполнения.

При оценке полноты отображения признаков внешности необходимо иметь в виду, что даже для художника, который в своей работе старается добиться максимального портретного сходства, те особенности элементов лица человека, которые интересуют эксперта при проведении

Илл. 1. Миниатюра. А.С. Пушкин - ребенок.

портретной идентификации, оказываются мало существенными. Так, строение деталей ушной раковины, особенности контуров бровей и т. д. нередко воспроизводятся с недостаточной точностью. Если же это рисунок, эскиз, набросок, то мелкие особенности элементов лица часто вообще опускаются, поскольку художник в этом случае ставит перед собой задачу, прежде всего, запечатлеть типаж, основные пропорции головы, броские элементы лица.

Таким образом, только после решения задачи определения достоверности отображения признаков внешности, можно переходить к их изучению и сравнительному исследованию портретов.

Исследователь, перед которым ставится задача проведения портретной идентификации по произведениям изобразительного искусства, должен проанализировать вышеуказанные факторы и выявить их влияние на достоверность и полноту отображения признаков внешности. Специфичным является и учет вышеперечисленных факторов при оценке природы различий и совпадений признаков внешности на таких портретах. Требуются подходы, отличные от тех, которые обычно реализуются при проведении экспертного исследования признаков внешности по фотоснимкам.

При исследовании таких объектов, как рисунки, гравюры, живописные и скульптурные портреты использование неадаптированных к ним приемов и методов фотопортретной экспертизы должно иметь ограничения, обусловленные спецификой отображения признаков внешности на подобных объектах.

Экспертная практика автора данной статьи дает основание высказать суждение, что оптимальным решением проблемы может быть проведение комиссионного исследования портретных произведений изобразительного искусства совместно специалистом в области судебно-

51

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 1 (1)

Илл. 2 - 4. Автопортреты А.С. Пушкина.

Илл.5. Посмертная маска А.С. Пушкина

52

Илл. 8. Портрет А.С. Пушкина работы В.А. Тропинина.

портретной экспертизы, художником и искусствоведом. Такое сочетание специалистов создает оптимальные условия для полного изучения всех факторов, влияющих на отображение признаков внешности и его реализацию в обоснованном, взвешенном заключении по результатам исследования.

Особенности подобной работы могут быть прослежены на конкретном примере проведения портретной идентификации по произведениям изобразительного искусства.

В течение многих лет в музейной практике и специальной литературе не подвергался сомнениям вывод о том, что на миниатюре, хранящейся в Государственном музее А.С. Пушкина, «изображен маленький Александр Пушкин».

Однако журнал «Нева» (1987, № 6; 1988, №№ 6, 10) поместил на своих страницах публикацию, оспаривавшую общепринятое мнение. В ней высказывались суждения о том, что на миниатюрном портрете изображен не А.С. Пушкин в детстве, а либо врач М.Я. Мудров в раннем возрасте, либо некая девочка Лиза, о чем вроде бы свидетельствовала надпись на обороте миниатюры, угадывавшаяся среди различных штрихов. В связи с этим Государственный музей А.С. Пушкина обратился с просьбой о проведении повторной экспертизы во Всесоюзный научно-криминалистический центр МВД СССР.

Прежде чем проводить сравнение признаков элементов лица ребенка, изображенного на миниатюре, и А.С. Пушкина, необходимо было оценить степень достоверности отображения внешнего облика на миниатюре, попытаться реконструировать условия ее выполнения, определить уровень мастерства художника.

Это исследование выполнил художник В.С. Житников6, который, изучив миниатюру, отметил, что она выполнена в свободной манере, легкими, точно дозированными

Илл. 7. Портрет А.С. Пушкина работы О.А. Кипренского.

Илл. 6. Портрет А.С. Пушкина работы П.Ф. Соколова.

53

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 1 (1)

Илл. 9. Портрет М.Я. Мудрова работы С.Щеголева.

мазками масляными красками. Он также пришел к выводу, что тщательная, «мелкая» выписанность отсутствует. По его мнению, изображение свидетельствует о кратком позировании, поэтому художником передано свое восприятие натуры и характера ребенка, воспроизведен его своеобразный антропологический тип. Динамичная манера изображения, эмоциональный строй живописной ткани портрета убеждает в достоверности вывода о том, что портрет выполнен с натуры.

Таким образом, тщательное изучение миниатюры специалистом, в данном случае художником, позволило считать ее достоверным воспроизведением признаков внешности и признать портрет пригодным для идентификационного исследования.

Сравнение элементов лица ребенка и лица А.С. Пушкина проводилось методом визуального сопоставления изображений. Использовались автопортреты поэта, его посмертная маска, а также портреты, исполненные при жизни А.С. Пушкина разными художниками, в том числе - В.А. Тропининым, О.А. Кипренским, П.Ф. Соколовым. В результате был выявлен комплекс совпадающих признаков внешности. Наряду с совпадениями, были выявлены и различия, которые объясняются существенной разницей в возрасте сравниваемых лиц, а также разным творческим почерком художников, выполнявших сопоставляемые портреты.

Поскольку автор публикаций в журнале «Нева» выявил «сходство ребенка и известных изображений Мудро-ва», оценив его как «несомненное», было предпринятое идентификационное сравнительное исследование миниатюры и портретов М.Я. Мудрова.

Наиболее достоверным изображением Матвея Яковлевича Мудрова - выдающегося врача и деятеля русской

медицины начала XIX в., является его портрет, выполненный маслом на холсте в 1820-х гг. художником С. Щеголевым и хранящийся в Московской медицинской академии. Этот портрет явился первоисточником для последующих повторений в гравюре и литографии, в том числе гравюры работы Неутолимова, с которой и производил сопоставление автор публикации в журнале «Нева». Сравнение признаков элементов лица ребенка и М.Я. Мудрова, несмотря на очень большую разницу в возрасте изображенных лиц, позволило выявить существенные различия признаков внешности, устойчивые по своей природе, что дало основание для отрицательного вывода о тождестве изображенных лиц.

Исследование оборотной стороны миниатюры, выполненной на металле, где, по мнению членов закупочной комиссии Государственного Литературного музея 1937 г., была выцарапана надпись «Лиза», проводилось по просьбе Государственного музея А.С. Пушкина специалистами Центрального государственного архива древних актов. Комиссия специалистов, изучив группу штрихов, напоминающих буквы «Лизи», а не «Лиза», пришла к мнению, что эти штрихи являются частью орнамента для основной гравированной надписи «Чукавино», выполненной в верхней части оборотной стороны миниатюры. Время выполнения надписи по характеру графики письма датируется первой половиной XIX в. По словам Е.А. Чижовой, последней владелицы миниатюры, приносившей ее на закупочную комиссию, портрет хранился долгие годы в имении Чукавино, в котором проживали владельцы миниатюры Великопольские. Она же сообщила имевшиеся у нее сведения о том, что в начале 1830-х годов миниатюра была подарена Надеждой Осиповной Пушкиной, матерью поэта, Софье Матвеевне Великопольской - дочери М.Я. Мудрова.

Таким образом, исследования миниатюры подтвердили первоначальную атрибуцию портрета, сделанную в 1965 г. Н.В. Баранской, заместителем директора по научной работе Государственного музея А.С. Пушкина.

1 Котельникова И. Загадки эрмитажного портрета // Художник. 1989. № 8. С. 55.

2 См.: Торвальд Ю. Сто лет криминалистики. М., 1975.

3 КуприяновВ.В., СтовичекГ.В. Лицо человека. М., 1988. С. 9.

4 Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека. М., 1988. С. 19-22.

5 Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека. М., 1988. С. 68.

6 В.С. Житников в то время, когда проводилось исследование, являлся доцентом Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.