Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА И ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА И ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
водные биологические ресурсы / логистика / логистический аутсорсинг / логистический трансформационный центр / aquatic biological resources / logistics / logistics outsourcing / logistics transformation center

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Арский

В исследовании проанализированы основные проблемы и тенденции развития промыслового флота России и портовой инфраструктуры. Формируется вывод о необходимости концентрации продукции из морских биологических ресурсов в логистических трансформационных центрах, обеспечивающих более оперативную их переработку и доставку до конечного потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE FISHING FLEET AND PORT INFRASTRUCTURE IN RUSSIA

The study analyzes the main problems and trends in the development of the Russian fishing fleet and port infrastructure. A conclusion is being drawn about the need to concentrate products from marine biological resources in logistics transformation centers that ensure their more efficient processing and delivery to the final consumer.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА И ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ»

УДК 338.012

doi:10.52210/2224669X_2023_2_128

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА И ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ

А.А. Арский

Аннотация. В исследовании проанализированы основные проблемы и тенденции развития промыслового флота России и портовой инфраструктуры. Формируется вывод о необходимости концентрации продукции из морских биологических ресурсов в логистических трансформационных центрах, обеспечивающих более оперативную их переработку и доставку до конечного потребителя.

Ключевые слова: водные биологические ресурсы, логистика, логистический аутсорсинг, логистический трансформационный центр.

PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE FISHING FLEET AND PORT INFRASTRUCTURE IN RUSSIA

А.А. Arskiy

Abstract. The study analyzes the main problems and trends in the development of the Russian fishing fleet and port infrastructure. A conclusion is being drawn about the need to concentrate products from marine biological resources in logistics transformation centers that ensure their more efficient processing and delivery to the final consumer.

Keywords: aquatic biological resources, logistics, logistics outsourcing, logistics transformation center.

Рыба и другие морские биоресурсы, входят в традиционный для россиянина перечень пищевых продуктов. Разнообразие номенклатур морских биоресурсов, предлагаемых рынком, огромно, однако отечественная отрасль не достигла своих максимумов на данный момент, отрасль по-прежнему находится в стадии своего динамического развития. В этой связи, актуальной задачей теоретиков и практиков отрасли, является задача по поиску эффективных решений, обеспечивающих не только удовлетворение возрастающего внутреннего спроса, но и экономически эффективная экспансия на внешние рынки [1]. Ситуация с санкционным давлением стран запада (противо-

речащим нормам ВТО), хоть и осложняет выход на мировые рынки, но в тоже время, избавляет от иллюзий для дальнейшего стратегического планирования развития отрасли. Таким образом, актуальной задачей, в том числе, является задача по трансграничной кооперации в области добычи и переработки морских биоресурсов [2].

Отрасль добычи и переработки морских биоресурсов (далее - рыбная отрасль), является одной из старейших отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности в нашей стране. Проведя беглый ретроспективный анализ, возможно найти упоминания о рыбной торговле, в том числе с другими странами, еще во времена Древней Руси. Шли годы, шли столетия, Россия, в той или иной политической формации государственного строя, развивала рыбную отрасль по нескольким направлениям, повышающим производительность труда рыбаков и переработчиков рыбы.

Первое направление - совершенствование, модернизация и ввод новых судов добывающего флота (флотилий, судов на которых осуществляется рыбный промысел). В бурный период развития отрасли, во времена СССР, к данному виду судов и его типам предъявлялись высокие требования по производительности, автономности и стоимости конечного продукта (рыбы). В настоящее время Россия успешно модернизирует промысловые флотилии, вводя в их состав современные судна, например, проекта ST-192 («Капитан Соколов», «Капитан Мартынов», «Капитан Вдовиченко», «Механик Сизов») (рисунок 1).

Рисунок 1. Рыболовецкий траулер проекта 8Т-192

Второе направление - развитие, портовой инфраструктуры, принимающей как улов, так и готовую продукцию с промысловых судов. Традиционно, в таких целях производилось строительство специализированных морских рыбных портов, обеспечивающих перевалку рыбной продукции. Примером может служить Владивостокский морской рыбный порт (рисунок 2). В 2021 г. Владивостокский морской рыбный порт стал лидером в России по перевалке морских биоресурсов. Имея мощность переработки в 500 тыс. т рыбы в год и мощность хранения более 35 тыс. т рыбных грузов в холодильных мощностях. В 2022 г., в соответствии с государственной программой развития порт планирует увеличить холодильные мощности на 7 тыс. т.

Третье направление - совершенствование логистической инфраструктуры регионов России. В данном случае рассматрива-

Рисунок 2. Владивостокский рыбный порт

Источник: по материалам www.korabel.ru

ется совершенствование транспортного и складского обеспечения всех отраслей промышленности с учетом региональных аспектов. Именно это направление является объектом данного исследования. Данный выбор, обусловлен экономическим законом спроса и предложения. Спрос на рыбную продукцию может возрастать при ее стандартном качестве и снижающейся стоимости на рынке. Как известно снижение стоимости на рынке возможно в следствии только двух факторов: снижении маржинальной прибыли (уменьшение торговой наценки) и снижении стоимости и объема логистических издержек (которые в стоимости некоторых номенклатур, составляют до 80 %).

Во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (далее - ВНИРО), учеными исследуется экономическая проблематика развития отраслевых транспортно-логистических систем, так одной из научных работ, выполняемых под эгидой ВНИРО, должно стать авторское научное-прикладное исследование «Формирование и развитие логистических центров водных биологических ресурсов Российской Федерации». В данном исследовании будет определен комплекс проблем, ограничивающих экономический потенциал отрасли, и будут представлены направления профилактики данных проблем и совершенствования алгоритмов логистической системы отрасли. Комплекс проблем, выраженный синергетическим негативным эффектом, представлен в таблице 1. Также в таблице представлены текущие и перспективные негативные эффекты, снижающие конкурентный потенциал России и вредящие ее продовольственной безопасности.

Проблема № 1, представленная в таблице 1, вызвана различной плотностью населения территорий России и различным уровнем дохода. Данные факторы относиться к факторам макросреды и соответственно не могут быть изменены в угоду микросреды региона или предприятия. Возникает необходимость изменения условий микросреды, для гармонизации как текущего, так и перспективного состояния проблемы путем совершенствования логистических цепей поставок водных биологических ресурсов, от мест их генерации и производства, до мест конечного устойчивого, массового потребления [3; 6].

Таблица 1

Комплекс проблем организации и функционирования логистических систем предприятий переработки морских биоресурсов

№ Проблема организации и функционирования логистической системы Текущее негативное воздействие (коэффициент) Перспектива снижения экономического потенциала отрасли

1 Удалённость массового конечного потребителя (мегаполисы) (Р) от традиционных территорий промысла и переработки при росте потребления (V) Р -ерс-' > i Р-- ' при Р ^ max Население мегаполисов увеличивается (увеличивается объем потребителей) V персп. < 1 V- , Дефицит товарных номенклатур, повышение розничных цен, импорт морских биоресурсов

2 Высокий уровень логистических издержек (С), обусловленный отсутствием бизнес-кооперации отечественных участников рынка в сравнении с зарубежными производителями (импортерами) (I) С 1 С иност. Отсутствие конкурентных цен на некоторые российские номенклатуры товаров на мировом рынке I персп. > 1 I-ущ _ Увеличение доли импортной продукции (>1) или стагнация выпуска отечественных номенклатур (=1)

3 Текущее состояние развития логистического аутсорсинга, не отвечающее запросам возрастающего спроса Бизнес-планирование осуществляется большинства субъектов малого и среднего бизнеса не на научной основе, не учитывает статистику, динамику в синергии с мерами государственной поддержки отрасли Стагнация напряженности конкурентного поля территории, на которой базируются предприятия отрасли. Картельные ценовые сговоры крупных игроков и как следствие повышение розничных цен

Проблема № 2, обусловлена недостаточно высоким уровнем подготовки руководителей и специалистов, осуществляющих планирование, организацию и контроль производственной и коммерческой деятельности отрасли на уровне малого и среднего бизнеса. Возникает необходимость качественной подготовки руководителей и специалистов данного направления с учетом теоретико-практико-ориентированного подхода в управлении бизнес-процессами. По своей сути на начальном этапе необходима аппроксимация моде-

лей управления предприятием и его действиями на отечественном рынке с учетом мер государственной поддержки, кооперативного сотрудничества и экспортной экспансии. С другой стороны, должна последовательно и в полном объеме быть реализована Транспортная стратегия России, рассчитанная до 2030 г. Так как именно государство, должно обеспечить совершенствование транспортной межрегиональной транспортной инфраструктуры, в том числе с учетом транзитного таможенного потенциала нашей территории [4; 7].

Проблема № 3, состоит в отсутствии необходимой положительной динамики роста количества логистических аутсорсеров, обслуживающих отрасль и смежные с ней отрасли транспортных перевозок и услуг склада. Данную проблему не стоит рассматривать как проблему наличия каких-либо посредников в цепи поставок, увеличивающих издержки и тем самым увеличивающих розничную цену на водные биологические ресурсы для потребителя, наоборот, такие компании следует рассматривать как агентов, более качественно исполняющих свою работу и тем самым профилактирующих риски разного рода. В обосновании того, что услуги аутсорсеров не окажут критического влияния на итоговую розничную цену, можно констатировать, что аутсорсеры будут использовать алгоритмы консолидации грузов, массовое хранение товарных партий, что снижает логистические издержки в виду действия экономического эффекта масштаба. Данные алгоритмы работы аутсорсеров с предприятиями отрасли, возможно реализовать на базе логистических центров, в которых будет проводиться весь комплекс логистических процессов, обеспечивающий распределение товарных партий как на внутреннем, так и на внешнем ранке. Преимуществом данных комплексов, будет являться повышенная мощность хранения товарных партий, более низкая стоимость железнодорожного тарифа (обусловленная большим объемом аренды железнодорожных вагонов), возможность многократного увеличения ассортимента из продукции нескольких производителей в одной товарной партии (перевозимой в контейнере в адрес конечного потребителя) [5].

Научная новизна данного исследования, состоит в обобщении комплекса проблем, оказывающих негативное влияние на отрасль добычи и переработки водных биологических ресурсов, а также к приглашению к научной дискуссии на тему научного поиска

и применения на практике эффективных подходов к профилактике и решению данных проблем [3; 4]

Совершенствование логистических систем распределения предприятий добычи и переработки водных биологических ресурсов, является необходимым условием выхода отечественных товаров отрасли на отечественный рынок же. В условиях отсутствия подобных решений, отечественный рынок будет наводнен импортными биоресурсами, качество и цена которых не всегда отражает текущие потребности россиян.

Библиографический список

1. Арский А.А. Сущность и понятие модернизации в теории управления логистическими системами пищевой промышленности // Маркетинг и логистика. 2020. № 3 (29).

2. Арский А.А. Трансграничное сотрудничество Российской Федерации и КНР в области органической продукции // Маркетинг и логистика. 2020. № 1 (27).

3. Бетин О.И., Труба А.С., Черданцев В.П. Управление развитием сельских территорий через улучшение сервисных услуг // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2021. № 5 (74).

4. Бетин О.И., Дусаева Е.М., Труба А.С. Повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса через реализацию стратегии развития // Труды ВНИРО. 2020.

5. Бетин О.И., Труба А.С., Черданцев В.П. Расширение ассортимента рыбной продукции // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 1.

6. Шайлиева М.М. Трансформация товарной политики регионов // Маркетинг и логистика. 2021. № 4 (36).

7. Шайлиева М.М. Посткризисное развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе Центрального федерального округа // Маркетинг и логистика. 2021. № 1 (33).

А.А. Арский

кандидат экономических наук, доцент докторант

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, г. Москва Е-mail: arskiy@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.