Научная статья на тему 'Проблемы и стратегии развития автомобильного транспорта социалистической Республики Вьетнам'

Проблемы и стратегии развития автомобильного транспорта социалистической Республики Вьетнам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ЭКОНОМИКА / СРВ (СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ) / СТРАТЕГИЯ / SRV (SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM) / TRANSPORTATION / ECONOMY / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чан Хоанг Тхыонг

Рассмотрены проблемы и стратегическим тенденциям развития автотранспорта Вьетнама, его роли в интенсификации внешне-экономической деятельности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DEVELOPMENT STRATEGY FOR ROAD TRANSPORT OF THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

Problems and strategic trends of development in road transportation of Vietnam and its role in the intensification of foreign economic activities of the country.

Текст научной работы на тему «Проблемы и стратегии развития автомобильного транспорта социалистической Республики Вьетнам»

• снижение научных исследовании в строительно-дорожном и коммунальном машиностроении и утрата квалифицированных научных и конструкторских специалистов;

• угрожающее отставание смежных отраслей, которые комплектуют создание строительно-дорожной техники;

• старение основных производственных фондов;

• непомерно завышенные процентные ставки по кредитам в коммерческих банках по этим предприятиям.

Невнимание к развитию строительно-дорожного и коммунального машиностроения привело к системной проблеме этой отрасли машиностроения, заключающейся в сложившемся дисбалансе между структурой производственных мощностей, техническим уровнем выпускаемой техники и потребностью федеральных и территориальных органов в современной высокопроизводительной технике.

Все это в конечном итоге привело к тому, что уровень фактической оснащенности российских дорожников не соответствует нормам, определяемым Отраслевым дорожным нормативом Федеральной дорожной службы России ОДН 218.014-99 «Нормативы потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог» [6], направленным на:

• улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог и повышение безопасности дорожного движения за счет повышения уровня механизации и качества выполнения основных технологических процессов;

• расширение применения многоцелевых шасси с набором сменного рабочего оборудования, позволяющих сократить парк машин и обслуживающий персонал и обеспечить оперативное использование техники круглогодично;

• сокращение разномарочности машин и упрощение благодаря этому технического обслуживания и ремонта техники, снижение эксплуатационных затрат.

В такой сложной и разветвленной экономике, какой является экономика Российской Федерации - как по масштабам потребностей машиностроительной продукции, так и по географическому расположению потребителей техники - для инновационного развития отрасли строительно-дорожного и коммунального машиностроения Российской Федерации, а так же эффективного содействия развитию приоритетных направлений отечественного комплекса по производству коммунальной, строительной и дорожной техники, с учетом интересов многих отраслей экономики России, повышению их конкурентоспособности, требуется объединение усилий российских производителей.

Литература:

1. Приказ ФДС РФ от 12.08.1999 N 272 «Об утверждении «Нормативов потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог» (вместе с «Нормативами потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог ОДН 218.014-99»). Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=EXP;n=328928

2. Вейг Н.В. Автореферат «Выбор метода определения износа при оценке стоимости машин и оборудования, Санкт-Петербург,

2009.

3. Словари и энциклопедии «Академик». Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/169/

%D0%9C%D0%90%D0%A8%D0%98%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95

4. Исследовательская компания ID-Marketing. «Российский рынок коммунальных машин в 2009 - 1 квартале 2010 гг». Режим доступа: http://www.id-marketing.ru/production/komunalnie-machini-2009-1-kv-2010

5. Портал об автодорожной строительной и спецтехнике. «Обзор рынка коммунальной техники». Режим доступа: http://www.adc-tehnika.ru/content/review/3393/ Obzor-rynka-kommunalnoj-texniki/

ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

Чан Хоанг Тхыонг, аспирант кафедры экономики автомобильного транспорта, Московский Автомобильно-Дорожный

Государственный Технический Университет (МАДИ)

Рассмотрены проблемы и стратегическим тенденциям развития автотранспорта Вьетнама, его роли в интенсификации внешнеэкономической деятельности страны.

Ключевые слова: Транспорт; Экономика; СРВ (Социалистическая Республика Вьетнам); Стратегия.

PROBLEMS AND DEVELOPMENT STRATEGY FOR ROAD TRANSPORT OF THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

Tran Hoang Thuong, the post-graduate student, Department of Economics of road transport, Moscow State Automobile & Road Technical University

Problems and strategic trends of development in road transportation of Vietnam and its role in the intensification offoreign economic activities of the country.

Keywords: Transportation, Economy, SRV (Socialist Republic of Vietnam); Strategy.

Современная сеть автодорог Вьетнама формируется и распре-де-ляется равномерно и рационально по всей территории страны, по-скольку экономический рост требует совершенствования и развития в первую очередь транспортной системы, особенно автодорожного транспорта. При строительстве инфраструктуры автодорожного транспорта Вьетнама до 2020 г. необходимо учитывать, что автодо-рожный транспорт — важнейшее звено и ключевой участник в эко-номической, социально-общественной, культурной деятельности и безопасности страны. Его развитие стимулирует перераспределение производительной силы и является предпосылкой успешного выпол-нения политики «открытых дверей». По сравнению с другими вида-ми транспорта автотранспорт более мобильный, оперативный, более доступный и общественный. Во Вьетнаме автотранспорт занимает в грузообороте лишь 12-14% (т./км) и 63-65% (т.), а в перевозке пас-сажиров (чел./км) - 62-75% и (чел.) -79-87%.

Это, в свою очередь, преопределяет следующее. Основсная цель

стратегии развития автотранспорта до 2015 и в перспективе до 2020 гг. - сохранение и улучшение состояния имеющихся дорог одновременно со строительством новых современных дорог и мостов, кольцевых и транспортных магистраслей, соединяющих важней-щие экономические зоны, приграничные районы, соседние страны и важные морские порты. Планируется строительство главной высокоскоростной трассы, параллельной двум существующим дорогам 1А и дорогие имени Хошимина по всей протяженности страны от Севера до Юга. В отличие от дороги 1А новая трасса не будет проходить через многонаселенные пункты. Это обеспечит высокую скорость передвижения автомобилей.

При планировании развития сети государственных автодорог принимается в расчет, что темпы развития автомобильного транспорта на период 2010-2020 гг. Составля 11-16%. Особое внимание обращается на развитие сети автодорог в труднодоступных и высокогорных местностях.

Важная часть в планировании развития автотранспорта - про-

гнозирование объема перевозок, осуществляемое на основе про-гнозиремых экономических показателей.

Стратегия развития транспортных коммуникаций в целом и автотранспорта в частности тесно связана с уровнем социальноэкономического развития страны. Поэтому определение потребности в перевозках строится на основании плановых показателей социально-экономического развития народного хозяйства СРВ.

Анализ и оценки социально-экономического и транспортного состояния Вьетнама в 2000-2010 гг. И планирование уровня его социально-экономического развития на период 2011-2020 гг. Позволяют прогнозировать потребностив перевозках на основе сочетания двух следующих способов:

■ Способа экономического сценария: на основании прогноза социально-экономического развития всей страны и её главных отраслей. Потребность в перевозках основных продуктов планируется, исходя из минимальных затрат на основании критериев оптимизации.

■ Способа экстраполяции: с помощью упругой модели, включающей такие параметры, как ВНП, структура валового продукта промышленности и строительства, валовой продукт других отраслей и ВНП на душу населения.

Упругая модель определяет соотношение между приростом перевозок и приростом ВНП на определенный момент (1):

Где: Yt- объем перевозки года 1;;

Х( - экономический показатель года 1 (ВНП или ВНП на чел.);

Е^ коэффициент упругости.

Из стратегии развития экономики определяется прирост ВНП на разные моменты времени, а на основании коэффициента упругости - прирост объема перевозок. Из значения достигнутого объема товаров и услуг в настоящее время и планируемого прироста в будущем определяются объемы товаров, нуждающихся в перевозках.

В расчетах по многофакторной модели используется следующая формула:

У£ = + ^2-^2)

Где: У. - объем перевозки на момент 1;

Х1;- ВНП промышленности и строительства на момент 1;

Х2.- ВНП других отраслей на момент 1;

а0, а1, а2- коэффициенты соотношения.

Результаты планирования социально-экономического развития Вьетнама до 2020 года, приводятся в табл.1.

Показатели табл.1 используются для расчета планируемого объема перевозок товаров и пассажиров всеми видами транспорта в целом и автотранспортом в часности, что нашло отражение в табл.2.

Во Вьетнаме международные перевозки грузов осуществляются

смешанным способом всеми видами транспорта, включая автомобильный, морской, воздушный и железнодорожный. Основной объем международных перевозок грузов страны Индокитая приходится на транспортную систему Вьетнама. Международные грузы поступают в морские порты СРВ, откуда вывозятся автомобильным транспортом В Лаос и Камбоджу. Аналогично завозятся и экспортные грузы этих стран в морские порты СРВ для дальнейшей перевозки морским транспортом в разные государства мира. С ростом экономики страны и углублением экономического сотрудничества со странами членами АСЕАН, неперерывно увеличивается объем внешней торговли, что существенно влияет на объем работы транспорта.

Учитывая приведенные технико-экономические параметры, учитывая, что специфика перевозок внешнеторговых грузов предлагает комплексные использования различных видов транспорта с обязательным увеличением использования автомобильного для перемещения как внутриторговых, так и транзитных грузов, впроцессе работы было проведено социологическое обследование фирм и предприятий, вовлеченных в эти процессы. По авторской программе обследовано 150 фирм и предприятий, занимающихся внешнеторговыми операциями. Выявлено, что после обязательного завоза грузов морским транспортом наибольший удельный вес в их пере-мешении по территории СРВ принадлежит автомобильному транспорту (табл.3). Что полностью подтверждает особое значение его развития на перепективу до 2020 гг. включительно.

Сегодня Вьетнам усиливает интенрацию в транспортной области. Участи Вьетнама в строительные трансрегиональных, трансазиатских автомобильных и железнодорожных магистраслей способствует модернизации инфрастуктуры всей его транспортной системы. В первую очередь Вьетнам должен довести состояние имеющихся дорог до международных стандартов, построить современные дороги с развязками, обеспечивающими бесперебейное и вы-сокоскростное движение транспортных средств. Число дорог, присоединяющихся к трансазиатской магистрасли Вьетнама, составляет 11. В связи с перегруженностью автодорог в г.Ханое и Хошимине передвижение грузовых автомобилей грузоподъемностью более 2,75 т. по городам ограничивается промежутком от 0 до 6 часов утра. Это сильно снижает эффективность перевозки товаров автомобильным транспортом. На период до 2020 г. планируетс строительство в этих городах автомобильных и железных дорог на эк-стакадах, тоннелей, концевых и развязочных узлов и мостов. Для реализации этой программы требуется большой объем капиталов-жений и трудовых ресурсов. По предварительным расчетам на период 2005-2015 гг. потребуется 195843 млрд.донгов. Из этой суммы 60,32% будет выделено на развитие инфраструктуры и техническое обслуживание существуюшей системы автодорожного хозяйства и развития автомобильного транспорта. При этом 41% всех капиталовжений планируется получить в виде кредитов, выделяющихся по программе официальной помощи (ОДА), 59% - от внутренних источников (1 рубл = 700 донгов)

Средняя дальность перевозки грузов во Вьетнаме сегодня составляет 100-200 км. Большинство фирм используется для перевозки своих товаров автомашины грузоподъемностью от 3 до 5 т. Средняя скорость транспортных средств менее 40-60 км/ч., в то

Таблица 1. Прогнозирование и возможность экономического развития до 2020 г.

Показатели Единица 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. Среднегодовой прирост (%)

измерения 2005-2010 гг. 2011-2015 гг. 2016-2020 гг.

1 .Население Тыс.чел 76653 82988 88244 97480 1,35 1,25 1,0

2.ВНП (в ценах 2001 г.) Млрд.донг 256629 3977,75 551700 987540 7,6 6,7 6,0

З.ВНП на чел Тыс. донг 3347 4793 6252 10130 — —

4.Структура ВНП % 100 100 100 100 — —

- Сель хозяйство % 25,4 20 17 17 4.0 3,8 3,8

- Промышленность и строительство % 35 37 40 40 9,0 8,0 6,0

- Сервис % 41,6 43 43 43 7,0 6,0 6,0

5.Экспорт Млн.долл 11636 28422 54644 137610 16 14 10

6.Экспорт на чел Долл. 152. 342 619 1411 — — —

7.Производство продовольствия на чел Кг/чел 447 450 450 450

Таблица 2. Прогнозирование потребности в перевозках 2001—2020 гг.

Показатели Единица 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. Прирост(%)

измерения 2005—2010 гг. 2011—2015 гг. 2016—2020 гг.

1.Перевозка товаров В том числе: млн. т. 119,54 187,06 252,77 501,9 6,65 7,4 7,1

• автотранспортом • % обеспечения млн. т. % 82,112 68,7 125,72 67,2 186,1 73,6 343,44 68,4 7,0 6,3

2,Грузооборот В том числе: млн. т./км 13303,3 21624 .38702,3 78175,8 10,0 7 6,5

• автотранспортом млн. т./км 4553,2 5622 9206,1 17942,3 8,0 7,0 6,45

• % обеспечения % 34,2 26,0 23,8 23,0 — — —

З.Перевозка пасс-ров В том числе: млн. чел 752 1198 1870 4299

• автотранспортом млн. чел 608,4 1004 1616 3826 — — —

• % обеспечения % 80,88 83,76 86,42 90,49 — — —

4.Пассажи рооборот В том числе: млн. чел./км 25169,2 41482,7 67017,5 156937,7 — — —

• автотранспортом млн. чел/км 16543,3 27288,2 43948 104040,9 — — —

• % обеспечения % 65,7 65,8 65,6 66,3 — — —

Таблица 3. Характеристика использования транспортных услуг внешнеторговыми предприятиями СРВ

Виды транспорта Количество фирм % от опрошенных Средняя доля участия данного вида транспорта в перевозке фирмы

Морской 135 96,4 74,03

Воздушный 38 27,1 14,68

Железнодорожный 13 9,3 19,46

Автодорожный 136 97,1 23,71

время как в развитых странах этот показатель составляет 70-80 км/ ч и более.

Стратегическое планирование развития автодорожного транспорта предлагает строительства новых высокоскоростных трасс с современными развязками, мостами и узлами, парал-лельных с транснациональной магистралью.

Литературы:

1. Ежегодная статистическая книга 2010 (Nien giam thong ke

2010. Hanoi.: Nha xuat ban thong ke. 2010. — 599 с. ) - на вьетнамском языке.

2. Некоторые мнения о стратегии развития транспортной сис-

темы до 2010 г. и ориентирование до 2020 г. (Mot so у kien ve chien luoc phat trien giao thong van tai den nam 2010 va dinh huong den nam 2020. Ha noi, 2010. ) - на вьетнамском языке.

3. Планирование развития автомобильного транспорта для ускорения индустриализ-щации и моделизации Вьетнама до 2020 года (Quyhoach phat trien giao thong van tai duong bo phuc vu CNH-HDH Viet nam den nam 2020. Hanoi, Bo giao thong van tai. 2006. — 112 c.) - на вьетнамском языке.

5. http://www.worldbank.com

6. http://www.polpred.com

7. http://www.mt.gov.vn

8. http://www.gso.gov.vn

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.