УДК 332.13
doi:10.52210/2224669X_2022_4_206
ЭФФЕКТ МАСШТАБА В ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА
А.А. Арский
Аннотация. В исследовании представлены факторы макросреды, учитываемые в модели эффекта масштаба, относящиеся к действию закона спроса и предложения, а также напряженности конкурентного поля. Обосновывается вывод о необходимости непрерывного мониторинга динамической среды рынка логистических услуг с целью оперативного реагирования на негативные изменения позиции логистического трансформационного центра в нем.
Ключевые слова: эффекта масштаба, логистический трансформационный центр, логистика.
ECONOMIES OF SCALE IN ASSESSING
THE ECONOMIC ACTIVITY
OF A LOGISTICS TRANSFORMATION CENTER
A.A. Arskiy
Abstract. The study presents the factors of the macro environment taken into account in the scale effect model, related to the operation of the law of supply and demand, as well as the intensity of the competitive field. The conclusion about the need for continuous monitoring of the dynamic environment of the logistics services market in order to promptly respond to negative changes in the position of the logistics transformation center is substantiated.
Keywords: law of economies of scale, logistics transformation center, logistics.
Логистические трансформационные центры, предназначенные для перевалки грузов мультимодальных перевозок, должны быть построены на научных принципах планирования и управления логистическими системами. Научный подход обусловливает, как минимум учет реализации экономических законов в логистической системе трансформационного центра. Отсутствие учета положений того или иного экономического закона повышает риски логистической системы, могущие привести к полному неисполнению
логистической функции системой. «Малое зло» отсутствия учета факторов реализации того или иного экономического закона в системе приводит к упущенной выгоде или значительному снижению экономической эффективности логистической системы (например, повышает издержки или периоды времени реализации операций в логистическом процессе).
Из множества экономических законов, учет которых при логистическом планировании должен носить комплексный характер, в данном исследовании будет рассмотрен закон эффекта масштаба. Частная задача исследования - определение влияния фактора эффекта масштаба на увеличение перевалки грузов в логистическом трансформационном центре [1].
Само по себе рассмотрение модели эффекта масштаба не представляет научного интереса, так как оно рационально и общеизвестно (1).
А = В + --, (1)
где:
А - себестоимость логистической услуги в рассматриваемом периоде;
В - переменные расходы трансформационного центра по оказанию логистической услуги в рассматриваемом периоде; С - общие условно-постоянные расходы трансформационного
центра по оказанию логистической услуги в рассматриваемом периоде;
В - объем предоставляемых логистических услуг в рассматриваемом периоде.
Однако, научный интерес в представленной модели вызывают результаты комплексного факторного анализа, при котором установлено, что на параметр В оказывает влияние комплекс факторов макроуровня региональной экономики [4]. При этом возможно оценить влияние каждого фактора по признаку рационального и иррационального показателя, который каждый отдельный фактор принимает при реализации в системе. Представим факторы макросреды, оказывающие воздействие на параметр объема оказанной логистической услуги (таблица 1).
Таблица 1
Факторы макросреды при оценке эффекта масштаба
№ Фактор макросреды Рациональное значение Иррациональное значение Тренд
1 Объем проса на логистическую услугу Прогнозируемое динамическое увеличение спроса Падение спроса, не связанное с объективными факторами (например, сезонностью) Колебание показателя себестоимости во время пикового увеличения спроса и пикового спада
2 Напряженность конкурентного поля территории Уход игроков с рынка, перераспределение клиентской базы, ведущее к увеличению спроса Выход на рынок новых компаний или понижение тарифов действующих на рынке компаний-конкурентов Концентрация на формировании лояльности клиентов с учетом действий (предложений) конкурентов
Фактор макросреды № 1, представленный в таблице 1, подчинен известному закону спроса и предложения, что приводит к необходимости учета взаимного действия законов экономики при логистическом планировании. Данный фактор и динамика его воздействия на логистическую систему трансформационного центра может быть выражен через увеличение или снижение спроса на логистическую услугу, при этом прослеживается последующая зависимость с фактором макросреды № 2, где действие того же закона спроса и предложения может быть проиллюстрировано «переделом рынка» логистических услуг. Прогноз по спросу на логистическую услугу трансформационного центра учитывает фактор сезонности, например, при организации трансформационного центра предприятий добычи и переработки морских биологических ресурсов, учитываются факторы продолжительности путины (миграции промысловых рыб) или перевалки сельхозпродукции, идущей на экспорт (зерно, кукуруза, подсолнечник и т.д.) [3]. Следует отметить, что к факторам макросреды можно отнести и инфляцию, которая рано или поздно оказывает влияние на повышение стоимости логистической услуги в связи с ростом условно-переменных издержек [2].
Фактор макросреды № 2, представленный в таблице 1, отражает напряженность конкурентного воздействия на территории, способность замещения исполнителя, предоставляющего логистическую услугу на прочих исполнителей при сопоставимом качестве и стоимости логистической услуги у них. Динамика изменения компаний на рынке, возможные коллаборации и изменение профиля основной деятельности конкурентов в данном случае являются базисом для прогнозирования напряженности конкурентного поля, в том числе с учетом картельного сговора и монополизации отдельных видов логистических услуг. Колебания возможны при использовании конкурентами мер государственной поддержки (субсидировании), обеспечивающих реализацию проектов развития конкурентов. Отсутствие учета влияния фактора напряженности конкурентного поля, равно как и перспективных планов конкурентов на территории, неизбежно приводят к снижению конкурентного воздействия на конкурентов в формате борьбы за клиента.
На основании представленных ваше факторов можно сформировать рекомендации по учету данных факторов в планировании логистической деятельности трансформационного центра с целью последующей оценки его экономической деятельности:
1. Спрос на логистические услуги трансформационного центра зависит от стоимости услуги и от качества маркетинговой политики при формировании лояльности клиентов, которая берет свое начало от оптимизации издержек, а именно - от снижения стоимости условно-переменных издержек логистической системы.
2. Безусловным приоритетом в учете фактора конкурентного воздействия, является непрерывный мониторинг (ежедневный) количественных и качественных критериев оценки качества предоставляемой конкурентами услуги. Соответственно, количественные критерии - это стоимость услуг и объем их реализации, а качественный критерий - объем претензий клиентов по качеству предоставленных конкурентами логистических услуг.
Научная новизна данного исследования состоит в формировании подхода в оценке факторного воздействия на один из параметров модели эффекта масштаба с позиции закона спроса и предложения и напряженности конкурентного поля территории [2; 3].
Прикладное значение оценки влияния факторов макроуровня на модель эффекта масштаба состоит в учете и использовании возможностей для увеличения объема клиентов и объема оказания им логистической услуги в логистическом трансформационном центре [5].
Библиографический список
1. Арский А.А. Фактор эффекта масштаба в модели Уилсона Economic order quantity // Маркетинг и логистика. 2019. № 4 (24).
2. ВахрушевВ.Ю., ХуджатовМ.Б. Таможенная логистика в санкционных условиях // Маркетинг и логистика. 2022. № 3 (41).
3. Тебекин А.В. Разработка критериев оценки эффективности адаптации управляемых хозяйственных систем к климатическим изменениям // Маркетинг и логистика. 2022. № 4 (42).
4. Шайлиева М.М. Трансформация товарной политики регионов // Маркетинг и логистика. 2021. № 4 (36).
А.А. Арский
кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры международной торговли и внешней торговли РФ Всероссийская академия внешней торговли Е-mail: arskiy@list.ru