Научная статья на тему 'Проблемы и тенденции современного развития оборонно-промышленного комплекса России'

Проблемы и тенденции современного развития оборонно-промышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1488
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капустина Лариса Михайловна, Ужицкий Александр Владимирович

Рассматривается роль ОПК в обеспечении национальной безопасности РФ, в технологическом прогрессе, поскольку он дает работу примерно 5% экономически активного населения и выполняет 75% НИОКР страны. Представлена характеристика современного состояния ОПК, выявляются, анализируются проблемы и направления развития ОПК России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и тенденции современного развития оборонно-промышленного комплекса России»

Лариса Михайловна Капустина

Доктор экономических наук, начальник управления по научно-исследовательской работе Уральского государственного

экономического университета

Александр Владимирович Ужицкий

Менеджер по маркетингу и сбыту продукции ФГУП «Завод точной механики»

Проблемы и тенденции современного развития оборонно-промышленного комплекса России

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) имеет первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и во многом определяет техническое перевооружение и технологический прогресс в важнейших сферах экономики, таких как машиностроение, приборостроение, транспорт, связь, топливно-энергетический комплекс и здравоохранение.

Основу ОПК России составляют 1 279 предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, расположенных в 72 субъектах РФ, 129 из них являются градообразующими предприятиями страны. Среди предприятий ОПК преобладают государственные унитарные предприятия - около 43%, на акционерные общества с государственным участием приходится около 29% предприятий, акционерные общества без государственного участия - около 28%. На предприятиях и в организациях оборонных отраслей промышленности работают около 2 млн чел., что составляет 5% занятых в экономике и около 15% занятых в промышленности [1].

Оборонными отраслями промышленности производится около 30% продукции отечественного машиностроения, 100% наукоемкой высокотехнологичной продукции в области авиационной техники, гражданского космоса, оптического приборостроения, изделий электронной техники, промышленных взрывчатых веществ. Доля предприятий ОПК в производстве продукции судостроения и радиоэлектронной аппаратуры составляет 90%, средств связи - 70%, сложной медицинской техники - 60%, высокотехнологичного оборудования для топливно-энергетического комплекса - 30%.

Оборонные предприятия и организации играют значительную роль во внешнеэкономической деятельности РФ в части экспорта наукоемкой машиностроительной продукции и технологий. На их долю приходится около 40% экспорта машин и оборудования. Деятельность предприятий ОПК включает военно-техническое сотрудничество (ВТС) с зарубежными странами, выполнение государственного оборонного заказа и выпуск гражданской продукции.

ОПК России в последние годы демонстрирует высокие темпы роста производства и экспорта, превышающие показатели по промышленности в целом. В 2003 г. рост производства в ОПК, без учета предприятий атомной промышленности и ремзаводов Минобороны, составил почти 10% против 7% общего промышленного роста в России. В 2004г. прирост в ОПК достиг 11,3%, выпуск продукции военного назначения увеличился на 9%, гражданской продукции - на 12,1%. По итогам 2004г. удельный вес продукции гражданского назначения в общем объеме промышленного производства ОПК достиг 45,6% против 42,0% в 2003 г. [2; 3] (табл. 1)

Таблица 1

Темпы роста промышленного производства ОПК в 2000-2004 гг., %

Показатели ОПК РФ 2000 2001 2002 2003 2004

Объем произведенной продукции 125,3 106,1 118,6 115,6 111,3

Выпуск гражданской продукции Удельный вес гражданской продукции в общем объеме 120,3 112,6 108,5 112,9 112,1

производства 44,5 44,9 40 42,0 45,6

Выпуск продукции гражданского назначения в 2004г. вырос во всех отраслях обороннопромышленного комплекса. Наибольших темпов роста достигли: судостроительная

промышленность - 119,6%; радиопромышленность - 118,1%; авиационная промышленность -114,3%; промышленность вооружений - 113,3%.

Производимое отечественными предприятиями вооружение всегда являлось конкурентоспособным на мировом рынке. В 1970-1980-е годы СССР занимал одно из первых мест в мире по поставкам вооружения. Однако в большинстве случаев поставки подчинялись политическим выгодам, и объемы реальных валютных поступлений были незначительны. Начиная с 1991 г. объем продаж Россией вооружений и военной техники резко сокращается. После достижения минимального значения в 1994 г. совокупный объем экспорта военной продукции достиг рекордного уровня в 5,778 млрд дол. в 2004 г., а доля России в мировых поставках продукции военного назначения поднялась до 16,5% [4]. Почти 90% поставок военной продукции пришлось на ФГУП «Рособоронэкспорт». В структуре экспорта традиционно доминирует авиация -более 50%. Список крупнейших предприятий ОПК России возглавляют предприятия, имеющие значительную долю выпуска экспортной продукции в структуре производства (табл. 2). Характерно, что предприятия попали в этот список только за счет экспортных контрактов. Продажи РСК «МиГ» в прошлом году составили 427,4 млн дол. в основном за счет поставок самолетов МиГ -29 по давно заключенным с Йеменом и рядом африканских стран контрактам. ФГУП «Адмиралтейские верфи» впервые появились в рейтинге благодаря передаче китайскому флоту в 2004 г. подводной лодки. Стоит отметить, что ПО ФГУП «Уралвагонзавод», завершив поставки танков в Индию, практически перестал производить военную технику. Объем производства завода растет за счет продаж железнодорожных вагонов и цистерн. ОАО «Балтийский завод» попал в рейтинг благодаря сдаче последнего фрегата по индийскому заказу и в 2005 г. вряд ли будет представлен в списке наиболее удачных предприятий ОПК.

Таблица 2

Крупнейшие предприятия ОПК России в 2004 г. [5]

№ Компания Объем продаж, млн дол. 2004 к 2003 Доля экспорта в продажах, %

1 ОАО АХК «Сухой» 1 499,1 -0,9 92,0

2 ФГУП ПО «Уралвагонзавод» 952,2 202,5 17,5

3 ОАО «НПК Иркут» 643,8 141,8 92,3

4 ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» 583,0 1,0 75,0

5 РСК «МИГ» 427,4 - 89,0

6 ФГУП «Адмиралтейские верфи» 404,6 - --

7 ФГУП ММПП «Салют» 388,9 -31,1 70,0

8 ОАО «Уфимское МПО» 363,9 -42,6 92,7

9 ОАО «Балтийский завод» 335,4 25,9 92,7

10 ФГУП «КБ приборостроения» 250,0 0,0 99,0

Серьезное изменение за последние пять лет претерпело и финансирование ОПК государством. За 2000-2004 гг. государственный оборонный заказ России вырос более чем в три

раза, достигнув 148 млрд р., что сравнимо с поступлениями от военного экспорта. В 2005 г. государственный оборонный заказ превысил поступления от военного экспорта. Контролируя военный экспорт и распределение гособоронзаказа, государство продолжает играть ключевую роль в развитии ОПК.

Однако на предприятиях ОПК продолжают сохраняться серьезные проблемы, возникшие еще в начальный период перестройки, когда уровень внимания к ОПК со стороны высшего военно-политического руководства страны существенно снизился. Геополитические изменения в мире, переориентация российских общественно-экономических отношений на рыночные привели к деструктивным процессам в отрасли и поставили ОПК на грань выживания. Произошло многократное снижение государственного заказа, разрыв кооперационных связей, хаотичная политика по разгосударствлению госсобственности, что привело к сокращению научнотехнической и производственной деятельности большинства предприятий ОПК, изношенности основных фондов, потере важнейших технологий, уникальной стендовой и испытательной базы, оттоку квалифицированной рабочей силы. Провозглашенный, но бесконтрольный курс на конверсию военного производства, по существу, привел к стагнации ОПК.

Сохранить потенциал отрасли во многом удалось за счет активной внешнеэкономической деятельности, заключения крупных экспортных контрактов с Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Также стоит отметить стабильность финансирования ОПК в последние 3-4 года и предпринятую попытку государства в формировании основ дееспособной нормативной правовой базы в военно-технической сфере.

В 2001 г. приняты концептуальные и программные документы, обозначившие пути развития оборонно-промышленного комплекса на перспективу: «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» и федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)». В основу развития ОПК закладывалась оптимизация его структуры путем формирования системообразующих интегрированных структур (ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции военного, двойного и гражданского назначения) для эффективного решения всего комплекса проблем - от загрузки мощностей, обновления основных производственных фондов до диверсификации производства, обеспечения правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности и др.

Современное состояние предприятий ОПК характеризуют следующие тенденции и проблемы.

1. Государственная программа вооружения на 2001-2010 гг. ориентирована в основном на ремонт и модернизацию вооружения и военной техники, а не на серийные закупки.

2. Несмотря на утверждение перечня стратегических предприятий и акционерных обществ (Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009), зачастую продолжаются бесконтрольная приватизация и банкротство предприятий и организаций ОПК, в том числе стратегических. Наблюдается тенденция к снижению уровня государственного участия в формируемых оборонных интегрированных структурах.

3. Вопросы правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат РФ, не отрегулированы в полной мере. Остается несформированной целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности, роль государства в этих процессах до конца не определена.

4. Сохраняется тенденция снижения возрастных характеристик работающих в ОПК.

5. Не завершено формирование четкой вертикали государственного управления обороннопромышленным комплексом страны.

6. Очевидны экспортная ориентация ОПК, отсутствие видимых признаков того, что внутренний государственный заказ оказывает какое-либо серьезное воздействие на производственно-финансовое состояние оборонных предприятий и организаций России. Недостаточна диверсификация производства, за исключением кораблестроительных и двигателестроительных компаний. Значительно отстает от планового и процесс образования системообразующих интегрированных структур, прежде всего из-за отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы. Из предусмотренных к созданию в 2002-2004 гг. 75 интегрированных структур сформировано чуть более 10, из 23 казенных предприятий - только одно.

Вместе с тем нельзя не заметить позитивных сдвигов. В сложнейшей обстановке, практически на принципах самофинансирования, ОПК сумел сохранить научно-технический, производственный и кадровый потенциал, заложить основу для разработки вооружений и военной

техники новых поколений. В целом оборонно-промышленному комплексу, несмотря на затянувшийся кризис, принадлежит, как и раньше, важнейшая роль в государстве.

Оборонный комплекс с его высокотехнологичными отраслями, выполняющий свыше 75% НИОКР, способен стать отправной точкой для развертывания инновационной деятельности в России, опорой для подъема экономики страны. Не вызывает сомнений и способность ОПК развернуть серийное производство современных систем вооружения для качественного перевооружения армии, флота и силовых ведомств.

В контексте изложенного выше первоочередными мерами в оборонно-промышленной сфере, как представляется, должны быть:

системная государственная поддержка оборонного сегмента, обеспечение национальной обороны по потребности, а не по остаточному принципу, с финансированием ее в объеме не менее 3,5% ВВП;

разработка конструктивной государственной программы вооружения на 2006-2015 г., предусматривающей реальные политико-финансовые меры, направленные на качественное перевооружение военной организации РФ; концентрацию средств на избранных направлениях; гарантированное выполнение приоритетных задач развития вооружений и военной техники, определенных важнейшими государственными решениями;

формирование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы концептуальной оборонно-промышленной стратегии; холдинговой политики; защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности; инновационной деятельности и др.

совершенствование вертикали управления ОПК (от участия государства в управлении интегрированными структурами до принятия стратегических решений);

проведение взвешенной государственной политики по сохранению кадрового потенциала, уникальных технологий, технологической независимости РФ, усилению кооперационных связей внутри страны.

Литература

1. По данным Минпромэнерго РФ // www.minprom.gov.ru.

2. По данным Минпромэнерго РФ // www.minprom.gov.ru.

3. МЭРиТРФ // www.economy.gov.ru.

4. Общероссийская еженедельная газета ВПК. 2005. № 40 (107). 26 окт. // www.vpk-news.ru.

5. Центр анализа стратегий и технологий // www.cast.ru.

*****

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.