Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТИП ПРОЕКТОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахитов Роман Ренатович, Вахитова Елена Сергеевна

В статье рассмотрены проблемы, которые возникают при организации учебно-исследовательской деятельности, и условия, которые необходимо выполнить для того, чтобы она была эффективной и давала положительные результаты. С сентября 2019 по май 2021 года на базе МОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка» г. Магнитогорска проводилось исследование качества организации учебно-исследовательской деятельности. Было отмечено, что обучающиеся и педагоги-наставники испытывали определенные трудности при создании исследовательской работы. Охват обучающихся, вовлеченных в учебно-исследовательскую деятельность оказался небольшим. Для популяризации учебно-исследовательской деятельности и улучшения качества работ обучающихся были осуществлены мероприятия, которые позволили улучшить количественные и качественнее показатели. Однако осуществить мероприятия без соблюдения определенных условий было бы невозможно. Для того чтобы учебно-исследовательская деятельность в школе была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия: систематическая организация внутришкольных мероприятий, пропагандирующих ценность образования и науки; популярность школьного пресс-центра среди обучающихся; возможность получить консультацию педагога, имеющего академическую степень магистра, кандидата наук, доктора наук; наличие договора о сотрудничестве с высшим учебным заведением; организация мероприятия, побуждающего обучающихся к осуществлению учебно-исследовательской деятельности; методические рекомендации для проведения и описания исследования, представления научного доклада. В дальнейшем, для полного понимания изучаемой проблемы, необходимо оценить степень устойчивости полученного положительного результата в организации учебно-исследовательской деятельности при выполнении вышеперечисленных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахитов Роман Ренатович, Вахитова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND CONDITIONS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES AT SCHOOL

The article discusses the problems that arise in the organization of educational and research activities, and the conditions that must be met in order for it to be effective and give positive results. From September 2019 to May 2021, on the basis of the MOU "Secondary School No. 33 with in-depth study of the English language" in Magnitogorsk, a study of the quality of the organization of educational and research activities was carried out. It was noted that trainees and teacher-mentors experienced certain difficulties in creating research work. The coverage of students involved in educational and research activities turned out to be small. To popularize educational and research activities and improve the quality of students' work, measures were taken that made it possible to improve the quantitative and qualitative indicators. However, it would be impossible to carry out activities without observing certain conditions. In order for educational and research activities at school to be effective, the following conditions must be observed: the systematic organization of intra-school events that promote the value of education and science; the popularity of the school press center among students; the opportunity to get advice from a teacher with an academic master's degree, candidate of science, doctor of science; availability of a cooperation agreement with a higher educational institution; organization of an event encouraging students to carry out educational and research activities; methodological recommendations for conducting and describing research, presenting a scientific report. In the future, for a complete understanding of the problem under study, it is necessary to assess the degree of stability of the obtained positive result in the organization of educational and research activities when the above conditions are met.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ВАХИТОВ Роман Ренатович и другие ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ...

VTTK"- 471 4 1^-4 I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

У д1ч. J / L. J |(сс) vxj с5у TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0008 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ШКОЛЕ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 9367-9653 AuthorlD: 741003 ORCID: 0000-0002-3806-6254 ScopusID: 57202984081

ВАХИТОВ Роман Ренатович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Спортивного совершенствования» Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455023, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина, 38, e-mail: vahitov-roman@yandex.ru) SPIN: 3868-1886 AuthorlD: 1070412 ORCID: 0000-0003-4044-4880

ВАХИТОВА Елена Сергеевна, учитель истории и обществознания Средняя образовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка (455044, Россия, Магнитогорск, улица Суворова, 117/2, e-mail: vаkhitova-es@mail.ru) Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, которые возникают при организации учебно-исследовательской деятельности, и условия, которые необходимо выполнить для того, чтобы она была эффективной и давала положительные результаты. С сентября 2019 по май 2021 года на базе МОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка» г. Магнитогорска проводилось исследование качества организации учебно-исследовательской деятельности. Было отмечено, что обучающиеся и педагоги-наставники испытывали определенные трудности при создании исследовательской работы. Охват обучающихся, вовлеченных в учебно-исследовательскую деятельность оказался небольшим. Для популяризации учебно-исследовательской деятельности и улучшения качества работ обучающихся были осуществлены мероприятия, которые позволили улучшить количественные и качественнее показатели. Однако осуществить мероприятия без соблюдения определенных условий было бы невозможно. Для того чтобы учебно-исследовательская деятельность в школе была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия: систематическая организация внутришкольных мероприятий, пропагандирующих ценность образования и науки; популярность школьного пресс-центра среди обучающихся; возможность получить консультацию педагога, имеющего академическую степень магистра, кандидата наук, доктора наук; наличие договора о сотрудничестве с высшим учебным заведением; организация мероприятия, побуждающего обучающихся к осуществлению учебно-исследовательской деятельности; методические рекомендации для проведения и описания исследования, представления научного доклада. В дальнейшем, для полного понимания изучаемой проблемы, необходимо оценить степень устойчивости полученного положительного результата в организации учебно-исследовательской деятельности при выполнении вышеперечисленных условий.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, обучающийся, педагог-наставник, индивидуальный проект, исследовательский тип проектов, исследовательская работа, научно-практическая конференция, мотивация обучающихся, методические рекомендации, условия.

PROBLEMS AND CONDITIONS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND RESEARCH

ACTIVITIES AT SCHOOL

© The Author (s) 2021

VAKHITOV Roman Renatovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of

"Sports improvement" Nosov Magnitogorsk State Technical University (455023, Russia, Magnitogorsk Lenin Avenue, 38, e-mail: vahitov-roman@yandex.ru) VAKHITOVA Elena Sergeevna, teacher history and social studies Secondary school No. 33 with profound studying of English language (455044, Russia, Magnitogorsk, Suvorova street, 117/2, e-mail: vаkhitova-es@mail.ru) Abstract. The article discusses the problems that arise in the organization of educational and research activities, and the conditions that must be met in order for it to be effective and give positive results. From September 2019 to May 2021, on the basis of the MOU "Secondary School No. 33 with in-depth study of the English language" in Magnitogorsk, a study of the quality of the organization of educational and research activities was carried out. It was noted that trainees and teacher-mentors experienced certain difficulties in creating research work. The coverage of students involved in educational and research activities turned out to be small. To popularize educational and research activities and improve the quality of students' work, measures were taken that made it possible to improve the quantitative and qualitative indicators. However, it would be impossible to carry out activities without observing certain conditions. In order for educational and research activities at school to be effective, the following conditions must be observed: the systematic organization of intra-school events that promote the value of education and science; the popularity of the school press center among students; the opportunity to get advice from a teacher with an academic master's degree, candidate of science, doctor of science; availability of a cooperation agreement with a higher educational institution; organization of an event encouraging students to carry out educational and research activities; methodological recommendations for conducting and describing research, presenting a scientific report. In the future, for a complete understanding of the problem under study, it is necessary to assess the degree of stability of the obtained positive result in the organization of educational and research activities when the above conditions are met.

Keywords: educational and research activities, student, teacher-mentor, individual project, research type of projects, research work, scientific and practical conference, student motivation, guidelines, conditions.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современной школе результат обучения зависит от актив-

ности обучающегося: его потребностей, стремлений, интересов, чувств. При получении нового знания педагог выступает в роли наставника, помогая обучающемуся ощутить потребность в образовательной деятельности.

VAKHITOV Roman Renatovich and others

PROBLEMS AND CONDITIONS OF ORGANIZATION...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подчеркивает необходимость создания условий для активной познавательной деятельности обучающихся. Согласно ФГОС, среди личностных характеристик выпускника старшей школы отмечаются креативность, критическое мышление, активность и целенаправленность в процессе познания мира, владение основами научных методов познания окружающего мира, готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность [1]. Так учебно-исследовательская деятельность обучающегося является одним из способов самостоятельного получения нового знания.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Для организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, внеурочной деятельности, при реализации программ дополнительного образования в школе, необходимо создать определенные условия. Под определенными условиями мы подразумеваем материально-техническую базу образовательного учреждения и компетентность педагогов. При создании необходимых условий, возникает множество проблем. Белова Т.Г. указывает на то, что необходимо понимать отличие учебно-исследовательской деятельности от проектной, указывает на то, что нельзя ограничивать рамки даже самых смелых гипотез, которые стремятся выдвинуть обучающиеся [2]. Проказова О. Г. отмечает, что непрофессиональное отношение педагога к организации образовательного процесса, игнорирование личных качеств обучающегося, его восприятие или невосприятие информации, делает процесс исследования ограниченной составной частью современных педагогических технологий [3]. Аксенова М.А. при организации учебно-исследовательской деятельности в школе выделяет такие проблемы, как низкая мотивация обучающихся к учебно-исследовательской деятельности ввиду таких причин, как несформированность мировоззрения к самостоятельному мышлению, слабая концентрация внимания обучающихся, их низкая самооценка. Автор также отмечает отсутствие нестандартных форм организации учебного процесса для формирования исследовательского поведения [4]. Соболева Е.В. заостряет внимание на том, что обучающиеся и учителя-наставники испытывают затруднения на определенных стадиях выполнения проекта: сложно кратко описывать суть исследования, оформлять работу в соответствии с определенными требованиями [5].

Так, авторы научных статей, посвященных организации учебно-исследовательской деятельности в школе, отмечают неготовность педагогов-наставников и самих обучающихся к реализации данного вида деятельности ввиду таких причин как отсутствие заинтересованности в получении новых знаний, недостаточной информационно-коммуникативной компетенцией - со стороны обучающихся; отсутствие нестандартных форм проведения занятий (следовательно, возникает слабая мотивация у обучающихся к получению новых знаний), отсутствие понимания сущности исследовательской деятельности и способах ее осуществления, отсутствие личностно-ориентированного подхода к обучающимся - со стороны педагога-наставника. Нельзя не обойти стороной наличие необходимой материально-технической базы в образовательных учреждениях, которая помогает разнообразить учебно-исследовательскую деятельность: компьютерные классы, лаборатории, оборудование для опытов и наблюдений, конференц-залы, разнообразные устройства вывода для персонального компьютера, макеты, реагенты, расходные материалы и т.д.

Зарубежные авторы по-другому видят проблемы организации учебно-исследовательской деятельности. Турецкие ученые (г. Болу) посвящает научную статью

проблеме постановки задач обучающимися при получении новых знаний и творческой деятельности [6]. Ученые технологического института в Израиле (г. Хайфа) работали над онлайн-системой, которая будет проста в применении обучающимся для проведения определенных исследований [7]. Такие статьи носят практический характер. Они направлены на прикладное решение возникающих проблем при осуществлении учебно-исследовательской деятельности обучающимися. Ученые из Латвии (г. Даугавпилс) отмечают, что проектная, в том числе и исследовательская деятельность, используется учителями на уроках нерегулярно. Это связанно со сложностью оценки учебных достижений обучающихся, которые в индивидуальном порядке совершенствуют различные навыки и уникальным образом развивают личные и социальные характеристики [8].

Конечно, нельзя забывать о различиях в организации учебно-исследовательской деятельности за рубежом и в российских школах. Однако авторы поднимают проблемы связанные с методикой осуществления учебно-исследовательской деятельности, поиском новых практических методов исследований с применением он-лайн-систем, сложностью оценки сформированности и совершенствования личностных качеств в процессе осуществления учебно-исследовательской деятельности, которые могут быть свойственны всем школам мира.

Обоснование актуальности исследования. Таким образом, проблем, связанных с организацией учебно-исследовательской деятельности в школе достаточно много [9 - 20]. Необходимо определить условия, при выполнении которых учебно-исследовательская деятельность имела бы положительные результаты.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Для того чтобы определить условия для организации учебно-исследовательской деятельности в школе, необходимо экспериментально выявить трудности, с которыми сталкивались обучающиеся и педагоги.

Используемые методы, методики и технологии. С сентября 2019 по май 2021 года на базе МОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка» г. Магнитогорска проводилось исследование качества организации учебно-исследовательской деятельности. Во внимание были приняты такие показатели как количество обучающихся 5 - 11 классов, выбравших исследовательский тип проекта для ежегодной внутришкольной защиты индивидуального проекта (ИП), количество обучающихся 5 - 11 классов, принимавших участие в научно-практических конференциях школьников и студентов разных уровней, количество победителей и призеров научно-практических конференций школьников и студентов разных уровней.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Нами было отмечено, что обучающиеся 5 - 11 классов в 2019 - 2020 учебном году не отдавали предпочтений исследовательскому типу ИП. Всего из 386 обучающихся только 31 человек (8% от общей численности обучающихся 5 - 11 классов) выбрали данный тип проекта. Обучающимися и учителями-наставниками было отмечено, что этот тип проекта они считают самым сложным, ввиду того, что затрудняются определить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу, разобраться в методах исследования, предположить, что может являться продуктом данного типа проекта. После защит исследовательских типов ИП обучающимися были выделены типичные ошибки: отсутствует предмет исследования или неверно указан объект и предмет исследования, не указана новизна работы, цель исследования сформулирована слишком абстрактно, отсутствует анализ научной литературы по представленной в проекте проблеме, соотношение между теоретической и практической частью непропорциональное (исследовательская работа носит информационный характер, само

42

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ВАХИТОВ Роман Ренатович и другие ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ...

исследование сжатое и не позволяет сделать каких-либо выводов), продуктом исследовательских работ являлись информационные буклеты, которые не содержали данных и результатов самого исследования. Так сложности, которые были отмечены обучающимися и учителями-наставниками, нашли свое подтверждение. Мы предполагаем, что необходима методическая работа с учителями-наставниками, которая позволит создать универсальный алгоритм работы с исследовательскими проектами.

В 2019-2020 учебном году активное участие в научно-практических конференциях школьников и студентов принимали четыре обучающихся. При этом на городских научно-практических конференциях все исследовательские работы были отмечены призовыми местами. В областных научно-практических конференциях ни одна работа не заняла призового места. Так вовлеченность в конкурсы, конференции обучающихся на уровне города, остается недостаточной, несмотря на то, что исследовательские работы обучающихся были выполнены качественно и исключали из себя ошибки, о которых говорилось выше. Однако, на уровне области, где конкуренция была выше, исследования не были отмечены. Педагоги, которые руководили данными исследовательскими проектами, имеют достаточно знаний об осуществлении исследования: об этом свидетельствуют выполненные ими квалификационные работы. Мы предполагаем, что необходимо популяризировать исследовательские проекты, опираясь на успехи обучающихся.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В 2020-2021 учебном году из 374 обучающихся исследовательский тип проекта для внутришкольной защиты ИП выбрали 79 обучающихся (29% от общей численности обучающихся 5 - 11 классов). Мы наблюдаем прирост (на 13%) желающих попробовать себя в исследовательской деятельности. Предварительно в школе распространялась информация об успехах обучающихся в учебно-исследовательской деятельности: в школьных СМИ размещена информация о призерах и победителях городских научно-практических конференциях, проходивших в предыдущем учебном году, организована школьная линейка, где были награждены обучающиеся, проявившие себя в учебно-исследовательской деятельности. Однако ошибки, которые встречались в исследовательских работах предыдущего года, повторялись. Мы наблюдаем количественный прирост показателя, но качество работ осталось на прежнем уровне.

В начале 2020-2021 года было подготовлено 9 исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях школьников и студентов. При этом учителя, имеющие соответственную квалификацию, выступали консультантами обучающихся и педагогов-наставников при осуществлении ими исследований. В итоге исследовательские работы были отмечены призовыми местами не только на уровне города, но и в областных научно-практических конференциях. Две работы обучающихся были представлены на всероссийском уровне и одна на международном. Однако на данных конференциях работы не были отмечены дипломами призеров и победителей. Мы наблюдаем прирост количества работ, участвующих в научно-практических конференциях. Необходимо отметить, что качество работ стало выше. Об этом свидетельствуют результаты областных научно-практических конференций и участие обучающихся на конференциях всероссийского и международного уровня.

Для того чтобы исключить типичные ошибки в работах и популяризировать учебно-исследовательскую деятельность, администрацией и руководителем научного общества учащихся школы было принято решение установить сотрудничество с высшим учебным заведением. Так ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» стал партнером школы. В рамках сотрудничества двух учебных заве-

дений было принято решение организовать городскую научно-практическую конференцию «Твои глобальные перспективы». Особенность этой конференции заключалась в том, что обучающиеся могли выбрать язык, на котором будут представлять доклад (организаторы учитывали профильную направленность школы). Было разработано положение конференции, в котором были прописаны требования к исследовательской работе и к научному докладу, рекомендации для обучающихся и учителей-наставников о том, как провести исследование и описать его в исследовательской работе, о том, как представить свое исследование на конференции. Данные рекомендации были размещены на сайте школы и направлены всем тем, кто желал поучаствовать в конференции. Информационные письма с приглашением на конференцию были направлены во все школы города. В результате на конференции была представлена 21 исследовательская работа от обучающихся данной школы. Качество работ было соответствующее требованиям конференции. Организаторы усложнили задачу: обязательным требованием было провести анализ нескольких зарубежных источников по изучаемому вопросу, при этом было рекомендовано использовать научную электронную библиотеку публикаций на английском языке Science Direct. Требования организаторов конференции все обучающиеся выполнили. При помощи рекомендаций, разработанных организаторами конференции, обучающимся и учителям-наставникам удалось исключить типичные ошибки, которые были ранее допущены в исследовательских работах. В рекомендациях содержались вопросы, которые помогали сформулировать цель исследования, научную задачу, новизну исследования, определить методы исследования и т.д. Были даны рекомендации по использованию научных электронных библиотек Elibrary, Science Direct, Crossref. Это позволило обучающимся провести качественный анализ состояния изученности проблемы, которую они рассматривали в своем исследовании. Обучающимися было отмечено то, что при выполнении исследовательского проекта у них не возникало особых трудностей. Мощным мотивацион-ным фактором при осуществлении исследования и представлении его результатов на конференции явилось то, что у обучающихся появилась возможность продемонстрировать свои навыки владения иностранным языком, возможность получить признание от преподавателей университета, которые принимали непосредственное участие в проведении конференции.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Выводы исследования. Таким образом, удалось добиться существенных изменений в организации учебно-исследовательской деятельности в МОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка» г. Магнитогорска: увеличилось количество обучающихся вовлеченных в учебно-исследовательскую деятельность, качество исследовательских работ стало лучше, о чем свидетельствует проведенное нами наблюдение.

Среди мероприятий, которые дали положительный результат, мы выделяем: поощрение обучающихся, принимавших участие в научно-практических конференциях школьников и студентов, публикация в школьных СМИ об успехах; распространение опыта педагогов, имеющих успех в наставничестве над исследовательскими проектами; сотрудничество с высшим учебным заведением; организация городской научно-практической конференции, которая учитывает профильную направленность школы; разработка рекомендаций для проведения и описания исследования, представления научного доклада.

Для осуществления данных мероприятий необходимо соблюдать следующие условия: систематическая организация внутришкольных мероприятий, пропагандирующих ценность образования и науки; популярность школьного пресс-центра среди обучающихся; возможность получить консультацию педагога, имеющего ака-

VAKHITOV Roman Renatovich and others PROBLEMS AND CONDITIONS OF ORGANIZATION..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-S474

демическую степень магистра, кандидата наук, доктора наук; наличие договора о сотрудничестве с высшим учебным заведением; организация мероприятия, побуждающего обучающихся к осуществлению учебно-исследовательской деятельности; методические рекомендации для проведения и описания исследования, представления научного доклада.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Для полного понимания изучаемой проблемы, необходимо оценить степень устойчивости полученного положительного результата в организации учебно-исследовательской деятельности при выполнении вышеперечисленных условий. Мы считаем, что необходимо провести исследование мотивации обучающихся, вовлеченных в учебно-исследовательскую деятельность с целью разработки внутришкольных мероприятий, популяризирующих учебно-исследовательскую деятельность. Необходимо рассмотреть другие варианты организации учебно-исследовательской деятельности, помимо участия обучающихся в научно-практических конференциях, защиты исследовательского типа ИП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

2. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 76 (2). С. 35-41.

3. Проказова О.Г. Исследовательский проект старшеклассника как средство развития творческой познавательной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 4 (17). С. 53-56.

4. Аксенова М.А. Педагогические проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №6. С. 120-130.

5. Соболева Е.В. Проблемы в организации работы учителя по управлению исследовательской деятельностью учащихся // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 15. С. 150-153.

6. Ülkü Ayvaz Soner Durmu¡ Fostering mathematical creativity with problem posing activities: An action research with gifted students // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 40. P. 133-138.

7. Tsapalov А., Kovler К., .Shpak М., Shafir Е., Golumbic Y., Peri

A., Ben-Zvi D., Baram-Tsabari А., Maslov Т., Schrire О. Involving schoolchildren in radon surveys by means of the "RadonTest" // online system Journal of Environmental Radioactivity. 2020. Vol. 217.

8. Elga Drelinga, Elfrida Krastina Evaluation of the Process and Outcomes of Junior Schoolchildren 's Project Work Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 116. P. 2841-2846.

9. Гущина Е.Ю. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации стратегии развития воспитания // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 1591-1597.

10. Краснов С.В. Использование смешанного обучения как средства построения индивидуальной образовательной траектории школьника // Преподавание информатики и информационных технологий в условиях модернизации педагогического образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 48-52.

11. Савва Л. И. Историография проблемы взаимосвязи обучения и воспитания в общеобразовательных школах // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования сборник статей по материалам III Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Институт гуманитарного образования. 2018. С. 7-11

12. Хромова О.В., Яковлева Т.А., Багинская Т.П. Модель организации профильно-ориентированной исследовательской деятельности старшеклассников на основе проективного подхода Вестник Красноярского государственного педагогического университета им.

B.П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 22-35.

13. Nazarova O.L., Mikhina O.V., Baklykova T.Yu., Vakhitov R.R., Velikanova S.S., Chernykh O.P.

Teaching and upbringing of students in higher educational institutions, taking into account the requirements of a learner-centred approach // Revista Praxis Educacional. 2019. Vol. 15. № 36. P. 634-644.

14. Ермакова Л.И., Янюшкина Г.М. Подготовка бакалавров педагогического образования к организации учебно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации фгос общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 74.

15. Киселёва С.А., Шелопухо О.А., Штерн В.В. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности как фактора повышения учебной мотивации школьников //Наука и образование сегодня. 2017. № 1 (12). С. 58-60.

44

16. Семенова Г.Ю. Преемственность общего и дополнительного образования в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников // Школа и производство. 2017. № 2. С. 16-23.

17. Дробышев ЕЮ., Чернышев Д.А. Готовность педагогов к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся //Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 128-133.

18. Чудина Е.Е., Ступникова А.Д. Целостный подход в подготовке будущих педагогов к организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся //Грани познания. 2017. № 4 (51). С. 17-22.

19. Самсонова Е.В. Педагогические условия организации учебно-исследовательской деятельности у студентов младших курсов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11-2 (65). С. 142-144.

20. ЩугореваМ.С., РоманкинаМ.Ю. Научные основы организации исследовательской деятельности школьников //Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 294.

Статья поступила в редакцию 27.08.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

OECD: 5.G3 Educational sciences; ASJC: 33G4; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.