Научная статья на тему 'Проблемы и тенденции пространственно-функционального развития города Воронежа'

Проблемы и тенденции пространственно-функционального развития города Воронежа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
517
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / CITY / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА / SPATIAL DEVELOPMENT OF THE CITY / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА / FUNCTIONAL DEVELOPMENT OF THE CITY / ТЕНДЕНЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / TENDENCIES OF SPATIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Трещевский Ю.И., Руднев Е.А.

Цель работы - оценка проблем и перспектив пространственного развития города-миллионника город Воронеж. Дискуссия: перспективы стратегического развития крупных городов России, необходимость которого определена Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определяются, в значительной степени, решением задачи эффективного сочетания их пространственных и функциональных характеристик. Обшей проблемой большинства городов-миллионников является формирование принципиально новой производственной среды, обусловливающей необходимость перераспределения производственных площадок, создания современных транспортно-логистических комплексов, изменения структуры рабочей силы и систем жизнеобеспечения. Результаты - на примере Воронежа предложены стратегические решения, позволяющие создать эффективную, отвечающую современным требованиям, пространственно-функциональную среду города-миллионника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND TENDENCIES OF SPATIAL AND FUNCTIONAL DEVELOPMENT OF THE CITY OF VORONEZH

The work purpose - assessment of problems and the prospects of spatial development of the million-plus city the city of Voronezh. Discussion: the prospects of strategic development of the large cities of Russia which need is defined by the Federal law of June 28, 2014 No. 172 - the Federal Law «About Strategic Planning in the Russian Federation» are defined, substantially, by the solution of a problem of an effective combination of their spatial and functional characteristics. Sheathe a problem of the majority of million-plus cities is formation of essentially new production environment causing need of redistribution of production sites, creations of modern transport and logical complexes, changes of structure of labor and life support systems. Results - on the example of Voronezh are proposed the strategic solutions allowing to create effective, meeting the modern requirements, spatial and functional environment of the million-plus city.

Текст научной работы на тему «Проблемы и тенденции пространственно-функционального развития города Воронежа»

УДК 332.145

Ю. И. Трещевский, Е. А. Руднев

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДА ВОРОНЕЖА

Аннотация: цель работы — оценка проблем и перспектив пространственного развития города-миллионника город Воронеж. Дискуссия: перспекти вы стратегического развития крупных городов России, необходимость которого определена Федеральным законом, от 28 июня, 2014 года Nq 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определяются, в значительной степени, решением задачи эффективного сочетания их пространственных и функциональных характеристик. Обшей проблемой большинства городов-миллионников является формирование принципиально новой производственной среды, обусловливающей необходимость перераспределения производственных площадок, создания современных транспортно-логических комплексов, изменения структуры рабочей силы и систем жизнеобеспечения. Результаты — на примере Воронежа предложены стратегические решения, позволя ющие создать эффективную, от вечающую современным требованиям, пространственно-функциональную среду города-миллионника.

Ключевые слова: город, пространственное развитие города, функциональное развитие города, тенденции пространст венного развития

UDK 332.145

Ум. I. Treshchevsky, Е. A. Rudnev

PROBLEMS AND TENDENCIES OF SPATIAL AND FUNCTIONAL DEVELOPMENT OF THE CITY OF VORONEZH

Summary: the work purpose — assessment of problems and the prospects of spatial development of the million-plus city the city of Voronezh. Discussion: the prospects of strategic development, of the large cities of Russia which need is defined by the Federa l law of June 28, 2014 No. 172— the Federal, Law «About, Strategic Planning in the Russian Federation» are defined, substantially, by the solution of a problem of an effective combination of their spatial, and functional, characteristics. Sheathe a problem of the majority of million-plus cities is formation of essentially new production environment causing need of redistribution of production sites, creations of modern transport, and logical complexes, changes of structure of labor and life support, systems. Results — on the example of Voronezh are proposed the strategic solutions allowing to create effective, meeting the modern requirements, spatial and functional environment of the million-plus city.

Keywords: city, spatial development of the city, functional development, of the city, tendencies of spatial, development.

Введение

В процессе написания статьи использованы программные документы федерального уровня, задающие ориентиры развития экономики страны в целом, ее отраслей и комплексов, видов экономической деятельности, отдельных процессов и субъектов хозяйствования. В их числе: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде-

рации на период до 2020 года [1]; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [2]; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года |3|: Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [4]; Закон Воронежской области от 19.06.2015 № 114-03

«О стратегическом планировании в Воронежской области» |Г>).

В качестве теоретических источников использованы научные работы представителей Воронежской школы управления социально-экономическими системами, связанные с управлением развития регионов, муниципальных образований, разработкой и реализацией стратегий развития субъектов РФ [6, 7, 8, 9, 10, 11].

Проблемы и перспективы пространственно-функционального развития города Воронежа

Главным документом, определяющим пространственно-функциональные характеристики городов, являются генеральные планы, предполагающие развитие городских округов. Для городского округа город Воронеж определены следующие пространственно-временные характеристики: жилые зоны — 21 %; общественно-деловые зоны — 1,5 %; производственные зоны — 8,7 %; зоны инженерных и транспортных инфраструктур — 6 %; рекреационные зоны, в том числе, зеленые насаждения специального назначения, земли государственного лесного фонда, водные объекты, набережные — 53,3 %; зоны сельскохозяйственного использования — 5,5 %; зоны специального назначения, в том числе режимных объектов — 4 %.

В целом по городу позитивные пропорции сложились между жилыми и рекреационными территориями. Напротив, доля инженерных и транспортных инфраструктур недостаточна для их эффективного функционирования.

Особенностью Воронежа является отсутствие в границах городского округа свободных территорий, благоприятных для застройки, особенно — жилого назначения. Данное обстоятельство вызвало необходимость рассматривать для городского жилищного строительства территории, расположенные вне его границ но основным (вылетным) направлениям, условно совпадающим с федеральными транспортными коридорами (М-4, Р-193), что предусмотрено генеральным планом. В настоящее время распространение многоэтажной застройки на сельскую местность фактически формирует городскую агломерацию, основанную, в наибольшей степени на расширении жи-

лых зон, не в полной мере обеспеченных транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой.

В то же время, следует отметить, что на окраинах города и территории смежных с ним поселений активно ведется производственное (индустриальные парки «Масловский» и «Перспектива»), логистическое строительство, размешаются крупные торговые центры («Метро», «Касторама», «Град», «Ле-руа-Мерлен» и т. д.). Таким образом, на периферии города, где строится жилье, создаются рабочие места, объекты торговли и услуг массового спроса. Налицо прогрессирующий процесс агломерирования регионального центра, который проявляется и в его пространственном расширении, и в укреплении социально-экономических позиций смежных с Воронежем поселений в ареале 1,5—2-часовой транспортной доступности.

В прогнозах развития российской экономики подчеркивается усиление роли городских агломераций в обеспечении экономического роста страны и региона. Всего за шесть лет (2010—2015 гг.) на территории агломерации было построено 7,7 млн кв. метров общей площади жилых домов (Воронеж, Рамонский, Новоус-манский, Семилукский районы). Воронежская агломерация на федеральном уровне оценена как одна из наиболее перспективных в ЦФО. В настоящее время на территории Воронежской агломерации проживает 1,3 млн человек, что составляет 56 % всего населения области.

В Воронежской агломерации будут, по-прежнему, более высокие, чем средние по области темпы роста экономики, позволяющие развить имеющиеся полюса развития, центры инноваций и притяжения населения. Исходя из этих предпосылок, Воронежская агломерация должна стать не только взаимоувязанной системой, но и более привлекательной в инвестиционном и социальном отношении территорией.

В то же время, собственно территория городского округа имеет определенные противоречия в экономическом, пространственном и социальном развитии. В первую очередь их продуцируют пространственно-функциональные подсистемы территории с признаками функциональной деградации:

— ветхий и аварийный жилой фонд послевоенной застройки, подлежащий сносу, требующий замены преимущественно новыми многоэтажными жилыми зданиями повышенной комфортности;

— территории, занятые преимущественно ветхим усадебным фондом, требующие расширения основного массива капитальной застройки и оформления наиболее ответственных градостроительных узлов;

— морально и технологически стагни-рующий пятиэтажный жилой фонд, сформированный в 6-х годах XX века, требующий модернизации с целью улучшения условий проживания и обновления городской среды;

— производственные зоны предприятий, прекративших свою деятельность;

— производственные зоны действующих малорентабельных предприятий, оказывающих негативное влияние на экологическую ситуацию в городе;

— сложные для освоения в инженерном отношении территории.

Вовлечение в городское развитие указанных пространственно-функциональных подсистем уже перешло в практическую плоскость. Город нарабатывает опыт по выносу предприятий за городскую черту (ООО «Воронежсельмаш»), рекультивации и повторного освоения территорий под комплексное жилое строительство с торговой, инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, а также по развитию застроенных территорий со сносом ветхого жилья.

Таким образом, городской округ город Воронеж имеет и внешние, и внутренние территориальные ресурсы системного социально-экономического и пространственного развития.

Однако имеется целый ряд проблем и ограничений такого развития.

Объективные ограничения градостроительной деятельности связаны с размещением в городе либо вблизи от города стратегических объектов федерального и регионального значения: Нововоронежская АЭС, международный аэродром «Чертовиц-кое», аэродром Минобороны России «Балтимор», аэродром экспериментальной авиации ПАО «ВАСО».

Зона наблюдения Нововоронежской АЭС распространяется на южные окраины го-

родского округа и, практически, не препятствует освоению перечисленных выше территориальных ресурсов. Ситуация с аэродромами значительно серьезнее: весь город находится в приаэродромной территории. Комплекс ограничений (высотных параметров застройки, шумовых, радиолокационных и др.) должен учитываться при планировании любого городского строительства.

Также ограничения градостроительной деятельности создают производственные предприятия городского округа, многие из которых составляют основу промышленного сектора экономики города. Планирование жилищного и общественного строительства на смежных с производственных территорий связано с решением целого комплекса проблем. Это нормативное обустройство санитарно-защитных зон, проведение мероприятий по техническому переоснащению предприятий с целью уменьшения их негативного влияния на экологию города, это анализ рентабельности и эффективности производств с целью принятия решения о целесообразности выноса таких производств за пределы селитебных зон либо принятия решения о выносе жилья из са-нитарно-защитных зон таких предприятий.

Проблемой города, особенно остро проявившейся в последнее пятилетие, является дисбаланс жилищного строительства и его инфраструктурного обеспечения, что стало результатом высокой активности строительного комплекса, политики государственной, региональной и муниципальной поддержки строительства жилья эконом-класса для российских семей, ориентированной на «квадратные метры», а также возросшего благосостояния граждан, выразившегося, в том числе, в стремительном росте уровня автомобилизации.

Данные диспропорции ослежняют возможность реализации на территории городского округа принципа создания комфортной городской среды:

— улично-дорожная сеть городского округа не справляется с имеющимся транспортным потоком и имеет значительные по протяженности участи с ненормативным покрытием;

— имеется дефицит объектов образования и здравоохранения как в части емкостных показателей, так и в части показателей пешеходной (транспортной) доступности;

— имеются проблемы (количественные и качественные) по инженерному обеспечению территорий города, проблемы ЖКХ;

— преобладает тенденция повышения этажности жилой застройки до 17—25 этажей с превышением нормативных показателей интенсивности использования территории и, как следствие, с уменьшением площади дворового пространства многоквартирного жилого дома за счет сокращения озелененных территорий, площадок благоустройства;

— проблема размещения парковок, как приобъектных у зданий общественного, делового назначения, так и для автомобилей, находящихся в собственности населения жилых зон. Общая тенденция — отказ от традиционного использования гаражей, стоянок в пользу парковки «под окном» на безвозмездной основе и, в целом, изменение соотношения площади городских территорий с твердым, преимущественно, асфальтовым покрытием к площади озеленения в сторону первого;

— почти повсеместный отказ от использования подземного пространства;

— низкое качество планировочных решений новых жилых кварталов (микрорайонов), неэстетичная архитектура новых жилых зданий, что в целом ухудшает и частную среду непосредственных обладателей такого жилья, и впечатление от города у потенциальных инвесторов, жителей, гостей Воронежа.

К неэффективно используемым в настоящее время, но обладающим мощным ресурсом развития, следует также отнести Воронежское водохранилище и прилегающие к нему территории. Акватория водохранилища критически загрязнена, набережные — фрагментарно благоустроены. Тем не менее, дислокация водного объекта в геометрическом центре города, историческое и панорамное окружение, дают основание рассматривать данную территорию как потенциальное многофункциональное общегородское общественное пространство, могущее значительно повлиять на облик, образ, имидж города, а также компенсировать инфраструктурные пустоты, как минимум, в системе объектов спорта, рекреации и туризма.

В качестве перспективных направлений совершенствования пространственно-функциональных подсистем города в рам-

ках концепции «Умный город» необходимо отметить:

— редевелопмент производственных территорий; создание индустриальных парков; создание транспортно-логистического узла;

— модернизацию международного аэродрома «Чертовицкое»;

— расширение использования передовых технологий в домостроительстве, ЖКХ;

— организацию дорожного движения строительство и реконструкцию уникальных общественных объектов с архитектурой высокого эстетического порядка («Зимний», «Камерный», «Зеленый» театры и др.);

— реконструкцию общественных рекреационных пространств городского значения с привлечением лучших отечественных и зарубежных архитекторов, дизайнеров, что в результате обеспечило высокое качество таких пространств (парк «Динамо», парк «Алые паруса», сквер Маршака и т. д.);

— поэтапное внедрение дизайн-регламента, как инструмента преображения архитектурного облика городской .¡астрой геи.

Выводы

Учитывая вышеизложенные проблемы и тенденции, совершенствование пространственно-функциональных подсистем города можно представить в виде следующих положений:

1) Центр города — его визитная карточка. Необходимо создание условий д.ля реализации туристического потенциала Воронежа путем соответствующего функционального насыщения исторической части города в сочетании с задачами сохранения памятников истории и культуры при одновременном улучшении организации движения транспорта, благоустройства и озеленения, в том числе, зоны, прилегающей к акватории Воронежского водохранилища, с формированием системы пешеходных и вело- маршрутов.

2) Город в современных границах — основное внимание необходимо уделить качественной организации и позитивному переустройству городской среды, в первую очередь — приоритетному развитию городского коммунального хозяйства; модернизации улично-дорожной сети, жилого фонда; благоустройству жилых и общественных территорий; развитию современной социальной

инфраструктуры (образовательных учреждений дошкольного, школьного, среднего профессионального, высшего образования; лечебно-профилактических учреждений; спортивных комплексов и т. п.).

3) Воронежская агломерация — как зона взаимосвязанных пространственно-функциональных подсистем различного профиля, где важно системное решение вопросов экономики, транспорта, инженерии, социального благополучия, экологии, использования территориального, трудового, при-родно-ресурсного потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. — URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 21.10.2017).

2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. — URL: http:// goverment.ru (дата обращения: 21.10.2017).

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_123444/ (дата обращения: 08.09.2017).

4.0 стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 21.10.2017).

5. О стратегическом планировании в Воронежской области : Закон Воронежской области // КонсультантПлюс. — URL: http:// www.consultant.ru/regbase/cgi/ online,cgi?req =doc&base=RLAW181&n=65596#0 (дата обращения: 08.09.2017).

6. Агибалов Ю. В. Местное самоуправление в Воронежской области: этапы станов-

ления и развития : монография /Ю. В. Агибалов. — Воронеж : Правительство Воронежской области, 2014. — 76 с.

7. Гриценко С. В. Развитие экономики и социальной сферы муниципальных образований Воронежской области: экономико-статистический анализ / С. В. Гриценко, Е. А. Шубина. — Воронеж, 2013. — 248 с.

8. Преображенский Б. Г. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике: монография / Б. Г. Преображенский, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. Воронеж, 2003. Сер. Межрегиональные исследования в общественных науках / Воронеж. Межрегион. ин-т обществ, наук (МИОН). — 160 с.

9. Рисин И. Е. Региональная кластерная политика: концептуальное методическое и инструментальное обеспечение : монография / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. —М. : Русайнс, 2015. — 168 с.

10. Трещевский Ю. И. Динамика доходов региональных бюджетов в кризисный пери-род / Ю. И. Трещевский, С. В. Седыкин // Регион: системы, экономика, управление. — 2012. — № 4 (19). — С. 41—47.

11. Хицков И. Ф. Прогноз научно-технологического развития Воронежской области по направлению «АПК и пищевая промышленность» до 2030 года : монография / И. Ф. Хицков [и др.]. — Воронеж: Изд-во ГНУ НИИЭО АПК ЦЧР России, 2014. — 93 с.

Воронежский государственный университет

Трещевский Ю. И., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления организациями

E-mail: utreshevski@yandex.ru

Тел.: 8-952-555-87-84

Руднев Е. А. аспирант кафедры экономики и управления организациями

E-mail: fopus@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.