Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЙ РЫНОК / ПРОБЛЕМЫ / ТЕНДЕНЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подопригора Игнат Валерьевич, Пилюгин Алексей Сергеевич

В статье анализируются проблемы и тенденции развития транспортного рынка Российской Федерации. Современный рынок транспортных услуг представлен не только областью перевозок пассажиров, грузов и багажа, но и сопутствующими услугами. Отмечается, что на сегодняшний день рынок грузоперевозок отстал в технологическом плане от современных стандартов ведения бизнеса и предоставления услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the problems and trends in the development of the transport market of the Russian Federation. The modern market of transport services is represented not only by the area of transportation of passengers, cargo and luggage, but also by related services. It is noted that today the cargo transportation market is technologically behind the modern standards of doing business and providing services.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ШтаИИШШЕМВШЕШШНШ

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_9_720 УДК 332

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подопригора Игнат Валерьевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУ-СУР), г. Томск, Россия, е-mail: podigval@mail.ru

Пилюгин Алексей Сергеевич,

магистрант кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск, Россия, е-mail: palexeys97@gmail.ru

В статье анализируются проблемы и тенденции развития транспортного рынка Российской Федерации. Современный рынок транспортных услуг представлен не только областью перевозок пассажиров, грузов и багажа, но и сопутствующими услугами. Отмечается, что на сегодняшний день рынок грузоперевозок отстал в технологическом плане от современных стандартов ведения бизнеса и предоставления услуг.

Ключевые слова: транспорт; транспортный рынок; проблемы; тенденции; цифровизация; государственный контроль.

UDC 332

PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Podoprigora Ignat Valerievich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TU-SUR), Tomsk, Russia, е-mail: podigval@mail.ru

Pilyugin Alexey Sergeevich,

master student of the Department of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR), Tomsk, Russia, е-mail: palexeys97@ gmail.ru

The article analyzes the problems and trends in the development of the transport market of the Russian Federation. The modern market of transport services is represented not only by the area of transportation of passengers, cargo and luggage, but also by related services. It is noted that today the cargo transportation market is technologically behind the modern standards of doing business and providing services. Keywords: transport; transport market; Problems; trends; digitalization; state control.

Рынок транспортных услуг можно определить как систему экономических, технологических и других связей между транспортом и потребителями его услуг, видами транспорта и транспортными предприятиями (спрос -предложение транспортных услуг, а также взаимодействие и конкуренция) [14]. Он существует в единстве с товарным рынком и развивается в рамках общих законов рыночной экономики.

Данному рынку присущи следующие особенности:

- высокая степень дифференциации услуг, связанная с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на них;

- высокая динамичность рыночных процессов;

- территориальная сегментация;

- высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры;

- специфика оказания транспортных услуг;

- всеобщность и массовость;

- невещественный характер транспортной услуги;

- пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг, отсутствие взаимозаменяемости и ограниченность конкуренции [11].

В России транспортные системы рабо-

тают в национальной и международной рыночной среде, но с разной степенью либерализации и/или регулирования. Их рыночная среда - это не только рынок транспортных услуг, представляющий собой композицию различных видов частичных транспортных рынков - рынков, характерных для отдельных транспортных подсистем, но и товарные рынки, рынки услуг, рынки денег (капитала) и рынки труда. Эти рынки в большей или меньшей степени влияют на реальную сферу транспортного комплекса - транспортную систему, соформируя ее реальные процессы и отношения с внешней средой, а тем самым и процессы транспортного рынка [4].

Первая тенденция развития обусловливается прежде всего обширной территорией страны с различными природно-климатическими условиями, которые определяют как развитие, так и недостаточность транспортной инфраструктуры. В европейской части России расположены основные производственные мощности, поэтому транспортная инфраструктура здесь сильно выделяется в развитии по сравнению с остальной частью страны [5].

Еще одной важнейшей тенденцией развития рынка транспортных услуг в нашей стране является его цифровизация, так как развитие мировых информационно-цифровых технологий не могло не коснуться этого рын-

ка. Тенденция автоматизации рабочих процессов будет продолжать наращивать свои темпы за счет внедрения новых цифровых продуктов. Сегодня не представляет никакой сложности с помощью спутниковой связи отследить груз на всех этапах перевозки, проверить физическое состояние водителя и транспортного средства, его местонахождение, осуществить расчет прибытия объекта в случае форс-мажорных обстоятельств, своевременно оказать техническую поддержку и обеспечить безопасность и сохранность транспортного средства, избежать холостых рейсов, минимизировать влияние человеческого фактора [1].

Переход на новый технологический уклад, в основе которого лежит не просто производство товаров и услуг, а применение информационных и автоматизированных систем в качестве активных участников хозяйственной деятельности, для нас является первоочередной задачей.

Уровень цифровизации российского транспорта еще во многом отстает от мирового. Причины чаще всего экономические -заказчики пока считают избыточными большинство сервисов, которые несут с собой системы управления парком транспортных средств и телеметрии объектов, и не готовы в них инвестировать. Тормозит цифровиза-цию и несовершенство нормативной базы, а также отсутствие стандартов, позволяющих интегрировать между собой решения разных производителей [6].

Высокий уровень конкуренции на рынке подталкивает компании к дальнейшему внедрению digital-технологий. Современный потребитель транспортной услуги активно пользуется интернет-сервисами для вызова такси, приложениями для отслеживания авиарейсов, дорожных пробок. Электронная логистика стала повседневным инструментом для компаний перевозчиков. Эти действия позволяют поднять на более высокий уровень качество исполнения транспортных услуг (скорость, надежность, экономичность, своевременность), увеличить эффективность работы предприятий, что, несомненно, положительно отразится на финансовом состоянии бизнеса [9].

Тенденция роста мирового товарооборота автоматически приводит к увеличению нагрузки на рынок транспортных услуг. Несмо-

тря на кризисное состояние экономики, есть отрасли, показывающие положительную финансовую динамику, например, ecommerce. Интернет-торговля в России, особенно в период пандемии, показала скачкообразный рост. Активность россиян в отношении интернет-покупок обеспечивает большой объем товаропотока, тем самым увеличивая и спрос на транспортировку с различными логистическими параметрами. Стремясь найти широкий ассортимент товаров по комфортным ценам, потребитель иной раз приобретает продукт и заказывает доставку из-за рубежа. Спрос рождает предложение, и компании-перевозчики предложили «доставку в составе сборных грузов», что выгодно всем участникам сделки.

Следующая важная тенденция - усиление государственного контроля за рынком транспортных услуг, которая проявляется в создании нормативно-правовых актов, внесении изменений в действующее законодательство, что увеличивает ответственность бизнеса перед государством. Например, с целью возмещения ущерба, нанесенного дорожному покрытию, была создана система взимания платы «Платон», введение которой вызвало массовые протесты со стороны ком -паний и частных перевозчиков сектора большегрузных машин (>12 т) [7].

Экономические процессы, происходящие в России, подталкивают перевозчиков к сокращению затрат на оказание услуг, перекладыванию последствий инфляции на плечи потребителя. Не последнюю роль в этом играет опыт зарубежных компаний. Например, в 2014 году в России появился ави-аперевозчик-лоукостер «Победа», который в своей работе использует опыт западных авиакомпаний (низкие цены на авиабилеты, ограничение массы на провоз бесплатного багажа, отсутствие питания на борту).

Если говорить о пассажирских перевозках, то желание потребителя сократить затраты на услугу привело к появлению сервисов совместных поездок (Bla-Bla-Car в Европе), такси Uber, проведение интернет-тендеров среди частных перевозчиков в режиме реального времени.

Исходя из вышеописанных тенденций на рынке транспортных услуг, можно сделать вывод, что отрасль нуждается в умеренном государственном регулировании, которое не

будет тормозить динамику развития рынка, а наоборот, способствовать ее росту, повышению эффективности за счет внедрения новых технологий, финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, созданию дорожной инфраструктуры [2].

Транспортный рынок перспективен, с точки зрения развития бизнеса, и в последние годы показывает рост на фоне кризисных процессов экономики. Но, несмотря на положительную динамику, в отрасли существует ряд препятствий, негативно влияющих на ее развитие. К основным проблемам следует отнести состояние дорожной инфраструктуры, что усугубляется ее протяженностью, недостаток инвестиций в развитие транспортного рынка, инфляционные процессы на горючесмазочные материалы (ГСМ), а также их качество, изношенность парка транспортных средств [8].

Огромные по протяженности маршруты доставки, неравномерное развитие элементов инфраструктуры, транспортных узлов и терминалов при колоссальном влиянии природно-климатического факторов заставляют уделять самое пристальное внимание понятиям неопределенности и транспортных рисков при организации перевозки [12].

В связи с большой протяженностью транспортных артерий в России ремонт и поддержание их требует постоянного финансирования. Лишь треть автомагистралей страны соответствуют нормативам. Качество дорожного полотна вызывает множество нареканий со стороны перевозчиков. Как следствие -быстрая изнашиваемость транспортного парка, которая на сегодняшний день составляет более 50 % (по оценкам Минэкономразвития и Министерства транспорта РФ) [13].

Помимо переоснащения автопарка не всем компаниям-перевозчикам доступно использование в работе программных продуктов электронной логистики, современных digital-устройств, которые позволят повысить качество транспортной услуги и эффективность работы в целом. Выход из сложившейся ситуации для компаний-перевозчиков - привлечение в отрасль инвестиций, как частных, так и государственных, создание

и запуск финансовых программ на государственном уровне, позволяющих бизнесу произвести технологическую реновацию парка. По мнению представителей перевозчиков, за последние годы усилилось давление со стороны государства, а именно возросла налоговая нагрузка, а также были внедрены обязательные сборы (система взимания платы «Платон») [10].

Ожидание финансовой поддержки от государства оборачивается дополнительными финансовыми обязательствами, которые по плану должны быть реинвестированы в дорожную инфраструктуру. На этом фоне организация платных дорог по опыту зарубежных стран вызывает двоякую реакцию. В сложившейся ситуации более мелкие перевозчики видят для себя выход в объединении в более крупные компании, что даст возможность расширения автопарка, снижения издержек на ведение бизнеса.

Вместе с тем нельзя не упомянуть обязанность перевозчика на всех видах транспорта нести ответственность за страхование транспортного средства, обеспечивать его безопасность и сохранность, низкое качество техобслуживания в пути, нехватку квалифицированных кадров, получение и продление лицензий (для компаний, занимающихся особо опасными грузами) - все это требует серьезных финансовых затрат [3].

Таким образом, можно сделать следующие выводы: рынок транспортных услуг можно определить как систему экономических, технологических и других связей между транспортом и потребителями его услуг, видами транспорта и транспортными предприятиями (спрос/предложение транспортных услуг, а также взаимодействие и конкуренция).

К основным тенденциям развития рынка транспортных услуг можно отнести: увеличение объемов рынка и развитие сектора сборных грузов из-за роста интернет-торговли, стремление к сокращению затрат, цифро-визацию и автоматизацию, неравномерное развитие элементов инфраструктуры, транспортных узлов и терминалов на территории страны.

Список литературы_

1. Бегун А. В. Цифровая трансформация рынка транспортных услуг. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2022. С. 12-16.

2. Бегун А. В. Цифровые решения на рынке транспортных услуг. Минск : Белорусский государственный университет, 2021. С. 838-841.

3. Буровцев В. В. Устойчивое развитие рынка транспортных услуг в условиях сертификации. М. : Инфра-М, Российский университет транспорта, 2021. С. 64-67.

4. Еловой И. А. Формирование рынка транспортных услуг. Гомель : Белорусский государственный университет транспорта, 2021. С. 99-101.

5. Кизляк О. П. Становление рынка транспортных услуг в Российской Федерации. СПб.: ВО ПГУПС, 2022. С. 343-348.

6. Киндирова С. И. Основные тенденции цифровизации рынка транспортных услуг. Брянск : Брянский государственный университет имени академика И.Г Петровского, 2021. - С. 157-160.

7. Мазунина Т. А. Анализ проблем рынка транспортных услуг. М. : Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, 2021. С. 243-248.

8. Пеньков Д. А. Проблемы и перспективы регулирования рынка транспортных услуг. Анапа : Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов, 2021. С. 57-60.

9. Сералиев Ж. М. Влияние цифровых платформ на рынок транспортных услуг // Вестник науки и образования. 2021. № 11-1(114). С. 26-29.

10. Торопова Н. В. Россия на мировом рынке транспортных услуг: проблемы и перспективы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 1. С. 84-87.

11. Филатова М. А. Особенности деятельности предприятий транспортной отрасли. Красноярск : Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2018. С. 31-32.

12. Чекмарева Г И. Современное состояние рынка транспортных услуг. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2022. С. 322-326.

13. Швецова А. А. Анализ состояния рынка транспортных услуг в России (на примере автомобильного транс -порта). Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2021. С. 195200.

14. Шляпина Ю. В. Рынок транспортных услуг. Омск : Омскбланкиздат, 2021. 130 с.

References_

1. Begun A. V. Digital transformation of the transport services market. Nizhny Novgorod: National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky, 2022. S. 12-16.

2. Begun A. V. Digital solutions in the market of transport services. Minsk: Belarusian State University, 2021. P. 838841.

3. Burovtsev V.V. Sustainable development of the market of transport services in terms of certification. Moscow: LLC "Scientific and Publishing Center Infra-M", Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport", 2021. P. 64-67.

4. Elovoy I. A. Formation of the transport services market. Gomel: Educational Institution "Belarusian State University of Transport", 2021. P. 99-101.

5. Kizlyak O. P. Formation of the market of transport services in the Russian Federation. St. Petersburg: FGBOU VO PGUPS, 2022. P. 343-348.

6. Kindirova S. I. Main trends in the digitalization of the transport services market. Bryansk: Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, 2021. S. 157-160.

7. Mazunina T. A. Analysis of the problems of the transport services market. Moscow: Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, 2021. S. 243-248.

8. Penkov D. A. Problems and prospects of regulation of the market of transport services. Anapa: Limited Liability Company "Research Center for Economic and Social Processes" in the Southern Federal District, 2021. P. 57-60.

9. Seraliev Zh. M. The impact of digital platforms on the market of transport services. Bulletin of science and education. 2021. No. 11-1 (114). S. 26-29.

10. Toropova N. V. Russia in the world market of transport services: problems and prospects. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Economics and law. 2021. No. 1. P. 84-87.

11. Filatova M. A. Features of the activity of transport industry enterprises. Krasnoyarsk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev", 2018. P. 31-32.

12. Chekmareva G. I. Current state of the transport services market. Rostov-on-Don: Rostov State University of Communications, 2022. P. 322-326.

13. Shvetsova A. A. Analysis of the state of the transport services market in Russia (on the example of road transport). Belgorod: Belgorod State National Research University, 2021. P. 195-200.

14. Shlyapina Yu. V. Market of transport services. Omsk: Omskblankizdat, 2021. 130 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.