ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Алиева М.Б.
кандидат филологических наук кафедры «ГиИЯ», Алматинский технологических
университет, г. Алматы, Казахстан
Ергалиев Ж. Т.
магистрант Алматинского технологического университета, г. Алматы, Казахстан
Жаханова А.Н.
магистрант Алматинского технологического университета, г. Алматы, Казахстан
Мугиын М.Е.
магистрант Алматинского технологического университета, г. Алматы, Казахстан
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ»
Аннотация: данная статья посвящена анализу проблем и возможностей, которые предоставляет английский язык по ОП «Технологические машины и оборудование». Английский язык в современном мире играет ключевую роль как международный язык науки и техники. Специалисты в области технологического машины и оборудования сталкиваются с необходимостью владеть английским языком для получения выгоды от освоения технической литературы, общения с зарубежными коллегами и участия в международных проектах. Однако при изучении английского языка студенты изучают различные проблемы, связанные с особенностями технической лексики и сложностью восприятия специализированных текстов. В то же время владение английским языком открывает множество возможностей для профессионального роста и успешной карьеры.
Ключевые слова: специалисты, проект, анализ, технологические машины, инженер, дисциплина, лексика, мотивация, интеграция, Метод ^^, билингвальное обучение, симуляция, кейс-стади, видеолекция
Актуальность темы «проблемы и возможности английского языка по специальности «Технологические машины и оборудование»
В современном мире английский язык стал основным средством общения в технической и инженерной среде, что делает его незаменимым для специалистов, работающих в области «Технологические машины и оборудование». Актуальность данной темы обусловлена глобализацией рынка труда, необходимостью изучения международных стандартов, работы с технической документацией и взаимодействия с иностранными партнерами. В условиях международной науки и производства на мировом уровне специалисты, не владеющие английским языком, сталкиваются с трудностями, связанными с ограничениями в доступе к передовым технологиям и современным достижениям.
Кроме того, технологии быстрого развития требуют постоянного обновления знаний, большинство современных исследований, патентов и стандартов публикуются на английском языке. Студенты и профессионалы, не владеющие языком на достаточном уровне, оказываются в информационном обеспечении, что снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Вместе с тем, обучение и развитие английского языка среди студентов технических специальностей сталкиваются с рядом проблем, таких как классическая техническая лексика, недостаточная мотивация и недостаточная интеграция языка в учебную дисциплину.
Таким образом, исследование проблем и возможностей английского языка в области специальности «Технологические машины и оборудование» является крайне актуальным для страны, так как решение этих вопросов позволяет подготовить специалистов, способных эффективно работать в условиях международной профессии.
Проблемы изучения английского языка
1. Сложность технической лексики:
о Одним из основных требований студентов является изучение специальной лексики, связанной с конструкцией, эксплуатацией и обслуживанием технологических машин и оборудования. Технические термины и сокращения на английском языке могут потребоваться для понимания, особенно для студентов, имеющих хороший уровень языковой подготовки.
2. Недостаток языковой практики:
о В рамках учебных программ учащиеся редко имеют возможность применять английский язык на практике в профессиональном порядке. Большая часть ограничений является теоретическим исследованием, что затрудняет закрепление инструментов и их использование на рабочем месте.
3. Проблемы с усвоением технической литературы:
о Техническая документация, инструкции и научные статьи на английском языке требуют высокого уровня владения языком. Многие студенты сталкиваются с трудностями в понимании структуры текстов и терминологии, что позволяет оценить эффективность их учебной и профессиональной деятельности.
4. Низкая мотивация:
о Студенты технических специальностей зачастую не осознают уровень английского языка для своей будущей профессии, что приводит к недостаточной мотивации к его изучению. Они могут считать, что их профессиональные навыки важнее, чем разговорная речь, что замедляет процесс развития.
Возможности, которые обеспечивают английский язык
1. Доступ к медицинской технике и техническому оборудованию:
о Английский язык открывает доступ к огромному количеству информации: технической документации, современным исследованиям, новейшим разработкам в области технологических машин и оборудования. Специалисты, владеющие английским языком, могут свободно изучать работы ведущих ученых и инженеров, а также использовать передовые технологии и решения.
2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда:
о Владение английским языком значительно повышает шансы на успешное трудоустройство. Международные компании, работающие в сфере машиностроения и оборудования, предпочитают привлекать сотрудников, которые свободно владеют языком и могут эффективно работать в многонациональных командах.
3. Участие в международных проектах и стажировках:
о Знание английского языка открывает возможность участия в международных образовательных и исследовательских проектах. Студенты могут проходить стажировку за рубежом, принимать участие в научных конференциях и приобретать опыт с иностранными коллегами.
4. Перспективы профессионального роста:
о Специалисты, владеющие английским языком, имеют больше возможностей для карьерного роста. Они могут работать над руководящими принципами, участвовать в международных проектах и сотрудничать с зарубежными компаниями и партнерами.
Пути решения проблем
1. Усиление изучения технической лексики:
о В учебную программу следует внедрить специализированные курсы, направленные на изучение английской технической терминологии. Это позволит студентам лучше ориентироваться в профессиональной литературе и документации.
2. Интеграция английского языка в профильные дисциплины:
о Включение элементов английского языка в технические дисциплины, таких как чтение технических текстов, проведение презентаций и обсуждение проектов на английском языке, обеспечивает его активное использование в учебном процессе.
3. Практико-ориентированные методы обучения:
о Использование интерактивных методов, таких как кейс-стади, ролевые игры и симуляции, позволяет учащимся применять язык в профессиональном плане. Это улучшило их навыки общения и понимание английского языка в оригинальной рабочей обстановке.
4. Поддержка мотивации студентов:
о Необходимо усилить английский язык для будущей карьеры, предоставляя студентам реальные успешные навыки, используя их язык в своей работе. Это повышает мотивацию к его обучению.
Методы изучения английского языка в технических дисциплинах
Интеграция английского языка в технические дисциплины, такие как «Технологические машины и оборудование», требует применения эффективных методических подходов для получения выгоды от владения студентами как языком оборудования, так и конкретными определениями. Вот основные методы, которые могут быть использованы для представителей английского языка в технической дисциплине.
1. Метод CLIL (интегрированное обучение предмету и языку)
Метод интегрированного обучения предмету и языку (СЬГЬ) Позволяет одновременно изучать технические дисциплины и совершенствовать навыки английского языка. Суть метода заключается в том, что часть учебных материалов преподается на английском языке.
• Лекции и семинары проводятся на английском языке
• Учебники, научные статьи и технические руководства на английском языке включены в учебный материал.
• Студенты выполняют лабораторные работы, технические проекты и презентации на английском языке
Преимущества:
• Повышает мотивацию студентов к изучению языка посредством использования его в практических задачах.
• Улучшает понимание техники и профессии
2. Билингвальное обучение
Билингвальное обучение предполагает использование двух языков при преподавании технических дисциплин. Например, часть курса языка может преподаваться на родном языке, часть — на английском. Этот метод позволяет постепенно вводить английский язык в образовательный процесс без стресса.
Примеры использования:
• Введение английских терминов и понимание на первых этапах
• Переход к полному изучению дисциплины по английскому языку на продвинутых курсах.
Преимущества:
• Плавная адаптация студентов к использованию
• успешное развитие навыков чтения и понимания русскоязычной технической
3. Проектное обучение на английском языке.
Проектное обучение направлено на разработку технических решений, выполнение проектов и презентаций на русском языке. В этом методе студенты работают над реальными инженерными задачами, применяя английский язык для описания, анализа и решения проблем.
Примеры заданий:
• Разработка моделей машин и оборудования с последующим представлением проекта на английском языке
• Анализ научных публикаций или патентов на английском языке
• Подготовка и защита проектов на международных конференциях или конкурсах
Преимущества :
• Улучшает навыки английской речи и письменного общения.
• Развивает умение использовать свои технические идеи на английском языке.
4. Использование русскоязычных учебных материалов
Внедрение учебников, статей и других материалов на английском языке способствует развитию навыков чтения и понимания технических текстов. Это может включать:
• Использование русскоязычных учебных пособий по специальности.
• Прочтение и обсуждение статей из международного научного журнала
• Перевод и анализ технической документации и инструкций на английском
языке.
Преимущества:
• Улучшает профессиональное понимание
• Студенты учатся работать с актуальными мировыми источниками информации.
5. Внедрение онлайн-ресурсов и платформы.
Использование онлайн-ресурсов, таких как платформа для изучения английского языка и профессиональных технических курсов по английскому (Coursera, Udemy, EdX), позволяет студентам самостоятельно развивать языковые навыки. некоторые примеры
• Видеолекции на русском языке по теме «Технологические машины и оборудование».
• Англоязычные технические форумы и профессиональные сообщества.
• Специальные курсы по техническому английскому языку, доступные онлайн.
Преимущества:
• Студенты могут учиться в своем темпе и в удобное время.
• Охватывает широкий спектр тем и дисциплин, предоставляя возможность более глубокого
6. Техническое моделирование и практические работы на русском языке.
Использование симуляций и практических заданий, где инструкции и взаимодействие переносятся на английский язык, развивает навыки применения языка в собственной профессиональной среде. Это может быть:
• Виртуальные симуляции сборки и работы технологического оборудования на Англии
• Лабораторные работы с русскоязычными руководствами и
Преимущества:
• Студенты решают практические задачи по английскому языку.
• Развивает уверенность в использовании профессиональной терминологии
7. Языковые стажировки и развивающие программы.
Международные обмены стажем, обучением и участием в русскоязычных конференциях и конкурсах стимулируют студентов к активному использованию английского языка в хороших условиях. Важно сотрудничать с иностранными университетами и компаниями для организации таких программ.
Преимущества:
• Студенты получают ценный опыт использования языка в международной профессиональной среде.
• Это может стимулировать их дальнейшее укрепление в международных компаниях.
8. Технические презентации и конференции на английском языке.
Участие студентов в технических конференциях и семинарах по английскому языку помогает повысить навыки публичного выступления и презентации своих технических
проектов на английском языке. Это может быть как неотъемлемая университетская практика, так и участие в международных мероприятиях. Преимущества:
• Студенты приобретают навыки презентации своих исследований и разработок на свободном уровне.
• Развиваются навыки устной речи на английском языке в профессиональной
среде.
Интеграция английского языка в технические дисциплины требует многих внешних связей, включая билингвальное обучение, проектную деятельность, использование русскоязычных научных материалов и развитие стажировки. Применение таких методов помогает студентам технических специальностей, таких как «Технологические машины и оборудование», успешно освоить английский язык и подготовиться к работе в глобальной профессиональной сфере. Заключение
Изучение английского языка по ОП «Технологические машины и оборудование» сталкивается с рядом проблем, связанных с технической сложностью языка и недостаточной его использованием. Однако знание английского открывает для студентов широкие профессиональные возможности: доступ к международным ресурсам, участие в проектах, повышение конкурентоспособности на рынке труда. Для решения этих проблем важно внедрять практико-ориентированные методы обучения и интеграции языка в техническую дисциплину. Таким образом, владение английским языком становится важной частью успешной карьеры инженера и специалиста в области технологического машиностроения и оборудования.
Литература:
1. Алексеев Г.В. Технологические машины и оборудование биотехнологий: Учебник. -СПб.: Гиорд, 2015. - 608 с.
2. Гулов А.П. Концептуальные особенности подготовки к олимпиадам по английскому языку// Языки и культуры в глобальном образовательном пространстве. - М., 2021. С. 38-38.
3. Забирова В.Х. Моделирование интерактивных плакатов и их применение на уроках английского языка// Научные тенденции: Педагогика и психология : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. - СПб, 2018. С. 24-26. URL: https://doicode.ru/doifile/sciencepublic/ped/spc04.08.2018.pdf (дата обращения: 08.11.2023).
4. Карзанова Н.А. Самые настоящие времена английского языка : учеб. пособие. - М.: Перо, 2023. - 120 с.
5. Койл Д., Худ П., Марш Д. Интегрированное обучение содержанию и языку// Cambridge University Press, 2010. С. 74-79.
6. Койл Д. CLIL: ACLIL: Педагогический подход к языковому образованию// Кембриджское руководство по преподаванию английского языка носителям других языков, 2017. С. 153-159.
7. Чжан В. Развитие английского языка для специальных целей (ESP) в инженерном образовании: теоретические и практические перспективы// Журнал языка и лингвистических исследований, 2012. № 12(1). С. 68-79.
References:
1. Alekseev G.V. Tehnologicheskie mashiny i oborudovanie biotehnologij: Uchebnik. - SPb.: Giord, 2015. - 608 c.
2. Gulov A.P. Konceptual'nye osobennosti podgotovki k olimpiadam po anglijskomu jazyku// Jazyki i kul'tury v global'nom obrazovatel'nom prostranstve. - M., 2021. S. 38-38.
3. Zabirova V.H. Modelirovanie interaktivnyh plakatov i ih primenenie na urokah anglijskogo jazyka// Nauchnye tendencii: Pedagogika i psihologija : sb. nauch. tr. po materialam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - SPb, 2018. S. 24-26. URL: https://doicode.ru/doifile/sciencepublic/ped/spc04.08.2018.pdf (data obrashhenija: 08.11.2023).
4. KarzanovaN.A. Samye nastojashhie vremena anglijskogo jazyka : ucheb. posobie. - M.: Pero, 2023. - 120 s.
5. Kojl D., Hud P., Marsh D. Integrirovannoe obuchenie soderzhaniju i jazyku// Cambridge University Press, 2010. S. 74-79.
6. Kojl D. CLIL: ACLIL: Pedagogicheskij podhod k jazykovomu obrazovaniju// Kembridzhskoe rukovodstvo po prepodavaniju anglijskogo jazyka nositeljam drugih jazykov, 2017. S. 153-159.
7. Chzhan V. Razvitie anglijskogo jazyka dlja special'nyh celej (ESP) v inzhenernom obrazovanii: teoreticheskie i prakticheskie perspektivy// Zhurnal jazyka i lingvisticheskih issledovanij, 2012. № 12(1). S. 68-79.
PROBLEMS AND OPPORTUNITIES OF THE ENGLISH LANGUAGE IN RELATION TO THE SPECIALTY "TECHNOLOGICAL MACHINES AND EQUIPMENT"
Aliyeva M.B.
Candidate of Philological Sciences, Almaty Technological University, Almaty, Kazakhstan
Yergaliyev Zh.T.
master's student of Almaty Technological University, Almaty, Kazakhstan
Zhakhanova A.N.
master's student of Almaty Technological University, Almaty, Kazakhstan
Mugiyn M. Ye.
master's student of Almaty Technological University, Almaty, Kazakhstan [email protected]
Abstract: This article is devoted to the analysis of the problems and opportunities provided by the English language in the OP "Technological machines and equipment". English plays a key role in the modern world as the international language of science and technology. Specialists in the field of technological machinery and equipment are faced with the need to speak English in order to benefit from mastering technical literature, communicating with foreign colleagues and participating in international projects. However, when learning English, students study various problems related to the peculiarities of technical vocabulary and the complexity of perception of specialized texts. At the same time, proficiency in English opens up many opportunities for professional growth and a successful career.
Key words: specialists, project, analysis, technological machines, engineer, discipline, vocabulary, motivation, integration, CLIL method, bilingual learning, simulation, case study, video lecture
Для цитирования: Алиева М.Б. Ергалиев Ж.Т, Жаханова А.Н, Мугиын М.Е. Проблемы и возможности английского языка применительно к специальности «Технологические машины и оборудование»// Архонт, 2024. № 5(44). С. 59-64.