УДК 004.9+004.3
ПРОБЛЕМЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
Жабреев B.C., Давыдова Н.Д., Буденный С.П.
Аннотация. В статье рассматривается необходимость внедрения инновационного менеджмента в образование, то есть внедрения бережливого обучения, организации и осуществления инновационных образовательных технологий, мониторинга разработки и внедрения инноваций и другого. При этом учителя и преподаватели должны выступать в качестве эффективных менеджеров. Для этого им необходимо освоить теорию и практику современного менеджмента. Частью современного менеджмента в высшей школе является внедрение системы менеджмента качества. В вузах России возникают проблемы выбора конкретной реализации системы менеджмента качества, ее элементов, связей между элементами, а так же проблемы при автоматизации функционирования данной системы. Учитывая особенности инновационного образования, в частности, применение современных средств мониторинга образовательного процесса и изменение принципов организации учебного процесса, в образовательных учреждениях используют тестирование обучающихся на разных стадиях обучения. Тестирование позволяет оценить личностные (информационные) характеристики человека, что может быть использовано в процессе обучения для повышения его эффективности, в профориентации и психодиагностике. Применение методологий «Бережливое обучение» и «Шесть сигм» позволяет максимизировать социально-экономическую эффективность деятельности образовательного учреждения.
The article is dedicated to necessity of introduction of innovative management in education, that is, the introduction of lean training, organization and implementation of innovative educational technologies, monitoring the development and implementation of innovations and other. At the same time teachers at all levels of education should act as effective managers. To do this they need to learn the theory and practice of modern management. Part of modern management at the higher school is
quality management system introduction. In higher education institutions of Russia there are problems of a choice of concrete realization of quality management system, its elements, communications between elements, and as problems at automation of functioning of this system. Taking into account features of innovative education, in particular, the use of modern means of monitoring educational process and change of the principles of the educational process, educational institutions use the testing of students at different stages of the learning. Testing allows estimating personal (information) characteristics of the human that can be used in the course of education for increasing its efficiency, in vocational guidance and psycho diagnostics. Application of methodologies «Lean Training» and «Six sigma» allows maximizing social-economic efficiency of educational institution activity.
Ключевые слова: инновационный менеджмент в образовании, особенности инновационного образования в высшей школе, функции инновационного менеджмента, самооценка специалистов, мотивация обучающихся, система менеджмента качества, информационные характеристики человека, информационная ригидность, информационное сопротивление, информационная долговременная память, способ оценки информационных характеристик человека, методология «Бережливое обучение», методология «Шесть сигм».
Innovative management in education, features of innovative education at the higher school, functions of innovative management, self-estimation of specialists, motivation of students, quality management system, information characteristics of the human, information rigidity, information resistance, information long-term memory, way of an estimation of information characteristics of the human, methodology «Lean Training», methodology «Six sigma».
«Должна ли страна быть бедной? Фактически в 1950 г. Япония имела отрицательный платежный баланс. В стране нет природных ресур-
СОДЕИСГв
ГаЛ
сов - нефти, угля, железной руды, меди, марганца, даже леса. Более того, Япония имела широко известную репутацию производителя бросовой продукции и была вынуждена экспортировать товары в обмен на продукты питания и оборудование. Вырваться из этого порочного круга можно было, только повысив качество. С этого момента потребитель становится самым важным звеном производственной линии. Это был серьезный вызов высшему менеджменту Японии... Если Япония может служить примером, то возможно, что любая страна с достаточным населением и хорошим менеджментом, которая произведет оригинальную продукцию, востребованную рынком, не должна быть бедной. Наличие природных ресурсов не обязательно для процветания. Благополучие нации зависит от людей, менеджмента и правительства гораздо больше, чем от полезных ископаемых. Проблема в том, как построить правильный менеджмент. Было бы ошибкой экспортировать американский менеджмент в дружественную страну... Какая страна в мире наименее развитая? Несмотря на сокровища в виде умений и знаний миллионов безработных, на недостаточно или неверно используемые, подвергающиеся злоупотреблению навыки и знания целой армии людей, работающих на всех уровнях производства во всех отраслях промышленности, Соединенные Штаты сегодня - самая недоразвитая страна в мире... [1; с. 32-34] Еще несколько замечаний в адрес высшего менеджмента Японии. Первым препятствием, которое предстояло преодолеть, работая с руководителями высшего звена Японии в 1950 г., было распространенное убеждение, что конкуренция с промышленностью Америки и Европы невозможна из-за репутации поставщика низкокачественных потребительских товаров, которую Япония заработала ранее. В 1950 г. я предсказал (Слушайте меня, и через 5 лет вы будете конкурировать с Западом. Продолжайте слушать до тех пор, пока Запад не будет просить защиты от вас), что в течение пяти лет японские товары наводнят мировые рынки и что уровень жизни в Японии со временем сравняется со стандартами наиболее процветающих стран мира... Основой для моего предсказания послужили: 1) наблюдения за
японской рабочей силой; 2) эрудированность японских менеджеров, их преданность работе, а также сильное желание учиться; 3) вера в то, что японский менеджмент осознает собственную ответственность и доведет начатое до конца; 4) распространение образования с помощью .Ш8Е» [1; с. 413]. Отсутствие широкой системы повышения компетенции в области менеджмента сказывается и в профессиональной подготовке, в результатах труда преподавателей, руководителей и исполнителей. При этом необходимо создавать условия и применять инструменты и технологии реализации личностноориентированного подхода [2; с. 85-88]. Ниже представлен пример характерной самооценки специалистов в одной из организаций (Табл. 1).
Большинство слушателей проявляет «желание работать» (п. 17). Слушатели уделяют внимание тому, что «требуется ... от исполнителя обладание особыми способностями, уровнем интеллекта, навыками устной речи, ловкостью рук и т.п. для удовлетворительного выполнения работы...» (п. 16). По остальным показателям «человеческие ресурсы» по результатам самооценки реализуется на 50 %. При этом наблюдается слабая информированность о целях, низкая организованность, неполная стандартизация процессов, неразвитая система мотивации, слабо развитый обмен передовым опытом, существенные материальные потери. Как известно, наблюдается низкая мотивация обучающихся в образовательных учреждениях.
Более того, высшее руководство России, богатой природными ресурсами, говоря о несущественных улучшениях, в отличие от Деминга, называют плановые цифры 15-20 и более лет, которые потом не подтверждаются. Назрела необходимость в интересах процветания организаций и, как следствие, развитие экономики в стране, необходимо создавать систему образования в области менеджмента, полагая, что на производстве и в образовании преподаватели и учителя должны освоить теорию и практику современного менеджмента. Усвоив при этом, что менеджмент - это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией [3]. «Начальники», учителя и преподаватели должны стать эффективными менеджерами.
Таблица 1
Пример характерной самооценки специалистов
№ Показатели «человеческих ресурсов» Да-1 Нет-0
1 Знает ли исполнитель, каких достижений от него ждут и что полезно с точки зрения операционных процессов? 0,9 Информация о целях 0,5
2 Измеряем ли мы то, что следует, используя показатели, соотносящиеся с поставленными целями, и получает ли исполнитель обратную связь от этих показателей ? То есть, получает ли он информацию о качестве своей текущей работы настолько быстро и часто, насколько это возможно? 0,6
3 Точны ли применяемые показатели и просты ли для понимания? 0,6
4 Относятся ли применяемые показатели к тем, что зависят от человека? 0,6
5 Говорят ли применяемые показатели исполнителю о том, что у него не получается так, как надо? 0,5
6 Есть ли адекватные руководства или инструкции с примерами выполнения работы, позволяющие не держать все в памяти? 0,5
7 Можно ли считать эти руководства и инструкции образцами простоты и ясности изложения? 0,5
8 Насколько вы уверены в том, что у исполнителя есть вся нужная информация, представленная понятно и четко? 0,2
9 Построена ли существующая система - способы выполнения работы так, что обеспечиваются оптимальные результаты (отсутствие потерь)? 0,2 Методы работы 0,5
10 Поддерживают ли оптимальные результаты применяемые методы, показатели, процедуры, информационные технологии и др.? 0,5
11 Можно ли было работать лучше, чтобы обеспечить оптимальные резуль -таты? 0,8
12 Существуют ли внешние мотивирующие факторы (стимулы, сдельная заработная плата, премии и т.п.), отвлекающие от адекватных результатов и заставляющие стремиться к вознаграждению, а не к выполнению самой работы? 0,7 Природа мотивации 0,5
13 Организована ли работа так, что исполнители испытывают достаточную внутреннюю мотивацию (от действительно хорошей работы) для наилучших результатов? Отметим, что внутренняя мотивация опирается на знание результатов, т.е. на соответствие показателей целям. 0,4
14 Может ли человек не выдерживать установленные стандарты, даже если от этого зависит его жизнь, а он сам имеет адекватную информацию и методы и обладает внутренней мотивацией? 0,6 Знания 0,55
15 Знает ли тот, кто хорошо работает, нечто, чего не ведают их коллеги? 0,5
16 Требуется ли от исполнителя обладание особыми способностями, уровнем интеллекта, навыками устной речи, ловкостью рук и т.п. для удовлетворительного выполнения работы? 0,9 Личные качества 0,9
17 Есть ли технические или экономические возможности для реорганизации работы таким образом, чтобы добиться эффективного соответствия между требованиями к результатам и тем, что индивид хотел бы делать? 0,9 Желание работать 0,9
СОДЕИСГв
ГжД
В российской практике сотни публикаций в области менеджмента, в то же время реальные результаты абсолютно несопоставимы с опытом зарубежных организаций и с потребностью современного состояния экономики. Это касается и образовательных учреждений. Изменить положение внедрением просто менеджмента уже не достаточно. Значительно более существенные возможности у инновационного менеджмента. При этом следует учесть особенности инновационного образования:
- использование новых образовательных технологий, обучение с использованием ИКТ;
- использование новых подходов в организации образовательного процесса, в том числе в повышении производительности труда обучающихся и преподавателей с применением современных средств мониторинга образовательного процесса;
- использование в образовательном процессе современных, принципиально новых знаний;
- резкое изменение принципов организации учебного процесса в соответствии с достижениями в области менеджмента и технологий образования;
- широкое применение компьютерной техники, ГОЕБ, БРБ-методологий, СЛЬ8-технологий;
- принципиальное изменение отношений с потребителями образования.
К важным функциями инновационного менеджмента в образовании можно отнести:
- научное прогнозирование инноваций в образовании;
- планирование инновационных научноисследовательских работ;
- организация и осуществление инновационных образовательных технологий;
- менеджмент инновационного потенциала преподавательского состава и сотрудников;
- мониторинг разработки и внедрения инноваций;
- внедрение бережливого обучения и т.д.
Такие подходы требую высокой подготовки в области менеджмента. Без этого инновационное развитие не осуществится. Нельзя добиться инновационного качества образовательного процесса без качественного инновационного менеджмента.
К настоящему времени ведущие вузы России разрабатывают и внедряют систему менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000. При этом толкование понятий, принципов и инструментария стандарта различно. Возникает проблема выбора конкретной реализации системы менеджмента качества, ее элементов, связей между элементами. Неопределенность существует и при автоматизации функционирования системы менеджмента качества.
Блок-схема автоматизированного функционального моделирования представляет контекстную диаграмму (Рис. 1) [4; с. 29].
В зависимости от того, что будет на входе и на выходе процесса выполнения функции, зависит вид «механизма», управления и промежуточных процедур (Если, например, изготовляются пельмени, представлено мясо, то нужна мясорубка. Если на входе процесса изготовления фарш, то мясорубка не нужна. Если пряности и добавки не будут соответствовать виду мяса, пельмени будут невкусными и т.д.). Важна также последовательность действий. Системный подход предполагает учет причинноследственных связей. Если мыслить, пользуясь только логикой, то могут быть недоразумения.
Например, когда мы используем при анализе системы только логику. «Если температура вашего тела поднимется, то вы вспотеете. Но если вы вспотеете, то температура тела понизится. Если формально следовать вышеприведенной логической схеме, отсюда следует: если температура растет, то она снижается. Это какая-то логическая бессмыслица, но, тем не менее, именно с такого рода случаями мы сталкиваемся каждый день». Данный пример показывает, почему логическое суждение - это не то же самое, что причинно-следственная связь. Дело в том, что последняя разворачивается во времени. Логические утверждения часто имеют обратную силу, они могут быть перевернуты. Но вот с причиной и следствием ничего подобного проделать нельзя. Как уже отмечалось, в системах действуют петли причинноследственных связей, так что «следствие» в одной части петли может позднее оказаться «причиной» изменений другого элемента цикла [4; с. 256].
■Ґ А Ч
fAl
Рис. 1. Контекстная диаграмма функционального моделирования
По стандарту ИСО в результате деятельности (работы), выполнения функции организация передает потребителю свою продукцию. «Какую же продукцию производят (выпускают) вузы? Они готовят и выпускают в жизнь бакалавров (специалистов), инженеров, магистров и кадры высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) целого ряда специальностей. Вузы разрабатывают и издают учебнометодическую и научную литературу, создают научно-техническую продукцию и даже отдельные виды промышленной продукции. Вузы предоставляют консультационные, информационные и дополнительные образовательные услуги» [5]. По мнению автора цитируемой работы, «основная продукция вуза - квалифицированный специалист (На входе абитуриент, на выходе квалифицированный специалист.), которого готовит вуз из «сырья», поставляемого «поставщиками» - школами, лицеями и колледжами. В процессе обучения по конкретной специальности (по ходу технологического процесса) это «сырье», став студентом («полупродуктом»), постепенно приобретает знания, умения, навыки и, наконец, становится квалифицированным специалистом, то есть постепенно
превращается в «конечную продукцию» [1; с. 256]. Такое представление больше приносит негативных последствий, чем пользы. Например, в «механизме» предусматривается «лепка» из студента инженера. Существует другое мнение. «В связи со спецификой деятельности высшего учебного заведения, процесс отбора абитуриентов отождествляется с процессом закупок» [5; с. 50]. Непонятно у кого и за какие деньги покупается абитуриент. Модель системы менеджмента качества в сфере образовательной деятельности предполагает на выходе образовательного процесса «образовательную услугу» [6; с. 12]. Это не верно. (Может означать, что в парикмахерской результатом является осуществление стрижки, а не прическа). В другой работе «Обобщенная типовая модель системы качества образовательного учреждения предполагает на входе требования потребителя, на выходе - результаты деятельности. Потребитель - абитуриент» [6; с. 32]. На выходе предполагается результат деятельности, что соответствует стандарту ИСО. Хотя четкой формулировки результата на модели не представлено, а абитуриент может быть не принят в вуз и не будет потребителем.
СОДЕИСГв
Га \
Более развернутое и системное представление дано в зарубежной литературе.
«Потребитель. В зависимости от контекста под этим термином в справочном пособии могут подразумеваться все или отдельные представители перечисленных сторон: Учащийся (промежуточный потребитель, авт.); родители или предприятия-клиенты и др. [7; с. 15] ... вариантами определений продукции учебного или образовательного учреждения могут быть: повышение уровня квалификации, знаний или умений учащихся, привитие им определенных жизненных позиций или ценностей». На рисунке 2 представлена контекстная диаграмма с обобщением опыт моделирования в различных вузах России и за рубежом. Детализация характера потоков в связях с внешней средой определяется значимостью каждого фактора с точки зрения эффективности процесса, повышения качества образовательных услуг и зависит от объективных и субъективных факторов всех участников процесса. Например, студент является промежуточным потребителем, участником образовательного процесса - «сотрудником » преподавателей, осуществляющим про-
цесс изучения (обучения самого себя), и поставщиком средства мышления (мозг), физической и духовной энергии. Отсюда требуется многообразие средств взаимодействия со студентом, которые могут применяться для повышения качества «выхода» и обеспечения удовлетворенности конечного потребителя (предприятия-клиента). Необходимо «установить четкие взаимодействия процессов, в ходе выполнения которых рождается новое качество, не присущее ни одному из них в отдельности. Решить эту задачу поможет эффективная система менеджмента. При этом процессный подход, положенный в основу создания такой системы, обеспечит возможность целенаправленно улучшать отдельные процессы и деятельность вуза в целом на основе согласованных усилий всех участников процессов. Задача руководства вуза - не «управлять» преподавателями и сотрудниками, а создать среду, позволяющую сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого преподавателя и сотрудника. Механизм создания такой среды - система менеджмента качества вуза, охватывающая все виды и аспекты его деятельности» [8].
AUTHOR: Zh^EEH PRBJKT: 1
■ ИТЭ1: 1 2 Э і S Е 1 В 9 ID
0ЛТЕ:СЕ пг.зт REV: ОЗГН.І
■ ювлкіша READER DATE
DRAFT
RSDHIEIDED
PUBLCATBI
TCP
ГОС ВПО,
устав вуза, приказы директора, положение о кафедре, правила внутреннего распорядка и др. Все, что коор динирует процесс.
1 Потребности 1фе дприяттш, учр е зкде Hint, iraip н бно с ти о бучае мых и др. потр е 6 нте пе й И hJi о р тащи о баз ое ье* знаниях и умениях абнтур ие нт-Ец сту дента. Научные достк+кнш:
Г,П1р О Е О Г О С О О Ьщй С ТЕ-El.
Б lie, чти используется и пер е р аб атыЕ ае тг я.
Повышение компетенции и нравственности выпускников, повышение ур овня квалификации, зтний или умений учащихся, развитие определенных жизненных позиций или ценностей. Все, что приобретают заинтересованные стор оны-потр ебители.
О бра з ое ат ечьная
деятельность
вуза
'3 преподаватели, студенты,сотрудники, материальные ресурсы и др.
Все, что участвует в о существ лен преобразована "входа в выход", но не входит в состав продукции, услуги.
1-0
Образовательная деятельность вуза
Рис. 2. Контекстная диаграмма образовательной деятельности вуза
Еще большие отклонения существуют при обсуждении более фундаментальных тем. На высоком уровне за основу берутся понятия: конкуренция, работодатель, востребованность, конкуренция, от СМК к МК бизнеса и др., вместо перехода от «дикого капитализма» к цивилизованной экономике, к партнерству, к удовлетворению и предвосхищению потребностей предприятий-клиентов и других внешних и внутренних потребителей, имеющих особенности «человеческого фактора». При компетентном подходе структуру человеческого фактора можно представить в виде структуры, показанной на рисунке 3.
Компетентность людей в области менеджмента - системное мышление, активное участие государственной власти всех уровней в мотивации и активной поддержке организаций при создании СМК в различных сферах на уровне цивилизованных стран будет способствовать более ускоренному развитию экономики России.
Еще большие различия в понимании существуют при обсуждении более фундаментальных тем, включая понимание и значимость «человеческого фактора» [8] для социальноэкономического развития (Рис. 3).
В настоящее время в образовательном процессе широко используется тестирование для оценки приобретённых знаний. При этом в процессе тестирования можно оценить информационные характеристики обучающего при осознании вопроса и формировании ответа после прочтения вопроса: информационную ригидность, информационную долговременную память (Рис. 4) [4].
При тестировании измеряется время осмысления и формирования ответа, определяется информационный ток внутреннего контура, и по уравнениям рассчитывается информаци-
онная долговременная память п, информационная ригидность при осмыслении и формировании ответа ^, информационное сопротивление между оперативной памятью и долговременной памятью ^ .
Под информационным сопротивлением понимается время реакции обучающегося на полученную информацию (время исполнения), которое исчисляется от момента начала обдумывания ответа до момента дачи ответа на вопрос. Ригидность в данном случае - активное противодействие, оказываемое психикой человека при осмыслении и формировании ответа.
Рассмотренный порядок определения информационных характеристик обучающегося позволяет оценить информационные характеристики обучающегося и рационально организовать образовательный процесс, а также установить уровень подготовки, т.е. оценить влияние «человеческого фактора» на обучение. Способ может быть также применён в практике психодиагностики, в профориентации и кадровом отборе для различных профессий.
Рассмотренный порядок определения информационных характеристик обучающегося позволяет оценить информационные характеристики обучающегося и рационально организовать образовательный процесс, а также установить уровень подготовки, т.е. оценить влияние «человеческого фактора» на обучение. Способ может быть также применён в практике психодиагностики, в профориентации и кадровом отборе для различных профессий.
В рамках инновационного менеджмента в образовании целесообразно внедрение методологий «Бережливое обучение» и «Шесть сигм».
ЧЕЛОВЕК - живое существо, в отличие от животного облалаюшее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ют. // Носитель каких-л.
качеств. свойств
(обычно с определением); личность. 2. Обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств
Духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни,
ФАКТОР - движущая сила, причина какого-л. процесса, явления, определяющая его характер
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ - (англ. human factors) Психологические, физиологические (в частности, информационные), антропометрические, и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях, движущие силы его взаимодействия (управления) с объектом.
Система социальных, экономических, производственных, научнотехнических, организационноправленческих и др. отношений; все. что относится к человеку как субъекту деятельности Б разных сферах общественной жнзнн.
Чел о в еч ескнн ф а ктор в системе управления охраной труда и промышленной
безопасности
«человеческий капитал»
производительная сила
Информационная
память, информаци-
онное сопротивление.
информационная
ригидность человека,
информационная
логическая сила
*
'личный фактор" (введено в связи с изучением ошибочных действий человека, влекущих за собой аварии на производстве и транспорте) включает индивидуальные характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует.
Индекса развития
человеческого по-
тенциала
исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных качеств люден:
□ ценностные ориентиры;
□ нравственные принципы;
□ нормы поведения в сфере труда, досуг*, потребления;
□ жизненные планы;
□ уровень знаний и информированности;
□ характер трудовых и социальных навыков;
□ установки и представления о личностно значимых элементах социальной жизни: о социальной справедливости, о правах и свободе человека, о гражданском долге и т.д.
радагндзсиЕ
Т
гартнтнкаг сзгзъ
ассощатишаг гзгзъ
ГОСТ РИСО 9000
Рис. З. Структура человеческого фактора
/■ А Ч
fAl
Система бережливого обучения, как элемент любой бизнес-стратегии, реализующей принципы бережливого производства, направлена на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда [10], в
рассматриваемом случае - эффективности обучения. Согласно методологии бережливого обучения можно выделить потери обучения (Табл. 2).
Таблица 2
Скрытые потери обучения_______________________________________
№ п/п Скрытые потери обучения. «Бережливое производство» [11] Скрытые потери инструмента. «Бережливое производство» [10] Скрытые потери обучения. «Бережливое обучение». Информационный подход
1 Перепроизводство Перепроизводство Образование, невостребованное конечным потребителем
2 Брак Дефекты и переделка «Пробелы » образования
3 Лишние операции и перемещения на рабочем месте Передвижения Передвижения преподавателей, обучающихся, оборудования, не добавляющие необходимого образования потребителям
4 Потери при транспортировке Перемещения Перемещения на большие расстояния или во времени преподавателей, обучающихся, оборудования, не добавляющие необходимого образования потребителям
5 Избыточные запасы Запасы Излишние запасы книг, оборудования сотрудников, разделов образования
6 Излишняя обработка Излишняя обработка Излишнее дополнительное образование
7 Простои Ожидание Нарушение последовательности и непрерывного образования по разделам
Используя методологию «Шесть сигм», можно указать основные принципы образовательного учреждения с точки зрения удовле-
творенности нужд потребителя (обучающегося, предприятия). Принципы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные признаки системы
Признаки «шесть сигм» [10] Признаки «образовательного учреждения»
Ориентация на клиента Ориентация на потребителя образования [12]
Финансовые результаты Прирост прибыли образовательного учреждения
Вовлечение руководства Вовлечение директора, зам. директора, руководителей подразделений [13]
Приверженность сотрудников От 1% до 2% являются ответственными исполнителями в системе «шесть сигм», остальные сотрудники регулярно участвуют в системе «шесть сигм» [13]
Инфраструктура Иерархия конкретных ролей
Применять методологии «Бережливое производство» и «Шесть сигм» лучше в совокупности.
Интегрирование методов «бережливое производство» и «шесть сигм» необходимо, поскольку:
- «бережливое производство» не может добиться статистической управляемости процессов;
5_УМК
/''.Требования 'к
'образованию
- «шесть сигм» не могут значительно увеличить доход в сравнении с издержками.
Применительно к образовательному процессу карты процессов (Рис. 5, 6) позволяют визуализировать «бережливое обучение & шесть сигм», способствует выявлению резервов по ка -честву образования и уменьшению издержек.
/6_Методы
(Инструменты)
2_Состояние
процессов
Поставить востребованное образование. Устранить потери
3_Востребованное образование ______£___________
7__Руководство^
8_П реп ода вател и
7
4_Устранённые потери
ЭМатериапьно-техническое
обеспечение
Рис. 5. Контекстная диаграмма процесса организации бережливого обучения + 6 сигм
/■ А Ч
fAl
Рис. 6. Декомпозиция процесса организации бережливого обучения + 6 сигм
Интегрированный метод «Бережливое обучение + шесть сигм» позволяет максимизировать социально-экономическую эффективность деятельности образовательного учреждения, в соответствии с Типовым положением о высшей школе [14], путём достижения наивысших темпов совершенствования в области удовлетворения потребителей образования, издержек, качества, скорости процесса и дохода.
«Система менеджмента качества - это, быть может, последняя надежда на сохранение и развитие вузовских традиций и обеспечение будущего страны «интеллектуальным потенциалом» [11, 12, 15]. Это утверждение не менее важно для других организаций и отраслей. Поэтому овладение менеджментом и самоме-неджментом является важным условием ускоренного социально-экономического развития России.
Литература
1. Деминг, Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Эдвардс Деминг; Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: «Альпина Паблишерс», 2009. - 419 с.
2. Яковлева, Г.В. Современные подходы в работе со слушателями системы повышения квалификации / Г.В. Яковлева. - Научнотехнический журнал // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: «Фотохудожник». - 1(10)2012. - с. 85-88.
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
4. О'Коннор, Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О'Коннор, Иан Макдермотт. - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2006.
5. Руководство по качеству Уральского государственного университета путей сообщения.
- Екатеринбург, 2007.
6. Дубейковский, В.И. Практика функционального моделирования с All Fusion Process Modeler 4.1. Где? Зачем? Как? / В.И. Дубовиц-кий. - М.: «Диалог-Мифи», 2004.
7. Руководство к применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования / Пер. с англ. А.Л. Раскина. - «Стандарты и качество», 2002.
СОДЕИСГв
ГаЛ
8. Полховская, Т.М. О системе менеджмента качества вуза / Т.М. Полховская. - М.: «МИ-СиС»,2006. - www.mc.misis.ru
9. Память человека / Всем помогу! All Rights Reserved. 2012 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vsempomogu.ru/ phsiholog/270.html.
10. LEAN - Бережливое обучение. Непрерывный поток обучения / Аналитический центр LEANCOR, 1999-2010 [Электронный ресурс]. -URL: www.leancor.ru/article2/10393
11. Человеческие факторы / Мир словарей
[Электронный ресурс]. - URL:
http://mirslovarei.com/content_psy/CHELOVECHE SKIE-FAKTORY-2636.html.
12. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества.
Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования. Дата введения 2007-06-01.
13. Майкл, Л. Джордж Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства / Джордж Л. Майкл; Пер. с англ. - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005.
14. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71).
15. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2006.